какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

Систематизация законодательства: понятие и виды

В статье рассмотрена систематизация законодательства, понятие и виды таких форм правотворчества, как консолидация, инкорпорация и кодификация. Также представлены этапы проведения систематизации и проблемные вопросы регулирования кодификации законодательства.

Основное понятие

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

Понятие систематизации законодательства можно представить в виде целенаправленной деятельности компетентных органов, которая нацелена на совершенствование и упорядочение законодательства с целью удобства применения и использования на практике.

Понятие систематизации включает несколько форм правовой деятельности:

Признаки и принципы систематизации

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

Исходя из функций учреждений, осуществляющих учёт законодательных актов, можно выделить такие принципы систематизации:

Системность изначально заложена в правовой природе всех существующих нормативных актов. Систематизация российского законодательства включает такие цели:

Систематизация законодательства отличается следующими свойствами:

Формы и виды

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

Формы систематизации законодательства подразумевают следующее:

Виды систематизации законодательства:

Кодификация

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

Этот элемент систематизации представляет собой форму переработки действующих норм права, также он представлен в виде способа упорядочения законодательства, освобождения от устаревших норм.

Систематизация и кодификация законодательства могут быть нескольких видов:

Кодификация. Основные характеристики

Кодификация имеет ряд отличительных черт:

Инкорпорация

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

К способам систематизации законодательства относится инкорпорация. Этот элемент представлен в виде формы систематизации, при которой правовые акты одного из уровней объединяются частично или полностью в издаваемые сборники.

Инкорпорация представлена в виде постоянной деятельности государственных и других органов для поддержания законодательства в контрольном состоянии, для обеспечения его доступности, снабжения широкого круга субъектов достоверной информацией касаемо законов и нормативных актов действующей редакции.

Инкорпорация выступает в виде низшего уровня систематизации и является предпосылкой для кодификации. Ее особенность заключается в том, что в правовое содержание актов не вносятся какие-либо изменения, поэтому и содержание таких норм, по сути, остается неизменным. Именно это свойство отличает ее от консолидации и кодификации.

Классификация

Виды систематизации законодательства в форме инкорпорации делятся в соответствии с юридической силой, характером размещения и объёмом охваченного материала, а также с методом его обработки.

Исходя из юридической силы принятых собраний и сборников по субъекту, который производит систематизацию, различают такие виды инкорпорации:

В соответствии с характером расположения материала инкорпорация бывает:

Инкорпорация также классифицируется на основании объёма охваченного нормативного материала. По такому признаку различают частичную (отраслевую) и генеральную (полную) инкорпорацию.

Исходя из методов обработки норм права, систематизация бывает:

Результат такого типа систематизации – инкорпорированные сборники, своды, собрания.

Консолидация

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

Способы систематизации законодательства, выступающие в консолидации, представлены в форме нормативного воздействия, при котором действующие нормативные акты подлежат объединению без изменения содержания. В этом случае акты правотворчества объединяются по признаку относимости к одному из видов общественной деятельности. Они подлежат утверждению органом правотворчества в качестве нового источника права, а предшествующие акты признаются утратившими законную силу.

Субъектами консолидации являются официальные органы правотворчества.

Стадии

Проблемы систематизации законодательства

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

К основным недостаткам группирования отечественного материала относят следующие:

Заключение

В статье была рассмотрена систематизация законодательства, понятие и виды такой юридической деятельности, как кодификация, инкорпорация и консолидация. Основной особенностью систематизации является упорядочение законодательства совместно с его совершенствованием и обновлением. Итоговая цель систематизации – принятие новой, стабильно работающей законодательной системы.

Источник

Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды

Она тесно связана с правотворчеством, при ее осуществлении не вносятся изменения, дополнения в регулирование общественных отношений, не происходит создание новых норм права Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Систематизация законодательства позволяет оптимизировать процесс правового регулирования. В настоящее время используются следующие основные виды систематизации: учет и регистрация нормативно-правовых актов, инкорпорация, консолидация, кодификация.

1. Учет и регистрация законодательства представляет собой первичную систематическую деятельность по сбору, сохранению и поддержанию в контрольном состоянии всего массива нормативно-правовых актов. Кроме того, данный вид систематизации позволяет создать определенную поисковую систему законодательства. Учет осуществляется всеми субъектами правоотношений, государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей.

Другой формой является картотечный учет (совокупность карточек, располагающихся по определенной системе). В карточках фиксируются основные реквизиты акта или полный его текст.

Следующей формой учета законодательства является ведение контрольных текстов действующих нормативных актов (внесение в тексты официальных изданий нормативно-правовых актов отметок об их изменении, дополнении, отмене). В последнее время все более активно используется автоматизированный учет законодательства.

Сохранение неизменным нормативного содержания акта составляет основное отличие инкорпорации от консолидации и кодификации как более сложных видов систематизации. Результатом инкорпорации является издание различных сборников и собраний законов. Инкорпорация подразделяется на официальную, официозную и неофициальную.

Официальная инкорпорация означает упорядочение правотворческим органом норм путем издания сборников действующих нормативно-правовых актов, носящих официальный характер. Она может осуществляться на основе хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации») принципов.

Официозными являются собрания, которые осуществляются по поручению правотворческого органа.

Неофициальная инкорпорация означает внешнюю обработку законодательства, которая осуществляется различными организациями без специальных на то полномочий правотворческих органов.

Всеобщая кодификация связана с образованием сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства.

Отраслевая кодификация является объединением нормативного материала в определенной отрасли или подотрасли законодательства.

Специальная кодификация предполагает объединение норм определенного правового института или нескольких институтов (Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ и т.д.).

Кодификационный акт становится основным по сравнению с другими актами в определенной сфере правового регулирования. Эти акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Кодификационные акты подразделяются на основы законодательства, кодексы, уставы, положения.

Источник

Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды. Что такое кодификация

Для того чтобы законодательная система при любых обстоятельствах оставалась системой, содержащей взаимосвязанные элементы, обладающей нужной и вполне достаточной их совокупностью, являющейся внутренне согласованной и непротиворечивой, а также нормальным образом функционировала, развивалась и совершенствовалась, необходимо обеспечивать ей постоянное воздействие систематизации (специального процесса). В данной статье в полной мере рассмотрена деятельность правотворческих органов по систематизации, а также все аспекты, так или иначе затрагивающие актуальную тему.

Понятие

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

Под систематизацией в настоящее время необходимо понимать деятельность со стороны правотворческих органов, связанную с упорядочением и совершенствованием нормативного материала посредством его внутренней и внешней обработки для поддержания абсолютной системности действующего законодательства, а также обеспечения правовых субъектов необходимой информацией нормативно-правовой природы.

Данный список можно дополнять бесконечно долго. Однако целесообразным будет перейти к тому, что в правотворчестве систематизация нормативно-правовых актов была известна уже в 1833 году в плане практического рассмотрения. Так, один из самых уважаемых кодификаторов не только российской Федерации, но и Европы, Сперанский Михаил Михайлович, отмечал, что «приведение законодательных актов в единый состав» служит «одной их первоначальных нужд государственного значения». Помимо этого, он указывал и на весомость систематизации в юридической науке. Михаил Михайлович подчеркивал, что «ученое законоведение ни при каких обстоятельствах не может быть основано тогда, когда законодательные акты не приведены в грамотный состав».

Необходимость систематизации

Актуальные на сегодняшний день цели систематизации нормативно-правовых актов основаны на существующей необходимости в ней:

Важно отметить, что упорядоченное посредством систематизации нормативных правовых актов российское законодательство в любом случае позволяет достаточно быстро и эффективно ориентироваться в действующей совокупности актов. Таким образом, периодическое осуществление рассматриваемой операции предполагает быстрое нахождение необходимых юридических актов. Помимо этого, здесь актуально установление их взаимосвязей с иными актами подобной природы, выявление коллизии, некоторых изменений и так далее.

Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

Как выяснилось, под систематизацией анализируемых позиций следует понимать деятельность, направленную на совершенствование и максимально грамотное упорядочение правовых актов через их внешнюю и, конечно же, внутреннюю обработку с целью воздействия на отношения в обществе системным образом. Иными словами, это не что иное, как приведение действующего законодательства в оптимально работающую систему.

Систематизация нормативных правовых актов, понятие и виды ее в соответствии с современной юриспруденцией включают три наиболее используемых способа (вида). Так, систематизация может производиться посредством:

Инкорпорация. Пример инкорпорации

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

В настоящее время под инкорпорацией необходимо понимать способ (методику, разновидность) систематизации, в соответствии с которым правовые акты так или иначе подвергаются исключительно внешней обработке или же не подвергаются таковой вовсе. Помимо этого, размещаются они в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, предметном, который по-другому именуется систематическим, и так далее) в единых сборниках соответствующего образца, а также изданиях аналогичного направления. Систематизация нормативных правовых актов предполагает инкорпорацию конкретного вида. Так, на сегодняшний день принято выделять следующие разновидности рассматриваемой категории:

Особенности инкорпорации

Инкорпорация в качестве способа систематизации нормативных правовых актов наделяется следующими характеристиками:

Внешний тип обработки

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

В чем же состоит внешняя обработка действующих правовых актов? Здесь уместен следующий алгоритм:

Интересно отметить, что особым видом собрания законодательства на сегодняшний день выступает свод законов, представляющий собой:

Консолидация

Необходимо дополнить, что в соответствии со своей природой консолидация занимает промежуточную позицию между кодификацией и инкорпорацией.

Кодификация

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

Особенности кодификации

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

Как и две представленные выше категории, кодификация определяется индивидуальными характеристиками, среди которых следующие пункты:

Кодификационные акты

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

Важно отметить, что кодификационные акты классифицируются в соответствии с тремя разновидностями, среди которых следующие пункты:

В заключение целесообразным будет отметить существующие на сегодняшний день в российском государстве проблемы систематизации нормативных правовых актов. Таким образом, среди них актуальными являются следующие пункты:

В процессе рассмотрения материала, затрагивающего вопросы систематизации нормативно-правовых актов Российской Федерации, выяснилось, что сегодня существует немало проблемных пунктов данной темы (к примеру, система источников действующего права так или иначе испытывает нужду в четком разделении труда, а также ясно поставленных целях). Тем не менее соответствующие органы государственной власти активно занимаются данными вопросами и, конечно же, все в большей мере совершенствуют совокупную систему.

Источник

Виды, формы и принципы систематизации законодательства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие систематизации законодательства

Уполномоченными органами государственной власти любого современного законодательства регулярно принимается множество нормативно-правовых актов и поправок к ним, в пределах компетенции соответствующих субъектов. При этом рост числа источников правового регулирования не всегда свидетельствует о совершенствовании его качества – напротив, содержание нормативных актов нередко дублируется либо противоречит друг другу, что снижает эффективность правоприменительной деятельности, а также негативно сказывается на обеспечении защиты прав и законных интересов граждан.

Одним из путей преодоления описанной выше ситуации и повышения качества национальной правовой системы выступает систематизация законодательства:

Систематизация законодательства – осуществляемая компетентными органами государственной власти и должностными лицами целенаправленная деятельность, призванная упорядочить массив действующих нормативных актов, для целей повышения удобства правоприменительной деятельности и, тем самым, повышения ее эффективности.

Таким образом, деятельность по систематизации законодательства отличается рядом особенностей и свойств:

Принципы и признаки систематизации законодательства

В связи с тем, что систематизация выступает сложной многоэтапной деятельностью, направленной на упорядочение массива нормативно-правового регулирования существующих общественных отношений, соответствующая деятельность должна опираться на определенные основные начала – принципы систематизации, в числе которых могут быть названы следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

Наряду с основными началами, систематизацию законодательства отличает наличие определенных свойств рассматриваемой деятельности, основными из которых выступают признание систематизации особым видом юридически значимой деятельности, осуществление широким кругом субъектов (как связанных с государством, так и частными лицами), особый объект систематизации – система нормативно-правовых актов и т.д.

Формы и виды систематизации

Деятельность по систематизации законодательства осуществляется посредством использования системы определенных приемов и способов, совокупности и сочетание которых образуют, в свою очередь, самостоятельные формы и виды систематизации законодательства.

Так, к числу форм систематизации законодательства могут быть отнесены:

Приведенные выше формы систематизации могут быть использованы в рамках различных видов рассматриваемой деятельности.

В качестве первого и наиболее простого вида систематизации, выделение которого в юридической науке стало производиться относительно недавно – это учет законодательства (в том числе в специальных электронных базах данных), производимый по различным критериям и основаниям – дата принятия, юридическая сила, сфера действия, принявший орган и т.д.

Одним из исторически наиболее ранних видов систематизации законодательства выступает его инкорпорация, выраженная в объединении актуальных нормативных правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности. При этом осуществление инкорпорации может быть как официальным, когда соответствующая деятельность производится уполномоченным органом государственной власти, так и неофициальным, когда создаваемый заинтересованными лицами сборник не может выступать в качестве юридического источника и используется в практических или научно-исследовательских целях.

Следующий вид систематизации – консолидация законодательства, содержание которого состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. При этом консолидация всегда имеет официальный характер.

Четвертый вид систематизации – кодификация законодательства, при которой имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта.

К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.

Источник

Систематизация законодательства: понятие и виды

В статье рассмотрена систематизация законодательства, понятие и виды таких форм правотворчества, как консолидация, инкорпорация и кодификация. Также представлены этапы проведения систематизации и проблемные вопросы регулирования кодификации законодательства.

Основное понятие

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

Понятие систематизации законодательства можно представить в виде целенаправленной деятельности компетентных органов, которая нацелена на совершенствование и упорядочение законодательства с целью удобства применения и использования на практике.

Понятие систематизации включает несколько форм правовой деятельности:

Признаки и принципы систематизации

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

Исходя из функций учреждений, осуществляющих учёт законодательных актов, можно выделить такие принципы систематизации:

Системность изначально заложена в правовой природе всех существующих нормативных актов. Систематизация российского законодательства включает такие цели:

Систематизация законодательства отличается следующими свойствами:

Формы и виды

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

Формы систематизации законодательства подразумевают следующее:

Виды систематизации законодательства:

Кодификация

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

Этот элемент систематизации представляет собой форму переработки действующих норм права, также он представлен в виде способа упорядочения законодательства, освобождения от устаревших норм.

Систематизация и кодификация законодательства могут быть нескольких видов:

Кодификация. Основные характеристики

Кодификация имеет ряд отличительных черт:

Инкорпорация

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

К способам систематизации законодательства относится инкорпорация. Этот элемент представлен в виде формы систематизации, при которой правовые акты одного из уровней объединяются частично или полностью в издаваемые сборники.

Инкорпорация представлена в виде постоянной деятельности государственных и других органов для поддержания законодательства в контрольном состоянии, для обеспечения его доступности, снабжения широкого круга субъектов достоверной информацией касаемо законов и нормативных актов действующей редакции.

Инкорпорация выступает в виде низшего уровня систематизации и является предпосылкой для кодификации. Ее особенность заключается в том, что в правовое содержание актов не вносятся какие-либо изменения, поэтому и содержание таких норм, по сути, остается неизменным. Именно это свойство отличает ее от консолидации и кодификации.

Классификация

Виды систематизации законодательства в форме инкорпорации делятся в соответствии с юридической силой, характером размещения и объёмом охваченного материала, а также с методом его обработки.

Исходя из юридической силы принятых собраний и сборников по субъекту, который производит систематизацию, различают такие виды инкорпорации:

В соответствии с характером расположения материала инкорпорация бывает:

Инкорпорация также классифицируется на основании объёма охваченного нормативного материала. По такому признаку различают частичную (отраслевую) и генеральную (полную) инкорпорацию.

Исходя из методов обработки норм права, систематизация бывает:

Результат такого типа систематизации – инкорпорированные сборники, своды, собрания.

Консолидация

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

Способы систематизации законодательства, выступающие в консолидации, представлены в форме нормативного воздействия, при котором действующие нормативные акты подлежат объединению без изменения содержания. В этом случае акты правотворчества объединяются по признаку относимости к одному из видов общественной деятельности. Они подлежат утверждению органом правотворчества в качестве нового источника права, а предшествующие акты признаются утратившими законную силу.

Субъектами консолидации являются официальные органы правотворчества.

Стадии

Проблемы систематизации законодательства

какая форма систематизации осуществляется исключительно в виде законодательной деятельности

К основным недостаткам группирования отечественного материала относят следующие:

Заключение

В статье была рассмотрена систематизация законодательства, понятие и виды такой юридической деятельности, как кодификация, инкорпорация и консолидация. Основной особенностью систематизации является упорядочение законодательства совместно с его совершенствованием и обновлением. Итоговая цель систематизации – принятие новой, стабильно работающей законодательной системы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *