какая форма работы на уроке позволяет связать воедино навыки говорения понимания и деятельности

Развитие навыков говорения на уроках иностранного языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Развитие навыков говорения на уроках иностранного языка

Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи на иностранном языке, а также чтением и письмом. Уровень адекватности владения тем или иным видом речевой деятельности проверяется непосредственно в практике иноязычного общения.

Рассматривая вопрос об обучении устной речи, следует учитывать, что устная речь представляет собой двусторонний процесс, складывающийся из умения говорить на иностранном языке (экспрессивная сторона речи) и умения понимать речь других людей (рецептивная устная речь).

В настоящее время значение изучение обучения устноречевому общению, в котором говорение играет первостепенную роль, трудно переоценить. Устная речь в целом и говорение как её неотъемлемая часть выходят на первый план. Учащиеся разных возрастов, приступая к изучению иностранного языка, прежде всего хотят научиться говорить на этом языке. Родители, оценивая результаты и эффективность своих затрат, прежде всего обращают внимание на способность своих детей у устноречевому общению на изучаемом языке.

Сегодня речь идёт о подготовке учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны, но перевес в сторону диалога значительно сильнее. Это и понятно, ведь в реальном общении нам редко приходится выступать с продолжительными монологами. Общение в большинстве своём либо диалогично, либо полилогично.

Хороший урок иностранного языка должен вестись на изучаемом языке, но не должен быть уроком о языке. Однако далеко не все уроки, которые ведутся на ИЯ, обязательно ориентированы на формирование навыков говорения. Говорение может выступать как средство формирования смежных речевых и языковых навыков и как самостоятельная цель обучения.

На уроке, как правило, учитель старается решить одну главную задачу, остальные являются сопутствующими. Отсюда и определение типов уроков как уроков формирования лексических или грамматических навыков, уроков развития того или иного вида речевой деятельности, уроков ознакомления, тренировки, контроля и т.д. речь на таких уроках выступает средством общения. Однако навыки говорения, как и любые другие навыки, не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, а значит, должны быть и уроки, направленные главным образом на развитие навыков говорения.

Что является положительной характеристикой уроков формирования устноречевых умений?

Ученики говорят подавляющую часть урока. Соотношение речи учителя и учеников идёт явно в пользу последних. Учитель лишь направляет и моделирует различные формы речевого взаимодействия.

Все учащиеся принимают равное участие в общении. Учитель не допускает монополизации внимания и учебного времени группой наиболее раскованных и продвинутых учеников, умеет вовлечь в общение даже слабоуспевающих и стеснительных.

Учащиеся хотят говорить. Уровень мотивации на уроке очень высок благодаря использованию различных источников создания мотивации.

Языковой уровень соответствует реальным возможностям данной группы.

Возможные проблемы и пути их преодоления при подготовке и проведении уроков говорения

Боязнь совершить ошибку, стеснительность, чрезмерная критика.

Для того чтобы минимизировать данное отрицательное явление, учителю достаточно создать атмосферу доброжелательности и доверия. Какие реальные шаги может предпринять учитель, чтобы добиться желаемого результата?

Не бояться признавать свои собственные ошибки или сознаваться в незнании чего-либо. Человек не может знать всего, но он может узнать. Однако если учитель обещал узнать или проверить что-либо, то забывать об этом не рекомендуется. Мы учим на своём примере.

Не позволять учащимся резко критиковать друг друга, при необходимости даже создавать наиболее «критически настроенным» ситуации, когда их также можно упрекнуть в незнании или недостаточном знании.

Шире использовать коллективные формы работы (парные, групповые, проектные), где успех каждого материализуется в успехе всей группы и наоборот.

Использовать различные источники мотивации.

Источники создания мотивации (по классификации П.Б.Гурвича)

Данная мотивация основана на ясном осознании как конечной цели изучения ИЯ, так и цели выполнения каждого задания. Хорошо усваивается то, что связано с активной деятельностью человека, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.

Любой человек, а особенно подросток, болезненно переживает «неуспех», но если предмет «удаётся», то его изучают с удвоенным интересом. Учащиеся хотят получить что-то реально осязаемое за тот труд, который они затратили, почувствовать, что идут к какой-то цели, получают что-то такое, что могут использовать немедленно. Мотивация в изучении ИЯ значительно возрастёт, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной работе. Именно здесь достигнутые успехи могут оценены как одноклассниками, так и родителями, школьниками других классов, учителями-предметниками и т.д.

Сам факт перемещения обыденных действий и событий в страну изучаемого языка усиливает интерес учащихся, даёт возможность обратить внимание на различные проявления национальных специфических особенностей иной культуры. Как люди в разных странах ходят в магазин, к врачу, в гости, в школу, в кино и т.д.? как и что они при этом говорят, как ведут себя, что предполагают услышать в ответ и почему?

Сравнительный анализ и сопоставление культурных особенностей родной страны и стран изучаемого языка позволяют лучше понять особенности чисто языковых явлений, которые представляют собой отражение фактических сторон жизни людей. Язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нём находят отражение нравы и обычаи страны, её взаимодействие с другими странами мира. Всё это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка, его связи с мышлением, но при условии, что данный материал умело обсуждается и действительно соотносится с изучаемым материалом.

Многие методисты высказывают мысль о том, что ученики должны изучать ИЯ не потому, что им нужно знать язык, а потому, что изучение языка – удовольствие. Чтобы это действительно было так, следует уделить достаточное внимание оформлению кабинета, качеству используемых наглядных пособий, картин, слайдов, видео, музыке, звучащей на уроке и на перемене, а также культуре оформления записей на доске, в тетрадях. Всё это должно быть эстетичным, вызывающим интерес к предмету, а не раздражение.

Исходя из особенностей работы мозга, темперамента, видов памяти и других аспектов индивидуальных различий, каждый ученик имеет свои любимые формы

Виды работ. Один с лёгкостью составляет занимательные рассказы с изучаемой лексикой, другой предпочитает драматизацию, третий любит переводить и т.д. учёт инструментальной мотивации состоит в том, чтобы дать возможность каждому ученику максимально выразить себя в любимом и наиболее удающемся виде работ. Грамотно построенные учебные пособия очень часто предполагают возможность выбора различных заданий, построенных на решении сходных речевых задач на конкретном языковом и речевом материале. Обучение в коллективе и через коллектив предполагает не только возможность «сольной» самореализации, но и применение таланта в групповых формах работы. Это наглядно прослеживается в разработке совместных проектов. Каждый весомый взнос в общий успех группы помогает закрепить отношения «ответственной зависимости» (по Г.А.Китайгородской) между товарищами-одноклассниками.

2. Нечего сказать по обсуждаемой теме/проблеме. Не хватает языковых или речевых средств.

Для решения данной проблемы необходимо создавать достаточный уровень опор содержательного, языкового и речевого плана. Следующие рекомендации могут оказать практическую помощь учителю

Уроки развития навыков говорения должны опираться на уже сформированные лексические и грамматические навыки в рамках изучаемой темы

Помимо лексических единиц и грамматических структур, ученикам необходимо знать и уметь использовать различные формы связи речи, её логического выстраивания с помощью речевых клише, союзов, вводных структур, реплик реагирования и т.д.

Грамотный подбор текстов для чтения и аудирования может обеспечить не только восполнение определённых пробелов информационного плана, но и необходимый набор языковых и речевых средств по обсуждаемой проблеме

Большое значение в данном вопросе имеет содержательная и языковая ценность тренировочных упражнений

Предполагаемые задания необходимо строить с учётом реального информационного запаса обучаемых. Учёт межпредметных связей способен значительно облегчить решение практических задач общения на ИЯ

Большую помощь может оказать использование опор вербального характера (схем, таблиц, планов с ключевыми словами, опорных конспектов и т.д.), а также невербальных опор (картинок, музыки и т.д.)

Ученики не понимают речевую задачу.

Для того чтобы этого не случилось на уроке, учителю достаточно:

Чётко представлять, какую разновидность монолога/диалога хотелось бы получить на выходе (приветственную речь, похвалу, порицание, лекцию, рассказ, характеристику, описание, обвинительную или оправдательную речь и т.д.)

Вспомнить условия создания соответствующей речевой ситуации, которые условно можно подразделить на три основные группы: реальные, проблемные и условные. Реальные ситуации на уроке ограничены ролями учителя и учеников, а значит, не столь многочисленны. Проблемные ситуации возникают тогда, когда существует несколько различных точек зрений или по крайней мере две взаимоисключающие друг друга. Проблемные ситуации, как правило, создаются учителем. Однако далеко не все учителя могут сразу, спонтанно придумать интересные проблемные ситуации, а для этого нужно тщательно планировать урок и очень внимательно относиться к формулированию заданий и установок. Условные ситуации могут лучше моделировать реальные ситуации общения, охватывать различные типы речевого поведения, способствовать обогащению социального опыта учащихся за счёт расширения спектра коммуникативно проигрываемых ролей. Условную ситуацию можно создать с помощью речевой установки.

Заранее сформулировать речевую установку, постараться сделать её лаконичной и чёткой

Поставить себя на место учеников своего класса

При необходимости подготовить дополнительные опоры в виде карточек, картинок, схем, расписанных ролей и т.д.

Планировать опрос/распределение ролей, пар, групп по силам

Помнить о возможности взаимного обучения и взаимопомощи

Один говорит – остальные молчат.

Для того чтобы все ученики имели как можно больше возможностей и времени для общения на ИЯ на уроке надо:

Шире использовать групповые и парные режимы работы на уроке

Создавать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточно высок, и даже если говорит один человек, то остальные не выключены из общего режима работы, а выполняют другие речевые действия: слушают, записывают, выписывают, считают, зарисовывают и т.д.

При планировании уроков со значительной долей монологической речи на забывать об установках на прослушивание для остальных учеников группы. Золотое правило в данном случае гласит: «Каждый ученик в классе в любой момент урока чётко осознаёт свою задачу, никогда не сидит без дела».

Обучение монологу. Его разновидности и характеристики. Пути обучения монологу.

Источник

Развитие навыков говорения на занятиях по английскому языку

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Развитие навыков говорения на занятиях по английскому языку

Данная статья составлена с целью обобщить представления о навыке говорения в контексте изучения иностранных языков, представить основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при совершенствовании данного навыка, а также привести способы достижения этой задачи, посредством представления некоторых видов заданий и речевых упражнений.

Участие в общении, подразумевает овладение устной речью на иностранном языке, т.е. создание навыка говорения. Обучение говорению обеспечивает решение учебных, познавательных и коммуникативных задач, формирует у учащихся знания, ценностные ориентации, способствует организации их совместной деятельности.

Безусловно, важно владение всеми аспектами языкового материала на интегрированной основе, однако стоит заметить, что изучение иностранного языка непременно включает овладение нормами произношения данного языка (фонетика), овладение которым едва ли будет выполнимым, без осознания специфики произношения, особенностей фонетического строя языка в целом

Ведь результативность общения зависит от того, насколько доступно и выразительно участники общения формируют свою речь. При изучении коммуникации на иностранном языке, возможность взаимопонимания непосредственно связана с произношением, поэтому совершенствование РД (речевой деятельности) во многом определяется именно совершенствованием произношения.

Говорение — как разновидность РД, содержит ряд уровней :

1)элементарный (способность отвечать на поставленные вопросы с использованием опор (или без опор), при этом обязательно включение в процесс педагога);

2)средний (Используются необходимые средства наглядности, а также опоры на текст);

3)свободный (спонтанная речь, опоры отсутствуют, используются сложные речевые конструкции).

Обучение говорению на уроке иностранного языка преследует цель сформировать такие речевых навыки, которые предоставили бы ученику возможность использовать их в повседневной речевой практике на уровне привычного бытового общения.

Чтобы реализовать данную цель, необходимо развивать у учащихся следующие коммуникативные умения и навыки:

а) осознавать и создавать иностранные высказывания в зависимости от определённой коммуникативной ситуации, коммуникативного намерения и речевой задачи.

б) реализовывать свое вербальное и невербальное поведение, учитывая принципы коммуникации, а также культурный и национальные особенности страны изучаемого языка;

в) использовать целесообразные средства усвоения иностранного языка, вырабатывать привычку самостоятельно совершенствовать язык.

Не последнее место на пути к овладению иностранным языком занимает формирование у изучающих язык некоторых свойств, который способствуют более эффективному процессу становления языка как средства межкультурной коммуникации. Здесь речь идёт о развитии у учащихся:

заинтересованности и позитивного отношения к языку, к культуре народа, который говорит на данном языке;

воспитание сознательности в изучении иностранного языка (мотивация; почему это является важным)

Говорение, как вид РД рассматривает язык прежде всего как средство общения. В этом смысле, язык представляет собой процесс кодирования и декодирования информации, поскольку общение возможно именно потому что и говорящему и слушающему эта информация доступна для осмысления и обработки. Таким образом, говорение есть вербальное общение на языке посредством слов, которые обладают конкретным, закреплённым за ними значением.

Можно выделить такие виды устной речи как : диалогическая и монологическая.

Более обыденный вариантом устной речи, безусловно, является диалог, т.е. беседа, которая поддерживается несколькими участниками, которые вместе дискутируют и решают определённые вопросы. Разговорной речи свойственен обмен репликами, между собеседниками, повтор одних и тех же фраз и некоторых слов за собеседником, вопросы, комментарии, объяснение, использование намеков, и фраз которые поймут только говорящие, а также разнообразных служебных слов. Специфика данной речи сильно зависит от коммуникативной ситуации в целом: отношениями между собеседниками, степенью заинтересованности в общении, эмоциональном состоянии собеседников и т.д.

Другой вариант устной речи — монолог, произносимый одним человеком, направленный к слушателю или целой аудитории это может быть: повествование преподавателя, раскрытый ответ учащегося, выступление на какую-либо тему, презентация и т.д.

Монолог в отличии от диалога требует соблюдения большего числа правил (помимо грамматических и лексических). Если диалог характеризуется обменом короткими высказываниями и репликами, то монолог представляет собой законченный текст который должен быть логично и связно выстроен, структурирован, и не препятствовать восприятию информации слушателями. Соответственно, развитие навыков монологической речи вызывает у педагогов большую трудность чем развитие навыков диалогической речи.

В традиционном же обучении, напротив, отношения между учителем и учеником носит официальный, ролевой характер, который не создаёт никаких мотивов для общения, цель общения отсутствует. Ситуации общения выглядит слишком искусственно и потому не побуждают желания высказываться. А всем известно, что коммуникативный характер речи обуславливается побуждением, ситуацией. В настоящей жизни мы начинаем говорить, когда у нас есть такое желание. Именно желание сообщить что-то выступает первым условием для общения на другом языке. Второе условие – формирование разнообразных ситуаций.

Это может быть какая-то конкретная ситуация или же условная, воображаемая, или же ситуация содержащая какую-то проблему. Ученик предстаёт в определённой роли, и конкретная ситуация оказывается для него личностно-значимой. Этим обуславливается продуктивность упражнений в которых вы моделируете какую-то ситуацию. (what would you do if you. etc.)

Такие ситуации не только побуждают учащихся думать, и излагать то, что они думают но и вспоминать пройденный материал и использовать его для выражения своих мыслей.

Для этого можно начать урок с какой-то темы, это в свою очередь выступит разминкой и настроит учащихся на восприятие английской речи. Не стоит здесь останавливаться на избитых фразах как «What’s the weather like today?», лучше начать с какого то утверждения или новостей, которые могут быть интересные ученикам, а затем пригласить их обсудить эту тему. Это упражнение поможет адаптироваться к уроку и снять языковой барьер. Разумеется, что уровень подготовки у всех разный, но каждый должен высказаться в меру своих возможностей. Это также могут быть задания на ассоциации, перефразирование.

Ключевую роль в совершенствовании навыков говорения играют не только речевые упражнения но и навыки работы с текстом, анализ видео и аудиоматериалов, использование кейс-метода.

К примеру, текст может выступать:

1) стимулом коммуникации, б) фундаментом формирования ситуаций, в) речевым клише (sentence pattern)

Каждое речевое умение содержит в своём ядре определённые действия доведённые до автоматизма посредством предшествующего многократного выполнения различных упражнений (которые мы позже рассмотрим более детально). Каждое упражнение выбирается исходя из уровня подготовки обучающегося.

научить ясно излагать главную идею;

обобщать содержание, используя за основу накопленный речевой опыт и различные ассоциации;

логично формировать мысли;

Все эти упражнения представляют собой многоуровневую систему, при этом формирование коммуникативных навыков, (конечной целью которых, повторимся, является свободное говорение) непосредственно связано с созданием двух видов упражнений:

1) для развития подготовленной речи ( речь, которой может управлять педагог)

Для формирования такой речи, ученики, преимущественно используют память, ассоциативные связи и различные опоры. Эта речь менее творческая и менее свободная, т.к. опирается на определённый материал, и ученики, хотя и могут выражать собственное мнение, тем не менее сильно ограничены в содержании.
2) для формирования навыков неподготовленной речи ( речь, которой педагог не может управлять)

В сравнении с подготовленной речью является более сложным действием, т.к. предполагает способность учащегося выполнять задачи общения без подготовки (on the spot), используя накопленный за время обучения языковую базу. При это ситуации такого общения могут быть незнакомы говорящему.

Неподготовленная речь, в любом случае, должна формироваться после этапа формирования подготовленной речи.

. Этап совершенствования подготовленной речи.

1. Преобразование исходного текста (взятого за образец).

2. Создание собственного высказывания:

a) посредством словесных опор(план, тeзиcы, ключeвые слoвa, зaгoлoвки);

б) Опираясь на средства наглядности (источник информации: картинки, кино, журналы);

в) Опираясь на уже пройденную тему.

ответить на вопросы (краткие, полные, развёрнутые);

задать главные вопросы к изученному материалу;

трансформация текста, выраженного в виде монолога, в диалогический текст;

составить диалог по конкретной теме/проблеме;

разыграть монологический текст ( используя различные средства выразительности, экспрессию, эмоции, интонации )

трансформация диалога или же создание собственного диалога к фильму, рассказу/истории ( также можно дополнить или изменить имеющийся диалог)

Завершить диалог и подвести итоги.

воссоздание логичных и последовательных выражений с некоторым преобразование (видоизменение начала или конца повествования и т.д.);

формирование повествования (придерживаясь какой-либо идеи или замысла, определённой схемы повествования или плана) ;

описание картинки/изображения (это также может быть видеоряд без звукового сопровождения);

представить и воспроизвести возможные ситуации в которых может быть употреблён конкретный языковой материал.

Перефразирование или толкование иностранного заглавия;

реферирование, резюмирование, пересказ текста, написание эссе на основе прочитанного текста

сжатие информации, например передать основное содержание небольшого рассказа в нескольких предложениях

трансформация диалогической речи в монологическую.

Этап развития неподготовленной речи

а) используя опору на какой-либо источник информации (произведение, журнал, новостная сводка, кино);

б) опора на собственный опыт из жизни и общения (что-то, что человек лично пережил или увидел, или о чём у человека уже сложилось представление, а также воображение).

в) создание проблемной ситуации в различного рода диспутах и дебатах (обсуждениях), которые выступают в роли опоры.

Коммуникативные задания для совершенствования неподготовленной диалогической речи :

формирование обоснованного ответа на вопрос

воспроизведение таких диалогов в которые могут вклиниваться другие участники (комбинированные диалоги)

проведение ролевых игр или викторин;

организация дебатов или обсуждений.

Коммуникативные задания для совершенствования неподготовленной монологической речи:

создание собственный заголовок и подкрепить его доводами;

описать картинку/изображение, которое не имеет отношения с изучаемой темой;

создание коммуникативных ситуаций опираясь на ранее усвоенную информацию или собственный опыт;

аргументация личного мнения или оценки действительности;

установление и доказательство сути ищречения;

определение свойств действующих лиц (где происходит событие, в какое время);

составление мнения относительно того что увидено или услышано;

создание немногосложных сообщений (афиша, реклама, плакат)

Более того, на каждом этапе, задания и упражнения обязаны соответствовать требованиям:

-задействовать различные виды памяти
-обязательно быть мотивированными (иметь цель)
— включать в себя реальные жизненные ситуации

В качестве примера, приведём таблицу возможного сценария развития этапов становления монологической речи (приведены различные уровни)

1. Знакомство со словами и их начальная отработка (здесь берётся уровень слова и словосочетания)

Категоризация и классификация слов (выбрать лишнее/не подходящее слово

Формирование словосочетаний из представленных слов.

Вставить слова в пропущенные места в предложении.

Угадать слово исходя из его определения

2. Отработка слова на уровне предложения

Восстановить порядок слов в предложении.
Используя предоставленные слова предоставить перефраз какого-либо предложения

3. Упражнения на уровне сверхфразового единства.

4. Повторение ранее пройденного материала ( на конкретную тему)

Фронтальные и групповые работы ( ответ на вопросы, дискуссии, дебаты,)
Отработка слов по теме.

5. Знакомство с новым языковым материалом и его начальная отработка.

Упражнения на уровне слова и словосочетания. Игры.

6. Коммуникативные упражнения.

Источник

Обучение монологу и диалогу на уроках английского языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Обучение монологу. Его разновидности и характеристики. Пути обучения монологу .

Целенаправленность/соответствие речевой задаче;

Пути обучения монологу

В отечественной методике обучения И.Я. выделяют 2 основных пути формирования умений говорения:

Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики, и проблематики обсуждаемых вопросов.

Для формирования монологических умений на основе различных этапов работы с текстом (путь « сверху вниз ») я использую следующие задания:

Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста;

Согласиться с утверждениями или опровергнуть их;

Выбрать глаголы, прилагательные идиоматические выражения, тропы, с помощью которых автор описывает /выражает своё отношение к людям, событиям, природе и т.д.

Определить основную идею текста.

Кратко изложить содержание текста.

Рассказать текст от лица главного героя.

Придумай другой конец; и т.д.

Для формирования монологических умений без опоры на конкретный текст (путь « снизу вверх »), на среднем и старшем этапах обучения, я предлагаю строить монологи на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранных языках.

Хочу предложить некоторые задания и проследить логику развития монологической речи на начальном и продвинутом этапах.

Назвать слово, глядя на картинку.

Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов.

Составить словосочетания из предложенных слов.

Отгадать слово по его дефиниции.

2.Отработка слов на уровне предложения

Ответить на вопросы, предполагающие использование новой лексики.

Сформулировать вопросы к имеющимся ответам.

Заполнить пропуски/закончить предложения.

3. Работа на уровне сверх фразового единства

Использование различных языковых и речевых игр (на отгадывание, описание; командные соревнования).

Средний и старший этапы

Фронтальное обсуждение темы/беседы.

Ответить на вопросы.

Составить план-схему темы.

Подбор/повторение лексики по теме.

2. Ознакомление с новым языковым материалом и его первичная обработка

Лексические упражнения на уровне слова и словосочетания.

Языковые споры/игры на отгадывания, языковое лото.)

3. Речевые упражнения

Высказать своё мнение по вопросу/утверждению/цитате и т.д.

Подготовить доклад/сочинение на тему и т.д.

Обучение диалогу. Его разновидности и характеристики. Пути обучения.

В основе специфики формулирования именно диалога лежат трудности, обусловленные его характеристиками.

a ) Реакция партнёра по общению может быть совершенно непредсказуема.

b ) Нередки случаи, когда у учащихся нет необходимых социальных навыков диалогического общения.

c ) В отличии от монолога, где автор сам определяет не только логику высказывания, но и выбор языковых и речевых средств, в диалоге мы всегда зависим от партнёра.

Ситуативность как одна из характерных черт диалога предполагает, что успешность диалогического общения на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения. В противном случае никакие опоры не помогут успешно выполнить задание.

Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.

— Свободные (беседы, дискуссии, интервью, т.е. те формы речевого взаимодействия, где изначально границы общения каждого из партнёров, а значит и общая логика развития разговора жёстко не фиксируется)

Пути обучения диалогу и используемые в их рамках опоры.

При обучении диалогу выделяются те же пути, что и при обучении монологу.

Опорами для оставления собственных диалогов путём «сверху вниз» я использую:

Сами текстов диалогов-моделей;

Содержание речевой установки учителя на составление видоизменённых диалогов;

Описание ролей, получаемых каждым из участников диалога;

Картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.

Обучение диалогу путём « снизу вверх ».

Что же необходимо совершенствовать в таком случае?

Умение задавать вопросы разных типов;

Логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы.

Использовать различные реплики реагировать в процессе общения.

Употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения.

Контроль и оценка изменений говорения

Я использую 3 вида контроля:

При первых 2х категориях контроль имеет комплексный характер, охватывает различные языковые и речевые умений и навыки.

Оценки при контроле навыков устной речи я обычно выставляю за:

— подготовленные дома диалоги и монологи

— неподготовленные монологи и диалоги, которые учитель предлагает выполнить в классе.

Что касается итогового контроля, я придерживаюсь основных положений итогового контроля в области умений говорения.

Итоговый контроль подразумевает контроль монологических и диалогических умений. Потому, как правило, экзаменуются двое экзаменуемых, которые по очереди выполняют задания монологического характера, а затем вместе решают одну (проблему) речевую задачу на И.Я.

Обучение данному виду речевой деятельности должно строиться с учётом требований итогового контроля, а тренировочные упражнения и задания должны моделировать аналогичные задания итогового контроля.

Некоторые приемы, которые я использую на уроках английского языка для развития навыков говорения.

Работая в парах, задавайте друг другу самые разные вопросы. Задача состоит в том, чтобы не использовать в ответах слово «да» ил «нет». Побеждает тот, кто заставит партнёра произнести эти слова;

Составьте верное, ложное и спорные утверждения на основе прочитанного текста. Обсудите их в парах и группах.

Я зачитываю различные реплики, утверждения, вопросы и т.д. Задача учеников заключается в том, чтобы быстро и не раздумываясь отреагировать на них. Я могу адресовать одну и ту же реплику разным людям, в таком случае дети должны стараться избегать повторов. Примеры реплик: «Как дела?», «Вы ведь уже читали эту книгу, не так ли?» и т.д.

Вспомните различные способы выражения согласия, несогласия, неудовольствия и т.д. Составьте линии диалога с их использованием. Разыграйте их в классе.

Составьте диалог на тему «Моё отношении к современным проблемам экологии» на основе данной схемы-опоры.

Повторное предложение с убеждением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *