какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

Польдеры в Нидерландах

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

Одним из природных символов в Нидерландах считаются польдеры (Рolder), которые представляют собой осушенные низменные участки суши. Чаще всего они располагаются на заболоченных побережьях ниже уровня моря. От затопления водой их защищают дамбами, валами и различными гидротехническими сооружениями. Благодаря им страна смогла спастись от затопления и стала одной из наиболее ухоженных на планете.

Для какой страны характерны польдеры?

Эти низменные участки суши распространены в нескольких странах мира, в том числе в Дании и Германии (побережье Северного моря), Польше и Японии, Литве и Латвии (Курземе), Украине (озера Котлабух, Кугурлуй) и США (берег Атлантического океана). Однако крупнейшие польдеры находятся в Нидерландах, и большинство из них были созданы в рамках проекта «Зёйдерзе».

Там, где когда-то была вода

Довольно долгое время море не хотело отдавать людям землю и постоянно затапливало ее, пока жители не отвоевали себе место. Сегодня польдеры являются типичным голландским ландшафтом, который носит антропогенный характер. Природных территорий здесь практически нет, а большая часть растительности имеет искусственное происхождение. Даже само название страны переводится как «нижние земли». И действительно, рельеф представлен низменной равниной, не имеющей прочного фундамента.

Самая высокая точка Нидерландов называется Валсерберг и достигает 321 м, а наиболее низка отметка находится на 7 м ниже уровня моря, что является мировым рекордом. Испокон веков вода затапливала территорию Голландии, пока местные жители не научились строить польдеры. Их отгораживали дамбами, откуда и пошло название многих городов, например, Роттердам, Амстердам и т.д. К слову, укреплять побережье людям помогали песчаные дюны, но на них значительное влияние оказывал ветер.

В настоящее время общая протяженность укрепленных дюн и дамб достигает 3 тыс. км. Строят их сегодня из стальных и железобетонных конструкций, а не из камня и песка, как раньше. Благодаря им вода откачивается в дренажные каналы, по которым курсируют небольшие суда. Если посмотреть на эти участки суши с высоты птичьего полета, то вместе с полями и лугами они напоминают яркую, но сложную мозаику.

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

Как возводили польдеры в Нидерландах?

В настоящее время примерно 60% территории страны занимают польдеры – искусственно осушенные болотистые местности или озера. Самый первый из них был построен фризами в северной части Нидерландов на рубеже XII-XIII столетий. В то время люди смогли осушить только небольшой участок земли, так как у голландцев не было нужных технологий. Они не заставили себя долго ждать, и уже в XIV веке здесь уже появились мельницы.

Голландцы произвели настоящий фурор, когда смогли при помощи ветряков превратить несколько водоемов в сушу. В 1612 году территория Северной Голландии состояла практически из воды, которая постоянно подтапливала близлежащие города. Тогда местный изобретатель Ян Лехватер разработал проект по осушению озера Бимстермир (Beemstermeer) и, получив финансирование от богатых торговцев, начал воплощать его в жизнь. Сегодня этот район является старейшей мелиорированной областью в Нидерландах и охраняется Всемирной организацией ЮНЕСКО.

С того времени мельницы применялись для осушения водоемов и создания на их месте поселений. Ветряки стали неотъемлемой частью нидерландских пейзажей. Сегодня они являются символом государства и играют важную роль в жизни страны, при помощи электрической и ветровой энергии перекачивая воду в каналы. Если работа ветряков неожиданно прекратится, то польдеры будут затоплены в течение недели.

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

Какие бывают польдеры?

В настоящее время в стране различают 3 вида высушенных участков суши:

Самые известные проекты

Свои умения в осушении земли голландцы всё время совершенствуют и улучшают. Самым знаменитым проектом в этом деле считается «Южное море» (Zuidzee), во время которого опасную стихию преобразовали во внутренне пресное озеро Эйсселмер (IJsselmeer). Его площадь достигает 1100 кв. км, средняя глубина равняется 5,5 м, а объем водосбора составляет 9,66 тыс. куб. м. Это крупнейший польдер на планете и внушительный символ Нидерландов, демонстрирующий возможность изменения ландшафта. Еще одним известным проектом по осушению земли можно назвать аэропорт Схипхол, который является главным в Нидерландах и крупнейшим в Европе. Его построили во второй половине XX столетия на месте водоема. В настоящее время в стране насчитывается 2,8 тыс. польдеров, возведенных при помощи паровых насосов, ветряных мельниц и электрических помп.

Источник

Как голландцы отвоевали у моря свою страну.

Треть территории современной Голландии отвоёвана у моря. Первые работы по сооружению холмов и дамб начались ещё в 300 г. до н. э. Они продолжились в римское время, в раннее Средневековье. Защитные сооружения становились всё сложнее и дороже: например, в XVI веке в Нидерландах не осталось ни одного камня, и гранит пришлось завозить из Норвегии. А в XVII веке на деревянные дамбы обрушилось страшное бедствие: нашествие червя-древоточца, почти уничтожившего их. Последним же испытанием для дамб Голландии стал их подрыв немцами в 1944-45 годах, когда было затоплено почти 4 тыс. кв. км.

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

(Распространение терпов на побережье Северного моря)

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

Начиная с XV века при строительстве дамб широко используется дерево. Эластичная подушка из водорослей на внешнем склоне защищается частоколом. Сначала его ставят вертикально, но очень скоро практика показала, что гораздо успешнее противостоят волнам наклонно вбитые сваи.

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

(Осушение бухты Долларт)

Золотой век и нашествие червя-древоточца

XV век называют золотым веком Нидерландов. Стихия успокаивается. Штормы пошли на убыль. Повреждённые плотины приведены в порядок, укреплены, надстроены и расширены. Осушаются озера, прорываются каналы, устраиваются шлюзы. Тысячи мельниц перекачивают воду. На осушенных пространствах создаются ухоженные поля.

Голландцы соперничают с англичанами, французами, португальцами, испанцами. Голландские капитаны бороздят все моря. Они открывают Австралию (одно время материк назывался Новой Голландией), Новую Зеландию, обосновываются на мысе Доброй Надежды, скупают пряности в Ост-Индии, торгуют с Японией и Китаем, закладывают в устье Гудзона город Новый Амстердам, ставший впоследствии Нью-Йорком. А в 1667 году голландцы поднялись по Темзе и сожгли пригороды Лондона.

Торговый флот Нидерландов насчитывал 34 тыс. судов и был равен объединённому флоту всех других народов. Морская торговля приносит неисчислимые доходы. В Амстердам, Утрехт, Лейден, Гарлем, Гаагу.

Опрятные голландские города отгорожены от неспокойного моря настоящими крепостями, громадинами из земли и дерева. Специальная служба неусыпно следит за состоянием плотин, защитные валы с каждым годом становятся крепче и надёжнее.

Но недолог был золотой век. Соперничество Нидерландов с Англией и Францией становится всё более напряжённым и переходит в длительные, изнурительные войны, истощающие страну.

А тут ещё новая беда, которая пришла неожиданно.

Морской древоточец издавна был опасным врагом парусных судов, теперь же он набросился на деревянные части нидерландских дамб. В один прекрасный день голландцы с ужасом увидели, как ломаются и крошатся изъеденные сваи и море начинает размывать откосы плотин, лишенные защитного покрытия.

Новость быстро облетела Европу. Гибель Нидерландов близка! Вред в самом деле был очень велик. Уже в 1732 году червями были совершенно уничтожены сваи Вестфризензейской дамбы на протяжении 50 км, а на соседнем участке в 20 км повреждения также были весьма значительными. Тогда для защиты от червей бревна стали сплошь покрывать гвоздями с широкими шляпками и железными пластинами, а в некоторых местах использовали привезенную за тысячи километров твёрдую тропическую древесину. Сваи из красного и чёрного дерева! Для борьбы с морским червем применяли препараты мышьяка.

Нацисты: последнее испытание

Последнее испытание нидерландским защитным сооружениям пришлось на годы Второй Мировой войны. В мае 1940 года Нидерланды были оккупированы фашистской Германией. В 1944 и в начале 1945 года фашисты, опасаясь высадки десанта союзников, взорвали дамбы и затопили большие площади земель вдоль больших рек и морского побережья.

Генерал Зейс-Инкварт, отдавший варварский приказ о взрыве дамб, был впоследствии судим в Нюрнберге как военный преступник и приговорен к смертной казни через повешение.

Из книги Леонида Бондарева «Суша отвоёванная у моря»

Когда читал про налоги, прослезился

Охереть. клянусь,что я и члены моей семьи не пьём чай и кофе.

Данный пост руководящий документ для нашей Госдумы,столько хрени можно для россиян придумать.

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

Как рыбы преодолевают преграды ГЭС

Первые упоминания о рыбопропускных сооружениях, или попросту рыбоходах, относятся к XVII веку. Чтобы замедлить скорость течения воды в каналах, которые прорывали в обход плотин, и помочь рыбам преодолеть препятствие, в те времена кое-где в Европе использовали вязанки из веток, выполнявшие роль искусственных порогов. Первый патент на рыбную лестницу был зарегистрирован ближе к середине XIX столетия. В России действующие рыбопропускные сооружения появились в конце позапрошлого века. Вообще-то плотины и дамбы ставили на реках с незапамятных времён, но лишь тогда, когда строительство гидротехнических сооружений приняло поистине грандиозные масштабы, стало понятно, какие экологические проблемы это может создать.

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

Любые запруды чрезвычайно вредны для рыболовства. Известно, что многие породы рыб в известное время имеют непреодолимое стремление идти вверх по реке, против течения; особенно этим отличается так называемая красная рыба (осетры, севрюга, белуга). Понятно, что всякая запруда препятствует рыбе идти вверх, и таким образом в верховьях реки рыба исчезает, в прямой ущерб интересам окрестных жителей и рыболовства.

В первую очередь вспоминаются лососёвые, которые живут в море, а на нерест возвращаются в реки и озёра; но точно так же ведут себя и некоторые осетровые, и каспийско-черноморские сельди, и ещё многие другие виды — все они называются проходными. Кроме того, есть рыбы, которые в разные периоды жизни живут то в солёных, то в пресных водах или же перемещаются с верховьев рек в нижнее течение и обратно — их миграции не связаны с размножением. Для всех них плотина станет катастрофой, поскольку для размножения или, скажем, для превращения во взрослую особь таким рыбам нужны вполне конкретные условия: определённая температура воды, насыщенность кислородом, соответствующая пища и пр..

Для целей обеспечения возможности прохода рыбы вверху по течению создаются специальные «лестницы для рыб». Ниже несколько примеров

The John Day Lock & Dam fish ladder

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

The Bonneville Dam

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

The Cape Fear River Dam

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

И наконец рыбная пушка на реке Коламбия

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

Техногенные катастрофы #94. Прорыв Мальпассе

Ну чё, котаны, техногенка?

Заскучал я без вас, ребята, разгрёб текущие дела и возвращаюсь в строй. После такой долгой паузы зайду с классики. Мальпассе, Франция, 1959 год. Один из самых известных прорывов европейских плотин двадцатого века, уступающий в известности разве что Вайонту.

Кстати, эти случаи во многом похожи. Оба проекта вынашивались очень давно, оба реализовывались в послевоенные годы, в обоих случаях были допущены грубые ошибки при проведении предварительных изысканий, конструктивно обе плотины принадлежат к арочным бетонным…

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

Вот тут, полагаю, стоит устроить небольшое лирическое отступление и объяснить, чем принципиально отличается гравитационная плотина от арочной. Кто строил в детстве запруды на ручье, тот в общих чертах постиг нехитрые принципы устройства гравитационной плотины. Берем материал (обычно грунт), насыпаем стену — вуаля! Основной фактор прочности конструкции — её масса, помноженная на 9,80665. Главными плюсами таких дамб являются их цена и технология возведения. Зачастую они возводятся за довольно короткий срок из местного грунта, и нужна всего лишь парочка экскаваторов да бульдозер (а то и просто куча индусов/китайцев с лопатами). С сопроматом тоже головняков меньше на порядок. Такие дамбы могут иметь большую протяженность, но крайне редко имеют большую высоту по вполне очевидной причине: каждый лишний метр высоты такой дамбы требует серьёзного увеличения её массы, так что по достижении определённого предела гравитационная дамба начинает стремительно дорожать. Самый известный пример подобной дамбы — Баньцяо. Очень богаты на плотины подобного типа Индия и Китай. Помимо перечисленных выше причин, это обусловлено ещё и тем, что в широких и плоских речных долинах, регулярно затапливаемых муссонными дождями, такой тип дамб оптимален как по инженерным показаниям, так и по соотношению цена-качество. Тем более, что зачастую они строятся не для получения электроэнергии с ГЭС, а для регулирования паводков и накопления воды в хозяйственных целях.

Впрочем, я отвлёкся. Вернёмся к плотине Мальпассе. Сама идея строительства плотины на реке Рейран витала в воздухе без малого сотню лет, но то денег нет (но вы держитесь), то мировая война, то Великая Депрессия, то опять мировая война (сколько уже можно-то!). Наконец, в сорок шестом начались геологические изыскания на предмет пригодности местности для строительства. Голодное послевоенное время, денег опять нет, так что проект провалялся в долгом ящике ещё лет шесть. И только в пятьдесят втором началось строительство.

Итак, работа было закипела, но денег нет, вы держитесь, рабочие бастуют, периодически строительство то останавливается, то возобновляется вновь. Государство от финансирования проекта тихонько отстранилось и застройщику пришлось импровизировать и оптимизировать. Оптимизировали качество бетона, и со всеобщим вздохом облегчения сдали многострадальный проект в эксплуатацию в пятьдесят четвёртом.

Рождённая в таких муках плотина функционировала примерно так же, как и строилась: с горем пополам. Какое-то время ситуацию спасал малый уровень воды в водохранилище, но в пятьдесят девятом засуха кончилась, и всё заверте…

Всю вторую половину ноября в регионе лили дожди, сменившие засуху предыдущей пятилетки. Водохранилище стремительно наполнялось. К утру второго декабря до верха 66-метровой плотины осталось менее полуметра, но власти не дали добро на сброс воды, ибо ниже по течению Рейрана строился мост, и велик был шанс, что свежезалитый бетон смоет КЕМ. Вода продолжала прибывать. К шести вечера в лучших традициях всех любителей перекладывать ответственность администрация района дала разрешение ПРИОТКРЫТЬ водосбросы (странно, что не выдали рекомендацию кружкой аккуратно вычерпывать воду из водохранилища). Неудивительно, что через три часа плотина рухнула…

…Тьма, пришедшая с водохранилища, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли деревни Мальпассе и Бозон, опустилась с неба бездна и залила стройплощадку автодороги А8, базары, караван-сараи, переулки, пруды. Пропал Фрежюс — великий город, как будто не существовал на свете… кхм, пардон, что-то я увлёкся. В общем, сорокаметровая волна вылизала всю речную долину, докатившись до городка Фрежюс в десяти километрах ниже по течению.

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

Последствия обрушения. Остатки плотины слева.

Официально насчитали 423 погибших, но тут, как и во многих подобных случаях, вряд ли можно говорить о точной и окончательной цифре. При бедствиях такого масштаба, когда смывает целые поселения, задним числом трудно выяснить, сколько в действительности людей смыло потопом.

Интересно, что погубил плотину не только и не столько плохой бетон, сколько геологические особенности местности. Проведенные наскоро изыскания не выявили находившегося на месте будущего строительства разлома. Вкупе с неизвестными в те времена особенностями проницаемости гнейсов (которые, собственно, стали изучены в процессе расследования причин разрушения), это привело к тому, что плотину буквально оторвало от основания, на котором она стояла, и уже потом разрушило. Все прочие факторы явились уже вторичными. Виновных нет, расходимся, котаны. До новых встреч!

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

Подпишись, чтобы не пропустить следующую техногенку!

Источник

LiveInternetLiveInternet

Видео

Рубрики

Музыка

Цитатник

Английский иллюстратор Dominic Davison Английский иллюстратор Dominic Davison http://s018.radika.

УЭСТ, БЕНДЖАМИН УЭСТ, БЕНДЖАМИН (West, Benjamin) (1738–1820), американский живописец, жил и р.

Die Klavierspielerin. 1920 Jos Ferraz de Almeida Jnior (1850–1899) Model’s rest 188.

Новости

Фотоальбом

Приложения

Статуэтки из фарфора Италия.

какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеровкакая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеровкакая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеровкакая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеровкакая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеровкакая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеровкакая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеровкакая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеровкакая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Проект Зёйдерзе.Голландия.

Бог создал море, а голландцы — берега

Голландия — это неофициальное (обиходное) название государства. Голландия — это лишь историческая провинция (сейчас две современных провинции Северная Голландия и Южная Голландия) Королевства Нидерланды. Таково официальное название государства. Во многих странах (включая нашу) произошел перенос названия провинции Голландия на всю страну, поскольку эта провинция в прошлые века была наиболее развитой частью страны.

Название «Нидерланды» в переводе с нидерландского языка означает «нижние земли», что не случайно: около половины всей территории Нидерландов лежат ниже уровня моря, лишь на юге местность поднимается до 30 метров и выше. Наивысшая точка государства составляет всего 322 метра над уровнем моря (невысокая возвышенность Валсеберг).

Подобное низинное положение страны и ее соседство с Северным морем приводило к регулярным наводнениям с большим числом жертв. Но трудолюбивые голландцы раз за разом не только ликвидировали последствия этих наводнений, но и отвоевывали у Северного моря новые земли. Осушенные земли голландцы называют польдерами. Первые польдеры появились ещё в XIII веке, и с тех пор вдоль побережья были осушены значительные площади.

На рубеже научная и инженерная мысль достигла того уровня, чтобы осуществить крупные амбициозные проекты по мелиорации и защите от наводнений голландских земель. Наибольший размах эти работы приобрели в

Основные цели, преследуемые проектом «Зёйдерзе»:

В 1913 году Корнелис Лели становится министром транспорта и общественных работ, и правительство официально начинает работать над планами по закрытию Зёйдерзе. Шторм 1916 года, прорвавший несколько дамб по берегам залива Зёдерзе, а также боязнь массового голода в годы Первой мировой войны, показали необходимость работы в данном направлении. 14 июля 1918 года был принят закон «Zuiderzee Act», положивший начало проекту.

После создания департамента по проекту «Зёйдерзе» в мае 1919 года работа началась полным ходом. Было решено начать не со строительства основной дамбы, а провести тестовые работы — построить дамбу Амстелдипдейк по небольшому заливу Амстелдип, отделявшему остров Виринген от материковой части Северной Голландии. Постройка дамбы заняла 4 года, хотя её длина составила всего 2,5 км. Однако строители получили бесценный опыт, применённый ими в дальнейшем.

В 1927 году началась работа по выполнению основной части проекта — созданию дамбы Афслёйтдейк, которая прошла между населёнными пунктами (Северная Голландия) и Зюрих (Фрисландия). Строительство началось в четырёх точках: с противоположных концов и на двух специально созданных для этого островах Корнвердерзанд и Брезанд. Для основы плотины использовались валуны, которые оказались более подходящим материалом нежели песок или глина, причём извлекались они со дна залива в процессе дноуглубительных работ. Корабли сваливали камни двумя параллельными грядами, после чего между ними засыпался песок, который также засыпался камнями. Затем строящаяся дамба усиливалась базальтовыми камнями, а в завершение плотина была досыпана песком и покрыта слоем почвы, на которой была высажена трава. 28 мая 1932 года последний пролив был перекрыт, и залив Зёйдерзе превратился в пока что ещё солёное озеро Эйсселмер. Сама плотина была открыта 25 сентября 1933 года, после достижения требуемой высоты и прокладки автомобильной дороги. По плотине проходит шоссе A7 (европейское шоссе E22) и велосипедная дорожка. Длина дороги между и Зюрихом — 32 км. Длина дамбы составляет 30 км, ширина — 90 м, изначальная высота — 7,25 м над уровнем моря, уклон стен — 25%.

На двух концах дамбы Афслёйтдейк расположены системы шлюзов для обеспечения судоходства и прокачки воды. Южный комплекс (в ) включает в себя судоходный Стевиншлюзен, а также три набора по 5 шлюзов для перекачки воды из Эйсселмера в Северное море. Северный комплекс (в Корнвердензанде) состоит двух наборов по 5 водоотводных шлюзов, а также из судоходного Лоренцшлюзен, названного в честь физика Хенрика Лоренца, который сделал расчёты приливных эффектов для постройки плотины. Периодическая перекачка воды из озера в море требуется того, что Эйсселмер пополняется несколькими реками, в частности рекой Эйссел, а также для дренажа польдеров.

После того как дамба Афслётдейк отделила Эйсселмер от Северного моря, начались активные работы по осушению части территорий Эйсселмера путем создания польдеров. Методика создания польдера проста — часть Эйсселмера отгораживалась дамбой, и из огороженной территории выкачивалась вся вода. Технология была отработана на маленьком польдере Андейк (площадью всего 0,4 км 2 ) в 1926–1927 годах, были протестированы эффекты дренажа почв Зёйдерзе и изучены способы конфигурации новых польдеров.

Осушение первого крупного польдера завершилось в 1930 году, а последнего — 38 лет спустя. Так появились 4 крупных польдера: Вирингермер (закончен еще до завершения строительства Афслёйтдейка), Нордостпольдер, Восточный Флеволанд и Южный Флеволанд. Также были выполнены заделы под еще один польдер на Эйсселмера — Маркервард, однако необходимость в новых сельскохозяйственных землях отпала, и на месте несуществующего польдера появилось озеро Маркермер, отделенное дамбой Хаутрибдейк от озера Эйсселмера.

Ныне три польдера (Нордостпольдер, Восточный Флеволанд и Южный Флеволанд) образуют самую молодую (с 1 января 1986 года) провинцию Нидерландов Флеволанд. Административным центром провинции является город Лелистад, названный в честь автора проекта «Зёйдерзе» Корнелиса Лели.

Остальные польдеры вошли в состав соседних провинций Нидерландов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *