какая форма общественного сознания не связана с регуляцией общественных отношений

Формы общественного сознания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Формы общественного сознания в философии

По мере развития общественного бытия развиваются и различные формы общественного сознания. Индивид начинает видеть себя в различных социальных связях и социальных взаимодействиях, принимает значимые решения, руководствуясь при этом своими ценностными и мировоззренческими ориентациями и нормами, которые существуют в обществе. Познавательные способности индивида могут существовать в нескольких формах, которые отличаются друг от друга наполненностью, содержанием, а также в целом тем, из какой сферы человек обогащается ими, чтобы в дальнейшем применять в повседневной практике.

Исследователи выделяют такие формы общественного сознания, как:

Все эти формы обладают своими особенностями, а также отражают некоторые специфические черты той деятельности, где человек пользуется этими формами сознания.

Исследователи подчеркивают, что в целом они могут сосуществовать друг с другом, формы не могут быть совсем автономны, поскольку многие из них обладают общими чертами, направленностью деятельности, а также во взаимосвязи сохраняют взаимозависимость, что также важно в воспитательных мерах, которые применяются в отношении человека. Личность должна обладать сознанием на нескольких уровнях, не выводя ни один из них на первый планы.

Мораль – одна из распространенных форм общественного сознания. В ней отражены взгляды и представления о тех или иных событиях и явлениях, а также оценки и нормы поведения, которые присущи отдельным индивидам в их деятельности. Также мораль присуща отдельным социальным группам или всему обществу в целом.

Готовые работы на аналогичную тему

Политическое общественное сознание представляет собой совокупность чувств и настроений граждан в их устойчивой форме, а также идей и традиций, ценностные теоретические системы, которые отражают интересы обширных социальных объединений и групп, их взаимодействия и отношения друг с другом, друг к другу, а также к тем политическим институтам, которые действуют в современном обществе.

Право – это не только форма общественного сознания: это еще и система социальных норм и взаимоотношений, которые охраняются со стороны государства. Право порождает форму сознания – правосознание. Оно выражено в знаниях права, а также в оценке собственного поведения и поведенческих установок, которые могут соответствовать нормам права или не соответствовать им. Еще одна форма сознания – эстетическое, которое выражается в общественной деятельности человека и, как правило, демонстрирует его отношение к конкретно чувственным и художественным образам, которые сохраняются в его сознании и влияют на его мировоззренческие установки.

Религию признают одной из форм общественного сознания. Исследователи подчеркивают, что основой религии становится вера в высшие силы, во что-либо сверхъестественное, что человек не способен объяснить с рациональной точки зрения, и поэтому углубляется в иные установки, чтобы дать объяснение тому, что он видит или слышит. Частью мировоззрения является и философское сознание, которое основывается на общих законах природы, общества и мышления. Нельзя не упомянуть и о научном сознании, поскольку в нем отражены все знания об окружающей действительности и других людях, но выраженные более научным языком в системе доказательств.

Виды общественного сознания

Виды и формы сознания имеют созвучные названия, и по сути в большей степени совпадают в содержательной части. Тем не менее, исследователи и эксперты подчеркивают, что виды общественного сознания в современной социологической науке более обширны, не углублены в частные формы сознания, поэтому имеют свои специфические характеристики. Каждый вид включает в себя несколько отдельных форм, поэтому они могут иметь характеристики, которые объединяются при объединении нескольких форм общественного сознания.

Первый вид общественного сознания – это политическое сознание. В любом обществе присутствуют люди, приверженные разнообразным политическим взглядам. Для многих политика становится делом всей их жизни, профессиональной сферой. Равнодушных к данному аспекту нет, поэтому смело можно заявлять, что каждый современный гражданин государства обладает политическим сознанием. Другое дело, что все по-разному осознают себя в политике и политику вокруг себя, поэтому сознание может быть развито как большей степени, так и в меньшей степени.

Второй вид сознания, который тесно связан с политическим – правовое общественное сознание. В нем человек оценивает себя в системе права, также соотносит, насколько он знаком с собственными правами и свободами, и то, как эти права и свободы поддерживаются другими членами общества и, наконец, государства. Борьба за свои права начинается с опоры на законодательную базу, в которой как раз и обозначены все те необходимые аспекты, что обеспечивают человеку спокойную, безопасную и достойную жизнь в государстве. Права гарантируются со стороны политических партий и властей, которые берут на себя ответственность за их осуществление и поддержание.

Нравственное сознание позволяет индивиду оценивать свое поведение, осознавать себя как адаптируемую в обществе личность. Нравственность – это в обязательном порядке нормы, этические и моральные, которые необходимо поддерживать и транслировать для того, чтобы в дальнейшем человек не навредил ни самому себе, ни окружающим, не стал носителем асоциального, девиантного поведения, которое наказывается законом. К нравственному сознанию примыкает эстетическое общественное сознание, которое воспитывает в индивиде эстетические идеалы, взгляды, ценности и вкусы, а также чувство прекрасного в отношении окружающей действительности и отдельных ее элементов.

Источник

Формы общественного сознания

Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности. В нашей философской литературе встречается утверждение, что термин «формы» устарел, что его можно заменить понятиями «вид» общественного сознания, «сфера» общественного сознания и т. д. Однако это утверждение не представляется верным, ибо данные понятия не несут в себе философского содержания. С точки зрения философии наиболее адекватным является именно понятие формы.

Критерий разграничения форм сознания носит комплексный характер. Поскольку не существует какого-то одного признака, по которому можно было бы отделить все формы сознания друг от друга, предстоит выявить несколько таких признаков, которые в совокупности, в комплексе могли бы послужить искомым критерием разграничения форм общественного сознания. Таких при­знаков можно насчитать четыре.

Во-первых, формы общественного сознания отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами, отношение к проблеме власти. В религиозном сознании реальная зависимость человека от земных сил принимает форму зависимости от сил неземных, сверхъестественных, божественных.

Если же обратиться к таким разным формам знания, как наука и философия, то различить их по предмету отражения практически невозможно. Обычно ссылаются на то, что наука имеет своим предметом «особенное», конкретные законы различных форм движения материи, а предметом философии являются всеобщие законы бытия и познания. Из этого следует, однако, лишь то, что конкретные науки и философия имеют разные предметы познания, но почему они являются разными формами общественного сознания, на основе данного критерия определить невозможно. Поэтому предмет отражения является лишь одним из признаков, отделяющих одну форму общественного сознания от другой.

Во-вторых, формы общественного сознания различаются по формам отражения. Так, наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, теорий, моделей и т. д., искусство в форме художественных образов, в религии исходными являются церковные догматы, в морали — нравственные чувства и нравственные нормы, ценности, идеалы. Очевидно, что различия по формам отражения, и весьма существенные, имеются, но далеко не всегда можно провести здесь четкое различие. Например, в политическом сознании, как и в научном, существуют понятия и теории, хотя политическое сознание не всегда научно. По формам отражения также трудно отличить философию и науку, моральное и правовое сознание.

Понятие «отражение» не тождественно духовному освоению действительности, а представляет собой один из элементов этого освоения. Есть формы сознания, более близкие друг другу с точки зрения форм отражения (например, наука и философия). Иногда различия в формах отражения более очевидны (наука и искусство). Поэтому и форма отражения — лишь один из признаков разграничения форм общественного сознания.

В-третьих, формы общественного сознания различаются по особенностям своего развития, что можно наглядно проследить на сопоставлении развития науки и искусства. В науке осуществляется прогресс познания, и в этом состоит ее движение вперед. Но, скажем, применительно к искусству прогресс познания вряд ли может рассматриваться в качестве основного показателя развития.

В сфере искусства, конечно, тоже может иметь место прогресс познания, но искусство заключает в себе особый тип знания, отличный от научного. Однако самое главное — для понимания развития искусства важны эстетические критерии, которые в науке такой существенной роли не играют. Следовательно, для понимания развития той или иной формы общественного сознания необходимо выявить ее особенности и выработать на основе этого специфический для этой формы сознания критерий развития.

В-четвертых, формы общественного сознания различаются так­же по выполняемым ими социальным функциям. Здесь на первый план выступают практические различия между ними. Именно различия функций прежде всего выявляют своеобразие каждой формы общественного сознания. Например, наука имеет функции познавательную и практическую как источник средств изменения природы, общества и самого человека; искусство выполняет познавательную, идеологическую (воспитательную) и эстетическую функции. Моральное сознание является основой формирования нравственной личности, фактором внутренней регуляции человеческого поведения, отношения человека к другим людям и т. д.

Социальные функции, таким образом, характеризуют место и роль каждой формы общественного сознания в жизни общества. По этому признаку, являющемуся как бы итоговым, все формы общественного сознания можно разделить на две большие группы. К первой относятся политическое сознание, право и мораль, которые связаны с регулированием человеческих отношений и поэтому выступают как формы духовно-практического освоения социальной действительности. Ко второй группе относятся наука, искусство и философия, которые в большей степени представляют собой именно формы духовного и духовно-практического освоения всей окружающей человека действительности, конечно, посредством общественных отношений и практической деятельности людей. Промежуточное место занимает религия, которая предстает и как форма мировоззрения и одновременно как регулятор человеческих отношений, особенно в тех обществах, где она представляет влиятельную силу, занимает доминирующее положение.

Таковы основные признаки, которые в совокупности позволяют отграничить одну форму общественного сознания от другой. Причем каждый последующий признак как бы в снятом виде включает в себя предыдущие, а не является просто рядоположенным с ними. Поэтому из них и формируется целостный критерий выделения отдельных форм общественного сознания.

То, что общественное сознание выступает в различных формах, придает ему многообразие, многокрасочность, многомерность, свидетельствует о его богатстве. К этому следует добавить, что уровни и формы сознания взаимно пересекаются. Например, идеологический аспект присутствует практически во всех формах сознания, а в политическом сознании он является определяющим. То же можно сказать и об общественной психологии, которая так или иначе присутствует в различных формах общественного сознания, придавая им соответствующую эмоциональную окраску.

Наконец, формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, взаимно проникают друг в друга и влияют друг на друга. При этом как к самим формам, так и к их взаимодействию надо подходить исторически, поскольку для каждого исторического типа общественного сознания характерен и особый тип взаимодействия его форм. Например, в средние века, в эпоху феодализма, доминирующей формой общественного сознания в обществе была религия. Наука была развита очень слабо, а все другие формы сознания практически либо подчинялись религии, либо сами выступали в религиозном облачении (мораль, искусство). В капиталистическом обществе происходит изменение типа взаимодействия форм сознания: на первый план выступают такие его формы, как политическое, юридическое сознание, наука. Но продолжает играть важную роль и религия.

Взаимодействие форм общественного сознания в истории социализма претерпело сложную эволюцию и его нельзя определить однозначно. Устойчивой тенденцией является выдвижение на первый план политики, политизация всех форм общественного сознания, что не всегда имело лишь позитивное значение (например, в период культа личности это негативно сказывалось на развитии науки, искусства, философии). В условиях перестройки начинают формироваться более гармоничные отношения между различными формами сознания, позволяющие каждой из них полнее выявить свою специфику. Но это сложный и противоречивый процесс.

Анализ форм общественного сознания и разработка критерия их разграничения имеют методологическое значение для исследования общественного сознания конкретных обществ, ибо в реальной жизни все эти формы и уровни переплетаются друг с другом.

Источник

Структура общественного сознания. Формы общественного сознания

Общественное сознание является достаточно сложным для понимания и восприятия явлением. Для него характерно несколько сторон, которые представляют собой относительно самостоятельное духовное образование. Одновременно с тем связана и с другими его сторонами как прямо, непосредственно, так и косвенно. В итоге общественное сознание представляется как структурная целостность, элементы которой связаны друг с другом.

Структура общественного сознания в современной социальной философии

По мнению современной социальной философии, в структуру общественного сознания входят следующие элементы:

Обыденное и теоретическое сознание

Обыденное и теоретическое сознание. Оно включает в себя два уровня общественного сознания – низший и высший. Их разница в глубине понимания общественных явлений и процессов, а также в уровне их осознания.

Обыденное сознание характерно для всех людей без исключения. Оно формируется в ходе ежедневной деятельность и основывается на эмпирическом опыте, иначе говоря повседневной житейской практики. По большому счёту это стихийное отражение людьми всего потока социальной жизни без применения систематизации общественных явлений и установления их глубинной сущности.

В ситуации, когда люди лишены научного понимания определённых явлений общественной жизни, они говорят о подобных явлениях на уровне обывателя. Таких ситуаций складывается в жизни каждого человека бесчисленное множество, поскольку не все люди могут мыслить научно.

Очевидно, что при меньшем уровне образованности людей, они в больше степени рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обывателей. Однако важно понимать, что даже самый грамотный человек не может мыслить научно совершенно обо всём.

Следовательно, область функционирования обыденного сознания имеет весьма обширные очертания. Оно даёт возможность с высокой долей достоверности, опираясь на здравый смысл, говорить о многих явлениях и событиях общественной жизни и принимать на этом уровне верные решения, которые базируются на житейском опыте. В этом определена роль и значение обыденного сознания в жизни людей и в развитии общества.

В основанном на житейском опыте обыденном сознании содержатся полезные сведения, которые нужны для ориентации людей в окружающем мире, а также для их производственной и не только деятельности. Такие сведения касаются свойств природного мира, трудовой деятельности, семьи и быта людей, их экономических отношений, нравственных норм, искусства и т.п. Народное искусство до сих пор практически полностью основывается на обыденных представлений людей о прекрасном.

Нельзя не упомянуть тот факт, что обыденное сознание наполнено иллюзиями, которые имеют весьма абстрактный и приблизительный характер и даже более того, ошибочными иллюзиями и предрассудками.

В данном контексте теоретическое сознание представляется как осмысление явлений общественной жизни посредством установления их сущности и объективных закономерностей их развития. Это всё касается экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Как следствие, оно предстаёт как более высокий по сравнению с обыденным уровень общественного сознания.

Теоретическое сознание представлено логической системой взаимосвязанных положений, таким образом, она выступает конкретной научной концепцией, касательно того или иного явления общественной жизни. Субъектами теоретического сознания являются не все люди, а только учёные, специалисты, теоретики в различных областях знаний, а также люди, которые могут судить с научной точки зрения о соответствующих явлениях развития общества. Зачастую так случается, что какой-то человек рассуждает о сравнительно ограниченном круге общественных явлений с научной позиции. Об остальных он рассуждает на уровне обывателя, и хорошо, если, опираясь на здравый смысл, потому что возможно, что всего лишь на уровне собственных иллюзорных представлений и общепринятых мифов.

Обыденное и теоретическое сознание взаимодействует друг с другом. Как следствие, оба они развиваются. В силу этих обстоятельств, обогащается содержание обыденного сознания, которое пополняется всё более научными сведениями и суждениями о различных явлениях общественной жизни. В данном контексте современное обыденное сознание людей существенно отличается от того, что происходило, например, два века назад.

Два уровня общественного сознания выполняют свои функции в жизни и деятельности людей, а также влияют на развитие общества.

Общественная психология и идеология

Общественная психология и идеология являются своеобразными структурными элементами общественного сознания. В них выражается не только уровень понимания существующей социальной действительности, но и отношение к ней со стороны разных социальных групп и национально-этнических сообществ. Своё выражение такое отношение получает в потребностях людей, иначе говоря во внутренних побуждениях к освоению реальности, к утверждению одних условий общественной жизни, а также к уничтожению других, к производству тех или иных материальных и духовных ценностей и их потреблению.

То отношение к явлениям общественной жизни, которое заключено в общественной психологии, выражается в потребностях людей и их интересах, а также в различных чувствах, настроениях, обычаях, нравах, традициях, проявлениях моды и стремлениях, целях и идеалах. Здесь говорится о конкретном настрое чувств и умов, который сочетает в себе определённое понимание происходящего в обществе и духовного отношения к ним субъектов.

Общественная психология становится в таком случае тем самым единством эмоциональных и интеллектуальных отношений людей, которая выражается в отношении условий жизни и общественного бытия. Она характеризуется как проявление психологического склада социальных групп и национальных общностей.

Социально-классовая и национальная психология представляет собой проявление психического склада социальных групп. Национальная психология может выступать как национального характера народа.

В социально-классовом характере также находит своё выражение психологический склад классов и иных социальных групп, их деятельность этим и определяется. В итоге общественная психология выступает как форма убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношения к ней.

Общественная психология подобно обыденному сознанию является проявлением сознания больших масс людей, классов, наций и народов. В данном контексте она взаимозаменяема с массовым сознанием, поскольку имеет те же свойства.

Одной из функций общественной или социальной психологии является ценностно-ориентировочная. Её суть состоит в том, что сформировавшаяся психология классов, народов складывает ценностные ориентации людей, а также предпосылки для их действий, опираясь на оценку социальных групп различных явлений общественной жизни.

Ещё одной функцией общественной психологии является мотивационно-побудительная. Её суть в том, что она способна побудить массы людей, отдельные социальные группы к действию в конкретном направлении, иными словами создаёт предпосылки для соответствующей мотивации деятельности людей. В данном контексте воздействовать на общественную психологию ни что иное, как способствовать зарождению мотивов деятельности поведения людей, их волевых усилий, которые устремлены на реализацию их социальных интересов. Большинство из этих мотивов появляются внезапно и процессе перманентного воздействия на сознание людей объективных условий их жизни.

Это свидетельствует о том, что в ходе проведения государственной политики, вне зависимости от того, касается она общества или какой-то иной сферы, важно придавать значение общественной психологии различных социальных групп и слоёв населения. Поскольку социально-психологические мотивы представляют собой очень важный фактор, который либо содействует, либо наоборот препятствует осуществлению подобной политики.

Работа механизма социальной деятельности зависит ещё и от идеологии. Она способна передать, как и общественная деятельность объективные потребности и интересы различных социальных групп, в первую очередь классов, а также социальных общностей.

В идеологии потребности классов и социальных общностей осознаются на более высоком уровне, а именно на теоретическом.

Сама идеология является системой взглядов и установок, которые отражают социально-политический строй общества, его социальную структуру, потребности и интересы на теоретическом уровне. Она более чётко выражает отношение тех или иных классов, политических партий и движений к существующей политической системе общества, государственному строю, отдельным политическим институтам.

Полагаясь на то утверждение, что идеология выступает как теоретическая концепция, можно говорить о том, что она волей-неволей должна освещать процесс общественного развития, находить суть политических, правовых и других явлений и закономерностей их развития. Но необходимо понимать, что это происходит далеко не всегда.

По большому счёту научным содержанием наполняется идеология тех социальных субъектов, которые представляют интересы актуальные для основных тенденций развития общества и совпадают с интересами общественного прогресса. В такой ситуации их интересы совпадают с подлинными интересами большинства членов общества. В силу этого у них не возникает необходимость прятать собственные интересы, и одновременно существует необходимость понять закономерности развития общества, взаимодействие объективных и субъективных условий его функционирования. Как следствие, заинтересованность в научном анализе общественных явлений, в поиске истины. Таким образом, можно сделать вывод, что движущая сила идеологии – социальный интерес, а познавательный ориентир – истина.

Не всякая идеология научна.

Были выявлены случае, когда настоящие интересы тех или иных классов скрываются в идеологии. Это происходит из-за расхождения с интересами прогрессивного развития общества. Тогда создаётся такая идеология, которая видит своей целью создать картину заведомо ложных процессов, происходящих в обществе, а также расстановки социально-классовых сил, искажение цели их деятельности и т.п. Иначе говоря, формируется сознательная мистификация реальности, появляется множество социальных мифов, которые способны затуманить сознание масс и в таких условиях реализовываются интересы тех сил, которым подвластна эта идеология.

Идеологии характерна социально-классовая природа. Но это не всегда значит, что она представляет узкую систему взглядов конкретного класса. В первую очередь, идеология любого класса может содержать в себе положения, которые разделяются представителями других классов и слоёв общества. По этим причинам она становится их общей идеологией, расширятся социальная база. Далее важно отметить, что идеология выражает в том числе и национальные интересы, и общечеловеческие, помимо социально-классовых.

Интересы сохранения всеобщего мира, защита природной среды и т.п. являются ярким примером выражения идеологии.

Однако самой важной частью идеологии выступают те её положения, которые отражают интересы того или иного класса, которые согласуются или расходятся с интересами другого класса. Идеология может быть, как научной, так и ненаучной, прогрессивной и реакционной, радикальной и консервативной. Главным образом это зависит от её социально-классового содержания, форм, а также способов её воплощения в жизнь.

От общественной психологии она отличается тем, что она формируется сознательно, а не стихийно.

Идеология формируется идеологами сознательно.

В качестве идеологов выступают политики, философы и теоретики. После чего при помощи специальных механизмов идеология попадает в массы и внедряется в их сознание посредством различных рычагов системы образования и воспитания, средства массовой информации и т.п. В итоге, процесс создания идеологии и её распространения в обществе представляется от начала до конца осознанным и целенаправленным.

Очевидно, что распространяется именно та идеология, которая представляет интересы большинства членов общества. Случается, что идеология навязывается массам, даже если она чужда им и их подлинным интересам. Многие индивиды и группы людей могут заблуждаться и руководствоваться объективно чужой идеологией. В итоге они оказываются на стороне тех, чьи позиции не совпадают с их собственными и причиняют ущерб своим взглядам.

Сила влияния той или иной идеологии зависит от её положения в обществе тех классов и социальных групп, интересы которых она представляет, более того является наиболее глубокой и устойчивой, чем общественная психология. Идеология может оказывать долговременное влияние на характер человеческой социальной активности, в той ситуации, когда она выражает на только своевременные, но и укоренённые интересы классов.

Очевидно, что идеология проходит процесс своего формирования под воздействием всех без исключения объективных и субъективных условий развития общества. Более того, под влиянием и общественной психологии. Вместе с тем она оказывает особое влияние и на общественную психологию.

Стоит отметить, что под влиянием идеологии может в значительной мере изменяться эмоциональный настрой всех социальных групп, а также их умонастроения. Иначе говоря, вся социально-психологическая система мотивов их действий подвержены влиянию идеологии. Установки идеологии так или иначе вписываются в социально-психологические мотивации действий социальных групп и задавать их направление. Обычно идеологические установки тают толчок к серьёзным преобразованиям в социальной сфере. Но существуют и исключения, которые в любом случае являются подтверждением общего правила.

Формы общественного сознания, критерии их разграничения

Для современной социальной философии характерно несколько форм общественного сознания: политическое, правовое, моральное, этическое, религиозное, научное и философское. Каждая форма является отражением соответствующей стороны общественной жизни и воспроизводит их духовно. При всём при этом у них сохраняется самостоятельность во всех формах общественного сознания, воздействующих на происходящее в обществе политические, экономические и другие процессы.

Данные критерии выделяют и разграничивают по определённым критериям. В первую очередь их различают по объекту отражения. Именно это и лежит в основе их разграничения.

В политическом сознании наиболее ярко отражается политическая жизнь, нежели в каком-то ином. Именно в политическом сознании возникают политические отношения между людьми, поскольку именно эта сторона общественной жизни является отражением политической деятельности людей.

Для правового сознания характерно отражение различных правовых моментов правовой жизни общества, связанных с разработкой и внедрением в практическую жизнь любых правовых и законодательных норм. Моральное сознание отражает действительность нравственных отношений в обществе. Эстетическое сознание представляет собой эстетическое отношение людей к окружающему миру, которое отражается в искусстве. Очевидно, что все формы общественного сознания отражают так или иначе такие стороны жизни, которые хоть и не явно, но всё же связаны между собой. Но свой объект каждая из них отражает в полной мере и наиболее ярко, духовно и точно.

Формы общественного сознания отличаются и разграничиваются между собой по формам и способам отражения реального положения дел.

Наука отражает мир в форме терминов, гипотез, теорий и т.п. А среди её способов познания – опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и т.п.

Для искусства характерно проявление эстетического сознания посредством художественных образов. Здесь различные жанры искусства используют свои способы передачи эстетического освоения мира. Моральное сознание отражает существующие в обществе отношения в форме моральных переживания и воззрений, которые выражаются в моральных нормах и принципах поведения, более того различным обычаям и традициям это тоже характерно. Политические и религиозные взгляды по-своему отражают общественную жизнь.

Все формы общественного сознания отличаются по своей роли и значению в жизни общества. Это определяется теми функциями, которые каждая из них выполняет. Здесь говорится о познавательной, эстетической, воспитательной, идеологической функциях различных форм общественного сознания, а также о функциях морального, политического и правового регулирования поведения людей и общественных отношений, которые образуются между ними.

Важно помнить и о такой важной функции, как сохранение духовного наследия общества в науке, искусстве, морали, политическом, правовом, религиозном и философском сознании. Более того, не стоит забывать и о прогностической функции науки, философии и других форм общественного сознания, а также о их способности предсказывать будущее и делать прогнозы касательно развития общества в ближайшие и отдалённые периоды. Для всех форм общественного сознания характерен конкретных набор функций, о которых говорилось выше. В реализации данных функций проявляется её роль и значение в жизни общества.

Все формы общественного сознания – политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное и др. – взаимодействуют между собой и взаимосвязаны, поскольку взаимодействуют те стороны жизни общества, которые в них имеют своё отражение. Таким образом, общественное сознание является некой целостной системой, которая отражает единство социальной жизни, построенной именно на этом взаимодействии.

Именно в границах структурной целостности общественного сознания между собой взаимодействуют обыденное и теоретическое сознание людей, их общественная психология и идеология, а также все формы общественного сознания, о которых говорилось выше.

Характер сложившихся общественных отношений влияет на то, какая форма будет преобладать – политическая, правовая, моральная, научная или религиозная.

Особенности общественного сознания современной России

Сегодня в России наблюдается рост политического сознания не только государственных или политических деятелей, но и простых людей. Это происходит благодаря реформам политической системы. Более того, говорят о повышении роли правового сознания в связи с активным процессом правотворчества при переходе к новым общественным отношениям и стремлениям народа выстроить новое правовое государство в целом.

Также очевидно распространение религиозного сознания в массах. Его миротворческая роль постепенно возрастает, что способствует достижению духовного единства народа. Более того, можно утверждать о возросшем значении морального и эстетического сознания, характерных нравственных и эстетических ценностей, которые должны по своему существу обогащать духовность народа и придавать отношениям между людьми гуманность. Очень важно, чтобы все объективные требования осуществились.

Для усложнения процессов общественного развития и повышения их динамической силы, необходимо повышать уровень творческой активности людей. Однако нужно понимать, что эта активность должна быть осознанной, основываться на ясных целях и убеждениях. Таким образом возрастает значение всех форм общественного сознания, в пределах которых происходит осмысление различных явлений и процессов общественной жизни. Более того, именно так вырабатываются новые способы, которые помогают воздействовать на них.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *