какая форма правления в швейцарии

Государственное устройство

Официально Швейцария является конфедерацией (что означает союз нескольких независимых государств), но по сути представляет собой федеративную республику, объединяющую несколько суверенных кантонов под единой властью и с единым федеральным центром.
Такое расхождение возникло по причине исторического названия страны на латинском языке – Confoederatio Helvetica, соответствующего государственному устройству до 1848 года.

В 1848 году была объявлена новая конституция Швейцарии, согласно которой несколько отдельных кантонов объединились в прочное союзное государство с единым политическим строем. С этого момента начинается современная история Швейцарии как страны с полным порядком в политической системе. Новая конституция также заложила основы федеративной парламентской системы, которые действуют до сих пор.

какая форма правления в швейцарии

Швейцарию нельзя назвать настоящей парламентской или президентской республикой, так как в стране действуют уникальные правила в государственном устройстве. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту – Союзному собранию, которое делится на Национальный Совет и Совет кантонов, полностью равноправных. Национальный совет состоит из 200 депутатов, выбираемых на 4 года путем всеобщего голосования. Совет кантонов составляют по 2 представителя из каждого кантона и по одному из полукантонов.

Любые принимаемые законы должны быть одобрены депутатами обеих палат, чтобы минимизировать риск принятия законов, не соответствующих интересам жителей страны. Кроме того, в течение 10 дней после принятия парламентом какого-либо закона проводится всенародный референдум, на котором нужно набрать как минимум 50 тысяч подписей для утверждения. Таким образом осуществляется политика прямой демократии в Швейцарии. Изменения в Конституции утверждаются только путем всенародного обязательного референдума.

Депутаты Парламента назначают 7 членов Федерального Совета, который представляет собой правительство, обладающее исполнительной властью. Каждый год один из этих 7 представителей назначается на пост президента, таким образом, глава государства меняется ежегодно. Остальные члены Федерального Совета возглавляют департаменты или министерства, один из них также назначается вице-президентом. Состав Федерального Совета подбирается таким образом, чтобы в нем были представители всех основных политических партий и географических районов страны.

Все правительственные органы расположены в столице страны, городе Берне. Швейцарский федеральный суд, которому принадлежит высшая судебная власть, находится в Лозанне. Несмотря на то, что этот орган по сути является верховным судом государства, он не может объявлять федеральные законы неконституционными.

В составе Швейцарии находятся 26 кантонов и полукантонов, каждый из которых имеет свои органы власти и свою конституцию, ограниченную основной швейцарской конституцией. Федеральные власти решают вопросы войны, внешней политики, армии, ведения федерального бюджета, железных дорог. Исполнительная власть в кантонах принадлежит правительственному совету, состоящему из нескольких членов – от 5 до 11 человек, с президентом во главе. В небольших кантонах правительство работает на общественных началах.

Источник

Швейцарская Конфедерация. Справка

Швейцария (официальное название Швейцарская Конфедерация) – государство в центральной Европе. На севере граничит с Германией, на западе с Францией, на юге с Италией, на востоке с Австрией и Лихтенштейном.

Площадь – 41,3 тысяч кв. км.

Столица – Берн (127 тысяч человек).

Население – 7,56 млн человек. 20,2 % населения страны составляют иностранцы.

Крупнейшие города (в тыс. человек) – Цюрих (365), Женева (185), Базель (165), Лозанна (123). Официальные языки: немецкий (швейцарский диалект, так называемый «швицердюч») – 64% населения), французский – 20%, итальянский – 6,5%, ретороманский – 0,5%.

Доминирующие конфессии – римско-католическая (42% населения) и протестантская (33%). Приверженцы православия составляют 4,4%, ислама – 4,3%, иудаизма – 0,3%. 11% населения не причисляют себя ни к одной из конфессий.

Национальный праздник – День основания Конфедерации (1 августа 1291 г.).

Государственный флаг – квадратное полотнище красного цвета с белым симметричным крестом в центре. Герб страны – белый крест на красном щите.

Денежная единица – швейцарский франк (1/100 франка – сантим).

История государства

В древние времена Швейцария называлась Гельвецией. Будучи покоренными римлянами, племена гельветов продолжали сопротивляться их власти, пока империя не распалась. Тогда страна стала частью королевства Бургундии. После этого гельветы попали под господство франков, а затем германских императоров.

В 1291 году кантоны Ури, Швиц и Унтервальден заключили между собой «союз на вечные времена» для борьбы против Габсбургов, пытавшихся подчинить себе земли, расположенные на подступах к Сен-Готтардскому перевалу – кратчайшему транзитному пути из Южной Европы в Северную и Западную. Постепенно за счет добровольного вхождения в союз соседних территорий сформировалось многонациональное швейцарское государство.

С 1848 года конституционной нормой Швейцарии является постоянный вооруженный нейтралитет, признанный и гарантированный европейскими державами на Венском конгрессе 1815 года и впоследствии подтвержденный Версальским договором 1919 года.

В 1990-х годах Швейцария модернизировала свою концепцию внешней политики, в т. ч. по вопросу нейтралитета. Теперь участие в создании систем коллективной безопасности, в многосторонних акциях по линии ООН и ОБСЕ рассматриваются как совместимое с нейтральным статусом. Однако присоединение к любому военному союзу по-прежнему исключается. Швейцария твердо придерживается политики нейтралитета и не намерена отходить от нее в дальнейшем, в том числе в качестве члена ООН, коим является с 2002 года.

Государственное устройство

Швейцария – федеративная парламентская республика. Состоит из 26 кантонов, каждый их которых имеет свою конституцию, парламент и правительство.

Самым молодым является кантон Юра, отделившейся в 1979 году от кантона Берн после того, как осенью 1978 года народ Швейцарии подавляющим большинством проголосовал за его создание.

Законодательная власть Швейцарии принадлежит парламенту – Федеральному собранию, состоящему из двух палат: Национального совета (200 депутатов, председатель на 2009 год – Чиара Симонеши-Кортеси (Chiara Simoneschi-Cortesi и Совета кантонов (46 депутатов, председатель на 2009 год – Ален Берсе (Allen Berse

Национальный совет избирается прямым тайным голосованием по пропорциональной системе сроком на 4 года, Совет кантонов – по мажоритарной системе. Председатели палат переизбираются ежегодно. Последние парламентские выборы состоялись 21 октября 2007 года.

Коллективным главой государства и высшим органом исполнительной власти (правительством) является Федеральный совет в составе семи федеральных советников (министров), избираемых парламентом на четыре года. Согласно Конституции, все они равны в правах, принимают решения строго на коллегиальной основе.

Глава государства и правительства – Президент Конфедерации. Он избирается парламентом из числа членов Федерального совета на один год в порядке ротации, председательствует на заседаниях Федсовета и выполняет в основном представительские функции.

В 2009 году Президентом Швейцарии является Ханс-Рудольф Мерц (Hans-Rudolf Merz).

С 1953 года Федеральный совет традиционно формируется на основе коалиции четырех ведущих партий страны: Социал-демократической (СДПШ), Радикально-демократической (РДПШ), Швейцарской народной партии (ШНП) и Христианско-демократической (ХДПШ).

Каждый из федеральных советников возглавляет один из Федеральных департаментов (министерств).

В Швейцарии зарегистрированы более 20 партий общенационального уровня, 13 из которых представлены в федеральном парламенте.

В профсоюзном движении выделяются Объединение швейцарских профсоюзов (ОШП), Швейцарская конфедерация христианско-национальных профсоюзов, Федерация швейцарских объединений служащих.

Вооруженные силы организованы по милиционному принципу на основе всеобщей воинской обязанности. Численность – 226 тысяч человек. Состоят из 4 мотопехотных, 3 горнострелковых и 2 бронетанковых бригад, бригады связи и управления, сил ВВС и ПВО (по одной учебно-боевой бригаде).

Экономика и финансы

Швейцария – высокоразвитое индустриальное государство с интенсивным сельским хозяйством и почти полным отсутствием каких-либо полезных ископаемых.

Страна является одним из важнейших банковских и финансовых центров мира (Цюрих – третий после Нью-Йорка и Лондона мировой валютный рынок). В стране функционирует около 4 тысяч финансовых институтов, в том числе множество филиалов иностранных банков. На швейцарские банки приходится 35-40 % мирового управления собственностью и имуществом частных и юридических лиц. Они пользуются хорошей репутацией у клиентов благодаря стабильной внутриполитической обстановке, твердой швейцарской валюте, соблюдению принципа «банковской тайны». Банковский сектор страны производит 11% ВВП, дает до 20% всех налоговых поступлений в бюджет государства.

Важнейшую статью дохода Швейцарии составляет транзит грузов через территорию страны (50% грузооборота между северной и южной частями Западной Европы).

По производству ВВП на душу населения (62,8 тысяч швейцарских франков) Швейцария занимает четвертое место в мире, уступая лишь Лихтенштейну, Люксембургу и Норвегии.

Ведущие отрасли промышленности – микроэлектроника, биотехнологическая, электротехническая и фармацевтическая промышленность.

Доля сельского хозяйства в валовом национальном продукте составляет 2,4%. Основная отрасль – мясомолочное животноводство (75% валового объема сельхозпродукции). За счет собственного производства обеспечивается около 60% потребности населения страны в аграрной продукции.

В производстве электроэнергии доля гидроэлектростанций составляет до 60%, АЭС – 39,5%.
Наибольший объем внутренних перевозок осуществляется железнодорожным транспортом. Общая протяженность железных дорог – 4840 тысяч км; автомобильных – 71300 км (в т.ч. 1730 км скоростных).

Внешнеэкономические связи ориентированы главным образом на Западную Европу и Северную Америку (83% внешнеторгового оборота, в том числе 60% экспорта и до 80% импорта – на страны Европейского союза). Экспорт капитала приходится в основном на 10 ведущих промышленно развитых стран. Общий объем швейцарских прямых инвестиций за рубежом составляет 444,7 млрд швейцарских франков, портфельных – 857,8 млрд Зарубежные авуары швейцарских банков достигают 2,2 трлн швецарских франков.

Существенную роль в экономике страны (5,3% ВВП) играет международный туризм. Являясь традиционной страной туризма, Швейцария удерживает в этой сфере прочные позиции в Европе. Наличие развитой туристической инфраструктуры, сети железных и автомобильных дорог в сочетании с живописной природой и выгодным географическим положением обеспечивает приток в страну значительного количества туристов.

Международную известность имеет город Давос, расположенный в восточной Швейцарии, в кантоне Граубюнден, на реке Ландвассер. Это самый высокогорный (1560 м над уровнем моря) город Европы. Известен как горнолыжный курорт и место проведения Всемирного экономического форума («Давосский форум»). Кроме того, в Давосе ежегодно проводится международный турнир по хоккею с шайбой, известный как кубок Шпенглера.

Источник

Политическое устройство Швейцарии

В серии статей о политическом устройстве различных стран «Логика прогресса» возьмёт несколько наиболее интересных государств для изучения. Полученная информация будет использоваться для разработки такой системы органов власти, которая будет лучше всего подходить для России.

Законодательный орган

В Швейцарии федеральным парламентом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат.

Первая палата – Совет кантонов (кантон — это регион в Швейцарии). В состав этой верхней палаты (часто верхняя палата именуется сенатом) Федерального собрания входят 46 членов, по два от каждого из двадцати кантонов и по одному от полукантонов независимо от численности их населения (нужно отметить, что это единственное между ними различие).

какая форма правления в швейцарии

При этом из-за своей региональной специфики, по Конституции каждый кантон сам выбирает процедуру выборов своего представителя. Оговаривается лишь то, что эти процедуры должны быть демократическими. Из-за этого имеются свои особенности. Так, в кантоне Юра используется пропорциональная система выборов, то есть люди голосуют за списки кандидатов от партий. В полукантоне Аппенцелль-Иннерроден представитель избирается непосредственно собранием народа на центральной площади в его столице Аппенцелле. Связано это с тем, что сам кантон очень маленький как по площади, так и по численности населения (16 128 человек на декабрь 2019 года 4 ). В остальных кантонах граждане избирают самих кандидатов (мажоритарная система).

Вторая палата – Национальный совет: это большая палата, в которой 200 депутатов, что закреплено в Конституции (а именно в статье 149.1).

какая форма правления в швейцарии Photo © Béatrice Devènes

Она избирается чисто по пропорциональной системе. При этом число депутатов в данной палате зависит от численности населения в отдельных кантонах. Исключение составляют 2 маленьких кантона и полукантоны, где из-за численности населения избирается всего 1 депутат.

Почему мы указали только, каким образом избираются эти палаты? Потому, что данные палаты равноправны, то есть они обе имеют равные полномочия, так что называть их верхней и нижней палатой, пожалуй, не совсем корректно, правильнее всё-таки было бы называть их малой и большой палатой из-за разницы в количестве депутатов.

«Запрос» / Motion. Парламентарий или группа парламентариев поручает правительству разработать определённый закон к определённому времени или принять определённые меры в определённой проблемной сфере. Запрос / Motion должен пройти обе палаты парламента и быть там одобренным для того, чтобы стать обязательным поручением для правительства. Motion – это один из важнейших инструментов парламентской деятельности.

«Постулат» / Postulat. Этот инструмент похож на Motion, но не столь обязателен для правительства. Его цель – дать задание правительству только лишь «проверить», не назревает ли в той или иной области необходимость законодательного вмешательства.

«Промежуточный запрос» / Interpellation. Этот инструмент является обращением к правительству с требованием дать отчёт о проделанной им работе. Ответ со стороны правительства обычно следует в письменной форме на следующей сессии парламента.

«Час вопросов и ответов» / Fragestunde. Два раза за сессию, то есть всего восемь раз в год, члены правительства в течение 90 минут устно отвечают на вопросы парламентариев. Вопросы представляются в правительство в письменной форме накануне Fragestunde.

Полномочия и функции парламента (каждой из палат по отдельности):

Также есть особые полномочия совместного Объединённого Федерального Собрания (то есть двух палат вместе):

Какие ещё полномочия, а также задачи выполняет парламент? Согласно статье, Федеральное Собрание имеет следующие задачи (статья 173):

а) Оно принимает меры для сохранения внешней безопасности, независимости и нейтралитета Швейцарии;
b) Оно принимает меры для сохранения внутренней безопасности;
с) Если чрезвычайные обстоятельства этого требуют, оно может издавать постановления или простые союзные решения для выполнения задач, предусмотренных пунктами «а» и «b»;
d) Оно распоряжается о мобилизации на действительную военную службу и о приведении с этой целью в готовность армии или её частей;
е) Оно принимает меры для проведения в жизнь союзного права;
f) Оно принимает решения о признании действительности заявленных народных инициатив;
g) Оно участвует в составлении важных планов государственной деятельности;
h) Оно принимает решения об индивидуальных актах, поскольку союзный закон это прямо предусматривает;
i) Оно разрешает споры о компетенции между верховными союзными властями;
k) Оно дарует помилование и принимает решения об амнистии.

Коллективный глава государства

Каждый глава занимается своим департаментом, но исполнительные решения принимаются коллективно (при этом результаты голосования между членами Совета хранятся в тайне в течении 50 лет). Выражается это, помимо прочего, ещё и в том, что им запрещено выступать друг против друга на публике, и они должны защищать решения правительства, вне зависимости от своих взглядов, так как по традиции в Совете отвергается партийная принадлежность.

Глав департаментов избирают депутаты обоих палат Швейцарского парламента, а именно Федеральное собрание, сроком на 4 года, так как после новых выборов в парламент депутаты переизбирают членов Совета. При этом должность Президента существует, но по факту он представляет собой первого среди равных, и он не обладает никакими полномочиями, кроме того, что он является представителем страны на международной арене.

Президента также избирает Федеральное Собрание, из членов Федерального Совета сроком на 1 год, при этом после окончания срока человек, который занимал эту должность, не может сразу пойти на второй срок. Также избирается вице-президент, который по давнему соглашению на следующий год становится президентом (бывший президент при этом не может после своего ухода стать вице-президентом).

какая форма правления в швейцарии

Какими полномочиями обладает Федеральный Совет? Его члены выполняют исключительно исполнительные функции, этот коллективный орган полностью подотчётен парламенту и избирается парламентом. Вот эти функции:

Федеральный Совет имеет, кроме того, следующие задачи и полномочия (статья 187):

Работает Федеральный Совет 4 года, но может произойти смена правительства, так как в Совете нет ограничений по пребыванию в нём – это исполнительная власть коллектива, а не личности и подчинённых.

В чём разница между этой моделью и обычной парламентской? Они в принципе очень схожи, но основное различие заключается в коллегиальности: данная модель упраздняет институт Президентства в привычном нам понимании, и создаёт коллективный орган, который будет принимать решения. В парламентской республике Президент имеет определённые полномочия, в частности он подписывает федеральные законы, а во многих даже избирается, но эта должность по факту очень формальная и в теории не имеет никакого смысла вообще в том виде, в котором она есть. Коллегиальность подразумевает, что решения принимаются несколькими людьми: на практике это оказывается эффективно, так как несколько разных мнений могут помочь в формировании сбалансированных решений.

Проблемы могут заключаться в замедлении принятия решений и возможности конфликтов, и если первое может негативно повлиять на эффективность работы, то второе встречается не часто, ввиду особого метода формирования, при котором Федеральный Совет всегда формируют несколько партий, вне зависимости от результатов выборов. В целом можно сказать, что модель с коллективным главой государства очень похожа на классическую парламентскую модель, но в отличии от этой модели тут правительством является Президент в виде Федерального Совета.

«Формула» существовала в своём неизменном составе (по два места у либералов, социал-демократов и христианских демократов, одно – у представителей народной партии) до 2003 года. А предикат «магическая» (из-за столь долгого срока: 1959-2003) ей уже «приклеили» журналисты. Но термин оказался удачным и потом даже вошёл во все учебники по швейцарской политологии. Но система стала давать сбой, так как в 2003 году по два места получили социал-демократы, народники и либералы, а демохристиане, откатившись на четвёртое место, получили только одно место. А к 2007 году в результате внутрипартийного конфликта в Швейцарской народной партии, в Совете 2008 года вместо народников было 2 представителя новой Бюргерско-демократической партии, а в 2009 в Совете стало аж 5 партий (так как Эвелин Видмер-Шлумпф, которая была членом Совета с 2007-2015 годах, когда избралась в Совет, представляла «народников», а после раскола стала членом новой партии — Бюргерско-демократической партии) и система стала выглядеть как «2+2+1+1+1» (2 социал-демократа, 2 либерала, 1 «народник», 1 демохристианин, 1 член Бюргерско-демократической партии). Система вернулась к прежнему формату 2+2+2+1 только в 2015 году, но она перестала быть такой, какой была с 1959 по 2003 год, и стала такой, какой была в 2003-2007 годы (2 социал-демократа, 2 «народника» (Швейцарская народная партия), 2 либерала и 1 христианский демократ).

Также система стала терять идейность, так как «Зелёные» в 2019 году заняли 4 место на федеральном голосовании, и должны были получить 1 место вместо христианских демократов (место им не дали из-за исторических причин, так как христианские демократы – это партия проигравших гражданскую войну 1847 года, по швейцарским меркам это было недавно, и, если эту партию выгнать из кабинета, то могут возникнуть проблемы с идеей всеобщего примирения и «конкорданса» 12 ), и данное действие может в будущем навредить, если, конечно, «Зелёные» не займут лидирующие места в 2023 году, или «формулу» не обновят.

какая форма правления в швейцарии

Федерация

В Швейцарии существует единая Конституция (помимо кантональных) – последняя была принята в 1999 году. В Швейцарии существуют органы власти, чья власть распространена на всю территорию Союза (Федеральное Собрание, Федеральный Совет, различные Федеральные Суды и так далее).

какая форма правления в швейцарии

Швейцарию можно назвать мягкой федерацией, так как кантоны имеют достаточно широкие права (кроме тех, которые переданы Федерации):

какая форма правления в швейцарии Собрание в Гларусе, 2006

Исполнительная власть представлена в виде коллегиального органа (название варьируется от кантона), состоящего из 5-7 человек, и который формируется в результате народного голосования. Главой является председатель коллегии, который выбирается между членами коллегии сроком на 1 год (есть и исключения – например, в Ури, Швиц, Гларус, Цуг и Аппенцелль-Иннерроден он избирается на 2 года) и он является «первым среди равных».

Также стоит уточнить, что, хоть большинство регионов по закону являются кантонами, но по факту существует разделение на 20 кантонов и 6 так называемых «полукантонов». Что такое полукантоны? Это регионы, которые когда-то были частью кантонов, но были исторически разделены столетия назад. В принципе у них всего два различия, и если первое (число мест в Совете кантонов) было указано выше, то второе будет связано с референдумами, о чём будет сказано далее. И это два самых основных различия между ними.

Муниципалитет

На данном уровне всё опять-таки зависит от кантонов, в Конституции которых определяется внутренняя организация кантона, включая степень автономии, предоставляемая муниципалитетам, и которая варьируется, но почти всегда включает в себя право взимать налоги и принимать муниципальные законы; некоторые муниципалитеты имеют свои собственные полицейские силы.

Но что представляет из себя муниципальный уровень? Муниципалитеты в Швейцарии называются «коммунами» и они очень разные по размеру, но все они представляют собой либо города (Цюрих, Женева, Берн (де-факто столица страны) и так далее), либо деревни (Монибль, Клавалейр и так далее).

Им предоставлены широкие возможности принятия решений на самом низовом уровне (обычно это образование, медицинские и социальные услуги, общественный транспорт и сбор налогов). Также за ними закреплены некоторые неотъемлемые права: на объединение с другой коммуной, невмешательство сверху, если не нарушается федеральная или кантональная Конституция, определение структуры управления в рамках кантонального законодательства, свобода действий в рамках полномочий, не входящих в компетенцию кантонального или федерального уровня власти.

Коммуны могут дробиться, образовываться, а в некоторых кантонах коммуны объединяются в районы (они есть не везде и имеют разные названия). Политически они просты: исполнительная власть представлена советом, во главе которого стоит мэр (он всего лишь председатель совета и избирается на 1 год), а законодательная власть осуществляется на городском собрании всех граждан или в муниципальном парламенте, в зависимости от размера муниципалитета.

В Швейцарии действует фактически система тройного гражданства, то есть граждане Швейцарии являются гражданами своего кантона и, в первую очередь, гражданами муниципалитета. Так что, являясь гражданином коммуны, вы являетесь гражданином кантона и гражданином страны (но это гражданство надо приобрести в соответствии с федеральным законодательством).

Референдумы

какая форма правления в швейцарии Пример агитации по референдуму в кантоне Берн против получения гражданства лицами, совершившими уголовное правонарушение; получателями социальной помощи; плохо владеющими официальным языком; и другими, плохо интегрированными в швейцарское общество

Но появляется вопрос: если народ проголосовал «за» или «против», но по кантонам результат иной, то что делать? Согласно 139 статье Конституции, если так произойдёт, то проект в силу не вступает. Помимо федеральных, также проводятся референдумы как кантональные, так и муниципальные.

Подытожив, можно отметить, что в системе политического устройства Швейцарии есть некоторое количество интересных идей (коллективный глава страны, более широкая автономия регионов и так далее), которые можно использовать при разработке политического устройства других стран, в том числе и России.

Источники

какая форма правления в швейцарии

Студент факультета политологии. Придерживается прогрессивных левых взглядов.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *