замена счетчиков воды в муниципальной квартире за чей счет

За чей счет должны устанавливаться в квартирах потребителей счетчики учета энергоресурсов?

ВОПРОС: За чей счет должны устанавливаться в квартирах потребителей счетчики учета энергоресурсов?

Краткий ответ: За счет собственников квартиры, если иное не предусмотрено договором с управляющей компанией или данные расходы не принимаются на себя субъектом РФ либо муниципальным образованием.

Согласно пункту 81 постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» («Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Обязанность, предусмотренная частью 5_1 статьи 13 Федерального закона 261-ФЗ, не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования (пункт 5_2 Федерального закона 261-Ф).

Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию

Таким образом, согласно пункту 5, 5_1, 6 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, пункта 81 постановления Правительства РФ № 354 установка счетчиков учета (оснащение приборами учета) энергоресурсов осуществляется за счет собственников жилых помещений.

Следует отметить, что прибор учета энергоресурсов принадлежит собственникам жилья. В свою очередь, согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Также отметим, что согласно пункту 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы. В случае установки этих приборов учета за счет бюджетных средств лица, для расчетов с которыми предназначены эти приборы учета, освобождаются от исполнения данной обязанности в соответствующей части.

Примечание: Если квартира принадлежит муниципалитету или иному собственнику и она не оборудована счетчиком учета, то повышающий коэффициент к нормативу потребления коммунальной услуги в жилом помещении, оплачивает собственник жилья, а не наниматель, который оплачивает коммунальную услугу исходя из норматива потребления, и который не обязан и не может самостоятельно решить вопрос об оснащении квартиры ИПУ и поэтому не должен нести неблагоприятные имущественные последствия того, что его наемная квартира не «оприборена» (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 июля 2019 г. № 307-ЭС19-6279).

Ознакомится с иными вопросами установки, поверки, опломбировки счетчиков учета энергоресурсов, а также вызванного этим перерасчета платы за энергоресурсы вы можете в разделе: Информация для потребителей.

КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).

замена счетчиков воды в муниципальной квартире за чей счет

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.

Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89

Источник

Замена счетчика в квартире: куда обращаться и можно ли справиться самому?

замена счетчиков воды в муниципальной квартире за чей счет

Счетчик воды – прибор учета, который в соответствии с действующим законодательством России должен устанавливаться в каждой квартире. На практике закон соблюдается не всеми гражданами, однако в интересах каждого собственника все-таки установить счетчик. На это есть свои причины:

В среднем срок эксплуатации водяного счетчика составляет 12 лет. По истечении срока устройство нужно заменить. Необходимость замены может возникнуть и раньше, например, из-за появления явной неисправности или обнаружения скрытых дефектов во время поверки, которая проводится раз в 4-6 лет. Здесь у собственников и возникает вопрос, как менять счетчик и кто этим занимается.

замена счетчиков воды в муниципальной квартире за чей счет

За чей счет меняются счетчики на воду в квартире по закону РФ

Ответственность за оплату замены счетчика в квартире многоквартирного дома полностью лежит на собственнике. То же самое касается ситуации, если жилая площадь была приватизирована, то есть перешла из владения муниципалитета к конкретному физическому лицу, на которое с момента приватизации возлагается ответственность по содержанию помещения, в т.ч. по замене счетчиков.

замена счетчиков воды в муниципальной квартире за чей счет

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ

Замена счетчика в муниципальной квартире

У граждан, прописанных на жилплощади по договору социального найма, не менее актуальным является вопрос о том, кто должен менять счетчики воды в муниципальной квартире. Ответ аналогичный – заменой занимается собственник жилья, коим в данном случае является муниципалитет. Местные власти полностью берут на себя организацию работ по установке прибора учета и оплачивают процедуру из местного бюджета. Это требование подтверждается ст. 676 Гражданского кодекса РФ и ст. 65 Жилищного кодекса РФ.

Важно: если в договоре социального найма прописана обязанность арендатора самостоятельно устанавливать приборы учета, нанимателю придется решить данный вопрос лично. Если такого пункта нет, действует описанное выше правило.

На практике дело зачастую обстоит иначе: энергосбытовые и управляющие компании возлагают ответственность за установку счетного устройства на ответственного нанимателя, объясняя это тем, что именно арендатор является абонентом услуг этих компаний. Однако, согласно ст. 539 Гражданского кодекса РФ, в таком случае в качестве арендатора выступает управляющая компания. Если последняя требует от арендатора самостоятельной замены счетчика за свой счет, гражданин имеет законное право обратиться с жалобой на УК в жилищную инспекцию по месту жительства.

замена счетчиков воды в муниципальной квартире за чей счет

Что касается порядка замены счетчика в муниципальной квартире, нанимателю следует подать в местную администрацию письменное заявление с просьбой установить счетчик. В тексте нужно сослаться на упомянутые выше ст. 676 ГК РФ и ст. 65 ЖК РФ. Если планируется поставить прибор, купленный за свои деньги, к заявке прикладываются копии платежных документов, которые подтверждают расходы. Заявление пишется в двух экземплярах – один арендатор оставляет себе.

После принятия заявки сотрудник администрации должен поставить метку о приеме документов. Если в конечном итоге муниципалитет не отреагирует на заявление, можно смело обратиться в суд.

Как поменять счетчики воды в квартире и куда обращаться

Самый простой способ замены квартирного счетчика воды подразумевает обращение за услугой в профильную компанию с аккредитацией и лицензией на осуществление такого рода деятельности.

Альтернативный вариант – заказ услуги замены счетчика в управляющей компании. Для этого надо подать в УК заявление с просьбой визита сотрудника с целью обслуживания прибора учета. То же самое касается ситуации, когда планируется выполнить работу своими руками. В этом случае в заявлении указывается необходимость вызова специалиста для выдачи документа о целостности пломб на старом устройстве. Только после получения такого документа можно приступить к работе.

Можно ли самостоятельно поменять счетчик на воду в квартире?

Самостоятельная замена счетчика воды в квартире разрешена, более того, так собственник может сэкономить на работе мастера. Единственное, что нельзя сделать своими руками – опломбировку.

Несмотря на то что собственник квартиры имеет право менять водяной счетчик, делать это своими руками не рекомендуется хотя бы потому, что для этой процедуры требуется опыт и специальные инструменты. Всегда есть риск повредить новый прибор учета либо нарушить герметичность труб водопровода. В конечном итоге это может привести к затоплению помещения, в том числе соседей.

Чтобы не допустить плохого исхода в попытках самостоятельно поменять счетчик, стоит доверить эту задачу профессионалам. Да, за их работу придется заплатить, однако вероятные расходы на ремонт, связанный с неправильной установкой приборов учета, могут быть в десятки раз больше.

Как поменять водяной счетчик самому

Первый этап в деле замены водяного счетчика – покупка нового прибора учета. Рекомендуется покупать устройство в профильном магазине и обязательно удостоверяться в наличии сертификата. Счетчик должен соответствовать требованиям стандартов ГОСТ 50601 и ГОСТ 50193. Если нужен недорогой, но точный вариант с простой установкой, купите тахометрический прибор.

замена счетчиков воды в муниципальной квартире за чей счет

Стандартный процесс замены счетчика холодной либо горячей воды выглядит таким образом:

После монтажа прибора запорный кран плавно открывается. На этом этапе важно убедиться в герметичности в местах резьбовых соединений. Если утечки нет, установку счетчика можно считать успешной, однако этого недостаточно. По окончании установки нужно вызвать представителя компании, поставляющей энергетические ресурсы в дом. Специалист выполнит опломбировку, и только после этого прибор учета будет введен в эксплуатацию. После замены эта услуга бесплатная.

Доверьтесь профессионалам

В большинстве случаев замена прибора учета водных ресурсов лежит на собственнике жилья. Он может сделать работу самостоятельно в соответствии с правилами оформления и опломбировки нового счетчика, либо обратиться за услугой УК или в профильную компанию. Практика показывает, что управляющие компании не спешат оперативно заниматься заменой счетных устройств, поэтому быстрее сделать работу своими руками, а еще лучше – не рисковать и довериться профессионалам.

Компания РосСчет оказывает услуги установки, поверки и замены счетчиков воды, реализует большой выбор приборов учета. Вам нужно только оформить онлайн-заявку и заключить договор, остальное сделают специалисты. Они же помогут определиться с выбором подходящего счетчика.

Источник

Кто платит за отсутствие ИПУ в квартирах муниципального жилфонда

Наниматели социального жилья обязаны платить за потребляемые коммунальные ресурсы, а собственник – оснастить помещения ИПУ. Рассказываем о позиции ВС РФ по вопросу, кто должен платить за КУ, если из-за отсутствия счётчика при расчёте платы за услуги исполнитель услуг применяет повышающий коэффициент.

При отсутствии ИПУ в расчётах применяется норматив и повышающий коэффициент

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 80 ПП РФ № 354, плата за коммунальные услуги рассчитывается на основании показаний установленных индивидуальных приборов учёта, а при отсутствии счётчиков – исходя из нормативов потребления, которые утверждает субъект РФ.

Установить ИПУ должен собственник помещения (п. 81 ПП РФ № 354). В случае, если в квартире есть техническая возможность это сделать, но владелец квартиры такую обязанность не исполнил, то исполнитель коммунальной услуги при расчётах применяет к нормативу повышающий коэффициент 1,5 (абз. 3 п. 42 ПП РФ № 354).

Если жилое помещение в многоквартирном доме, принадлежащее муниципальному жилфонду, сдано по договору социального найма, то муниципалитет обязан выполнять возложенные на него ЖК РФ как на собственника обязанности, в том числе оснащать квартиры ИПУ (ч. 3 ст. 65 ЖК РФ). Наниматель соцжилья со своей стороны обязан вовремя и в полном объёме оплачивать коммунальные и жилищные услуги (п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ).

Получается, что, если собственник муниципального жилья не исполняет обязанность по установке ИПУ, то наниматель такой квартиры получает квитанции с завышенными суммами платы за коммунальный ресурс и обязан её оплатить.

Муниципалитет отказался платить за последствия неустановки ИПУ в квартирах

С такой ситуацией столкнулась одна из управляющих организаций Санкт-Петербурга. УО, рассудив, что муниципалитет несёт ответственность за неустановку приборов учёта, выставила в адрес казённого жилищного агентства, которое отвечает за муниципальный жилфонд, счёт на 615 тысяч рублей.

Эта сумма являлась разницей между стоимостью объёма электроэнергии, рассчитанного исходя из норматива с применением повышающего коэффициента, и стоимостью ресурса, которая была рассчитана только исходя из норматива, и выставлен к оплате нанимателям социальных квартир.

Жилищное агентство, равно как и муниципалитет, оплатить счета отказалось, сославшись на то, что с момента подписания договора соцнайма плату за коммунальные услуги обязаны вносить наниматели жилых помещений.

Обеспечить установку ИПУ в социальном жилом фонде должен его собственник

Управляющая организация подала в суд иск с требованием взыскать с казённого учреждения, которое представляет интересы администрации города как собственника многоквартирных домов, сумму задолженности (дело № А56-18735/2018).

Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Поскольку муниципалитет является собственником помещений в многоквартирном доме, то именно он должен был обеспечить установку в жилых помещениях ИПУ. Ответчики не смогли предоставить документы, подтверждающие, что это технически невозможно.

Управляющая организация имела право вести расчёты с применением повышающего коэффициента, и именно муниципалитет должен оплатить разницу в начислениях с применением повышающего коэффициента и без него.

Суд решил, что казённое учреждение, отвечающее за социальный жилфонд и представляющее администрацию Санкт-Петербурга, обязано оплатить задолженность.

замена счетчиков воды в муниципальной квартире за чей счет

За ЖКУ с момента заключения договора социального найма платят наниматели

Жилищное агентство не согласилось с решением суда и подало апелляцию. В жалобе учреждение указывало на то, что не является собственником помещений или потребителем коммунальных услуг. Выставление в его адрес счетов за КУ неправомерно.

Также агентство утверждало, что нельзя выставить такие счета в адрес публичного собственника – города Санкт-Петербурга, так как у него нет обязанности оплачивать коммунальные услуги в помещениях, сданных по договорам социального найма. При этом администрация ежегодно выделяет средства на установку в муниципальных квартирах ИПУ.

Апелляционный суд, рассматривая доводы сторон, указал на то, что обязанность платить за ЖКУ возникает у нанимателя соцжилья в момент заключения договора соцнайма (п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

До заселения такой квартиры расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы госвласти или местного самоуправления, в том числе уполномоченные ими лица. Поскольку спорные многоквартирные дома полностью заселены, то за коммунальные услуги в жилых помещениях обязаны платить наниматели квартир (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).

Также суд отметил, что при применении в расчётах платы повышающего коэффициента УО была обязана указывать это в платёжных документах и направлять такие счета в адрес жилищного агентства (пп. «г(1)» п. 69 ПП РФ № 354). Управляющая организация не смогла доказать суду, что выполняла эту обязанность.

К тому же, как отметил суд, РСО не предъявляла управляющей организации требования к оплате поставленного ресурса с применением повышающего коэффициента из-за отсутствия в жилых помещениях ИПУ. Ответчик же предоставил суду доказательства того, что агентство запрашивало бюджетные средства на установку в МКД приборов учёта, то есть предпринимало меры по выполнению требований закона.

Апелляционный суд посчитал, что жилищное агентство нарушило требования законодательства об установке ИПУ, поэтому решение первой инстанции было отменено.

Публичный собственник не обязан оплачивать ЖКУ после заключения договора соцнайма

Спор перешёл в суд кассационной инстанции, но и тут управляющая организация не смогла доказать, что именно муниципалитет или его представитель, а не наниматели помещений, обязан оплатить предъявленную сумму задолженности.

Суд поддержал выводы, сделанные апелляционной инстанцией, а также подчеркнул, что законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу (п.п. 42, 69 ПП РФ № 354).

Вся сумма к оплате начисляется в адрес потребителя коммунальной услуги. После заселения социального жилья платить за КУ обязан наниматель помещения, а не орган государственной власти или муниципалитет, которые являются собственниками помещений (ч. 3 ст. 153, ч. 4 ст. 155 ЖК РФ). Взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника в такой ситуации невозможно, ведь он не пользуется жилым помещением и коммунальными услугами.

замена счетчиков воды в муниципальной квартире за чей счет

При отсутствии ИПУ наниматель оплачивает норматив, а собственник соцжилья – повышающий коэффициент

Точку в споре управляющей организации и муниципалитета об оплате повышающего коэффициента поставил Верховный суд РФ, куда УО подала жалобу.

Жилищное агентство, против которого подала иск УО, является представителем собственника спорных помещений. Учреждение не представило суду доказательств, что в жилых помещениях нет объективной возможности установить ИПУ.

ВС РФ согласился с выводами суда первой инстанции о том, что нельзя возложить последствия за неустановку счётчиков на нанимателей жилых помещений: они не обязаны оснащать квартиры приборами учёта и не уполномочены самостоятельно принимать об этом решения. Следовательно, управляющая организация не может в силу закона возложить на них обязанность по оплате повышающего коэффициента.

ВС РФ отменил решения, принятые судами апелляционной и кассационной инстанций, и определил, чтобы жилищное агентство выплатило в адрес управляющей организации сумму задолженности согласно решению суда первой инстанции.

Запомнить

Если помещение входит в государственный или муниципальный жилищный фонд, то обязанность оснастить помещения счётчиками лежит на собственнике – органе государственной или муниципальной власти.

Следовательно, как отметил ВС РФ, именно публичный собственник должен оплатить разницу между стоимостью ресурса, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, и суммой, начисленной нанимателям помещений исходя из норматива потребления. Жители муниципальной квартиры не должны нести материальной ответственности за невыполнение собственником жилфонда его обязанностей.

Источник

Кто должен менять счётчики в муниципальной квартире

Наличие в жилье квартир, принадлежащих гражданам на правах собственности или на основании соглашения о найме, разделяет обязанности жильцов во многих коммунальных вопросах.

Если владелец квартиры обязан производить все реконструкционные мероприятия или ремонтные действия за свой собственный счёт, то в ситуации с нанимателем жилища подход к реализации таких вопросов другой. Это касается и замены счётчиков на воду в муниципальной квартире.

Нормативная база

Вопросам разделения полномочий по обслуживанию жилья в зависимости от права его обладанием посвящены следующие законодательные документы:

Однако из существующей практики и возникающих прецедентов видно, что работающие законы в плане монтажа и дальнейшей эксплуатации механизмов учёта не отрегулированы до должного уровня, который бы удовлетворял интересы всех граждан.

За кем закреплены обязанности по установке счётчиков в жилище

Граждан, которые проживают в государственном (не приватизированном) жилье, можно приравнять к арендаторам помещений, на которых закон возложил определённые обязанности по содержанию нанятой квартиры.

В договоре, заключаемом между собственником помещения, которым является муниципалитет населённого пункта, и нанимателем жилья, чётко прописывается название сторон соглашения, ими являются «владелец» и «квартиросъёмщик».

То есть госорган сам возлагает на себя обязанности, как на владельца, по содержанию жилья в удовлетворительном состоянии и исполнении всех законодательных предписаний в полном объёме. К этому вопросу относятся и мероприятия по установке водосчётчиков с последующим дальнейшим их обслуживанием.

Также в ФЗ ясно определены лица, которые несут ответственность за монтаж учётных агрегатов, как для индивидуального пользования, так и общих домовых. Ими являются владельцы на правах собственности недвижимости, которые приходятся ими после приобретения или по государственной ответственности. В помещениях, принадлежащих МО и выделенных по договору соцнайма, нередко возникают разногласия между госпредставителями госструктур и жильцами-нанимателями.

В ГК зафиксировано, что наймодатель должен предоставить условия для эксплуатации МЖД в надлежащем виде, это также касается устройств для предоставления услуг коммунального характера.

В вопросе определения ответственного за монтаж учётных механизмов в ЖК прямых алгоритмов исполнения нет, но существует трактовка, которая обязывает собственника производить иные мероприятия, предусмотренные в перечисленных нормативах РФ в вопросах обслуживания жилищного фонда.

Несмотря на эти разъяснительные статьи доказывать, за чей счёт должна происходить установка водомеров в жилье муниципальной принадлежности часто приходится в суде, где главным аргументом у местных властей является недостаток финансов в региональном бюджете. Такие отказы неправомерны и при правильной проработке этого вопроса со стороны нанимателя можно добиться того, что счётчики на воду будут установлены бесплатно.

Правомерные причины отказа в установке водомера

Каждый региональный субъект и МО на местном уровне имеют программу, которая разработана на принципах сбережения и экономии природных ресурсов. К одному из видов сбережения принято причислять обеспечение учётом используемых природных недр. И хотя эти показатели ориентированы на коммерческое жильё, каждое муниципальное формирование выделяет часть средств на обеспечение водомерами во исполнение экономических программ по эффективному использованию ресурсов.

Существуют списки очерёдности на обеспечение водомером населения, но только при наличии льготы, которая определяется каждым регионом самостоятельно. В других случаях правомерным отказом может послужить следующая причина:

Алгоритм действий предшествующий монтажу ИПУ в госжилье

При отсутствии в соглашении о найме квартиры государственной принадлежности пункта, определяющего кто должен менять счётчики водоснабжения в квартире госфонда, функционал по обеспечению водомером автоматически снимается с нанимателя жилья, и порядок его действия становится таким:

Следует знать! Существует порядок возмещения средств, которые потрачены арендатором на монтирование водомерного узла в госжилье т.е. установка получается бесплатной. Для этого следует предварительно уведомить владельца помещения о своих намерениях по обустройству квартиры водосчётчиком, и иметь все официальные подтверждения своих расходов в проведении этих работ.

Устанавливать счётчики на воду обязанность, предусмотренная по закону. Для жильцов наличие водомера является облегчением в вопросах финансовых затрат на оплату коммуналки, единственно, следует правильно определить сторону, которая по закону обязана оснастить жилище этим механизмом и пользоваться предоставленной возможностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *