какая фактура называется полифонической

Какая фактура называется полифонической

какая фактура называется полифонической

Фактура

Фактура ( factura – обработка от facio – делаю – лат.) – строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Как синонимы применяются термины склад, изложение, музыкальная ткань» (Холопова В.Н.). Фактура рассматривается как явление индивидуальное. Понятие «склад» имеет обобщенное значение.

Основные виды фактур европейской музыки, взятые в хронологическом порядке, таковы: монодия, подголосочность, гетерофония, имитационная полифония, разнотемная полифония, гомофония, аккордовый склад, гомофонно-полифонический склад, полифония пластов, пуантилизм, сверхмногоголосие. Эти виды неодинаковы по своей исторической роли и художественным достижениям.

какая фактура называется полифонической

Монодическая фактура не всегда одноголосна. Несколько голосов или тембров могут сливаться в удвоениях и дублировках, такая музыкальная ткань все равно воспринимается как однолинейная.

Многоголосие предполагает развитую систему фактурных разновидностей. Полифония – многоголосие, в котором голоса тяготеют к равноправию и самостоятельному выразительному значению. Подголосочность и гетерофония, характерные для народного многоголосия, сходны друг с другом как виды вариантного многоголосия и различны по степени самостоятельности голосов.

какая фактура называется полифонической

какая фактура называется полифонической

какая фактура называется полифонической

какая фактура называется полифонической

какая фактура называется полифонической

какая фактура называется полифонической

Разнотемная полифония предполагает сочетание самостояте льных голосов, достигающих разной степени контраста. Разграничение на имитационную и разнотемную полифонию условно в силу большой текучести, свойственной полифонической музыке.

какая фактура называется полифонической

В аккордовой фактуре голоса моноритмично дублируют линию либо верхнего голоса, либо баса. Функций голосов только две: бас и гармонические голоса. В такой фактуре возможны различные формы регистрового расположения аккордов, дублирование аккордовых пластов, различные структуры самих аккордов, контрасты в фактурном следовании аккордовых комплексов.

какая фактура называется полифонической

Гомофонная фактура опирается на ведущую формообразующую роль гармонии, а также на стремление к устойчивому расположению в пространстве мелодического рельефа и аккомпанирующего фона. Нормативными атрибутами гомофонной фактуры являются ведущий солирующий голос, линия баса и наполняющие ткань гармонические голоса. Гомофония открывает эпоху господства индивидуализированного мелоса. Гомофонно-гармонический склад имеет два основных вида:

1. гомофонная фактура с различными типами фигуративного наполнения;

2. гомофонная фактура с участием дублировок.

Фигурация (лат. – придавать вид или форму, образовывать, делать) – фактурный рисунок голосов музыкальной ткани. Три основных вида фигураций: гармоническая, мелодическая и ритмическая, а также многочисленные смешанные комбинации. Гармоническая фигурация – движение голоса по звукам аккорда.

какая фактура называется полифонической

какая фактура называется полифонической

Ритмическая фигурация используется для придания своеобразного рисунка аккомпанирующим голосам. Равномерная ритмическая фигурация – одна из типичнейших фактурных формул аккомпанемента вокальной музыки и ее претворения в инструментальной сфере (Рахманинов «Мелодия», Шуман «Я не сержусь»). Наряду с этим жанрово-типизированным применением встречаются ритмические фигурации ярко индивидуальные, характерные, изобразительные. Характерность возникает даже при опоре на равномерные ритмические движения.

какая фактура называется полифонической

какая фактура называется полифонической

Гомофонно-полифоническая фактура также опирается на функциональную триаду: главный голос, побочные голоса и бас. Особенностью является богатое развитие побочных голосов, которые могут представлять собой мелодизированные или фигурационные контрапункты, имитирующие голоса, подголоски, гармонические звуки, органный пункт, дублировку, характеристический голос или пласт.

Полифония пластов – частный вид многоголосия, в котором контрапунктируют многозвучные фактурные слои, каждая партия мыслится как многозвучный комплекс (Мусоргский «Борис Годунов», сцена смерти Бориса: речитативы Бориса и Федора, хор певчих, идущих к исполнению обряда схимы, погребальный звон, Шостакович Симфония №5, ч.1 – двойной канон). Шостакович Симфония №8, ч.1, ц.23:

Пуантилизм зародился в микроформах XX века и представляет собой фактуру, чаще полифоническую, как бы распыленную на точки: фразы и мотивы сжаты до звука, быстро меняются тембры, отсутствуют фигурации, дублировки, фон, декоративные элементы. Это приводит к концентрации выразительности и хрупкой утонченности звучания. Возникновение пуантилизма связано с именем А.Веберна, дальнейшее преломление он получил в творчестве позднего И.Стравинского, в произведениях Э.Денисова, Б.Тищенко, Штокхаузена, Булеза.

Домашнее задание. Определите вид фактуры в данных произведениях:

Источник

Фактура в музыке и её виды

какая фактура называется полифонической

Любая музыкальная мысль абстрактна, до тех пор, пока она каким-либо образом не будет зафиксирована.
Не важно, что для этого используется: нотный лист, рекодер или секвенсор. В любом случае, даже самая простая музыкальная идея не может существовать без фактуры.
Существует пять основных слоев из которых состоит музыка:

Без фактуры не может существовать не один из них. Может отсутствовать гармония, мелодия, но фактура никогда.

Для музыки фактура это тело, а идея душа.

Фактура это строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Синонимами слова фактура являются: склад, изложение, музыкальная ткань, письмо.

По сути, мастерство композитора это умение выражать свои абстрактные идеи в том виде фактуры, который наиболее соответствует образу. Все идеи касающиеся гармонии, формы, мелодии и ритма должны быть выражены определенным способом. Также можно сказать, что фактура на 90% определяет стиль музыки.

Например, блюз и рок-н-ролл имеют одну гармоническую основу, но тип фактуры (а также выбор инструментов) у них разный.

В среде музыкантов обычно говорят о плотности и разряженности фактуры — однако это больше относится к области инструментовки в то время, как фактура имеет следующие виды и подвиды:

Монодия — древнейший вид одноголосья.

Монодийной была музыка Древней Греции, Древнего Рима, песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).

Не следует путать монодию с одноголосно изложенной современной мелодией, так как это две абсолютно разные фактуры. Как правило, немонодийные мелодии подразумевают гармонизацию и могут содержать элементы скрытой полифонии. Монодия же появилась задолго до рождения полифонии.

какая фактура называется полифонической

2. Органум
Наиболее ранняя форма многоголосия. С развития органума берет начало полифония. В этом жанре зародились правила голосоведения, ритмического констатирования и много другого.

параллельный (главный, заданный голос дублируется в один совершенных консонансов: октаву, квинту, кварту);

свободный (органный голос по фактурной функции независим от главного, присочиняется к нему гоморитмически, в технике «нота-против-ноты»);

мелизматический (на один звук главного голоса приходится несколько звуков второго голоса); нижний (по тесситуре) выдерживаемый тон такого органума называется bordunus (бурдон);

метризованный (главный голос, выдержанный большими длительностям, гармонизуется двумя-тремя другими, сочинёнными в технике ритмических модусов).

3. Подголосочность и гетерофония

Изложение характерное для народной музыки. Особый вид многоголосия при котором кроме основного (ведущего) голоса существует еще один или несколько подчиненных (подголоски).

какая фактура называется полифонической

В гетерофонии же вариантный голос равен ведущему.

Пример современной гетерофонии:

какая фактура называется полифонической

Здесь нижний голос ритмически отстает от верхнего (за счет выравнивания 16х)

Гетерофонная фактура получила распространение в современной музыки в виде приема для наложения голосов без приурочения их друг друг, что позволяет создавать диссонантное звучание не по принципам гармонии, а по принципам гетерофонии. Для этого подголосок может например при сохранении ритма играть совершенно противоположную мелодию, либо дублировать в септиму и т.д.

4. Полифония — сочетание индивидуальных голосов, равноправных либо подчиненных. В полифонии главное значение имеет горизонтальное движение, а не вертикальное, а также индивидуализированность и самостоятельность голосов.

Подразделяется на два важных вида:

Имитационная

Имитацией называется проведение темы в различных голосах. Может быть точной и неточной (в увеличении, обращении и т.д.). Выcшей формой развития имитационной полифонии является фуга.

Неимитационная (контрастная)

5. Гомофонно-гармонический склад

Подразумевает наличие мелодии и подчиненных ей голосов (гармония) изложенных в виде аккомпанемента. Фактура состоит из трех слоев:

какая фактура называется полифонической

6. Гомофонно-полифонический склад

Сочетание гомофонно-гармонического склада и полифонии, которая регулируется правилами гармонии. Для гомофонно-полифонического изложения характерна полимелодичность. Это один из самых распространенных типов фактуры в современной музыке, поскольку сочетает в себе несколько основных и позволяет воплощать реализовывать масштабные и сложные идеи.
Пример:

Имитация отмечена скобкой.

7. Полифония пластов

Вид многоголосия в котором контрапунктируют не отдельные голоса, а комплексы фактур (например, один оркестр играет вместе с другим разным материал). Изначально данный вид фактуры появился в опере, однако позже распространился в инструментальной музыке и перерос в другой тип фактуры

8. Сверхмногоголосие

Полифоническая фактура включающая в себя больше голосов, чем может охватить наше восприятие, которое пытается отслеживать линию каждого голоса. Количество голосов от 10 до 80. При звучании 20-80 голосов любая полифония утрачивает свою индивидуальность, а звучание превращается в одно большое звуковое пятно.

Пример: Лигети Атмосферы

9. Пуантилизм
Представляет собой фактуру рассыпанную на звукоточки, как правило, один инструмент играет одну (либо несколько но не больше мотива)ноту. Характерно отсутствие фигураций, дублировок, фона, декоративных элементов. Часто используются широкие скачки, в вокальной музыке расчленение на слоги.

Источник

ПОЛИФОНИЯ — Теоретические дисциплины

(методическое пособие, 2007)

Каждое музыкальное произведение имеет определённое оформление музыкальной ткани, что называется фактурой (от латинского factura – «изготовление, делание»). Это слышимый нами звуковой пласт музыки. Для характеристики фактуры пользуются условными определениями: «раскидистая фактура», «массивная», «прозрачная» и т. п.

Следует различать четыре основных музыкальных склада:

Тот или иной склад может выдерживаться во всем произведении или на протяжении большей его части, а может проводиться эпизодически, сменяясь другим складом. В инструментальной музыке часто происходит сочетание разных способов изложения, образующее смешанные склады. Для того чтобы разбираться в сложных случаях, необходимо, прежде всего, получить представление о складах в их наиболее простом и типичном виде.

Монодический склад представляет собой одноголосное (унисонное или с октавным удвоением) мелодическое движение без сопровождения. Характерны в этом отношении одноголосные народные песни ( молоканское пение «О какой нам путь открылся» ). В крупных гомофонных и полифонических формах тема иногда проводится сначала в монодическом складе (иногда в октавном удвоении), что придает ей особую рельефность и значительность. Вообще, в профессионально-композиторской музыке монодический склад занял подчиненное положение, включаясь в фактуру преимущественно эпизодически, в начальных или промежуточных фазах развития.

ПХ2 №204 «Живущий под кровом».

Аккордовый (хоральный) склад представляет собой сочетание голосов, достаточно полно сливающихся в аккорды благодаря тождественному (или почти тождественному) ритму всех голосов. Этот склад не является полифонией, т. к. состоит не из самостоятельных мелодий, а из гармонических голосов, т.е. элементарных мелодических ходов, подчинённых гармоническому целому. При всей монолитности аккордового склада крайние голоса приобретают значение мелодических контуров гармонического движения. Средние же голоса играют двойственную подчиненную роль: они помогают мелодически связывать аккорды и, с другой стороны, заполнять их соответствующими тонами, прибегая для этого, в зависимости от движения верхнего голоса, к терцовым и более широким ходам.

Верхний голос бывает настолько простым в интонационном отношении, что без гармонии музыка теряет свой основной смысл. В таких случаях сам тематизм сосредоточен не в мелодии, а в полной слитности верхнего голоса с гармонией, с её не только функциональной, но и темброво-красочной (фонической) стороной.

ХП6 с.40 «Чудный Младенец», 9-16 т.

В учебной работе по гармонии аккордовый склад имеет основополагающее значение как упрощенная форма изложения. Сперва он изучается в своем натуральном виде, а затем — с фактурным усложнением и обогащением посредством мелодической и гармонической фигурации.

Гомофонный склад (или просто гомофония ) – это род многоголосия с наличием главной мелодии и сопровождения (аккомпанемента).

Сопровождающие голоса оказываются такими потому, что музыкальный материал, исполняемый ими, значительно менее самостоятелен, чем материал главной мелодии. В подавляющем большинстве случаев аккомпанемент складывается из аккордов или звуков разложенных аккордов. При этом ни один из сопровождающих голосов не становится ясно выраженной мелодией. Гармоническое сопровождение может усложняться октавными удвоениями и разного рода фигурациями. При этом открываются широкие возможности использования изложения для достижения выразительных, изобразительных эффектов ( «Тает время быстрое» вступление и первая фраза ). Однако при любом развитом сопровождении в гомофонно-гармоническом изложении оно всегда поддерживает единственную мелодию, единственный главный голос. В этом основное отличие гомофонии от полифонии.

ПОЛИФОНИЯ. ВИДЫ ПОЛИФОНИИ

Возможность отобразить разные, но одновременно протекающие события или явления достаточно широко используется и в литературе. Такое описание событий использовано в Евангелии от Марка 5,22 – 43. Автор Евангелия, чередуя повествования то о воскрешении дочери Иаира, то об исцелении женщины, страдающей кровотечением, создаёт полифоническую иллюстрацию событий.

Но в «чистом» виде полифония присуща только музыкальному искусству.

Существует три вида полифонического изложения – подголосочное, контрастное, имитационное.

Одновременное звучание нескольких вариантов мелодий образует подголосочную полифонию (иначе — вариантную).

УЖ №109 «Мухомор», №52 «Господь – Пастырь мой», №59 «Боже, в мире суеты».

В этих случаях многоголосие производит впечатление не столько сочетания разных мелодий, сколько расслоения главной мелодии на варианты разветвляющиеся и вновь сливающиеся. Суть подголосочной полифонии в том, что одновременно выявляется мелодическое вариантное многообразие. Схематически это выглядит следующим образом:

В подголосочной полифонии происходит то слияние голосов в унисон (и движение параллельными унисонами), то расхождение их в иные интервалы. Чем богаче различия основного напева и его вариантов, тем больше подголосочная полифония подходит к разнотемной (контрастной) полифонии, которая стоится на сочетании различных мелодий.

Одновременное звучание различных мелодий образует контрастную (иногда говорят — разнотемную ) полифонию.

Мелодии бывают настолько индивидуальны, что каждая из них может звучать в качестве самостоятельной темы с тем или иным гармоническим сопровождением. А бывают и заметно неравноправными – одна из них главная, вторая сопутствующая. В обоих случаях суть соединения состоит в том, что свойства мелодических линий выявляются в их одновременном сопоставлении, в их контрасте или взаимном дополнении.

Контрастное соединение можно представить партитурной схемой:

Наконец, неодновременное, последовательное вступление голосов, проводящих одну мелодию (или ее близкие варианты), — это имитационная полифония:

ХП4 стр.3 «Боже, Твою милость».

Партитурная схема имитационного соотношения голосов такова:

(сокращение «пр.» означает по отношению к теме «продолжение», и по отношению к имитирующему голосу «противосложение»).

Таким образом, полифония позволяет показать одновременно несколько мелодических линий. Это либо различные варианты одной мелодии (подголосочность), либо различные мелодии (контраст), либо различные стадии развития одной мысли (имитационность). Такое совмещение в одновременности разных мелодий наиболее ярко проявляется именно в полифонической музыке и составляет одну из ее характерных особенностей.

Возможно взаимодействие нескольких видов полифонии. Например, подголосочное расслоение на фоне контрастного голоса. В имитационной полифонии противосложением может быть подголосок к мелодии и т. п.

Определить тип фактуры в эпизодах произведений. Если в эпизоде фактура меняется, то нужно перечислить типы фактуры в том порядке, в каком они используются в произведении. В эпизодах с полифонической фактурой нужно назвать вид полифонии.

В русской, украинской, белорусской народной музыке сложился тип хорового многоголосия, в котором основная мелодия разветвляется на варианты-подголоски. В русских хоровых песнях голоса двигаются не в зависимости от сочетания созвучий (как в аккордовом изложении), а, напротив, сами созвучия появляются в результате одновременных ходов (попевок) в отдельных голосах. Поскольку подголосочная полифония берёт свои истоки именно из народной песенности, она часто применяется в написании обработок народных или сочинённых в стиле народных мелодий ( «Ему имя – Чудный» тема ).

Нередко после мелодии, звучащей гомофонно (одноголосно), следует её подголосочное проведение ( НТП2 №69 «Я люблю свой кружок», тема и I Вар. ) или же оно может звучать в репризе.

Наибольшее сходство подголосков встречается в скорых песнях (УЖ №21 «Создал Творец всё премудро»), а в песнях протяжных мелодическая самостоятельность голосов значительно ярче и подчас граничит с контрастной полифонией ( «Как цветок, лепестки распускающий» + ноты ).

Сформировавшись в народной песенной музыке, подголосочная полифония нашла широкое применение и в инструментальных произведениях достаточно далеких от нее по характеру.

Подголосочная полифония имеет свои закономерности. Из двух одновременно звучащих вариантов мелодии нередко можно указать главный, основной. Дополняющий его подголосок часто расположен несколько ниже, хотя для некоторых мест Белоруссии и Украины более типичны верхние подголоски (местами в традицию общего пения гимнов «О наш Отец на небесах», «Ты – мой Бог святой» вошли терцовые надголоски ).

Напротив, в типичных случаях художественное значение подголосков достаточно близко. Каждый из певцов исполняет напев не менее важный, чем другие. Доказательством этому служит глубокое интонационное родство – вариантность подголосков. Проявляется оно, прежде всего в некоторых особенностях голосоведения.

Таким образом, в каждом подголоске наряду с его своеобразными чертами находит выражение общий мелодический профиль напева. Вот почему во многих случаях каждый подголосок может рассматриваться как равноправный с другими вариантами песенной мелодии. Наиболее ярко проявляется подобие мелодических линий, если подголоски движутся в терцию. Реже, но также весьма интенсивно используется и параллельное движение в сексту. Господство прямого движения в подголосочной полифонии отнюдь не абсолютно; в подголосочно-полифоническом изложении достаточно часто встречаются моменты и косвенного и противоположного движения голосов, но значение этих видов голосоведения, скорее, дополняющее, оттеняющее. Косвенное движение встречается, как правило, в моменты распева какого-либо слога на фоне выдержанного звука в другом голосе, противоположное — чаще в каденциях, когда голоса сливаются в унисон или расходятся в октаву (УЖ №132 «Делай лучшее, что можешь»).

Диссонансы в подголосочном двухголосии встречаются достаточно часто, но не акцентируются. Чаще всего они возникают на проходящем движении.

К вопросам вертикали относится и возможность недолговременного перекрещивания подголосков: спускаясь, верхний может несколько звуков пропеть под нижним или (что значительно реже) нижний поднимается над верхним.

Во всех случаях, каковы бы ни были вертикальные отношения подголосков, каждый их них остается мелодически естественным и вокально удобным.

Написать две подголосочно-полифонические вариации на заданные темы, приписывая подголосок то сверху, то снизу. Для удобства основной напев выписывают ручкой. При сочинении подголоска необходимо учитывать особенности гармонии этого напева, ориентируясь на ПХ1.

Подголосочное трехголосие наряду с двухголосием следует рассматривать как типичную фактуру народной песни. Трёхголосие, в котором все голоса ритмически и мелодически сходны, называют однородным (ПХ2 № 193 «В минуту жизни трудную», 2 ).

В большинстве случаев между верхним и средним подголосками преобладает терцовый параллелизм, нижний же движется более самостоятельно (ПХ2 №80 «Радостно славлю»). В песнях подвижных, скорых нижний голос почти всегда подчеркивает главные ступени диатоники, являясь, таким образом, гармонической основой всей музыкальной ткани. Такое же движение нижнего голоса можно встретить и в протяжной песне, но для неё более типичен мелодический, распевный нижний подголосок, ритмически близкий верхним, хотя и заметно отличный от них своей мелодической линией (ПХ2 №112 «Горько плакал», до 1 ).

Возможно еще одно соотношение подголосков. Два нижних подголоска обнаруживают большое взаимное сходство, тогда как верхний развивается относительно самостоятельно. Это «противоголос» (противогласие) — дис-кант (ПХ2 №130 «Наступает час разлуки», a tempo – 16 тактов).

Наиболее простой случай противопоставления одного — крайнего (верхнего или нижнего) — голоса двум другим, идущим в основном в терцию, состоит в том, чтобы дать этому третьему голосу выдержанный звук, который создает заметный контраст с другими голосами. Выдерживается обычно тонический или доминантовый звук тональности; для баса, с его гармонической спорностью, это естественно, но так же обстоит дело и с дискантом. Фактически этот голос можно было бы обозначить как педаль, а педаль – не мелодический, а гармонический голос. Но в подголосочном складе фактуры в сочетании с активным ритмическим развитием он всё же приобретает мелодическое значение.

Все приведенные выше примеры ясно показывают, что в подголосочном трехголосии функции подголосков могут быть как очень сходными, так и весьма различными.

Отличительной чертой трехголосия является также возможность образования ясной гармонии. Типичность терцовых соотношений между подголосками предопределяет важную роль трезвучных образований, хотя не исключаются и иные: обращения трезвучий, септаккорды с пропущенной квинтой, а еще чаще терцией, септаккорды из двух кварт и т.д.

Важно учесть, что гармоническая функциональность созвучий проявляется преимущественно в каденциях, тогда как в начале и в средине развития каждого построения главную роль играет мелодическое движение каждого голоса. Отсюда и возникают многие гармонические особенности подголосочного трехголосия —

1) неполнота аккордов (УЖ №121 «Вірний Спасителю мій»);

2) квартовые и секундовые созвучия (ПХ2 №80 «Радостно славлю», 1 – 4 такты);

3) движение параллельными трезвучиями («В сльозах приходжу я до Тебе», в припеве мелодию сопровождает подголосок в нижнюю терцию и надголосок в верхнюю терцию).

Нарушения гармонических норм не воспринимаются как антихудожественные, так как продиктованы логикой мелодического движения подголосков, каждый из которых представляет собой достаточно содержательную и завершенную мелодию.

Существует две разновидности контрастной полифонии:

Четыре такта перед 5 служат связкой (фоновым материалом), подготавливающей новый прием развития. Теперь оба мотива ( а и б ) органично слились в четырехголосно изложенную мелодию (№38). Затем возобновляется диалог хора и солистов ( 7 ). Произведение заканчивается торжественным восклицанием «Слава, честь, хвала Христу!».

Вообще темы должны контрастировать между собой

Мелодико-ритмический контраст дополняется регистровым, тембровым, штриховым контрастом. Но из всех средств противопоставления в контрастной полифонии главным является ритмическое различие.

«Ныне отпускаешь» (ХП3 с. 36) – проанализировать.

Мелодия в сопровождении контрапункта встречается гораздо чаще, чем сочетание двух различных мелодий. Здесь также типичным является предварительное проведение мелодии в гомофонном изложении и обогащение мелодии контрапунктом при повторном её появлении (фактурное обогащение). ПБ №73 «Мой дом на небе».

Контрапункт может использоваться и в сочинении хоровой аранжировки, и в работе над аккомпанементом к песне, и при инструментовке. Если кроме основной мелодии и контрапункта звучит гомофонное сопровождение, то образуется смешанный склад фактуры ( гомофонно-полифонический ). При этом важно соблюдать следующие условия:

Написать контрапункт к заданным темам:

Имитация – это повторение мелодической темы другим голосом, причём сразу же вслед за проведением темы (ХП4 «Боже, Твою милость»). Мелодия, которую проводит голос, вступивший первым, называется темой (лат. proposta – предложение, повод). Повторение темы другим голосом называется ответом (лат., итал. risposta – ответ, возражение).

Если убрать из той схемы хоть один элемент, имитация не состоится.

Иногда сам ответ тоже называют словом имитация.

В каждой имитации определяются её параметры:

направление или сторона (выше или ниже ответ, чем тема),

интервал (на сколько сдвинут первый звук ответа по отношению к первому звуку темы),

время (на сколько позже вступает ответ, чем тема).

а) по степени точности ответа

Точная (реальная) имитация содержит ответ, в котором сохранены все основные ритмические и звуковысотные свойства темы. При соблюдении этих условий ответ также называют точным. Допускаются следующие изменения темы:

Интервал имитации практически может быть любым. Главное – если ответ сохранил основные конструктивные свойства темы, имитация остаётся точной.

1) сделать так, чтобы начало ответа (т.е. транспонированной темы) звучало всё ещё в главной тональности;

2) в конце ответа снова вернуть главную тональность.

Встречается и сочетание разных способов преобразования ответа, например: в обращении и ритмическом уменьшении, в ракоходном движении и ритмическом увеличении. Естественно, далеко не каждая мелодия может подвергнуться таким преобразованиям. Полифоническая тема сочиняется по специальным правилам.

Свободная (ритмическая) имитация в своём ответе сохраняет некоторые характерные черты темы (обычно лишь ритмический рисунок), свободно изменяя другие (прежде всего – звуковысотные). Пример такой имитации встречается в произведении «Да услышит тебя Господь» (ПХ3 №85) на словах «да пошлёт тебе помощь из святилища».

Нередко свободная имитация проявляется в заключительном проведении имитируемой мелодии.

Возможности такой имитации безграничны. Единственное условие – узнаваемость темы, т.е. изменения не должны превращать её в новую тему. Сходство с основным образом темы должно ясно улавливаться. Узнаваемость темы зависит от её индивидуальных интонаций. Поэтому в имитирующем голосе должна сохраниться индивидуальная интонация темы (чаще всего – начальная). Изменения могут быть ладовые, интервальные, тембровые, но с сохранением метроритмических особенностей темы. Так как ритм является самым действенным элементом тематической индивидуальности.

б) по времени вступления ответа

Если имитация начинается раньше окончания темы в предыдущем голосе, то она называется стреттной (с итал. – сжатая). Этот приём способствует большой тематической концентрации и уплотнению фактуры. Стретта используется как в полифонических, так и в гомофонных формах. Стретта может быть быстрой или медленной в зависимости от того, как скоро она вступает на окончание темы. Если второй голос вступает на середине темы или близко к её началу – образуется быстрая стретта. Если же он появляется близко к окончанию темы в первом голосе – образуется медленная стретта.

В произведении «Боже, Твою милость» (ХП4) мы имеем дело с медленной стреттой – имитационный ответ альта вступает на последние звуки темы тенора (до-си-ля).

в) по степени точности противосложения

Канон (от греч. kanon – прут, линейка, правило, порядок) – это полифоническая форма, основанная на строго выдержанной имитации, при которой каждый голос вступает с некоторым опозданием по отношению к предыдущему. Начинающий голос канона называется пропостой (от лат., итал. proposta – предложение), имитирующие голоса – риспостами (от лат., итал. risposta – ответ, возражение).

Каноны обычно двух-, трёх-, четырёхголосны, хотя число голосов практически не ограничено (К №139, №140). Голоса канона могут вступать в различные интервалы (в приму, октаву, кварту и др.) и в различном порядке. Канон может сопровождаться свободным голосом (К №82, свободный голос – бас).

В период расцвета полифонии каноны часто представляли собой самостоятельные произведения. Позднее они нередко использовались как отдельные эпизоды в произведениях различных жанров.

Канон может сопровождаться гармоническим аккомпанементом. В этом случае возникает смешанная полифонно-гармоническая фактура.

Дать полное название имитации и всех её параметров:

Фуга (с лат. – бег, бегство) – закономерно построенная имитационно-полифоническая форма. Это высшая из форм, порождённых этим складом.

Примеры фуг: «Боже, Твою милость» (ХП4), «Вот Агнец непорочный» (ПХ3 № 128), «Слава в вышних Богу» (ХП6).

Нередко фуга заканчивается заключением ( кодой ). Здесь может установиться тонический органный пункт. Может возникнуть аккордовый тип изложения.

Небольшая, а возможно, и неполная фуга (с очень краткими или отсутствующими развивающей и завершающей частями) называется фугеттой (ПХ2 №67 «Милосердный врач Христос»).

В произведениях гомофонного склада иногда встречаются эпизоды развития, в которых одна мелодическая тема последовательно проходит в разных голосах и регистрах, периодически меняя свою тональность, подобно тому, как это происходит в экспозиции фуги. Такой приём развития получил название фугато (ВПиГ1 «Страшно бушует» – средняя часть).

Аналитическая схема фуги

Составить схему фуги:

НТП 2 – Нотная тетрадь пианиста, 2 выпуск.

УЖ – Утро жизни. Христианин, 2003.

ВПиГ1 – Воспрянь, псалтирь и гусли, партитура, 1выпуск.

ВПиГ2 – Воспрянь, псалтирь и гусли, партитура, 2выпуск.

ВПиГ3 – Воспрянь, псалтирь и гусли, партитура, 3выпуск.

К – Каноны. Музыкальная школа МХО МСЦ ЕХБ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *