какие бывают жанры и формы инструментального концерта
Виды концертов и их характеристика
Технология подготовки и проведения концерта.
Концерт – публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе.
Концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение по крайней мере пять видов искусства: музыка, литература, хореография, театр, эстрада.
Слово «концерт» – термин музыкальный. Словарь толкует его следующим образом:
«Музыкальное произведение виртуозного характера для одного, реже для 2, 3 солирующих инструментов.» В основе концерта лежит принцип сопоставления и состязания солиста и оркестра. Для концерта характерен всесторонний показ мастерства солиста, его виртуозных особенностей, подчиненных раскрытию идейного содержания произведения.
Концерт есть соревнование разных жанров, разных родов и видов исполнительского искусства. Это непременное выявление выразительности, высокого мастерства исполнителя, ибо каждый номер концертной программы обязательно солирующий.
Современный концерт, составленный из разных жанров, возник сравнительно недавно. Это связано прежде всего с ростом культуры, широких слоев населения. На эстраду вышли жанры камерной и инструментальной музыки, которая когда-то принадлежала только привилегированным слоям общества.
Более того, рояль, скрипка, виолончель стали постоянными участниками смешанных концертов и даже в концертах развлекательных, где они соседствуют с эстрадными жанрами. Такое соединение нельзя было видеть вплоть до последней четверти IXX века. Камерная музыка не выходила за стены светских салонов и светских клубов. Народные гуляния 18 – 19 веков были популярны, на этих гуляниях складывались прототипы современных концертов на народных инструментах, жанрах народной музыки.
Еще один источник есть у современного концерта – это театр. С конца 18 в. В оперном театре вошло в обычай после основного спектакля выпускать на сцену в дивертисменте артиста, любимца публики с исполнением наиболее ярких арий из опер или танцев из балета. Постепенно артисты дивертисмента стали пополнять репертуар произведений, взятые не только у ведущих спектакля. Это давало возможность выявить те стороны мастерства и удовлетворить те художественные устремления артиста, которые в рамках театрального представления остались так или иначе незамеченными. В середине 20-х годов IXX века дивертисменты начинают устраивать и в драматических театрах. Главным образом в Александровском (Санкт-Петербург) и в Малом театре (Москва). В этих же театрах они называются антрактами ибо в антракте перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей.
С появлением концерта связано и понятие вокзал. В 18 веке вокзалом назывались загородные сады с клубными концертными помещениями, которые сочетали в своих стенах возможности проведения концерта, дивертисментов с танцевальными вечерами и маскарадами. Слово «вокзал» перешло к нам из Лондонского «воксал» – столичные увеселительные учреждения. В 40-х годах IXX века большой популярность пользовался Павловский вокзал, где были построены концертная и танцевальная зеленая эстрада, сад искусственных вод. В садах и вокзалах проводились представления, построенные на фольклоре, танца, песнях, обрядах, некоторых областей России. В садах и вокзалах утвердились и выступления оркестра, исполнявших танцевальную музыку. В эти годы Штраусом были созданы лучшие вальсы.
В 20-е – 30-е годы XX концертная жизнь страны приобрела самостоятельное значение, охватила широкие слои нового слушателя, который получил возможность приобщиться к настоящему высокому искусству.
Концерт сегодня является самостоятельным видом искусства. Он вобрал в себя жанры от серьезной и камерной и симфонической музыки до жанров развлекательных.
Виды концертов и их характеристика
В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую из двух основных разделов: филармонического (от греческого phileo – люблю и harmonia – гармония) и эстрадного (от латинского stratum – настил, помост). Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.
К филармоническим принято относить следующие жанры концертов:
– симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;
– камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм – сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. Камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов;
– концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.;
– концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;
– концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов – мастеров художественного слова, артистов-вокалистов (оперных и камерных), солистов-инструменталистов, артистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов-концертмейстеров, ансамблей и оркестров;
– музыкально-литературные концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов – мастера художественного слова, артистов балета;
– концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.
К эстрадным концертам относятся:
– концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джаз оркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку;
– концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения;
– концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;
– концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);
– театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы);
– концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих легкий, развлекательный репертуар;
– концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров.
Отметим тем не менее, что деление концертов на филармонические и эстрадные подчас оказывается весьма условным.
Существует несколько видов концертов. Утвердилась следующая классификация концертных программ, но классификация эта в какой-то степени условная.
По целевому назначению можно выделить концерты:
Инструментальный концерт
Посетителям филармонии знакома та особая, приподнятая атмосфера, которая царит в зале, где исполняется инструментальный концерт. Особый интерес вызывает соревнование солиста с целым коллективом – оркестром. Действительно, концерт – один из самых сложных инструментальных жанров. Специфика его состоит в том, что солист поставлен в самые трудные условия, которые могут существовать в музыке. Ему предстоит доказать превосходство своего инструмента в состязании с десятками других.
Недаром композиторы придают концертам блестящий, виртуозный характер, стремясь раскрыть все технические и художественные возможности избранного ими инструмента. Концерты, в основном, пишутся для самых развитых и богатых по своим ресурсам инструментов – фортепиано, скрипки, виолончели.
Вместе с тем концерт предполагает не только соревнование участников, но и попеременную согласованность солирующей и аккомпанирующей партий в воплощении общего замысла сочинения.
Таким образом инструментальный концерт содержит в себе, казалось бы, противоречивые тенденции:
И, по-видимому, слово концерт имеет двойное происхождение: от латинского «concertare», что означает «состязаться», и от итальянского «concerto», то есть, «согласие». В этом двойном значении – смысл и специфика данного жанра.
Инструментальный концерт. История возникновения жанра
История концерта как формы ансамблевого исполнения уходит в глубокую древность. Совместная игра на нескольких инструментах с выдвижением солирующего встречается в музыкальной культуре многих народов.
Но сам термин появился в эпоху позднего Возрождения, в XVI веке, в Италии. Так называли вокальные полифонические произведения, исполняющиеся в церкви. Такие произведения были основаны на сопоставлении (состязании) двух или нескольких певческих партий, сопровождавшихся органом, а иногда – инструментальным ансамблем.
В дальнейшем это наименование перешло к камерным сочинениям для нескольких инструментов. Подобные концерты встречаются в начале XVII века, но уже к середине столетия концерт становится оркестровым произведением и принимает новое название – «кончерто гроссо».
Concerto grosso
Создателем нового жанра Concerto grosso («большой концерт») был выдающийся итальянский скрипач и композитор XVII – начала XVIII века Арканджело Корелли. В кончерто гроссо уже имелось деление на солирующие и аккомпанирующие инструменты, причем первых всегда было несколько и назывались они concertino.
Последующее развитие этой формы связано с Антонио Вивальди, младшим современником Корелли. В творчестве Вивальди цикл концерта обрел 3-частную форму, где крайние быстрые части обрамляли среднюю, медленную. Он же создал первые концерты с одним солирующим инструментом, скрипкой. Такие концерты писали Бах и Гендель.
В дальнейшем в качестве солирующего инструмента стал выдвигаться и клавесин, который первоначально выполнял в Concerto grosso аккомпанирующие функции. Постепенно его партия усложнялась, и с течением времени клавесин и оркестр поменялись ролями.
Структура концертов Вольфганга Амадея Моцарта
В творчестве Моцарта окончательно закрепилась 3-частная структура концерта как основная форма. При этом I часть пишется в сонатной форме с двойной экспозицией (первый раз ее излагает оркестр, второй, с некоторыми изменениями – солист). В конце части помещается виртуозная каденция – эпизод, исполняемый одним солистом.
Как правило, в ту пору каденция не записывалась композитором, а отмечалась особым значком в партии солирующего инструмента. Солисту здесь предоставлялась полная свобода импровизации, демонстрации своих виртуозных способностей. Эта традиция сохранялась довольно долго, и лишь в постбетховенскую эпоху каденция стала записываться авторами, приобретая важное значение в развитии идеи сочинения.
Но если каденция в том или ином виде включается в инструментальный концерт и в наши дни, то двойное экспонирование главных тем постепенно исчезло.
II, медленная часть, не имеет какой-либо прочно установившейся формы, зато III часть, быстрый финал, пишется в сонатной форме либо рондо.
Развитие инструментального концерта в XIX-XX веке
Жанр концерта прошел большой путь становления и развития, подчиняясь стилевым тенденциям того или иного периода времени. Отметим лишь наиболее важные, узловые моменты.
Концерт пережил свое новое рождение в творчестве Бетховена. Если у Моцарта он еще был наделен чертами развлекательности, то Бетховен решительно подчинил его идейным задачам, сблизил с симфонией.
Симфонизацию концерта продолжили композиторы эпохи романтизма. Под влиянием симфонической поэмы части концерта слились в одну непрерывно развивающуюся композицию. Творцом такого 1-частного концерта был Ференц Лист. Он же придал ему блистательно-виртуозный облик.
Инструментальный концерт в творчестве Мендельсона, Шопена, Шумана, Грига обнаруживает стремление к лиризации. Это, в свою очередь, привело к снижению роли виртуозного элемента концерта.Если у Бетховена солирующий инструмент и оркестра были равноправны, то у романтиков первый безраздельно господствует, а второму отводится скромная аккомпанирующая роль.
Между тем бетховенские традиции симфонизированного концерта продолжали развиваться в творчестве Брамса. Влияние лирико-драматической симфонии сказалось на концертах Чайковского и особенно Рахманинова.
Новое слово в возрождении шопеновского концерта сказал Сергей Прокофьев. Его фортепианные концерты имели виртуозный масштаб и заставляли рояль успешно конкурировать с развитой оркестровой партией. Скрипичные концерты Прокофьева лиричны и привлекают прежде всего мелодической интерпретацией солирующего инструмента.
В творчестве композиторов XX века прослеживаются и тенденции возрождения старинного концерта. Так, пышное виртуозное «барокко» расцветает в сочинениях Гершвина и Хачатуряна, ренессанс старинных форм прослеживается в творчестве Хиндемита, Бартока и Стравинского.
Архив нот
Виды концертов и их характеристика.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Виды концертов и их характеристика
К филармоническим принято относить следующие жанры концертов:
— симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;
— концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.;
— концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;
— концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.
К эстрадным концертам относятся:
— концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джазоркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку;
— концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения;
— концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;
— концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);
— театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы);
— концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих легкий, развлекательный репертуар;
— концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров.
Отметим тем не менее, что деление концертов на филармонические и эстрадные подчас оказывается весьма условным.
Существует несколько видов концертов. Утвердилась следующая классификация концертных программ, но классификация эта в какой-то степени условная.
По целевому назначению можно выделить концерты:
Виды концертов и их характеристика
В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую из двух основных разделов: филармонического (от греческого phileo – люблю и harmonia – гармония) и эстрадного (от латинского stratum – настил, помост). Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.
К филармоническим принято относить следующие жанры концертов:
– симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;
– камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм – сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. Камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов;
– концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.;
– концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;
– концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов – мастеров художественного слова, артистов-вокалистов, солистов-инструменталистов, артистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов-концертмейстеров, ансамблей и оркестров;
– музыкально-литературные концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов – мастера художественного слова, артистов балета;
– концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.
К эстрадным концертам относятся:
– концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джазоркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку;
– концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения;
– концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;
– концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);
– театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы);
– концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих легкий, развлекательный репертуар;
– концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров.
Отметим тем не менее, что деление концертов на филармонические и эстрадные подчас оказывается весьма условным.
Существует несколько видов концертов. Утвердилась следующая классификация концертных программ, но классификация эта в какой-то степени условная.
По целевому назначению можно выделить концерты:
По месту проведения:
По составу участников:
По числу участников:
– коллективные (одного кружка или коллектива)
По составу зрителей:
По способу построения программы:
– тематический. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывает на нее каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами ы таком концерте должны быть тематические связки ведущего.
– сборные концерты(дивертисменты) Их программы лишены тематического единства, составлены из произведений разных жанров и видов искусства в исполнении представителей разных худ. Коллективов.
– Театрализованные концерты. Они готовятся и ставятся по специально разработанному сценарию в то время как традиционный концерт лишь на основе составленной концертной программы. Театрализованный концерт рождается как бы дважды
– на столе драматурга
– на сцене под руководством режиссера
Технология подготовки и проведения концерта
«Технология – писал А.М. Горький, – это логика фактов, создаваемых трудовой деятельностью людей, идеология – логика идей, то есть логика смыслов, извлекаемых из фактов, – смыслов, которые предуказывают пути, приемы и формы творчества новых фактов».
Итак, любая деятельность должна иметь результат. Чтобы добиться результата необходимо:
– правильно поставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель;
– определить, в какой логической последовательности действовать;
– какие формы, способы и приемы при этом использовать.
Все это составляет основу методики. Методика – это систематизированные знания об организации процесса и целесообразных способах достижения результата, это конструирование и организация(реализация) какой-либо деятельности.
Существуют различные уровни методики. При употреблении понятия «уровни методики» имеется в виду разномасштабность практической деятельности, точнее, различный масштаб видения процесса.
Уровень, когда рассматривается весь процесс в целом, соответствует общей методике; отдельные составляющие его части – частная методика; конкретизированные формы организации процесса – конкретная методика.
«Общая методика – это программа действия в соответствующих условиях. Она включает в себя общие цели и задачи деятельности, основные направления и общий объем её содержания, этапы её осуществления, примерный комплекс средств (форма организации их взаимосвязи).
Общая методика фактически описывает желаемое состояние той или иной системы»
Общая методика подготовки концерта делится на несколько этапов. При это надо учитывать, что количество компонентов процесса подготовки концерта зависит от масштабности концерта.
Первый этап подготовки концерта – этап планирования. Он включает в себя:
– Создание оргкомитета, куда должны войти люди, реально на что-то влияющие;
– Создание организационно – постановочной группы, где будут работать специалисты-практики.
Постановку цели и прогнозирование результатов. Не следует забывать, что культурно – досуговая деятельность – педагогически организованная деятельность или, во всяком случае, должна быть таковой.
– Определение формы проведения программы, места и времени.
– Разработку подробного плана подготовки и проведения концерта, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает. Не следует забывать: когда отвечают все – не отвечает никто.
Второй этап подготовки концерта – этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа – это подробный перечень номеров концертной программы.
Третий этап подготовки концерта самый ёмкий и сложный, – этап осуществления программы. После того, как программа составлена и утверждене, появилась возможность определить, какие затраты необходимы для осуществления задуманного. Значит, надо составить смету расходов. Наличие программы и сметы расходов позволит начать непосредственную подготовку программы. Она включает в себя:
– работу с творческими коллективами;
– подготовку сценических площадок, их оформление;
– подбор и изготовление реквизита и костюмов;
– звуковое оформление – поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами;
– работу над видеорядом;
После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта. Её успех зависит от многих факторов: умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение; чёткой работы режиссера и помощников режиссера, радиста, осветителя, рабочих сцены; готовности творческих коллективов, слаженности работы технических служб и т.п.
После проведения концерта наступает четвёртый этап – этап подведения итогов и анализа результатов. Этому этапу, как правило, уделяется недостаточное внимание, а между тем, он очень важен. Во-первых, после окончания мероприятия необходимо привести в порядок территорию, на которой оно происходило. Во-вторых, вернуть владельцам аппаратуру, реквизит, декорации, костюмы, которые брали в аренду. В-третьих рассчитаться по кредитам, то есть произвести окончательный расчет с гостиницей, если в ней жили приглашенные из другого региона гости, с автотранспортным предприятием за предоставленный транспорт, оплатить работу звукорежиссера, режиссера, художника по свету и т.п., произвести другие оплаты.
Затем, наступает момент обсуждения и анализа проведенного концерта. В ходе этого обсуждения необходимо выяснить, была ли достигнута цель или нет, какие принципиальные ошибки были допущены, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто.
По итогам проведенной программы и её обсуждения, необходимо оформить методический материал, куда войдут:
– протоколы заседания оргкомитета;
– план подготовки и проведения программы;
– копия сметы расходов;
– программа концерта и монтажный лист к нему;
– эскизы оформления и костюмов;
– отзывы средств массовой информации и зрителей;
– протоколы или иные документы с материалами обсуждения анализа проведенного мероприятия.
В самом общем виде технологическая цепочка выглядит следующим образом: целевая установка → задача→ форма→ методы→ средства→ результат.
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 5292; Нарушение авторского права страницы