какой образец должен быть доступным по содержанию и форме до начала речевой деятельности детей
Какой образец должен быть доступным по содержанию и форме до начала речевой деятельности детей
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции – в продуктивных. Соотношение их колеблется. Например, если в словарном упражнении дети выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с детьми.
В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.
Повторное проговаривание –преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.
Объяснение– раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания– разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Вопрос– словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Педагогу необходимо овладеть методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна служить образцом вопросительной интонации, облегчать ребенку ответ. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
В дошкольной педагогике существуют и другие классификации приемов обучения. Так, в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы. Все выше названные словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет – косвенными.
В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Своеобразие применения разных методов и приемов развития речи будет раскрыто в последующих главах.
1. Как в методике изменялось понимание цели и задач речевого развития детей?
2. На какой основе выделяются задачи развития речи детей?
3. Каковы особенности задач ознакомления с художественной литературой и подготовки к обучению грамоте? Как они связаны с задачами речевого развития детей.
4. Какие задачи развития речи являются ведущими в разных возрастных группах?
5. Что такое методические принципы обучения? Как они связаны с общедидактическими принципами? Каким образом методические принципы обучения определяют содержание, средства и методы развития речи? Приведите примеры.
6. Дайте определение программы развития речи.
7. Каковы научные основы программы развития речи дошкольников?
8. Почему основным средством речевого развития детей является общение?
9. При каких условиях общение становится средством, развивающим детскую речь?
10. Какую роль в развитии речи играет общение ребенка со сверстниками и детьми другого возраста по сравнению с общением со взрослыми?
11. Почему в дошкольном учреждении необходимо обучение речи на специальных занятиях?
12. В чем своеобразие и особенности занятий по развитию речи в разных возрастных группах?
13. Как проявляется взаимосвязь различных средств развития речи в целостном педагогическом процессе?
14. Почему необходима характеристика методов развития речи с точки зрения характера речевой деятельности детей? Почему нужны продуктивные методы?
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы по речевому развитию детей
Дарья Миронова
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы по речевому развитию детей
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы по речевому развитию детей средней группы через театрализованную деятельность.
В основу приоритетов деятельности, которые отражены в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений,были положены следующие факторы:
— учет социального запроса родителей;
— учет образовательной среды города.
Учет социального запроса родителей отражается в осуществлении обучения, воспитания.
Учет образовательной среды города представлен широкой инфраструктурой образовательных и социальных объектов г. Пскова и отражен в системе работы с школами, филармонией, поликлиникой и другими социальными партнерами учреждения.
В результате сложившейся системы работы педагогического коллектива с учетом вышеперечисленных факторов, выделены следующие задачи по реализации части Программы, формируемойучастниками образовательных отношений:
— сделать достоянием современного ребенка всю игровую палитру,
— культивировать многообразие игр с учетом детских склонностей и интересов, развивать культуру игрового общения, ценности сотрудничества, взаимной поддержки замыслов и предложений, предприимчивость, изобретательность, творческие проявления.
— взаимодействие с семьями и социальными партнерами с целью всестороннего и полноценного развития воспитанников.
При организации образовательного процесса в 2017-2018 году обеспечивается комплексный подход в решении задач речевого развития через театрализованную деятельность с использованием различных средств, форм, методов, приемов, адекватных возрасту дошкольников средней группы «Ромашка».
Основные направления работы:
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность
. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве.
5. Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с текстом» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
С целью создания условий для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности программой предусмотрено использование следующих методов:
1. Наглядные – в основном в работе будут использоваться опосредованные методы, которые основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание иллюстраций известных художников к сказкам для формирования у детей целостного образа героев, а также рассматривание различных видов театра, представленных в мини-музее «В мире театра», с целью постепенного знакомства с разными видами театра. В учебном 2017 – 2018 году будет продолжена работа по развитию речи детей с помощью метода наглядного моделирования, предусматривающего использование мнемосхем для описания героев и их эмоционального состояния. Особая роль отводится просмотру и последующему обсуждению с дошкольниками театральных представлений, проходящих в детском саду и приобщающих детей к театральному искусству.
2. Словесные – в первую очередь, это чтение коротких сказок, басен и стихотворений. В процессе чтения перед ребенком раскрывается все великолепие и богатство русского языка. Дети приучаются замечать красоту родного языка, постепенно осваивая его, обогащают свою речь образными выражениями и литературными оборотами. Читая, мы учим детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова. Особую роль здесь надо отвести сказкам, которые помогают расширить словарный запас малыша, а также развить связную логическую речь. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Такой метод как прослушивание литературных произведений в исполнении известных актеров учит детей улавливать и затем передавать мысли автора с помощью интонации, логического ударения, развивает воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, помогает сделать речь дошкольников более эмоциональной, образной, выразительной. Метод рассказывания воспитателя отличается от метода чтения тем, что представляет собой относительно свободную передачу текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование) и дает большие возможности для привлечения внимания детей.
К словесным методам также относится заучивание наизусть и проигрывание таких малых фольклорных форм, как потешки, пословицы и поговорки, считалки, которые с целью выработки хорошей дикции и правильного произношения отдельных слов и фраз произносятся детьми с разной силой голоса и в различном темпе, а также с разной интонацией. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторять их, заучивать, что, в свою очередь, способствует формированию разговорной речи, оказывает влияние на развитие словесного творчества. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Во всех словесных методахиспользуются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, мнемосхем, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности детей 4-5 лет и природа самого слова требуют наглядности.
4. При организации театрализованной деятельности воспитателями группы «Ромашка» будут использоваться следующие методические приемы развития речи:
1.Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец — правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо, особенно при знакомстве детей с малыми фольклорными формами (поговорки, пословицы, скороговорки, потешки и др.). Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Образец применяется для решения всех задач.
Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике будут использоваться разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.
Объяснение — раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи — мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Вопрос — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) — «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями — «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Данный прием будет использоваться в основном при рассматривании, беседе и в игровой деятельности.
2.Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Сюда относятся дыхательная гимнастика (Приложение 4) и артикуляционная гимнастика (Приложение 5).
3. Игровые. Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов). В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Обязательным направлением работы на 2017-2018 учебный год является совершенствование театрального уголка в группе,включающего в себя:
• ТСО (магнитофон, аудиозаписи детских произведений в исполнении известных артистов).
• Наглядные пособия (видеоматериал, иллюстрации, фотографии, альбомы по теме «Театр», мини-музей «В мире театра», в котором будут собраны разные виды театра).
• Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
• Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски,разнообразные виды театров: би-ба-бо, пальчиковый, резиновой игрушки, на прищепках, настольный, варежковый театр и др.).
• Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом» и др.).
Использование различных методов и форм по организации двигательной деятельности на логопедических занятиях Презентация. Тема: «Использование различных методов и форм по организации двигательной деятельности на логопедических занятиях в соответствии.
Конспект НОД по речевому развитию с использованием малых форм фольклора «Путешествие в русскую народную сказку» МКДОУ «Куртамышский детский сад №8» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых форм фольклора «Путешествие в русскую.
Консультация для родителей «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию связной речи у дошкольников» Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со.
Метод проектов — один из способов реализации ФГОС Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям.
Педсовет «Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников» Педсовет «Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников» Цель: Систематизация знаний педагогов об.
План-конспект занятия по развитию речи с использованием современных форм и методов работы в средней группе Тема: «Путешествие в сказку «Репка». Цель занятия: Развивать речь детей, используя современные образовательные технологии. Задачи:.
Развитие вариативных организационных форм образования обучающихся с ОВЗ Под организационными формами образования подразумевается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и обучающихся, реализуемой.
Консультация «Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования» Оказание ранней помощи в условиях вариативных форм дошкольного образования Аннотация: статья посвящена анализу вариативных форм дошкольного.
Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС до Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ Выступление из опыта работы «Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ. » В современном мире значительное.
Методы и приемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Кобзеева О. В.
Методы и приемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Методы и приемы можно описать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы). Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методовпо используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов: наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы [1].
Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.
Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действия как источника и основы высказывания.
Наглядные методы нередко применяют в детском саду. Используют как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится методнаблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассмотрение натуральных предметов. Эти методы ориентированы на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы построены на использование изобразительной наглядности. Это, например, разглядывание игрушек, иллюстраций, фотографий, описывание картин и игрушек, рассказ с помощью игрушек и картин. Они применяются для обобщения знаний, словаря, развития закреплений функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть применены также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми нельзя ознакомиться напрямую[2].
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание текстов, пересказ рассказов, обобщающая беседа, рассказ без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используют наглядные приемы: просмотр предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности [3].
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся разнообразные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач [3]. В зависимости от характера речевой деятельности детей можно обозначить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы построены на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. Методы, которые применяют чаще всего в детском саду, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно дополнить метод наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многочисленные дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например, управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, повторяют рассказ воспитателя[4].
Продуктивные методы предполагают разработку детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто повторяет известные ему языковые единицы, а выбирает и совмещает их каждый раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Очевидно, что продуктивные методы употребляются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с заменой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Продуктивные и репродуктивные методы не имеют существенных различий между собой. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции – в продуктивных. Изменяется только их соотношение. Допустим, дети для выполнения упражнения используют слова из личного словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторенных вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение имеют все шансы в свою очередь выражаться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Задачи по вырабатыванию речи включают в себя методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др. [5].
Методические приемы развития речиобычно разделяются на три главные группы: словесные, наглядные и игровые. Свободно применяются словесные приемы. К ним прилагается речевой образец, вторичное проговаривание, разъяснение, указания, анализ детской речи, вопрос.
Речевой образец – конкретная, предварительно осмысленная речевая работа преподавателя, специализированная для подражания детьми и их ориентировки. Образец обязан быть доступным по содержанию и форме. Он произносится отчетливо, громко и не спеша. Так как образец предоставляется для подражания, он показывается до начала речевой деятельности детей. Но в некоторых случаях, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но в то же время он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями[3].
Повторное произнесение – намеренное, неоднократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.В практике применяется различные виды повторения: за преподавателем, за остальными детьми, коллективное повторение воспитателя и детей, хоровое. Немаловажно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте увлекательной для них деятельности.
Объяснение – выявление сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для выявления значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе исследования и обследования предметов.
Указание – объяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Различают указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи –мотивированное мнение о речевом высказывании ребенка, описывающее качество выполнения речевой работы. Оценка должна обладать не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка предоставляется для того, чтобы все дети имели возможность осознавать свои высказывания. Оценка выражает огромное эмоциональное влияние на детей.
Следует рассматривать личные и возрастные отличительные особенности, стремиться, чтобы оценка увеличивала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, формировала его поведение. Для этого в оценке выделяются в основном положительные качества речи, а речевые недостатки корректируются с помощью образца и других методических приемов. Вопрос – словесное обращение, которое предполагает ответ. Вопросы подразделяются на основные и вспомогательные. Основные бывают констатирующие (репродуктивные) – «Кто? Что? Какой? Какая? Где? Как? Куда?» и поисковые, требующее установления связей и отношений между явлениями – «По какой причине? Для чего? Чем похожи?». Вспомогательные вопросы могут быть наводящими и подсказывающими. Воспитателю нужно овладеть методически правильной организацией вопросов. Они должны быть точными, целенаправленными, передавать главную мысль. Следует точно определять место логического ударения в вопросе, концентрировать внимание детей на слове, несущем основную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна быть образцом вопросительной интонации, упрощать детям ответ. Вопросы применяются во всех формах речевого развития детей: диалогах, разговорах, дидактических играх, при обучении пересказу [3]. Наглядные приемы – просмотр иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении верному звукопроизношению.
Игровые приемы бывают словесными и наглядными. Они вызывают у детей большой интерес к занятиям, расширяют мотивы речи, образуют положительный эмоциональный фон процесса обучения и непосредственно повышают речевую активность детей и эффективность занятий. Игровые приемы соответствуют возрастным особенностям детей и благодаря этому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду. В дошкольной педагогике имеются и другие классификации приемов обучения. Так, по отношению к их роли в процессе обучения, различают прямые и косвенные приемы. Все выше названые словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет – косвенными. В конкретном педагогическом процессе приемы применяют в единстве. Так, в обобщающей беседе могут быть применены разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, иллюстраций, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Педагог употребляет разнообразные приемы исходя из задачи, сущности занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей [1]. Из этого следует, что инструментарий для развития речи детей достаточно богатый. Воспитателю следует лишь внедрить приёмы и способы в игровую деятельность детей.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. : ВЛАДОС, 2000. 256с.
Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Под связной речью понимается развёрнутое изложение.
Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.