занятия по физической культуре и спорту в университете могут проходить в форме
Формы занятий по физической культуре в вузе (цель, задачи, средства и методы).
ФК в вузе организуется в форме учебных занятий, спортивно-массовой работы, самостоятельных занятий, занятий в группах лечебной ФК, прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купания, туристские походы. Учебные занятия могут быть:· Теоретические, практические, контрольные; · Элективные практические занятия (по выбору) и факультативные; · Индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации); · Самостоятельные задания по заданию и под контролем преподавателя.
Цель – формирование физической культуры личности студентов, оптимизация их физического развития, всестороннее совершенствование физических качеств.
Специфические задачи делятся на образовательные и задачи изменения физических показателей организма человека. Общепедагогические задачи решают проблемы личностных качеств человека.
Основным средством являются физические упражнения. Вспомогательные средства:
оздоровительные силы природы. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления, становятся формой активного отдыха.
гигиенические факторы включают гигиену полости рта, гигиену тела, гигиену спортивной одежды и обуви, гигиену закаливания. Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.
2 группы методов: специфические (характерные только для процесса обучения) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Специфические методы: Метод строго регламентированного упражнения. Упражнения выполняются в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Игровой метод. Двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержаний и правил игры.
Соревновательный. Достижение результата в соревновании происходит за счет высокой эмоциональной, психологической и физической напряженности в условиях конкурентной борьбы.
С помощью этих методов решаются задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и двигательных навыков, воспитанием физических качеств.
Общепедагогические методы:Словесный (описание, объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия). Наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдения студентов)
33. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия (цель,задачи,средства,методы).Задачи:
1. обеспечить развитие и упрочение у обучающихся глубоко осознанной потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни;
2. обогатить и усовершенствовать у них знания, умения и навыки в сфере ФК;
3. обеспечить повышение (или поддержание достаточно высокого) уровня общей физической подготовленности и спортивной тренированности, развитие профессионально важных физических качеств;
4. полноценно реализовать возможности использования факторов ФК для профилактики заболеваний, сохранения и упрочения здоровья.
Учебно-тренировочное занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Во вводной частинеобходимо создать рабочую обстановку, ознакомить занимающихся с содержанием урока, создать соответствующую психологическую установку и положительное эмоциональное состояние. Продолжительность 5 минут. В подготовительной части разминка обеспечивает преодоление периода врабатывания организма. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, готовое к выполнению повышенных физических нагрузок.
Многие студенты недооценивают значение разминки, стремятся или вообще ее не выполнять или выполняют небрежно, а следовательно, и объективных физиологических закономерностей периода врабатывания организма в более интенсивную двигательную деятельность. Разминка делится на две части – общую и специальную. Задача общей разминки – разогреть мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных частей организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для достижения этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения для всех групп мышц и частей тела. Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. Продолжительность 10-20 минут. Основная часть. Происходит формирование знаний в области двигательной деятельности; обучение двигательным умениям и навыкам общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; развитие общих и специальных функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и поддержание хорошей осанки; закаливание организма; воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстетических качеств. Продолжительность 80–85 % времени занятия. Заключительная часть направлена на обеспечение постепенного снижения функциональной активности и приведение организма в сравнительно спокойное состояние. У студентов наблюдается снижение внимания к проведению заключительной части занятия, что может вредно отразиться на деятельности сердечно-сосудистой системы, т.к. резкий переход от активных движений к покою выключает действие мышечного насоса и перегружает сердечную мышцу. В заключительной части применяется медленный бег, ходьба, упражнение на расслабление с глубоким дыханием.
Для определения степени напряженности функциональных систем при нагрузки используются показатели интенсивности. Наиболее информативным показателем реакции организма на заданную работу является частота сердечных сокращений (ЧСС).
Физиологи определили четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС:
Нулевая зона интенсивности (компенсаторы) – ЧСС до 130 уд/мин. Эффективного воздействия на организм не происходит, поэтому тренировочный эффект может быть только у слабоподготовленных занимающихся.
Первая тренировочная зона (аэробная) – ЧСС от 130-150 уд/мин. Данный рубеж назван порогом готовности, работа в этой зоне интенсивности обеспечивается аэробными механизмами энергообеспечения, когда энергия в организме вырабатывается при достаточном поступлении кислорода.
Вторая тренировочная зона (смешенная) – ЧСС от 150-180 уд/мин. В этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения подключаются анаэробные, когда энергия образуется при распаде энергетических веществ в условиях недостатка кислорода.
Третья тренировочная зона (анаэробные) – ЧСС от 180 уд/мин и более. В этой зоне совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. В данной зоне ЧСС перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки так как приобретают значение показатели биохимических реакций крови и ее состава.
Основными факторами дозировки нагрузки являются:
Количество повторений, темп выполнения, мощность, амплитуда движений, количество вовлеченных в работу мышечных групп, исходное положение, степень сложности, напряжение и отдых.
Довольно точно отражает влияние нагрузки самочувствие. Чрезмерная нагрузка накапливает утомление в результате чего появляется бессонница, головная боль, потеря аппетита, отдышка, тошнота.
Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являются, с одной стороны, величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, количество работы в физико-механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движений); с другой — величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызываемых упражнением (степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объемов крови).
Общая величина нагрузки производна от ее объема и интенсивности. Понятие «объем нагрузки» относится к ее протяженности во времени и суммарному количеству работы, выполняемой в процессе упражнения; понятие «интенсивность нагрузки» связано с напряженностью работы и степенью ее концентрации во времени.
Показателями объема при выполнении физического упражнения будут:
с внешней стороны: время, занятое выполнением упражнения, метраж преодоленной дистанции, отягощения, общее число повторений, количество физической работы за время упражнений.
с внутренней стороны: общая пульсовая стоимость, энергетическая стоимость.
Показателями интенсивности являются:
с внешней стороны: скорость движения, скорость преодоления дистанции, разовый вес отягощения, мощность работы.
с внутренней стороны: пульсовая и энергетическая интенсивность упражнения.
Чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Формы занятий физической культурой в вуЗе.
На основе государственных стандартов высшего профессионального образования вузы самостоятельно (с учетом содержания примерной учебной программы по физической культуре, местных условий и интересов обучающихся) определяют формы занятий физической культурой. В настоящее время используются обязательные урочные (учебные) и неурочные формы занятий.
теоретические, практические, контрольные;
элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;
индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);
самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.
Обязательный теоретический раздел программы излагается студентам в форме лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях). Практический раздел состоит из двух подразделов:
Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и по расписанию кафедры физического воспитания для студентов, не справляющихся с зачетными требованиями, а также для желающих углубить свои знания и практические навыки.
Самостоятельные занятия могут проводиться по заданию и под контролем преподавателя как в учебное, так и во внеучебное время.
Внеучебные занятия организуются в форме:
физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки);
занятий в секциях, организованных профсоюзом, спортивным клубом или другими внутривузовскими организациями;
самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;
массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных внутривузовских и вневузовских мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники).
Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности (не менее 5 часов Р неделю), необходимой для нормального функционирования организма молодого человека студенческого возраста.
Целью физического воспитания в ВУЗах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
Задачи занятий физической культурой в вуЗе.
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания
предусматривается решение следующих задач:
воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
всесторонняя физическая подготовка студентов;
приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки;
воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Формы организации занятий по физическому воспитанию в вузе
3. Формы организации занятий по физическому воспитанию в вузе
Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время.
Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осуществляется в следующих формах.
1. Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза. Выделяют теоретические и практические занятия.
Теоретические – лекции, методические практикумы, консультации, собеседования.
Практические – практикумы, консультации, зачетные соревнования, контрольные тестирования, соревнования по общефизической подготовке и избранному виду спорта.
2. Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям, которые являются основной формой. На факультативных занятиях совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная физическая подготовка, расширяются знания по теории и методике физического воспитания, продолжается подготовка студентов к общественной физкультурно-спортивной деятельности.
Физическое воспитание студентов во внеучебное время (т.е. вне обязательных занятий) проводится в следующих формах.
1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополнительные занятия и др.
Физкультпаузы проводятся после первых 4-х аудиторных или практических занятий. Их продолжительность – 8-10 минут.
Дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подготовки слабоподготовленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию.
Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха.
2. Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др.проводятся под руководством педагога по физической культуре и спорту.
3. Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свободное от учебы время: а) на основе полной добровольности и инициативы (по желанию); б) по заданию преподавателя (домашние задания).
4. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время. К ним относятся турпоходы, спортивные праздники, дни здоровья, спартакиады, соревнования по календарю межвузовских и внутривузовских мероприятий.
Таким образом, помимо решения воспитательных и образовательных задач физическое воспитание во внеучебное время призвано повысить двигательную активность студентов: улучшить профессионально-прикладную готовность и оптимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционального напряжения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.
4. Методические основы физического воспитания в вузе
Многочисленными исследованиями установлено, что динамика умственной работоспособности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависит от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается улучшением функционального состояния ЦНС, что благоприятно отражается на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двигательный режим в объеме 6-8 ч. занятий в неделю. Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения.
1. Занятия физическими упражнениями (обязательные и самостоятельные), как правило, должны содержать в первой половине каждого семестра 70-75% упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Интенсивность нагрузки у студентов по ЧСС может доходить до 160-170 уд/мин.
Во второй половине каждого семестра примерно 70-75% применяемых средств необходимо использовать для воспитания силы, общей и силовой выносливости. Причем интенсивность в этот период несколько снижается (ЧСС доходит до 150 уд/мин.). Такое построение учебных и самостоятельных занятий оказывает стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов.
2. На занятиях физического воспитания, проводимых на первой паре, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности (ЧСС – 110-150 уд/мин) или средней интенсивности (ЧСС в диапазоне 130-150 уд/мин). Оптимальная моторная плотность находится в пределах 50-60%. Основное назначение таких занятий – обеспечение сокращения периода врабатывания в умственную деятельность, что в конечном счете стимулирует и удлиняет период высокой работоспособности и обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку.
В случае, когда урок проводится на 3-4-й паре, ЧСС не должна превышать 150-160 уд/мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно.
3. Проведение физических занятий 2 раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели. Поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не привести к снижению умственной активности.
4. Занятия различными видами спорта по-разному оказывают воздействие на умственную работоспособность. Так, с одной стороны, игровые виды и единоборства предъявляют высокие требования к психике, что обусловлено повышенным функционированием эмоционально-психических механизмов. Следствием таких занятий является снижение умственной активности. С другой стороны, непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют учебную деятельность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.
5. В период экзаменационной сессии занятия желательно проводить не более 2-х раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60-70% от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера (плавание, лыжи, бег).
Таким образом, направленность занятий физическими упражнениями в период сессии может быть по своему характеру как оздоровительно-профилактической (в основном для не спортсменов), так и поддерживающей (преимущественно для спортсменов).
В рамках учебной недели с целью обеспечения устойчивой умственной работоспособности рекомендуется следующая исходно-ориентировочная схема планирования занятий по физическому воспитанию:
— понедельник: занятия физическими упражнениями с целью активизации психофизического состояния организма студента;
— среда: занятия физическими упражнениями для поддержания работоспособности;
— пятница (или суббота): занятия физическими упражнениями с целью снятия недельного кумулятивного утомления.
Необходимо подчеркнуть, что лишь систематическое использование разнообразных средств физического воспитания создает объективные условия для оптимального проявления умственной работоспособности.
Общие основы физического воспитания студентов
Как известно, студенчество считается социально активной группой общества. И от ее моральных и профессионально-деловых качеств в немалой степени будет зависеть уровень общественного прогресса.
Важное значение физического воспитания в вузах объясняется рядом существенных обстоятельств.
Овладение профессиональными знаниями в условиях постоянного роста объема информации и связанной с этим интенсификации учебного труда требует от студента рационального расходования свободного времени для снятия умственного утомления и укрепления здоровья. Без физического воспитания, повышающего общую работоспособность, полноценное усвоение учебной программы вуза представляется затруднительным. И здесь физическое воспитание выступает как серьезный фактор, оптимизирующий умственную активность студентов.
Умственную работоспособность будущий специалист высшей квалификации должен не только поддерживать, но и по мере возможности улучшать. Наиболее благоприятным периодом для этого являются школьный и студенческий возрасты. Отсюда в силу закона единства физического и психического состояния организма проблема повышения интеллектуальной продуктивности более успешно решается, если организм человека получает оптимальную физическую нагрузку.
Задача массового развития физической культуры и спорта в стране силами только штатных физкультурных работников вряд ли решаема. Для этого необходим широкий физкультурно образованный и физически подготовленный общественный актив. Таким квалифицированным и динамичным слоем общества является многомиллионная интеллигенция — инженеры, врачи, педагоги и т. д.
Поэтому в процессе обучения в вузе каждый студент должен получить, хотя бы в минимально достаточном объеме, основы специальных физкультурных знаний, организационно-методические умения и навыки по физкультурно-спортивной работе.
Из этих социально значимых оснований вытекает собственно сама цель, связанная с физическим воспитанием данного контингента населения. Она заключается в необходимости подготовки физкультурно образованного молодого человека, способного к высокопроизводительному профессиональному труду и в то же время владеющего организационно-методическими умениями для работы в качестве общественного инструктора, тренера или судьи по спорту.
С учетом вышеизложенного основными задачами Физического воспитания студентов являются:
1. Воспитание общечеловеческих ценностей (совести, честности, порядочности, патриотизма, трудолюбия, сознательной дисциплины, воли и т. д.). Эта общепедагогическая задача, естественно, решается всеми социальными институтами общества (семья, школа, трудовой коллектив, средства массовой информации и т. д.), в том числе средствами физической культуры и спорта. Студент находится в таком возрасте, когда воздействующие факторы еще не бесполезны, так как жесткие жизненные установки у него пока полностью не сформированы. Следовательно, эффект соответствующих воспитательных усилий может дать положительный результат.
2. Сохранение и укрепление здоровья студента как необходимой базы для поддержания его умственной работоспособности на протяжении всего периода обучения и последующей трудовой деятельности.
3. Достижение общей физической подготовленности в объеме требований и норм, соответствующих обязательной вузовской программе.
4. Обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности с учетом характера и особенностей будущей трудовой деятельности.
5. Приобретение необходимых знаний по теории и методике физического воспитания и спортивной тренировке, а также организационно-методических умений и навыков для работы в качестве общественного инструктора, тренера или судьи по спорту.
6. Совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов, защищающих честь своего вуза, города, страны.
Такова система задач физического воспитания студентов, которые конкретизируются в зависимости от ряда факторов: уровня предварительной подготовленности и состояния здоровья — если оно слабое, то вторая задача становится решающей; личных склонностей и способностей студентов; особенностей предстоящей профессиональной деятельности; физкультурно-спортивных условий, имеющихся в данном вузе, и др.
Но каковы бы ни были подобные особенности, только обязательное комплексное решение всей совокупности указанных задач позволит обеспечить необходимый личный и социальный эффект физического воспитания студента.
Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в следующих формах: учебные занятия; самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом; физические упражнения в режиме дня; массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического совершенствования.
Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания на протяжении всего времени теоретического обучения студентов. Содержание курса физического воспитания регламентируется государственной учебной программой для вузов «Физическая культура». Учебный материал программы предусматривает решение задач физического воспитания студентов и состоит из теоретического и практического разделов. Практический раздел программы содержит учебный материал, направленный на решение конкретных задач физического воспитания студентов.
В содержание занятий всех учебных отделений включается материал по профессионально-прикладной физической подготовке применительно к особенностям будущей профессии студентов. К этой форме относятся также занятия со студентами-спортсменами в секциях спортивного клуба, которые способствуют приобщению студентов к различным видам спорта, повышению уровня их спортивного мастерства. Учебно-тренировочные занятия проводятся по стабильному расписанию под руководством тренера (общественного тренера) клуба и предполагают участие занимающихся студентов в спортивных соревнованиях в соответствии с утвержденным календарным планом.
Занятия спортом эффективно воздействуют на укрепление здоровья, на процесс физического совершенствования, на формирование морально-волевых качеств занимающихся. У студентов-спортсменов, прошедших в вузе школу спортивной подготовки, более прочно воспитывается потребность в систематических занятиях физическими упражнениями на долгие годы, вырабатывается привычка к здоровому образу жизни. Рост спортивных результатов расширяет представления о пределах человеческих возможностей в проявлении физических и морально-волевых качеств.
Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, выполнить недельный объем двигательной активности, способствуют лучшему усвоению учебного материала по физическому воспитанию, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в сферы быта и отдыха студентов. Правильно организованные самостоятельные занятия в совокупности с учебными обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Занятия проводятся во внеучебное время по заданию преподавателей при методическом руководстве кафедры физического воспитания.
Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия предусматривают широкое привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебной практики, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии общественных организаций вуза.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.
Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.
Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, в профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса.
Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.
Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованной их культурным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоуправления, самоопределения. Они отражают наиболее действенные и долговременные результаты образования по физической культуре.
Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.
В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:
— материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);
— физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);
— социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции);
— психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);
— культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).
Исследования М. А. Арвисто позволили выделить три ранга ценностных ориентаций студентов в физкультурно-спортивной деятельности (табл. 3.1).
В таблице ценностные ориентации представлены с точки зрения различных компонентов регуляции деятельности. Эмоциональный компонент основывается на привлекательности, а рациональный — на полезности, они дополняют друг друга и деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует определенное несоответствие. Данные таблицы показывают, что ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические нагрузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, самовыражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга, составляют главный ранг. Поэтому в физкультурноспортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориентация на эту деятельность.
Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции:
— преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепление ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;
— интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;
— проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей; проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;
— ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессиональные и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;
— коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;
— социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социкультурного опыта, формирования социально ценных качеств.
Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Примерной она названа потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических условий.
Чтобы достичь цели физического воспитания — сформировать физическую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:
— понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
— знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;
— формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
— овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
— обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии;
— приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:
— физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
— социально-биологические основы физической культуры;
— основы здорового образа и стиля жизни;
— оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
— профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лекций представлено в настоящем учебнике.
Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей.
Примерная тематика занятий может включать:
— методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;
— методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;
— основы методики самомассажа;
— методику корригирующей гимнастики для глаз;
— овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения;
— методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей тематики лекций.
Важное условие закрепления и совершенствования этих методов — многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.
Освоение второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание занятий базируется на широком использовании знаний и умений применять средства физической культуры, использовать спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в пропагандистской, инструкторской, судейской деятельности.
Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированное™ физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.
Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже оценки «удовлетворительно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения (табл. 3.2 и 3.3).
Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и практическому содержанию программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:
— понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
— знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
— иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.
Важны физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Освоить содержание дисциплины «Физическая культура» необходимо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по выбору) и факультативными курсами различной направленности, учитывающими индивидуальность студента, его мотивы, интересы, потребности.
Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, половой принадлежности, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются. При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы.
В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, половой принадлежности.
Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.
В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованных в вузе. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением зачетных требований в установленные сроки.
Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года.
При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы.
В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме:
— теоретических, практических, контрольных;
— элективных методико-практических и учебно тренировочных занятий;
— индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;
— самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.
Внеучебные занятия организуются в форме:
— выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;
— занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;
— самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;
— массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
Леонид Дворкин, Казбек Чермит «Физическое воспитание студентов»