какие виды территорий по статусу выделяются в международном праве

Территория и другие пространства

Территория в международном праве: понятие, объекты регулирования, виды территорий

Под территорией (в широком смысле) в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Вся территория подразделяется на три типа:

Государственной территорией является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 г. Согласно этому договору Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в то же время территориальные притязания государств в Антарктике сохраняются.

Космическое пространство находится за пределами земных территорий, и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. Оно не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.

Государственная территория: понятие и виды

Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. Различие этих двух водных пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей и связанными с этим вопросами. К внутренним водам согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся:

Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства. Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой согласно Конвенции 1982 г. не должна превышать 12 морских миль.

В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине. Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.

Согласно международному праву юрисдикция государства распространяется на лица, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов его территории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.

Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности. Все это составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Согласно современному международному праву никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и соответственно природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принципы неприкосновенности и целостности государственной территории, неприкосновенности и нерушимости государственных границ.

Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны

Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющие государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распространяется. Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам отмечаются на местности. Существует три типа сухопутных границ:

Водные границы делятся на: речные, озерные, границы других водоемов, морские.

Границы, как правило, устанавливаются договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сложившиеся границы», признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.

Существуют следующие основания изменения государственной границы:

Государственная граница устанавливается путем:

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:

Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.

Вопросы судоходства по международным рекам оговорены в:

Источник

Выделяют следующие виды территорий в международном праве – список

В международном праве существует такое понятие, как территория. Под этим термином подразумевается пространство, которое обладает определённым правовым режимом. Сюда стоит отнести не только земную часть, но также космос и небесные тела. Территория сможет получить правовой статус на основании норм законодательства, действующего внутри определенной страны, а также международного права. Виды приобретения территория в международном праве рассмотрим в статье.

Понятие приобретения государственных территорий

какие виды территорий по статусу выделяются в международном праве
Термин применяется в международном праве для обозначения земного и неземного пространства, которое отделенного от других пространств конкретными границами, а также имеющее юридический статус и характерный правовой режим.

Такие понятия, как правовой статус и режим задействуют для классификации территорий с юридической точки зрения. Несмотря на это многие международные юристы приравнивают данные понятия, они все равно имеют различное обозначение.

Правовой статус территории — это основополагающая правовая характеристика, которая позволяет определить ее главную принадлежность согласно международно-правовой классификации.

какие виды территорий по статусу выделяются в международном правеКаковы основные принципы международного права, подробно указано в данной статье.

Как выглядит международный билль о правах человека из 5 документов, можно посмотреть в данной статье.

Правовой режим — это характерные черты и характеристики государственной местности, которая признана в международном праве и законодательстве стран. Именно правовой режим позволяет определить порядок использования. В качестве подтверждения вышеупомянутого необходимо отметить, что территории, которые обладают равноправной юридической природой и формируют единую пространственную категорию, могут иметь свои специфические отличия в план правового режима.

В качестве примера, можно утверждать, что в категории государственной территории могут иметь место такие правовые режимы, как внутренние морские и территориальные воды. Если говорить про международные пространства, то сюда входят морское дно, открытое море.

На видео – понятие и виды территорий в международном праве:

Кроме этого, крайне важно понимать, что международное право подразумевает землю в аспекте пространства. Не имея ничего общего с понятием земли в ее конкретном смысле, как среды обитания всех наземных существ и растений, расположение всех богатств и ресурсов, место обитание человека. Хотя последнее и регламентируется нормами международного и национального права, которые касаются использования природных ресурсов.

Виды территорий, выделяемые в международном праве

Согласно правовому режиму выделяю следующие виды территорий:

Территории принадлежащие государству

В этот термин входит материальная база расположения конкретного государства, у которого имеется суверенитет. В основе правового статуса государственных территорий положены нормы национального права.

Находится в полном владении государства, поэтому все процедуры по внесению изменений могут быть проведены только с разрешения народа, который проживает на данной земле. Для этого государственные органы проводят голосование, на котором народ изъявляет свое отношение.

Для тех кто хочет знать всё про понятие и виды субъектов международного права, стоит заглянуть в данную статью.

Смешанного типа

В эту группу стоит отнести континентальный шельф и экономическую зону. Имеющая смешанный тип, не может относиться к государственной. Но при всем этом приграничные страны в этих пространствах обладают некоторыми правилами суверенитета. Все эти права обозначены в национальном законодательстве и международных договорах.

Международного типа

В эту категорию стоит отнести открытое море, которое распложено за границей территориальных вод, международный район морского дна, пространство космоса и небесные тела. Данный вид не может числиться за определённым государством в отдельности, так как находится в общем применении всех стран. Определение правового режима с международным режим осуществляется межгосударственными договорами.

На видео – виды территорий в международном праве:

Способы приобретения

В собственности государства находится территория, если:

какие виды территорий по статусу выделяются в международном правеКак выглядит обычай как источник международного частного права, подробно указано в статье.

Какова структура международного обычая, подробно указано здесь в статье.

Всё про сходство международного частного и международного публичного права, подробно рассказано здесь: https://ruleconsult.ru/mezhdunarodnoe/publichnoe/sootnoshenie-chastnogo-prava.html

К способам получения в свою собственность относится договорной. В свою очередь, договорной метод включает в себя:

Цессия — это способ передачи, который подразумевает передачу территории одной стране от другой по заключенному договору. По исторической сложенности цессия — это одностороннее соглашение, которое заключают заинтересованные в территориальных изменениях страны. какие виды территорий по статусу выделяются в международном праве

Плебисцит — это одна из разновидностей договорной уступки. Сюда относят голосование всего народа, на котором решают вопрос о внесении изменений. Плебисцит могут проводить на основании акта, действующего внутри страны, а также с учётом международного договора. С учетом этого проведение голосования может быть поручено государственному органу или международной организации. В группу договорных методов приобретения государственной территории входит ее продажа.

Если рассматривать правомерные способы, то современная доктрина относит к ним отделение части территории страны-агрессора в качестве санкций. Такие действия могут быть приняты к определённой стране не только, как форма ответственности за предпринятую агрессию относительно другой страны или ряда стран, а также как превентивная мера, цель которой заключается в устранении агрессии в будущем с отделяемых земель. какие виды территорий по статусу выделяются в международном праве

Временное пользование местностью предполагает аренду, транзит через земли, кондоминиум, территорию общего применения. Аренда в международном праве трактуется, как использование одной страной части другой для целей, которые не противоречат международному праву и не связаны с имеющимся политическим господством на рассматриваемой территории. Как уже стало ясно из определения, аренда — это временный способ приобретения.

Из полученной информации становится ясно, что у каждого государства имеется своя территория, которая обозначена четкими границами и регламентируется международным правом. Но имеется еще такая земля, которая, несмотря на общее пользование всех стран, не является собственностью какого-то определённого государства.

Источник

Окраина

Территория в международном праве

Территория – пространство земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и небесные тела, находящиеся в нем.

Виды территории

Государственная территория, ее состав и юридическая природа

Государственная территория состоит из:

Правовой режим государственной территории определяется национальным законодательством, некоторые вопросы государственной территории могут стать предметом регулирования норм международного права. Согласно современному международному праву территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны.

Понятие и виды государственных границ

Государственная граница – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства).

Виды государственных границ:

Стадии установления государственных границ:

На пограничных реках граница, как правило, по судоходной реке – устанавливается по фарватеру, по несудоходной реке – посередине реки. Однако по соглашению государств, граница может быть установлена иным образом.

Способы изменения государственных границ:

Международно-правовой режим Арктики и Антарктики

Арктика — часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом.

Территория Арктики поделена между 5 прибрежными государствами на полярные сектора:

Согласно концепции полярных секторов все земли и острова в пределах определенного сектора, считаются входящими в территорию данного государства.

Боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран. Государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств и ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, маю чем отличающийся от режима территориальных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.п.

Антарктика – регион, расположенный южнее 60-й параллели и простирающийся до Южного полюса. Правовое положение южного Антарктики основывается на Договоре об Антарктике. В Антарктике не применяется секторальное деление. Согласно данному договору, Антарктика используется исключительно в мирных целях, запрещаются любые мероприятия военного характера, создание военных баз проведение военных маневров. Также государствам запрещается производить ядерные взрывы и захоронение радиоактивных отходов в границах действия Антарктики. В договоре закрепляется принцип свободы научных исследований и сотрудничества государств принцип свободы обмена информации научным персоналом и т.п.

Источник

Виды территорий по международному праву. Государственная территория

В самом широком смысле под территорией понимают такие пространства, как сухопутная и водная поверхность земного шара, его недра, воздушное пространство, а также космос, включая Луну и другие небесные тела.

С точки зрения международного права территория — юридическая категория, неразрывно связанная с понятием государства. Нет и не может быть государства без территории. Именно территория наряду с населением является материальной основой любого государства.

В международном праве в соответствии с существующим правовым режимом различают три вида территорий:

Государственной является территория, находящаяся под суверенитетом государства. К ней относятся в рамках государственных границ сухопутная и водная поверхность, воздушное пространство над ней до границы с космосом (примерно 100-110 км) и недра (теоретически до центра Земли, а практически — на доступную для проникновения глубину).

Государственная территория в соответствии с международным правом — это национальное достояние и среда обитания народа в рамках государственных границ, в которых государство осуществляет свою верховную власть.

К государственной территории условно приравниваются квазитерритории.

Квазитерритории — это так называемые «плавучие» и «летучие» территории (морские и речные суда, воздушные суда, космические корабли), а также территории дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

Они не могут считаться территорией в полном смысле этого слова, поскольку не обладают ее главными признаками. Но вместе с тем только путем условного отождествления их с территорией можно объяснить возможность осуществления здесь юрисдикции соответствующего государства.

К территории со смешанным режимом относятся пространства, не находящиеся под чьим-либо суверенитетом и, таким образом, не входящие в состав территории какого-либо государства, но в отношении которых прибрежное государство, в частности, осуществляет в пределах, установленных международным правом, суверенные права в целях разведки, разработки и охраны природных ресурсов. К такого рода территории относятся:

Вместе с тем следует уточнить, что исключительная экономическая зона и континентальный шельф имеют некоторые различия в международно-правовом режиме (см. международное морское право).

Территория с международным режимом расположена за пределами государственных границ и находится в общем и равноправном пользовании всех государств в соответствии с международным правом. К таким территориям, в частности, относятся открытое море и воздушное пространство над ним, морское дно и его недра за внешней границей континентального шельфа, Антарктика, космос и небесные тела в нем.

Режим территорий, находящихся за пределами действия национальной юрисдикции, определяется исключительно международным правом.

Следует отметить, что в отношении ряда территорий с международным режимом все большее развитие получает концепция общего наследия человечества (common heritage of mankind). Так, ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. установила, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. объявила общим наследием человечества район международного морского дна и его ресурсы (ст. 136). Причем государства-участники согласились с тем, что не должно быть никаких поправок, относящихся к основному принципу общего наследия человечества, и что они не будут являться стороной какого-либо соглашения в нарушение вышеуказанного положения.

Источник

Территория и международное право

Территория. Понятие государственной территории

Территория и другие пространства (общие вопросы)

По юридическим характеристикам различают территории, находящиеся под суверенитетом государства, территории, являющиеся общечеловеческим достоянием, и территории со смешанным режимом.

Каждый из перечисленных видов территорий – пространств – имеет определенный правовой статус, нашедший отражение в международных договорах, обычаях, а также в национальных нормах. Установленный ими правопорядок обеспечивается международным правом и самими государствами.

Территории с международным режимом

К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами территории государства и находятся в общем пользовании.

Статус и режим таких территорий определяются международным правом; государственный суверенитет на них не распространяется, за исключением искусственных островов, установок и сооружений, которые государства в соответствии с современным международным правом могут строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.

К территориям с международным режимом относятся открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Кроме того, международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей в соответствии с международными договорами (например, демилитаризованные территории, нейтрализованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике договором от 1 декабря 1959 г.

Территории со смешанным режимом

К территориям со смешанным режимом относятся пространства Мирового океана – прилежащие зоны, исключительные экономические зоны и континентальный шельф. Отличительной особенностью правового статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории.

Кроме того, к территориям со смешанным режимом следует отнести международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых существуют международные договоры (например, Шпицберген).

Под государственной территорией понимают часть земного шара, включая сушу с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними, которая является национальным достоянием данного народа и находится под исключительной и полной властью его государства.

Государственная территория находится под исключительной и полной властью данного государства. Такое властвование государства над своей территорией называется территориальным верховенством. Территориальное верховенство составляет органическую часть государственного суверенитета.

В содержание понятия территориального верховенства входит прежде всего суверенное и неотъемлемое право субъекта международного права выбирать, в пределах его территории, свою политическую, социально-экономическую и культурную систему, без вмешательства или применения силы или угрозы извне в какой бы то ни было форме.

Территориальное верховенство народа осуществляется его национальным государством, которое несет, как сказано в «Хартии экономических прав и обязанностей государств» (1974 г.), «основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа». Территориальное верховенство включает право каждого государства на выбор целей и средств развития страны, мобилизацию и использование своих природных ресурсов, осуществление прогрессивных экономических и социальных реформ, а также обеспечение полного участия своего народа в процессе реализации этого права и всех выгод, вытекающих из этого права.

Территориальное верховенство предполагает осуществление субъектом международного права полного постоянного суверенитета над всеми его естественными богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию.

Состав государственной территории

В состав государственной территории входят суша и воды, очерченные границами данного государства, их недра, а также воздушное пространство над сушей и водами. К государственной территории приравниваются подводные кабели и трубопроводы, проложенные в открытом море и соединяющие части территории данного государства, технические сооружения, возведенные на континентальном шельфе или в недрах дна открытого моря.

Сухопутная территория. Государственная территория включает прежде всего всю сушу, находящуюся под суверенитетом данного государства, независимо от места расположения ее отдельных частей. Правовое положение сухопутной территории государства регулируется только его внутренним законодательством.

Водная территория. В состав государственной территории входят национальные воды, находящиеся в пределах границ данного государства. К ним относятся воды внутренних рек, озер, каналов, внутренних морей и исторических заливов, воды морских заливов и бухт, воды морского пояса, примыкающего к берегу государства, называемые территориальным морем или территориальными водами.

Воздушная территория. В состав воздушной территории входит все воздушное пространство над сушей и водами государства, включая воздушное пространство над его территориальными водами.

Так называемая условная территория. Морские, речные, воздушные и космические корабли, носящие флаг или знак данного государства, условно считаются его территорией. По общему правилу, на них действуют законы и юрисдикция государства флага судна. При этом военные суда приравниваются к территории государства повсеместно, а другие морские и воздушные суда – соответственно только в водах и в воздушном пространстве своего государства или в открытом море и воздушном пространстве над ним. На территории других государств (в портах, внутренних и территориальных водах, в воздушном пространстве) иностранные суда, кроме военных, подчиняются местной юрисдикции и местным законам. К территории государства должны быть отнесены также все виды национальных искусственных – космических тел (спутники, станции, платформы и т. д.) и национальные научно-технические сооружения на других планетах (но не само космическое пространство и соответствующие части небесных тел, где установлены такие сооружения).

Правовой режим государственной территории

Принцип неприкосновенности государственной территории

Принцип неприкосновенности государственной территории закреплен в многочисленных международных договорах и актах, которые обязывают все государства уважать этот принцип и воздерживаться от любых действий, направленных прямо или косвенно против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств.

Территориальные изменения

Принципы территориальной целостности, нерушимости и неприкосновенности границ в современном международном праве не означают территориального status quo. Современное международное право признает возможность территориальных изменений в соответствии с его принципами и нормами, но обязательно с добровольно выраженным согласием заинтересованных сторон.

В международном праве используются также и некоторые другие понятия, касающиеся территориальных проблем.

Аннексия – насильственный захват территории другого государства и издание соответствующего юридического акта о ее присоединении.

Кондоминиум – принадлежность территории двум или более государствам, которые совместно осуществляют над ней свой суверенитет.

Коимпериум – совместное осуществление власти (юрисдикции) двумя или более государствами на территории, которая принадлежит третьему государству; оно обладает суверенитетом над этой территорией.

В практике международных отношений государства нередко заключают соглашения об уступке или обмене участками территории, что в международном праве получило наименование цессии.

Цессия – это добровольная уступка территории, которая осуществляется на условиях встречной компенсации, которая может быть различной. Цессия и сделка о продаже территории.

Цессия может быть осуществлена и на другой основе, например купли-продажи территории,

Обмен территориями. По Договору от 15 февраля 1951 г. наша страна произвела обмен небольшими равноценными участками территории с Польшей, по Соглашению от 2 декабря 1954 г. – с Ираном. Франция в 1968 г. произвела обмен территорией с Люксембургом с целью уточнения границы.

Санкции за агрессию. В новейшей истории международных отношений ряд территориальных изменений был совершен по решению союзных держав в рамках применения принципа ответственности государства за агрессивную войну.

Оставление территории, или дереликция. Государство может своим поведением или положительно выраженным признанием согласиться с расширением суверенитета конкурента.

Восстановление исторических прав на территорию. После Второй мировой войны по решению Ялтинской конференции союзных держав нашей стране был возвращен Южный Сахалин, отторгнутый у России по Портсмутскому миру в результате войны 1904–1905 гг.

Демилитаризация и нейтрализация территорий

Под демилитаризацией в самом широком смысле понимается запрет на проведение специальных военных мероприятий на определенной (демилитаризованной) территории.

Демилитаризация может быть ограниченной (частичной) и полной.

При ограниченной (частичной) демилитаризации государство обязуется не строить новых укреплений, имея право сохранять старые, и не увеличивать численность войск на данной территории.

При полной демилитаризации государство обязуется ликвидировать все военные сооружения и вывести все войска с демилитаризованной территории. Обязательные элементы полной демилитаризации: уничтожение старых и запрещение строительства новых военных укреплений и сооружений, запрет на содержание вооруженных сил, кроме полицейских, необходимых для поддержания порядка. Договоры о полной демилитаризации могут включать также запрет производства и ввоза военных материалов, военного обучения и набора в армию, пролета военных самолетов над демилитаризованной зоной и т. п.

Под нейтрализацией понимается запрет вести военные действия на определенной территории или использовать ее в качестве базы для военных действий. На нейтрализованной территории запрещается всякое военное строительство.

Не следует смешивать понятия нейтралитета и нейтрализованной территории. Нейтралитет – это обязательство государства, в то время как нейтрализации подвергаются части государственной территории и другие территории. Нейтрализация не запрещает государству содержать на нейтрализованной территории собственные вооруженные силы, необходимые, например, для осуществления права на самооборону. Однако численность их должна быть ограничена в соответствии с целями самообороны, поскольку нейтрализованная территория не может быть использована в качестве базы для ведения военных действий.

Государственная граница

Государственная граница – это линия, отделяющая территорию одного государства от территории другого государства или от территории, имеющей иной международно-правовой режим, чем территория государства.

Поскольку в состав государственной территории входят сухопутные, водные и воздушные пространства, постольку и государственные границы делятся на сухопутные, речные, озерные, морские и воздушные.

Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.

Различают границы орографические и геометрические.

Под орографической границей понимают линию, проведенную с учетом рельефа местности (речное русло, горный водораздел и т. д.).

Под геометрической границей понимают прямую линию, которая устанавливается от одной до другой точки без учета рельефа местности.

В практике чаще встречаются комбинированные границы, т.е. такие, которые на некоторых своих участках проведены с учетом рельефа местности и являются орографическими, а на других участках проведены без учета рельефа местности и являются геометрическими.

В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница.

Астрономической границей называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.

Границы государства устанавливаются в договорном порядке путем делимитации и демаркации границ.

Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.

Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.

Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией. Итоги редемаркационных работ оформляются так же, как и при проведении работ по демаркации границы.

Ректификация границы – проведение границы на местности с некоторым отклонением от линии границы, установленной при ее делимитации, например, предоставление небольшого участка территории соседнему государству для обслуживания построенной им гидростанции на пограничной реке, где граница проходила по ее фарватеру или середине реки. Предоставляемый небольшой участок определяется, естественно, при согласии заинтересованных сторон новой границей на местности.

Режим государственной границы включает правила:

Урегулирование пограничных инцидентов, связанных с действиями российских или иностранных военных воздушных судов и военных кораблей, других военных объектов или военнослужащих (за исключением объектов или военнослужащих пограничных органов и пограничных войск, когда не затрагиваются интересы предотвращения опасной военной деятельности), осуществляется представителями Минобороны России, при необходимости – с участием пограничных представителей Российской Федерации.

Вопросы, инциденты, не урегулированные пограничными представителями Российской Федерации или представителями Минобороны России, разрешаются по дипломатическим каналам.

Пограничная зона устанавливается в пределах территории административного района, города, прилегающей к государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах.

Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами и пограничными войсками на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.

Международные каналы

В отличие от национальных каналов, которые обычно соединяют реки, озера и внутренние воды одного государства, международные каналы создаются для облегчения судоходства по международным морским путям. К ним относят Панамский, Суэцкий, Кильский и Коринфский каналы. Международный характер этих каналов обусловливается прежде всего их географическим положением. Панамский канал связывает Атлантический и Тихий океаны, Суэцкий канал связывает Средиземное и Красное моря с выходом в Индийский океан, Кильский канал связывает Балтийское и Северное моря с выходом в Атлантический океан, Коринфский канал связывает три моря: Эгейское, Ионическое и Адриатическое. Международные каналы отличаются от международных проливов, используемых для международного судоходства. Их юридическая природа различна. В отличие от проливов каналы прокладываются по территории одного государства и подпадают под сферу его территориального верховенства, а международные проливы, во-первых, естественные явления, а во-вторых, их правовой режим регламентируется нормами международного морского права. Пример таких действий – Декларация правительства Египта от 24 апреля 1957 г., в которой оно заявило, что будет обеспечивать свободное судоходство по каналу для всех стран, подчеркнув, что эта Декларация является международным документом. В договорах о судоходстве по каналам обычно отмечается их бессрочный характер. Так, например, в Конвенции относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г. было отмечено, что она заключается с тем, чтобы определять режим канала на все времена и для всех государств. Каждый из указанных выше каналов обладает режимом, установленным договорами. Так, Суэцкий канал открыт для международного судоходства торговых судов и военных кораблей всех стран без различия флага. Любая военная деятельность в трехмильной зоне от входного и выходного порта канала, его военная блокада запрещаются. Все суда и корабли при пользовании каналом обязаны соблюдать правила плавания, включая обязательную лоцманскую проводку, технические требования к судам, правила перевозки грузов, платить денежные сборы, устанавливаемые администрацией канала, и т.п.

Судоходство по Панамскому каналу первоначально регулировалось договорами 1901 г. между США и Великобританией и 1903 г. между США и Панамой. Поскольку эти договоры были неравноправными, Панама добилась их пересмотра, и в настоящее время режим плавания по каналу регулируется двумя договорами, заключенными в 1977 г. между США и Панамой: Договором о Панамском канале и Договором о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала. С 1 января 2000 г. канал и все его сооружения перешли под суверенитет Панамы. В Договоре о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала подтверждается свобода судоходства по каналу на основе равенства и без дискриминации флага.

Кильский канал проходит по территории Германии и для международного судоходства был открыт согласно Версальскому мирному договору 1919 г. Германия издает правила плавания по каналу с учетом его международного характера. Плавание по каналу открыто для судов всех стран в любое время суток. Плавание военных кораблей разрешается после предварительного дипломатического уведомления.

Режим международного судоходства по каналам может быть ограничен лишь в исключительных случаях, предусмотренных национальным законодательством и соответствующими международными договорами. Такие ограничения обычно связаны с военной безопасностью и безопасностью плавания по каналу, а также необходимостью поддержания сооружения каналов в пригодном для эксплуатации состоянии.

Международно-правовой статус и режим Арктики

Понятие Арктики относится к северной полярной области земного шара в пределах, ограничиваемых с юга географической параллелью, лежащей под 66°33′ северной широты, – Северным полярным кругом, включая соответствующие материковые части Европы, Азии, Америки и Северный Ледовитый океан с находящимися в нем островными образованиями. Правовое положение всех таких пространств и режим пользования ими весьма различны.

Юридический статус этого региона формировался в течение исчисляемого столетиями.

К настоящему времени на все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике распространена исключительная и безраздельная власть – суверенитет – того или иного государства, граничащего с Северным Ледовитым океаном, – России, Норвегии, Дании (остров Гренландия), Канады и США. Однако специальные внутригосударственные нормативные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы действия и объем властных функций поименованных стран на таких территориях, были приняты лишь Канадой и СССР.

Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами общего международного права, относящимися к Мировому океану в целом и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и особенно в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Международно-правовой режим Антарктики

Под Антарктикой понимается район, расположенный вокруг Южного полюса, в который входят материк Антарктида, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, находящиеся южнее 60-й параллели южной широты.

Антарктический материк был открыт и впервые исследован русскими мореплавателями и учеными во время экспедиции 1819–1821 годов, состоявшейся под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

Международный режим Антарктики был разработан на конференции по Антарктике, проходившей с 15 октября по 1 декабря 1959 г. в Вашингтоне с участием СССР, США, Англии, Франции, Австралии, Аргентины, Бельгии, Новой Зеландии, Норвегии, ЮАР, Чили и Японии.

Антарктический материк и прилегающий к нему район южнее 60-й параллели южной широты превращены в договорном порядке в зону мира, в пределах которой разрешена только мирная деятельность и запрещена любая деятельность в военных целях.

В Антарктике не могут производиться военные действия и не могут иметь место какие-либо мероприятия военного характера в мирное время. Статья V договора содержит запрещение производить любые ядерные взрывы, а также сбрасывать радиоактивные материалы в пределах Антарктики.

Статья II договора закрепила принцип свободы исследований в Антарктике для всех стран, сложившийся в практике государств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *