какая форма государственного устройства российской федерации
Политическое и административное устройство Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
В Конституции Россия определяется также как социальное государство, политика которого имеет своей целью создание условий, которые гарантировали бы достойную жизнь и свободное развитие человека. Органы власти берут на себя, таким образом, ответственность за гарантирование определенного уровня жизни граждан, а также удовлетворение их материальных и духовных потребностей в объеме, который соответствует возможностям государства. Это значит, что социальная сфера одна из самых важных сфер деятельности государства. К социальной сфере относятся, в частности, охрана труда и охрана здоровья людей, установление гарантируемой минимальной заработной платы, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, выплата государственных пенсий.
Наконец, Россия обозначается в Конституции как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей.
В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:
Президент Российской Федерации является главой государства. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.
Президент обладает широкими полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. Не входя напрямую непосредственно ни в одну из ветвей государственной власти, Президент обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие.
Президент назначает выборы в Государственную думу, распускает ее в случае и порядке, предусмотренных Конституцией, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето, т.е. может отклонить закон, что требует повторного его рассмотрения в палатах Федерального собрания. Президент вносит законопроекты в Государственную думу, наделен полномочиями обращаться в Конституционный суд с запросом о соответствии Конституции нормативным актов, подлежащих рассмотрению судом, с запросом о толковании Конституции; может вносить предложения о пересмотре Конституции и внесении в нее поправок.
Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет основные направления внешней политики страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых представителей иностранных государств и международных организаций. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает от занимаемых должностей высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации является органом государственной власти и в соответствии с Конституцией, принятой в 1993 году, осуществляет исполнительную власть в стране. Правительство является коллегиальным органом и возглавляет единую систему исполнительной власти в стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной думы.
Постоянно действующим органом Правительства является его президиум. В состав президиума Правительства входят: Председатель Правительства, первые заместители Председателя Правительства, заместители Председателя Правительства, ряд федеральных министров. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Функции Правительства многообразны. Правительство, в частности, разрабатывает и выносит на рассмотрение Государственной думы федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной думе отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Осуществляет иные полномочия, возложенные на Правительство Конституцией, федеральными законами, указами Президента.
16 января 2020 года Указом Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации назначен Мишустин Михаил Владимирович.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
Представительным и законодательным органом Российской Федерации является ее парламент – Федеральное собрание. В соответствии с принципом разделения властей оно осуществляет государственную власть наряду с Президентом, правительством и судами.
Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. Палаты, работая во взаимодействии друг с другом, обладают самостоятельностью и несовпадающей компетенцией. Они заседают раздельно и размещаются в разных зданиях Москвы.
Совет Федерации призван отражать в своей деятельности позиции и интересы российских регионов. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.
К исключительной компетенции этой палаты относятся такие вопросы, как изменение границ между субъектами Федерации, утверждение президентских указов о введении военного и чрезвычайного положения, использование российских вооруженных сил за пределами страны, назначение выборов Президента. Принимаемые Государственной Думой законы должны либо получить молчаливое одобрение Совета Федерации, либо быть одобрены им путем голосования. Отклонение закона влечет за собой особую согласительную процедуру и его повторное рассмотрение в Государственной Думе.
Если Совет Федерации фактически является верхней палатой парламента, то Государственную Думу следует рассматривать как его нижнюю палату. Само название «Государственная Дума» современная Россия унаследовала от законосовещательного представительного органа, действовавшего в стране в 1906-1917 гг. Формируется она посредством общенациональных прямых выборов и представляет население всей страны в целом.
Государственная Дума избирается сроком на пять лет по партийным спискам. Быть избранным в нее может каждый российский гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Основная функция Государственной Думы – законотворчество. Прежде чем быть вынесенными на заседания, законопроекты готовятся и прорабатываются в постоянно действующих комитетах, специализирующихся на тех или иных сферах государственной жизни.
К исключительному ведению Государственной Думы относятся дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии правительству, назначение и освобождение от должности ряда высших государственных чиновников, объявление амнистии, выдвижение обвинений против Президента для его импичмента. Государственная Дума утверждает государственный бюджет.
Государственная Дума может быть распущена Президентом в случае троекратного отклонения представленных ей кандидатур Председателя Правительства или повторного выражения в течение трех месяцев вотума недоверия Правительству. Эта президентская прерогатива обставлена, однако, рядом ограничений. Распустив палату, глава государства должен назначить дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО
По форме государственного устройства Россия является федерацией. В ее состав входят 85 государственных образования, которые называются субъектами Федерации.
Разграничение полномочий и предметов ведения между федеральными органами власти и субъектами Федерации может происходить также на основе двусторонних договоров.
Государственное устройство
В России признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки.
Основным законом России является ее Конституция. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции.
Субъекты РФ имеют свою конституцию или устав, а также законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения России и ее субъектов, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
КАРТА РОССИИ
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Главой государства является Президент Российской Федерации, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.
Высшим законодательным органом страны является Федеральное Собрание Российской Федерации.
Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации.
Судебную власть в Российской Федерации осуществляют суды.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент России избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
Проекты федеральных законов вносятся сначала в Государственную Думу. Принятый в Государственной Думе федеральный закон передается на рассмотрение Совета Федерации. После одобрения федерального закона Советом Федерации он считается окончательно принятым.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются от различных политических партий, общественных движений либо как независимые кандидаты сроком на 4 года и работают на профессиональной постоянной основе.
Правительство Российской Федерации в определенных ею пределах возглавляет единую систему исполнительной власти в стране, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя правительства и федеральных министров.
Форма территориального устройства государства
По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.
Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность. Вместе с тем, все унитарные государства весьма своеобразны. Условно их разделяют на три группы.
Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).
Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.
Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.
Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).
Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.
Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:
1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.
2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.
4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.
5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.
Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.
ГЛАВА 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО
Еврейская автономная область;
Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 152).
Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. N 173 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 7, ст. 676).
Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 152).
Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 679 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 24, ст. 2421).
Новое наименование области дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N 130 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 13, ст. 1390).
Новое наименование автономного округа дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. N 841 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 30, ст. 3051).
Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.
В ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти ;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования ;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности ;
п) федеральное коллизионное право;
р) метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; метеорологическая служба; официальный статистический и бухгалтерский учет ;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
Редакция пункта «о» приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001).
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры ;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики ;
ж) координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение ;
ж.1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях ;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
Тема 2. Конституция Российской Федерации – основной закон государства
Цели и задачи:
Ознакомившись с данной темой, Вы будете:
Оглавление
2.1. Основы конституционного строя Российской Федерации
Основы конституционного строя Российской Федерации определяются Конституцией, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 Российская Федерация является суверенным государством, юрисдикция которого распространяется на всю территорию России. При этом РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, которая включает в себя территорию субъектов РФ.
По форме правления РФ представляет собой республику смешанного типа — президентско-парламентарную, поскольку содержит в себе элементы той и другой. Как и в президентской республике, Правительство в РФ формируется Президентом, однако Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной думы. Как и в парламентарной республике, Государственная дума может выразить недоверие правительству, но окончательную судьбу этого вотума решает Президент РФ, который может как согласиться с решением Государственной думы, так и отклонить его. Более того, Президент вправе распустить Государственную думу, если в течение трех месяцев Дума повторно выразит недоверие Правительству, а Президент не согласится с этим решением Думы.
По форме государственного устройства РФ представляет собой, как уже указывалось, федеративное государство. Субъекты РФ различаются между собой по величине территории, национальному составу, численности и плотности населения, экономическому потенциалу и другим признакам. Тем не менее, Конституция РФ провозглашает их равноправие между собой и в отношениях с федеральной властью. Состав субъектов РФ может быть изменен двумя путями: принятием новых членов и формированием внутри РФ нового субъекта. И тот и другой варианты должны регулироваться федеральным конституционным законом, который, однако, пока отсутствует.
Принципы конституционного строя Российской Федерации означают:
1. Принцип демократизма: любое государство, стремящееся стать правовым, непременно должно иметь демократический характер.
2. Принцип приоритета прав и свобод гражданина: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и государство обязано признавать, соблюдать и защищать эти ценности.
3. Принцип народовластия: единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В силу этого принципа обеспечивается, во-первых, народовластие как основное выражение государственной власти в целом. Например, местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.03); во-вторых, суверенитет Российского государства как юридическое выражение народного суверенитета.
4. Принцип федерализма: целостность и неприкосновенность территории России не может быть поставлена под сомнение в связи с ее федеративным устройством. Согласно этому принципу, все законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Принцип федерализма также означает, что лица, имеющие российское гражданство, пользуются одинаковыми правами и имеют равный объем обязанностей независимо от территории проживания, национальной принадлежности и вероисповедания.
5. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве социального государства: основным направлением деятельности государства должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
6. Принцип единства экономического пространства устанавливает единое экономическое пространство на всей территории Российской Федерации, разрешает свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах границ России. Этот принцип также провозглашает множественность форм собственности, в том числе и на землю.
7. Принцип разделения государственной власти: в Российской Федерации существуют три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная), которые выполняют свои функции самостоятельно соответствующими органами государственной власти: Федеральным Собранием, Правительством, Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами закрепляется наличие президентской власти. Являясь главой государства, Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Согласно данному принципу гарантируется и признается самостоятельность самоуправления, органы которых не входят в систему органов государственной власти.
8. Принцип политического и идеологического многообразия в Российской Федерации предусматривает создание и деятельность любых общественных объединений, кроме запрещенных законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. В ст. 13 Конституции РФ указывается, что в России признается политическое многообразие, многопартийность. Плюрализм – это свобода политических мнений и действий. Плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, легализует политическую свободу. Защита политического многообразия – одна из предпосылок функционирования правового государства.
9. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве светского государства провозглашает свободу совести и вероисповеданий, запрещает устанавливать или навязывать населению какие-либо религиозные вероучения в качестве официальной государственной религии. Согласно этому принципу, государство не должно вмешиваться в деятельность законных религиозных объединений и не может поручать им выполнение каких-либо государственных функций.
По своему государственно-правовому режиму Российская Федерация является либерально-демократическим государством. Но России еще предстоит добиться строгого соблюдения законности, верховенства закона, господства права, неуклонной защиты прав и свобод граждан и др. Но уже сейчас можно констатировать установление плюрализма в политической жизни, в том числе многопартийности, ликвидацию единой государственной идеологии, отмену цензуры печатных и иных изданий, установление судебного порядка защиты прав и свобод граждан.
2.2. Особенности федеративного устройства России
2.3. Система органов государственной власти
Одним из признаков государства является наличие государственного аппарата — системы всех наделенных властными полномочиями органов и учреждений государства, созданных для решения стоящих перед ней задач и осуществления ею функций. Орган государства — это структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные законом функции и обладающее необходимыми для этого государственно-властными полномочиями. Каждый государственный орган осуществляет: государственную деятельность определенного направления. Его задачи, цели, компетенция и структура определяются в соответствующих нормативных актах.
Так, например, в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 от 09.03.04 и Указом Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» № 649 от 20.05.04 предусмотрено следующее деление руководства деятельностью указанных федеральных органов исполнительной власти.
I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;
II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;
III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации.
Деление федеральных органов исполнительной власти в зависимости от функции представлено ниже.
Федеральное министерство
Федеральная служба (служба)
Федеральное агентство
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр)
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа
Кроме этого, в зависимости от направления деятельности, задач, объема полномочий, порядка образования и деятельности можно выделить следующие виды органов государства:
1. Законодательные (представительные) органы — Федеральное собрание — парламент Российской Федерации и парламенты республик в составе РФ, а также представительные органы (собрания, думы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
2. Органы исполнительной власти: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрация прочих субъектов Федерации.
З. Правоохранительные органы:
а) судебные органы, включающие Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, а также систему местных общих и арбитражных судов, рассматривающих в судебных заседаниях гражданские и уголовные дела;
Судебная власть Российской Федерации
б) органы внутренних дел, обеспечивающие охрану общественного порядка и осуществляющие борьбу с преступностью;
в) органы внешней разведки, обеспечивающие безопасность РФ и охрану ее интересов за пределами территории России;
г) прокуратура — орган надзора за точным и единообразным исполнением законов на территории России.
4. Органы внешних сношений — органы государственного управления, осуществляющие внешнеполитические связи РФ. Особенностью этих органов является их централизованный характер: они не имеют своих территориальных органов внутри России.
5. Органы военного управления — Министерства обороны РФ, которые, так же как и Министерство иностранных дел, не имеют своих территориальных органов в субъектах Федерации.
Особое место занимает Президент Российской Федерации. Он является главой государства, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами, возглавляет Совет безопасности РФ, является гарантом Конституции и в соответствии с нею определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Это выделяет президентскую власть в особое положение, как бы возвышает ее над тремя традиционными ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной.
Президент определяет состав Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение об отставке Правительства, может председательствовать на заседаниях Правительства. Президент вправе в особых случаях, определенных Конституцией, распустить Государственную думу, он также вправе объявить проведение референдума.
Конституция РФ провозглашает Президента РФ гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В этом качестве Президент вправе требовать от всех федеральных органов соблюдения Конституции, прав и свобод личности. Президент может обратиться в Конституционный суд с ходатайством о признании неконституционными актов федеральных органов и субъектов РФ (последних — по вопросам совместной компетенции). С указанных позиций Президент может оценивать деятельность подчиненных ему органов и должностных лиц. Как гарант соблюдения прав и свобод личности Президент вправе использовать право помилования граждан. На Президента возложена обязанность охраны суверенитета РФ, независимости и государственной целостности РФ. Выполнение этой важной обязанности осуществляется посредством определения Президентом основных направлений внутренней и внешней политики государства. Это не означает, что эта политика определяется единолично Президентом, в данном процессе участвуют различные политические силы и все ветви государственной власти. К этой обязанности примыкает обеспечение Президентом согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Иначе говоря, Президент выполняет координирующую функцию, обладая для этого необходимыми юридическими средствами воздействия на каждую из ветвей власти. В частности, на деятельность законодательной власти Президент имеет возможность воздействовать посредством осуществления права законодательной инициативы, права вето, права роспуска Государственной думы.
Право законодательной инициативы, кроме Президента РФ, принадлежит Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации, Верховному суду Российской Федерации и Высшему арбитражному суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Например, в Государственную думу законопроекты об изменениях в Бюджетный кодекс РФ, о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Законодательный процесс — это процедура принятия закона в Федеральном Собрании. Процедура принятия закона проходит в несколько этапов: первый — законодательная инициатива; второй этап принятия закона — обсуждение; третий — принятие закона; четвертый — подписание и обнародование (опубликование) федерального закона. Назначение Федерального Собрания как законодательного органа состоит в том, что Государственная дума принимает, а Совет Федерации одобряет принятые федеральные законы.
На исполнительную власть Президент может воздействовать посредством назначения (с согласия Думы) Председателя Правительства, а также назначения и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, путем принятия решения об отставке Правительства, посредством отмены актов Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам или указам Президента. Что касается судебной власти, то она независима, но Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда и Высшего арбитражного суда.
2.4. Основы правового статуса человека и гражданина
В Конституции РФ человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. Правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ. В ней закреплены важнейшие права и свободы человека и гражданина. При этом установлены следующие принципы:
Личные права принадлежит каждому человеку независимо от признания их государством. К такого рода правам и свободам относятся: право на жизнь, на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища; тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право свободно определять, указывать свою национальную принадлежность; право пользоваться родным языком; свобода выбора воспитания, обучения и творчества; свобода передвижения, в том числе свобода выбора места пребывания и жительства, свобода выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения в нее; свобода совести, мысли и слова. Ограничение этих прав и свобод допустимо только по решению суда.
Право на жизнь означает, что никто не может быть произвольно лишен этого права. Данное право обеспечивается рядом гарантий, среди которых запрет пыток, насилия, право на благоприятную экологическую среду, добровольное согласие на проведение в отношении человека медицинских, научных и иных опытов, социальное обеспечение, установление уголовной ответственности за убийство, доведение до самоубийства, неоказание медицинской помощи больному и др. УК РФ сохранил меру наказания в виде смертной казни. Однако она сохраняется в качестве временной меры наказания, применение ее ограниченно, т. е. назначается только за особо тяжкие преступления против жизни, например убийство при отягчающих обстоятельствах, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др.
Охрана достоинства предполагает защиту достоинства не только взрослого человека, но и ребенка, а также душевнобольного. Ничто — ни осуждение лица за совершение преступления и заключение в колонию, ни заболевание СПИДом или иной тяжелой болезнью — не может служить основанием для умаления достоинства человека. Законом РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» всем психически больным гарантируется право на уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства.
Неприкосновенность личности предполагает, что заключение под стражу, содержание под стражей допускаются лишь по судебному решению. Неприкосновенность жилища означает, что никто не имеет права войти в жилище, оставаться там против воли проживающих в нем лиц. Нарушение неприкосновенности жилища возможно только по решению суда (или с санкции прокурора). Проникновение в жилище считается законным в трех случаях:
1) при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах — пожар, наводнение, авария водопровода, канализации и др.;
2) при подозрениях о смерти хозяина жилища;
3) при защите правопорядка и пресечении преступления.
Тайна личной жизни может быть сведена к запрещению без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни. Свобода передвижения есть право выбора места жительства в пределах РФ, места пребывания. В соответствии с международными нормами допускаются ограничения свободы передвижения в пограничной полосе, закрытых военных городках, зонах экологического бедствия, в районах, где введено чрезвычайное положение, и др. Свобода совести — это право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и распространять религиозные и иные убеждения. Свобода мысли, убеждений, слова предполагает, что никто не принуждаться к выражению своих убеждений или мнений. Вместе с тем человек имеет право свободно выражать свои мысли, убеждения мнения. Важной гарантией этой свободы служит отмена в нашей стране цензуры.
Свобода убеждений имеет три основания для своего ограничения:
1) уважение прав и репутации других лиц;
2) охрана государственной тайны;
3) запрет пропаганды, возбуждающей расовую, национальную или религиозную вражду.
Политические права и свободы обладают той особенностью, что они принадлежат не каждому человеку, а только гражданам РФ.
В соответствии Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации » (№ 62-ФЗ от 31.05.02г., в ред. Федерального закона от 11.11.03 № 151-ФЗ) гражданство Российской Федерации определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; иностранный гражданин — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Таким образом, гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г.;
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».
Законодательством предусмотрены основания приобретения гражданства Российской Федерации:
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.
Например, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О референдуме Санкт-Петербурга» № 136-21 от 19.03.04 и Законом Санкт-Петербурга «О местном референдуме Санкт-Петербурга» № 138-22 от 19.03.04 установлены виды референдумов от места жительства гражданина и вопросов, выносящихся на референдум.
Местный референдум в Санкт-Петербурге
форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, осуществляемая посредством голосования граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Санкт-Петербурга, в целях принятия решений по наиболее важным вопросам государственного значения
голосование граждан Российской Федерации, место жительства которых находится в границах муниципального образования, расположенного на территории Санкт-Петербурга, в целях принятия решений по наиболее важным вопросам местного значения
Что касается права на объединение, то оно тоже может быть отнесено к политическим, однако оно предоставляется не только гражданам РФ, но и каждому для защиты своих интересов. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений.
Социальные права включают достаточно большой перечень. К ним относятся свобода предпринимательства, право частной собственности, в том числе на землю, свобода труда. Надо отметить, что в условиях рыночной экономики государство гарантирует свободу распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Государство гарантирует также реализацию труда в условиях, отвечающих требованиям безопасности гигиены, а также устанавливает минимальный размер оплаты труда. Каждому гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и потери трудоспособности. Вместе с тем государством признается право на забастовку. Среди социальных прав важное значение имеет право на жилище. Однако государство предоставляет бесплатно жилище лишь малоимущим и нуждающимся (ст. 40). В соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с изменениями 1992 и 1994 гг. граждане, занимающие жилые помещения по договору найма в домах государственного, муниципального и ведомственного фонда, могут приобрести это жилище бесплатно в собственность в порядке приватизации. Собственники приватизированного жилья вправе им распоряжаться по собственному усмотрению, в том числе продать, завещать, сдавать в аренду, подарить и т.д.
К социально-экономическим правам относится также право на отдых, т. е. на ежегодный оплачиваемый отдых, выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме того, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В государственных и муниципальных медицинских учреждениях медицинская помощь оказывается бесплатно. Установлено два вида медицинского страхования — обязательное и добровольное. Для неработающего населения, например пенсионеров, страховые взносы на обязательное страхование вносит государство, для работающего предусмотрено внесение взносов предприятиями, организациями, лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, и лицами свободных профессий. Большую значимость имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право на образование предполагает общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Высшее образование можно получить не только на конкурсной основе и не только в государственных и муниципальных вузах. И, наконец, каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям.