какая форма бытия может выражаться в морали культуре религии
Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.
Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке. Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.
Нравственность – система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловно принципов человеческого бытия; система неписанных законов, в которых находят отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков.
Нравственность проявляется в отношении человека к друзьям, к семье, коллективу, родине, народу в целом, к самому себе.
Основным критерием нравственности является чувство ответственности перед коллективом, обществом, самим собой, родиной и т.д.
Категории нравственности: добро, зло, честь, совесть, достоинство, ответственность, свобода, добросовестность
Совесть – внутренний регулятор всех наших поступков.
Нормы морали – правила поведения, предписывающие человеку какие поступки он должен или не должен совершать.
Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемая ими поведение людей. На основе веры в существование сверхъестественной сферы.
Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу культуры человека.
Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам
Национальные религии: Конфуцианство(Китай), Иудоизм(Полестина), Синтаизм.
Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.
В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, религиозных) воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.
· МОРАЛЬ выступает, как правило, в качестве «неписаного закона», реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания.
Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 730 ; Нарушение авторских прав
Какая форма бытия может выражаться в морали культуре религии
В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, религиозных)., воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.
Мораль как форма регуляции поведения человека
Мораль (лат. moralis – нравственный, mores – обычаи, нравы, поведение) – специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения к действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях гармонизации интересов индивида и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.
В качестве синонима понятия морали часто употребляется понятие нравственности: моральные нормы определяют нравственное поведение человека. Мораль – сложное системное образование. Ее основные структурные элементы :
моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т.п.);
моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т. д.);
моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.);
морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).
Мораль обусловлена социально-исторически, ее структура и содержание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материально-производственной деятельности, социальной структурой, господствующей системой ценностей, состоянием государственно-правовой регуляции, средствами коммуникации и т. д. К основным социальным функциям морали относятся:
§ оценочная (проявляется в стремлении морали придать повседневному человеческому бытию высший смысл);
§ императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали);
§ воспитательная (создает условия для самосовершенствования личности);
§ коммуникативная (формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);
§ гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);
§ познавательная (обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого существования).
Относительно самостоятельным, «родовым» элементом в системе культуры является искусство – особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности (греч.ае steticos – чувствующий, чувственный).
Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека. Чувственно-наглядный характер произведений искусства с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации. Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука – эстетика. Искусство выполняет целый ряд функций – познавательную, воспитательную, аксиологическую, коммуникативную и др. Однако главная функция искусства – эстетическая. Искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение, формировать его эстетический вкус.
Важным и необходимым элементом духовной культуры является религия(лат. religio – благочестие, набожность, святыня).
Религия – форма духовного опыта, которая опирается на фантазию, интуицию человека; она не может быть оценена ни как истинная, ни как ложная. Признаки религии: удвоение мира и прямое усмотрение истины на основании веры.
Религия – явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.
Лекция по обществознанию по теме: «Мораль, искусство и религия, как элементы духовной культуры»
Содержимое разработки
Тема: Мораль, искусство и религия, как элементы духовной культуры.
— образовательная: дать учащимся представление о морали, религии, и искусстве, как основным элементам духовной культуры;
— развивающая: развивать умения осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы;
— воспитательная: воспитать уважения к нормам мораль и нравственности.
Основные понятия: «мораль», «наука», «религия».
Оборудование: интерактивная доска, проектор, учебник, презентация «Мораль, искусство, религия».
Тип урока: Комбинированный урок
Организационный момент. (3 минуты)
Проверка домашнего задания. (10 минут)
1. Понятие образования и его функции.
2. Задачи научной деятельности.
3. Этапы развития науки. (50 минут)
III. Изучение нового материала.
1. Мораль, как элемент духовной культуры.
2. Религия, как элемент духовной культуры.
3. Искусство, как элемент, духовной культуры.
№1. Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.
Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке. Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.
Принципы морали: гуманизма, патриотизма, оптимизма, толерантность.
Нравственность – система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловно принципов человеческого бытия; система неписанных законов, в которых находят отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков.
Нравственность проявляется в отношении человека к друзьям, к семье, коллективу, родине, народу в целом, к самому себе.
Основным критерием нравственности является чувство ответственности перед коллективом, обществом, самим собой, родиной и т.д.
Мораль – должное, а нравственность – сущее. Категории нравственности: добро, зло, честь, совесть, достоинство, ответственность, свобода, добросовестность, Совесть – внутренний регулятор всех наших поступков.
Нормы морали – правила поведения, предписывающие человеку какие поступки он должен или не должен совершать.
Мораль – это принятые в обществе нормы поведения, основанные на представлении о добре и зле, справедливом и несправедливом.
Нравственность – это внутренние (духовные) индивидуальные убеждения и принципы поведения (совесть, честь, достоинство).
Перед вами Аркадий, какими качествами он должен обладать, чтобы стать, высоконравственным человеком? (добро, искренность, справедливость честность).
Предлагается выполнить индивидуальную работу:
Кто обеспечивает соблюдение
Общественное мнение, закон
Мораль основывается на добре и зле (2 столбика солнышко и тучка). Распределите по столбикам: Истина, ревность, зависть, сожаление, надежда, эгоизм, амбиции, верность, мир, гнев, ложь, любовь.
№2. Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемая ими поведение людей. На основе веры в существование сверхъестественной сферы.
Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу культуры человека. Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам
Национальные религии: Конфуцианство (Китай), Иудоизм (Полестина), Синтаизм.
Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.
В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, религиозных) воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.
Мораль выступает, как правило, в качестве «неписаного закона», реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания.
Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе.
Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами). Это идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества через сакрализацию базовых общественных связей. В этике и ритуале религия раскрывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет ему смысл жизни, гарантирует высшие ценности и нормы, делает человека членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной, дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному.
№3. Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проблема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские умы, но о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. Зарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. Согласно данным археологов уже в эпоху палеолита (древнекаменного века) около 35-10 тыс. до н. э. появились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика).
В первобытном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом. Художественная, духовная культура существует в тесном единстве с материальной, образуя первобытный синкретический, т. е. единый, культурный комплекс, который лишь спустя столетия распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, искусство (во всем разнообразии его форм), спорт, науку. Изображения, воспроизведенные рукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественно-религиозно-театрального магического действа, отражающего синтез материальной и духовной культуры человека той далекой эпохи. Ранние рисунки примитивны; это контурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки (так называемые «макароны»). Более поздние изображения эпохи палеолита — это рисунки животных того времени (оленей, лошадей, бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и потолках пещер. Древнейшие статуэтки животных отличаются точным изображением, жизнь заставляла человека-охотника подробно изучать характер животного, его повадки. Эти знания представляли собой практическую ценность. Себя же человек еще не познал, поэтому скульптурные изображения человека очень схематичны, условны. Таковы первобытные «венеры» (Венера из Вил-лендорфа), простейшие женские фигуры с непропорциональными конечностями, гипертрофированными материнскими чертами и отсутствием черт человеческого лица. Правильно воспринимая отдельные предметы, человек еще не охватил общую картину мира и не осознал в ней свое место.
Живописные изображения мезолитической поры (среднекаменная эпоха) 10-6 тыс. до н. э. стали более красочными. Появились многофигурные композиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений между племенами, бытовой деятельности. Человек делает первые попытки раскрыть взаимосвязи мироздания, освоить общие закономерности жизни.
Неолит (новокаменный век), 6-2 тыс. до н. э., обогатил изобразительное искусство созданием произведений монументальной антропоморфной (человекообразной) скульптуры (например, так называемые «каменные бабы» Северного Причерноморья).
Характерная черта культуры неолита — распространение мелкой пластики, художественных ремесел, которые положили начало декоративному искусству.
В эпоху бронзы, около 2 тыс. лет до н. э. преобладающее значение получает архитектура, названная мегалитической (т. е. архитектура больших камней: от греческих корней «мег» — большой и «лит» — камень). К мегалитическим сооружениям относятся: менгиры, дольмены, кромлехи. Возникновение их связано с развитием религиозных представлений. Каменные столбы — менгиры — высотой до 20 м (находящиеся в Бретани, Франции; Закавказье, Армении) несут в себе черты архитектуры и скульптуры.
4. Закрепление изученного материала
1. Дайте понятие термину «культура».
2. На чем основана духовная культура?
3. Объясните связь между моралью и религией.
4. Какова роль искусства в жизни человека?
5. Домашнее задание:
Религия. Искусство. Мораль
Урок 6. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Религия. Искусство. Мораль»
На сегодняшнем занятии нам предстоит разобраться со структурой и видами религии, её социальными функциями. Поговорить о том, какую роль в жизни человека играет искусство, а также охарактеризуем специфику моральных норм.
Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также определяемое ими поведение людей, основанные на вере в существование сверхъестественного.
В структуру религии входят:
· религиозные отношения, включая религиозные действия;
Религиозное сознание состоит из двух частей:
· идеологии – это различные религиозные идеи, догматика, богословие (теология).
· религиозной психологии – это определённые чувства, которые испытывают верующие.
Если говорить о содержании религиозного сознания, то в него входят следующие компоненты (иногда их ещё принято называть «минимумом религии»):
· убеждённость в реальности сакрального (духовного, священного, потустороннего) мира;
· вера в приоритет сакрального мира по отношению к земному (для верующего главное, что происходит в сакральном мире, поскольку именно оттуда управляют миром земным);
· признание возможности взаимосвязи (взаимодействия) между сакральным и земным миром. В большинстве религий существует наставление о том, что все поступки, совершённые человеком в его земной жизни, после его смерти, будут иметь последствие в сакральном мире. Только от самого человека зависит, куда он попадёт – в рай или ад.
Мы с вами видим, что в основе религиозного сознания лежит вера – это специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Иногда говорят так, что вера – это знания, перешедшие в убеждение, то есть если вы верите какому-то человеку, то ему не нужно постоянно доказывать, что он вам не врёт.
Следующий элемент, который мы с вами разберём, – это религиозные отношения, к ним принято относить:
· Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру.
Религиозные нормы контролируют как культовые действия, так и повседневную жизнь верующих людей. Например, как проходят определённые религиозные обряды, канонические тексты молитв, как совершаются таинства, сколько раз в день нужно молиться, какую пищу можно принимать, а какую нельзя, как правильно поститься и так далее.
· Религиозные действия: культовые и внекультовые.
Религиозный культ — это религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием.
Культовые действия – это символические действия, с помощью которых верующими предпринимается попытка установить связь со сверхъестественными силами (или Богом) с целью воздействовать на них: обряды, ритуалы, таинства, молитвы и так далее. Культовые действия всегда проходят по определённому образцу, от которого отступать нельзя.
Внекультовые действия, как правило, предпринимаются верующим по своей инициативе. Они не регулируются религиозными нормами и могут осуществляться в разных формах. Такие действия бывают духовными (самоуглубление, медитация, выработка религиозных идей, сочинения богословов) и практическими (внедрение, пропаганда, защита религии).
· Религиозные организации – это организации, образованные в целях совместного исповедания и распространения религиозного учения.
Религиозные объединения могут создаваться в форме различных религиозных организаций. Например:
Конфе́ссия (вероиспове́дание) – это особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
Церковь – это организация верующих, в основе которой лежит единое вероучение (Символ веры – система основополагающих догматов вероучения), определяющее нормы и способы деятельности верующих, их повседневное поведение. Например, в христианстве, церкви, в исповедании употребляющие разные Символы веры образуют разные конфессии: православие, католицизм, протестантизм.
Секта – это религиозная группа, отколовшаяся от религиозного направления и выступающая как оппозиционное течение по отношению к нему.
Религий очень много: специалисты насчитывают на данный момент около тридцати тысяч религий, верований, религиозных ответвлений и сект в мире. При этом основные религии можно пересчитать на пальцах одной руки. Рассмотрим основные формы религии: исторические и современные.
Исторические формы религии:
· Тотемизм – представление о некоем едином для людей и растений или животных предке, о родстве между человеком, животными, растениями.
· Фетишизм – представление об особенных свойствах предметов, способных влиять на ход событий и судьбу человека, – основа для почитания талисманов, оберегов, священных реликвий.
· Магия – система сознания, заключающаяся в вере в тайные силы и в обращении к ним с помощью заклинаний и обрядов.
· Анимизм – одухотворение природных явлений, животных, растений, различных предметов.
Современные формы религии:
· Теистические – основанные на вере в конкретного Бога или богов.
· Этические – могут не содержать понятия Бога (богов), заключаются в нормах и требованиях по отношению как к себе, так и к другим людям.
· Политеистические – вера во множество богов.
· Монотеистические – вера в одного Бога.
· Родоплеменные культы – объединяют небольшое количество людей в рамках одного рода или племени.
· Национально-государственные – это религии, сложившиеся в рамках одного народа, не распространившиеся на другие народы (например, иудаизм – это комплекс религиозных, правовых, морально-этических, философских представлений, определивших уклад жизни евреев).
· Мировые – религии, распространившиеся среди народов различных стран.
Можно выделить следующие признаки мировых религий:
· огромное число последователей;
· космополитизм – не придаёт значения национальной принадлежности верующих;
· эгалитаризм – признание всех верующих равными перед лицом Бога;
· прозелитизм – стремление увеличить число приверженцев, активная миссионерская деятельность.
Как правило, к мировым религиям принято относить буддизм, христианство и ислам.
Как социальный институт религия выполняет такие функции, как:
· Мировоззренческая: объяснение мира и смысла человеческой жизни.
· Регулятивная: упорядочивает деятельность людей.
· Коммуникативная: обеспечивает общение верующих с Богом (иными сверхъестественными силами) и друг с другом.
· Интегрирующая: общее вероисповедание объединяет, способствует сохранению стабильности,
· Дезинтегрирующая: если речь идёт об отношениях с приверженцами других конфессий.
· Компенсаторная: восполняет ограниченность, бессилие людей, утешает, дарует духовное наслаждение (катарсис).
В зависимости от того, насколько глубоко в сознание верующих проникают религиозные верования, принято выделять несколько уровней религиозности:
· религиозный фанатизм (крайняя приверженность вере с явной агрессией к иноверцам);
· ситуационное обращение к религии (соблюдение религиозных традиций без понимая их смысла);
· атеизм (отвержение веры в существование Бога (богов)).
Российская Федерация является светским государством. Это означает, что:
· Нет государственной религии: церковь отделена от государства, а школа от церкви.
· Гарантируется свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе и религиозные.
· Гарантируется свобода вероисповедания – свобода исповедовать и практиковать любую религию или не исповедовать никакой, быть атеистом.
Следующая область духовной культуры, о которой мы поговорим, – это искусство – деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Эстетика – это философская дисциплина, которая изучает отношение человека к миру на основании представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, а также художественную деятельность людей.
Специфика искусства заключается в выражении действительности в художественно-образной форме.
Художественный образ – это созданное автором и доступное восприятию с помощью органов чувств явление, которое выражает те или иные стороны жизни, исходя из субъективных позиций его создателя.
Формой бытия искусства является художественное произведение. В литературе это: роман, повесть, стихотворение. В живописи: картина, гравюра, шарж. В музыке: симфония, песня. В архитектуре: здание. В театральном искусстве: опера, спектакль, балет и так далее.
Можно выделить следующие виды искусства.
· По среде и материалу:
o Аудиальные (звук в музыке).
o Визуальные (линии и цвет в живописи, камень, металл и форма в скульптуре и архитектуре).
o Словесные (художественная литература, проза, поэзия).
· По средствам выражения:
o Пространственные виды (пластические): ИЗО, архитектура, декоративно-прикладное, дизайн.
o Временные виды (динамичные): литература, музыка.
o Пространственно-временные (синтетические, зрелищные): хореография, театр, кинематограф, эстрада.
Искусство выполняет ряд общественных функций:
· Эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека, стремление к красоте и к творчеству по законам красоты.
· Общественно-преобразующая – призвана давать личности мировоззренческую ориентацию и преобразовывать общество в направлении идеала (по законам красоты).
· Гедонистическая – способность произведений искусства доставлять наслаждение.
· Компенсаторная – восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком, способствует восстановлению психического равновесия личности.
· Познавательная – даёт особое знание мира (познание мира в образной форме).
· Предвосхищения событий – предупреждает об общественном неблагополучии, прогнозируя последствия научных открытий или социальных преобразований.
· Коммуникативная – способствует духовному общению людей.
· Воспитательная – формирует представление о должном положении вещей, чувства и мысли людей.
· Внушения ценностей – подсознательно сообщает человеку определённые идеи и смыслы.
И последний вопрос, который мы с вами сегодня разберём, – мораль.
Мораль – это система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках.
Мораль как форма общественного сознания имеет свои категории и ценности, с помощью которых передаются основные нравственные идеи.
· Добро – то, что полезно людям и способствует самораскрытию и самореализации человека.
· Зло – понятие, противоположное добру; то, что разрушает благо.
· Долг – принятая личностью необходимость подчиняться общественному правилу или предписанию; нравственная обязанность человека, воспринимаемая как внутренняя необходимость.
· Совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм; способность к внутренней регуляции на основе представлений о добре и долге.
· Нравственность – внутренние духовные ценности, которые определяют действия и устремления человека, образ его мышления.
· Нравственные ценности. Ценность – значимость, которую предмет или явление имеет для нас.
· Нравственные нормы – определяют, как человек должен вести себя по отношению обществу, другим людям, самому себе.
Среди нравственных норм есть общечеловеческие нормы – «не убий», «не укради», «не лги» – обеспечивают выживание человеческого коллектива.
· Нравственные качества – вежливость, порядочность, честность, справедливость, мужество, мудрость – черты личности, отражающие полярность морального мира.
· Нравственные принципы – стратегическая установка человека в его отношении с людьми.
· Нравственный идеал – целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.
Рассмотрим социальную роль морали, то есть основные её функции:
· Гуманизирующая (ценностно-ориентационная): утверждает человеческое в человеке, формирует стремление к самосовершенствованию.
· Познавательная – выработка критериев нравственного поведения, познание добра и зла.
· Регулятивная – регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни.
· Воспитательная (мотивационная): формирует императив нравственного поведения.
· Координационная: обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.
В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы.