какая форма территориального устройства существует в великобритании

Политико-территориальное устройство Великобритании

Великобритания – сложное унитарное государство с политической (Северная Ирландия и Шотландия) и административной (Уэльс) автономией. Особое положение занимают также несколько мелких островов вокруг Великобритании (Сарк, Мэн, Нормандские острова и др.). Великобритания имеет также колониальные владения: остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар.

Северная Ирландия с 1920 г. обладает политической (законодательной) автономией. Шотландия и Уэльс получают с 2000 г. автономию, разную по своим полномочиям (Уэльс – довольно узкую).

Прибрежные острова рассматриваются как коронные владения, имеют местные законодательные органы, но их решения вступают в силу после королевской санкции. Монарх представлен здесь лейтенант-губернатором. Некоторые из островов (например, о. Сарк) до сих пор считаются состоящими в вассальной зависимости от Короны и управляются местным владельцем.

Территория Англии и Уэльса разделена на графства (39 – в Англии, 22 – в Уэльсе), а графства – на округа (их всего 339). Шотландия разделена с 1994 г. на 32 единицы местного самоуправления. Северная Ирландия делится на графства (26). После реорганизации управления Большим Лондоном в его округах есть советы и мэры, но в Большом Лондоне нет ни мэра, ни совета.

Округа в графствах (в каждом округе должно быть не более 10 тыс. человек населения) делятся на приходы или общины – низовое звено административно-территориального деления.

Во всех административно-территориальных единицах избираются советы сроком на 4 года (в Шотландии – 3 года). Лишь в малых приходах (с населением менее 150 человек) решения принимаются на общих собраниях (сходах) жителей – лиц, обладающих избирательным правом.

Существует финансовый контроль: проверяется правильное использование дотаций, выделяемых центром. В каждом графстве, округе действует аудитор. Его кандидатура выдвигается советом и утверждается министром по охране окружающей среды. Аудиторы могут вести проверку использования средств, выделяемых на общественные нужды, делают свои сообщения министру, а при обнаружении злоупотреблений обращаются в суд.

Источник

40. Политико-территориальное устройство Великобритании

40. Политико-территориальное устройство Великобритании

Великобритания – сложное унитарное государство с политической (Северная Ирландия и Шотландия) и административной (Уэльс) автономией. Особое положение занимают также несколько мелких островов вокруг Великобритании (Сарк, Мэн, Нормандские острова и др.). Они считаются ассоциированными членами Королевства Великобритании и Северной Ирландии, имеют свои законодательные органы (по местным вопросам). Кроме того, Великобритания имеет колониальные владения: это остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар.

Северная Ирландия с 1920 г. обладает политической (законодательной) автономией. В Северной Ирландии есть парламент, избирающий исполнительный совет. Парламент вправе принимать законы по вопросам хозяйства, финансов и налогов региона, общественной безопасности, здравоохранения, образования, защиты природных ресурсов. В то же время существует международная наблюдательная (за сохранением мира) англо-ирландская комиссия, а также международная комиссия для разоружения враждующих сторон (католиков и протестантов).

Шотландия и Уэльс получили с 2000 г. автономию разную по своим полномочиям. Парламент имеет право принимать законы и устанавливать местные налоги, представительный орган Уэльса таких прав не имеет. Шотландский Парламент будет контролировать сферу здравоохранения, образования, полицию, но политика в области обороны, международных дел, валютного и денежного регулирования останется за центром. Полномочия Парламента Уэльса ограничиваются вопросами экономического развития автономии, образования, культуры и экологии. Он сам будет распоряжаться дотациями из центра.

Прибрежные острова рассматриваются как коронные владения, имеют местные законодательные органы, но их решения вступают в силу после королевской санкции. Монарх представлен здесь лейтенант-губернатором.

Территория Англии и Уэльса разделена на графства, а графства – на округа. Шотландия разделена на 32 единицы местного самоуправления. Северная Ирландия делится на графства. После реорганизации управления Большим Лондоном в его округах есть советы и мэры, но в Большом Лондоне нет ни мэра, ни совета.

Округа в графствах делятся на приходы или общины – низовое звено административно-территориального деления.

Во всех административно-территориальных единицах избираются советы сроком на четыре года. Лишь в малых приходах решения принимаются на общих собраниях (сходах) жителей – лиц, обладающих избирательным правом. В выборах советов могут участвовать граждане Содружества, а также граждане Ирландской Республики, удовлетворяющие избирательным цензам и проживающие на территории данного совета.

Существует контроль из центра:

– наряду с законами Парламента министры издают обязательные инструкции для подконтрольных местных служб;

– существует институт адаптивных законов; по существу, это не законы Парламента, а типовые инструкции министерств, которые могут быть приняты местными советами в качестве образцов для собственных регламентов;

– контроль осуществляется в форме министерского инспектирования (проверки работы), правом на которое наделены некоторые министерства, соприкасающиеся с местным самоуправлением (образование, дороги, полиция и т. д.);

– министры могут организовывать специальные расследования, если в подконтрольных им службах местных советов обнаружатся «нечестные действия»;

– контроль обеспечивается тем, что многие чиновники муниципального управления должны утверждаться не только местными советами, но и департаментами соответствующих министерств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Особенности исполнения наказаний в Великобритании

Особенности исполнения наказаний в Великобритании В Великобритании действуют меры наказания, не связанные с лишением свободы (отсрочка приговора, пробация, предоставление услуг обществу), а также современная пенитенциарная система.Отсрочка приговора – институт,

8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)

8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ) Так как в Греции было мало земель, пригодных для обработки, то здесь развивается ремесло, в том числе и обработка металлов. Это стало основополагающим фактором высокой эффективности

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При

41. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в

41. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в В 1708–1719 гг. была проведена реформа, совершенно изменившая систему местного управления. В конце 1708 г. Петр Великий издал указ о разделении России на 8 обширных административных округов,

Конституция Великобритании

Конституция Великобритании Британский конституционализм представляет собой весьма своеобразное явление правовой действительности. Древние и крепкие корни парламентаризма, англо-саксонская правовая система, монархическая форма правления — все это делает

Административно-территориальное устройство земель и местные органы

Административно-территориальное устройство земель и местные органы В основном законе ФРГ нет специального раздела, регулирующего вопросы административно-территориального деления субъектов федерации. По смыслу основного закона в землях существуют округа и общины, в

Политико-административное устройство. Территориальное самоуправление и органы правительственной администрации

Политико-административное устройство. Территориальное самоуправление и органы правительственной администрации В 1990 году в Польше была проведена реформа организации власти на местах, воссоздавшая довоенную систему местного самоуправления. Это нашло отражение в

Территориальное устройство Болгарии, местное самоуправление и управление

Территориальное устройство Болгарии, местное самоуправление и управление Болгария является унитарным государством. Согласно п. 1 ст. 2 конституции не допускаются автономные территориальные образования.Возвращение к принципу разделения властей и отказ от

10. Политико-правовые теории Древней Греции (зарождение политико-правовой мысли; софисты)

10. Политико-правовые теории Древней Греции (зарождение политико-правовой мысли; софисты) В истории возникновения и развития древнегреческой политико правовой мысли выделяют три этапа:Ранний период (IX–VI вв. до н. э.) – связан со временем возникновения древнегреческой

28. Система государственных органов Великобритании

28. Система государственных органов Великобритании Система государственных органов Великобритании, в частности парламент, действует на основании конституционных соглашений и правовых обычаев. Такое положение существует со времени принятия самой

36. Общая характеристика конституции Великобритании

36. Общая характеристика конституции Великобритании Конституция Великобритании считается неписаной, поскольку наряду с письменными документами ее важной составной частью являются неписаные конституционные обычаи, которые регулируют иногда несущественные, обрядовые

39. Система государственных органов Великобритании

39. Система государственных органов Великобритании Особенностью функционирования британского Парламента является отсутствие в государстве писаной конституции, поэтому многие Нормы парламентской жизни, взаимоотношений с правительством остаются урегулированными

69. Административно-территориальное устройство и национальная автономия. Местное управление и самоуправление

69. Административно-территориальное устройство и национальная автономия. Местное управление и самоуправление Китай – унитарное государство, построенное на централизованных началах.Существует три уровня системы административно-территориального

5.2 Политико-территориальная организация (государственное устройство)

5.2 Политико-территориальная организация (государственное устройство) В юридической литературе термином «государственное устройство» обозначается политико-территориальная организация государства, в том числе характер взаимоотношений между центральными и местными

Источник

Административное деление Великобритании

Из Википедии — свободной энциклопедии

какая форма территориального устройства существует в великобритании

Все страны, входящие в состав Соединённого Королевства и имеющие разный правовой статус автономий, при этом разделяют одну Корону (каждая — в своем праве). В частности, Уэльс никогда не являлся единым независимым государством в нынешних границах. Будучи захваченным Англией, он на особом положении оставался её частью до 1967 года, когда былa создана правовая юрисдикция Англия и Уэльс, и по-прежнему во многих вопросах представляет собой единое целое с Англией. Полномочия органов власти отдельных стран также определяются индивидуально в рамках процесса деволюции, начатого в 1997 году. Шотландия является одной из основопологающих частей Соединенного Королевства, которое было образовано согласно международному договору 1706 года. С 1801 года, когда произошло объединение Великобритании и Ирландии, до 1922 года, когда было основано Ирландское независимое Государство, страна официально называлась Соединённым Королевством Великобритании и Ирландии.

Соединенное королевство расположено на пяти тысячах островов. Нормандские острова и Остров Мэн формально не являются частью Соединённого Королевства, но они имеют с ним особые отношения. Нормандские острова в X веке входили в состав герцогства Нормандского и остались в подданстве английской короны после его окончательного подчинения Франции в XV веке. Остров Мэн до 1266 года находился под номинальным суверенитетом Норвегии, а под прямое управление британской короной перешёл в 1765 году. В наши дни эти территории располагают собственными законодательными собраниями и системами законов, а на острове Мэн есть также своя система налогообложения. Британское правительство ответственно только за их представительство на международной арене и внешнюю защиту.

Историческое развитие и разрозненная правовая система обусловили внутригосударственное деление Соединённого Королевства. Территория крупных островов подразделяется на следующие географические части: Северная Ирландия, Северная Шотландия, Южная Шотландия, Северо-Восток, Северо-Запад, Йоркшир и регион Хамбер, Восточный Мидлэндз, Западный Мидлэндз, Уэльс, Восточная Англия, Юго-Восток, Юго-Запад и область Большого Лондона. Также существует и другое деление — на графства, всего их 72. Графство (перед указанием города) сокращенно указывается в почтовом адресе одной или двумя буквами. Список этих сокращений имеется в любом почтовом отделении.

В ведении органов местной власти находятся жилищное строительство, образование, социальное обеспечение, полиция и пожарная служба. Они финансируются за счёт средств, полученных от взимания муниципальных налогов, местных налогов и дотаций центрального правительства.

Источник

Правовая система Великобритании

какая форма территориального устройства существует в великобритании

Женская, мужская, нишевая, восточная парфюмерия в магазине Parfum

Государственное устройство Великобритании

Великобритания — или, официально, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) — государство, расположенное в Западной Европе на Британских островах. Его территория — 244,1 тыс. кв. км, население — более 60 млн. человек, официальный язык — английский, официальная религия — протестантизм (90 % населения); столица — Лондон.

Великобритания — центр Содружества Наций, политического и экономического объединения стран и территорий, ранее составлявших Британскую империю. Кроме Великобритании, в Содружество входят 44 страны, в том числе Австралия, Бангладеш, Мальта, Новая Зеландия и другие, с населением около 1 млрд. человек.

Великобритания — унитарное государство. Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства — Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Их административно-территориальное деление различается. В Англии и Уэльсе крупнейшие административные единицы — графства (с населением свыше 1 млн. человек), которые, в свою очередь, делятся на округа; самостоятельная административно-территориальная единица — Большой Лондон, который включает в себя 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия — на области. Самостоятельные административные единицы — остров Мэн и Нормандские острова.

Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует.

По форме правления Великобритания — парламентская монархия. Политический режим — демократический. Глава государства — монарх (король или королева). Монарху формально принадлежат достаточно обширные полномочия: назначение премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров вооруженных сил, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созыв и роспуск парламента, право вето на законы, принятые парламентом, и т.д. По традиции монарх открывает сессии парламента, выступая с программной (тронной) речью, которую ему готовит премьер-министр и в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Монарх также — главнокомандующий вооруженными силами, он официально представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, обладает правом помилования. На деле практически все принадлежащие монарху полномочия осуществляются от его имени правительством. В силу ответственного правления должностные лица правительства готовят все издаваемые монархом акты и несут за них ответственность.

Законодательная власть в Великобритании принадлежит двухпалатному парламенту. Срок его полномочий по закону о парламенте 1911 г. не может превышать пяти лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительным большинством. В составе палаты общин 659 депутатов. Палата лордов — высшая палата парламента — не избирается. Право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению королевы. В начале 1999 г. в палате было более 1200 человек: наследственные и пожизненные пэры, лорды — судьи по апелляциям и «духовные лорды» — два архиепископа и 24 епископа англиканской церкви. В октябре 1999 г. палата лордов парламента проголосовала за отмену института наследственных пэров, в результате ее должны покинуть абсолютное большинство из заседавших в ней 759 графов, герцогов и баронов.

Депутаты создают комитеты для рассмотрения вопросов серьезного общественного значения. Среди наиболее важных функций парламента — принятие законов и контроль над деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Правительственные законопроекты (билли) имеют приоритет: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю (в пятницу), в то время как члены правительства — в любое время. Законопроекты вносят как в верхнюю, так и в нижнюю палату парламента, но, как правило, сначала происходит их обсуждение в палате общин и лишь затем — в палате лордов. Законопроект проходит три чтения. В ходе первого чтения оглашаются наименование и цель билля. Во втором чтении законопроект рассматривается в целом и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения. Затем разбирается доклад комитета, предлагаются поправки и дополнения к статьям билля. В ходе третьего чтения законопроект вновь обсуждается в целом и по нему проводится голосование. Законопроект, одобренный палатой общин, направляется в палату лордов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через месяц с момента поступления в верхнюю палату парламента, иначе королева подписывает билль без одобрения палаты лордов. Все другие билли, кроме финансовых, отсылаются на подпись королеве после того, как они были одобрены палатой лордов.

Парламент контролирует деятельность правительства. Такой контроль осуществляется в разных формах. В частности, депутаты могут задавать вопросы членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу тронной речи, излагающей основные направления деятельности правительства.

Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в палате общин. Формально он назначается монархом.

По представлению премьер-министра монарх назначает остальных членов правительства. В Великобритании различают понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет разрабатывает государственную политику по основным вопросам.

Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (число членов кабинета 18-25 человек, а в правительстве их около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях кабинета. На деле именно кабинет осуществляет высшую исполнительную власть в стране.

Кабинет — организационно обособленная часть правительства. Протоколы его заседаний не подлежат огласке в течение 30 лет. Члены кабинета приносят присягу о неразглашении информации, связанной с его деятельностью.

Персональный состав кабинета определяется премьер-министром. Однако в кабинет всегда входят государственные секретари (министры) внутренних и иностранных дел, обороны, канцлер казначейства, лорд-канцлер. «Кабинетная» система работы правительства Великобритании сложилась в период между мировыми войнами. В заседаниях кабинета участвует «кнут» парламентской партийной фракции, в его задачу входит довести до сведения кабинета позицию фракции. Понятие кабинета, таким образом, соответствует тому, что в некоторых других странах называют президиумом правительства. Данный неконституционный орган руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, решает внешнеполитические вопросы. Кабинет участвует и в законотворческой деятельности, но не самостоятельно, поскольку не имеет конституционного статуса, а посредством оформления его решений в Тайном совете.

Правительство ответственно перед нижней палатой парламента, поэтому, когда палата общин выносит вотум недоверия правительству, оно подает в отставку.

В каждом графстве, округе и области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения (полицией, социальными службами, дорогами и т.д.). В конце 1990-х годов в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о децентрализации парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что положило конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. В 1997 г. проведены референдумы о создании парламента Шотландии и ассамблеи Уэльса. На основе их результатов соответствующие органы были избраны в 1999 г. Однако степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе — рудиментарная (ассамблея — лишь совещательный орган).

На острове Мэн (в Ирландском море) также существует свой собственный, причем старейший в мире парламент — тинвальд. Он состоит из назначаемого монархом лейтенант-губернатора и двухпалатного парламента. Верхняя палата называется Законодательный Совет, в него входят епископ, генеральный атторней, местные судьи и 7 членов, избираемых нижней палатой парламента. Нижняя палата состоит из 24 депутатов, избираемых населением на 5 лет. Парламент принимает законодательные акты, не имеющие легитимной силы без приказа английского монарха. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г. На островах Джерси и Гернси (они расположены у побережья Франции и находятся под юрисдикцией Великобритании) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (штатами), исполнительная — комитетами, которые утверждаются ассамблеями.

Источник

Территориально-государственное устройство

Великобритания / Территориально-государственное устройство

Формально Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии — унитарное государство с единым центром в Лондоне. Парламент обладает нераздельным суверенитетом. Однако фактически к началу XXI века унитарная форма государственного устройства сменилась на квази-федеративную с элементами конфедерации. Государственная власть распределяется между органами национального (государственного), регионального (в основном в Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии), локального уровней.

Соединённое Королевство состоит из четырёх историко-географических частей: Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. Структурно Англия состоит из 36 графств, 10 округов, 103 городов, Шотландия — 32 графств. Уэльс состоит из 11 графских городов, 9 графств, 2 городов, Северная Ирландия — 24 округов, 2 городов.

В настоящее время под контролем Великобритании находятся 15 зависимых территорий, официально именуемых с 2002 года «заморскими»: Ангилья (остров входит в архипелаг Малых Антильских островов); Бермудские острова; Британская территория в Индийском океане (архипелаг Чагос и более 1 тысячи прилегающих островов); Виргинские острова (часть); острова Вознесения (административно подчинён другой британской заморской территории — остров Святой Елены); Гибралтар; острова Кайман; Монтсеррат (остров входит в архипелаг Малых Антильских островов); острова Питкэрн; остров Святой Елены; острова Тристан-да-Кунья (административно подчинён другой британской заморской территории — остров Святой Елены); острова Теркс и Кайкос; Фолклендские острова; Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова. Соединённое Королевство относит к своим заморским территориям и так называемую Британскую антарктическую территорию (Южные Шетландские острова, Южные Оркнейские острова, Антарктический полуостров, побережье моря Уэддела, земли южнее, вплоть до Южного полюса).

Самостоятельными административными единицами являются остров Мэн и Нормандские острова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *