какие акты принимает маслихат
Компетенция маслихатов
1. К компетенции маслихатов относится:
1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития соответствующей территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении, в том числе утверждение бюджетных программ, реализуемых акимами района в городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа (отдельно по каждому району в городе, городу районного значения, поселку, аулу (селу), аульному (сельскому) округу);
2) утверждение программ по охране окружающей среды и природопользованию на соответствующих территориях и расходов по охране, оздоровлению окружающей среды, а также решение иных вопросов в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охраны окружающей среды;
3) утверждение по представлению акима схемы управления административно-территориальной единицей, сформированной на основе типовых структур местного государственного управления, утверждаемых Правительством Республики Казахстан;
4) решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства;
4-1) утверждение правил подготовки и проведения отопительного сезона;
5) согласование решением сессии маслихата персонального состава соответствующего акимата по представлению акима;
6) рассмотрение отчетов руководителей исполнительных органов и внесение в соответствующие органы представлений о привлечении к ответственности должностных лиц государственных органов, а также организаций за невыполнение решений маслихата;
7) исключен Законом РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011);
7-1) избрание в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о выборах членов территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий путем проведения тайного или открытого голосования;
8) исключен Законом РК от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);
9) контроль за исполнением местного бюджета, программ развития территорий;
9-1) рассмотрение годового отчета об исполнении бюджета ревизионных комиссий областей, городов республиканского значения, столицы;
9-2) внесение предложений в ревизионные комиссии областей, городов республиканского значения, столицы для включения объектов контроля в план работ ревизионных комиссий;
10) образование постоянных комиссий и иных органов маслихата, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата;
11) утверждение программ содействия занятости населения и снижения бедности;
12) утверждение по представлению акима персонального состава консультативно-совещательных органов при акимате по вопросам межведомственного характера;
12-1) присвоение по представлению акима звания «Почетный гражданин области (города, района);
12-2) утверждение правил присвоения звания «Почетный гражданин области (города, района)», разработанных и представленных акиматом области, города республиканского значения, столицы;
13) осуществление регулирования земельных отношений в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан;
14) содействие исполнению гражданами и организациями норм Конституции Республики Казахстан, законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан, нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов;
15) осуществление в соответствии с законодательством Республики Казахстан иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.
2. К компетенции областных, городов республиканского значения и столицы маслихатов относится также внесение представлений об утверждении схемы районной планировки области, проекта генерального плана застройки областного центра, города республиканского значения и столицы в Правительство Республики Казахстан, утверждение проектов районной планировки административных районов, генеральных планов застройки городов областного (кроме областных центров) и районного значения и определение системы мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
2-1. К компетенции маслихатов областей, городов республиканского значения, столицы относится назначение на должности председателя и членов ревизионной комиссии области, города республиканского значения, столицы на пять лет, а также освобождение их от должности.
2-2. К компетенции маслихатов областей, городов республиканского значения, столицы относится утверждение правил, за нарушение которых установлена административная ответственность.
3. К компетенции районных маслихатов относятся также утверждение генеральных планов застройки городов, поселков и аулов, расположенных на территории соответствующего района, рассмотрение отчета о проделанной работе акима города районного значения, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа, и внесение акиму района представлений о привлечении акима соответствующей административно-территориальной единицы к дисциплинарной ответственности.
3-1. Маслихат района (города областного значения) вправе запрашивать информацию от ревизионной комиссии области о проведенных контрольных мероприятиях по вопросам исполнения бюджета соответствующего района (города областного значения).
4. Маслихаты областей, городов республиканского значения и столицы Республики Казахстан по предложениям соответствующих акиматов вправе принимать решения о заимствовании в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
5. Маслихаты областей, городов республиканского значения и столицы утверждают ставки платы за эмиссии в окружающую среду, за пользование водными ресурсами поверхностных источников, за лесные пользования, за использование особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
6. Маслихаты областей, города республиканского значения и столицы рассматривают вопрос о даче согласия на сооружение ядерных установок и объектов на соответствующей административно-территориальной единице.
7. Полномочия депутатов Сената Парламента, избранных на совместном заседании выборщиков в лице депутатов, представляющих все маслихаты области, города республиканского значения и столицы, могут быть досрочно прекращены по решению выборщиков.
Последнее редактирование информации: 04 Января 2017 09:28
Акты Маслихата
Акты Маслихата, принятые в пределах его компетенции, обязательны к исполнению на соответствующей территории всеми предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами.
Постановление Маслихата, не соответствующее законодательству Республики Казахстан, может быть отменено самим маслихатом или в судебном порядке.
Маслихат осуществляет свою компетенцию на сессии, через постоянные и временные комиссии, через депутатов. Основной формой деятельности маслихата является сессия. В сессионной форме работы маслихата в полной мере проявляется его свойство как представительного органа государственной власти. Поэтому наиболее важные вопросы, отнесенные Конституцией и законами к ведению маслихата, он решает на сессиях.
Первая сессия вновь избранного маслихата созывается председателем соответствующей территориальной избирательной комиссии не позднее чем в 30-дневный срок со дня регистрации депутатов маслихата в составе не менее 3/4 от числа депутатов, установленного для данного мас-лихата. Сессии бывают очередными и внеочередными.
Очередная сессия маслихата созывается председателем сессии маслихата не реже четырех раз в год. Внеочередная сессия маслихата созывается председателем сессии маслихата по собственной инициативе или по предложению не менее 1/3 от числа депутатов, избранных в данный мас-лихат, а также акима не позднее чем в 5-дневный срок со дня принятия решения о проведении внеочередной сессии. На внеочередной сессии могут рассматриваться исключительно вопросы, послужившие основанием для их созыва.
Сессия маслихата правомочна, если на ней присутствуют не менее
2/3 от числа депутатов. Сессия маслихата проводится в форме пленарных заседаний.
Сессии маслихата носят, как правило, открытый характер. Проведение закрытых сессий допускается по решению маслихата, принимаемому по предложению акима, исключительно в интересах сохранения охраняемых законом государственных секретов.
По приглашению председателя сессии, секретаря маслихата руководители местных исполнительных органов, руководители и иные должностные лица организаций, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы, обязаны являться на сессию маслихата для предоставления информации по вопросам, относящимся к компетенции маслихата.
Маслихат образует на срок своих полномочий постоянные комиссии. Их число не должно превышать семи. Перечень и численный состав постоянных комиссий определяются маслихатом. Председатели и члены постоянных комиссий избираются соответствующим маслихатом из числа его депутатов.
Заседания постоянных комиссий созываются по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует не 2/3 от общего числа депутатов, входящих в их состав. Постановление постоянной комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комиссии.
Постоянная комиссия по собственной инициативе или по решению маслихата может проводить публичные слушания с целью обсуждения наиболее важных и общественно значимых вопросов, отнесенных к ведению постоянных комиссий, в форме расширенных заседаний постоянных комиссий с участием депутатов, представителей местных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, средств массовой информации, граждан.
В целях подготовки к рассмотрению на сессиях вопросов, отнесенных к ведению маслихатов, маслихат вправе образовывать временные комиссии. Состав, задачи и сроки полномочий временных комиссий определяются маслихатом при их образовании. Временные комиссии маслихата по вопросам своей компетенции принимают заключения.
Председатель будущей сессии маслихата избирается в завершение каждой очередной сессии маслихата из числа его депутатов для руководства подготовкой очередной предстоящей сессии маслихата. Подготовка и проведение внеочередной сессии маслихата осуществляется председателем сессии маслихата, который руководит подготовкой и проведением очередной предстоящей сессии маслихата. Порядок избрания председателя сессии маслихата определяется регламентом маслихата.
Депутат маслихата представляет волю населения соответствующего избирательного округа. Полномочия депутата маслихата начинаются с момента ею регистрации в качестве депутата маслихата соответствующей территориальной избирательной комиссией и прекращаются с момента прекращения полномочий маслихата.
Досрочно полномочия депутата маслихата прекращаются в случаях:
— избрания или назначения депутата на должность, занятие которой в
соответствии с законодательством несовместимо с выполнением депутатских обязанностей;
— признания депутата судом недееспособным;
— прекращения полномочий маслихата;
— утраты им гражданства Казахстана;
— вступления в отношении депутата в силу обвинительного приговора суда;
— выезда на постоянное местожительство за пределы соответствующей административно-территориальной единицы;
— систематического невыполнения депутатом своих обязанностей.
Для осуществления полномочий депутат наделяется правами и несет обязанности.
— избирать и быть избранным председателем сессии, секретарем маслихата, в постоянные комиссии и иные органы маслихата;
— предлагать вопросы для рассмотрения на сессии маслихата и его постоянных комиссий и иных органов, участвовать в их рассмотрении и принятии решений;
— выступать с запросами к должностным лицам местного исполнительного органа и с обращениями к руководителям иных организаций;
— проводить встречи, собрания с избирателями округа, а также с органами местного самоуправления и организациями;
— осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством и регламентом маслихата.
— участвовать в работе маслихата и его органов, в состав которого он избран;
— поддерживать постоянную связь с избирателями, регулярно информировать их о работе маслихата, деятельности его постоянных комиссий и иных органов и исполнении его решений, участвовать в организации и контроле за исполнением решений маслихата;
— рассматривать поступившие к нему обращения избирателей, регулярно вести личный прием граждан.
В период проведения сессий, заседаний постоянных комиссий и иных органов маслихата, на время осуществления депутатских полномочий в порядке, установленном регламентом, депутат освобождается от выполнения служебных обязанностей с возмещением ему средней заработной платы и других расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет средств соответствующего местного бюджета.
Полномочия маслихата прекращаются по истечении срока полномочий, установленного Конституцией Республики Казахстан.
Досрочно полномочия маслихата прекращаются Сенатом Парламента Республики Казахстан по представлению Генерального прокурора в следующих случаях:
— неоднократного нарушения Конституции, законов Республики Казахстан, выразившегося в принятии решений, признанных в судебном порядке незаконными;
— если вновь избранный маслихат по истечении тридцати дней со дня открытия первой сессии не определил свою структуру и не образовал соответствующие органы.
— реорганизации и ликвидации соответствующей административно-территориальной единицы;
— принятия маслихатом решения о самороспуске тайным голосованием не менее чем двумя третями голосов от общего числа его депутатов;
— непреодолимых разногласий с акиматом, выразившихся в двукратном неутверждении местного бюджета, планов, экономических и социальных программ развития территории.
Методические рекомендации по определению нормативности муниципальных правовых актов
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны управлением региональной и муниципальной политики Правительства Ростовской области в соответствии с Областным законом от 06.08.2008 № 48-ЗС «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Ростовской области» и постановлением Правительства Ростовской области от 08.08.2012 № 742 «О порядке организации работы по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ростовской области» (далее – регистр).
1.2. В соответствии с абзацем семнадцатым части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) муниципальный правовой акт – это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
1.3. Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
1.4. Таким образом, к основным признакам муниципального нормативного правового акта относятся:
принятие (издание) правового акта в установленном порядке;
принятие (издание) правового акта управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления;
наличие в правовом акте правовых норм (правил поведения);
обязательность для исполнения содержащихся в правовом акте правовых норм;
распространение содержащихся в правовом акте правовых норм на неопределенный круг лиц;
неоднократность применения правовых норм, содержащихся в правовом акте;
направленность правовых норм на урегулирование общественных отношений, на изменение или прекращение существующих правоотношений.
1.5. Только наличие всех вышеуказанных признаков в правовом акте позволяет сделать вывод о его нормативности.
2. Принятие (издание) правового акта в установленном порядке
2.1. Порядок принятия (издания) муниципального правового акта регулируется главой 7 Федерального закона, уставом муниципального образования, а также муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
2.2. Порядок принятия (издания) правового акта представляет собой установленную соответствующим нормативным правовым актом процедуру, включающую в себя:
1) выступление с правотворческой инициативой (внесение проекта муниципального правового акта);
2) согласование и визирование проекта правового акта;
3) подписание правового акта (принятие и подписание);
4) оформление принятого правового акта;
5) вступление правового акта в силу.
2.3. В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона проекты муниципальных правовых актов могут вноситься:
депутатами представительного органа муниципального образования;
главой муниципального образования;
иными выборными органами местного самоуправления;
главой местной администрации;
органами территориального общественного самоуправления;
инициативными группами граждан;
иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
Для отдельных видов правовых актов законом могут быть предусмотрены ограничения по составу субъектов правотворческой инициативы. Так, частью 12 статьи 35 Федерального закона устанавливается, что нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.
2.4. Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Так, процедура внесения в представительный орган проектов решений устанавливается, как правило, регламентом представительного органа муниципального образования.
2.5. Согласование и визирование проекта правового акта осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативным правовым актом соответствующего органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления.
Для проектов решений представительного органа может быть предусмотрена процедура их рассмотрения на заседаниях соответствующих комитетов и комиссий представительного органа.
Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
2.6. Процедура принятия нормативных правовых актов представительным органом муниципального образования устанавливается Федеральным законом, уставом муниципального образования, регламентом и иными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено указанным Федеральным законом (например, частью 5 статьи 44 Федерального закона предусмотрено, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования).
В соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования, подписываются главой муниципального образования.
Иные нормативные правовые акты подписываются руководителем органа местного самоуправления, должностным лицом местного самоуправления, принявшим (издавшим) нормативный правовой акт.
В случае отсутствия должностного лица местного самоуправления муниципальный нормативный правовой акт подписывается лицом, уполномоченным соответствующим правовым актом (уставом муниципального образования, регламентом органа местного самоуправления, распоряжением или приказом должностного лица) исполнять обязанности отсутствующего должностного лица.
2.7. В соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления пределах своих полномочий принимают (издают) следующие правовые акты:
— представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования;
— глава муниципального образования в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (в случае, если он является председателем представительного органа муниципального образования) или постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, и распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (если возглавляет местную администрацию);
— председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования;
— глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации;
— иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
При оформлении правовых актов применяются требования ГОСТ Р6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», введенные в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 03.03.2003 № 65-ст «О принятии и введении в действие Государственного стандарта Российской Федерации».
Перечень требований к оформлению нормативных правовых актов может быть определен муниципальным нормативным правовым актом.
Не будут относиться к нормативным акты координационных и совещательных органов (коллегий, советов, комиссий), созданных при органах местного самоуправления, а также документы, утвержденные (подписанные) должностными лицами, но не оформленные в виде правового акта (поручения, резолюции и т.п.).
2.8. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Соответствующая норма закреплена в части 2 статьи 47 Федерального закона.
Опубликование муниципального правового акта предполагает напечатание его текста в установленном официальном периодическом печатном издании, в котором воспроизводится полный идентичный текст акта.
Под обнародованием понимается иной, нежели опубликование, способ доведения нормативного правового акта до сведения граждан, обеспечивающий им возможность ознакомления с текстом указанного акта.
Порядок вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов определяется уставом муниципального образования с учетом вышеуказанных положений.
Кроме того, частью 8 статьи 44 Федерального закона предусмотрено, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно части 3 статьи 47 Федерального закона порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Пунктом 7 части 1 статьи 17 Федерального закона органы местного самоуправления наделены полномочием по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Учреждение данного средства массовой информации является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Следовательно, муниципальные нормативные правовые акты могут публиковаться в иных средствах массовой информации, если это установлено уставом муниципального образования или иным муниципальным нормативным правовым актом и обеспечивает возможность ознакомления с ними граждан.
3. Принятие (издание) правового акта управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления
3.1. Наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом и Областным законом от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области».
В структуру органов местного самоуправления муниципального образования в обязательном порядке входит представительный орган, глава муниципального образования и местная администрация. Кроме того, уставом муниципального образования может быть предусмотрен контрольный орган муниципального образования и иные органы местного самоуправления.
Таким образом, акты органов или должностных лиц, не предусмотренных уставом муниципального образования, не могут быть отнесены к нормативным, так как указанные органы (должностные лица) не наделены полномочием по принятию (изданию) муниципальных правовых актов (например, коллегия местной администрации).
3.2. Компетенция органов местного самоуправления определяется в соответствии с Федеральным законом и уставом муниципального образования.
3.3. Федеральным законом установлена исключительная компетенция некоторых органов.
3.4. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
3.5. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.
3.6. Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
3.7. Таким образом, орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления вправе издавать правовые акты только в пределах полномочий, закрепленных за ними федеральными и областными законами, уставом муниципального образования.
4. Наличие в правовом акте правовых норм (правил поведения)
4.1. В самом общем виде правовая норма представляет собой правило поведения, устанавливающее модель поведения участников общественных отношений.
4.2. Правовая норма состоит из трех частей: гипотезы, диспозиции и санкции.
Например, гипотезой нормы права, содержащейся в муниципальном правовом акте, могут выступать его положения, определяющие сферу действия акта («Настоящее постановление устанавливает порядок …», «Действие решения распространяется на …»), положения текста акта, определяющие круг лиц, на которых он распространяется и т.д.
4.4. Диспозиция представляет собой часть правовой нормы, которая содержит правило или модель поведения участников регулируемых отношений. Она является центральным элементом правовой нормы.
Исходя из содержания диспозиции нормы права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
В нормативном правовом акте не всегда содержатся все структурные элементы правовой нормы.
Так, органы местного самоуправления, как правило, не обладают полномочиями по установлению ответственности за нарушение правовых норм. В связи с этим, в муниципальных правовых актах редко имеется санкция за их неисполнение. Ответственность за нарушение муниципального нормативного правового акта устанавливается федеральным и областным законодательством. Это значит, что санкция соответствующей правовой нормы не отсутствует, а содержится в другом нормативном правовом акте. Также в другом правовом акте или в другой части того же акта может содержаться диспозиция нормы.
5. Обязательность для исполнения содержащихся в правовом акте правовых норм
5.1. Норма права представляет собой правило поведения общего характера, обязательное к исполнению всеми лицами независимо от их желания. То есть, обязательность нормы права означает обязательное выполнение ее предписаний каждым субъектом, оказавшимся в условиях, предусмотренных данной нормой.
5.2. В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Следовательно, положения акта являются обязательными, кроме случаев, прямо предусмотренных актом. Например, в муниципальных правовых актах могут использоваться следующие формулировки, говорящие о необязательности их исполнения: «рекомендовать», «предложить» и т.п. Такие положения не являются нормативными.
6. Распространение содержащихся в правовом акте правовых норм на неопределенный круг лиц
6.1. Субъектами, на которых направлено действие правовых норм, выступают не конкретные, перечисленные поименно субъекты, а однородные категории лиц, то есть, норма права регулирует поведение неопределенного круга лиц.
6.2. Лица, участвующие в регулируемом правовой нормой правоотношении, не могут быть заранее персонально определены.
6.3. Так, муниципальный правовой акт об установлении размеров должностных окладов работникам местной администрации будет являться нормативным, несмотря на то, что на момент принятия (издания) акта известны поименно все сотрудники местной администрации. Неопределенность круга лиц в данном случае заключается в том что, установление должностных окладов не привязано к конкретным людям, а распространяется на всех лиц, как замещающих должности в местной администрации на момент принятия (издания) правового акта, так и на тех, кто поступит на муниципальную службу в будущем.
В то же время, правовой акт о принятии на работу и установлении должностного оклада конкретному сотруднику не будет являться нормативным, так как субъект правового регулирования персонально определен, и распространяться данный правовой акт будет только на определенного человека.
7. Неоднократность применения правовых норм, содержащихся в правовом акте
7.1. Нормативный правовой акт должен быть рассчитан на неоднократное применение, многократную его реализацию.
7.2. Правовой акт ненормативного характера, как правило, исполняется его однократным применением, носит разовый характер.
7.3. Однократность применения должна быть четко зафиксирована в самом акте. Это может быть сделано, например, путем указания конкретного события, с наступлением которого связано издание правового акта (например, порядок празднования дня города в 2008 году). Если сам акт такого указания не содержит, следует считать возможность его применения неоднократной.
7.4. Следует учитывать, что даже правовые акты, регулирующие сходные правоотношения, в зависимости от указанного признака могут быть как нормативными, так и ненормативными.
Так, например, решение представительного органа муниципального образования о порядке учета предложений граждан по проекту устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в него изменений и дополнений будет являться нормативным, если оно принято безотносительно к конкретному проекту и рассчитано на применение ко всем случаям принятия устава либо внесения в него изменений.
И, наоборот, такое решение является ненормативным, если в самом правовом акте будет содержаться привязка к определенному проекту, по которому устанавливается порядок учета предложений граждан. Такой правовой акт рассчитан на однократное применение и после принятия соответственно устава либо муниципального правового акта о внесении в него изменений и дополнений действовать не будет.
7.5. От актов, рассчитанных на однократное применение, следует отличать акты с заранее определенным сроком действия, но при этом предусматривающие возможность их неоднократного применения в течение этого срока.
8. Направленность правовых норм на урегулирование общественных отношений, на изменение или прекращение существующих правоотношений
8.1. Общественные отношения представляют собой отношения людей между собой, складывающиеся в определенных формах, в конкретных условиях места и времени.
8.2. Основной задачей принятия (издания) нормативного правового акта является регулирование общественных отношений. Вместе с тем, нормативные правовые акты могут быть направлены на изменение или прекращение существующих правоотношений (общественных отношений, уже урегулированных нормой права).
8.4. Таким образом, муниципальный правовой акт, вносящий изменения, приостанавливающий действие, признающий утратившим силу либо отменяющий муниципальный нормативный правовой акт или его часть, будет также являться нормативным.
9. Заключительные положения
9.1. Муниципальный правовой акт, в котором отсутствует хотя бы один из перечисленных признаков, нормативным не является и включению в регистр не подлежит. Исключение составляют правовые акты, вносящие изменения в ненормативные положения нормативных правовых актов (например, изменение состава комиссии, поручения конкретным должностным лицам). Такие акты в регистр включаются.
Примерные перечни муниципальных нормативных правовых актов и муниципальных правовых актов, не являющихся нормативными
1. К нормативным, как правило, будут относиться муниципальные правовые акты:
о создании органов местного самоуправления и органов местной администрации с правами юридического лица, об утверждении положений об этих органах, их регламентов, структур, штатных расписаний, иные акты, содержащие полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их деятельности;
об утверждении общеобязательных правил, порядков, положений, инструкций, методик и т.п.;
о местном бюджете, об установлении тарифов, размеров налоговых, арендных и иных платежей, льгот по ним;
об установлении размеров оплаты труда, иных выплат индивидуально неопределенному кругу лиц;
о программах социально-экономического развития муниципального образования;
устанавливающие полномочия и порядок деятельности комиссий, советов и иных органов при органах местного самоуправления;
об установлении иных правовых норм;
о внесении изменений в нормативные правовые акты (в том числе изменений, не содержащих норм права, например, об изменении составов комиссий);
о порядке вступления в силу нормативных правовых актов, приостановлении или возобновлении их действия, признании их утратившими силу и т.п.
2. Не могут, как правило, быть отнесены к нормативным муниципальные правовые акты:
о назначении, увольнении, командировках, поощрении, применении дисциплинарных взысканий, присвоении почетного звания и т.п.;
о выделении денежных средств, предоставлении или изъятии земли и иного имущества, установлении льгот и преимуществ конкретным гражданам и организациям;
о созыве заседаний, собраний, совещаний и т.п.;
о внесении проектов актов на рассмотрение, согласование и т.п.;
о создании, реорганизации, ликвидации, наименовании и переименовании организаций;
о выдаче или отказе в выдаче разрешений, согласований;
организационно-распорядительного характера (поручения, планы мероприятий и т.п.);
действие которых исчерпывается однократным применением.