какая форма правления была в афинах
Город Афины
Афины — колыбель европейской цивилизации — сегодня значительно отличаются от того древнегреческого города, что взрастил лучших сынов Античности и стал для них домом. Сегодня Афины — столица Греции, а две с половиной тысячи лет назад они были центром античного мира, стали основой будущей европейской цивилизации.
Город расположен на центральной равнине Аттики (центр Греции), в так называемом бассейне, который окружен горами: Эгалео — с запада, Парнита — с севера, Пендели — с северо-востока, Имито — с востока и омывается с юго-запада заливом Сароникос Эгейского моря. Рельеф местности весьма разнообразен — равнины сменяются горами и холмами. Например, средняя высота над уровнем моря в городе составляет 20 м, а высота холма Акрополя — 160 м!
Город расположен в центре Греции не только территориально (в области Аттика), но также экономически и культурно. Именно здесь можно посетить в древних районах все самые значимые исторические памятники и вдохнуть атмосферу золотого века античной Греции, будто заметив краем глаза мелькнувшую за углом тень Перикла, услышав где-то вдалеке речь Сократа в день его казни…
История города насчитывает более 3,5 тыс. лет, и за это время она знала периоды и расцвета, и запустения. Это и упомянутый золотой век Античности (V–III вв. до н. э.), и принудительное закрытие школ византийским государем Юстинианом в 529 г., и разрушение Парфенона венецианским генералом Франческо Морозинни в 1687 г.
Мы остановимся на веке, прославившем Афины, сделавшем их столицей мира, породившем гениев науки, философии и искусства, оставившем самые яркие памятники города, — Античной цивилизации.
Возникновение Афин
По названию нетрудно догадаться, что с древнейших времен покровителем города была богиня мудрости Афина, с ней также связана и легенда о получении власти над городом.
Из мифов хорошо известно, что имя богини мудрости — Афины — город получил после ее спора с владыкой морей Посейдоном. Кекроп, первый царь Афин, который был наполовину человеком, наполовину змеей, должен был решить, кто же станет покровителем города. Для этого два бога — Афина и Посейдон — должны были сделать подарок царю, и тот, кто преподнесет лучший дар, и будет покровителем.
Первым ударил трезубцем Посейдон — и сразу же из земли забил источник морской воды. Зачем нужен такой родник?! Греция — страна жаркая, горная, вода там нужна, но морской соленой воды там предостаточно. Когда ударила Афина, из земли выросло оливковое деревце. Кекроп впечатлился подарком Афины и сделал ее покровителем города. Но в городе стало недоставать воды. Проблема с питьевой водой и сегодня — злободневная тема. Неужто месть Посейдона?
Другая версия гласит, что слово «Афины» происходит от слова «Афон», что также созвучно и со словом «цветок» (на греческом афос). Можно говорить об игре слов: Афины — город-цветок.
В древности и потом в кафаревусе (искусственной разновидности греческого языка, официальной с 1821 по 1976 г.) название Афины стояло во множественном числе. В 1976 г. с отказом от кафаревусы единственное число Афина стало официальным. Впрочем, в русском языке так и прижилось более архаичное название.
Основа расцвета Афин в эпоху Античности
Самых ранних поселенцев XVI–XV вв. до н. э. сменили ахейские народности, а через несколько веков вторжение дорических племен на юг Балкан стало причиной переселения в Афины беженцев из Микен — величайшего центра микенской цивилизации позднеэлладской эпохи. Возможно, что сюда перебрались многие носители той культуры, которая так или иначе в переработанном виде дала толчок для развития античной культуры на фоне афинских декораций, где такие, казалось, современные ценности, как свобода личности, самовыражения и мировоззрения, впервые зародились.
Место это находилось на пересечении путей различных культур, впитало в себя самое лучшее. Многие выдающиеся личности того времени были из Афин: мудрейшие философы (Сократ, Платон), лучшие политики и полководцы (Перикл, Фемистокл, Кимон), гениальнейшие скульпторы и художники (Фидий, Поликлет, Пракситель), первые в истории драматурги (Софокл, Эсхил, Еврипид).
Удивительно и то, что почти все вышеперечисленные люди были современниками, многие хорошо знали друг друга и даже жили в одном городе. Впрочем, к Древней Греции применим термин полис — город-государство, куда входила территория города и близлежащие окрестности. Полисом были и Афины. Это община, которая к V в. до н. э. уже переживает родословно-общинные отношения и ставит личность прежде безмолвной толпы, свободу выбора каждого вместо конформизма. В античном обществе можно заработать себе имя, обладая личными качествами, а не происхождением (так, сын гончара мог стать мудрейшим философом). Ни в одном человеческом обществе доселе не было подобного!
Стремление к свободе и гармонии прослеживается на протяжении всего периода Античности. Поэтому, говоря о расцвете античной цивилизации, справедливо говорить и о развитии общества, которое обладало своими специфическими характеристиками.
Афины – колыбель гуманизма и демократии
Образ античного общества сформировался полностью после так называемого перехода к демократической республике, когда роль родовой знати в управлении государством отошла на второй план, а главная роль в управлении стала отводиться демосу, то есть народу.
В чем была суть конфликта между народом и знатью? Середина V в. до н. э. — время, когда в Греции, с одной стороны, начинали развиваться промышленность и торговля, входили в употребление и приобретали большое значение деньги, росла новая сила — демос, а с другой — усиливались произвол и злоупотребления правящей аристократии, экономический гнет и задолженность массы крестьян, особенно бедственная вследствие сурового долгового права, обрекавшего должника на рабство.
Афины в этом отношении – лучший образец разрешения данного конфликта. Так, приблизительно с 500 по 321 г. до н. э. здесь существовала первая в истории демократическая форма правления. Любой гражданин имел полное право участвовать в работе суверенного собрания. Разработка повестки дня собрания и повседневное руководство городом осуществлялись советом; судебные и аудиторские должности выбирались большим жюри. Членство как в совете, так и в жюри предоставлялось каждому по жребию. Любой гражданин имел шансы быть сегодня правителем Афин, а завтра — их верховным судьей. Первый идеолог демократии, великий Перикл, отстаивал эту форму правления на том основании, что она способствует проявлению терпимости и гражданственности. Он также ввел плату за работу в жюри, которая равнялась примерно дневному доходу.
Впрочем, эта форма правления как-то могла уживаться (на то она и демократия!) с остатками родоплеменной власти. В этом отношении примечателен ареопаг — орган власти в древних Афинах, который назван так по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя. По преданию, на этом холме проходил суд над богом Аресом за пролитие крови сына Посейдона.
Ареопаг возник в эпоху родоплеменного строя как совет старейшин. Состоял из пожизненных членов, пополнялся бывшими архонтами, кандидов в которые намечал и избирал ареопаг. Обладал широкой политической, судебной, контролирующей и религиозной властью. Ареопаг был оплотом родовой знати, а позднее олигархии — богачей.
Демократия в Афинах V в. до н. э. немного отличается от привычной нам современной демократии. Сегодня свобода выбирать власть дана каждому совершеннолетнему вменяемому человеку — в Афинах это могли делать только совершеннолетние мужчины, которые были свободными гражданами. Из 100 с лишним тысяч населения города того времени правом голоса обладали около 20 тыс. человек, а то и меньше!
Афины хоть и добились существенного развития общественных отношений, во многом не смогли избавиться от влияния родоплеменных пережитков. Даже первая форма демократии со временем начала изживать себя. И к началу так называемого кризиса древнегреческого полиса демократическая республика переросла в охлократию (власть черни) — коррумпированную громоздкую бюрократическую машину, которая и привела к полному краху.
Как Афины стали столицей греческого мира
Сегодня город — столица Греции, европейского независимого государства, но так было не всегда. В античные времена все полисы были автономными (за некоторыми исключениями), и вряд ли другие греческие города того времени, такие как Коринф или Спарта, желали отдать первенство Афинам. Но именно так и произошло в результате греко-персидских войн, длившихся с начала и до середины V в. до н. э., победа в которых и привела к абсолютному могуществу афинян, хоть и ненадолго.
В результате этих войн был собран союз греческих полисов против персидских захватчиков. В 478 г. до н. э. пелопоннесский флот под начальством Павсания отнял у персов часть Кипра и Византий. Так афиняне стали в глазах греков Востока спасителями от персов, а Спарта, отказавшаяся от распространения союза на прибрежные ионийские города, утратила популярность среди ионийцев. Положение спартанского полководца Павсания среди недовольных ионийцев было тягостным, в особенности когда он стал вести двусмысленные переговоры с Персией и надменно обращаться с союзниками. Его распоряжениям отказались повиноваться; командование было предложено афинянам (477 г. до н. э.). Спартанцы отозвали Павсания и свои корабли. Афинские полководцы Аристид и Кимон заняли первые места в новом союзе. Не противясь установлению афинской гегемонии на море, спартанцы не могли допустить, чтобы Афины приобрели влияние на материке. Афиняне, чтобы оградить себя от нападений, решили по совету правителя Фемистокла обнести город крепкой стеной. Спартанцы протестовали против постройки «длинных стен», но творческий гений Фемистокла и его находчивость довели дело до конца и превратили Афины в сильную крепость.
Афинский союз, выделившийся из общего греческого союза для дальнейшей войны против персов, получил четкую организацию. Это была первая попытка объединения почти всего греческого мира в одно государство под эгидой главного полиса — Афин. Казна союза помещалась на Делосе, поэтому изначально он был назван Делосским, а уж потом, когда могущество Афин стало неоспоримым, стал Афинским союзом. К союзу примкнули все города, освобожденные от персидского ига, и, кроме того, остров Эвбея и острова Западные Киклады. Началась энергичная очистка южного побережья Фракии (север Балкан) от персов.
Вскоре персы были вытеснены со всех позиций в Европе. Несмотря на двойную славную победу греков при Саламине, Афины должны были отказаться от наступательных действий против Персии, поскольку им предстояло решать трудные задачи внутри государства и уже началась роковая для Афин вражда со Спартой, которая приведет в результате к разрушительной Пелопоннесской войне.
Впрочем, греко-персидские войны имели большое значение для Афин в частности и для Греции в целом. Они ускорили развитие греческой культуры, внушили грекам национальное сознание своего величия. В своих успехах греки видели победу свободы над рабством. Народная независимость и общественная свобода, связанные с развивавшейся демократией, были спасены. Поскольку преимущество оказалось на стороне афинской демократии, после греко-персидских войн почти все греческие государства были охвачены демократическим движением. Афины превратились в великую морскую державу и стали центром Греции — культурным, политическим, интеллектуальным и экономическим.
Портрет Афин классического периода Античности
Теперь, когда мы разобрались со всеми обстоятельствами, сделавшими Афины могущественным культурным и экономическим центром, пора совершить небольшое путешествие… по Афинам классической эпохи. Попытаться воссоздать облик города таким, каким он был в дни могущества. Эта прогулка позволит нам ближе познакомиться с историческими памятниками города.
Мы перед холмом Акрополя, поднимемся на него. В 447 г. до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство. Руководство всеми работами было поручено его другу, знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и был автором проекта, положенного в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. Здесь располагалось множество храмов и статуй богов. Мы проходим Пропилеи, монументальный вход на Акрополь, и оказываемся перед храмом Афины Ники, построенным в V в. до н. э. в честь победы греков над персами.
Однако главное сооружение здесь, несомненно, Парфенон — храм, посвященный Афине, точнее, Афине-девственнице. Строили его всего 15 лет (с 447 по 432 г. до н. э., сохранился он частично, но и сегодня статуи из этого храма и его архитектура признаны совершенными по исполнению. Считается, что Фидий, создавая прекрасные скульптуры богов, сделал одну, изображавшую его самого, и поставил в один ряд с богами. Так художник впервые смог назвать себя Творцом. В древности недалеко от Парфенона стояла и гигантская статуя Афины. Моряки видели сияние ее шлема на многие километры от берега, но, увы, статуя до наших дней не сохранилась.
Хорошо сохранился другой храм Акрополя — Эрехтейон (посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею). Его легко узнать по фигурам кариатид: они поддерживают головами крышу. Афиняне говорили, что именно на этом месте Афина и Посейдон решали, кто будет покровительствовать городу. Победила Афина. А на месте столкновения богов выросло оливковое дерево. Эрехтейон имеет необычную асимметричную планировку, вызванную, во-первых, значительным перепадом высоты почвы под ним, а во-вторых, многообразием реликвий, хранившихся в нем. Он имел два входа, с севера и востока, которые были оформлены ионическими портиками.
С Акрополя (а мы сейчас, по задумке, перенеслись в V в. до н. э.) открывается необычный вид на город — квадратные низенькие домики, террасы. Город как бы спускается с высоты ступенями. На террасах стоят дома и лавки продавцов. Тот район города, что можно увидеть, называется Плака, он самый древний в Афинах. Даже сегодня здесь пешеходная зона. Улицы, мощенные булыжником, похожи на лабиринт, как и две с половиной тысячи лет назад.
Западнее Акрополя находится небольшой холм Ареопаг, о котором мы уже упоминали и на котором собирался древний совет старейшин. Грациозные колонны храма Зевса стоят к югу от Акрополя. Сегодня от древнегреческого храма остался только один угол: 14 колонн, увенчанных коринфскими капителями и двумя отдельно стоящими колоннами, одна из которых повалена. Строительство храма началось в 530 г. до н. э., а завершилось только в 129 г. нашего времени, при римском императоре Адриане, поклоннике греческой культуры. В этом храме располагалась самая большая статуя Зевса, когда-либо известная, но она, увы, также не сохранилась.
Далее зайдем на знаменитую Афинскую агору — городскую площадь, занимающую территорию приблизительно 10 га и расположенную на пологом склоне к северо-западу от Акрополя. Попав сюда, можно было увидеть настоящий праздник цивилизованной жизни: в древности эта площадь была центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. И сегодня здесь сохранились различные постройки того времени, да и сам дух этого места хорошо передает те далекие времена.
Завершаем нашу прогулку, пройдя вдоль главной Панайфинейской улицы — широкой, посыпанной гравием, пересекающей по диагонали всю Агору. Ее название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся, как мы уже говорили, в Афинах ежегодно. Во время праздника одежды для статуи богини Афины (хранилась весь год в Эрехтейоне) несли по этой дороге от Дома процессий, что рядом с городскими воротами, к Акрополю. По пышности и грандиозности процессии можно судить по фризу на Парфеноне. Там можно разглядеть конницу, колесницы, жертвоприношение коров и овец, а также юношей и девушек, которые несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками разместили таким образом, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов помещалось немало зрителей.
Жить в Афинах в период расцвета города было необычайно увлекательно, жаль только, что сохранилось намного меньше памятников этой прекрасной эпохи, нежели их было, но и то, что осталось, свидетельствует, что Афины есть и были городом с уникальной атмосферой и архитектурой.
Как добраться
Москву и Афины связывает и прямой рейс (Aeroflot, от €330), и с пересадками, что выйдет немного дешевле (Air Moldova/ Malev, от €200/250).
Заключение
Афины — центр классической культуры и колыбель современной цивилизации. Тем не менее, город имеет и христианскую историю, тесно переплетающуюся с наследием классической традиции, — неслучайно самые древние из христианских храмов Афин построены на фундаменте языческих святилищ, а некоторые из них располагались прямо в зданиях древних храмов, как, например, храмы Парфенона, Зевса и Эрехтейона.
В годы Античности Афины переживали свой расцвет. Отстояв независимость, греки создали новое общество с абсолютно новым мышлением. Моряки и путешественники оказывали влияние на развитие многих культур; философы, врачи и ученые распространяли новые взгляды, основанные на наблюдении и дискуссиях. Старые сельские обычаи отмирали с ростом городов. Создавались новые искусство, архитектура и наука. Развивались философия и медицина, основанная на изучении природы. Театр в этот период играл большую роль в жизни греков. Представления берут начало из сельских праздников — Великих Дионисий. Театры строили под открытым небом на склонах холмов, по которым полукругом спускались места для зрителей. Только в Афинах театр был сооружен на склоне Акрополя возле храма бога Диониса и вмещал до 17 тыс. зрителей.
Увы, но расцвет длился всего несколько столетий и сменился эллинской эпохой (323–31 до н. э.) — походы Александра Македонского смогли распространить греческую культуру далеко за пределы Греции, но кризис полисного устройства общества намечался все более явно и уже к рубежу эпох привел к значительной деградации общества. Эта эпоха не создала ничего нового, а только попыталась перенять все, что было создано в классический период. Приход христианства в первые века новой эры способствовал постепенному исчезновению древнегреческой цивилизации.
Сегодня Афины — город, причудливо совместивший в себе историю и современность, европейскую внешность и античный «скелет», город, где история не в музеях, а прямо под ногами.
Какая форма правления была в афинах
В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу.
Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия.
Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.
Государственное устройство Афин
1. Общие положения По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.
Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт «жалобы на противозаконие», охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.
Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.
Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.
Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.
4. Органы исполнительной власти К ним относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.
Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.
5. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегий архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.
Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.
Общественный строй Афин
1. Характеристика положения афинских граждан Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.
Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились:
· право на свободу и личную независимость от другого человека;
· право на земельный участок на полисной территории;
· право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;
· право на участие в делах государства;
· право на почитание и защиту отеческих богов;
· право на защиту и покровительство афинских законов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.
Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:
· беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;
· приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;
· повиноваться законам и избранным властям;
· принимать активное участие в общественной жизни;
· почитать отеческих богов.
· права приобретать недвижимость;
· права заключать браки с афинскими гражданами.
К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.
Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.
3. Рабство в Афинах Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п.
Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.
Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству.
Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.
Основные этапы развития Афинской демократии:
Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершения греко-персидских войн) послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла.
Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.
Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.
При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон).
Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.