западная сахара форма правления

Западная сахара форма правления

Сахарская Арабская Демократическая Республика (далее — САДР) — частично признанное государство, претендующее на большую часть территории бывшей испанской колонии в Западной Сахаре, но фактически контролирующее лишь некоторую ее часть — Свободную зону. САДР признается лишь 59 государствами — членами ООН и частично-признанным государством Южная Осетия, является членом Африканского союза. Частичное признание САДР на международном уровне позволяет говорить о спорном характере этого государства. Спорное государство — это государство, обладающие большинством признаков государственности и не получившее признания со стороны определенной группы субъектов международного права. САДР имеет территориальный конфликт с Королевством Марокко, которое контролирует большую часть заявленной САДР «национальной» территории. Причина конфликта в стремлении населения Западной Сахары к независимости и попытка Мавритании и Марокко аннексировать Западную Сахару. САДР поддерживается, прежде всего, Алжиром. Основными этапами существующего в этом регионе конфликта можно назвать следующие:

16 октября 1975 года по просьбе Генеральной Ассамблеи ООН Международный суд в Гааге принял консультативное заключение, в котором, в частности, говорилось, что согласно международному праву, регион имел и имеет право на независимость. В частности, сам факт аннексии Западной Сахары является нарушением Декларации ООН №1514, а именно, отказав жителям Испанской Сахары в проведении референдума и разделив Западную Сахару на 2 части, Марокко и Мавритания нарушили статью 1 (право народов на самоопределение), статью 5 (необходимость принятия мер для передачи всей власти народам территорий, еще не достигших независимости) и статью 6 (недопустимость разрушения национального единства и территориальной целостности страны) Декларации ООН[1].

Для того, чтобы ответить на вопрос о форме правления САДР обратимся к конституции этого «спорного государства», которая была принята 4 сентября 1999 г. съездом фронта ПОЛИСАРИО (военно-политическая организация, действующая в Западной Сахаре. В 1970—1980-е годы организация вела активную вооружённую борьбу против вооружённых сил Марокко и Мавритании, оккупировавших данную территорию[4]. Согласно конституции главой государства является генеральный секретарь фронта ПОЛИСАРИО. Фронт за освобождение Сегиет-зль-Хамра и Рио-де-Оро (Фронт ПОЛИСАРИО) остается до получения полной независимости единственным политическим органом, в рамках которого народ выражает свое желание на самоопределение, полную независимость, защиту территориального единства до завершения устройства независимого государства. Глава государства назначает премьер-министра, а также лишает его полномочий. Президент согласовывает состав правительства, представленный ему премьер-министром. Премьер-министр не может назначить членов правительства без одобрения президента. Президент Республики руководит советом Министров. Президент Республики подписывает законы. После одобрения законов Сахарским Национальным Советом законы обнародуются от его имени, и их исполнение контролируется президентом. Кроме того, глава государства является Верховным Главнокомандующим Сахарскими Вооруженными Силами, он уполномочен награждать государственными наградами, присваивать почетные звания. Назначает на должности гражданских и военных высших должностных лиц, высших должностных лиц в Совет Министров, руководителей силовых структур, губернаторов городов, председателей высших судебных органов, глав структур органов безопасности. Правительство является органом исполнительной власти и несет ответственность перед президентом Республики. Премьер-министр руководит Советом Министров, контролирует его деятельность. Премьер-министр выносит программу деятельности государства и годовую программу управления на рассмотрение Сахарского Национального Совета для утверждения. Правительство исполняет программу, утвержденную Сахарским Национальным Советом. Премьер-министр имеет право лишить полномочий члена Совета Министров и заменить его другим с согласия президента. Премьер-министр от имени всего состава правительства может подать в отставку, обратившись к главе государства. Сахарский Национальный Совет является законодательным органом. Он разрабатывает и принимает законы, а также контролирует их исполнение. Сахарский Национальный Совет утверждает общий бюджет, программу правительства, ратифицирует международные соглашения и договоры. Положение о выборах подготавливает секретариат фронта ПОЛИСАРИО. Это положение определяет условия выдвижения кандидатов и избрания депутатов, определение количества депутатов, избираемых в соответствующих избирательных центрах, правила проведения выборов. В первом заседании Сахарского Национального Совета принимает участие глава государства. Сахарский Национальный Совет может проводить внеочередные сессии по требованию главы государства, председателя Сахарского Национального Совета, премьер-министра или двух третей членов Сахарского Национального Совета в следующих случаях: чрезвычайного положения; когда один или более членов правительства не исполняют возложенные на них обязанности, в результате чего появляются обстоятельства, которые могут привести к вотуму недоверия; обстоятельств, которые могут угрожать Сахарскому Национальному Совету исполнять свои обязанности; необходимости рассмотрения и принятия неотложных законопроектов. Сахарский Национальный Совет обсуждает программу правительства и вносит свои предложения по изменению до ее принятия. В случае троекратного несогласия Сахарским Национальным Советом утвердить представленную программу правительства, глава государства принимает решение о роспуске Сахарского Национального Совета, либо формирует новое правительство. Каждый депутат имеет право потребовать отставки правительства. Обсуждение требований депутата рассматривается только после согласия десяти членов Сахарского Национального Совета. Для принятия Сахарским Национальным Советом вотума недоверия правительству в полном составе необходимо, чтобы за такое решение проголосовало не менее двух третей депутатов Сахарского Национального Совета. Вотум недоверия одному или нескольким членам правительства принимается простым большинством голосов. Председатель Сахарского Национального Совета обращается с письмом к президенту и к премьер-министру, информируя их о принятом вотуме недоверие Сахарского Национального Совета одному или нескольким членам правительства, а также всем членам правительства. Вотум недоверия к одному члену правительства влечет за собой его немедленную отставку и назначение нового министра, его заменяющего. После объявления вотума недоверие правительству президент в течение пятнадцати дней либо назначает премьер-министра, чтобы он сформировал новое правительство в соответствии со статьями 53 и 54 конституции, либо обращается письменно к председателю Сахарского Национального Совета с просьбой пересмотреть его решение. В случае, если председатель Сахарского Национального Совета уведомляет президента о неизменности решения, президент обязан выбрать между роспуском парламента и отставкой правительства. В случае роспуска Сахарского Национального Совета президент Республики принимает решение в течение сорока дней о досрочных парламентских выборах. В случае необходимости до выборов нового Сахарского Национального Совета глава государства является законодательным органом. Законодательной инициативой обладают как премьер-министр, так и депутаты Сахарского Национального Совета. Обсуждение проектов законов происходит, если данный законопроект поддержан десятью членами парламента. Глава государства имеет право вернуть представленный ему закон для повторного обсуждения в течение 30 дней со дня его принятия Сахарским Национальным Советом. При повторном рассмотрении закона закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов Сахарского Национального Совета. Глава государства подписывает закон в течение 30 дней со дня его принятия. Переходный период определяется 1-м съездом Фронта ПОЛИСАРИО, созываемым после провозглашения полной независимости Сахарской Арабской Демократической Республики. Сахарский Национальный Совет продолжает свои полномочия до избрания первого Сахарского Парламента.

Таким образом, форму правления САДР можно охарактеризовать как атипичную смешанную (полупрезидентскую), тяготеющую к президентским и суперпрезидентским формам (смешанная республика с сильной президентской властью). К такому выводу можно прийти, проанализировав положения конституции, в которых, с одной стороны, имеются признаки смешанной республики: президент назначает главу правительства, а не всех членов правительства; имеет только ограниченное право распускать парламент; не имеет права на законодательную инициативу. С другой стороны, имеются признаки президентской республики: в определенных случаях президент имеет право издавать указы, имеющие силу закона; правительство ответственно только перед президентом. Кроме того, полномочия президента усиливаются существованием в государственном механизме особого политического органа – Фронта ПОЛИСАРИО, генеральным секретарем которого является глава государства.

САДР пользуется политической и военной поддержкой Алжира. Алжир поддерживает независимость САДР с 1975 года, в 1976 году Алжир принял непосредственной участие в конфликте, однако после прямого столкновения с марокканской армией, Алжир ограничился косвенной поддержкой САДР. Противостояние Марокко и Алжира по вопросу Западной Сахары и по сей день остается одной из основ проблемы и причин ее нерешенности. Алжир непреклонно стоит на позициях обязательного предоставления сахарцам независимости и признания их права на самоопределение. Все эти годы Алжир явно и тайно поддерживает повстанцев из Фронта ПОЛИСАРИО, предоставляя свою территорию не только для лагерей беженцев, но и для партизанских баз и штаб-квартиры Фронта[2]. Вопрос о влиянии покровительства Алжира на форму правления САДР может быть решен путем сравнения форм правления этих государств[3].

САДР

Алжир

Президент – глава государства и глава правительства.

Президент Республики – глава государства, воплощает единство нации.

Правительство ответственно только перед президентом.

Правительство отвечает перед национальным народным собранием и президентом страны.

Источник

Западная Сахара — информация о стране, достопримечательности, история

Общие сведения о Западной Сахаре

Территория на северо-западе Африки. Площадь 266 тыс. км2. Состоит из двух провинций: северной — Сегиет эль-Хамра (82 тыс. км2) и южной — Рио-де-Оро (184 тыс. км2). Численность населения ок. 260 тыс. чел. (2000). Язык — арабский. Административный центр — г. Эль-Аюн (110 тыс.жителей, кон. 1990-х гг.).

География Западной Сахары

На западе омывается водами Атлантического океана. На севере граничит с Марокко, на северо-востоке — с Алжиром, на юго-востоке и юге — с Мавританией.
Поверхность равнинная, плоская на западе и возвышенная на востоке. Высота плато Мавританского Адрара — 300—350 м, на северо-востоке, вблизи Атласских гор, высота достигает 823 м над уровнем моря.

Постоянных рек нет. Почвы каменистые и песчаные пустынные. Растительность — в основном кустарники и травы, преимущественно стелющиеся злаковые виды. Вблизи редких оазисов и в низовьях пересыхающей реки (уэда) Хамра растут разные виды акаций, туи, пальм, фикуса (фиговое дерево). Животный мир: кабаны, муфлоны, антилопы, мелкие грызуны, ящерицы, змеи; встречаются гепарды, шакалы, гиены.

Основное богатство — фосфориты. По их запасам (10 млрд т, или 1/4 общемировых) Западная Сахара занимает 2-е место в Африке. Крупнейшее месторождение — Бу-Краа (запасы — 3,4-3,7 млрд т). В 1988 добыча доведена до 2 млн т. Имеются также залежи железной (400 млн т), медной и цинковой руд, ртути, калийной соли, марганца, нефти, урана, титана, ванадия.

Климат тропический, пустынный, на Атлантическом побережье — мягкий, влажный.

Население Западной Сахары

Численность населения в 1990 — ок. 180 тыс. чел. За 1990—2000 население возросло на 44,4%. Коренное население, состоящее из 21 кочевого племени, — ок. 80 тыс.чел. В этническом отношении — арабы и арабизированные берберы, говорящие на хасания — одном из диалектов арабского языка.

Господствующая религия — ислам суннитского толка.

История Западной Сахары

Территория издавна была заселена пришедшими из Северной Африки берберскими племенами, занимавшимися скотоводством. В 7—8 вв. Западную Сахару затронули арабские завоевания. В 9—11 вв. она — в составе средневековой империи Гана; в 11—12 вв. — государства Альморавидов. Приход арабов-макиль ускорил исламизацию и арабиза-цию местного населения, поставил его в зависимое положение от арабов, занявших господствующее положение.

В 15 в. началось проникновение европейских (испанских, португальских) колонизаторов. В 1884 Испания объявила Рио-де-Оро своим протекторатом, названным Испанской Сахарой. В соответствии с испано-французскими соглашениями 1900, 1904 и 1912 к Испании отошла и Сегиет-эль-Хамра.

Сахарские племена никогда не мирились с господством колонизаторов и оказывали им сопротивление, которое возглавил Маа аль-Айнин. Вооружённая борьба партизанского типа не прекращалась и после 1959, когда Испания переименовала Испанскую Сахару, назвав её своей «африканской заморской провинцией». Юридически форма правления Испании не изменилась: Западная Сахара по-прежнему оставалась испанской колонией.

Марокко после обретения независимости (1956), считая Западную Сахару своей незаконно отторгнутой Испанией национальной территорией, предъявило на неё свои права, выдвинув доводы исторического, географического, этнического характера. Аналогичные права на часть сахарской территории предъявила и Мавритания. В декабре 1965 ООН признала и в последующий период неоднократно подтверждала право сахарского народа на самоопределение и призывала правительство Испании принять меры по деколонизации Западной Сахары путём проведения среди местного населения референдума под эгидой ООН относительно определения своего будущего.

В 1974 Испания предоставила своей «африканской заморской провинции» внутреннюю автономию и заявила о готовности провести среди сахарского населения референдум по вопросу о самоопределении. Однако к концу февраля 1976 передала свою бывшую колонию претендовавшим на неё Марокко и Мавритании. К такому решению подтолкнул ряд обстоятельств. К сер. 1970-х гг. заметно усилилась национально-освободительная борьба в Западной Сахаре, противостоять которой Испания оказалась не в состоянии. Возглавило антиколониальную борьбу несколько политических организаций. Ведущее место среди них занял Народный фронт за освобождение Сегиет эль-Хамра и Рио-де-Оро (Фронт ПОЛИСА-РИО; возник в 1968, по др. данным — в 1973), который требовал для Западной Сахары внутренней автономии. В нач. 1970-х гг. оформился в политическую организацию с целью борьбы за национальное освобождение. Весной 1975, заявив о себе как о единственном законном представителе сахарского народа, провозгласил целью вооружённую борьбу за самоопределение и независимость Западной Сахары.

В октябре 1975 своё заключение вынес Международный суд в Гааге, по решению 29-й сессии ГА ООН занимавшийся рассмотрением вопроса о территориальной принадлежности Западной Сахары. Суд констатировал, что до прихода испанцев сахарская территория не являлась «ничьей землёй», и признал наличие определённых связей, издревле существовавших между племенами Западной Сахары с правителями Марокко и Мавритании, в отдельные периоды имевших характер вассальной зависимости первых от вторых. Вместе с тем в заключении указывалось, что эти обстоятельства никоим образом не могли препятствовать осуществлению сахарским населением его законного права на самоопределение.

В июле 1978 в Мавритании, которой участие в сахарском конфликте оказалось не под силу, произошёл военный государственный переворот. Новое руководство ИРМ признало Фронт ПОЛИСАРИО, 5 августа 1979 подписало с ним соглашение о мире, вывело с территории Западной Сахары войска и заявило, что не имеет и не будет иметь территориальных или каких-либо иных притязаний на Западную Сахару. Воспользовавшись уходом Мавритании, Марокко оккупировало и бывшую «мавританскую» часть Западной Сахары. Отныне военные действия велись непосредственно между Фронтом ПОЛИСАРИО и Марокко.

Чтобы противостоять партизанским набегам сахарцев, марокканцы изменили тактику. К 1987 они создали в Западной Сахаре земляные укрепления (т.н. стены безопасности). Разделив занятую им сахарскую территорию по линии протяжённостью св. 2,5 тыс.км, Марокко заняло многонасёленный запад, отрезав Фронт ПОЛИСАРИО от большей части сахарской территории и оставив ему лишь пустынные земли на востоке. Так в войне возникла тупиковая ситуация.

Мировое сообщество (ООН; ОАЕ, членом которой САДР стала в феврале 1982) долгие годы настаивало на проведении референдума относительно будущего Западной Сахары. Однако затронутые конфликтом стороны с подозрением отнеслись к такому решению проблемы, поскольку ни одну из них оно не удовлетворяло. Так, Марокко исходило из того, что цель референдума — подтвердить согласие сахарцев войти в состав королевства, но никак не вопрос о независимости Западной Сахары. Фронт ПОЛИСАРИО, напротив, отстаивал именно право сахарцев на независимость. В этом его поддерживала АНДР. ИРМ опасалась, как бы в случае победы на референдуме Марокко на её территорию не началось нашествие вооружённых сахарцев, не согласных с таким решением проблемы, что представляло бы серьёзную угрозу Нуакшоту. Камнем преткновения стали вопросы и об участниках референдума, и об их численности. В результате неоднократные в рамках ООН встречи представителей затронутых конфликтом сторон для урегулирования разногласий заканчивались безрезультатно, а сроки проведения референдума постоянно откладывались. В итоге Генеральный секретарь ООН К. Аннан заговорил о необходимости изыскания какого-то нового варианта решения проблемы, суть которой состояла в сохранявшихся мароккано-алжирских противоречиях. Если бы их удалось преодолеть, можно было бы урегулировать запад-носахарский конфликт, нормализовать взаимоотношения Марокко и Алжира, стабилизировать обстановку в регионе и вернуться к вопросу об интеграции стран Ма-гриба в рамках Союза Арабского Магриба.

С целью добиться поставленных целей марокканская сторона в феврале 2002 предложила собственный план решения сахарской проблемы. В случае признания Алжиром законности прав Марокко на Западную Сахару. Рабат проявлял готовность предоставить АНДР возможность на льготных условиях пользоваться марокканскими портами на Атлантическом побережье. Однако Алжир проигнорировал данное предложение. В этих условиях время «работало» на Марокко. Занятая им часть территории Западной Сахары, объявленная королём Хасаном II «сахарскими провинциями» Марокко, активно осваивалась марокканскими гражданами (120 тыс. чел.). Там же разместился воинский контингент Королевских вооружённых сил. В кон. 1980-х гг. его численность составляла 100 тыс. солдат и офицеров, к июлю 2000 она возросла до 200 тыс. чел.

Государственное устройство и политическая система Западной Сахары

Марокко осуществляет на сахарской территории военно-гражданское управление. Для поддержания своего военного присутствия королевство ежегодно направляет в Западную Сахару огромные по масштабам страны средства, достигающие 20% бюджета, ведёт интенсивное строительство жилья, промышленных предприятий, нового морского порта, школ, больниц, объектов инфраструктуры. В крупный город превратился административный центр Западной Сахары г. Эль-Аюн. Каждые 7 из 10 жителей города — марокканские граждане.

В то же время подавляющее большинство сахарцев (170 тыс. чел.) кочевого ранее бедуинского племени сах-рави с 1975 находится на северо-востоке Западной Сахары, в районе г. Тиндуф, вблизи границы с Алжиром. В этой части пустыни Сахары люди вообще никогда не жили. Размещены они в палаточных лагерях и испытывают материальные трудности. Средняя продолжительность жизни среди них не превышает 40 лет. Мужчины преклонного возраста заняты в мастерских по производству ремесленных изделий; женщины — в пошивочных мастерских; девушки — в госпиталях, в центрах подготовки учителей и воспитателей детских садов. В лагерях действует строгая дисциплина, которая распространяется на всех — от воспитанников детских садов до стариков. Денежная система отсутствует. Продукты питания и другие предметы первой необходимости распределяются строго централизованно. Сахарцам оказывается помощь по линии Международного Красного Креста и других международных благотворительных организаций. Ведётся кампания по ликвидации всеобщей неграмотности (введено 6-летнее школьное образование, подростки обучаются в школах-интернатах). Налажено медицинское обслуживание.

Экономика Западной Сахары

До марокканской оккупации основу экономики Западной Сахары составляло кочевое скотоводство (разведение верблюдов, овец, коз). Земледелие было развито слабо, поскольку используемые площади крайне ограниченны. В немногочисленных оазисах культивировались финиковая пальма, в меньшей степени — ячмень.

Прибрежная зона Атлантики богата запасами рыбы и морепродуктов. Однако рыболовство в Западной Сахаре развито довольно слабо.

Промышленность представлена в основном разработкой фосфоритов месторождения Бу-Краа. В 1987 было добыто св. 1,0 млн т фосфоритов.

Транспортная сеть развита слабо. Имеются асфальтированная автомобильная дорога (1,8 тыс. км) Эль-Аюн —Тарфая—Агадир (Марокко), грунтовые дороги, между Бу-Краа и Эль-Аюном — канатная дорога длиной 110 км для транспортировки фосфоритов. В Эль-Аюне и Дахле — морские порты и аэропорты.

Структура внешней торговли отражает общую экономическую отсталость. Объём её невелик. Основные товары экспорта: фосфориты, скот, шерсть, шкуры, поваренная соль; импорта: продовольствие, нефтепродукты, промышленные товары.

Источник

Западная Сахара: страна за Стеной

западная сахара форма правления

Испания стала последней европейской колониальной державой, покинувшей Африку. Западную Сахару, оставленную испанцами после подписания Мадридских соглашений, часто называют «последней колонией» в регионе. Однако уход испанцев из Западной Сахары в 1975 году положил начало долгому кровавому конфликту. На сегодняшний день этот конфликт заморожен, но окончательно не разрешён.

Испанская Сахара

Западная Сахара — это большая территория площадью 272 тысяч км² на северо-западе Африки, граничащая с Марокко, Алжиром и Мавританией. Населяли её около 100 тысяч кочевников арабо-берберского происхождения, влиятельнейшим из которых было племя регейбат.

Формально территория принадлежала Испании с 1884 года, но фактически испанские власти поставили её под свой контроль лишь в 1930-е годы. Центром колонии был основанный в 1940 году в удобной долине в 25 км от океана город Эль-Аюн. В 1958 года колония обрела статус заморской провинции Испанская Сахара, а все её жители получили испанское гражданство.

Основным источником доходов было рыболовство, но оно и на десятую долю не покрывало расходов колонии. Ситуация изменилась в конце 1940-х годов, когда были обнаружены первые месторождения фосфатов в Бу-Краа. Их промышленная добыча началась в 1968 году. Прибыль от добычи фосфатов — а в этом районе сосредоточена четверть их мировых запасов — сделала Сахару одним из немногих регионов-доноров Испании.

В среде рабочих, трудившихся на рудниках Бу-Краа, и зародилось движение за независимость. Впервые оно заявило о себе 17 июня 1970 года, когда в Эль-Аюне прошли массовые демонстрации. Во время их разгона испанские легионеры открыли огонь по протестующим. Лидер движения — известный журналист Мухаммад Бассир — был арестован и бесследно исчез.

В начале 1970-х годов, находясь под международным давлением, Испания была вынуждена пойти на уступки. В 1971 году прошли первые выборы в законодательный совет (джемаа), а в мае 1974 года провинция получила внутреннюю автономию.

В июне 1974 году вступивший в должность новый — и как оказалось, последний — генерал-губернатор Сахары генерал Федерико Гомес де Саласар-и-Ньето, ветеран Гражданской войны в Испании и «Синей дивизии», заявил, что Сахара получит в ближайшем будущем независимость. Началась подготовка к проведению референдума.

Процесс деколонизации Сахары осложнялся тем, что на её территорию претендовали соседние страны — Марокко и Мавритания, считая её своей «исконной землёй», отторгнутой колонизаторами.

Начало войны

Бежавшие в Мавританию активисты движения и сахарские студенты создали 10 мая 1973 года организацию Фронт ПОЛИСАРИО — Народный фронт освобождения Сагиет-эль-Хамры и Рио-де-Оро. Начало вооружённой борьбы Фронта за независимость Сахары ознаменовалось обстрелом 20 мая 1973 года поста территориальной полиции в Эль-Ханга.

На тот момент испанские войска в Сахаре были представлены двумя терциями Легиона: 3-й «Дон Хуан Австрийский» и 4-й «Алессандро Фарнезе, герцог Пармский». Помимо них действовали отряды территориальной полиции и укомплектованные местными жителями воинские части под началом офицеров-испанцев — номадическая кавалерия, в 1960-е годы пересевшая с верблюдов на «лендроверы».

Интенсивность действий ПОЛИСАРИО была невысока. Самой громкой акцией Фронта в то время стала попытка штурма полицейского участка в городке Тифарити около мавританской границы 17 декабря 1974 года и последовавший на другой день бой с преследовавшими отряд ПОЛИСАРИО легионерами и полицейскими. В бою погибло семеро боевиков, один легионер и двое полицейских.

Большую озабоченность в Мадриде вызывали действия Марокко. Король Хасан II, не раз обещавший в скором времени «выпить чаю в Эль-Аюне», концентрировал войска на границах Сахары.

К началу 1975 года численность испанских сил в Сахаре достигла 20 тысяч человек: туда были переброшены три пехотных, два бронетанковых и два артиллерийских полка, а также 53 танка (35 М48А1 «Паттон» и 18 АМХ-30), 54 бронеавтомобилей «Панар» АМЛ-60 и АМЛ-90, 18 самоходок М109, 12 105-мм гаубиц ОТО Мелара, вертолёты Белл УН-1 «Ирокез». Вдоль марокканской границы сооружались заграждения из колючей проволоки и минных полей.

С мая 1975 года четыре десятка диверсионных групп, подготовленных марокканцами при помощи британских советников из САС, под вывеской «Фронта Независимости и Единения» начали совершать рейды через границу, обстреливая испанские посты и патрули и минируя дороги.

западная сахара форма правления

Вот как вспоминал об этом бое известный писатель Артуро Перес-Реверте, тогда ещё молодой журналист:

«Зелёный марш» и уход Испании

Судьба Сахары решалась вовсе не в её песках, а за пределами провинции. Хасан ІІ не переставал делать воинственные заявления: «Мы займём нашу Сахару, мирно или силой… восстановив территориальную целостность нашей страны». Одновременно король вёл и закулисные переговоры. Он смог заручиться поддержкой США и Франции, объясняя, что дать Сахаре независимость означает отдать её в руки ПОЛИСАРИО, за которым стоят Алжир и СССР. Марокко готово было гарантировать Испании сохранение её экономических интересов в регионе.

В самой Испании не наблюдалось особого желания сражаться за Сахару. Призрак новой «войны с маврами» беспокоил всё общество. И испанское правительство, и широкие слои населения опасались попасть в «португальскую ловушку», ввязавшись в многолетнюю колониальную войну.

16 октября 1975 года Международный суд вынес своё решение. Признавая существование в доколониальный период связей отдельных сахарских племён с султанами Марокко и мавританскими правителями, суд не счёл эти связи достаточным доказательством того, что «данная территория когда-либо фактически находилась под властью соседних государств». Соответственно, ни Марокко, ни Мавритания прав на Сахару не имели, а судьба территории должна была решаться путём свободного волеизъявления её жителей.

Через несколько часов после оглашения вердикта суда король Хасан II обратился по радио и телевидению к жителям своей страны и объявил, что Сахара будет возвращена путём мирного марша сотен тысяч марокканцев. После его выступления по всей стране открылись центры вербовки, где граждане с энтузиазмом записывалась добровольцами.

В Испании царила растерянность, усугублённая тем, что 20 октября, после очередного сердечного приступа, каудильо Франциско Франко окончательно утратил дееспособность. 2 ноября 1975 года будущий испанский король Хуан-Карлос I неожиданно прилетел в Эль-Аюн. Здесь он встретился с военными и представителями местного населения и заверил их, что «Испания не отступит и выполнит все свои обязательства, чтобы дать сахарцам свободу». Генерал-губернатора Саласара принц призвал стать «новым Сципионом Африканским». Приободрённые военные оживились: авангарды легионеров выдвинулись на передовые позиции, перекрывая дороги из Марокко в Сахару.

На рассвете 6 ноября 1975 года 50-тысячная толпа с марокканскими флагами и Коранами пересекла границу. Её сопровождали марокканская жандармерия, грузовики с продовольствием, машины скорой помощи и множество журналистов. Преодолев 10 км, участники марша разбили лагеря в сотне метров от испанских заграждений из колючей проволоки, за которыми находились позиции легионеров. Марокканские сапёры на глазах испанцев начали разминировать территорию и готовить проходы в колючей проволоке. Легионеры получили строжайший приказ ни в коем случае не открывать огонь.

На следующий день под давлением США Испания приняла решение сдаться. После переговоров с испанскими министрами в Рабате, 8 ноября в 7 часов вечера король Хасан ІІ объявил о победе «Зелёного марша».

14 ноября 1975 года Испания, Марокко и Мавритания подписали в Мадриде «Декларацию принципов по Западной Сахаре», известную как «Мадридский договор» или «Мадридские соглашения». В результате Марокко получило две трети спорной территории, Мавритания — оставшуюся треть, а Испания сохранила контроль над добычей фосфатов.

Последние испанские солдаты покинули Сахару 11 февраля 1976 года. На память об этих событиях остались короткие заметки Перес-Реверте об испанских легионерах и их верных соратниках-сахарцах, ставших прообразами его литературных героев:

«Утешают лишь воспоминания. О том, что когда-то было, или он верил, что было. Уже сто лет, — сказал он с горькой улыбкой, — как в его жизни нет неожиданностей, ночей под открытым небом, перестрелок в пустыне, патрулей с кочевниками, Южного креста, девочек вроде тех, из кабаре Пепе Авторучки, верных солдат, а те, кому мы хранили верность, предали нас, как последние суки, — заметил он вполголоса, — как его отряд из Западной Сахары».

Война за независимость

26 февраля 1976 года официально завершилось испанское колониальное правление в Западной Сахаре. Марокко и Мавритания объявили о создании новых провинций на сахарской территории.

На следующий день ПОЛИСАРИО провозгласил независимость Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), обозначенной как «арабская исламская демократическая и социалистическая республика». В последующее десятилетие САДР была признана 72 странами мира — преимущественно недавно освободившимися странами Азии и Африки — и вошла в состав Организации африканского единства (ОАЕ).

ПОЛИСАРИО, ещё в 1974 году перебазировавшийся из Мавритании в Алжир, получил поддержку властей этой страны, а также Ливии, Египта, Кубы и Северной Кореи. Главным спонсором ПОЛИСАРИО выступил Алжир, поставивший в 1976 году во главе сахарского национально-освободительного движения Мухаммада Абдельазиза.

50 тысяч покинувших свою землю сахарцев поселились в шести лагерях беженцев в районе города Тиндуф. Там же размещались органы власти САДР, проходили подготовку подразделения Сахарской народно-освободительной армии.

Марокканские власти всегда утверждали, что под знамёна ПОЛИСАРИО было собрано множество людей со всей Северной Африки, не имевших никакого отношения к Сахаре. Это косвенно подтвердили и международные наблюдатели, посетившие лагеря беженцев в 1980-е годы и с удивлением обнаружившие, что подавляющее большинство их обитателей не знает испанского языка.

К началу 1976 года марокканские и мавританские войска взяли под контроль основные населённые пункты Западной Сахары и начали продвижение вглубь территории.

В конце января произошёл первый крупный бой. Два марокканских батальона столкнулись в пограничном оазисе Амгала с алжирским подразделением. По версии Алжира, его военнослужащие в двух сотнях километров от алжирской границы «помогали беженцам». После 36-часового боя алжирцы отступили, 109 солдат попали в плен.

С марта 1976 года ПОЛИСАРИО развернул активную партизанскую войну на территории Западной Сахары. Фронт взял на вооружение такую тактику: мобильные группы боевиков на джипах с установленными на них пулемётами внезапно атаковали позиции оккупантов и стремительно растворялись в пустыне.

В апреле бойцы ПОЛИСАРИО подвергли миномётному обстрелу столицу провинции Эль-Аюн, а вскоре вывели из строя транспортёр, соединявший рудники Бу-Краа с побережьем. Фосфаты на экспорт пришлось теперь перевозить грузовиками в составе военных конвоев, что приносило громадные убытки.

«Слабое звено»

В первые годы военная активность ПОЛИСАРИО была сосредоточена на юге Сахары. Объектом этой деятельности стала Мавритания, чьи вооружённые силы были гораздо малочисленнее и слабее марокканских. Не ограничиваясь атаками на силы противника в Сахаре, ПОЛИСАРИО перенёс боевые действия на территорию самой Мавритании.

13 мая 1977 года Мавритания и Марокко подписали договор о совместной обороне, создали единое командование в Западной Сахаре, а на поддержку мавританцам прибыли 9 тысяч марокканских военных и самолёты Королевских ВВС. В том же году для защиты своих граждан военные силы в Мавританию направила и Франция. В декабре 1977 года шесть французских «Ягуаров» нанесли удары по базам ПОЛИСАРИО, добиваясь освобождения французских заложников.

Конфликт лёг тяжким бременем на и без того небогатую страну, вызвав падение уровня жизни всего населения. Многие мавританцы, будучи ближайшими родичами сахарцев, воспринимали войну как «братоубийственную» и «несправедливую». В конце концов, группа военных 10 июля 1978 года свергла президента Ульд Дадду и сразу же заявила о намерении вывести Мавританию из войны.

5 августа 1979 года при алжирском посредничестве было подписано мирное соглашение между ПОЛИСАРИО и Мавританией. Последняя отказывалась от своих территориальных притязаний и признавала САДР.

Марокканская война

14 августа 1979 года марокканцы заняли бывшую «мавританскую» часть Сахары, распространив свою власть на всю её территорию.

В отличие от Мавритании, в Марокко идея «воссоединения Сахары с Родиной-Матерью» всегда имела широкую поддержку населения и всех политических партий — даже коммунистов. ПОЛИСАРИО они рассматривали как «банду предателей на жаловании у Алжира», а рядовых членов Фронта называли «заблудшими детьми Родины-Матери».

Первые годы после ухода Мавритании стали для Марокко самым тяжёлым периодом войны, ведь теперь приходилось в одиночестве противостоять ПОЛИСАРИО и поддерживающему его Алжиру.

Сахарцы надеялись на повторение мавританского сценария. Руководство ПОЛИСАРИО убеждало своих сторонников, что «оккупационные силы» терпят поражение за поражением, что в рядах Королевской армии царят упаднические настроения, Рабат «находится в полной международной изоляции» и не сегодня-завтра марокканские военные свергнут «монархический режим» и уйдут из Сахары.

В сентябре 1979 года ПОЛИСАРИО начал генеральное наступление, названное по имени недавно умершего алжирского лидера «Хуари Бумидьен». Апофеозом наступления стал штурм Смары — главного города внутренней части Сахары, который марокканцы смогли отразить, пусть и с большими потерями.

ПОЛИСАРИО перенёс действия на юг Марокко. Здесь его отряды захватили и в течение пяти часов удерживали главный город региона Тан-Тан, а также разгромили штаб 3-й бронетанковой дивизии Королевской армии в Лебойрате. И даже в марте 1980 года марокканцам не удалось вытеснить отряды ПОЛИСАРИО с юга страны.

Самый известный бой произошёл той осенью в бывшей мавританской зоне. 12 сентября 1979 года 300 марокканских солдат под командованием подполковника Мохаммеда Гуйдами смогли остановить у городка Бир-Анзаран продвигавшиеся к Дахле значительно превосходящие силы ПОЛИСАРИО.

К 1980 году Западная Сахара превратилась в одно из полей битвы Холодной войны. Всё большую поддержку Хасану ІІ оказывали США, Великобритания, Испания и — прежде всего — Франция и Саудовская Аравия. Но ни одна из этих стран официально так и не признала аннексию Западной Сахары Марокко.

В октябре-ноябре 1981 года Королевская армия Марокко потерпела серьёзное поражение в районе Гельты-Земмура. В этом сражении ПОЛИСАРИО впервые использовал танки Т-54 и Т-55 и ЗРК СА-6, с помощью которых были сбиты два марокканских «Миража» и один «Геркулес». После этой битвы под контролем марокканцев оставалась лишь десятая часть Сахары — так называемый «полезный треугольник» Эль-Аюн—Смара—Буждур на северо-востоке и небольшой район у залива Рио-де-Оро (Дахла и Аргуб) на юге.

Но в запасе у Марокко был масштабный проект, который и привёл к замораживанию конфликта.

Стена

Идею отгородить 90 % Западной Сахары стеной выдвинул командовавший марокканскими войсками в этом регионе генерал Ахмед Длими. Строительство стены началось в августе 1980 года и происходило в шесть этапов.

К концу 1981 года марокканцы окружили защитной стеной «полезный треугольник», а затем продолжили сооружение стены от Зака, городка на юге Марокко в 60 км северо-западнее Тиндуфа, к Хаузе.

Стена представляла собой несколько рядов насыпных валов из песка и камня шириной 2 м и высотой 3—6 м. Через каждые 7—8 км были расставлены опорные пункты марокканской армии, где постоянно дежурили 10—12 военнослужащих. Радары позволяли контролировать любые перемещения на расстоянии до 40 км. Подступы к Стене минировались и укреплялись заграждениями из колючей проволоки. В тылу на расстоянии 5—10 км располагались механизированные группы и артиллерия, способные быстро прийти на помощь солдатам на Стене. За этими мобильными группами закреплялись участки до 20 км по фронту.

Строительство Стены завершилось в апреле 1987 года, но уже к 1986 году она практически свела на нет эффективность боевых действий ПОЛИСАРИО.

За пределами Стены осталось около 40 тысяч км² сахарской территории —пустыня, лишённая дорог и источников воды. Фактически ПОЛИСАРИО и поддерживающие Фронт беженцы теперь имели базу лишь в алжирском Тиндуфе.

В 1984 году непредсказуемый ливийский вождь Муаммар Каддафи внезапно заключил союзный договор с Марокко и прекратил поддержку ПОЛИСАРИО. Всё меньше внимания Фронту уделял Алжир, у которого появились внутренние проблемы: положение в стране становилось всё более напряжённым, что в итоге привело в 1990-е годы к гражданской войне с исламистами. В мае 1987 года Алжир и Марокко возобновили дипломатические отношения и обменялись пленными: 102 алжирца, захваченные в Амгале 11 лет назад, на 150 марокканцев, захваченных в разные годы ПОЛИСАРИО.

Марокко активно вкладывалось в свои «сахарские провинции». Здесь шло строительство дорог, школ, больниц. На новые земли переселились 200 тысяч марокканцев с севера, имевших сахарские корни. Жители «сахарских провинций» получили массу льгот, в том числе фактически полное освобождение от налогов.

Вскоре Марокко и ПОЛИСАРИО приняли подготовленный ООН план мирного урегулирования. Этот план предусматривал прекращение огня, сокращение численности вооружённых сил сторон и проведение под эгидой ООН референдума о самоопределении Западной Сахары.

6 сентября 1991 года соглашение о прекращении огня вступило в силу. Полтора десятилетия острой фазы конфликта стоили жизни примерно семи тысячам марокканцев, двум тысячам мавританцев и шести тысячам сахарцев.

Замороженный конфликт

Миссия ООН к 1996 году завершила идентификацию сахарцев для участия в референдуме. Тем не менее, референдум так и не удалось провести. Стороны до сих пор не могут договориться о том, кто же имеет право в нём участвовать. ПОЛИСАРИО считает, что голосовать могут только жители бывшей Испанской Сахары по состоянию на 1975 год и их потомки. Марокко настаивает на праве голоса и переселенцев после 1975 года, так как они являются потомками сахарцев, бежавших в Марокко после установления там испанского колониального режима.

В начале XXI века, отложив спорный вопрос о референдуме, ООН попыталось организовать прямые переговоры между ПОЛИСАРИО и Марокко. Несколько раундов переговоров завершились безрезультатно.

ПОЛИСАРИО требует референдума и полной независимости Западной Сахары. Марокко соглашается максимум на предоставление «сахарским провинциям» внутренней автономии. «Марокко останется в Сахаре, а Сахара останется частью Марокко до скончания времён», — провозгласил король Мохаммед VI в ноябре 2015 года. Конфликт остаётся в замороженном состоянии. Генассамблея ООН ежегодно принимает дежурные резолюции о «праве народа Западной Сахары на самоопределение».

С тех пор Сахара за Стеной живёт в мире. ПОЛИСАРИО в 1990-е годы фактически раскололся. В лагерях беженцев произошло несколько мятежей. Более пятисот активистов Фронта, включая самого прославленного боевого командира Лахбиба Айюба, перешли на сторону Марокко. Остатки ПОЛИСАРИО выродились в клановую диктатуру его лидера Абельазиза. Её территорией является район алжирского города Тиндуф, где в лагерях беженцев, носящих имена главных городов Западной Сахары, проживает более 170 тысяч человек. Подрастающее поколение воспитывается в школах, контролируемых ПОЛИСАРИО, в духе вражды и ненависти к Марокко.

Армия насчитывает около семи тысяч военнослужащих и имеет на вооружении танки. Бойцы Фронта регулярно проводят учения и ждут возобновления войны, когда напряжённые отношения Марокко и Алжира перерастут в настоящий конфликт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *