какая форма государственного устройства в германии

Германия: форма правления, особенности и устройство

какая форма государственного устройства в германии

История государства в 19-м веке

какая форма государственного устройства в германии

В 1848 году в Германии было сформировано общегосударственное Национальное собрание, которое разработало проект Конституции. Итак, в первой половине 19-го века в Германии создался особый тип конституционализма с авторитарной властью правителя. Национальное объединение страны способствовало дальнейшему развитию капитализма в государстве. Единственным препятствием на пути этого развития была раздробленность Германии. Перед Первой мировой войной страна вышла в тройку лидеров по объему производства. Ее стремительные темпы развития определялись появлением внушительного рынка сбыта внутри государства.

Форма правления Германии в 20-м веке

К счастью, несмотря на свой огромный промышленный потенциал, Германия так и не смогла победить своего врага в Первой мировой войне. Поражение страны в войне привело ее к сильнейшему кризису, который завершился в 1918 году неизбежной революцией и падением империи. В начале следующего года прошли выборы в Учредительное собрание государства. Победила политическая партия социал-демократов. Ее лидеры заняли высшие посты в государстве. Учредительное собрание провозгласило формой правления Германии федеративную республику, избрало президента, канцлера.

какая форма государственного устройства в германии

В 1923 г. в условиях отсутствия социально-политической стабильности президент ввел осадное положение в государстве. В начале тридцатых годов политические круги Германии сделали неоднозначный вывод о том, что республика и демократия, к сожалению, изжили себя. Правящую элиту привлекала программа национал-социалистической партии. С этого периода началась процедура создания новой формы правления в нацистской Германии, которую можно было охарактеризовать как тоталитарный политический режим в рамках формально сохранявшейся республики. В 1934 г. правительство страны объединило посты канцлера и президента. Существовавшая на тот момент форма государственного правления Германии, к сожалению, давала возможность А. Гитлеру осуществлять свое правление всю свою жизнь с правом самостоятельно назначать себе преемника. А. Гитлер был также главнокомандующим страны и главным судьей.

Решающее поражение в масштабной войне

Советский Союз и другие государства, к счастью, одержали победу во Второй мировой войне. Они уничтожили государственное устройство и политическую систему Германии, которая являлась на тот момент самым крупным авторитарным государством в мире. В июле 1945 г. был обнародован главный документ о поражении Германии и об организации новой формы управления. Германия отныне подразделялась на четыре зоны, которые отдавались под контроль Советского Союза, США, Великобритании и Франции.

какая форма государственного устройства в германии

Правда, уже через три года в условиях разгоравшейся Холодной войны недавние союзники по борьбе с врагом в мировой войне взяли курс на окончательное разграничение Германии на две половины. Каждая из двух частей ориентировалась на построение своей формы правления Германии на ее земле: капиталистической (ФРГ) и социалистической (ГДР).

Объединение ФРГ и ГДР

В конце восьмидесятых годов ГДР охватил кризис во всех сферах. В процессе кризиса правительство страны практически утратило управление государством. Желание руководства ГДР сохранить стабильное положение с помощью ультимативных методов управления вызвало лишь повсеместное недовольство граждан и массовый переход их в ФРГ. В этих условиях решающим для будущей формы правления Германии стал предложенный канцлером ФРГ план объединения страны. Формирование новой единой страны опиралось на соглашения между ГДР и ФРГ. В октябре 1990 г. ГДР перестала существовать как отдельное государство. На ее территории вступила в силу Конституция ФРГ. Наконец-то, исторически свершилась форма правления и политического устройства Германии, к чему страна шла на протяжении нескольких столетий. Только в конце второго тысячелетия Германия стала мощным демократическим государством.

какая форма государственного устройства в германии

Государственное устройство

Президент и его полномочия

Бундеспрезидент считается главой Германии и может быть избран только на один или два срока протяженностью пять лет, последовательных друг за другом. Президент выбирается федеральным собранием, которое формируется председателем бундестага и состоит из представителей нижней палаты парламента и такого же количества членов, выбираемых законодательными органами земель. В ситуации недееспособности президента или его ухода из жизни полномочия осуществляются председателем верхней палаты парламента. Полномочия бундеспрезидента:

Итак, отметим, что в Германии президент лишь формально является первым лицом государства. В реальности страной управляет правительство и канцлер. Президента Германии нередко сравнивают с королевой Великобритании, потому что у него в основном представительские, а не управляющие функции. Он формально назначает и увольняет министров, но все предложения о ротации кадров в государстве исходят от канцлера, кандидатуру которого вносит в парламент президент, но, опять же, с подачи партии или партий, которые договорились сформировать действующее правительство.

какая форма государственного устройства в германии

Главнокомандующий в стране тоже не президент, а министр обороны в мирное время или канцлер в случае вступления государства в военные конфликты. Что президент может? Он может помиловать, но он не может объявить амнистию в стране. Еще он может не завизировать какой-либо федеральный закон. К сожалению или к счастью, подобных случаев было всего несколько за всю историю современного государства. Действующий президент, Франк-Вальтер Штайнмайер, по политическим взглядам социал-демократ. Несмотря на все написанное выше, вокруг выдвижения очередной кандидатуры президента часто разворачиваются интриги и ожесточенная борьба за власть. Канцлер Меркель долго не соглашалась ни на кандидатуру Штайнмайера, ни на его предшественника.

Федеральное правительство

По форме правления Германия является парламентской федеративной республикой. Правительство страны состоит из министров, выполняющих одновременно функции членов кабинета и руководителей подконтрольных им министерств. Наряду с министерствами в состав основных по значимости органов исполнительной власти введены:

Ведомства полностью подчиняются федеральному канцлеру Германии.

Должность канцлера

В Германии было восемь федеральных канцлеров. Пять из восьми канцлеров занимались научно-исследовательской работой и защитили диссертации. Стоит непременно отметить, что Ангела Меркель стала единственной женщиной, являющейся канцлером в Германии. После того как Ангела получила эту почетную и ответственную должность, немецкое понятие «федеральный канцлер» по отношению к ней стало использоваться в женском роде. Ангела Меркель является единственным на сегодняшний день политиком из восточной части Германии, избранным на должность канцлера объединенной Германии после соединения западной и восточной частей.

В соответствии с Конституцией канцлер выбирается нижней палатой парламента по предложению президента. Выбранным считается кандидат, набравший определяющее число голосов членов палаты. Если выдвинутое лицо не избрано, нижняя палата может на протяжении двух недель после выборов избрать канцлера большинством своих голосов. Если в течение этого периода избрание не произошло, то немедленно проводится другое голосование, после которого выбранным считается канцлер, набравший наибольшее число голосов. Президент производит его назначение в течение недели. Если предложенное лицо не собрало большинства, президент обязан в течение недели все равно назначить его или распустить нижнюю палату.

Нижняя палата парламента может выразить недоверие канцлеру. Для этого нужно, чтобы бундестаг большинством голосов избрал последователя канцлера и обратился к президенту государства с просьбой о снятии с должности действующего канцлера. Президент должен принять просьбу и произвести назначение нового избранного государственного деятеля. При этом между предложением о замене канцлера и выборами должно пройти двое суток.

какая форма государственного устройства в германии

Со своей стороны канцлер может самостоятельно предложить распустить нижнюю палату. В соответствии с Конституцией страны канцлер имеет право поднимать в нижней палате вопрос о наличии доверия к нему. Получив вотум отсутствия доверия от членов бундестага, президент может по желанию канцлера в течение двадцати одного дня разогнать палату. Право на роспуск теряется, как только бундестаг изберет иного канцлера. Между прошением канцлером о выражении доверия и голосованием должно пройти минимум двое суток.

Федеральный канцлер фактически олицетворяет собой федеральное правительство государства Германии. Он определяет главные направления политики страны и несет индивидуальную ответственность за деятельность государства на международной арене. Канцлеру предоставлено основное право формировать состав правительства государства. Именно он выдвигает кандидатуры на должности министров президенту, а тот их согласует или не согласует. При этом, если канцлер избран определенными партиями, при подборе кандидатур на должность министров для него являются основополагающими соглашения, достигнутые при создании партийного союза.

Исполнительная власть

Специфика работы исполнительной власти Германии заключается в том, что федеральные министерства ведут государственную политику не самостоятельно, а через аналогичные органы исполнительной власти земель Германии на местах. Исключение составляют:

Судебная власть

Судебная система Германии входит в пятнадцать наиболее независимых в мире систем. У жителей Германии нет такой проблемы, как недоверие к судьям. Суд в Германии является для граждан страны местом, где каждый, чьи права и интересы нарушены, может найти защиту. Многие юристы связывают успех системы с менталитетом немцев, и с этим сложно не согласиться. Немцам удалось построить эффективную систему защиты, которая обеспечивает гарантию сохранности интересов всех граждан.

Судебная система Германии включает суды общей юрисдикции, финансовые, административные суды, суды по трудовым спорам и по социальным вопросам.

какая форма государственного устройства в германии

Основной закон

В Германии действует Конституция, принятая в 1949 г. В последующие двадцать семь лет из 146 статей 67 полностью или частично удалены, дополнены или изменены, около тридцати оставлены в неизменном виде. Основные изменения затронули рассмотрения прав федеральной власти, введены системы чрезвычайного законодательства.

Источник

На данной странице нашего сайта вы узнаете о политическом устройстве Германии: информация представлена простым понятным языком, с использованием схем и таблиц.

§ Краткие сведения о политической системе Германии

Страна Германия является федеративной республикой: в ее состав входят 16 федеральных земель, обладающих политической самостоятельностью во внутренней политике, при этом оставаясь в политических и юридических границах самого государства или федерации. Таким образом политическая система страны включает в себя федеративный (или государственный) и региональный уровень, каждый из которых имеет свою систему законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом федеральное право имеет приоритет перед правом земель. Подробнее о государственном и территориальном устройстве Германии.

В Германии 2 уровня политической системы: федеральный и региональный (земельный).

Германия является демократическим государством, имеющим развитую правовую и социальную системы. Основным законом страны является Конституция страны, определяющая основы и устройство правовой и политической систем страны, определяя основные права живущих в Германии людей, данные основные права не могут быть нарушены никаким политическим органом или лицом.

Краткая основная информация о политической системе, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, представлена в следующей далее таблице 1.

Таблица 1. Краткая информация
о политической системе и устройстве Германии

Политическая система
Политический режимДемократия
Форма государственного правленияПарламентская республика
Форма государственного устройстваФедерация
Характеристика государстваПравовое и социальное государство
Экономическая система ГерманииСоциально-ориентированная рыночная экономика
Основной законКонституция Германии
Уровни властиФедеральный и региональный (земель)
Основные политические партииCDU, CSU, SPD, AfD, FDP, Die Linke, Die Grünen
Федеральный уровень
Глава государстваФедеральный президент
Основные законодательные органыБундестаг (федеральный парламент) и Бундесрат (Федеральный совет)
Состав бундестагаДепутаты
Состав бундесратаЧлены правительства каждой федеральной земли
Основной исполнительный органФедеральное правительство
Состав правительстваФедеральный канцлер и министры
Глава правительстваФедеральный канцлер
Основные судебные органыКонституционный суд и другие федеральные суды
Уровень земель
Форма правленияПарламентская республика
Основные законыКонституции земель
Основные законодательные органыЛандтаги или парламенты земель
Основные исполнительные органыПравительства земель
Основные судебные органыЗемельные суды первой инстанции

§ Федеральный уровень: политическое устройство, органы власти, элементы политической системы

Наивысшим уровнем власти в Германии является уровень федерации или государства. На этом уровне решаются вопросы, касающиеся интересов всего государства: внешняя политика, оборона, бюджет страны и т.д. Основной закон или Конституция определяет на уровне федерации 5 основных постоянно-действующих политических органов Германии, а также 2 органа или собрания, созываемых для определенных целей. Все они представлены в следующем далее списке.

§ Уровень земель, субъектов федерации: политическое устройство, органы власти, элементы политической системы

§ Демократия и выборы в Германии: кто кого выбирает

Германия является демократической страной, таким образом, граждане страны выбирают депутатов в Парламенты Федерации и Земель. Депутаты, являясь представителями народа, осуществляют от их имени законодательную власть, а также выбирают лиц в органы исполнительной и судебной власти страны.

Далее на рисунке представлена схема выборов в Германии.

какая форма государственного устройства в германии

Пояснения к схеме выборов в Германии:

Более подробную информацию о выборах в Германии вы можете прочитать на отдельной странице нашего сайта.

§ Политические символы Германии

какая форма государственного устройства в германии

В качестве государственного гимна был взят третий куплет песни под названием «Песнь немцев» (нем. Das Lied der Deutschen), стихи Гофмана фон Фаллерслебена, музыка Йозефа Гайдна.

Подробнее о национальных символах Германии вы можете узнать на отдельной странице нашего сайта:

§ Политические партии Германии

Большую роль в политике Германии играют политические партии, они во многом определяют политику страны. В Конституции страны сказано, что политические партии содействуют формированию политической воли народа и могут создаваться свободно. Как Конституция страны, так и закон о политических партиях определяют основные положения устройства, деятельности и отчетности политических партий.

Подробнее о политических партиях в Германии вы можете узнать на отдельной странице нашего сайта:

§ Федеральные министерства Германии

Федеральный канцлер выбирает для своего кабинета федеральных министров; каждый министр является главой министерства, отвечающего за решение определенного круга задач в согласии с директивами федерального канцлера. Всего в Германии 14 федеральных министерств. Далее в таблице представлены названия государственных министерств на русском и немецком языке, а также круг их основных задач.

Таблица 2. Министерства Германии

§ Внутренняя политика Германии

Коалиционный договор в Германии, заключенный между ведущими политическими партиями дает всеобъемлющее представление о политических целях и направлениях во внутренней, а также в европейской и внешней политике страны.

Внутренняя политика Германии

Внутренняя политика страны направлена на то, чтобы сохранять и развивать Германию как экономически сильную и социально справедливую страну. Основные направления внутренней политики сводятся к следующим основополагающим пунктам:

Подробнее о внутренней политике Германии вы можете узнать на отдельной странице нашего сайта.

Европейская политика Германии

Политики Германии большое внимание уделяют развитию и поддержке Европейского Союза. Сильная и единая Европа является для Германии лучшей гарантией лучшего будущего, мира, свободы и благосостояния. В настоящий момент Европа находится перед рядом сложнейших задач, кроме того, в последние годы изменился глобальный баланс сил в политике, экономике и военных действиях. Все это требует серьезных преобразований в Европе. Основные направления в европейской политике сводятся к следующему:

Подробнее о Европейской политике Германии вы можете узнать на отдельной странице нашего сайта.

§ Внешняя политика Германии

Современная внешняя политика страны неразрывно связана с обеспечением мира и стабильности, а также с деятельностью ООН и ЕС. В следующем далее списке представлены основные направления во внешней политике Германии.

Подробнее о Внешней политике Германии вы можете узнать на отдельной странице нашего сайта.

§ Государственный бюджет Германии

Подробную информацию о государственном бюджете Германии вы можете узнать на отдельной странице нашего сайта.

§ Военно-политические блоки и союзы, организации безопасности, в которых состоит Германия

В согласии с Конституцией, в целях обеспечения мира, ФРГ может входить в системы взаимной коллективной безопасности. При этом страна может согласиться на ограничение своих суверенных прав в целях установления и обеспечения мирного и прочного порядка в Европе и в отношениях между народами всего мира. Таким образом, Германия состоит в следующих союзах:

Источник

Государственный строй ФРГ

Из Википедии — свободной энциклопедии

Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления Германии часто ещё называют канцлерской демократией.

Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.

Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе которого стоит федеральный канцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный верховный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорамв Эрфурте, Федеральный социальный суд в Касселе и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

Источник

Политическое устройство Германии: как организована власть?

какая форма государственного устройства в германии

Система органов власти, которая определяет порядок принятия законов, – это и есть политическое устройство Германии.

Германия состоит из 16 земель и представляет собой федеративную республику (ФРГ). Это означает, что каждая из шестнадцати федеративных земель имеет возможность самостоятельно вести внутреннюю политику на своей территории. При этом юридически и политически они остаются частью государства (федерации) и не имеют права отделяться от страны.

Таким образом, в Германии устоялась двухуровневая система власти – федеральная и региональная. Рассмотрим подробнее органы власти на каждом из уровней, их полномочия, порядок избрания и подчиненность.

Политическое устройство Германии основано на принципе разделения властей.

Это главная идея, лежащая в основе демократической и федеральной Конституции ФРГ. Соответственно, Федерация и земли работают в рамках системы сдерживания и противовесов. А также они сотрудничают и учитывают потребности друг друга.

Федеральный уровень власти

Фактически политическое устройство Германии на федеральном уровне состоит из 5 органов власти. Они установлены главным законом страны – Конституцией ФРГ.

Законодательные органы: Бундестаг и Бундесрат.
Исполнительные органы: Федеральный Президент и Федеральное Правительство во главе с канцлером.
Судебный орган: Федеральный Конституционный Суд.

Законодательная власть

Важно, что центральным элементом государственного устройства Германии является законодательная власть. Исходя из этого, формой правления Германии считается парламентская республика.

Соответственно, на федеральном уровне действуют два законодательных органа: Бундестаг и Бундесрат.

Бундестаг

Бундестаг (нем. Bund – союз, федерация, tag – собрание, заседание) – ключевой законодательный орган народного правительства Германии. Он является однопалатным парламентом. Также это высший конституционный орган ФРГ и единственный, который напрямую избирается гражданами.

какая форма государственного устройства в германии

Партийный состав Бундестага

На данный момент он состоит из 709 депутатов, избранных всенародным голосованием 24 сентября 2017 года сроком на 4 года. Депутаты представляют правящие партии.

Также Бундестаг состоит из депутатов, представляющих оппозицию.

Функции Бундестага

Основной функцией Бундестага является принятие новых законопроектов. Решение о принятии закона принимается в результате трех пленарных чтений путем открытого голосования депутатов.

Помимо этого, в Бундестаге происходят выборы на ряд важных должностей страны:

Еще одной главной функцией Бундестага является контроль за деятельностью федерального правительства и канцлера. Обычно это выполняется представителями оппозиционных партий.

Кроме того, парламент создает комитеты содействия законотворческому процессу, членами которых назначаются компетентные в рассматриваемых вопросах специалисты.

Выборы в Бундестаг: как 26 сентября 2021 года будут проходить парламентские выборы?

В ходе выборов избиратели отдают два голоса:

В результате первой части голосования каждый кандидат, получивший в своем округе большинство голосов, попадет в Бундестаг по прямому мандату.

А по итогам второй части будет выбрана партия, из лидеров которой президент предложит кандидата на должность будущего канцлера. А также произойдет распределение остальных мандатов, согласно доле голосов, полученных партиями, которые прошли пятипроцентный барьер.

Вследствие выборов политическое устройство Германии перенесет некоторые изменения, так как Бундестаг будет иметь новый состав.

Стоит отметить, что выставить свою кандидатуру на выборах в депутаты имеет право любой гражданин Германии, достигший 18 лет.

какая форма государственного устройства в германии

Также досрочный роспуск Бундестага возможен только по решению федерального президента в виде исключения, что, например, и произошло 21 июля 2005 года. Президент ФРГ Хорст Кёлер заявил о роспуске Бундестага и проведении досрочных парламентских выборов.

Бундесрат как часть политического устройства Германии

Бундесрат – федеральный совет, орган, благодаря которому регионы участвуют в законодательной деятельности страны.

В зависимости от численности населения у земель есть разное количество мест в Бундесрате:

Всего 69 членов совета.

Бундесрат – постоянный неизбираемый орган. Поэтому члены Бундесрата время от времени сменяются в результате выборов на уровне земель.

Комитеты Бундесрата

В Бундесрате, помимо непосредственных участников совета, действуют 16 комитетов. Они состоят из профессионалов в определенной области.

Например, это такие комитеты, как: по делам Евросоюза, по вопросам здравоохранения, по окружающей среде и защите природы, по социальной и трудовой политике, по градостроительству, по делам культуры, а также финансовый, экономический, юридический и транспортный комитеты.

Таким образом, все предлагаемые законопроекты должны сначала пройти проверку соответствующим комитетом. После его правок и рекомендаций они выносятся на рассмотрение пленарным заседанием.

Так или иначе политическое устройство Германии предполагает, что ни один закон не может быть принят без одобрения Бундесрата.

какая форма государственного устройства в германии

Пленарные заседания Бундесрата

Пленарные заседания проходят приблизительно один раз в месяц, на них приезжают представители правительств всех земель Германии.

На пленарных заседаниях представители региональных властей:

Прежде всего, Бундесрат защищает интересы земель по отношению к законам Федерации и переносит политический и административный опыт земель в законодательство и администрацию Федерации и в дела Европейского Союза.

Так же, как и другие конституционные органы Федерации, Бундесрат несет долю ответственности за Федеративную Республику Германия.

Исполнительная власть

Федеральный президент – глава государства, единственный из пяти конституционных органов власти, который состоит только из одного человека.

Действующий президент

С 19 марта 2017 года эту должность занимает 65-летний Франк-Вальтер Штайнмайер. Ранее он являлся министром иностранных дел Германии и вице-канцлером государства.

Функции Федерального Президента

Несмотря на то, что президент является главой государства, фактическая власть находится в руках канцлера. Однако у Федерального президента есть свои особые функции и полномочия. В них входят:

Избрание Федерального президента

Федеральный президент избирается Федеральным собранием. Оно состоит наполовину из депутатов Бундестага и такого же числа представителей федеральных земель и действует в течение 5 лет. Потом переизбрание допускается один раз.

Чтобы оставаться выше партийной политики, федеральные президенты приостанавливают членство в партии на время пребывания в должности.

Федеральное правительство

Основной орган исполнительной власти в Германии – Федеральное правительство.

В состав правительства входят: глава правительства – канцлер и кабинет министров, каждый из которых является главой министерства.

какая форма государственного устройства в германии

Таким образом, Федеральный канцлер Германии – это важнейшая политическая должность государства. Человек, занимающий ее, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны и несет за них ответственность.

Стоит отметить, что на протяжении последних пятнадцати лет эту должность занимает Ангела Меркель, первая в истории женщина, ставшая канцлером Германии.

Федерального канцлера выбирает Бундестаг большинством голосов, по предложению президента Германии.

В Конституции ФРГ сказано, что один и тот же человек может находиться на посту федерального канцлера неограниченное количество сроков. Однако в 2018 году Ангела Меркель сделала заявление, что не будет выдвигать свою кандидатуру на этот пост на выборах в 2021 году.

Так что в скором времени на мировой политической арене появится новая фигура, представляющая интересы ФРГ.

Федеральные Министерства

Канцлер сам формирует кабинет министров, определяет их количество и сферу деятельности.

Всего на сегодня в Германии 14 министерств. Ниже представлены их перечень, аббревиатуры на немецком языке и задачи:

Судебная власть

Федеральный конституционный суд – главный судебный орган Германии, предусмотренный основным законом страны. Важно, что он наделен правом отменять принятые законы при условии, что в ходе заседания выяснится, что они не соответствуют Конституции ФРГ.

Прежде всего, заявления о противоречии закона Конституции могут подавать органы власти, суды, а также граждане, если в случае действия какого-либо закона ущемляются их права.

Конституционный суд выполняет важную функцию контроля всей судебной системы страны. А также он имеет право импичмента федеральных судей и судей земель.

В настоящее время суд состоит из 16 членов, которые избраны Бундестагом и Бундесратом в равных долях. Кстати, избранные Судьи Конституционного суда не имеют права осуществлять никакую другую деятельность, кроме преподавания права в немецких вузах.

какая форма государственного устройства в германии

Политическое устройство Германии на региональном уровне

Политическое устройство Германии включает в себя также и региональный уровень власти.

Федеративная Республика Германия состоит из 16 земель.

Западные: Баден-Вюртемберг, Бавария, Бремен, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Северный Рейн-Вестфалия, Шлезвиг-Гольштейн.

Восточные: Бранденбург, Саксония-Анхальт, Саксония, Тюрингия, Мекленбург-Передняя Померания.

Берлин занимает промежуточное положение.

Прежде всего, каждая из земель имеет свою конституцию. Основные ее задачи – гарантия неприкосновенности достоинства и свободы человека, а также устройство общественной жизни, в соответствии с принципами социальной справедливости, и содействие благополучию всех граждан.

какая форма государственного устройства в германии

Органы власти на региональном уровне

Законодательные: Ландтаги.
Исполнительные: Правительства земель.
Судебные: Конституционные суды земель.

Законодательная власть на региональном уровне

Ландтаги, они же парламенты земель, – главные законодательные органы, которые действуют на территории земель Германии.

Но, кроме трех вольных городов: Берлина, Бремена и Гамбурга, потому что эти города имеют статус земель федерального значения.

В то время как в Берлине региональным законодательным органом является парламент Берлина, или палата депутатов.

В Бремене и Гамбурге – земельный парламент, Бюргершафт.

Выборы в Ландтаг

Для начала они осуществляются местным населением. Воспользоваться правом голоса могут все лица, достигшие 18-летия и имеющие немецкое гражданство. А в Бремене, Гамбурге, Бранденбурге и Шлезвиг-Гольштейне голосовать могут граждане с 16-ти лет.

В итоге лидер победившей на выборах в Ландтаг партии возглавляет региональное правительство, и в коалиции с другими партиями он формируют кабинет министров земли.

Исполнительная власть на региональном уровне

Важно отметить, что каждая земля самостоятельно определяет структуру исполнительной власти. Как правило, эти структуры схожи между собой.

Правительства земель состоят из главы правительства земли – премьер-министра, который назначается соответствующим Ландтагом, и министров, отвечающих за определенные сферы. Правительства земель не зависят от федерального правительства в пределах своей компетенции.

Премьер-министр, как и канцлер на общегосударственном уровне, сам назначает министров на региональном уровне и определяет политический вектор развития региона.

Именно у премьер-министров земель больше всего шансов выдвинуться на пост канцлера, так как они обладают необходимым опытом ведения дел и их рейтинг в обществе достаточно высок.

В зависимости от земли, правительство и его глава могут иметь разные названия.

какая форма государственного устройства в германии

Судебная власть на региональном уровне

Конституционные суды земель Германии являются самостоятельными и независимыми органами власти по отношению к остальным органам, в том числе и к Федеральному конституционному суду. При этом они связаны процессуальными и правовыми узами, что позволяет им органично дополнять друг друга и разрешать правовые конфликты.

Каждая земля в праве учреждать собственный конституционный суд. Они занимаются решением вопросов о соответствии законов Конституции земли законам Конституции ФРГ, а также разрешением споров между органами региональной власти.

Муниципальный уровень

Несмотря на то, что в ФРГ действует двухуровневая система власти, политическое устройство Германии подразумевает также и муниципальные органы. Они подчиняются земельным правительствам. Прежде всего, они необходимы, так как почти все регионы Германии делятся на округа, которые поделены на районы. А районы делятся на общины.

В зависимости от региона, представительства власти могут отличаться, но общая картина примерно такая:

В заключение можно отметить, что политическое устройство Германии организовано достаточно прозрачно. Также оно имеет четкие границы разделения власти и ясно обозначенный регламент принятия законов. Таким образом, это позволяет системе исправно функционировать и поддерживать порядок в обществе, основанный на Конституции ФРГ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *