занятия по уголовному праву

Урок-практикум «Уголовное право»

«Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»

I. Организационный момент

II. Выполнение заданий 1 этапа

Используя опорную схему (Приложение 1), дать ответ на вопрос и прокомментировать его (В случае использования групповых форм работы, при неправильном ответе – предложить другим группам прокомментировать его).

Задания 1 этапа

Ситуация 1. Варламов в ресторане познакомился с Локтевой и попросил разрешения проводить ее домой. Около подъезда дома, где жила Локтева, Варламов поскользнулся, и, падая, непроизвольно толкнул Локтеву. Локтева, потеряв равновесие, упала затылком о бордюр и через несколько часов от полученной травмы скончалась.
Можно ли привлечь Варламова к уголовной ответственности за причинение смерти потерпевшей?
(Ст.5 УКРФ – принцип вины. Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается (даже при наличии тяжких последствий)

Ситуация 2. Карапетов приобрел престижный импортный легковой автомобиль и вечерами катал на нем знакомых девушек. Во время одной из таких поездок одна из пассажирок, посмотрев на спидометр автомобиля, сказала, что Карапетов рискует нажить себе неприятности, превышая скорость, на что он ответил: «Машина новая, реакция у меня нормальная, ничего не случится». На одном из поворотов перед машиной внезапно оказался мужчина, перебегавший дорогу на пешеходном переходе. Карапетов не сумел избежать наезда, пешеход был сбит и скончался.
Определите форму вины Карапетова.
(Ст. 26 – по неосторожности (нет умысла). Преступное легкомыслие.)

Ситуация 3. Водитель автомобиля Серегин ехал по установленному маршруту. Внезапно в 5-ти метрах от машины, ехавшей со скоростью 40 км в час, на проезжей части улицы появился ребенок семи лет, бежавший за катившимся мячом. Предотвращая наезд на ребенка, Серегин резко вывернул руль вправо, сломал киоск и сбил проходящих по тротуару Калимова и Халибову. Калимов от полученных травм через несколько часов скончался в больнице, Халибовой, по заключению судебно-медицинской экспертизы, причинен тяжкий вред здоровью. Действовал ли Серегин в состоянии крайней необходимости?
(Да. Крайняя необходимость, нет преступления)

Ситуация 5. Валеев жил в квартире на первом этаже и под окнами держал свою автомашину. Чтобы в ночное время оградить ее от посягательств, он едва заметно опутывал машину электропроводом. Через окно Валеев протягивал этот провод в комнату и подключал к электросети. Однажды рано утром соседка Валеева вывела своего четырехлетнего сына на прогулку и не заметила, как он подбежал к машине и стал дергать электропровод. Валеев не успел еще выключить свое устройство из сети, и ребенок погиб. Будучи привлеченным к ответственности, Валеев утверждал, что в гибели ребенка виновата его мать, которая не следила за ним, хотя прекрасно знала и одобряла такой способ охраны машины.
Есть ли в действиях Валеева вина?
(Да, преступная небрежность (самонадеянность).

Ситуация 6. Петров и Романов, возвращавшиеся из института после вечерних занятий, подверглись нападению со стороны трех лиц, находившихся в нетрезвом состоянии. В процессе завязавшейся драки одному из нападавших, Кирееву, были нанесены тяжкие телесные повреждения Романовым. Задержанные хулиганы предстали перед судом.
Были ли правомерны действия Петрова и Романова?
(Да, необходимая оборона)

III. Выполнение заданий 2 этапа

Необходимо обсудить, почему именно таким был приговор суда. Для этого надо выявить в ситуации отягчающие или смягчающие вину обстоятельства, прокомментировать их. (Приложение 1)

Задания 2 этапа

Ситуация №1

Константин Г. в возрасте 23 лет нигде не работает и не учится, был признан в умышленной порче имущества – он разбил окно магазина. В суде он признал себя виновным, говорил, что совершил непристойный поступок и готов возместить ущерб. К уголовной ответственности его привлекали впервые.
Приговор: Освобождение от наказания с передачей на поруки.
(Впервые. Возмещение вреда. Деятельное раскаивание.)

Ситуация №2

Петр У. в состоянии алкогольного опьянения после посещения футбольного матча решил зайти со своими друзьями в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как, оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т. п. В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские.
Приговор:Лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии.
(Группа лиц. Активная роль.)

Ситуация № 3

Ситуация № 4

Дмитрий, 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил более 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у него дома, и ущерб был практически возмещен полностью.
Приговор: Отсрочка исполнения наказания
(Возраст 12 лет. Возмещение вреда)

Ситуация № 5

Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму, а девушки отобрали у нее часы и сумку с документами и деньгами.
Судья, оглашая приговор, сказал, что он надеется, что в будущем они трижды подумают, прежде чем вновь решиться совершить нечто подобное
Приговор: Лишение свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии.
(Группа лиц. В отношении пожилого человека.)

Ситуация № 6

Анатолий 3. был охарактеризован обвинителем как человек, который не может остановиться, совершая постоянные кражи личного имущества граждан. Его неоднократно задерживали, а в последний раз он на протяжении одного дня совершил карманных краж на сумму в 6тыс. рублей.
Приговор: Шесть лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима.
(Неоднократность)

Ситуация № 7

Иванов 15 лет и Петров 12 лет анонимно позвонили в милицию и заявили о том, что школа заминирована. Дети и сотрудники были эвакуированы. Занятия прерваны. Но сообщенные данные не подтвердились. Злоумышленников установили.
Будут ли Иванов и Петров подвергнуты уголовному наказанию?
(Иванов – «да» – с 14 лет. Петров – «нет» – ему 12 лет)

IV. Выполнение заданий 3 этапа

Раздаточный материал к этому заданию

Уголовный кодекс РФ

Статья 2. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, —наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.

Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью.

Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, — наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

Вред здоровью средней тяжести заключается в причинении потерпевшему длительного расстройства здоровья, а также в значительной стойкой утрате им общей трудоспособности менее чем на одну треть.
Под длительным расстройством здоровья следует понимать непосредственно связанную с повреждением временную утрату трудоспособности (заболевания, нарушения функции и т. д.) продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня).
Под значительной стойкой утратой общей трудоспособности менее чем на одну треть понимается утрата такой трудоспособности от 10 до 30 % включительно.
К причинению средней тяжести вреда здоровью относятся, например, трещины и переломы мелких костей, одного-трех ребер на одной стороне, вывихи в мелких суставах, стойкое затруднение речи, потеря пальца руки или ноги, сотрясение головного мозга средней степени, глубокие, размоз­женные и инфицированные раны, лечение которых может затянуться на срок более 21 дня, и т. д.

Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью

Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, — наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.

Под незначительной стойкой утратой трудоспособности подразумевается стойкая утрата общей трудоспособности, равная 5%.
К причинению легкого вреда здоровью относятся, например, закрытый перелом костей носа, ослабление зрения и слуха, связанное с незначительной стойкой утратой общей трудоспособности, множественные пли значительные кровоподтеки и ссадины, относительно глубокие раны, влекущие за собой кратковременное расстройство здоровья и т.д.

Статья 116. Побои

Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, — наказываются штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.

Побои — это нанесение многократных ударов по телу потерпевшего, его избиение. Удары при этом наносятся твердым тупым орудием многократно (три раза и более).
Иные насильственные действия, причиняющие физическую боль, состоят в щипании, сечении, выкручивании рук, защемлении той или иной части тела потерпевшего при помощи каких-либо приспособлении, воздействии на него огнем или иными природными биологическими факторами (путем использования, например, животных и насекомых) и т. п., если все это сопряжено с причинением физической боли.
Побои и иные насильственные действия могут нарушить анатомическую целость или физиологические функции органов и тканей человеческого организма (небольшие немногочисленные ссадины и кровоподтеки, синяки, поверхностные ранки и проч.), а могут и не нарушать их (причинение только физической боли, слабое недомогание и т.д.)

Задание 3 этапа

Объясни, почему ты принял то или иное решение.

V. Подведение итогов урока

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся найти информацию правового характера об их сверстниках.

Источник

Методическая разработка урока по обществознанию «Уголовное право»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский энергетический колледж им. С.М. Кирова»

открытого учебного занятия

Тема: «Уголовное право»

Одобрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Председатель ____________________ М.В. Моторина

Савельева В.М., преподаватель общеобразовательных дисциплин

Данная методическая разработка открытого учебного занятия по теме «Уголовное право» в курсе дисциплины «Обществознание» для студентов всех специальностей предназначена для преподавателей и является примером практического применения использования технологии индивидуализации при изложении лекционного материала. В разработке представлено полное методическое обеспечение учебного занятия по указанной теме.

В соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Обществознание» для студентов всех специальностей тема «Уголовное право» изучается студентами 1 курса согласно КТП во 2 семестре.

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Вид занятия: комбинированный урок.

Цель учебного занятия:

Изучение правовой культуры и правового поведения обучающимися, расширение знаний в рамках уголовного законодательства.

1) Ознакомить обучающихся с уголовным правом, а также сформировать умения пользоваться своими знаниями в рамках уголовного законодательства и соблюдать закон;

2) Обобщить и систематизировать знания обучающихся по уголовному праву.

1) Развивать способности обучающихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами уголовного права.

1) Воспитывать у обучающихся гражданскую позицию, а именно: уважение закона, самостоятельность и ответственность.

2) Воспитывать сознательность и ответственность по отношению к законам РФ, нормам права и уголовного права в частности.

Учебное оборудование: учебник, раздаточный материал, проектор, компьютер.

Формы и методы обучения:

— формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

— подготавливать устное выступление, творческую работу по уголовному праву.

— необходимость регулирования общественных отношений, сущность уголовного права, механизмы правового регулирования.

Элементы СОТ: элементы технологии саморазвития личности обучающегося

Особенности группы: обучающиеся I курса, группа ИСП-7-20.

В результате учебного занятия обучающиеся смогут:

регулирование общественных отношений, сущность уголовного права, механизмы правового регулирования;

формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам, пользоваться своими знаниями по уголовному праву для защиты своих прав. Самостоятельно использовать и уметь применять знания в жизненных ситуациях.

Ход учебного занятия:

Источник

Конспект открытого урока по уголовному праву

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Уголовное право

Цели урока: способствовать формированию понятий преступления, наказания, вины и ответственности, представлений о механизмах их возникновения, понимания роли в определении наказания; сформировать общие представления об ответственности за преступные действия (рассмотрение статей 105, 126, 158, 161, 162, 166, 188 УК РФ). Развивать умение работать с источником, работать самостоятельно. Воспитывать уважение к ценности жизни человека

сформировать у учащихся представление о личной ответственности за свои поступки;

сформировать у учащихся уважение к закону, к соблюдению прав и свобод других людей;

Тип урока: комбинированный

Методы: урок с элементами проблемного изложения, самостоятельная работа с текстом УК РФ, работа с таблицей, объяснение учителя, дискуссия, решение юридических задач.

Материалы и оборудование: Конституция РФ, Уголовный Кодекс РФ, раздаточный материал, презентация, юридический практикум.

1. Организация начала урока

Проверка наличия учащихся в классе и готовность их к уроку.

1.1 Сообщение темы и целей урока (с использованием частично-проблемного изложения)

Послушайте внимательно проблемную задачу и скажите о чём она:

? К какой отрасли права относится данное преступление? – УГОЛОВНОЕ ПРАВО

– это тема нашего урока.

— Сообщение целей урока.

2. Изучение нового материала

2.1 Основные понятия урока.

? Что такое уголовное право?

Назовите источники уголовного права.

1. Конституция Российской Федерации

2. Уголовный кодекс Российской Федерации

Группа 1: Каковы задачи Уголовного Кодекса? с.4 (Найдите в Уголовном Кодексе и зачитайте)

Группа 2: Каковы основные принципы Уголовного кодекса и в чём их суть?

Назовите два главных понятия в теме: уголовное право?

— преступление и наказание

Сформулируйте 1 группа – понятие «Преступление»

2 группа – понятие «Наказание» (с помощью подсказки)

2.2 Классификация преступлений Статья 15 УК РФ

2.3. Наказание, цели наказания.

Для чего существует наказание, каковы его цели?

а) восстановление социальной справедливости;

б) исправление осужденного;

в) предупреждение совершения новых преступлений

Виды наказаний: Статья 44 УК РФ (с 17-18) – штраф, лишение права занимать определённые должности, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, лишение свободы, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

2.4 Уголовная ответственность несовершеннолетних

Уголовная ответственность начинается с 16 лет, но за некоторые преступления уголовная ответственность начинается с 14 лет (статья 20 УК РФ) на столах распечатка, учащиеся знакомятся.

3. Закрепление полученных знаний

3.1 Работа с юридическим практикумом

Решение юридических задач с. 181, 182, 183

3.2 Составить план развёрнутого ответа на вопрос «Уголовное право»

Остались ли вопросы?

Интересна ли тема для вас?

5. Домашнее задание.

Выписать из Уголовного Кодекса обстоятельства, смягчающие наказание ( статья 61УК РФ) и обстоятельства отягчающие наказание (статья 63 УК РФ)

Источник

Урок по уголовному праву «Понятие уголовного права»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ПЛАН УРОКА № ___1___

Группа

ТЕМА: Понятие уголовного права

Учебная дать понятие уголовного права как отрасли права, рассмотреть предмет и метод уголовного права; рассмотреть систему уголовного права и его задачи; изучить принципы уголовного законодательства.

Развивающая развивать внимание, аналитические и познавательные способности.

Воспитательная задача воспитывать уважение к закону, интерес к избранной профессии.

Вид занятия Урок изучения нового материала

Наглядные пособия Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ

Межпредметные связи: дисциплина «Теория государства и права», тема: «Система права»; дисциплина «Гражданское право».

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА

Организационный момент 2-3 мин.

2. Сообщение новых знаний 75-80 минут

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Лекция

Понятие, предмет и метод уголовного права.

Система и задачи уголовного права.

Принципы уголовного права.

3. Закрепление материал 5-6 мин.

Вопрос: какие из рассмотренных принципов относятся к общеправовым, межотраслевым, отраслевым?

Подведение итогов, ответы на вопросы

5.Задание на дом 2-3 мин.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

НАЗВАНИЕ

Учебное пособие гл.1

ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА

1. Понятие, предмет и метод уголовного права

Уголовное право входит в систему права и является одной из основных его отраслей. Оно формируется ещё в древности и всегда связывается с идеей преступления и наказания за его совершение.

В российской юридической науке до сих пор точно не установлено происхождение термина «уголовное». По одной из версий, данный термин связан со словом «головничество», употреблявшимся в древнерусском законодательстве. По другой версии, по древнему законодательству за тягчайшие «обиды» предполагалось такое наказание, как «головы не имати», т.е. отвечать головой, жизнью.

В настоящее время термин «уголовное право» употребляется в следующих значениях: 1) отрасль права; 2) отрасль законодательства; 3) наука; 4) учебная дисциплина.

— какие деяния являются преступлениями;

— какие наказания применяются к лицам, виновным в их совершении;

— основания освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания и др.

Предмет уголовного права – это круг общественных отношений, которые связаны с событием преступления и направлены на охрану личности, общества и государства от преступных посягательств.

Охранительные отношения возникают между государством и лицом, совершившим преступление. Государство и преступник выступают носителями определенных прав и обязанностей, имеющих взаимный характер. Так, у государства есть право и обязанность возложить на виновного уголовную ответственность, применить наказание или иные уголовно-правовые меры, установленные законом. У преступника же существует обязанность претерпеть неблагоприятные последствия нарушения уголовно-правовой нормы и право на обоснованную юридическую оценку его действий.

Регулятивные отношения связанны с правомерным причинением вреда при обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание лица, совершившего преступление, и др.).

Метод правового регулирования представляет собой совокупность правовых средств (способов, приемов) воздействия на общественные отношения.

Под способами уголовно-правового регулирования понимаются конкретные приемы воздействия уголовно-правовых норм на поведение человека.

Метод запрета является основным методом уголовного права и состоит в запрете совершения преступления под угрозой применения уголовного наказания.

Метод дозволения также используется в уголовном праве. Дозволяется, например, необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление и пр.

Метод поощрения применяется при регулировании добровольного отказа от совершения преступления, деятельного раскаяния и др.

Уголовно-правовой метод может выражаться в следующих конкретных способах воздействия на общественные отношения:

1) установление уголовно-правовых запретов;

2) применение санкций уголовно-правовых норм;

3) применение принудительных уголовно-правовых мер, не относящихся к наказанию (медицинского характера, воспитательного воздействия, конфискации имущества);

4) предоставление любому лицу права на противодействие общественно опасным посягательствам, задержание преступника, устранение опасности путем причинения соразмерного вреда в ситуации крайней необходимости;

5) стимулирование позитивного поведения виновного лица после совершения им преступления;

6) освобождение от уголовной ответственности или наказания при определенных условиях.

Уголовное право как отрасль российского законодательства исчерпывается Уголовным кодексом РФ (ч. 1 ст. 1 УК). Никакие уголовные законы, устанавливающие уголовную ответственность, не могут действовать вне рамок УК, параллельно с ним, они подлежат обязательному включению в его текст.

2. Система и задачи уголовного права

Система уголовного права определяется его делением на Общую и Особенную части. В первой закреплены принципы уголовного права, определены его задачи, основные понятия, такие как «преступление», «наказание», «совокупность преступлений», «рецидив», «невменяемость», «формы вины» и др., предусмотрены условия наступления уголовной ответственности и основания освобождения от нее и от наказания. В Общей части регламентированы также вопросы действия уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц, выдачи преступников, давности, амнистии и помилования, применения принудительных мер медицинского характера и воспитательного воздействия, конфискации имущества.

Особенная часть устанавливает уголовную ответственность за конкретные виды преступных посягательств (убийство, хищения, бандитизм и др.).

Связь Общей и Особенной частей уголовного права проявляется в том, что при квалификации общественно опасных деяний необходимо не только найти норму Особенной части, внешне соответствующую содеянному, но и внимательно изучить положения Общей части, поскольку само по себе причинение вреда, даже очень существенного, не всегда свидетельствует о совершении преступления. Так, лишение жизни другого человека могло произойти в процессе необходимой обороны, при задержании опасного преступника либо лицом, имеющим психическое расстройство, препятствующее его способности понимать значение своих действий или руководить ими, либо лицом, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за убийство. Во всех перечисленных случаях мы не можем говорить о совершении преступления, но для уяснения этого требуется обращение к нормам Общей части.

Основными задачами уголовного права являются охранительная и предупредительная.

Уголовное право, как и уголовное законодательство, призвано в первую очередь охранять права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую природную среду, конституционный строй Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечивать мир и безопасность человечества, а во-вторых, предупреждать совершение преступлений ( ч. 1 ст. 2 УК ).

Средствами решения названных задач являются: 1) установление основания и принципов уголовной ответственности; 2) определение круга преступлений; 3) установление видов наказаний и других мер уголовно-правового характера (ч. 2 ст. 2 УК).

Предупредительная задача уголовного права решается посредством:

1) общего психологического воздействия как на сознание правопослушного гражданина, так и на сознание лиц, допускающих различные виды отклоняющегося поведения, самим фактом установления уголовно-правового запрета (общая превенция уголовного закона; термин «превенция» означает «предупреждение»);

2) назначения наказания, преследующего цели специальной (несовершение новых преступлений осужденными) и общей (несовершение преступлений иными лицами) превенции, лицам, признанным виновными в совершении преступления;

3) включения в УК норм о добровольном отказе от совершения преступления, деятельном раскаянии, обстоятельствах, исключающих преступность деяния;

4) формулирования норм с двойной предупредительной направленностью путем установления уголовной ответственности за такие преступные деяния, которые создают «почву» для совершения более серьезных преступлений. К примеру, в УК предусмотрена ответственность за служебный подлог (ст. 292), который может предшествовать должностным злоупотреблениям и хищениям. Это норма двойной превенции, поскольку она, с одной стороны, преследует цель предупреждения совершения незаконных действий, названных непосредственно в диспозиции уголовно-правовой нормы, а с другой стороны, направлена на предотвращение более опасных преступлений, в частности хищения с использованием служебного положения.

3. Принципы уголовного законодательства

Принципы, даже закрепленные в законодательстве, значительно шире простых правовых норм. Принципы не закрепляют какое-то конкретное правило, они отражают правовой подход юридической системы с учетом нравственных основ конкретного общества, его национальных и исторических традиций, философской, религиозной и мировоззренческой основы.

Одним из важнейших принципов уголовного законодательства является принцип законности. Нарушение данного принципа сводит на нет значение всей системы права, нарушает права и свободы граждан, подрывает авторитет государства. Часть 2 ст. 54 Конституции РФ гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». Это положение полностью соответствует ст. 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Основное содержание данного принципа раскрывается в ст. 3 УК.

Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 3 УК).

Привлечение к уголовной ответственности лица за совершение деяния, прямо не предусмотренного Уголовным кодексом, недопустимо. В случае отсутствия в уголовном законе нормы, предусматривающей ответственность за деяния, которые имеют место в объективной действительности, причиняют вред обществу и имеют распространенность, такая норма должна быть включена в УК в общем порядке принятия нормативного акта. Органы, имеющие право законодательной инициативы, должны отслеживать уголовное законодательство страны на предмет соответствия его объективным реалиям, криминальной ситуации в стране. В этом плане подспорьем им должна стать научно-исследовательская криминологическая деятельность.

Не только преступность, но и наказуемость деяния определяется Уголовным кодексом. Признавая то или иное деяние преступным, законодатель в санкции статьи определяет и конкретные виды наказаний, которые может назначить суд за данное преступление.

Не только наказание, но и иные меры уголовно-правового характера должны быть предусмотрены в законе. К таковым мерам в нашей стране относятся принудительные меры медицинского характера, конфискация имущества и принудительные меры воспитательного воздействия, которые могут быть применены к несовершеннолетним.

Еще одна составляющая принципа законности раскрывается в ч. 2 ст. 3 УК: применение уголовного закона по аналогии не допускается.

По сути, это положение является продолжением первой части статьи, однако требует самостоятельного рассмотрения, поскольку в истории нашей страны применение уголовного закона по аналогии допускалось.

Под аналогией понимается применение к общественно опасному деянию, ответственность за которое прямо не была предусмотрена законом в момент его совершения, уголовного закона, устанавливающего ответственность за наиболее схожее преступление. Применение аналогии допускалось ч. 3 ст. 3 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. и ст. 16 УК 1926 г., но было запрещено Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Данная мера являлась вынужденным дополнением молодого советского уголовного права и носила временный характер.

Вместе с тем другие отрасли права России допускают применение закона по аналогии. В частности, ст. 6 ГК разрешает применение гражданского законодательства по аналогии к отношениям, прямо не урегулированным гражданским законодательством или соглашением сторон, а также если отсутствует применимый к ним обычай делового оборота.

Принцип равенства граждан перед законом

Статья 4 УК РФ закрепляет принцип равенства граждан перед законом. Он звучит так: лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип равенства закреплен в основных международно-правовых документах.

Сущность принципа равенства перед законом состоит в том, что все люди, которые совершили преступление, обязаны предстать перед законом и судом; в отношении их может быть возбуждено уголовное преследование, вынесен обвинительный приговор и назначено наказание. Единственным основанием привлечения к уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава, предусмотренного в УК РФ (ст. 8 УК). Вместе с тем он не означает равную меру уголовной ответственности и идентичное наказание даже за одно и то же преступление для разных лиц. УК содержит развернутый перечень обстоятельств, являющихся основанием освобождения от уголовной ответственности и наказания, перечень смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств и прочие обстоятельства, влияющие на меры воздействия и наказание. Даже деяния, содержащие признаки одного и того же состава преступления, совершаются по различным мотивам, в разных обстоятельствах, при различном поведении потерпевших. Поэтому равенство граждан перед законом не означает одинаковую меру наказания. Более того, уравнение наказания людям разного пола, возраста, семейного положения будет несправедливым и противозаконным; не будет способствовать уважению закона и права.

Согласно ст. 5 УК лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина (ч. 1).

Не может быть привлечен к ответственности человек, если он действовал без умысла либо в его поведении отсутствовала неосторожность. Невиновное причинение вреда не влечет уголовной ответственности. Принцип вины связан с субъективным вменением, т.е. вменением лицу деяния только при наличии его вины. Иной подход необоснованно расширял бы пределы уголовной ответственности и наказания.

Формы вины (умысел и неосторожность) раскрываются в гл. 5 УК.

Объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается (ч. 2 ст. 5 УК).

Современная трактовка принципа справедливости в УК РФ изложена в ст. 6 и звучит следующим образом: наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ч. 1).

Содержание принципа справедливости не сводится только к соразмерности наказания преступлению, его опасности и характеристике личности виновного. Первой составляющей содержания принципа справедливости, как представляется, должна быть справедливость криминализации общественно опасного деяния, т.е. закрепление в качестве состава преступления в УК только того деяния, которое причиняет общественно опасные последствия, достаточные для того, чтобы расценивать деяние как преступное. Вторым критерием криминализации является распространенность общественно опасного деяния.

При назначении наказания суд учитывает следующие обстоятельства:

Согласно ч. 2 ст. 6 УК никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Приведенная норма предусматривает запрет на двойную ответственность за одно и то же деяние. Это не означает тем не менее, что нельзя привлечь лицо второй или третий раз к ответственности за повторное либо систематическое совершение аналогичного преступления. В данном случае имеет место совокупность преступлений, и лицо каждый раз будет осуждено за новое деяние.

Запрет двойной ответственности за одно и то же преступление является важной правовой гарантией соблюдения прав и свобод человека, отсутствия злоупотреблений со стороны государства. Особенно важно соблюдение этого запрета в случае совершения гражданином РФ либо лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ, преступления за рубежом. В этом случае оно может быть осуждено на территории РФ и по УК РФ только в том случае, если ранее в иностранном государстве по данному делу не был вынесен приговор суда (ч. 1 ст. 12 УК).

Принцип гуманизма принято рассматривать в двух аспектах: гуманизм по отношению к обществу, защищаемым и охраняемым интересам, в том числе интересам потерпевшего, и гуманизм по отношению к лицу, совершившему преступление. В соответствии с этим ст. 7 УК и делится на две части.

Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека (ч. 1).

Важнейшей задачей уголовного права и закона является гарантия безопасных условий существования человека в обществе, в первую очередь обеспечение его права на жизнь, здоровье, половую свободу, честь и достоинство. Уголовное законодательство обеспечивает также и иные общественные интересы, но в соответствии с толкованием слова «гуманизм» законодатель сконцентрировал внимание на безопасности человека. По этим же соображениям использован термин «человек» вместо термина «личность».

Принцип гуманизма по отношению к человеку в уголовном праве тесно связан с правами потерпевшего в уголовном процессе.

Второй составляющей принципа гуманизма является человеколюбие по отношению к виновному в преступлении лицу.

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ч. 2).

Уголовное законодательство РФ ставит задачей обеспечение безопасности граждан и общества путем преследования лиц, совершивших преступления. Но при этом целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление лица, совершившего преступление, и предупреждение совершения новых преступлений. Эти цели достижимы путем применения различных, в том числе и суровых, но цивилизованных наказаний, которые являются не карой, возмездием, а необходимой мерой воздействия на преступников в совокупности с иными мерами уголовно-правового характера. В российском УК отсутствуют членовредительские, телесные либо позорящие наказания. Уголовная ответственность и наказание как ее реализация по своей сути, бесспорно, являются негативными для преступника. Однако эти лишения и страдания должны заключаться в ограничении прав, а не в унижении человека, озлоблении его, создании из него антисоциальной личности, настроенной против государства.

Конечно, условия содержания в определенных пенитенциарных учреждениях далеки от идеальных, и фактически заключенные испытывают и нравственные страдания, а зачастую и физические. Однако это проблема не только России, многие значительно более стабильные в финансовом отношении государства тоже сталкиваются с такими проблемами.

Гуманизм по отношению к преступнику не означает безмерно широких границ и безнаказанности. Например, такая, безусловно, гуманная мера, как условное осуждение, должна назначаться в редких случаях, как правило, лицу, совершившему преступление впервые, небольшой либо средней тяжести. Это скорее исключение из правил, нежели норма.

1. Какие общественные отношения образуют предмет уголовно-правового регулирования?

2. Каков метод уголовно-правового регулирования?

3. Как уголовное право взаимодействует с нормами морали?

4. Какова система уголовного права?

5. Каковы задачи уголовного права и средства их решения?

6. Какие принципы предусмотрены уголовным законодательством Российской Федерации?

7. В чем значение принципов уголовного законодательства?

8. Как трактуется содержание принципа законности?

9. Почему принцип равенства граждан перед законом не означает равную меру уголовной ответственности и наказания?

10. Что вы понимаете под принципом вины?

11. Что такое объективное вменение и в чем его опасность?

12. Как трактуется содержание принципа справедливости?

13. Что вы понимаете под двумя сторонами принципа гуманизма?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *