заочная форма обучения в казахстане

Отмена заочного обучения Версия для печати

4 июля 2018 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений», который предусматривает поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений с учетом опыта Назарбаев Университета.

В соответствии с Законом заочное обучение в Казахстане приостановлено с 1 января 2019 года. Студенты, которые уже обучаются по заочной форме, должны доучиваться, т.е. к примеру, все поступившие на заочное обучение в 2018 году, смогут доучиться.

Кроме того, исключен срок освоения образовательных программ высшего образования. Соответственно, вузы будут разрабатывать гибкие и интегрированные образовательные программы с учетом результатов обучения, предусматривающие завершение программы бакалавриата в ускоренном режиме.

Вместе с тем, исключена норма, регулирующая стоимость обучения в вузах на платной основе, которая направлена на расширение доступа граждан к получению высшего образования. В связи этим, размер оплаты за обучение по образовательным программам и форма договора оказания образовательных услуг утверждаются высшим учебным заведениям самостоятельно.

Меры по отмене заочного обучения направлены на повышение качества высшего образования, т.к. по данным Министерства образования и науки РК на практике успеваемость студентов заочной формы обучения ниже, чем у студентов очной формы.

В качестве альтернативы вузы перейдут на дистанционные технологии на базе очного обучения и будут использовать систему part time («не полная занятость»), строящейся по достаточно гибкому графику, при котором часть курсов проходит по вечерам и в выходные дни.

Источник

Что такое дистанционное обучение и почему его нельзя путать с заочным?

Разбираемся, по каким направлениям подготовка кадров возможна дистанционно и какие требования предъявляются к студентам.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) в нашей стране применяются в сфере высшего и послевузовского образования с середины 2000-х годов. Сейчас, по данным Министерства образования и науки РК, их использует 71 вуз. Всего вузов в стране более 130.

№1. Что такое дистанционное образование?

Дистанционное образование – это обучение на расстоянии. По сути это очное обучение в режиме онлайн. Дистанционное образование нельзя путать с заочным, которое, кстати, в Казахстане отменили с 1 января 2019 года. Студенты-заочники, по данным МОН, осваивали только 65% от объёма, который осваивают очники. При этом и те, и другие получали одинаковые дипломы.

При дистанционном обучении студенты изучают все 100% объёма информации. Весь процесс построен на коммуникациях через интернет.

№2. Кто может рассчитывать на учёбу по ДОТ?

В Министерстве образования и науки РК сообщили, что на это имеют право:

№3. Кому нельзя обучаться дистанционно?

Выпускникам школ. Законодательство исключает такую возможность на базе программы общего среднего образования. В случае с выпускниками колледжей и средних специальных учебных заведений каждый вуз сам определяет возможность обучения на дистанции. Для этого необходимо, чтобы профили образовательных программ (пройденной и рассматриваемой) совпадали.

№4. Какие вузы в РК предлагают дистанционное образование?

В Казахстане ДОТ действуют в 71 учебном заведении. В частности, услуги оказывают такие крупные вузы:

Полный список можно скачать здесь.

№5. На кого можно и нельзя учиться в режиме ДОТ?

Полноценное дистанционное образование вузы дают по всем направлениям подготовки кадров. Исключение составляют лишь следующие:

№6. Как дистанционное обучение работает по программам MBA, EMBA и DBA?

Программа Executive MBA (магистр делового администрирования) ориентирована на подготовку топ-менеджеров: генеральных директоров, их заместителей и владельцев компаний. DBA – программа дополнительного образования Doctor of business administration (доктор делового администрирования), по ней готовят собственников бизнеса и управленческие кадры высшего уровня. Основная задача программы – обобщить личный и чужой опыт управления бизнесом, научиться более широко рассматривать управленческую деятельность, выходить за пределы знакомой отрасли.

По программам MBA дистанционное обучение возможно в общем объёме не более 30 академических кредитов за всё время учёбы. По программам EMBA и DBA – не более 15 академических кредитов.

№7. Куда и как записаться на дистанционное обучение?

Надо просто обратиться в приёмную комиссию учебного заведения, которое входит в список из карточки №4. Как правило, общий порядок действий таков:

№8. Сколько стоит учиться по ДОТ?

Суммы разные. Стоимость обучения рассчитывается по методике подушевого нормативного финансирования (приказ МОН РК от 27 ноября 2017 года №597). Учитываются следующие факторы:

Стоимость вузы устанавливают самостоятельно, но она, подчеркнули в МОН, должна быть меньше, чем стоимость классического обучения. Определённые расходы, как, например, на материально-техническое оснащение или коммунальные платежи, не включаются.

На стоимость влияет также выбор специальности и вуза, она варьируется от 200 до 650 тысяч тенге. А, скажем, обучение по специальности «Менеджмент» составляет 350-370 тысяч тенге (второе высшее, магистратура).

№9. Как проходит обучение?

Человек учится самостоятельно, посещает занятия (онлайн или офлайн), а все зачёты, тесты, срезы, письменные работы сдаёт строго в соответствии с академическим календарём вуза. Согласно государственному общеобязательному стандарту образования (ГОСО), полная учебная нагрузка одного учебного года соответствует 60 академическим кредитам или 1800 академическим часам. При этом за один семестр студент осваивает 30 академических кредитов. Форму сдачи экзамена каждый вуз устанавливает сам.

№10. Кому выгодно дистанционное образование?

Эта форма удобна работающим студентам. Главное при этом – вовремя выполнять задания и сдавать все тесты, экзамены. Дистанционное обучение подходит:

№11. В чём главные плюсы?

Помимо явного плюса дистанционного обучения – возможности учиться без отрыва от работы – у него есть и другие преимущества, в их числе:

№12. Какие есть недостатки?

Наряду с преимуществами у дистанционного обучения есть и некоторые минусы. При выборе такого вида обучения необходимо учитывать следующее:

Для того чтобы учиться дистанционно, у студента должны быть жёсткая самодисциплина и самоконтроль, иначе должного эффекта не будет.

Источник

Отмена «заочки»: плюсы и минусы для вузов и студентов

Эксперты прокомментировали изменения в законодательстве

В Казахстане принято решение с 1 января 2019 года отменить заочную форму обучения. 4 июля 2018 года был принят закон, предусматривающий поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений с учетом опыта Назарбаев Университета.

Как сообщил министр образования и науки Ерлан Сагадиев, в соответствии с законом заочное обучение будет приостановлено с 1 января 2019 года.

А значит, студенты, которые уже обучаются по заочной форме, должны будут доучиваться. Кроме того, в данном законе исключили срок освоения образовательных программ высшего образования.

Соответственно, вузы будут разрабатывать гибкие и интегрированные образовательные программы с учетом результатов обучения, предусматривающие завершение программы бакалавриата в ускоренном режиме. В законе в рамках регулирования финансовой политики исключили норму, контролирующую стоимость обучения в вузах на платной основе.

По системе part-time

Вице-министр науки и образования РК Асхат Айтмагамбетов сообщил, что высшее образование в Казахстане можно будет получить по системе part-time.

«Мы видим, что институт part-time-обучения нужен. Есть граждане, которые нуждаются в этом, потому что есть разные ситуации. Но этот институт будет изменен. Сейчас готовится соответствующая нормативно-правовая база. Part-time-обучение будет, но с некоторыми корректировками. Первое: они обязательно будут изучать не 65%, а 100% от объема кредитов по соответствующей программе, согласно государственному общеобязательному стандарту образования. Второе — мы будем использовать дистанционные технологии. Для этого нам нужно разработать специальную систему прокторинга», — сказал он.

Чиновник сообщил, что по действующим законам студенты-заочники осваивают только 65% от объема, который осваивают очники по государственному общеобязательному стандарту образования. При этом и те, и другие получают одинаковые дипломы, и рынок не знает, кто из них получил образование заочно.

Асхат Айтмагамбетов отметил, что в этом году действуют прежние нормы, и те, кто обучаются по заочной форме, продолжат обучение до получения диплома. При этом, по словам чиновника, заочная форма обучения частично запрещена еще с 2010-го. С этого времени заочно могли обучаться только те, кто получает высшее образование повторно или выпускники колледжей третьего уровня национальной рамки квалификации. И даже для них многие специальности были недоступны.

Проблемы не существует

«Капитал.kz» попросил экспертов оценить отмену заочного образования: связано ли это с материальным аспектом обучения и стоит ли в связи с этим ждать оттока студентов для получения заочного образования в Россию.

Руководитель бюро образовательных технологий UniverSity Жанна Мендыбаева отметила, что для студентов программ бакалавриата, обучающихся после 11 класса, заочная форма обучения была отменена еще 8 лет назад. До недавнего времени заочно учились только выпускники колледжей, и не по всем программам, например, по медицине только полное обучение, также студенты, получающие второе высшее образование, занимались заочно. Наряду с этим в университетах уже около 8 лет внедряется и пропагандируется дистанционная форма обучения. По сути, по своей природе заочное обучение — это и есть дистанционная форма, меняется только способ донесения информации от преподавателя студенту. Поэтому, по словам эксперта, нет причин делать из этого проблему.

Она заметила, что, по словам вице-министра образования и науки, заочники, получая равнозначный диплом с теми, кто учился очно, осваивали всего лишь 65% от общего объема программы очной формы. То есть не получали полный объем знаний. Сокращенной программа была потому, что 35% от общего объема программы студенты выполнили на 1−2 курсе, обучаясь по первой специальности.

Дистанционное образование идет на смену

Эксперт заметила, что высшее образование можно получить дистанционно, онлайн-обучение набирает обороты по всему миру, поэтому если человек хочет учиться, у него не может быть преград.

«МОН не получает прибыли от деятельности университетов, даже национальных или государственных, не говоря уже о частных. В свете расширения полномочий университетов в рамках автономии и академической свободы получение образования станет гибким, не будет ограничено во времени, но будет ориентировано на набор предметов и их объем, выраженный в кредитах, то есть количестве академических часов на освоение курса. Я, наоборот, опасаюсь, что слабые университеты, находящиеся на академической периферии, могут демпинговать поначалу для привлечения студентов. А демпинг в сфере образования сказывается на качестве сразу и тотально», — сказала Жанна Мендыбаева.

Она заметила, что сам по себе отток мог быть «спровоцирован» еще 10 лет назад появлением дистанционного обучения. С этой проблемой сталкиваются и немецкие университеты, и французские, сетуя на мощный поток дистанционных и открытых онлайн-программ американских университетских гигантов — MIT, Гарварда, Принстонского университета.

«Я бы не стала демонизировать международное образование. Мир открыт, наши университеты сами заинтересованы в том, чтобы студенты пользовались возможностями академической мобильности и слушали лекции в университетах-партнерах за рубежом. Нам стоит поработать над привлекательностью наших университетов и вообще сделать нашу систему образования более гибкой и дружественной внутри — когда есть взаимосвязь и взаимопонимание между уровнями образования: школа — колледж — университет. Пока «в товарищах согласья нет», — подчеркнула эксперт.

Логическое завершение трансформации

Эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Жаксылык Сабитов заметил, что упразднение заочной формы обучения — это позитивное событие, так как, по опыту, в среднем студенты, учившиеся на заочном отделении, были гораздо слабее студентов, учившихся очно.

«Я не думаю, что из-за окончательной отмены заочного образования какой-то пласт людей будет отрезан от образования вообще. На смену системе заочного образования была введена новая система, распространенная на Западе в целом и в США в частности. Это частичная система образования без лимита на сроки. Старая система образования подразумевала, что каждый семестр студент должен освоить определенное количество кредитов. Если он не осваивал данные кредиты, он рисковал быть отчисленным», — заметил Жаксылык Сабитов.

Получать высшее образование малыми темпами

Эксперт подчеркнул, что новая система вводит возможность получать высшее образование малыми темпами. К примеру, студент может выбрать только 2−3 кредита в семестр и заниматься только по субботам, а все остальное время работать.

В итоге это выйдет ему дешевле, он будет платить только за эти 2−3 кредита в месяц и сможет сам определять, когда он захочет окончить университет. «В США, например, мы часто слышим, человек в пенсионном возрасте окончил университет, и такую новость наши люди неправильно понимали. На самом деле там люди, заканчивают университеты спустя 10−30 лет после того, как брали свои последние кредиты и предметы. Их пройденные предметы не сгорают, и человек может в любой момент продолжить получать образование без всякой бюрократии и без оформления академического отпуска, как было у нас ранее», — сказал Жаксылык Сабитов.

«Так что такое нововведение позволяют мало зарабатывающим и малоимущим людям без сильного напряжения получить высшее образование, правда, в растянутом по времени формате. Также я не думаю, что у данного решения есть какой-то субъективный экономический резон, финансово выгодный владельцам университетов. Наоборот, старая система заочного образования была экономически выгодной для некоторых наших «фабрик дипломов», — считает он.

Сабитов отмечает, что не стоит ждать оттока казахстанской молодежи из местных вузов и перехода на заочное образование в России из-за этого решения. Отток, который идет в Россию, связан с абсолютно другими причинами и к отмене заочного образования не имеет никакого отношения. В итоге можно сказать, что окончательная отмена заочного образования — это логичный очередной малый шаг в длительной реформе образовательной системы Казахстана, убежден эксперт.

Повысить общую планку

Заместитель председателя Международной молодежной организации «Содружество» Чингиз Лепсибаев подчеркнул, что в желании упразднить заочное образование со стороны министерства нет ничего нового, декларировали подобное решение несколько министров. Мотиваций здесь несколько.

Во-первых, заочное образование в его нынешнем формате снижает и без того крайне низкую планку качества. Не секрет, как в Казахстане относятся к качеству подготовки заочников.

Во-вторых, существенных изменений на рынке образовательных услуг не предвидится. Существует дистанционное образование, в том числе зарубежное. Переезжать из-за отсутствия возможности учиться заочно никто не будет, а кто желал обучаться за рубежом, делают это с успехом и сейчас, заметил эксперт.

По его словам, в России и Кыргызстане набирают целыми группами студентов-призраков из РК.&nbspДело в том, что в Казахстане на фоне низкого престижа местного высшего образования существует культ диплома в целом. Казахстанцы в общем так и не поняли капиталистической реалии, что не диплом определяет конкурентоспособность, а конкретные компетенции. Это обуславливает факт, что дипломированный инженер по итогам обучения идет на завод монтером вместе с выпускником в лучшем случае колледжа. При этом экскаваторщик и сантехник в Астане получают больше директора департамента министерства, заметил Лепсибаев.

Под влиянием обстоятельств

Эксперт подчеркнул, что неполучение гранта — целая трагедия. В этих диспропорциях виновато и многолетнее отсутствие планирования на рынке труда, формирование грантов без привязки к рынку, лобби вузов, так как сотни грантов идут на магистратуру для международников, политологов и подобные «востребованные» специальности.

Также здесь есть и влияние государственного устройства. Когда более половины экономики госпредприятия, и лишь проценты от нее — производители, трудно требовать от молодежи желания работать и производить. Поэтому люди мотивированы на работу в офисе, управлять, и неважно кем, как вариант — пойти в полицию, считает он.

«Как организовать успешное производство или бизнес, учат лишь в единичных высших учебных заведениях, и им, думается, никакая отмена заочного образования не страшна. Я считаю, что этим шагом министерство пытается мотивировать граждан поступать в колледжи и получать конкурентное образование, университеты — повышать качество и ассортимент образовательного продукта. Необходимо понимать, что мы теперь часть глобального рынка труда, и конкурировать на нем приходиться как государству, так и каждому гражданину индивидуально. Вопрос лишь в том, осознанно мы будем это делать или под влиянием обстоятельств», — заключил Чингиз Лепсибаев.

Источник

Заочную форму обучения отменили в Казахстане

С 1 января 2019 года в Казахстане отменили заочную форму обучения в вузах. Как теперь быть тем, кто хочет получить второе высшее образование и сколько это будет стоить, в материале «Хабар 24».

заочная форма обучения в казахстане

Иллюстративное фото с сайта businessman.ru: UGC

С начала года казахстанские университеты отменяют заочное обучение. На такие меры профильное ведомство – МОН РК, решило пойти с целью повышения качества образования. Все потому, что заочники осваивали всего 65% от того объема, который давался очникам.

По мнению директора Экспертного института Европейского права и прав человека Марата Башимова, обучаться два раза в год для специалистов, от решения которых зависит многое – не совсем правильно. Например, те же педагоги, инженеры, не получив достаточных знаний, могут нанести существенный урон обществу.

Альтернативой заочной форме обучения предлагается система part time. В рамках нее предусматривается гибкий график – лекции можно слушать по вечерам и в выходные дни. Благодаря чему получать знания смогут и работающие люди.

Как отметил замминистра образования и науки Асхат Аймагамбетов, образование в формате part time необходимо Казахстану. На данный момент идет подготовка нормативно-правовой базы.

В данную систему планируется внести некоторые изменения.

Стало очевидным, что диплом теряет актуальность. В настоящее время можно работать и хорошо получать и с профессиональным образованием.

Вузам придется конкурировать с ассоциациями и сертификационными программами. Например, с курсами для бухгалтеров, аудиторов, с языковыми программами. Те же сертификаты IELTS или TOEFL выдает не вуз, а Британский совет.

Кроме того, теперь вузы сами устанавливают стоимость обучения. Студенты же смогут выбирать количество предметов, исходя из своих возможностей.

Отмечается, что те, кто уже поступил на заочное отделение, все же доучатся.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Отмена заочного обучения Версия для печати

4 июля 2018 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений», который предусматривает поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений с учетом опыта Назарбаев Университета.

В соответствии с Законом заочное обучение в Казахстане приостановлено с 1 января 2019 года. Студенты, которые уже обучаются по заочной форме, должны доучиваться, т.е. к примеру, все поступившие на заочное обучение в 2018 году, смогут доучиться.

Кроме того, исключен срок освоения образовательных программ высшего образования. Соответственно, вузы будут разрабатывать гибкие и интегрированные образовательные программы с учетом результатов обучения, предусматривающие завершение программы бакалавриата в ускоренном режиме.

Вместе с тем, исключена норма, регулирующая стоимость обучения в вузах на платной основе, которая направлена на расширение доступа граждан к получению высшего образования. В связи этим, размер оплаты за обучение по образовательным программам и форма договора оказания образовательных услуг утверждаются высшим учебным заведениям самостоятельно.

Меры по отмене заочного обучения направлены на повышение качества высшего образования, т.к. по данным Министерства образования и науки РК на практике успеваемость студентов заочной формы обучения ниже, чем у студентов очной формы.

В качестве альтернативы вузы перейдут на дистанционные технологии на базе очного обучения и будут использовать систему part time («не полная занятость»), строящейся по достаточно гибкому графику, при котором часть курсов проходит по вечерам и в выходные дни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *