какая форма организации действий называется циклом
Какая форма организации действий называется циклом
§ 10. Циклы
Кто из нас не помнит поучительную историю о том, как Том Сойер по заданию тети Полли красил забор: «Вздыхая, он окунул кисть в ведро, провел ею по доске забора, повторил эту операцию, проделал ее снова. » (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).
Давайте составим алгоритм покраски забора. Допустим, что у нас есть малярная кисть и достаточное количество краски. Напишем, например, такую последовательность действий:
Ясно, что если мы соберемся писать этот алгоритм до конца, покраску забора придется надолго отложить. Если бы мы знали, сколько досок в заборе, мы могли бы завершить составление алгоритма, приписав нужное количество строк. Однако это долгое и однообразное занятие. Да и тетя Полли никогда не считала доски в заборе. Она просто сказала: «Будешь красить, пока забор не кончится». Сама того не зная, она воспользовалась очень распространенным способом организации действий циклом (повтором). Задание тети Полли можно записать в виде следующего алгоритма:
Любуясь Луной, помните: и Луна выполняет циклический алгоритм
Итак, циклом (повтором) называется такая форма организации действий, при которой одна и та же последовательность действий совершается несколько раз (или ни разу) до тех пор, пока выполняется некоторое условие.
С помощью блок-схемы цикл можно изобразить так, как показано на рисунке 18.
Рис. 18. Блок-схема цикла
Например, блок-схема алгоритма покраски забора выглядит так:
Рис. 19. Блок-схема алгоритма покраски забора
Вопросы
1. Какая форма организации действий называется циклом?
2. Как в алгоритмах оформляются циклы?
3. Что такое тело цикла?
4. Для чего служит указатель «Конец цикла»?
5. Как с помощью блок-схемы изображаются циклы?
Задания для самостоятельного выполнения
1. «Приключения Тома Сойера» начинаются с того, что тетя Полли зовет Тома:
Составьте алгоритм вызова Тома.
2. Используя циклическую форму организации действий, запишите следующий алгоритм выполнения домашнего задания по переводу текста с иностранного языка:
3. а) Во время большой перемены проголодавшийся школьник зашел в столовую с намерением поесть пирожков. Находившийся рядом злоумышленник тут же посоветовал ему воспользоваться следующим алгоритмом:
Сумеет ли школьник поесть пирожков? Исправьте алгоритм так, чтобы школьник ушел сытым.
б) Однажды школьнику задали на дом несколько задач по математике. Придя домой, он решил сначала выполнить домашнее задание, а затем пойти гулять. Злоумышленник, который снова, как назло, оказался рядом, посоветовал воспользоваться следующим алгоритмом:
1азавтра доверчивый школьник получил двойку за домашнее задание. Объясните почему.
4. Дан алгоритм («решето Эратосфена»):
а) Выполните алгоритм при n = 6, 12, 100. Какие числа будут обведены после окончания выполнения алгоритма в каждом из этих случаев?
б*) Для решения какой задачи предназначен этот алгоритм? Обоснуйте ваш ответ.
5. Составьте алгоритм нахождения фальшивой монеты среди настоящих монет того же достоинства с помощью чашечных весов, если известно, что фальшивая монета тяжелее настоящей.
6. Для определения количества кислоты в растворе в колбу, содержащую раствор кислоты и индикатора, по каплям добавляют щелочь (титрование раствора) до тех пор, пока индикатор не изменит цвет. Составьте алгоритм титрования.
7. (Продолжение задачи 12 из § 4.) Вслед за разведывательным дозором к той же реке подошел полк. Около берега по-прежнему плавали в лодке два мальчика. Составьте алгоритм переправы полка.
Алгоритмы с повторениями
Урок 28. Информатика 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Алгоритмы с повторениями»
· алгоритмы с повторениями.
На практике часто встречаются задачи, при решении которых одно или несколько действий необходимо повторять несколько раз, пока выполняется некоторое заранее заданное условие.
Необходимо заполнить ведро водой из бочки. Взять кружку, наполнить кружку водой из бочки, вылить воду в ведро. Наполнить кружку водой из бочки, вылить воду в ведро. Повторять действия, пока ведро не наполнится водой.
Таким образом, Форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется циклом или повторением.
Алгоритм, содержащий циклы, называется циклическим алгоритмом, или алгоритмом с повторениями.
Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием.
Например, Многие процессы в окружающем мире основаны на бесконечном повторении одной и той же последовательности явлений, то есть, зациклены, каждый год наступают зима, весна, лето, осень.
Обратите внимание. При составлении алгоритмов нельзя допускать зацикливания.
Рассмотрим ещё один пример алгоритма с повторениями.
Шестиклассницу Таню мама попросила собрать все красные помидоры. Таня взяла корзину и пошла в огород на грядку с помидорами.
Опишем последовательность действий Тани:
Сорвать красный помидор,
Положить помидор в корзинку,
Сорвать красный помидор,
Положить помидор в корзинку,
То есть Таня будет повторять действия «Сорвать красный помидор», и «Положить помидор в корзинку» пока не соберёт все красные помидоры.
Представим данный алгоритм с помощью блок-схемы:
Выполняемое действие (Подойти к грядке с помидорами);
Условие выполнения (Остались красные помидоры?)
Если да, то выполнять действия (сорвать красный помидор, положить помидор в корзинку). Если нет красных помидор, то пойти к маме.
То есть Таня действовала по алгоритму с повторениями. При его исполнении действия «Сорвать красный помидор» и «Положить помидор в корзинку» будут выполнены столько раз, сколько красных помидор на грядке.
Напомним: алгоритм с повторениями – это алгоритм, содержащий команды, которые повторяются, пока выполняется заданное условие.
А сейчас, давайте решим задачу на переправу:
Три охотника пошли на охоту. Их путь лежит через реку, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как охотникам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного охотника либо двух мальчиков, а охотника и мальчика уже не вмещает?
Нам необходимо составить алгоритм решения данной задачи, и изобразить решение с помощью блок-схемы.
Первое действие алгоритма – переправиться на левый берег двум мальчикам.
Второе действие – одному мальчику вернуться на правый берег.
Третье – переправиться охотнику на левый берег.
Четвёртое – вернуться мальчику на правый берег.
Обратите внимание, что далее действия алгоритма начинают повторяться.
Пятое действие – переправиться двум мальчикам на левый берег.
Шестое – вернуться одному из мальчиков на правый берег.
Седьмое – переправиться охотнику на левый берег.
Восьмое – вернуться мальчику на правый берег.
И снова, алгоритм начинается сначала.
Девятое действие – переправиться двум мальчикам на левый берег.
Десятое – одному мальчику вернуться на правый берег.
Одиннадцатое – переправиться охотнику на левый берег.
Двенадцатое – вернуться мальчику на правый берег.
Выполнив все двенадцать шагов этого алгоритма охотники, без труда переправятся через реку.
Заметим, что в данном алгоритме первых 4 действия повторяются.
Схематично решение данной задачи будет выглядеть следующим образом.
Далее Условие: есть охотники на правом берегу? Если ДА, то
Выполнить действия: переправиться двум мальчикам на левый берег; вернуться мальчику на правый берег; переправиться охотнику на левый берег; вернуться одному из мальчиков на правый берег.
Заметим, что в решении, для того чтобы переправить на другой берег 3 охотников, действия алгоритма повторяются 3 раза.
Вернёмся к условию «Есть охотники на правом берегу?» Если нет, то Конец алгоритма.
А сейчас пришло время для «Компьютерного практикума». Сегодня нам необходимо создать циклическую презентацию с помощью редактора презентаций PowerPoint. Создадим презентацию, в которой девочка будет прыгать со скакалкой, то есть смена слайдов будет зациклена.
Напомним, что открыть программу PowerPoint можно нажав в меню Пуск – Все программы.
Выберем вкладку Главная, затем в группе Слайды нажмём на кнопку Макет нам нужен пустой слайд.
Затем перейдём на вкладку Вставка, нажимаем на Фигуры и с помощью готовых фигур изобразим девочку, прыгающую через скакалку. Например, это можно сделать вот так.
Далее на вкладке Слайды левой панели нажимаем на слайд с девочкой, переходим на вкладку Главная и щёлкаем на Копировать. Вставим в презентацию 3 копии нашего слайда (всего у нас будет 4 слайда), для этого на вкладке Главная нажмём 3 раза Вставить.
Девочка должна прыгать через скакалку. Для этого изменим изображения девочки на остальных трёх слайдах.
Для того чтобы девочку переместить вверх (она подпрыгивает), нужно выделить любой фрагмент девочки, затем нажать сочетание клавиш Ctrl + А.
Теперь мы можем, поднять девочку выше не боясь, что картинка испортится.
Чтобы редактировать скакалку, выделим е`, затем нажимаем вкладку Формат и в группе Вставка фигур выбираем Изменить фигуру – Начать изменение узлов. Теперь, с помощью мыши мы можем редактировать скакалку.
Далее нужно настроить циклическую демонстрацию слайдов, то есть нам нужно, чтобы после показа наших 4 слайдов демонстрация начиналась сначала. Для этого:
перейти на вкладку Показ слайдов и в группе Настройка выбрать Настройка демонстрации;
отметим галочкой «непрерывный цикл до нажатия клавиши ESC»
зададим смену слайдов Вручную;
щёлкнем на кнопке ОК.
Запустим презентацию. Выбираем вкладку Показ слайдов, нажимаем С начала.
Как видим, смена слайдов зациклена и остановится только после нажатия клавиши ESC.
Сохраним презентацию при помощи вкладки Файл, Сохранить как в своей рабочей папке. Указываем путь и задаём имя «Скакалочка». Нажимаем кнопку сохранить.
Итак, в нашей презентации «Скакалочка» цикл – это непрерывная смена слайдов.
Таким образом, сегодня на уроке мы узнали, что:
Форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется циклом (повторением).
Алгоритм, содержащий циклы, называется циклическим алгоритмом, или алгоритмом с повторениями.
Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием.
Урок 31
Циклические алгоритмы
Практическая работа №15
«PowerPoint. Скакалочка»
Презентации по теме «Aлгоритмы»
Циклические алгоритмы |
Создаем презентацию «Скакалочка»1. Запустите программу PowerPoint. Создайте новую презентацию. 2. С помощью инструментов панели Рисование на четырех пустых слайдах изобразите девочку, прыгающую через скакалку. Это может выглядеть, например, так: При создании каждого следующего слайда старайтесь как можно больше использовать изображение на предыдущем слайде. 3. Когда все четыре слайда будут готовы, в меню Показ слайдов выберите команду Настройка презентации. Установите флажок непрерывный цикл до нажатия клавищи и щелкните на кнопке ОК. В этом режиме происходит циклическое повторение показа слайдов. 4. Установите смену слайдов по щелчку и запустите презентацию. 5. Запустите презентацию в режиме автоматической смены слайдов. 7. Сохраните работу в собственной папке под именем Скакалочка. Теперь мы умеем— организовывать непрерывную циклическую демонстрацию презентации. Учитель информатикиСайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.Типы алгоритмов§ 17. Типы алгоритмов ИНФОРМАТИКА. 6 КЛАССА. БОСОВА Л.Л. ОГЛАВЛЕНИЕ Линейные алгоритмыКлючевые слова: В алгоритмах команды записываются друг за другом в определённом порядке. Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным. Например, линейным является следующий алгоритм посадки дерева (рис. 58): С помощью блок-схемы данный алгоритм можно изобразить так (рис. 59). Алгоритмы с повторениямиВ алгоритмах команды записываются друг за другом в определённом порядке. На практике часто встречаются задачи, в которых одно или несколько действий бывает необходимо повторить несколько раз, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие. Форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности действий повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется циклом (повторением). Алгоритм, содержащий циклы, называется циклическим алгоритмом или алгоритмом с повторениями. Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием. Следует разрабатывать алгоритмы, не допускающие таких ситуаций. Рассмотрим пример из жизни. Вот так может выглядеть блок-схема действий школьника, которому перед вечерней прогулкой следует выполнить домашнее задание по математике (рис. 62). Это циклический алгоритм. При его исполнении действие «Решить задачу» будет выполнено столько раз, сколько задач содержит домашнее задание ученика. Алгоритмы с ветвлениямиВ алгоритмах команды записываются друг за другом в определённом порядке. В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки. Если идёт дождь, мы берём зонт и надеваем плащ; если жарко, надеваем лёгкую одежду. Встречаются и более сложные условия выбора. В некоторых случаях от выбранного решения зависит дальнейшая судьба человека. Логику принятия решения можно описать так: Пример: В некоторых случаях могут отсутствовать: ЕСЛИ назвался груздем, ТО полезай в кузов. Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением. Изобразим в виде блок-схемы последовательность действий ученика 6 класса Мухина Васи, которую он представляет себе так: «Если Павлик дома, будем решать задачи по математике. В противном случае следует позвонить Марине и вместе готовить доклад по биологии. Если же Марины нет дома, то надо сесть за сочинение» (рис. 60). А вот так, с помощью блок-схемы можно очень наглядно представить рассуждения при решении следующей задачи (рис. 61). Из трёх монет одинакового достоинства одна фальшивая (более лёгкая). Как её найти с помощью одного взвешивания на чашечных весах без гирь? Вопросы и задания1. Какие алгоритмы называют линейными? Приведите пример линейного алгоритма. 2. Исполнитель Вычислитель умеет выполнять только две команды: умножать на 2 и прибавлять 1. Придумайте для него наиболее короткий алгоритм получения из 0 числа 50. 3. Какая форма организации действий называется ветвлением? Приведите пример алгоритма, содержащего ветвление. 4. Вспомните сюжет русской народной сказки «Гуси-лебеди». Какие условия должна была выполнить её героиня? Вспомните другие сказки, герои которых должны были совершить выбор, определяющий их судьбу. 5. Прочитайте отрывок из стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла? »: У каждого дела запах особый: Перефразируйте информацию о профессиях с помощью слов «ЕСЛИ … ТО». 6. Из 9 монет одинакового достоинства одна фальшивая (более лёгкая). За какое минимальное число взвешиваний на чашечных весах без гирь вы можете её определить? 7. Какая форма организации действий называется повторением? Приведите пример алгоритма, содержащего повторение. 8. В каких известных вам литературных произведениях имеет место циклическая форма организации действий? 9. Где окажется исполнитель, выполнивший 16 раз подряд следующую группу команд? пройти 10 метров вперёд 10. Какую группу действий и сколько раз следует повторить при решении следующей задачи? Сорок солдат подошли к реке, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает? 11. Вспомните задачу о Вычислителе, умеющем только умножать на 2 и прибавлять 1. Разрабатывать для него рациональные (короткие) программы будет значительно проще, если вы воспользуетесь следующей блок-схемой: Используя эту блок-схему, составьте рациональные программы получения из числа 0 чисел 1024 и 500.
|