какая форма наиболее часто употребляется в финалах сонатного цикла 2 х частная простая
Конспект к уроку «Сонатная форма»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект по теме «Сонатная форма»
Итак, выделяют 3 основных класса сонатных форм:
Форма сонатного allegro.
Сонатная форма в иных частях цикла и иных жанрах.
Так как основным и наиболее «чистым» типом является первый, описание типичной сонатной формы ниже будет относиться к нему.
Экспозиция сонатной формы
Главная партия
Главная партия — чрезвычайно важная составляющая экспозиции. Она — основа будущего конфликта и развития. Тема главной партии в большинстве примеров выражает основную мысль произведения. Она часто состоит из двух или более контрастных элементов, взаимодействие которых в сжатом виде воспроизводит конфликтность всей формы. Это качество главной партии даёт богатые возможности для дальнейшего развития, что является необходимым условием существования формы. Главная партия даёт первый толчок этого развития.
Гармоническое строение
Гармоническая функция главной партии — обеспечить главенство тоники главной тональности. Эта функция также чрезвычайно важна, так как тоника вернётся теперь только в репризе, до этого количество устойчивых разделов минимально. В главной партии тоника должна быть выражена явно и самодовлеюще, чтобы форма имела внутреннее стремление к ней в репризе. Иначе пространство гармонической неустойчивости затмит главную тональность и форма распадётся.
Тематическое строение
Тематизм главной партии также должен обладать несколькими определёнными свойствами. Мотивы темы должны быть чёткими и легко отделимыми друг от друга в процессе развития. Каждый мотив темы обладает самостоятельностью и значимостью. Это связано с серьёзностью музыкального содержания сонатной формы. Поэтому в главной партии редки жанровые темы.
Форма
Связующая партия
Связующая партия — неустойчивый раздел, в этом она противопоставляется главной. Роль связующей партии — совершить переход от главной партии к побочной. Этот переход затрагивает и гармоническую сферу (так как побочная партия имеет новую тональность ), и тематическую (так как побочная партия в большинстве случаев экспонирует контрастный образ).
Гармоническое строение
Тематизм
Связующая партия редко имеет собственную тему. В большинстве случаев она построена на мотивах главной партии, к которым постепенно добавляются новые мотивы. Таким образом совершается тематический переход к побочной партии.
Однако в некоторых случаях в связующей партии появляется новая тема, в образном плане контрастная главной партии и близкая побочной (при этом сохраняется гармоническая неустойчивость). Такую тему называют промежуточной темой, так как её модуляционное движение (обязательное для связующей партии) всегда приводит к настоящей побочной.
Побочная партия
Побочная партия появляется в результате развития материала главной партии. Однако, она во всем противостоит главной: в гармонии, тематизме, образности. Она часто длится дольше, чем главная партия, но при этом не перевешивает её по смысловой нагрузке. Ядро сонатной формы все равно остаётся заключённым в главной партии.
Гармоническое строение
Главная гармоническая функция побочной партии — установление новой тональности. В абсолютном большинстве случаев это тональности доминантового направления: для мажорного произведения — доминантовая тональность, для минорного — доминантовая (чаще натуральная) или параллельная. В редких случаях это может быть параллельная (минорная) тональность в мажорном произведении, либо другие терцовые соотношения тональностей. В послеклассической сонатной форме возможны любые соотношения тональностей.
Побочная партия гармонически обладает большей «рыхлостью» по сравнению с чрезвычайно устойчивой главной. Поэтому начало побочной партии гармонически может быть «смазано», не отделяясь чётко от связующей. Безусловно в гармоническом отношении только заключение (с обязательной полной каденцией).
Тематизм
Тематически, как и образно, побочная партия противостоит главной. Она больше ориентирована на мелодию, в которой обычно более выражены вокальные черты.
Часто имеет место ритмическое обновление побочной партии. Характерно укрупнение длительностей и замедление движения. Реже встречается активизация движения и более мелкие длительности.
В фактуре нередко имеет место выраженное разделение на мелодию и сопровождение, что характерно для темы с развитой мелодией (например, фортепианная соната № 16 Бетховена). Гораздо реже встречается обратное — полифоническое насыщение фактуры (его же Квартет, ор. 59 № 3 ).
В некоторых случаях в побочной партии используется тема главной (но обязательно в новой тональности) либо в первоначальном виде, либо в несколько модифицированном. Это явление имело место в творчестве Гайдна (например, его Симфония № 104 ре мажор ), когда ещё не сложилось обязательное образное противопоставление партий, как исключение — у Бетховена (например, в первой части « Аппассионаты » [2] ). В послеклассическую эпоху это было связано с появлением монотематизма и представляет собой в сущности другое явление.
Тематически побочная партия более свободна, чем главная, и может иметь несколько тем (до трёх). При этом одна из тем доминирует, другие выполняют вступительную или дополняющую функцию.
Форма
Сдвиг
Сдвиг (прорыв, перелом) — частое явление в побочной партии, также называется эпизодом. Сдвигом называется внезапное нарушение характера и появление контрастных элементов главной или связующей партий. Сдвиг — ещё одно отражение основного конфликта, который со всей силой будет раскрыт в разработке. При этом возникает существенное расширение и форма побочной партии фактически разрушается.
Контраст в момент сдвига может быть разной силы. Это может быть и появление более диссонирующей гармонии (наиболее слабый контраст), и вторжение материала главной партии в её изначальном характере (наиболее сильный вариант, особенно при драматичной главной и лиричной побочной).
Заключительная партия
Для тематизма характерно использование элементов предшествующих партий, в большинстве случаев главной и связующей, которые представлены в различных комбинациях. В этом снова проявляется обобщающая роль заключительной партии. Введение новой темы встречается редко, а если встречается, тема не бывает развёрнутой. Это связано с тем, что экспонирование новой темы не соответствует заключительному типу изложения и обобщающей функции заключительной партии.
Разработка
Разработка — второй большой раздел формы. В ней происходит развитие тем в условиях тональной и гармонической неустойчивости. В процессе развития возможно видоизменение тем, вплоть до их переосмысления.
Постоянная неустойчивость — главное свойство разработки. Неустойчивость выражается в гармоническом строении (постоянные модуляции ), в метрике (отсутствие квадратности) и в тематизме (темы существуют не в полном виде, а в виде вычлененных мотивов ).
Так как разработка — самый неустойчивый раздел формы, она наименее регламентирована. В зрелой сонатной форме (прежде всего у Бетховена ) разработка каждого произведения индивидуальна, каждый раз она выстраивается в соответствии со свойствами материала экспозиции и общей идеей произведения.
В зрелой сонатной форме разработка — центральный и важнейший раздел формы, обычно она весьма протяжённа и по размерам не уступает экспозиции. Кроме этого, ближе к концу разработки (примерно в точке золотого сечения всей формы) обычно располагается генеральная кульминация (момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении).
Как и другие развивающие разделы формы, разработка имеет три этапа — вступительный (пребывание в тональности), собственно развивающий (модуляции в разные тональности) и та или иная подготовка тональности репризы.
Переход к реп ризе – зона особо напряженного ожидания – часто доминантовый предыкт. Иногда бывает направлен в другую тональность, и тем неожиданней эффект возвращения. В ряде драматических симфоний между разработкой и репризой нет цезуры, и начало Г. п. – это кульминация всего сонатного allegro.
Реприза
Варианты решения сонатной репризы многообразны. Бывают существенные изменения структуры партий, выпуск разделов, введение нового тематизма, усиление разработочности и неустойчивости в Г. п., тональные изменения, начало П. п. в субдоминантовой тональности и т. д.
Кроме динамической репризы, встречается зеркальная реприза, когда сначала идет П. п., а затем Г. п.
Кода
Может служить дополнительным завершением сонатной формы, а может играть роль второй разработки, где продолжается процесс развития тем экспозиции (Бетховен, Сонаты №21, 23, Чайковский, Симфонии №4,5). Иногда в коде возможно появление новой темы (Бетховен, Увертюра из музыки к “Эгмонту” Гете).
Тест для учителя музыки
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест для учителей музыки
Сонатно-симфонический цикл получил полное классическое воплощение в инструментальной музыке…
2. Предком органа считаются
3.Симфоническая фантазия М. Глинки «Камаринская» написана
в форме двойных вариаций;
в сложной 2-3 частной форме;
4. Автор балета на сюжет Г. Тукая «Шурале»
5. Ведущим вокальным жанром при дворе царя Петра I являлись
6. Какой танец не входит в клавирную сюиту XVII века?
7. Форма, наиболее часто употребляемая в финалах сонатного цикла
— 3-ех частная простая;
9. Психологическая бытовая музыкальная драма А. Даргомыжского называется
12. Известный пианист, композитор XIX века, создатель симфонической поэмы «Прелюды»
13. Рефрен – повторяющийся элемент формы …, чередующийся с эпизодами.
простой 2-х частный;
14. Сколько мануалов может быть у органа?
15. Произведение из цикла «Песни и пляски смерти» Мусоргского
16. Оркестровая сюита Э.Грига, созданная на основе музыки к драме Г.Ибсена
17. «Любовь поэта» Р. Ахияровой написана в жанре:
18. Автор метода, который предложил ввести в школах новую форму вокальных занятий- «вокальную зарядку», «вокальную минутку» со строго систематизированным вокальным дидактическим материалом:
19. В фуге могут быть эпизоды, где тема отсутствует. Они носят названия
21. Песня из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» Ф.Шуберта.
23. Прелюдии и фуги Д.Шостаковича расположены по принципу
1. по принципу квинтового круга (с параллельными тональностями);
2. в хроматическом порядке;
4. Все ответы правильны.
24. Песня «Туган ягым» стала Государственным гимном Республики Татарстан. Кто автор музыки?
25. Опера Л. Бетховена называется
26. Произведение А.Скрябина, имеющее световую строку в партитуре
1. «Божественная поэма»
3. «Трагическая поэма»
4. «Сатаническая поэма»
27. Первая татарская оратория «Кеше» («Человек») была сочинена
28. А.П. Бородина называют основоположником симфонизма
29. Одно из наиболее интенсивных средств полифонического развития, при котором каждое последующее проведение темы начинается до того, как тема завершится в ранее вступившем голосе,-
30. Знак, определяющий место записи какого-либо звука на нотоносце и, в зависимости от него всех остальных звуков
31. Партия Е.Онегина в опере П.Чайковского была написана для
32. В Австрии (50-60 гг.) был открыт институт …, предназначенный для работы по «Шульверку»,
33. Какой опере Моцарт дал определение «веселая драма»?
2. «Волшебная флейта»;
34. В музыке балета «Шурале» Ф. Яруллина использован татарский протяжный напев
35. В XVII веке расцвело творчество А. Корелли и началась творческая деятельность А.Вивальди. Любимый инструмент этих композиторов-
36. Высшая точка развития музыкального произведения – это
37. Кого называют «Венским классиком»?
38. Если в пьесе многоголосная фактура, где каждый голос – самостоятельная мелодия, это:
1. аккордовая фактура;
2. гомофонно-гармоническая фактура;
3. полифоническая фактура;
4. унисонная фактура.
39. Главное требование … о музыке – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся.
41. Указать музыкальный инструмент, при звукоизвлечении у которого: струны не защипываются, а на них нажимают металлические пластинки:
43. При записи грегорианских хоралов (песнопений) вместо нот использовались значки, которые назывались:
44. Американский композитор, автор оперы «Порги и Бес».
Произведение Моцарта, третьей частью которого является «Рондо в турецком стиле»:
3) «Маленькая ночная серенада»
Автор первого татарского детского балета «Заколдованный мальчик»
Автор высказывания «Создает музыку народ, мы же композиторы, только аранжируем ее»-
Бог грозы и грома в славянской мифологии:
52. Буквальный перевод слова «Барокко»-
53 В 1711 г. Бартоломео Кристофори изобрел:
54. Выдающийся композитор эпохи Возрождения:
11. Автор релятивной системы:
55. О музыке какого композитора рассказ К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»:
56. Назовите форму, не относящуюся к разновидности вариационной:
1) Полиостинатная форма
3) Концентричная форма
57. Стиль в музыке, появившийся в Европе после французской революции:
58. Для какого произведения Р. Яхина тема татарской народной песни «Галиябану» стала основой?
3) Концерт для фортепиано с оркестром;
59. Кто из татарских композиторов обратился к творчеству русского писателя А.И.Крылова:
60. Кто автор книги «Про трех китов и про многое другое. Книжки о музыке»?
1) Симфонии, ноктюрны, балеты;
2) Оперы, песни без слов, произведения для детей;
3) Романсы, ноктюрны, прелюдии.
62. Основоположник музыкальной комедии в татарской музыке:
63. Создатель цикла концертов «Времена года» для струнного оркестра-
64. Жанр произведения «Лесной царь» Шуберта:
65. Организатор первой бесплатной музыкальной школы в России (вторая половина XIX века):
66. Тип дыхания, рекомендуемый в хоровой работе с младшими школьниками:
3) костно – обдоминальное;
67. Деревянный духовой инструмент с двойной тростью, изобретенный в XVI веке:
68. Какое произведение написал С.Рахманинов?
69. Какого композитора называют «композитор – сказочник»?
70. Первый этап работы над музыкальным произведением – это:
1) Разучивание нотного текста;
2) Прослушивание музыкального произведения в исполнении преподавателя или другого исполнителя.;
3) Анализ структуры музыкального произведения, средств выразительности.
71. Какой композитор писал музыку исключительно для фортепиано?
72. Трехдольный танец в медленном темпе, часть сюиты XVIII века-
73.Кто из композиторов заимствовал знаменитую мелодию из оперы «Ричард Львиное сердце» Гретри?
74. Стиль, наиболее близкий музыкальному барокко:
75. Композитор и клавесинист, современник И.С.Баха, автор свыше 500 сонат:-
1) Доменико Скарлатти;
76. Указать термин, обозначающий свободный темп в музыкальном произведении:
2) tempo ad libitum;
77. Переложение «Картинок с выставки» для симфонического оркестра М.П. Мусоргского создал:
2) Антон Рубинштейн;
3) Георгий Свиридов.
1) переменный размер:
3) смешанный размер.
Автором кантаты «Москва» и торжественной увертюры «1812 год» является
80. Основоположником жанра «симфония» в татарской музыке является
Композитор, педагог, автор оратории «Человек» («Кеше»)-
Автор оперы «Джалиль»-
Великий русский певец (бас), биография которого была связана с Казанью –
Творчество композиторов-романтиков Ф.Шуберта, Р.Шумана, Я.Мендельсона, Э.Грига объединяет жанр
1) фортепианного концерта;
2) фортепианной миниатюры;
Создателем релятивной системы в России в конце XIX – начале XX века был
Создателем «столбицы» является
87. Является ли знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательным компонентом квалификационной характеристики по должности преподавателя, в том числе работающих в системе дополнительного образования детей?
Требование предъявляется дифференцированно от предмета преподавания и квалификации учителя;
Единый квалификационный справочник по должностям работников образования данного требования не содержит.
88. В каком году Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка?
89. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенком является каждое человеческое существо до достижения
90. Имеют ли право обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом?
В особых случаях, при наличии уважительных причин;
Да, по согласованию с администрацией учреждения.
91. Дополнить наименование документа: Федеральный закон РФ от 24.июня 1998 г. «Об основных гарантиях …………………… в Российской Федерации»
92. Новым подходом в воспитании детей является:
1. личностно-ориентированный подход
3. природосообразный подход
4. когнитивный подход
93. По методике О.С. Газмана, этапы деятельности по педагогической поддержке детей в системе личностно-ориентированной технологии воспитания включают:
1. диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный
2. анализ, моделирование, реализация, контроль
3. изучение ситуации, принятие решения, совместная деятельность по реализации решения, анализ и рефлексия
94. Воспитание как процесс помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении рассматривается в авторской концепции
95. Феликсология воспитания, по Н.Е. Щурковой, Е.П. Павловой, – научно-теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания, обеспечивающее в состав цели воспитания формирование способности ребёнка быть:
1. толерантным в жизни на этой земле
2. счастливым в жизни на этой земле
3. свободным в жизни на этой земле
96. Ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе состоялся в кульминации другой фазы развития человека, содержится в методологии;
… 1. герменевтического подхода;
2. акмеологического подхода;
97. Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий:
Один раз в пять лет
Через год после предыдущей аттестации, если работнику были даны рекомендации аттестационной комиссии
98. Основной процедурой аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) является:
1. Презентация портфолио
2. Экспертиза профессиональной деятельности
3. Квалификационные испытания в письменной форме
99. По методике оценки квалификации аттестуемых педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, профессиональный стандарт квалификации педагога рассматривается как совокупность:
1. 3 компетентностей
2. 4 компетентностей
3. 5 компетентностей
4. 6 компетентностей
100. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области личностных качеств входит:
1. Эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура
2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации самомотивации
3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
101. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области постановки целей и задач входит:
1. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
2. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, вовлечь учащихся в процессии формирования целей и задач
3.Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.
102. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области мотивации учебной деятельности входит:
1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу, разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогической ситуации
2 . Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации
3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
103. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности входит:
1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.
2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации
3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
104. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений входит:
1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу, разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогической ситуации
2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации
3. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.
105. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области организации учебной деятельности входит:
1. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
2. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, вовлечь учащихся в процессии формирования целей и задач
3. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание
Соната
Сегодня мы вспомним основные направления развития европейской музыки второй половины XVIII — первой четверти XIX вв.
Наше внимание будет сосредоточено на жанре инструментальной сонаты. Мы познакомимся со строением сонатно-симфонического цикла, подробно разберем строение сонатной формы. Послушаем ярчайшие образцы сонатного творчества композиторов-венских классиков – В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.
Соната – это многочастное циклическое произведение, состоящее из 3-х (4-х) частей, предназначенное для одного-двух инструментов.
Циклическое значит в произведении есть несколько отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единым замыслом. К ним можно отнести симфонию, сонату, квартет, концерт. Сонатно-симфонический цикл состоит обычно из трёх- или четырёх отдельных частей. Например, симфония или квартет включает сонатное allegro, медленную часть, менуэт и финал (это четырёхчастный цикл). Сонаты писали для одного-двух инструментов. Например, для фортепиано сочинял сонаты Бетховен, всего 32 сонаты; у Моцарта 17 сонат, и они тоже все написаны для 1 инструмента –фортепиано. Но некоторые композиторы пишут сонаты для 2-х инструментов, например, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано.
1 часть – всегда быстрая, стремительная, жизнерадостная, в темпе allegro (поэтому сонатную форму называют ещё и сонатное аллегро)
2 часть – медленная и размеренная, в темпе andante.
3 часть – заключительная, пишется в духе 1-ой части в темпе allegro.
Разберём строение первой части сонаты.
1 часть чаще всего пишется в сонатной форме. Вот как она строится:
Кода – окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.
Таким образом, сонатная форма – это музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов: в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.
Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена
Людвиг ван Бетховен (1770—1826) — великий представитель классического направления в музыке. В то же время для его творчества характерны черты романтизма, свойственные музыке XIX в. Музыка Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические настроения. В фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь человека, со всеми eго душевными переживаниями, страстями, конфликтами, которые нашли свое отражение в процессе развертывания музыкальных тем, в борьбе идей, выраженных в звуках.
Соната состоит из трех частей. Контрастное сопоставление тем, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер. В отдельных моментах Сонаты № 8 фортепиано по силе и сложности техники игры звучит подобно оркестру.
Необычно начало сонаты. Быстрой музыке I-й части предшествует обширное медленное вступление. Именно в нем возникает первое противопоставление образов — источник конфликтности. Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех ее частях.
Контраст между трагедийностью вступления, бурным драматизмом главной партии и душевной лирической взволнованностью побочной темы определяет дальнейшее развитие сонаты, все части которой интонационно родственны. Из темы вступления вырастает главная тема (или, как говорят, главная партия) 1-й части, а из побочной — тема рондо 3-й части (финала).
Необходимым этапом развития становится медленная и певучая 2-я часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого. Применяя принцип варьирования, композитор обогащает раздумья все новыми деталями, дополнительными штрихами.
Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению этой части является быстрая и взволнованная 3-я часть.
Послушайте Сонату № 8 Л.В. Бетховена и ответьте на вопросы:
В 1ой части Сонаты № 8 (до 6 мин. 40 сек.): в каких разделах сонатной формы вновь появляются интонации вступления? Какую роль тема вступления играет в разработке и последующем развитии музыки? Как завершается 1-я часть?
Во 2-ой (с 6 мин 40 сек) и 3-ей (с 11 мин. 25 сек.) частях Сонаты №8: как меняется состояние героя в каждой из них? В какой части музыка скорее выражает напряжение мысли, а в какой передает действие? Каким предстает в этой музыке человек?