какие бывают формы контроля на уроке
Держим руку на пульсе: виды контроля на уроке. Статья-сборник форм контроля на уроке
В свете новых ФГОС формат урока меняется. Больший акцент делается на самостоятельной работе учащихся. Но это не значит, что различным видам контроля на уроке теперь надо уделять меньше внимания. Просто, наряду с традиционными, приобретают актуальность новые формы контроля.
Виды контроля
Обычно различают текущий, тематический и итоговый контроль. По форме он делится на устный и письменный, а также на индивидуальный, фронтальный и групповой. Выбор формы зависит от многих факторов:
Контроль в классах, где уровень подготовки учеников значительно различается, требует особенно тщательной проработки. Задавать при фронтальном опросе легкие вопросы плохо успевающим ученикам, особенно в 4-7 классах, неудобно. Более сильные тянут руки, слабые отвечают медленно, но если все же отвечают, ждут незаслуженно высокой оценки.
На помощь может прийти комбинированный опрос или опрос с самооценкой.
В первом случае учитель опрашивает устно одного (или более — с использованием диктофона) ученика, еще двое-трое выполняют работу у доски, пока все остальные пишут тест или развернутый ответ на листочках.
Во втором случае требуется подготовить достаточное количество вопросов разного уровня сложности и как-то их промаркировать. Например, на красной карточке вопрос на «5», на желтой — на «4», на синей — на «3». Удобно использовать конверты разных цветов: они прослужат долго, а вопросы можно писать на обычной бумаге.
Ученик сам выбирает уровень вопроса, вытягивая конверт или карточку определенного цвета. В случае хорошего ответа он получает максимум ту оценку, на которую задание рассчитано, но может взять и более сложный вопрос. Если ученик взял карточку высокого уровня сложности, но не смог ответить, ему предлагается выбрать вопрос попроще.
Удобен и очень оперативен опрос с помощью перфокарт. Их можно приобрести или изготовить самостоятельно.
По-прежнему часто используются опросы с помощью сигнальных карточек. Например, это карточки «да» и «нет» (или цветные с тем же значением); школьник поднимает ту или другую карточку в зависимости от того, согласен он с утверждением, озвученным учителем, или нет.
Нестареющая классика
Актуальной формой контроля остается диктант. На уроках русского или иностранного языка диктуют текст или словарные слова.
Проверочный диктант на уроке русского языка
На любом предмете можно провести терминологический или схематический диктант. Например, ученики должны записать формулы веществ или реакций, начертить графики и т.п.
Тестирование в последнее время всё чаще применяется как для текущего, так и для итогового контроля. Эта форма опроса достаточно объективна, то есть позволяет школьнику ощущать оценку за работу именно как оценку его знаний, а не как оценку его личности. Это происходит потому, что нормы правильных ответов на конкретную оценку известны заранее, а проверить тест школьник может и сам по эталону. То есть тест вообще создает достаточно большой простор для самооценки ученика, а ведь именно к этому призывает нас новый ФГОС.
Этот вариант контроля формирует как предметные навыки, так и метапредметные компетенции. В первую очередь внимательность, сосредоточенность, упорство, умение распределять свои силы и время. Учителя ценят тесты за то, что это самый оперативный из всех возможных видов контроля, ведь при разумной организация работы и выдумке при создании теста проверить его можно за считанные минуты у всего класса, даже если было дано два варианта. Например, можно зашифровать в ответах какие-то слова или определенные сочетания.
Быстрые варианты контроля:
Зачет и другие виды итогового контроля
Часто контроль по теме проводится в форме зачета.
Зачет — это целый урок (а то и два), посвященный контролю знаний за какой-либо небольшой период (модуль, четверть) или большой раздел. Рационально проводить зачет в виде сочетания многих форм и вариантов опросов, тогда оценка по нему будет максимально объективна и целый урок напряженной работы не вызовет у школьников утомления. Кроме того, это поможет снять страх, потому что переключение с одного вида деятельности на другой, из которых некоторые наверняка удаются школьнику лучше других, поможет ему избежать зацикливания на какой-то неудаче.
Например, для зачета можно выбрать устный опрос по билетам, письменные развернутые ответы, небольшой тест, какое-то количество творческих заданий или заданий-головоломок.
Задание «Сопоставь» на уроке английского языка
Планируя зачет, стоит вспомнить о том, что, кроме индивидуальной работы, существует еще групповая; и это дает дополнительные возможности для создания зачетных заданий. Это могут быть мини-проекты, подбор примеров, создание задач по данной формуле и т.п. В группе стоит предложить школьникам и произвести взаимопроверку их работ. Возможно, стоит назначить консультанта для каждой группы. Он будет проверять других и руководить процессом. Но в том случае, если уровень учащихся примерно одинаковый, лучше не назначать консультанта, а предложить всем проверить работу друг друга по кругу.
Чем больше форм контроля в течение зачета, тем более объективный будет оценка.
В магазине учебно-методической литературы можно найти сборники заданий
(в т.ч. и творческих) по предметам
Приведем пример. Учитель заготовил много различных заданий и построил работу таким образом, чтобы сочетались индивидуальные и групповые формы работы.
Первое задание — тест.
Второе — устный ответ по билетам. Предварительно проводится жеребьевка для разделения на группы. Пока учитель вызывает учеников по одному, остальные ребята выполняют работы, связанные с разгадыванием головоломок в группах в форме «мозгового штурма». Так дети скорее найдут ответ на загадку. Можно предложить хорошо ответившим ученикам провести опрос других школьников.
На следующем этапе можно провести интеллектуальную игру в тех же или новых группах (брейн-ринг, вопросы по кругу, научная конференция, пресс-конференция, суд и т.п.).
Таким образом в течение одного урока каждый ребёнок выполнит несколько видов работ и получит оценку, которая будет адекватно оценивать его познания.
Нестандартные формы
Всё большую популярность приобретают различные творческие и нестандартные варианты опроса, и это неудивительно, ведь в свете новых ФГОС школа стремится к безоценочной системе контроля.
Что имеется в виду? В первую очередь это смещение общей усредненной оценки в направлении индивидуальных возможностей и способностей ученика. На данный момент оценка отражает некую «общую температуру по больнице», а не успехи конкретного ребенка. Например, школьник всегда решал без ошибок только два примера из десяти, а в этот раз решил пять! Для него это серьезная удача, но оценка не предполагает возможности как-то эту удачу отметить. Пять примеров из десяти — это всё равно максимум три балла. А значит, ощущения победы у ребенка не будет. В этом случае ему не к чему стремиться, он теряет мотивацию. Однако невозможно выставить за такую работу четвёрку этому ученику, когда другой получает за неё тройку! Ведь предполагается что оценки унифицированы!
Безоценочная система позволяет выйти из этого неприятного положения, а использование творческих и нестандартных вариантов контроля позволит любому ученику проявить себя в достаточной степени для получения высокой оценки от учителя, даже если это будет всего лишь устное поощрение.
В качестве творческих работ могут выступать разного рода сочинения. Например, записи в форме письма, путевых заметок, бортового журнала космического корабля, лабораторного журнала; можно предложить детям сочинить фантастический рассказ, в котором описать перспективы какого-либо открытия, недавно изученного на уроке физики или химии.
Можно предложить составить викторину или какие-либо загадки, головоломки для других детей. Выполняя такое задание, школьник чувствует себя востребованным, а свою работу — необходимой. В то же время ему приходится более тщательно изучить базовый материал для того, чтобы оформить его в нестандартной форме.
Можно предложить и те формы контроля, которые сейчас пользуются наибольшей популярностью. Например, синквейны или прием «шесть шляп». Многим школьникам нравится выполнять работу в форме решения или создания головоломок. Можно предложить ребятам создать кроссворды, сканворды, загадочные письма, ребусы, шарады, найди слово. Можно создать из «творений» школьников «загадочную книгу», которая будет храниться в кабинете.
Сам себе критик
Выбирая задания для контроля, желательно предпочитать те, которые предполагают большой простор для самооценки ученика. Каждому может быть предложен оценочный лист, где указаны критерии, по которым школьник может получить баллы. Каждый ученик может самостоятельно поставить плюс или минус возле каждого критерия и, подсчитав количество полученных плюсиков, определить свой балл. В этом случае школьник самостоятельно оставляет себе оценку, и она не вызывает у него отторжения или желания защититься; напротив, ученик признаёт свои достижения и недостатки и учится с ними работать.
На каждом уроке
Какие формы контроля используются ежеурочно?
Во-первых, это домашнее задание. Но желательно дать его так, чтобы школьник, выполняя задание, действительно повторил пройденный материал, а не просто изготовил какую-нибудь отписку или даже сдал недоделанную работу со словами: «Я не понял». А для того чтобы этого не произошло, нередко рекомендуют предлагать домашнее задание вариативно. Например, два задания на выбор: одно более творческое, другое — менее. Или одно упражнение длинное, но лёгкое, а другое короткое, но гораздо сложнее. Выбирая задание по вкусу, школьник оценивает самого себя, свои интересы и свои возможности. А это позволяет ему не только повторять учебный материал, но и развиваться как личность. Таким образом формируются многие базовые компетенции школьников. Кроме того, выбрав какое-то упражнение, школьник уже стесняется перед самим собой выполнить его плохо, ведь он мог выбрать другое! Интересными бывают домашние задания, предлагающие
Неплохо на каждом уроке уделять пять – семь минут проверке базовых навыков. Скажем, устному счету, разным видам лингвистических разборов, повторению химических формул и т.п.
Каковы бы ни были формы опроса, надо помнить, что их основная цель — мотивировать учеников, укреплять их веру в себя, развивать их полезные личностные качества. Ведь школа в первую очередь должна учить, а не оценивать и ранжировать.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, стаж работы более 20 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Какие бывают формы контроля на уроке
Методы контроля и самоконтроля в обучении – методы получения информации учителем и обучающмся о результативности процесса обучения.
• Текущая проверка прежде всего осуществляется путем постоянного наблюдения учителя за работой учащихся на каждом уроке, проверок домашнего задания, устного опроса, контрольных письменных заданий, проверки с помощью различных перфокарт, выполнения проверочных заданий, сделанных на компьютере и др.
• Тематическая проверка — ее сущность раскрывается самим названием. Осуществляется она теми же методами и приемами, что и текущая, но носит эпизодический характер и проводится, например, по окончании изучения определенной темы или раздела, как межпредметная проверка по одной теме на разных учебных предметах. Может происходить в виде коллоквиума.
• Периодическая — проверка в конце четверти или какого-то другого установленного в классе или школе периода.
• Заключительная (итоговая) — это различные формы аттестации за большой промежуток времени: семестр (полугодие), год, по окончании образовательного учреждения. Чаще всего осуществляется в виде зачетов и экзаменов.
Требования к данной группе методов:
— гласность (сообщение отметки и оценочного суждения);
— учет специфики учебного предмета;
— разнообразие форм и методов.
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски подходящих форм и методов контроля и его организация — это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить — все это должно быть запланировано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система проверки и включать разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что их успехи, уровень и качество овладения знаниями постоянно контролируются.
Методы контроля и самоконтроля: устные — индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос; письменные — письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т.п.; практические — практические работы, опыты; графические — графики, схемы, таблицы; программированные — машинные и безмашинные; наблюдение и самоконтроль.
Устные методы контроля
Наиболее распространенным является индивидуальный опрос, когда ученик вызывается к доске с домашним заданием. Этот вид опроса самый трудный, как для учителя, так и для учеников. Для учителя — тем, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовывать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому себе. Ученика надо опросить основательно, дав ему возможность высказаться полностью, ответить на дополнительные вопросы. На все это уходит очень много времени, поэтому учителя проводят такой опрос нечасто, в результате нередки ситуации, когда школьник в течение года ни разу по данному предмету не отвечал устно полным, исчерпывающим ответом. Это приводит к тому, что на экзамене он не может сформулировать свой ответ даже при определенном его знании.
Очень затрудняет, особенно молодых учителей, оценка знаний ученика и формулировка объективного и убедительного оценочного суждения, которое очень важно как в обучающем, так и воспитывающем плане. Учителю необходимо отметить: насколько полно и содержательно отвечал ученик, какой была его речь, как он справился с дополнительными вопросами и заданиями, что у него получилось хорошо, на что нужно обратить внимание при последующей подготовке заданий. Отметка обязательно должна сообщаться сразу после этого. Иногда можно предложить самому ученику по оценочному суждению определить, какой будет отметка, можно предлагать сделать оценочное суждение самому отвечающему или ученикам класса. Все это способствует формированию умений оценки и самооценки.
Фронтальный опрос. Для получения экспресс информации о степени готовности класса к усвоению нового материала и актуализации имеющихся знаний учитель проводит фронтальный опрос, когда вопросы обращены ко всему классу. Ускоряют проведение этого вида опроса разнообразные сигнальные карточки, которые ученики показывают в ответ на вопрос учителя и сразу же видно, кто отвечает правильно, а кто нет. Фронтальный опрос должен проходить в быстром темпе и не занимать много времени на уроке.
Уплотненный опрос — это способ устранить многие недостатки индивидуального опроса. Два-три ученика вызываются к доске и им даются задания, которые они могут выполнить за 10—15 мин, сделав краткие записи на доске. 4—6 человек вызываются за первые столы и получают заранее подготовленные карточки с тестами, вопросами, заданиями, на которые отвечают письменно. Задания должны быть рассчитаны на один временной отрезок. К доске вызываются еще два ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй — ученика. Учитель координирует, контролирует и направляет всю эту работу. Оставшейся части класса дается задание продумать дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готовыми к комментированию любого ответа. В результате за 15—20 мин будет опрошена половина класса, на следующем уроке — другая половина.
Устная форма проведения проверки знаний способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся, развитию речи, осознанию своего знания или незна ния, так как пока ученик не попытается перевести то, что он учил, в речь, он не может быть уверенным, что выполнил домашнее задание.
Письменные методы контроля
Письменные методы контроля разнообразны и определяются спецификой учебного предмета, но существуют и общие методы. Так, для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать небольшую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 мин. Она может содержать основные вопросы домашнего задания, данного по вариантам или по карточкам, или задание, аналогичное домашнему. Требования: подготовка вопросов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.
Технологии других письменных работ раскрываются в методиках соответствующих предметов.
Особые требования должны предъявляться к итоговым письменным работам, которые необходимо проводить лишь тогда, когда учитель уверен, что большинство детей усвоило соответствующий материал. Такие работы должны быть посильными для учащихся, способствующими формированию их уверенности в своих силах, в противном случае интерес к процессу обучения снижается.
Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность которых проверяется таким способом. Полученная обратная информация используется учителем в целях коррекции как своей педагогической деятельности, так и познавательной деятельности учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используйте и диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.
Обучающее значение этого метода заключается в углублении и упрочении знаний школьников, в большом количестве обратной диагностической информации, дающей учителю основания для уточнения методов работы и коррекции знаний умений, навыков учащихся. Развивающий эффект контрольно-проверочных работ является следствием предельной мобилизации ребенком своих духовных сил и способностей в сложной и ответственной, в известном смысле экстремальной учебной ситуации. Воспитательное влияние метода выражается в формировании у школьников чувства ответственности, умения сосредоточить духовные силы в нужный момент на самом главном. Контрольно-проверочные работы применимы в диагностики обученности учащихся всех возрастов. В начальных классах дети не всегда осознают личностное и педагогическое значение контрольного задания. В средних же и старших классах осознание школьниками этого значения стимулирует качество выполнения ими работы.
Графические методы
Графические методы проверки заключаются в том, что учитель, исходя из специфики своего предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предлагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.
Программированные методы проверки.
Многие учителя используют программированные методы контроля знаний, которые можно использовать в виде перфокарт и закладывать в компьютеры, если школа хорошо ими оснащена.
Такие карточки могут быть следующих типов:
1.Карточка содержит один вопрос (не проблемный), на который существует один точный ответ (даты, факты, законы, правила и т.п.), и не менее 4-5 вариантов ответов: правильный, неправильный, неполный, неточный и «нет ответа». Все они внешне должны выглядеть убедительными и не подсказывающими. Карточки имеют прорези для фамилии ученика и напротив каждого ответа. Получив карточку, в которую вложен чистый листок, ученик подписывает ее и отмечает крестиком ответ, который он считает верным. Учитель собирает карточки, вынимает вкладыши, подравнивает пачку и протыкает ее металлической спицей напротив правильного ответа. Разложив проткнутые карточки, учитель получает полную картину ответов учеников. При хорошей организации такая проверка занимает 5—7 мин.
2. Две колонки с перечислениями и надо быстро написать в прорезях напротив каждой строчки, какой номер правого столбика соответствует номеру левого столбика (например, даты и названия войн).
3. Написан текст с прорезями-пропусками в отдельных словах или предложениях. Надо заполнить пропуски.
4. Ответ на заданный вопрос складывается из суммы выбранных из перечисления ответов. Например: что из перечисленного относится к методам проверки знаний? В ответах перечислены все методы проверки знаний вперемешку со словесными, наглядными и практическими методами. Могут быть и другие варианты, но надо соблюдать главное требование: на тестовых карточках при любом их предложении не должно быть заданий, требующих долгого раздумывания или допускающих вариативные ответы.
Варианты проверочных заданий, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и методике их использования.
Формы контроля:
• Коллоквиум — промежуточная форма контроля, которая прежде всего имеет целью выяснение степени усвоения материала по какой-либо крупной теме всем классом, снятие возникших проблемных вопросов, стимулирование учащихся к систематическим занятиям. Проходит в виде фронтального опроса, но требует более длительного времени и большей глубины ответов. Могут использоваться моменты группового и индивидуального опроса и коррекции хода усвоения материала и выработки необходимых умений и навыков.
• Зачетная система, как и коллоквиумы, дает возможность более эффективно вести тематический учет знаний учащихся.
• Экзамен является специфической формой проверки и оценки знаний и одновременно средством государственного контроля за работой образовательных учреждений. В нашей отечественной школе экзамены были введены в 1932 г. (до этого проводились «испытания»).
Зачеты и экзамены обеспечивают взаимодействие преподавателя и детей в целях подведения итогов изучения крупных тем, частей или целого курса, с помощью монологических ответов, собеседования, ответов по заранее заготовленным вопросам, заданиям. Функции этих форм контроля заключаются в том, чтобы установить степень глубины и прочности усвоения учащимися изученного материала, в организации интенсивной самостоятельной работы школьников по закреплению и систематизации знаний, умений и навыков.
Зачет фиксирует завершение учащимися каких-либо практических заданий, работ; сбор дополнительной учебной информации по заданной теме, выращивание растений на учебно-опытном участке, изготовление поделок в мастерских, написание реферата, выявляется общая ориентация в изученном материале. В зачет идет работа, выполненная на хорошем качественном уровне.
Экзамен организуется в виде индивидуальных монологических ответов учащихся на доставшиеся по случайному выбору вопросы изученного курса. Экзаменационный билет может включать теоретический вопрос и практическое задание, беседу по реферату или конспекту, по прочитанной дополнительной литературе.
На всех формах контроля должна быть спокойная, доброжелательная обстановка, ответы оцениваться объективно и поставленная отметка должна быть понятной и сознательно принятой учеником.
Диагностико-обучающее значение экзамена и зачета в том, что он дает возможность глубоко проанализировать знания, умения, навыки, степень развития каждого школьника в условиях мобилизации всех своих возможностей. Развивающий эффект метода проявляется в активизации памяти, таких способов мышления, как систематизация, обобщение знаний, а также в совершенствовании устной и письменной речи. Воспитательная роль зачетно-экзаменационной системы диагностики состоит в стимулировании самоконтроля учащихся, в развитии у них добросовестности, умения владеть собой в сложных ситуациях, своевременно мобилизовать силы; в пробуждении здорового самолюбия. Экзамены и зачеты используются в работе с подростками и старшеклассниками. Подобные формы контроля недопустимы с младшими школьниками.