какая форма наиболее часто употребляется в финалах сонатного цикла вариации
Сонатная форма
Сонатная форма — это форма из трех разделов, первый из которых (экспозиция) основан на противопоставлении главной партии (ГП) и побочной партии (ПП), второй (разработка)- на их развитии, третий (реприза) – на возвращении тем в новом тональном соотношении (иногда сопровождающемся и другими изменениями).
В эпоху венских классиков сонатная форма встречается преимущественно в сонатно-симфоническом цикле. Чаще всего в первой части- сонатное allegro, в финале (4 часть), иногда в медленной части (3 часть) и крайне редко в скерцо (2часть), а также в оперной увертюре:
Гайдн. Симфония №103- 1 часть (Сонатное Allegro)
Увертюра к опере «Дон Жуан» Моцарта
Позже сонатная форма применяется и в самостоятельных произведениях- балладах, фантазиях, поэмах и др..
Классическая сонатная форма первого allegro:
1 раздел- ЭКСПОЗИЦИЯ
Главная партия играет функцию содержания всей части.
Связующая партия создает переход от главной темы к побочной. Поэтому для нее характерно неустойчивость гармонии, рыхлость, дробность структуры.
Побочная партия в тональном и образном соотношении противостоит главной, но выполняет подчиненную функцию. Тональный контраст присутствует обязательно, а тематический не всегда.
Заключительная партия завершает экспозицию, поэтому для нее характерны приемы заключительного типа изложения.
2 раздел- РАЗРАБОТКА
Разработка- раздел сонатной формы, который основан на мотивной разработке и тонально-гармоническом развитии тем экспозиции. Для разработки характерна неустойчивость и различное развитие тем (дробление, секвенцирование, вычленение, имитационное развитие темы)
3 раздел- РЕПРИЗА
Реприза- третий, последний раздел сонатной формы. Партии эскпозиции излагаются здесь в основной тональности. Функция репризы- уравновешивание формы.
Существует два типа реприз:
Вступление и кода встречаются в сонатной форме довольно часто.
Существует три типа вступления:
Кода может строится на любой теме, одной или нескольких.
Разновидности сонатной формы.
Сонатина— сонатная форма без разработки, то есть состоящая из экспозиции и репризы.
Наибольшее распространение сонатина получила в медленных частях сонатно-симфонического цикла, увертюрах у операм и балетам, в самостоятельных произведениях. Встречается такая форма также в сюите, серенаде:
Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада» — 1 часть
Сонатная форма с двойной экспозицией используется для в концертах для солиста с оркестром. Экспозиция здесь повторяется дважды: первый раз – в оркестре, второй раз- у солиста с оркестром.
Эта форма несет специфические черты концертного жанра. Принцип соревнования солиста и оркестра отразился:
Одним из отличий от сонаты также является то, что в первой экспозиции побочная партия проводится в основной тональности либо начинается в тональности побочной, но заканчивается в основной.
В качестве примера, можно послушать Концерт №23 ля мажор, первую часть Моцарта.
Сонатно – симфонический цикл
Музыкальные формы. Сонатная форма. Сюита.
Сонатно – симфонический цикл.
Сонатная форма— это форма, в которой пишется одна из частей сонаты, концерта, симфонии, квартета. Чаще – это первая часть, которая звучит в темпе allegro (быстро), поэтому форму иногда называют – форма сонатного аллегро.
Сонатная форма состоит из трех разделов: экспозиции, разработки и репризы.
Каждый из этих разделов использует один и тот же тематический материал. В конце возможна кода (с лат. – «хвост») – музыкальное дополнение, звучащее после заключительной каденции. Перед сонатным аллегро иногда бывает медленное вступление.
Вступление | Экспозиция | Разработка | Реприза | Кода |
Медленный темп Одна из главных тем или новая | Г.п П.п С.п З.п | Темы экспозиции и вступления разрабатываются | Г.п П.п С.п З.п | Одна из основных тем или новая |
Основная тональность Т | Основная тональность и тональность доминанты (иногда другая) Т D | Разные тональности S D→ | Обе темы в основной тональности Т Т | Основная тональность (бывает и другая) Т |
Реприза – возвращение основных образов в их первоначальном виде, причем они даже сближаются, так как проходят в основной тональности. Это вывод, итог всего развития.
Кода – иногда кодой завершается сонатная форма. Это дополнительный раздел, необходимый для закрепления сказанного.
Сюита
Сюита – это циклическое произведение из нескольких самостоятельных пьес, каждую из которых можно исполнять отдельно. Особенность сюиты – чередование контрастирующих частей. Музыка сюиты имеет жанрово – бытовую основу или программный замысел.
Старинная сюита
алеманда | куранта | сарабанда | жига |
4/4 умеренно умеренно скоро | 3/4, 3/2 скоро | 3/4, 3/2 медленно | 6/8, 9/8,3/8 быстро |
Кроме этих танцев в сюиту вводились и другие: павана, бурре, менуэт, гавот, гальярда, ригодон, сицилиана, полонез и т.д., а также пьесы танцевального характера: ария, рондо, каприччио, скерцо. В начале сюиты могло быть вступление: прелюдия, увертюра, фантазия и т.д.
Свободная сюита – появилась в 19 – 20 веках. И включала в себя не танцевальные пьесы. Часто в основе таких сюит лежал программный замысел. Это фортепианные циклы (Р. Шуман «Альбом для юношества», П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», М. Мусоргский «Картинки с выставки»)
Сонатно – симфонический цикл
Сонатно – симфонический цикл— это крупное произведение, состоящее из 3 – 4 частей, хотя бы одна из которых, чаще первая, написана в сонатной форме. Все части контрастны, самостоятельны, но, по сравнению с сюитой, более тесно связаны общим замыслом. Каждая часть такого цикла раскрывает одну из сторон становления и развития единого образа.
Эта форма возникла и достигла своего совершенства в творчестве композиторов – классиков XVIII века (Гайдн, Моцарт, Бетховен), продолжает развиваться и изменяться.
Если в цикле три части, то отсутствует одна из средних. Иногда встречаются циклы с другим количеством частей: 2 части (Ф. Шуберт «Неоконченная симфония»), 5 частей (Й. Гайдн «Прощальная симфония», П. Чайковский, Симфония №3), 6 частей (А. Скрябин, Симфония №1), 11 частей (Д. Шостакович, Симфония №14).
Случается, что композитор меняет порядок частей внутри цикла: В. Моцарт, Соната №11: I часть – анданте, вариации; Л. Бетховен, Соната №14 «Лунная»: I часть – адажио.
Иногда в начале цикла звучит медленное вступление (Й. Гайдн, Лондонские симфонии, Ф. Шуберт «Неоконченная симфония»).
Сонатно – симфонический цикл используется в следующих жанрах инструментальной музыки:
· в сонате – циклическом произведении для одного, двух или трех инструментов;
· в симфонии – циклическом произведении для симфонического оркестра;
· в концерте – циклическом произведении для солиста с оркестром;
· в трио, квартете, квинтете, секстете и т.д. – циклических произведениях для инструментального ансамбля.
Сонатно-симфонический цикл
Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую или, как минимум, первую) излагать в сонатной форме.
От сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей упорядоченностью строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).
Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе огромные по масштабу и времени звучания), так и небольшие, как в жанре симфонии, так и камерно-музыкальные произведения.
Содержание
Характеристики формы
Количество частей
В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) закрепились и стали «нормативными»:
Трёхчастный цикл
Четырёхчастный цикл
В некоторых сонатах Гайдна, Моцарта четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей. [уточнить]
Особый случай — произведения, относящиеся к жанру серенады или дивертисмента (для оркестрового или для камерного состава) — исходно «развлекательному» и происходящему из старинной сюиты. Они сохраняют общий костяк сонатно-симфонического цикла и тоже включают в себя, как минимум, одну часть в сонатной форме (чаще всего — первую), но количество частей в них может быть гораздо больше (и 5, и даже 9!), в основном — за счёт дополнительных частей танцевального характера (например, в серенадах и дивертисментах Гайдна, Моцарта, Брамса). Это же относится и к произведениям камерной музыки, сохраняющим внешние признаки этого жанра, — как, например:
Моцарт — Струнное трио (Дивертисмент) KV 563 (6 частей),
Бетховен — Струнное трио ор. 3 (6 частей), Септет ор. 20 (6 частей),
Шуберт — Фортепианный квинтет DV 667 («Форель») (5 частей), Октет DV 803 (6 частей),
Берг — Лирическая сюита для струнного квартета.
Уже Бетховен не раз отклонялся от классического стандарта в своих произведениях — особенно в поздних. Среди его музыки встречаются и двухчастные циклы (Фортепианные сонаты № 19, 20, 22, 24, 27, 32), и многочастные. В последних фортепианных сонатах и струнных квартетах Бетховена речь идёт о строго индивидуальных драматургических решениях. Его многочастные поздние квартеты лишь отдалённо — «рудиментарно» — напоминают собой старинные «дивертисментные» формы:
Струнный квартет № 13 (6 частей),
Струнный квартет № 14 (7 частей, следующих друг за другом без перерыва),
Струнный квартет № 15 (5 частей).
(Такие решения цикла в поздних квартетах Бетховена оказали впоследствии влияние и на струнные квартеты композиторов ХХ века — прежде всего, Берга и Шостаковича.)
В произведениях композиторов более поздней эпохи усиливается тенденция к индивидуальным драматургическим решениям цикла — поэтому выбор количества частей также представляет собой сознательное отклонение от былого стандарта. Это могут быть:
Скрябин — Соната для фортепиано № 2 (Соната-фантазия),
Конспект к уроку «Сонатная форма»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект по теме «Сонатная форма»
Итак, выделяют 3 основных класса сонатных форм:
Форма сонатного allegro.
Сонатная форма в иных частях цикла и иных жанрах.
Так как основным и наиболее «чистым» типом является первый, описание типичной сонатной формы ниже будет относиться к нему.
Экспозиция сонатной формы
Главная партия
Главная партия — чрезвычайно важная составляющая экспозиции. Она — основа будущего конфликта и развития. Тема главной партии в большинстве примеров выражает основную мысль произведения. Она часто состоит из двух или более контрастных элементов, взаимодействие которых в сжатом виде воспроизводит конфликтность всей формы. Это качество главной партии даёт богатые возможности для дальнейшего развития, что является необходимым условием существования формы. Главная партия даёт первый толчок этого развития.
Гармоническое строение
Гармоническая функция главной партии — обеспечить главенство тоники главной тональности. Эта функция также чрезвычайно важна, так как тоника вернётся теперь только в репризе, до этого количество устойчивых разделов минимально. В главной партии тоника должна быть выражена явно и самодовлеюще, чтобы форма имела внутреннее стремление к ней в репризе. Иначе пространство гармонической неустойчивости затмит главную тональность и форма распадётся.
Тематическое строение
Тематизм главной партии также должен обладать несколькими определёнными свойствами. Мотивы темы должны быть чёткими и легко отделимыми друг от друга в процессе развития. Каждый мотив темы обладает самостоятельностью и значимостью. Это связано с серьёзностью музыкального содержания сонатной формы. Поэтому в главной партии редки жанровые темы.
Форма
Связующая партия
Связующая партия — неустойчивый раздел, в этом она противопоставляется главной. Роль связующей партии — совершить переход от главной партии к побочной. Этот переход затрагивает и гармоническую сферу (так как побочная партия имеет новую тональность ), и тематическую (так как побочная партия в большинстве случаев экспонирует контрастный образ).
Гармоническое строение
Тематизм
Связующая партия редко имеет собственную тему. В большинстве случаев она построена на мотивах главной партии, к которым постепенно добавляются новые мотивы. Таким образом совершается тематический переход к побочной партии.
Однако в некоторых случаях в связующей партии появляется новая тема, в образном плане контрастная главной партии и близкая побочной (при этом сохраняется гармоническая неустойчивость). Такую тему называют промежуточной темой, так как её модуляционное движение (обязательное для связующей партии) всегда приводит к настоящей побочной.
Побочная партия
Побочная партия появляется в результате развития материала главной партии. Однако, она во всем противостоит главной: в гармонии, тематизме, образности. Она часто длится дольше, чем главная партия, но при этом не перевешивает её по смысловой нагрузке. Ядро сонатной формы все равно остаётся заключённым в главной партии.
Гармоническое строение
Главная гармоническая функция побочной партии — установление новой тональности. В абсолютном большинстве случаев это тональности доминантового направления: для мажорного произведения — доминантовая тональность, для минорного — доминантовая (чаще натуральная) или параллельная. В редких случаях это может быть параллельная (минорная) тональность в мажорном произведении, либо другие терцовые соотношения тональностей. В послеклассической сонатной форме возможны любые соотношения тональностей.
Побочная партия гармонически обладает большей «рыхлостью» по сравнению с чрезвычайно устойчивой главной. Поэтому начало побочной партии гармонически может быть «смазано», не отделяясь чётко от связующей. Безусловно в гармоническом отношении только заключение (с обязательной полной каденцией).
Тематизм
Тематически, как и образно, побочная партия противостоит главной. Она больше ориентирована на мелодию, в которой обычно более выражены вокальные черты.
Часто имеет место ритмическое обновление побочной партии. Характерно укрупнение длительностей и замедление движения. Реже встречается активизация движения и более мелкие длительности.
В фактуре нередко имеет место выраженное разделение на мелодию и сопровождение, что характерно для темы с развитой мелодией (например, фортепианная соната № 16 Бетховена). Гораздо реже встречается обратное — полифоническое насыщение фактуры (его же Квартет, ор. 59 № 3 ).
В некоторых случаях в побочной партии используется тема главной (но обязательно в новой тональности) либо в первоначальном виде, либо в несколько модифицированном. Это явление имело место в творчестве Гайдна (например, его Симфония № 104 ре мажор ), когда ещё не сложилось обязательное образное противопоставление партий, как исключение — у Бетховена (например, в первой части « Аппассионаты » [2] ). В послеклассическую эпоху это было связано с появлением монотематизма и представляет собой в сущности другое явление.
Тематически побочная партия более свободна, чем главная, и может иметь несколько тем (до трёх). При этом одна из тем доминирует, другие выполняют вступительную или дополняющую функцию.
Форма
Сдвиг
Сдвиг (прорыв, перелом) — частое явление в побочной партии, также называется эпизодом. Сдвигом называется внезапное нарушение характера и появление контрастных элементов главной или связующей партий. Сдвиг — ещё одно отражение основного конфликта, который со всей силой будет раскрыт в разработке. При этом возникает существенное расширение и форма побочной партии фактически разрушается.
Контраст в момент сдвига может быть разной силы. Это может быть и появление более диссонирующей гармонии (наиболее слабый контраст), и вторжение материала главной партии в её изначальном характере (наиболее сильный вариант, особенно при драматичной главной и лиричной побочной).
Заключительная партия
Для тематизма характерно использование элементов предшествующих партий, в большинстве случаев главной и связующей, которые представлены в различных комбинациях. В этом снова проявляется обобщающая роль заключительной партии. Введение новой темы встречается редко, а если встречается, тема не бывает развёрнутой. Это связано с тем, что экспонирование новой темы не соответствует заключительному типу изложения и обобщающей функции заключительной партии.
Разработка
Разработка — второй большой раздел формы. В ней происходит развитие тем в условиях тональной и гармонической неустойчивости. В процессе развития возможно видоизменение тем, вплоть до их переосмысления.
Постоянная неустойчивость — главное свойство разработки. Неустойчивость выражается в гармоническом строении (постоянные модуляции ), в метрике (отсутствие квадратности) и в тематизме (темы существуют не в полном виде, а в виде вычлененных мотивов ).
Так как разработка — самый неустойчивый раздел формы, она наименее регламентирована. В зрелой сонатной форме (прежде всего у Бетховена ) разработка каждого произведения индивидуальна, каждый раз она выстраивается в соответствии со свойствами материала экспозиции и общей идеей произведения.
В зрелой сонатной форме разработка — центральный и важнейший раздел формы, обычно она весьма протяжённа и по размерам не уступает экспозиции. Кроме этого, ближе к концу разработки (примерно в точке золотого сечения всей формы) обычно располагается генеральная кульминация (момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении).
Как и другие развивающие разделы формы, разработка имеет три этапа — вступительный (пребывание в тональности), собственно развивающий (модуляции в разные тональности) и та или иная подготовка тональности репризы.
Переход к реп ризе – зона особо напряженного ожидания – часто доминантовый предыкт. Иногда бывает направлен в другую тональность, и тем неожиданней эффект возвращения. В ряде драматических симфоний между разработкой и репризой нет цезуры, и начало Г. п. – это кульминация всего сонатного allegro.
Реприза
Варианты решения сонатной репризы многообразны. Бывают существенные изменения структуры партий, выпуск разделов, введение нового тематизма, усиление разработочности и неустойчивости в Г. п., тональные изменения, начало П. п. в субдоминантовой тональности и т. д.
Кроме динамической репризы, встречается зеркальная реприза, когда сначала идет П. п., а затем Г. п.
Кода
Может служить дополнительным завершением сонатной формы, а может играть роль второй разработки, где продолжается процесс развития тем экспозиции (Бетховен, Сонаты №21, 23, Чайковский, Симфонии №4,5). Иногда в коде возможно появление новой темы (Бетховен, Увертюра из музыки к “Эгмонту” Гете).
Тест для учителя музыки
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест для учителей музыки
Сонатно-симфонический цикл получил полное классическое воплощение в инструментальной музыке…
2. Предком органа считаются
3.Симфоническая фантазия М. Глинки «Камаринская» написана
в форме двойных вариаций;
в сложной 2-3 частной форме;
4. Автор балета на сюжет Г. Тукая «Шурале»
5. Ведущим вокальным жанром при дворе царя Петра I являлись
6. Какой танец не входит в клавирную сюиту XVII века?
7. Форма, наиболее часто употребляемая в финалах сонатного цикла
— 3-ех частная простая;
9. Психологическая бытовая музыкальная драма А. Даргомыжского называется
12. Известный пианист, композитор XIX века, создатель симфонической поэмы «Прелюды»
13. Рефрен – повторяющийся элемент формы …, чередующийся с эпизодами.
простой 2-х частный;
14. Сколько мануалов может быть у органа?
15. Произведение из цикла «Песни и пляски смерти» Мусоргского
16. Оркестровая сюита Э.Грига, созданная на основе музыки к драме Г.Ибсена
17. «Любовь поэта» Р. Ахияровой написана в жанре:
18. Автор метода, который предложил ввести в школах новую форму вокальных занятий- «вокальную зарядку», «вокальную минутку» со строго систематизированным вокальным дидактическим материалом:
19. В фуге могут быть эпизоды, где тема отсутствует. Они носят названия
21. Песня из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» Ф.Шуберта.
23. Прелюдии и фуги Д.Шостаковича расположены по принципу
1. по принципу квинтового круга (с параллельными тональностями);
2. в хроматическом порядке;
4. Все ответы правильны.
24. Песня «Туган ягым» стала Государственным гимном Республики Татарстан. Кто автор музыки?
25. Опера Л. Бетховена называется
26. Произведение А.Скрябина, имеющее световую строку в партитуре
1. «Божественная поэма»
3. «Трагическая поэма»
4. «Сатаническая поэма»
27. Первая татарская оратория «Кеше» («Человек») была сочинена
28. А.П. Бородина называют основоположником симфонизма
29. Одно из наиболее интенсивных средств полифонического развития, при котором каждое последующее проведение темы начинается до того, как тема завершится в ранее вступившем голосе,-
30. Знак, определяющий место записи какого-либо звука на нотоносце и, в зависимости от него всех остальных звуков
31. Партия Е.Онегина в опере П.Чайковского была написана для
32. В Австрии (50-60 гг.) был открыт институт …, предназначенный для работы по «Шульверку»,
33. Какой опере Моцарт дал определение «веселая драма»?
2. «Волшебная флейта»;
34. В музыке балета «Шурале» Ф. Яруллина использован татарский протяжный напев
35. В XVII веке расцвело творчество А. Корелли и началась творческая деятельность А.Вивальди. Любимый инструмент этих композиторов-
36. Высшая точка развития музыкального произведения – это
37. Кого называют «Венским классиком»?
38. Если в пьесе многоголосная фактура, где каждый голос – самостоятельная мелодия, это:
1. аккордовая фактура;
2. гомофонно-гармоническая фактура;
3. полифоническая фактура;
4. унисонная фактура.
39. Главное требование … о музыке – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся.
41. Указать музыкальный инструмент, при звукоизвлечении у которого: струны не защипываются, а на них нажимают металлические пластинки:
43. При записи грегорианских хоралов (песнопений) вместо нот использовались значки, которые назывались:
44. Американский композитор, автор оперы «Порги и Бес».
Произведение Моцарта, третьей частью которого является «Рондо в турецком стиле»:
3) «Маленькая ночная серенада»
Автор первого татарского детского балета «Заколдованный мальчик»
Автор высказывания «Создает музыку народ, мы же композиторы, только аранжируем ее»-
Бог грозы и грома в славянской мифологии:
52. Буквальный перевод слова «Барокко»-
53 В 1711 г. Бартоломео Кристофори изобрел:
54. Выдающийся композитор эпохи Возрождения:
11. Автор релятивной системы:
55. О музыке какого композитора рассказ К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»:
56. Назовите форму, не относящуюся к разновидности вариационной:
1) Полиостинатная форма
3) Концентричная форма
57. Стиль в музыке, появившийся в Европе после французской революции:
58. Для какого произведения Р. Яхина тема татарской народной песни «Галиябану» стала основой?
3) Концерт для фортепиано с оркестром;
59. Кто из татарских композиторов обратился к творчеству русского писателя А.И.Крылова:
60. Кто автор книги «Про трех китов и про многое другое. Книжки о музыке»?
1) Симфонии, ноктюрны, балеты;
2) Оперы, песни без слов, произведения для детей;
3) Романсы, ноктюрны, прелюдии.
62. Основоположник музыкальной комедии в татарской музыке:
63. Создатель цикла концертов «Времена года» для струнного оркестра-
64. Жанр произведения «Лесной царь» Шуберта:
65. Организатор первой бесплатной музыкальной школы в России (вторая половина XIX века):
66. Тип дыхания, рекомендуемый в хоровой работе с младшими школьниками:
3) костно – обдоминальное;
67. Деревянный духовой инструмент с двойной тростью, изобретенный в XVI веке:
68. Какое произведение написал С.Рахманинов?
69. Какого композитора называют «композитор – сказочник»?
70. Первый этап работы над музыкальным произведением – это:
1) Разучивание нотного текста;
2) Прослушивание музыкального произведения в исполнении преподавателя или другого исполнителя.;
3) Анализ структуры музыкального произведения, средств выразительности.
71. Какой композитор писал музыку исключительно для фортепиано?
72. Трехдольный танец в медленном темпе, часть сюиты XVIII века-
73.Кто из композиторов заимствовал знаменитую мелодию из оперы «Ричард Львиное сердце» Гретри?
74. Стиль, наиболее близкий музыкальному барокко:
75. Композитор и клавесинист, современник И.С.Баха, автор свыше 500 сонат:-
1) Доменико Скарлатти;
76. Указать термин, обозначающий свободный темп в музыкальном произведении:
2) tempo ad libitum;
77. Переложение «Картинок с выставки» для симфонического оркестра М.П. Мусоргского создал:
2) Антон Рубинштейн;
3) Георгий Свиридов.
1) переменный размер:
3) смешанный размер.
Автором кантаты «Москва» и торжественной увертюры «1812 год» является
80. Основоположником жанра «симфония» в татарской музыке является
Композитор, педагог, автор оратории «Человек» («Кеше»)-
Автор оперы «Джалиль»-
Великий русский певец (бас), биография которого была связана с Казанью –
Творчество композиторов-романтиков Ф.Шуберта, Р.Шумана, Я.Мендельсона, Э.Грига объединяет жанр
1) фортепианного концерта;
2) фортепианной миниатюры;
Создателем релятивной системы в России в конце XIX – начале XX века был
Создателем «столбицы» является
87. Является ли знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательным компонентом квалификационной характеристики по должности преподавателя, в том числе работающих в системе дополнительного образования детей?
Требование предъявляется дифференцированно от предмета преподавания и квалификации учителя;
Единый квалификационный справочник по должностям работников образования данного требования не содержит.
88. В каком году Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка?
89. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенком является каждое человеческое существо до достижения
90. Имеют ли право обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом?
В особых случаях, при наличии уважительных причин;
Да, по согласованию с администрацией учреждения.
91. Дополнить наименование документа: Федеральный закон РФ от 24.июня 1998 г. «Об основных гарантиях …………………… в Российской Федерации»
92. Новым подходом в воспитании детей является:
1. личностно-ориентированный подход
3. природосообразный подход
4. когнитивный подход
93. По методике О.С. Газмана, этапы деятельности по педагогической поддержке детей в системе личностно-ориентированной технологии воспитания включают:
1. диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный
2. анализ, моделирование, реализация, контроль
3. изучение ситуации, принятие решения, совместная деятельность по реализации решения, анализ и рефлексия
94. Воспитание как процесс помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении рассматривается в авторской концепции
95. Феликсология воспитания, по Н.Е. Щурковой, Е.П. Павловой, – научно-теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания, обеспечивающее в состав цели воспитания формирование способности ребёнка быть:
1. толерантным в жизни на этой земле
2. счастливым в жизни на этой земле
3. свободным в жизни на этой земле
96. Ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе состоялся в кульминации другой фазы развития человека, содержится в методологии;
… 1. герменевтического подхода;
2. акмеологического подхода;
97. Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий:
Один раз в пять лет
Через год после предыдущей аттестации, если работнику были даны рекомендации аттестационной комиссии
98. Основной процедурой аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) является:
1. Презентация портфолио
2. Экспертиза профессиональной деятельности
3. Квалификационные испытания в письменной форме
99. По методике оценки квалификации аттестуемых педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, профессиональный стандарт квалификации педагога рассматривается как совокупность:
1. 3 компетентностей
2. 4 компетентностей
3. 5 компетентностей
4. 6 компетентностей
100. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области личностных качеств входит:
1. Эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура
2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации самомотивации
3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
101. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области постановки целей и задач входит:
1. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
2. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, вовлечь учащихся в процессии формирования целей и задач
3.Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.
102. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области мотивации учебной деятельности входит:
1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу, разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогической ситуации
2 . Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации
3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
103. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности входит:
1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.
2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации
3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
104. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений входит:
1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу, разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогической ситуации
2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации
3. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.
105. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области организации учебной деятельности входит:
1. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.
2. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, вовлечь учащихся в процессии формирования целей и задач
3. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание