какая форма правления была при иване 4
Система управления государством при Иване Грозном
При Иване IV Боярская дума также сохранялась, но Иван IV предпринял много усилий, чтобы ослабить в ней позиции старой боярской аристократии, увеличив ее состав почти втрое.
Появляется новый орган власти – Земский собор. Земские соборы решали важнейшие государственные дела такие как: вопросы внешней политики, финансов, выбирали царей, когда это было необходимо. Это был сословно-представительный орган, и Боярская дума была его лишь составной частью. Кроме Боярской думы в него входили представители высшего духовенства (Освященный собор), представители от дворянства и верхушки посада. Первый Земский собор состоялся в 1549 году, основным его решением было приятие нового Судебника, утвержденного в 1550 году, а также была рассмотрена и утверждена программа реформ.
Так сложилось, что ещё задолго до этого, отдельные отрасли государственного управления и управление отдельными территориями стали «приказываться», т.е. поручаться боярам. Это и стало основой для принятия решения об образовании Приказов.
Приказы– учреждения, которые управляли отдельными отраслями хозяйства или отдельными регионами страны. Появилось около двадцати таких Приказов. Во главе каждого Приказа стоял дьяк или боярин, которые считались крупными государственными чиновниками. К началу 18 века их насчитывалось около 50 приказов.
Претерпело изменения и система управления на местах. Кормление было отменено. Управление на местах было передано губным старостам (губа- округ), которых избирали из местных дворян, кроме управления они были уполномочены проводить сыск и суд по очень важным государственным делам. На землях, принадлежавшим государству, власть передавали земскому старосте, который был из зажиточных черносошных крестьян, в городах – появляются управленцы – городовые приказчики или излюбленные головы.
Из представленной схемы, можно сделать вывод, что при Иване IV складывается государство, форму правления которого можно назвать сословно-представительной монархией.
Реформы
Избранная рада – совет, который сложился около 1549 года вокруг молодого царя Ивана IV. Это был совет близких к нему людей. Возглавлял данный совет А.Ф. Адашев, который был выходцем из не очень знатного, но богатого рода; митрополит Макарий, он же был и священником домашней церкви московских князей (Благовещенский собор Кремля), Сильвестр, духовник царя, И. Висковатый, дьяк Посольского приказа, князья: М. Воротынский, А. Курбский, Д. Курлятев. Избранная рада проводила реформы, направленные на создание единого централизованного государства.
Были проведены реформы по следующим направлениям:
1) правовая реформа;
3) церковная реформа.
1) Правовая реформа — Судебник 1550 г. Система наказаний основывалась на сословном принципе, была введена торговая казнь (преступника истязали кнутом), были официально закреплены штрафы и денежные взыскания, появились новые виды преступлений — мошенничество, подлог и др.
2) Военная реформа 1550 г. организованы не распускаемые войска (Стрелецкое войско) и особая часть войска – «Избранная тысяча»;
Военная реформа 1556 г. — принято Уложение о службе: установлены точные нормы для службы для всей землевладельцев, с определенного количества земли требовалось отправлять на службу холопа – специально обученного для службы слугу.
3) Стоглавый собор 1551 г. – церковный собор «Стоглав». Установление канонов и норм (установление церковной дисциплины, борьба против ростовщичества монастырей, унификация церковных обрядов и т.д.). Название связано с количеством глав (решенных вопросов).
Население
В конце XVI в. на Руси проживало более 7 млн. человек, которые расселялись весьма неравномерно. В начале XVI в. в России было около 100 городов, в конце столетия — более 170. Только в Москве проживало около 100000 человек, в Новгороде и Пскове — примерно по 30 000.
Во второй половине XVI в. наблюдается серьезный миграционный процесс. Происходило, с одной стороны, перемещение значительной части населения в центральные районы, с другой — запустение северо-западных районов страны. Объяснялось это прежде всего ухудшением положения народных масс, набегами крымских татар, усилением крепостничества. Собственниками земли были преимущественно светские и церковные феодалы. В XVI в. в структуре феодальной собственности на землю произошли важные изменения — заметно возросла доля поместного землевладения. Своеобразной чертой экономического развития средневековой России стало возникшее территориальное разделение двух форм феодального землевладения, а именно: устойчивое поместно-вотчинное землевладение светских и церковных феодалов в центральных, давно обжитых районах и общинное крестьянское землевладение на малонаселенных окраинах.
Общей же тенденцией социально-экономического развития страны в XVI в. было укрепление феодально-крепостнических порядков. Экономической основой крепостничества была феодальная собственность на землю в трех ее видах: поместная, вотчинная и государственная. По своему социальному положению крестьяне делились на три группы: владельческие крестьяне, которые принадлежали различным светским и церковным феодалам; дворцовые крестьяне, которые находились во владении дворцового ведомства московских великих князей; черносошные (позже государственные) крестьяне, которые жили волостными общинами на землях, не принадлежащих какому-либо владельцу, но были обязаны выполнять определенные повинности в пользу государства.
Культура
На развитие культуры в ХVI веке определяющее влияние оказали 3 фактора: образование единого государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования русской народности.
Завершается процесс формирования русской (великорусской) народности и русского языка. Ведущее место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и делового языка.
Значительно меняется сам характер культуры – она становится более светской.
Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудникам к 1554 году были созданы “Великие Четьи Минеи” – 12-ти томное собрание всех книг, “чтомых” на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний.
К литературе бытового жанра относится «Домострой» (домоводство), сборник советов на разные житейские темы, составленный священником Сильвестром.
Ведущей темой устного народного творчества была борьба народа с иноземными захватчиками. Песни и придания посвящались выдающимся событиям того времени – взятию Казани, войнам на западе, завоеванию Сибири, о борьбе Ивана Грозного с боярами, либо крупным историческим личностям – Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. Взятие Казани было воспринято людьми как избавление от разорительных татарских набегов, как итог вековой борьбы с ордынским игом.
Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания, что отвечало государственным потребностям. В 1563 году по указу Ивана Грозного и на государственные средства сооружается первая на Руси типография. Под руководством Ивана Федорова и белорусского мастера Петра Мстиславеца в 1564 году вышла первая печатная книга “Апостол”, хорошо выполненная в техническом отношении. Она отличалась четким красивым шрифтом, многочисленными заставками, была так же выполнена гравюра “Апостол Лука” и т.д.
В ХVI веке началось строительство каменных церквей с шатровым завершением. Великолепным образцом шатрового стиля в архитектуре стала церковь Вознесения в селе Коломенском, Возведенная в 1532 году в ознаменование рождения будущего царя Ивана IV. Жемчужиной русской архитектуры ХVI века стал воздвигнутый в 1560 году в честь взятия Казани Покровский собор – храм Василия Блаженного.
Развивается тематика живописных произведений, которые становятся иллюстрациями житий святых, притч, песнопений. Роспись Золотой палаты Московского кремля (1547-1552г.) наряду с библейскими сюжетами посвящена событиям русской истории. В середине ХVI века была написана знаменитая икона “Церковь воинствующая”, посвященная взятию Казани и трактующая это событие как победу христианской веры. На иконе изображены Иван Грозный, Александр Невский, Владимир Святославович и Дмитрий Донской.
Внешняя политика
На южном направлении основную задачу составляла защита русских границ от набегов крымских татар. С этой целью была построена новая оборонительная линия – Тульская засечная черта. Поход русских войск на Крым в 1559 г. окончился неудачей. Как уже говорилось выше, в 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей совершил набег на Москву. Следующий набег крымчан летом 1572 удалось остановить. Ханское войско было разбито князем М.И. Воротынским.
Правление Избранной рады отмечено крупными успехами во внешней политике государства на восточном направлении. В начале 1550-х гг. к Русскому государству были присоединены 2 крупных татарских государства, образовавшиеся после распада Золотой Орды: в 1552 г. было завоевано Казанское ханство, в 1556 г. – Астраханское ханство. Таким образом, границы Московского царства перешагнули за Волгу и приблизились к рубежам Азии. Этот рубеж был перейден в начале 1580-х гг. Вооруженная на средства богатых купцов Строгановых экспедиция казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем совершила поход в Сибирь, разбила войска сибирского хана Кучума и присоединила его земли к Русскому государству. С этого момента началось освоение Сибири русскими людьми.
Самоанализ урока
Уважаемые коллеги, я хотела бы представить вам самоанализ урока,
проведенного в группе Э-1.1. (студенты 1 курса специальности Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)). Бюджет. Проходной средний балл при зачислении в колледж – 3,5.
Урок разрабатывался в соответствии с рабочей программой «История» и с учетом психолого-педагогических характеристик студентов, уровнями их обученности и обучаемости.
Место урока в рабочей программе: Раздел 5. Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству. Тема 5.1. Россия в правление Ивана Грозного. Согласно рабочей программе на тему отведено 2 часа, УМК составлен на 1 учебный час.
Вид учебного занятия: урок.
Тип учебного занятия: занятие изучения и первичного закрепления нового материала (по Русских Г.А.).
Дидактическая цель: создание условий для развития познавательной самостоятельности студентов, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения групповых заданий для самостоятельной работы проектного характера.
Цели по содержанию:
Образовательные:
1. Способствовать формированию специальных предметно-исторических знаний:
а) исторических представлений:
― об историческом движении: казанские, крымские и астраханские походы; Ливонская война; присоединение Сибири;
― об историческом времени: о конкретном времени: XVIв.,
об основных категориях исторического времени: года;
― локальные исторические представления: Россия, Москва, Казань, Астрахань, Сибирь, Ливония, Речь Посполитая, Швеция;
б) исторических понятий: при изучении темы раскрываются следующие понятия:
― сословно-представительная монархия (соц.-полит., общеистор.);
― уния (соц.-полит., общеистор.);
― приказ ( соц.-полит., общеистор.);
― опричнина ( соц.-полит., общеистор.).
2. Способствовать формированию умений:
а) общеучебных познавательных практических умений (умение воспринимать информацию на слух-рассказ о биографии Ивана Грозного, работа с текстом, с историческим документом — статья из Судебника 1550 года, работа с оценкой деятельности — оценка личности Ивана Грозного выдающимися историками, работа с картой; умения устной и письменной речи);
б) специальных познавательных практических умений:
― картографических – работа с картой — Россия в XVIвеке: Образование Речи Посполитой;
― хронологических — сравнение управления предшественников Ивана IV и во второй половине XVIв.;
― исторического мышления (умение анализировать и сравнивать системы правления, курсы внешней политики; умение высказывать и обосновывать свое мнение — Дайте оценку деятельности Ивана Грозного? Согласны ли вы с мнением историка?).
Развивающие:
1) мотивационную сферу:
б) применять наглядные средства обучения (сравнительная таблица, фрагменты видеофильма) для поддержания познавательного интереса к изучению данной темы;
в) развивать критическое мышление (дайте оценку деятельности Ивана Грозного?);
г) сформировать практический мотив («До сих пор мы используем в своей речи выражения: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», что имеется ввиду?»);
2) чувственно-эмоциональную сферу
подкрепить познавательный интерес положительными чувствами и эмоциями, похвалой за хорошо выполненные задания, за качественные ответы. Развивать различные органы чувств и вызвать разнообразные ощущения – активизация зрения и слуха за счет использования словесных, наглядных, печатно-словесных методов и приемов;
3) интеллектуальную сферу:
а) развивать мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения, систематизации за счет выполнения заданий и ответов на вопросы (Чем система государственного управления Ивана III отличается от системы Ивана IV?);
б) развивать качества ума: самостоятельность мышления за счет формирования собственной точки зрения (Дайте оценку царствования Ивана Грозного);
в) развивать образное мышление – подкрепление слов учителя, учеников наглядностью и печатно-словесными приемами и методами (использование доски, текста, иллюстраций презентации);
1) формировать нравственные качества обучающихся:
— гуманизм – уважение прав других людей на жизнь и человеческого достоинства (Объяснить это на примере «боярского правления»);
— демократизм – понимание прав, свобод, обязанностей гражданина и их реализацию (появление сословно-представительного органа — Земского собора);
— патриотизм – на примере проявления патриотизма во внешней политике Ивана Васильевича — желания расширить территории государства, во внутренней — военные реформы;
— интернационализм – посредством знакомства обучающихся с Ливонским орденом;
2) воспитывать политической культуры черезоценку внутренней и внешней политики;
3) формировать политическую культуру черезсравнение правления Ивана Грозного от его предшественников;
4) осуществлять эстетическое воспитание посредством использования материала по биографии Ивана IV.
В структуре урока можно выделить несколько этапов согласно классификации Русских Г.А.:
— организационный (вход в урок),
— актуализация знаний (повторение и систематизация ранее приобретенных знаний),
— целеполагание и мотивация,
— первичное усвоение знаний,
— осознание и осмысление блока новой учебной информации, осознание способов действия,
— первичное закрепление нового материала,
— информирование о домашнем задании,
— подведение итогов занятия, рефлексия.
Этапы урока логически прослеживаются, присутствует плавный переход от одного к другому. Можно проследить целостность и завершенность урока. Считаю, что выбранная структура урока рациональна, так как позволяет реализовать в комплексе все цели и задачи урока.
В процессе урока стремилась активизировать деятельность каждого студента, используя следующие методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
К началу занятия кабинет, оборудование и материалы были подготовлены к уроку: мультимедийная аппаратура (экран, проектор), презентация, доска, раздаточный материал – рабочие листы.
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС и рабочей программе. Материал, изученный на уроке, характеризуется полнотой, достоверностью, доступностью, научностью.
Четко прослеживалась связь нового материала с ранее изученным, в том числе межпредметные связи с такими дисциплинами, как:
― ОУД. 12 Обществознание,
― ОУД. 13 Основы проектной деятельности,
― ОГСЭ. 05 Психология общения.
На уроке была организована фронтальная работа студентов – ответы на вопросы; групповая – заполнение таблицы, выполнение упражнений в группе, домашнее задание.
На уроке были применены следующие приемы педагогических технологий: информационно-коммуникационной технологии, проектной, групповой технологии.
Когда студенты работают индивидуально, они стремятся к достижению собственных целей и для них важны только собственные усилия и собственный успех; успехи и неудачи других не имеют для них никакого значения. Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, студент вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в группе создает условия для позитивного взаимодействия между студентами в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей.
ИКТ технология обусловлена информатизацией современного общества, ИКТ-грамотностью современного студента и реализовалась на уроке через использование мультимедийного оборудования. Студенты создавали презентации в программе PowerPoint, осуществляли работу с видеоматериалами. Так же имелась презентация для урока.
Под методом проектов понимается технология организации урока, в которой обучающийся ставит личностную цель, самостоятельно решает познавательные задачи, делает выводы, оценивает результат, а так же проект как продукт, который создают студенты самостоятельно (при выполнении группового домашнего задания). Использование метода проектов даёт возможность развивать одновременно с универсальными учебными действиями и проектное мышление у обучающихся. Умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения, – важная составная часть субъектной позиции личности.
Цели урока были достигнуты. Итог урока подведен, поставлены оценки на основе самооценки самих студентов.
Характер домашнего задания – закрепляющий, творческий (ответить письменно на вопрос: «Иван Грозный –тиран или реформатор?», в контурных картах отметить территориальные изменения за период Ивана Грозного).
Я, как преподаватель, соблюдала нормы педагогической этики и такта, избегала осуждающих оценок, хвалила за результаты деятельности. Считаю, что студентам было на уроке комфортно, тем самым было выполнено одно из требований к уроку – создание ситуации успеха, ребята ушли с урока удовлетворенные тем, как прошел урок.
Внутренняя и внешняя политика, проводимые Иваном IV Грозным, основные события, личности, итоги
Вступление Ивана IV Грозного на русских престол
Иван IV взошел на русский престол в 1533 году в возрасте трех лет, а вплоть до 1538 года фактическое правление царством осуществляла его мать Елена Глинская, которое после ее смерти завершилось периодом боярского правления (1538—1547).
Особенными чертами данного временного промежутка в жизни страны считается ослабление централизации власти и силы законодательства. (рисунок 1)
Рис. 1 – Иван IV Грозный
Венчание Ивана IV на царство в 1547 году в подростковом возрасте стало началом проведения масштабных реформ российского царства в 1540—1550-х годах. Главными задачами царствования Иван IV считал окончание процесса централизации государства, создание системы управления государством и укрепление позиций самодержавной власти. В истории ряд этих реформ связывают с деятельностью «Избранной рады» — неширокого круга единомышленников и соратников Ивана IV, в число которых входили дворянин А. Ф. Адашев, придворный священник Сильвестр, митрополит Макарий, думный дьяк И. М. Висковатый, князь А. М. Курбский и прочие личности.
В 1549 году произошел первый созыв Земского собора, который включал в себя членов Боярской думы, Освященного собора, представителей от сословия дворянства, чиновных людей, посадского населения. Земские соборы представлялись органами и созывались согласно воле и инициативе царя для вынесения на обсуждение и разрешения ключевых вопросов внутренней и внешней политики.
Внутренняя политика и реформы царя
В 1550-х годах были сформированы центральные органы исполнительной власти — приказы: Посольский, Поместный, Разрядный. Разбойный, Стрелецкий и прочие. В 1556 году была упразднена система кормления (система местного управления, при которой боярин-кормленщик не только осуществлял управление вверенной ему вотчиной, но и «кормился» с нее, то есть получал жалование за счет местного населения) и сформировано местное управление в лице губных и земских старост, а также городовых приказчиков. По итогам данных реформ системы управления государством в России была сформирована сословно-представительная монархия.
В 1550 году произошла судебная реформа, венцом творения которой стало создание и утверждение Судебника Ивана IV, который:
Была осуществлена военная реформа. Приговор (то есть указ) «Об испомещении в Московском и окружающих уездах избранной тысячи служилых людей» (1550) стал основой формирования ополчения из людей дворянского происхождения. В 1556 году приняли Уложение о службе, регламентирующее военную службу служилых людей (с 15 лет появляться на службе «конно, людно и оружно»). Согласно Уложению, бояре-вотчинники должны были служить государству вместе с владельцами поместий. Следовательно, было сформировано сословие «служилых людей по отечеству». В то же время учредили стрелецкое войско («учредил выборных стрельцов с пищалей 3000 человек, с жалованьем по 4 рубля в год»), которое и стало основой служилых людей по прибору.
В 1550 году вводились ограничения на местничество (занятие государственных чинов исходя из уровня знатности происхождения) при занятии чинов военной отрасли в условиях военного времени. Особое внимание было уделено развитию артиллерии (с конца XV столетия организовано литье медных и бронзовых пушек, а в XVI веке создан Пушечный двор), привлечение к охране границ страны казачества. В случае военных действий формировалось народное ополчение (так называемая «посошная рать, посоха»).
Опричнина
В декабре 1564 — январе 1565 года Иван IV, пребывая в Александровской слободе, отослал в Москву два сообщения, в которых выдвигал обвинения бояр в измене, отрекался от царского престола и свое возвращение в столицу считал возможным лишь при ряде условий, одним из которых являлось введение опричнины, на что бояре дали свое согласие. После данного решения, царство было разделено на опричнину (царский удел со своей Боярской думой, войском, управлением) и земщину, обладающую своей системой управления. В состав опричнины вошли самые экономически развитые территории. Многие земли бояр были национализированы у предыдущих хозяев и распределены между служилыми людьми. Земщина также обязывалась к содержанию опричного войска. (рисунок 2)
Опричнина в качестве следующего этапа внутренней политики (1565—1572), была ориентирована на ослабление позиций дворянства с целью укрепления центральной власти государства, усиления самодержавия, а также разрешения стоящих перед царством внешнеполитических задач. Стоит отметить, что опричнину не следует изучать как что-то исключительное.
Справедливости ради стоит сказать, что Иван IV всего лишь являлся сыном жестокого века с характерными для него деспотическими правлениями правителей. По степени жестокости монархи Европы XVI столетия стоили и соответствовали друг другу.
Согласно оценкам историков современного периода, например, Р. Г. Скрынникова, в царствовании Ивана IV в России по результатам опричниной политики погибло около 3—5 тысяч человек, что относительно небольшое количество.
В Западной Европе в XVI столетии масштабы государственного террора отличались гораздо большим значением: лишь в одну только Варфоломеевскую ночь 23 августа 1572 года во Франции погибло от 3 тысяч гугенотов, а всего в западноевропейских странах XVI столетия были казнены и репрессированы не менее 300—400 тысяч человек.
В 1572 году царь решил отменить опричнину, однако жесткие методы правления применялись в политических играх Иваном IV и во все последующие годы царствования.
В общественно-хозяйственном плане XVI столетие стало временем последующего развития феодальных взаимоотношений в России, увеличением случаев условного феодального землевладения, зависимости крестьянства от государства и помещиков.
Внешняя политика
Внешняя политика Московского государства в XVI столетии была ориентирована на окончание процесса объединения земель Руси, поглощение государством ханств татар на востоке страны и отражение грабительских набегов татар Крыма в южным приграничных областях, борьбу за выход царства к берегам Балтийского моря.
В 1552 году к царству удалось присоединить Казанское ханство, а в 1556 году — Астраханское ханство; помимо этого, в состав Руси вошли территории Поволжья. Для того, чтобы бороться с неожиданными и разрушительными набегами крымских татар была создана Большая (Тульская) засечная черта, а строительство было окончено в 1566 году. В 1581 году знаменитая экспедиция казачества, возглавляемая Ермаком Тимофеевичем, положила начало присоединению суровых сибирских территорий.
Выход к низовьям Волги помог вернуть Московскому царству доступ к Каспийскому морю. Кроме того, в период правления Ивана Грозного, стало возможным восстановление влияния России на народы Северного Кавказа — в Адыгее и Кабарде. Усиление позиций русского государства в Волжско-Каспийском регионе и на Кавказе стало волновать Османскую империю. Турция и находящиеся в ее власти крымские татары летом 1569 года предприняли попытку военного похода на Астрахань, который стал началом длинной череде последующих русско-турецких войн. Но в то же время, «Астраханский поход» турков не окончился успехом и не повлек за собой каких-либо территориальных изменений. Внушительная часть флота турок-османов и сухопутного войска была разгромлена. Однако это было выгодно и правительству Ивана Грозного, которое не желало продолжать еще одну военную акцию. Весной 1570 года в Стамбуле был подписан мир, который подтвердил статус-кво и восстановил нарушенные взаимоотношения между двумя державами.
Русская армия, возглавляемая князем М. И. Воротынским, которая насчитывала всего 50 тысяч воинов, сумела разбить войско Девлета I Гирея. Ключевую роль в сражении при Молодях отводят пятитысячному опричному отряду князя Д. И. Хворостинина. После этого события, Крымское ханство перестало быть реальной угрозой для центральных областей России, а экспансию Османской империи удалось остановить.
На северо-западных окраинах царства для предоставления своей стране свободного доступа к Балтийскому морю Московское царство приняло участие в Ливонской войне (1558—1583). Поводом для начала войны считаются обвинения Ливонского ордена в неуплате юрьевской пошлины и препятствии ведения торговли русскими в Балтийском море. Результатом военной кампании стал крах Ливонского ордена (1560 год), который на протяжении нескольких веков являлся источником агрессии на славянских землях. Усиление позиций России на прибалтийском побережье стало причиной вступления в военные действия Речи Посполитой и шведского государства, в борьбе с которыми Москва потерпела проигрыш. В 1582 году был заключен сепаратный мирный договор в Ям-Запольском с Речью Посполитой, а в 1583 году — Плюсский мир со Швецией. Согласно этим договорам, Московское царство утрачивало завоеванные территории в Ливонии и выход к побережью Балтийского моря.