Как сделать киношное соотношение сторон
Киношное соотношение сторон 2.39:1 | Кадрирование
Зачем обрезать фотографии до кинематографического соотношения сторон 2.39:1?
Кадрировать или не кадрировать, вот в чем вопрос. Есть множество аргументов как за, так и против обрезки. Многие фотографы считают, что это обман, попытка «исправить» фотографию во время редактирования. «Если это не так, как вы это видели первоначально, то вы не должны искажать изображение, изменив его с помощью обрезки». Также люди часто считают, что съемка в «родных» для камеры пропорциях идеальна как для художественных, так и для технических целей. Я согласен с тем, что кадрирование может стать дурной привычкой. Тем не менее, я не согласен с тем, что ограничение соотношения сторон изображения базовым делает вас более «профессиональным» или лучшим фотографом. Стандартное соотношение сторон 3:2 или 4:3 в большинстве камер часто ограничивает некоторые изображения, либо наполняет их лишними деталями, засоряя кадр. Если вы хотите подчеркнуть сюжетную составляющую снимка, почему бы не придать ему кинематографическое соотношение сторон 2,39:1?
Теперь об удобстве использования данного формата. При кадрировании стоит опираться на 2 главных аспекта: улучшение выразительности фотографии и удобство дальнейшего использования изображений. Убирая из кадра лишнее, мы повышаем его выразительность. Меняя соотношение сторон мы меняем и то, как идет взгляд человека по фотографии, а значит и восприятие динамики на снимке. Квадратный кадр можно охваитить одним взглядом, он проще считывается. Стандартное соотношение стророн (2:3) универсально для фото в альбомной и портретной ориентации, лучше всего подходит для покадровой печати. Кадрирование в соотношении 16:9 лучше подходит для просмотра фото на телевизоре. При этом оно всё еще не полностью занимает всё поле зрения. 21:9 дает ощущение максимального погружения в сюжет снимка. Более широкие, панорамные изображения заставляют взгляд скользить по горизонтали (реже по вертикали), замечая больше деталей и усиливая эффект присутствия, но затрудняя целостное восприятие сюжета. Что касается удобства использования таких широких изображений, то телевизор и монитор либо покажет нам черные полосы сверху и снизу, либо сам отсечет края изображения по бокам. Некоторые модели автоматически протянут кадр слева направо. Я смотрю фотографии с ноутбука (16:10), монитора (16:9), либо с iPad (4:3), у всех этих устройств соотношение сторон различно. При этом самым удобным форматом для фотоальбомов является 15х10 (3:2). То есть говорить о едином и удобном формате невозможно, каждый выбирает удобный для себя вариант. Ни одно из устройств не совпадает с соотношением сторон 21:9, на чем же его смотреть? Да на любом из них! Главное в кадре – идея и выразительность, все остальные характеристики, будь то соотношение сторон, шумность и четкость изображения, баланс белого, ничего не значат по сравнению с хорошим сюжетом снимка. Экспериментируйте!
Все, что нужно знать о том, как изменить соотношение сторон видео
Если вы часто скачиваете кино из Интернета или загружаете собственные клипы на YouTube и другие сайты, вы наверняка сталкивались с искажением картинки в видеофайлах.
Возможно, вы были разочарованы сплющенным и растянутым изображением в фильме, который долго искали. Или были неприятно удивлены черной рамкой, которая появляется вокруг изображения после загрузки клипа на сайт. Причина таких проблем кроется в неправильном соотношении сторон кадра, установленном при сохранении видеофайла. Стоит исправить эту ошибку – и видео будет радовать глаз правильными пропорциями и отсутствием ненужных элементов вроде черного обрамления картинки.
Яснее не стало? Прочтите нашу статью, и вы не только узнаете, что такое соотношение сторон видео, но и научитесь выявлять и исправлять проблемы, связанные с неправильным значением этого параметра.
Что такое пропорции видео?
Видеоряд любого фильма или клипа состоит из большого числа одинаковых по размеру кадров, размер каждого из которых характеризуется двумя величинами: шириной (длиной кадра по горизонтали) и высотой (длиной кадра по вертикали). Так вот, пропорция ширины и высоты кадра – и есть соотношение сторон видео. Эта величина обозначается двумя цифрами, разделенными двоеточием (2:1, 4:3 и т. д.).
Вариантов соотношения сторон существует немало, однако на сегодня наиболее распространены два: 4:3 и 16:9 (см. рисунок). Поскольку соотношение сторон 16:9 наиболее близко к тому, как человек видит окружающее пространство, именно этот формат сегодня наиболее популярен. Определенную популярность также набирает соотношение сторон 21:9 – для мониторов с ультрашироким экраном.
Как узнать соотношение сторон видеоклипа?
Когда мы говорим о соотношении сторон видеоклипа, обычно мы имеем в виду характеристику DAR (Display Aspect Ratio) – соотношение сторон, с которым запись отображается на экране. DAR зависит от двух величин:
Pixel Aspect Ratio (PAR) – соотношение сторон пикселя. Поскольку в современном цифровом видео, как правило, используются только квадратные пиксели, для большинства «компьютерных» видеофайлов эта величина всегда будет равна 1:1.
Storage Aspect Ratio (SAR) – отношение количества пикселей по горизонтали к количеству пикселей по вертикали (эти цифры указаны в разрешении видеофайла).
Умножив PAR на SAR, мы получаем DAR – фактическое соотношение сторон видеоклипа.
Разберем на примере. Допустим, нам нужно узнать соотношение сторон видеоклипа в формате AVI с разрешением 640 × 480. Чтобы вычислить SAR, нам нужно разделить ширину видеофайла (640) на высоту (480) до простой дроби. Получаем 4/3. Поскольку, как мы уже выяснили, PAR нашего видео равно единице, соотношение 4:3 и будет являться соотношением сторон видеоклипа.
К слову, значения DAR и SAR совпадают не всегда. Например, в стандартах VCD и DVD видеозаписи кодируются с использованием неквадратных пикселей, соотношение сторон которых не равно 1:1. Чтобы разобраться, давайте посчитаем DAR для DVD-видео с распространенным разрешением 720 × 576. В этом случае SAR будет равно 5:4, а PAR, согласно стандарту, – 16:15. Перемножив эти значения, получим все то же соотношение сторон 4:3.
Нет времени считать вручную? Если у вас установлен Movavi Конвертер Видео, вам повезло – эта умная программа сделает все за вас! Просто загрузите свое видео в конвертер, кликните по нему правой кнопкой мыши, выберите пункт Свойства файла, и вы увидите нужные цифры.
Какие бывают стандартные разрешения и какие соотношения сторон для них используются?
Наиболее часто используемые разрешения и соотношения сторон для них приведены в следующей таблице.
Какое соотношение сторон рекомендуется для YouTube?
Тут все просто: на сайте популярного видеохостинга соотношение сторон составляет 16:9, в противном случае к видео добавляются черные полосы.
Как выявить проблемы неправильного соотношения сторон?
При проигрывании видео, сохраненного с неверным соотношением сторон, вы увидите в кадре один из следующих дефектов:
Искажение пропорций. Изображение выглядит вытянутым или, напротив, сплющенным.
Нежелательные черные полосы по вертикали или горизонтали либо черную рамку вокруг изображения на видео.
Иногда такие проблемы возникают из-за неправильных настроек дисплея проигрывающего устройства. Однако если все настройки верны, а изображение на экране вас по-прежнему не радует, нужно поменять соотношение сторон самого видеофайла – в Movavi Конвертере Видео это можно сделать легко и быстро. Достаточно поставить программу на компьютер и выполнить несколько простых шагов.
Как исправить пропорции видео при помощи Movavi Конвертера Видео?
Как выбрать соотношение сторон
Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон
Фото: Zach Ramelan
Академический кадр, анаморфированный формат, 16:9: современным кинематографистам доступно множество различных соотношений сторон. Сейчас изменить формат можно, просто подкрутив несколько настроек в монтажной программе. Для режиссера выбор соотношения сторон сродни выбору размера и формы холста для художника. Это, помимо внешних признаков, еще и способ рассказать историю.
Что такое соотношение сторон?
Соотношение длины и ширины кадра описывает форму изображения. К примеру, формат 16:9 — это экран, где на каждые 16 единиц измерения ширины (например, дюймов или пикселей) приходится 9 единиц высоты. Современные телевизоры с разрешением 1920x1080p (Full HD) или 3840x2160p (4K) имеют соотношение сторон 16:9, тогда как у видео с разрешением 1920x817p оно равняется 2.35:1 (вспоминаем уроки математики).
Фото: Zach Ramelan
Долгие годы стандартным форматом был академический, или 1.37:1. Затем крупные студии вступили в противостояние с распространяющимся телевидением, поэтому начали экспериментировать с новыми соотношениями сторон, чтобы зрители получали в кино нечто большее, чем дома у телевизора: большие и широкие экраны, которые погружали зрителей в действие.
В конце концов театральные форматы установились где-то между 2.35 и 1.85. 16:9 — это своего рода компромисс между театральным соотношением сторон и телевизионным (4:3).
Соотношение сторон и настроение
Некоторые форматы изображения стали так прочно ассоциироваться с кинотеатрами, телевизорами, домашним видео и прочими видами потребления контента, что даже человек, который мало что понимает в их исторической подоплеке, осознает их значение. Классический академический формат создает ощущение ретро, тогда как анаморфированное изображение ассоциируется с блокбастерами, эпическими приключениями и фэнтези. Да, в создании соответствующей атмосферы помогает и цветокоррекция, но начинается все именно с соотношения сторон.
Кадры из фильма «Отель «Гранд Будапешт»» (2014) / Фото: Fox Searchlight Pictures
Кинематографисты могут использовать подобные коннотации в своих целях, чтобы погрузить зрителя в определенное настроение. «Отель „Гранд Будапешт“» Уэса Андерсона раскрыл потенциал этой идеи. По ходу фильма соотношение сторон меняется, чтобы соответствовать самому распространенному формату эпохи.
Что касается настроения, то пародийный фильм «Храбрые перцем», разворачивающийся в мире высокого фэнтези, снят с соотношением сторон 2.35:1, тем же самым, что Питер Джексон использовал в экранизации «Властелина колец». Если бы режиссер Дэнни МакБрайд снял эту комедию в формате 16:9, фильму бы не хватило ощущения эпичности.
Соотношение сторон определяет композицию
Вне зависимости от исторического и культурного значения, различные соотношения сторон повлияют на композицию кадров, поскольку от этого будет зависеть поле зрения и, как следствие, правило третей будет применяться к кадрам по-разному.
Правило третей позволяет кинематографистам создавать визуально привлекательные изображения, которые используют все пространство кадра. Пересекающиеся линии указывают, где именно должны располагаться основные объекты.
Чем меньше формат, тем ближе друг к другу они будут расположены, сужая пространство внутри. Это не обязательно плохо: это просто результат большей скученности, которую уже упоминавшийся Уэс Андерсон отлично использует в «Отеле „Гранд Будапешт“».
Трейлер фильма «Отеле „Гранд Будапешт“»
Тем не менее, как мы видим на примере «Касабланки», вы вполне можете создать динамическую композицию и в «академическом» формате.
Сцена из фильма «Касабланка» (1942)
Несмотря на уменьшенное пространство, мы все равно видим правило третей в действии, так что нас не смущает огромное пространство взлетной полосы. Движение камеры помогает создать глубину, но в какой-то момент оператор оказывается ограничен тем, как много персонажей он может поместить в кадр.
Кадры из фильмов «Касабланка» (1942) / Фото: Warner Bros. и «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989) / Фото: Lucasfilm
Расширяя формат, мы можем показывать более масштабные сцены. Посмотрите, как это делает Стивен Спилберг в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход».
Сцена из фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989)
Спилберг и его оператор Дуглас Слокомб аккуратно располагают множество объектов по кадру, не перегружая зрителя визуальной информацией.
Скрытые объекты
Сцена из фильма «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» (1980)
Формат 2.35:1 создает более глубокую и широкую композицию, а зритель будто оказывается внутри этого мира. Но если у вас нет достаточно красивых декораций, локаций или возможности правильно осветить кадр, вы рискуете сделать ваш фильм визуально неинтересным (если вы не овладели в совершенстве работой с негативным пространством).
Выбор формата
От соотношения сторон зависит композиция и настроение. Можете ли вы правильно расставить освещение и выстроить красивый кадр, работая с заданным пространством? Желаете ли обратить внимание зрителей на определенные детали? Погрузить их в красивые или фантастические декорации? Или же наоборот ограничить их поле зрения, чтобы не показывать пустые и плоские локации?
Соотношение сторон нужно выбирать еще до съемок. Изменять его на постпродакшне чревато для композиции. Проведите тесты в разных форматах до начала производства. Составьте список доступных локаций и проверьте, на сколько хватит вашего бюджета. Но самое главное — поймите, какие виды композиционного построения кадра помогут вам рассказать именно вашу историю.
Разрешение экрана — что это такое и какое лучше
Содержание
Содержание
Смартфоны, ноутбуки, телевизоры: при покупке этой техники важно обращать внимание на одну из ключевых характеристик — разрешение экрана. Что это такое, какие форматы существуют и как этот параметр соотносится с диагональю экрана?
Разрешение экрана — это размер дисплея в пикселях. Указывается двумя числами — количество пикселей по горизонтали и по вертикали. Практически все современные экраны состоят из матрицы пикселей — маленьких элементов, каждый из которых способен изменять свой цвет, яркость, а в некоторых дисплеях еще и прозрачность.
Как правило, один пиксель состоит из триады субпикселей — красного, зеленого и синего. Комбинацией этих цветов получаются все остальные оттенки.
Разрешение экрана напрямую влияет на качество изображения. Однако этот параметр не соотносится с физическими размерами экрана. Например, есть два монитора разрешением 1920х1080, но один из них имеет диагональ 24 дюйма, а второй — 27. Несмотря на одинаковое разрешение, детализация будет разной.
Все дело в еще одном важном параметре — плотность пикселей на дюйм (PPI – pixel per inch). Чем выше этот параметр, тем выше будет детализация картинки.
Однако PPI существенно различается для разных классов устройств. На плотность влияет точность метода ввода (сенсор или курсор), физические размеры экрана и расстояние пользователя от дисплея. Если телефон мы используем на расстоянии 10–20 сантиметров от глаз, то для телевизора это несколько метров. В связи с этим, и плотность пикселей будет существенно отличаться.
Делать выводы о качестве картинки по PPI для разных классов устройств будет не совсем корректно. В сети также можно встретить утверждение, что человеческий глаз не способен распознать плотность пикселей выше 300 ppi. Различия между 500 ppi и 300 ppi на самом деле заметить смогут только люди с высокой остротой зрения, да и отличия будут настолько несущественные, что в повсеместном использовании разница просто незаметна.
Однако для одной категории товаров с идентичным разрешением плотность будет напрямую влиять на качество картинки.
Большинство производителей указывают PPI в характеристиках экрана. Но вы можете высчитать показатель и самостоятельно. Для этого вам понадобится знать разрешение и диагональ экрана в дюймах. Используйте формулу:
Wp — количество пикселей по горизонтали, Hp — количество пикселей по вертикали, а dp — разрешение по диагонали. Остается только поделить полученное значение на диагональ в дюймах:
Например, у нас есть монитор разрешением 1920х1080 и диагональю 24 дюйма. Тогда по формуле определим dp:
dp = √(1920^2+1080^2) = 2203. Далее делим полученное разрешение на диагональ: PPI = 2203/23,8 = 93.
Представленные характеристики соответствуют монитору Acer KA242Ybi, и, если вы изучите его параметры, то обнаружите, что PPI действительно составляет 93 пикселя на дюйм.
Откуда взялись 2К, 4К, 8К
Существуют больше 30 разнообразных форматов разрешений, начиная от QVGA 240х320 px и заканчивая ошеломляющим 10K с разрешением 10240×5760 px. Самые распространенные разрешения экрана вы можете изучить ниже.
Наименование | Разрешение | Соотношение сторон |
HDTV (Full HD) (FHD) 1080p | 1920×1080 | 16:9 |
WUXGA | 1920×1200 | 16:10 |
2K DCI (Cinema 2K) | 2048×1080 | 19:10 |
QWXGA | 2048×1152 | 16:9 |
QXGA | 2048×1536 | 4:3 |
UWHD | 2560×1080 | 64:27 |
WQXGA (WQHD) (QHD 2K) | 2560×1440 | 16:9 |
WQXGA | 2560×1600 | 16:10 |
QSXGA | 2560×2048 | 5:4 |
WQXGA+ | 3200×1800 | 16:9 |
WQSXGA | 3200×2048 | 25:16 |
QUXGA | 3200×2400 | 4:3 |
Ultra WQHD | 3440×1440 | 21:9 |
4K UHD (Ultra HD) | 3840×2160 | 16:9 |
WQUXGA | 3840×2400 | 16:10 |
4K DCI (Cinema 4K) | 4096×2160 | 19:10 |
5K / UHD + | 5120×2880 | 16:9 |
HSXGA | 5120×4096 | 5:4 |
WHSXGA | 6400 × 4096 | 25:16 |
HUGA | 6400 × 4800 | 4:3 |
8K UHD (UHDTV-2X) | 7680 × 4320 | 16:9 |
WHUXGA | 7680 × 4800 | 16:10 |
10K | 10240 × 5760 | 16:9 |
12K | 11520 × 6480 | 16:9 |
Внимательные читатели заметили, что в таблице есть пара разных строк с обозначениями 2К. Аналогичная ситуация и с разрешением 4К. На самом деле под формат 4К существуют сразу несколько разных разрешений:
Академический 4K | 3656 × 2664 | 1,37:1 |
Кашетированный 4K | 3996 × 2160 | 1,85:1 (Flat) |
Полнокадровый 4K | 4096 × 3072 | 1,33:1 (4:3, 12:9) |
Широкоэкранный 4K | 4096 × 1716 | 2,39:1 (Scope) |
DCI 4K | 4096 x 2160 | 1,89:1 (256:135) |
Ultra HD 4K | 3840 × 2160 | 1,78:1 (16:9) |
По горизонтали практически все они приближены к четырем тысячам пикселей, а вот разрешение по вертикали напрямую зависит от соотношения сторон. Истинным 4К в данном случае называют DCI 4К, используемый в кинематографе. Однако соотношение сторон такого формата не подходило для мониторов и телевизоров. Именно поэтому Ассоциация потребительской электроники (CEA) в 2012 году утвердила единый 4К формат для цифровой электроники, который и получил название Ultra HD 4K.
Это означает, если на коробке монитора или телевизора указано 4К, то согласно принятой спецификации он будет иметь разрешение именно 3840х2160.
Аналогичная ситуация и с 2К — истинным считается DCI 2K 2048×1080, однако среди мониторов и телевизоров под 2К понимают форматы UWHD (2560×1080) или QHD (2560×1440).
По аналогии с уже установившимися 2К и 4К, формату 8К соответствует разрешение 7680×4320 пикселей.
Соотношение сторон экрана
Соотношение сторон показывает отношение горизонтальной и вертикальной стороны экрана друг к другу. Например, формат 1:1 — квадратное изображение. Как правило, конкретным разрешениям соответствуют определенные соотношения сторон.
Соотношение сторон | Типичные разрешения | Применение |
1,25:1 (5:4) | 1280×1024 | Устаревшие мониторы |
1,33:1 (4:3) | Широкоформатные 2К, 4К и FullHD мониторы и ТВ, некоторые ноутбуки | |
2,3:1 (21:9) | Некоторые мониторы и LCD телевизоры |
Какое соотношение лучше — зависит непосредственно от формата фильма или игры. С играми обычно проблем не бывает, поскольку они легко адаптируются под разные форматы, а вот при просмотре кино неподходящего разрешения по краям экрана могут появиться черные линии.
Самые популярные соотношения сторон, под которые адаптирована большая часть мультимедийного контента — 16:10 и 16:9.
Про разрешения экрана смартфонов
С мобильной электроникой все намного сложнее, поскольку разнообразия форм-факторов куда больше. Если рассмотреть линейку смартфонов от Apple, то здесь ситуация следующая:
Модель | Диагональ, дюймы | Разрешение экрана |
4, 4S | 3,5 | 640 х 960 |
5, 5C, 5S | 4 | 640 х 1136 |
6, 6S | 4,7 | 750 х 1334 |
6+, 6S+ | 5,5 | 1080 х 1920 |
7, 8 | 4,7 | 750 х 1334 |
7+, 8+ | 5,5 | 1080 х 1920 |
X, XS, 11 Pro | 5,8 | 1125 х 2436 |
XS Max, 11 Pro Max | 6,5 | 2688×1242 |
Разрешения FullHD 1920х1080 разработчикам удалось добиться при диагонали 5,5 дюйма, а максимальное 2688х1242 доступно на смартфонах диагональю 6,5 дюйма. Условно его можно назвать приближенным к 2К.
Для Android-гаджетов все еще сложнее, поскольку рынок представляют сотни разнообразных моделей. Условно можно выделить общую классификацию из пяти категорий:
Выпускаются и смартфоны с 4К дисплеем. Например, Xperia XZ2 Premium оснащен IPS-дисплеем с диагональю 5,8 дюйма и разрешением 3840×2160. Фактически, это «классический телевизионный» стандарт Ultra HD 4K, а плотность пикселей доходит до впечатляющих 765 ppi. Если вы ожидаете беспрецедентной четкости, то вас может ждать разочарование. Проблема в том, что увидеть разницу между FHD+ и 4К практически невозможно, особенно, в рамках дисплеев на 5-6 дюймов.
При подборе монитора для гейминга согласовывайте разрешение с железом. Не стоит гнаться за 2К и 4К мониторами, если у вас слабая видеокарта и процессор. Телевизоры для просмотра кино лучше брать с разрешением от 2К и соотношением сторон 16:9 или 16:10, чтобы в полной мере наслаждаться детализированной картинкой.
При покупке смартфона определяющим является плотность пикселей на дюйм, поскольку дисплей всегда находится перед глазами и «зернистость» увидеть проще всего. Ищите смартфоны с 300-450 ppi. Большую плотность ваш глаз уже не различит.