занятия с обучающимися углубленным изучением предметов финансируется за счет

Занятия с обучающимися углубленным изучением предметов финансируется за счет

Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования

1. Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

4. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

5. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования.

Источник

Реферат на тему «Платные дополнительные образовательные услуги»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство науки и высшего образования РФ

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии

Реферат по дисциплине: НПООП

на тему: «Платные дополнительные образовательные услуги»

1. Понятие образовательные услуги 4

2. Классификация образовательных услуг 7

3. Порядок предоставления платных образовательных услуг 11

Список литературы 18

Данные услуги являются типичным источником внебюджетных доходов, оказываются многими ОУ, в связи с чем занимают значимое место в системе, приносящей доход деятельности по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Познакомиться с понятием «платные образовательные услуги».

2. Рассмотреть классификацию, предоставляемых платных образовательных услуг.

3. Изучить порядок предоставления услуг.

1. Понятие «образовательные услуги»

Современное общество невозможно представить без развитой системы образования. Широкая система образовательных учреждений предоставляет спектр образовательных услуг. Тогда стоит обратиться к понятию «образовательные услуги», которое позволит нам проанализировать современную образовательную систему. Прежде чем мы познакомимся с определением «образовательная услуга», стоит обратиться к понятиям «образование» и «услуга».

В то же время образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества». Главной целью образования как педагогического процесса, его миссией является приращение ценности человека как личности, работника, гражданина.

Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг. Что скрывается за термином «образовательная услуга»? В чем ее отличие от других видов услуг?

А.В. Белозеров определяет образовательные услуги как «услуги по воспитанию и обучению, то есть действия по передаче обучающемуся информации, направленные на усвоение ее обучающимся в виде знаний, навыков и умений».

Интересна и актуальна позиция Скрипака Е.И., который рассматривает «образовательные услуги» как «экономическая категория», которая включает в себя условие, желание, основу и ответственность за их производство и потребление экономическими субъектами подменяется более узким понятием «платные образовательные услуги»». Это положение он объясняет спецификой современных российских условий: отсутствие сформированных полноценных субъектов инвестирования в человеческий капитал, механизмов реализации экономической ответственности за его формирование и накопление, сокращение бюджетных расходов на образование без пересмотра социальных обязательств государства, отсутствие полноценного финансового рынка и механизмов кредитования и т.д.

Таким образом, под категорией «платные образовательные услуги» стоит рассматривать как услуги, предоставляемые образовательными учреждениями не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами на возмездной основе.

2. Классификация образовательных услуг

Для определения специфики оказания платных образовательных услуг обратимся к существующим классификациям образовательных услуг.

На сегодняшний день нет единой системы классификации, но можно выделить несколько оснований для классификации.

1. По характеру задач можно выделить общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых, кроме основной, может иметь и дополнительную программу.

— общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. В большей мере применяется для подготовки детей к школе.

— профессиональные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

К группе общеобразовательной программы можно отнести:

— начального общего образования;

— основного общего образования;

— среднего (полного) общего образования.

Вторую группу образовательных программ составляют:

— программы среднего профессионального образования предназначены для подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования; осуществляется техникумами, колледжами, техникумами-предприятиями;

— программы послевузовского профессионального образования предоставляют возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации после окончания вуза в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре.

Образовательные программы могут предоставляться образовательными учреждениями в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной.

Помимо классификации, данной в Законе РФ «Об образовании», можно выделить следующие виды образовательных услуг.

По длительности предоставления:

— долгосрочные (обучение в общеобразовательной школе, вузе и т.п.);

— среднесрочные (повышение квалификации, переподготовка кадров и т.п.);

— краткосрочные (например, отдельные курсы, лекции, тренинги, инструктажи).

По используемым методам обучения: традиционные, программы проблемного обучения, программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т.п.

По способу оплаты услуг: платными, условно бесплатными.

В этой связи важно отметить, что согласно Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть: государственными, муниципальными и негосударственными: частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

В зависимости от того, к какому из вышеперечисленных типов относится образовательное учреждение, по-разному регулируется сфера предоставления им платных образовательных услуг. Так в ст. 45 сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждения вправе оказывать … платные дополнительные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами». Виды платных образовательных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в своем уставе. Интересно, что согласно законодательству, доход от указанной деятельности государственного (муниципального) образовательного учреждения за вычетом доли учредителя должен реинвестироваться в него же.

Платные образовательные услуги могут оказываться как государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями в независимости от возраста потребителей. Правилами выделяются следующие направления оказания платных образовательных услуг:

а) государственные и муниципальные образовательные учреждения дошкольного и общего образования, которые оказывают потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами;

б) государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, которые оказывают потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

в) научные организации, оказывающие в установленном порядке потребителю платные образовательные услуги по реализации образовательных программ послевузовского профессионального образования;

г) негосударственные образовательные организации, осуществляющие платную образовательную деятельность, в том числе обучение в пределах государственных образовательных стандартов;

д) граждан, оказывающих в качестве индивидуальных предпринимателей платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ.

К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся и другие услуги.

Таким образом, под образовательными услугами необходимо понимать услуги специальных субъектов (как правило, образовательных учреждений) по обучению физических лиц. Как правило, процесс обучения должен вестись в соответствии с государственными образовательными стандартами.

3. Порядок предоставления платных образовательных услуг

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара.

Кроме того, отличительная особенность рынка образовательных услуг заключается в значительной роли государства и его органов управления. В частности, к их специфическим функциям в сфере образования относятся:

— создание, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения, позитивного имиджа образовательных инститyтов;

— гарантирование гуманистического образования, единства федерального культурного и образовательного пространства, общедоступности и адаптивности образования, его светского характера, свободы и плюрализма, демократизма управления и автономности образовательных учреждений;

— финансирование образования и предоставление гарантий для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу;

— применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка в целях развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, образования в целом;

— лицензирование и аттестация образовательных учреждений и программ по ассортименту и качеству услуг;

— информационное обеспечение образовательных учреждений и др.

Однако большая роль в предоставлении платных образовательных услуг отводится общеобразовательным учреждениям.

Согласно п. 8 ст. 41 Закона РФ от 10.07.1992 № 32661 «Об образовании» образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг.

Согласно ст. 45 Закона РФ «Об образовании»:

«1. Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.

2. Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

3. Плaтные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе оспорить указанное действие учредителя в суде».

Принимая решение о ведении приносящей доход деятельности, следует также учитывать, что образовательная деятельность подлежит лицензированию*.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложения, в которых указываются:

перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право введения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения;

квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательным учреждением, имеющим свидетельство о государственной аккредитации;

контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, воспитанников, рассчитанные применительно к нормативам очной формы обучения.

Направления подготовки, специальности, образовательные программы, по которым ведется платная образовательная деятельность, должны быть указаны в приложении к лицензии. Если в момент ее получения ведение подобной деятельности не предполагалось, администрации (до начала оказания платных дополнительных образовательных услуг) необходимо провести работу по изменению лицензии.

Таким образом, необходимо подготовить и подать следующие дополнительные сведения и документы:

· данные об обеспеченности учебной литературой и материально-техническом оснащении;

· сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса и т. п.

А затем следует внести соответствующие изменения в приложение к лицензии.

В качестве исключения не подлежит лицензированию :

образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;

индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в т. ч. в области профессиональной подготовки.

Таким образом, ОУ вправе вести без лицензии только образовательную деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров. При этом подобное обучение не должно сопровождаться итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Оказание любых иных платных образовательных услуг требует предварительного получения лицензии.

Платные дополнительные образовательные услуги должны оказываться обучающимся только по их желанию.

Если же учреждение взимает плату за оказание тех услуг, которые финансируются из бюджета и должны быть бесплатными (либо частично платными) для обучающихся, то такая деятельность незаконна. Учреждение не получит материальной выгоды от подобного нарушения, поскольку полученные им от подобной деятельности средства изымаются учредителем в его бюджет. Решение учредителя об изъятии таких средств может быть обжаловано в суде.

Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать :

· сведения об основных потребительских свойствах услуг;

· правила и условия эффективного и безопасного использования услуг;

· адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) исполнителя;

· информацию о правилах оказания услуг;

· указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги (а для образовательных услуг личность педагога может иметь важное значение).

Нарушение соответствующих прав потребителя дает ему возможность требовать возмещения убытков, а также может повлечь иную ответственность исполнителя в соответствии со ст. 12 Закона «О защите прав потребителей».

Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:

· безвозмездного устранения недостатков;

· соответствующего уменьшения цены;

· повторного выполнения работы;

· возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков или повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в фoрмe неустойки за нарушение срока окончания оказания услуги.

Современная экономическая ситуация в стране и мире вывела образование на новый уровень отношений. Образование становится одной из разновидности услуг, предоставляемых в нашем обществе. Система образования, которая функционирует у нас в стране, не может в полном объеме удовлетворять постоянно растущие потребности людей. Именно поэтому возникает необходимость применения платных образовательных услуг.

Под платными образовательными услугами мы понимаем предоставление образовательных услуг образовательными учреждениями на возмездной основе.

На сегодняшний день данные услуги могут предоставлять государственные и негосударственные общеобразовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, учебными центрами, институтами повышения и переквалификации, биржами труда.

Можно выделить следующие виды, предоставляемых платных образовательных услуг: репетиторство, получение дополнительной специальности, получение образования в негосударственных образовательных учреждениях, курсы повышения квалификации, подготовки к экзаменам и т.д.

Существуют определенные требования в предоставлении платных образовательных услуг.

Вo-первых, услуги считаются платными в тех случаях, когда они не входят в перечень услуг, предоставляемых государством бесплатно. Во-вторых, необходимо наличие сертификата или лицензии, дающее право на занятие обязательной деятельностью. В-третьих, в уставе образовательного учреждения обязательно должны быть прописаны виды образовательных услуг, предоставляемых платнo.

1. Закон РФ «Об образовании», Oмега-Л., М., 2005г.

2. Куров С.В. Oсобенности гражданско-правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг // Право и образование. 2001.№6;

7. Сырых В.М., Кудрявцев Ю.А. Основные новеллы Кодекса РФ об образовании //Кодекс об образовании. Общая часть. Проект. М., 2003.

Источник

Планирование доходов на примере образовательного учреждения

«Советник в сфере образования», 2012, N 6

Источники финансового обеспечения деятельности учреждений

Деятельность государственных (муниципальных) учреждений может финансироваться за счет разных источников. Состав источников и структура финансирования зависят в первую очередь от типа учреждения.

Мероприятия по планированию доходов непосредственно ориентированы на источники финансирования. Понимание природы каждого такого источника позволяет применить правильную тактику при планировании доходов на очередной финансовый период, а также на среднесрочную перспективу.

Казенные учреждения

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Казенное учреждение может также осуществлять деятельность, приносящую доход, в том случае, если такое право предусмотрено в его уставе (ст. 41 БК РФ). Доходы от такой деятельности не остаются в распоряжении учреждения, а поступают в доход соответствующего бюджета, где учитываются на отдельных лицевых счетах. При этом главным распорядителем может быть предусмотрено расходование поступивших доходов на нужды казенного учреждения за счет предоставления дополнительных лимитов бюджетных обязательств.

Бюджетные учреждения

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Деятельность бюджетного учреждения финансируется за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также целевых субсидий.

Бюджетное учреждение имеет право осуществлять деятельность, приносящую доход сверх установленного государственного (муниципального) задания, если такая деятельность предусмотрена его уставом.

Автономные учреждения

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (п. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

Финансирование автономного учреждения осуществляется в виде бюджетных субсидий, которые могут выделяться на цели выполнения учреждением государственного (муниципального) задания, а также на иные цели.

Автономные учреждения так же, как казенные и бюджетные, имеют право вести деятельность, приносящую доход, если данное право указано в их уставе (п. п. 6, 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

Отметим, что автономные учреждения в отличие от казенных и бюджетных имеют больше возможностей для привлечения средств от приносящей доход деятельности. В частности, автономное учреждение в отличие от учреждений других типов имеет право вносить свое имущество в уставный (складочный) капитал юридических лиц, быть их учредителем или участником (п. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). Недвижимое имущество, а также особо ценное движимое имущество (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда) также может вноситься в уставный капитал других юридических лиц, но только с согласия учредителя автономного учреждения (п. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). Таким образом, автономное учреждение может получать доход от участия в уставном капитале других юридических лиц.

Кроме того, автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях (п. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). При этом Закон N 174-ФЗ не накладывает ограничений на виды данных счетов, следовательно, автономное учреждение может открыть депозитный счет и получать доход в виде процентов от размещения своих денежных средств.

Другие возможные источники осуществления деятельности

Все типы государственных (муниципальных) учреждений могут быть получателями грантов, а также пожертвований от юридических и физических лиц.

1. Организация-жертвователь заключает договор пожертвования со специализированной некоммерческой организацией, формирующей целевой капитал, а получателем указывает конкретное государственное (муниципальное) учреждение.

При этом необходимо иметь в виду, что формирование целевого капитала и использование дохода от него могут осуществляться только в целях использования в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки), охраны окружающей среды, оказания гражданам бесплатной юридической помощи и осуществления их правового просвещения, а также в целях функционирования общероссийского обязательного общедоступного телеканала общественного телевидения (п. 1 ст. 3 Закона N 275-ФЗ). Формирование и использование дохода от целевого капитала в иных целях не допускается.

Государственные (муниципальные) учреждения всех типов могут сдавать в аренду, а также продавать свое имущество. Собственниками имущества учреждений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, а учреждениям имущество передается в оперативное управление. При этом необходимо помнить, что учреждения разных типов имеют различные полномочия по распоряжению имуществом.

Так, казенные учреждения не вправе распоряжаться каким-либо имуществом без согласия собственника.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться:

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ст. 298 Гражданского кодекса РФ).

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Автономное учреждение в отличие от бюджетного может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом, приобретенным за счет иных источников.

Таким образом, при заключении договора купли-продажи, а также сдачи имущества в аренду учреждениям в ряде случаев необходимо получить согласие собственника имущества. Кроме того, необходимо помнить, что при сдаче бюджетным или автономным учреждением в аренду особо ценного движимого или недвижимого имущества, закрепленного учредителем или приобретенным за счет средств учредителя, последний вправе уменьшить субсидию на выполнение государственного задания в части содержания данного имущества.

Планирование доходов по источникам

Доходы государственного (муниципального) учреждения, поступающие из всех источников, должны быть учтены в соответствующих документах, регламентирующих его финансово-хозяйственную деятельность (ФХД).

При этом разные виды доходов имеют свои особенности планирования, которые необходимо учесть учреждению перед началом очередного финансового года.

Бюджетные ассигнования и субсидии

Бюджетные ассигнования для казенных учреждений, а также субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания для всех типов учреждений планируются перед принятием закона о бюджете. Данный объем доходов рассчитывается ГРБС или учредителем и его получение учреждением гарантировано государством.

Для определения объема финансирования выполнения государственного (муниципального) задания используется порядок расчета нормативных затрат. Точный состав затрат на выполнение государственного (муниципального) задания законодательно не определен, в связи с чем в текущем, 2012 г. наметилась тенденция учитывать в составе субсидии на выполнение задания только текущие затраты, то есть материальные затраты, оплату труда, коммунальные услуги, транспорт, связь и т.п., а также затраты на содержание имущества. Подробный состав и методы расчета данных затрат приведены в совместном Приказе Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 137н/527 «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений».

Все остальные затраты бюджетных и автономных учреждений, такие как капитальный ремонт зданий, приобретение основных средств, участие в определенных мероприятиях, финансируются, как правило, за счет средств целевых субсидий. Основная доля целевых субсидий планируется тогда же, в процессе планирования бюджета на очередной календарный год, однако изменения в перечень целевых субсидий могут вноситься и позже. Учреждениям надо быть особенно внимательными к планированию учредителем целевых субсидий, так как порядок их расчета остается на усмотрение учредителя.

В целом на планирование средств, поступающих из бюджета соответствующего уровня, учреждения оказывают небольшое влияние, которое заключается в основном в своевременном запросе у ГРБС или учредителя целевых средств, а также в предоставлении необходимой для расчета прогнозной информации. В качестве такой информации, необходимой для расчета финансового обеспечения деятельности учреждения, могут выступать следующие данные:

Значение последнего показателя о планируемом количестве услуг (работ) трудно переоценить. От правильности его прогноза в наибольшей степени зависит финансовое положение учреждения в следующем календарном году. Если запланированных средств окажется недостаточно, исполнение учреждением государственного задания, а также качественное выполнение его основной уставной деятельности окажется под угрозой срыва. Может также возникнуть ситуация, когда средств учредителем или ГРБС выделено достаточно, учреждение готово оказывать необходимые услуги, но по каким-либо причинам они не пользуются прогнозируемым спросом. Рассмотрим подробнее данную проблему.

Приносящая доход деятельность

Планирование поступлений от приносящей доход деятельности учреждения осуществляют, как правило, самостоятельно. Правила и методы таких прогнозов не установлены какими-либо нормативными актами и делаются учреждениями исходя из собственных представлений либо сложившейся практики.

Если речь идет о платных услугах населению и юридическим лицам, то основаниями для планирования могут служить, в зависимости от специфики деятельности учреждения, заключенные долгосрочные договоры и статистические данные о количестве оказанных услуг в прошлые годы. Способы статистического прогноза учреждение также выбирает самостоятельно. Целесообразно закрепить выбранные способы в локальном нормативном акте, согласовав его с учредителем или ГРБС.

Кроме того, учреждения должны устанавливать цены на платные услуги в соответствии с нормативными актами соответствующих министерств и ведомств. Если данные акты предусматривают ежегодный перерасчет стоимости услуг либо в них внесены изменения, учреждению необходимо рассчитать планируемый объем доходов в связи с изменением цен на его услуги.

При оказании платных услуг необходимо также помнить, что доходы, полученные от их оказания бюджетными и автономными учреждениями, как правило, являются объектом налогообложения по НДС и налогу на прибыль, поэтому планируемый доход должен включать в себя средства на уплату данных налогов.

Примечание. При планировании доходов от продажи или аренды имущества, которые также являются средствами от приносящей доход деятельности, необходимо учитывать длительный срок, который может занять согласование и осуществление сделки.

В целом ряде отраслей учреждения имеют право оказывать те же услуги, которые включены в государственное (муниципальное) задание, на платной основе, если спрос на них превышает установленное задание. Следовательно, количество студентов, обучающихся за плату, а значит, и план доходов от приносящей доход деятельности в данной части зависит от количества бюджетных мест и их заполнения.

Проблема выполнения плана доходов в 2013 году

Кроме проблем, касающихся точного прогнозирования и своевременного планирования доходов, по решению которых у учреждений уже накоплен опыт, существует ряд проблем, касающихся выполнения составленного плана. В частности, это проблемы оперативного реагирования на изменение уровня доходности.

Рассмотрим на примере бюджетного вуза, какая может сложиться ситуация, если спрос на услуги учреждения не совпал с прогнозом.

Пересчет субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания

Как правило, вузы оказывают образовательные услуги за счет средств субсидий на выполнение государственного задания и за плату. Государственное задание формируется согласно Постановлению N 671, в котором приведена форма государственного задания, предусматривающая, в частности, указание объема государственной услуги в натуральных показателях. Для вуза в качестве объема услуги в натуральных показателях выступает количество учащихся на бюджетной основе.

По решению ГРБС или учредителя при определении размера показателей бюджетной сметы либо субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания используются нормативные затраты на оказание услуг (выполнение работ) в рамках государственного задания (п. 12 Постановления N 671).

Таким образом, финансовое обеспечение, которое получит вуз, равно количеству учащихся, которое указано в государственном задании, умноженному на нормативные затраты на обучение каждого учащегося.

Напомним, что Нормативные затраты на реализацию основных программ высшего образования (программ бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры) на единицу государственной услуги на прием 2012/2013 учебного года утверждены грифом Минобрнауки России от 29.03.2012 N ИБ-50/02вн. К данным нормативным затратам применяются также Коэффициенты по направлениям затрат и формам обучения, утвержденные грифом Минобрнауки России от 11.04.2012 N N ИБ-60/02вн и ИБ-61/02вн. В данных документах приведены абсолютные значения затрат на одного студента.

Пунктом 5 Постановления N 671 установлены случаи изменения государственного задания и субсидии на его выполнение.

Во-первых, государственное задание может изменяться в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание. Во-вторых, государственное задание может меняться в случае изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для финансового обеспечения его выполнения. В этих случаях формируется и утверждается новое государственное задание.

Также согласно п. 5 Постановления N 671 изменение объема субсидии, предоставленной из федерального бюджета учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.

Таким образом, если вуз не набрал на бюджетные места того количества студентов, которое указано в государственном задании, учредитель не вправе только на основании этого факта уменьшить субсидию.

С другой стороны, возможна ситуация, при которой учредитель решит перераспределить бюджетные ассигнования, уменьшив финансирование вуза, не набирающего планируемое количество студентов. Это потребует от учредителя большой организационной работы, утверждения новой редакции собственных финансовых документов, формирования нового государственного задания, досрочного прекращения старого и т.д. Поэтому данная мера на практике применяется крайне редко.

Кроме того, распределение бюджетных мест между вузами, то есть контрольных цифр приема по направлениям подготовки (специальностям) студентов, само по себе производится не на основании популярности тех или иных специальностей, а на основании потребности государства в тех или иных специалистах.

Поэтому теоретически недобор студентов на специальности, потребность в которых подтверждена государством в виде государственного задания, должен стимулировать учреждение к заполнению пустующих мест. Кроме того, форма государственного задания, утвержденная Постановлением N 671, предусматривает некий краткий отчет о его выполнении, то есть сравнение плана оказания государственной услуги с фактом.

В случае несовпадений учреждение должно объяснить причины невыполнения плана.

Можно также предположить, что если учреждение регулярно отчитывается о недоборе студентов, то государственное задание для него на последующие периоды действительно может быть уменьшено учредителем, вследствие чего будет уменьшено финансирование за счет субсидий. Такая мера действительно встречается на практике.

Недобор студентов

Справедливости ради заметим, что в текущем году перед государственными вузами проблема сокращения числа бюджетных мест стоит более остро, чем проблема недобора студентов на отдельные специальности. Это связано с тем, что впервые в конкурсе на распределение контрольных цифр приема участвовали негосударственные вузы и часть КЦП была выиграна ими.

Что же может предпринять учреждение в случае недобора студентов?

Во-первых, ситуация недобора для вуза, как правило, является прогнозируемой. Исключением являются свободные места, образовавшиеся в результате неразберихи из-за подачи абитуриентами документов в большое число вузов одновременно и новых правил зачисления. В последнем случае исправить ситуацию призваны несколько волн зачисления. Если же вуз регулярно испытывает сложности с набором студентов на бюджетные места, то ему заранее придется налаживать связи с общественностью, со средними учебными заведениями, проводить рекламные кампании, то есть принимать разнообразные маркетинговые и организационные меры, стимулирующие абитуриентов.

Во-вторых, вуз имеет право объявить дополнительный набор абитуриентов, если после зачисления по результатам ЕГЭ все-таки выявлен недобор студентов. Как правило, дополнительный набор проводится в сентябре и позволяет несколько исправить ситуацию. Проблемой является уровень принятых таким образом абитуриентов, поскольку в таком случае принимать зачастую приходится слабо подготовленных абитуриентов.

Платные услуги

Помимо заполнения пустующих бюджетных мест вуз может привлекать дополнительные доходы за счет другого выполнения работ и оказания услуг, не входящих в государственное задание. Это могут быть научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), а также дополнительные виды платных образовательных услуг.

Оказание платных услуг в образовании регламентируется нормативными документами. Так, согласно п. 1 ст. 45 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги:

Кроме того, в Приложении к Письму Минобразования России от 21.07.1995 N 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг» приведен Примерный перечень платных дополнительных образовательных услуг, которые можно оказывать. Также приведен рекомендуемый порядок действий образовательных учреждений, желающих оказывать дополнительные платные услуги. Так, учреждениям необходимо:

а) изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент обучающихся;

б) создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья обучающихся;

в) указать в уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления;

г) получить лицензию на те виды деятельности, которые будут организованы в данном образовательном учреждении в виде платных дополнительных образовательных услуг с учетом запросов обучающихся, соответствующей учебно-материальной базы и наличия специалистов;

д) заключить договор с заказчиком на оказание платных дополнительных образовательных услуг, предусмотрев в нем характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия. Оплата предоставляемых платных дополнительных образовательных услуг должна производиться только через учреждения банков;

е) на основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных образовательных услуг, учебные планы и штаты;

ж) заключить трудовые договоры со специалистами (или договоры-подряда с временным трудовым коллективом) на выполнение платных образовательных услуг.

Напомним, что лицензию на дополнительные платные услуги не нужно получать, если оказание такой услуги не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Если же итоговая аттестация проводится и выдается документ об образовании и (или) квалификации, то данный вид деятельности подлежит лицензированию.

Обратите внимание, что, согласно п. 3 ст. 45 Закона об образовании, платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо или в ущерб образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В этом случае средства изымаются учредителем, и образовательное учреждение вправе оспорить данное действие учредителя только в суде.

Оказание платных услуг учреждением производится на договорной основе.

До заключения договора образовательное учреждение обязано предоставить потребителям или их законным представителям достоверную информацию об учреждении и оказываемых им образовательных услугах (п. 7 Постановления N 505).

По каждому виду платных дополнительных услуг должны быть разработаны и утверждены руководителем учреждения образовательная программа и учебный план. Количество часов должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям потребителя.

Ряд следующих услуг образовательных учреждений не могут оказываться за плату (п. 4 Постановления N 505):

Дополняет этот список вышеуказанное Письмо Минобрнауки России N 52-М, согласно которому не могут быть реализованы как платные услуги:

Перебор студентов

При выполнении плана зачисления абитуриентов возможна также ситуация, когда желающих поступить в вуз значительно больше, чем предусмотренных мест. В этом случае вуз принимает запланированное число студентов на бюджетные места, а также зачисляет студентов на платное обучение. Количество платных мест не регламентируется нормативными документами и определяется приказом руководителя учреждения.

План-фактный анализ доходов

Помимо мер оперативного реагирования на сложившуюся ситуацию несоответствия плана доходов и его выполнения учреждениям необходимо анализировать состояние дел по итогам периода и принимать меры на будущее.

Одним из способов анализа является план-фактный анализ. С точки зрения планирования доходов образовательного учреждения наиболее целесообразно проводить план-фактный анализ по оказываемым образовательным услугам в разрезе услуг, источников финансирования (бюджет или платные услуги), в натуральных и денежных показателях. Для эффективного применения данного инструмента необходим план, часть показателей которого будет совпадать с данными государственного задания, но в целом он будет более подробным, так как в него включаются все виды услуг и источников финансирования. Составляется такой план до начала календарного года, после доведения учреждению государственного задания и (или) лимитов бюджетных обязательств.

Имея такой документ, руководство учреждения может регулярно в течение года, а также по его окончании анализировать, какие показатели отклоняются от запланированных, принимать оперативные меры, а также корректировать планы на будущее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *