занятия по триз в детском саду пособие для педагогов дошкольных учреждений
Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений
В книге прописаны развивающие занятия с детьми пятого и шестого года жизни из арсенала ТРИЗ-педагогики. Цель – развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.
ГИН Светлана Ивановна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории, кандидат педагогических наук, отличник образования Республики Беларусь, лауреат премии специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся, член совета республиканского клуба «Хрустальный журавль», ведущий сотрудник международной Лаборатории «Образование для новой Эры».
В конце 50 гг. ХХ в. появилась наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, автор ТРИЗ – отечественный изобретатель Г.С.Альтшуллер. С появлением ТРИЗ появилась возможность массового обучения технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории происходит не только приобретение нового умения решать творческие задачи, но и начинают формироваться черты творческой личности.
Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно
Пособие представляет собой подробные поурочные разработки курса адаптации первоклассников к школе (продолжительность курса – 5 учебных дней). Занятия дают возможность детям познакомиться друг с другом, понять необходимость школьных правил, отработать первичные организационные умения.
Курс «Мир логики» ставит своей задачей обучить детей навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать и т. д.
Пособие представляет собой подробные разработки занятий, включающие в себя рекомендации по проведению занятия в целом и каждого его этапа, примерные схемы диалогов, анализ возможных трудностей на занятии и описание способов их преодоления.
Курс «Мир логики» можно изучать в 4 классе общеобразовательных учреждений в рамках раздела ФГОС НОО «Внеурочная деятельность в начальной школе». Может преподаваться как заключительная часть авторских курсов: «Мир загадок», «Мир фантазии», «Мир человека» и как самостоятельный курс.
В пособии представлены программа и подробные разработки занятий по курсу «Мир загадок», который знакомит детей с окружающим миром через отгадывание и сочинение загадок. Путешествуя по загадочной стране, первоклассники изучают свойства предметов, приобретают навыки системного и диалектического мышления, знакомятся с понятиями теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Курс «Мир загадок» может изучаться в 1 классе общеобразовательных учреждений в рамках раздела ФГОС НОО «Внеурочная деятельность в начальной школе» (программа духовно-нравственного развития личности). Курс может преподаваться как самостоятельный и как первая часть курсов «Мир человека», «Мир фантазии», «Мир логики».
Размышления над письмами
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России.
В книге рассказывается о способах формирования коммуникативной культуры человека. Авторы отвечают на возможный вопрос наших читателей – педагогов, психологов, организаторов образования, преподавателей и студентов педагогических вузов, – чему нужно прежде всего научить школьников, чтобы подготовить социально–ответственного гражданина.
Пособие будет интересно педагогам–практикам, занимающимся проблемами формирования коммуникативной компетентности. В этой связи авторы предлагают практические задания, разработки уроков и внеклассных мероприятий, разработки элективных курсов по данной проблеме.
Книга издана при государственной поддержке в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 60 «Ручеёк» г.Волжского Волгоградской области
«Две недели в лагере здоровья
для воспитателей, учителей.
Хлынова Надежда Фёдоровна
старший воспитатель МБДОУ д/с № 60
«Эти записки, если их прочитают опытные учителя, тем более учителя – словесники, для кого-то из них станут, хотя бы отчасти, подтверждением их собственных выводов, у кого-то вызовут недоумение и, возможно, возражения. Это вполне естественно: у каждого учителя свои ответы на вопросы, которые ставит перед нами работа в школе.
Я думаю, мои размышления будут интересны прежде всего молодым учителям и тем, кто, размышляя о своем будущем, задумывается о профессии учителя, в частности и в особенности, – учителя русского языка и литературы. Им мои записки могут помочь в выборе – и профессии, и путей овладения ею.
Предполагаю и надеюсь, что эти записки смогут заинтересовать и родителей. Ведь мамы и папы, бабушки и дедушки, которые вдумчиво, серьезно относятся к воспитанию, задумываются и о том, как ребенок овладевает родным языком и литературой, почему ему это трудно или неинтересно (а так бывает нередко), поэтому им важно знать, как это происходит, увидеть этот процесс „изнутри“ в той мере, в какой возможно его увидеть со стороны.
Кроме того, изложенные здесь, особенно во второй части записок, мысли основаны на моем материнском, а не только учительском опыте».
Родился ребёнок. Он не тот, кого мы ждали. Он «не такой»… И мы чувствуем, что всё потеряно, нет никакой надежды. Мир рушится… Эти чувства знакомы многим людям, в семьях которых родился ребенок с тем или иным отклонением здоровья. Прошла через это и автор книги «Мой маленький Будда» Валентина Ласлоцки. Но скоро она почувствовала: мир не рухнул, жизнь продолжается. Нормальная, полноценная жизнь: материнская любовь и любовь сыновняя, родительские радости и заботы… Возможно, опыт матери, которая воспитала ребенка с синдромом Дауна, поможет родителям, оказавшимся в похожей ситуации, преодолеть многие проблемы. Ведь ее сын вырос, получил профессиональное образование, работает по своей специальности. Кроме того, книга В. Ласлоцки несколько с иной стороны представляет проблему реабилитации людей с нарушениями развития, показывая изнутри, как переживает такую ситуацию семья, а также дает урок толерантности представителям самых широких слоев общества.
Эта книга является результатом последних десяти лет научно-педагогической деятельности автора и представляет собой сборник научных статей, посвященных становлению и развитию изобразительного искусства на Алтае во второй половине XX – начале XXI века, а также исследованию проблемы развития жанров в алтайском искусстве, различных направлений и тенденций в них, связанных с различными темами и мотивами. Особое внимание в своих статьях автор уделяет научному обоснованию анализа проблемы трагических мотивов в жанровом разнообразии алтайского изобразительного искусства.
Статьи, содержащие методы и приемы в живописной практике, рисунке, копировании, будут представлять интерес для вузовских преподавателей, а также для всех, кто связан с педагогической деятельностью в сфере художественного образования.
Издание иллюстрировано работами студентов факультета искусств Алтайского государственного университета под руководством автора.
Издано в сборнике «Почему вымирают русские. Последний шанс» ЭКСМО, 2004
В книге изложен опыт применения эффективной, признанной во всем мире, методики доктора Петра Попова для восстановления здоровья опорно-двигательной системы. Она помогла сотням и тысячам людей, среди которых известные спортсмены, актеры, артисты балета… Мы также можем идти к исцелению с этой уникальной общедоступной гимнастикой. Наградой за последовательное включение в режим движения будет бесценный дар – здоровье позвоночника и организма в целом.
Помимо занятий по методу доктора Попова, книга содержит проверенные способы, советы и рекомендации из других систем и методик, позволяющие снять боль, разбудить дремлющие силы организма, восстановить и сохранить здоровье.
Человек велик в своем потенциале, но так мало его использует. Увлекшись разумом, мы почти отказались от глубин и вершин собственного Духа.
Мы захлебываемся, бродя по колено в море информации, и отчаянно боимся упасть, если только поднимаем глаза к небу. Но тот же разум требует расширить взаимодействие с миром, смотреть и видеть, прикасаться и чувствовать, ощущать и переживать его во всей полноте.
ЭЗО-terra – территория тех, кто уже вдохнул воздух свободы и попытался рассказать об этом остальным. Это мир глазами видящих, зов в слове услышавших, воплощение Духа в сосудах человеческой смелости, безрассудства и мудрости.
ЭЗО-terra – взгляд на нашу жизнь со следующей ступени бытия, набор инструментов для будущего, оставленный нам Мастерами.
Пришло время действия со знанием!
На белоснежном мраморном надгробье его могилы высечены строки Руми: «Не смотри в мое лицо, но возьми то, что у меня в руке».
Идрис Шах (Idries Shah, Sayed Idries el-Hashimi) (1924–1996) – предприниматель и автор сотен текстов, прямой потомок Мухаммада (по одной из версий) и научный директор Института изучения культур, основатель издательства и Учитель, тайный советник властителей восточных империй, человек, одним из первых открывший Западу сокровенное знание суфизма.
В чем секрет Великого шейха суфиев, жившего в Лондоне в доме с гобеленами на стенах и запивавшего английским элем совершенно европейский бифштекс? Где таинственность, экзотика, тайное знание? Может быть, там, за фасадом биографии, хранится притча о его истинной жизни?
Занятия по триз в детском саду пособие для педагогов дошкольных учреждений
Светлана Ивановна Гин
Занятия по ТРИЗ в детском саду (пособие для педагогов дошкольных учреждений)
Сведения об авторе:
ГИН Светлана Ивановна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории, кандидат педагогических наук, отличник образования Республики Беларусь, лауреат премии специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся, член совета республиканского клуба «Хрустальный журавль», ведущий сотрудник международной Лаборатории «Образование для новой Эры».
В конце 50 гг. ХХ в. появилась наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, автор ТРИЗ – отечественный изобретатель Г.С.Альтшуллер. С появлением ТРИЗ появилась возможность массового обучения технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории происходит не только приобретение нового умения решать творческие задачи, но и начинают формироваться черты творческой личности.
В 80-е гг. годы возникло новое направление в образовании – ТРИЗ-педагогика. Идеал ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.
В последнее время многие педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ – педагогики, т. к. в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Целью работы в детском саду по использованию методики является развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; развитие поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.
Однако на сегодняшний день массового внедрения ТРИЗ – технологии в систему работы дошкольных учреждений республики не происходит. Это вызвано в первую очередь недостаточной разработанностью содержания программы по ТРИЗ, соответствующих форм и методов обучения.
Данное пособие представляет собой практический материал по системному использованию методики ТРИЗ в детском саду, основанный на многолетнем авторском опыте работы с коллективами дошкольных учреждений г. Гомеля (Беларусь).
При подготовке занятий использовались методические материалы специалистов – тризовцев по обучению дошкольников и младших школьников: Гуткович И., Корзун А., Мурашковской И., Ладошкиной С., Нестеренко А., Страунинг А., Сидорчук Т., Рубиной Н., Шустермана М., а также авторские разработки Гин С.И.
Занятия, предлагаемые в пособии, рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми пятого и шестого года жизни.
В первый год предполагается изучить следующие темы: «противоречия», «системный оператор», «метод маленьких человечков», «ресурсы», «сочинение загадок» (по методике Нестеренко А.А.).
С детьми среднего возраста, учитывая психофизиологические особенности детей 4–5 летнего возраста, занятия проходили в форме свободного общения, в виде диалогов, где воспитатель играл направляющую и организующую роль. Продолжительность занятия 15–20 минут.
В программе второго года обучения кроме занятий предлагается серия познавательных упражнений, которые воспитатели могут использовать в повседневном общении с детьми (в тексте основное занятие идет под буквой А, познавательное упражнение под буквой Б). Кроме этого в каждое основное занятие включается практическая деятельность (рисование, лепка, аппликация) на тему занятия. Продолжительность всего занятия – 25–30 мин.
Основные темы, предлагаемые во второй год обучения: «приемы фантазирования», «приемы придумывания нового объекта», «методика рассказа по картинке» (по методике Мурашковской И.Н.), обучение навыку классификации (по методике Сидорчук Т.А.).
В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится гораздо более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают применяться на других занятиях и в повседневном общении.
Несмотря на то, что пособие представляет собой подробные рекомендации к проведению занятий – «что говорить и делать», воспитателям рекомендуется самостоятельно расширять и совершенствовать собственные знания и умения по ТРИЗ, чтобы понимать «почему именно это нужно говорить и делать». Ведь основная задача использования методики ТРИЗ в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель – творец.
Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений
В книге прописаны развивающие занятия с детьми пятого и шестого года жизни из арсенала ТРИЗ-педагогики. Цель – развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
В конце 50 гг. ХХ в. появилась наука ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, автор ТРИЗ — отечественный изобретатель Г.С.Альтшуллер. С появлением ТРИЗ появилась возможность массового обучения технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории происходит не только приобретение нового умения решать творческие задачи, но и начинают формироваться черты творческой личности.
В 80-е гг. годы возникло новое направление в образовании — ТРИЗ-педагогика. Идеал ТРИЗ — педагогики — человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.
В последнее время многие педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ — педагогики, т. к. в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Целью работы в детском саду по использованию методики является развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; развитие поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.
Однако на сегодняшний день массового внедрения ТРИЗ — технологии в систему работы дошкольных учреждений республики не происходит. Это вызвано в первую очередь недостаточной разработанностью содержания программы по ТРИЗ, соответствующих форм и методов обучения.
Данное пособие представляет собой практический материал по системному использованию методики ТРИЗ в детском саду, основанный на многолетнем авторском опыте работы с коллективами дошкольных учреждений г. Гомеля (Беларусь).
При подготовке занятий использовались методические материалы специалистов — тризовцев по обучению дошкольников и младших школьников: Гуткович И., Корзун А., Мурашковской И., Ладошкиной С., Нестеренко А., Страунинг А., Сидорчук Т., Рубиной Н., Шустермана М., а также авторские разработки Гин С.И.
Занятия, предлагаемые в пособии, рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми пятого и шестого года жизни.
В первый год предполагается изучить следующие темы: «противоречия», «системный оператор», «метод маленьких человечков», «ресурсы», «сочинение загадок» (по методике Нестеренко А.А.).
С детьми среднего возраста, учитывая психофизиологические особенности детей 4–5 летнего возраста, занятия проходили в форме свободного общения, в виде диалогов, где воспитатель играл направляющую и организующую роль. Продолжительность занятия 15–20 минут.
В программе второго года обучения кроме занятий предлагается серия познавательных упражнений, которые воспитатели могут использовать в повседневном общении с детьми (в тексте основное занятие идет под буквой А, познавательное упражнение под буквой Б). Кроме этого в каждое основное занятие включается практическая деятельность (рисование, лепка, аппликация) на тему занятия. Продолжительность всего занятия — 25–30 мин.
Основные темы, предлагаемые во второй год обучения: «приемы фантазирования», «приемы придумывания нового объекта», «методика рассказа по картинке» (по методике Мурашковской И.Н.), обучение навыку классификации (по методике Сидорчук Т.А.).
В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится гораздо более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают применяться на других занятиях и в повседневном общении.
Несмотря на то, что пособие представляет собой подробные рекомендации к проведению занятий — «что говорить и делать», воспитателям рекомендуется самостоятельно расширять и совершенствовать собственные знания и умения по ТРИЗ, чтобы понимать «почему именно это нужно говорить и делать». Ведь основная задача использования методики ТРИЗ в дошкольном возрасте — это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель — творец.
Для этого необходимо:
— организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не принимали «академический» характер;
— в конце занятий следует выделять этап «Подведение итогов» для обучения детей навыку рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: в виде игр «Интервью» «Копилка новостей», «Доскажи предложение» и др., обсуждения планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о…, а в следующий раз узнаем еще и о…»), продуктивной деятельности и обсуждения полученных работ и др. При этом желательно обеспечить естественный переход детей к другим видам деятельности, связав содержание занятия с последующими режимными моментами.
— иметь специальную игрушку — героя занятий, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия; Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать игрушке существенно увеличивает активность и заинтересованность. Основное требование при выборе игрушки: необычность и оригинальность. Это может быть перчаточная кукла, интересный воздушный шарик, «головоног», «кубарик», «лошарик» и т. п. После «Подведения итогов» дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.
— проводить познавательные упражнения на втором году обучения не только как коллективные, но и как индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения также можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми.
— быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуации, уметь генерировать различные варианты решения задач.
Данное пособие адресовано начинающим и рекомендуется прежде всего для массового использования воспитателями, не получившими углубленной подготовки по ТРИЗ, делающими первые шаги в освоении этой науки. Вместе с тем, рекомендации могут быть использованы и опытными воспитателями, которые будут вносить соответствующие изменения в конспекты занятий и выходить на следующий уровень преподавания и освоения материала. Например, при изучении темы «Противоречие» можно включать решение задач «на противоречия», при обучении игре «Да-нетка» можно использовать не только линейный вариант игры, описываемый в пособии, но и плоскостной и пространственный и т. п. Таким образом, воспитатель может самостоятельно выстраивать план занятий в зависимости от собственных знаний и умений и (прежде всего!) готовности детей.
ТРИЗ-педагогика сегодня — это серьезная дисциплина со своим научным аппаратом, разветвленной структурой, специфичными алгоритмами и законами. Как и любая другая наука, в детском саду ТРИЗ может преподаваться только в упрощенном, адаптированном виде, на уровне первичного ознакомления с основными понятиями. При этом пропедевтический характер ТРИЗ состоит не столько в более раннем освоении соответствующей терминологии, столько в обеспечении «задачной», многовариантной, стимулирующей творческий поиск жизни и деятельности наших детей.
АВТОР ВЫРАЖАЕТ ИСКРЕННЮЮ БЛАГОДАРНОСТЬ
воспитателям детских садов № 10 и № 163 г. Гомеля, принимавшим участие в реализации программы применения ТРИЗ-педагогики в детском саду: Барбадьковой Т.И., Бейзеровой Н.Н., Брель Т.О., Гальмуковой Л.С., Ефименко Л.П., Киселевой Е.В., Ковалевой А.Б., Ковалевой О.В., Кондрусевой А.Н.,Левковец В.С., Менделевой Е.В., Метелкиной В.И., Сухиной В. А., Чухрай Е.В.
а также благодарит за сотрудничество и поддержку Ульянову Инну Александровну — инспектора по дошкольному образованию Советского РОО г. Гомеля, Мельникову А.В. — заведующую д/с № 10, Тимошенко М.И. — заведующую д/с № 163, Васильчук Н. В. — методиста д/с № 163, Палевич О. В. — методиста д/с № 10.
РАДОСТИ ТВОРЧЕСТВА НАМ И НАШИМ ДЕТЯМ!
(первый год обучения).
1. октябрь Противоречия в погоде.
2. октябрь Противоречия в предметах.
3. ноябрь Противоречия в предметах (продолжение).
4. ноябрь Противоречия в ситуациях.
5. ноябрь Противоречия в размерах.
6. ноябрь Противоречия в количестве.
7. декабрь Противоположные признаки.
8. декабрь Обобщающее занятие по противоречиям.
9. декабрь Подсистемы человека.
10. декабрь Подсистемы предметов.
11. январь Подсистемы предметов (продолжение).
12. январь Обобщающее занятие по подсистемам.
13. январь Метод маленьких человечков.
14. январь Твердые и жидкие человечки.
15. февраль Газообразные человечки.
16. февраль «Цветные» человечки.
17. февраль Обобщающее занятие по ММЧ.
18. февраль Функции подсистем.
19. март «Системный лифт».
20. март Надсистемы и подсистемы объекта.
21. март Обобщающее занятие по подсистемам и надсистемам 22. март Прошлое.
23. апрель Будущее человека.
24. апрель Будущее предмета.
25. апрель Системный оператор.
26. апрель Обобщающее занятие по системному оператору.
27. май Анализ сказки на системном операторе.
28. май Использование ресурсов для сочинения сказки.