запах сирени по форме представления
Запах сирени по форме представления
Цель: Получить представление о том, что такое информация для человека. Что такое процедурные и декларативные знания. Получить представление о видах информации
Объясните смысл следующих выражений:
Для любого человека информация — это знания, которые он получает из различных источников.
Информация для человека — это знания.
Учеба в школе — это процесс получения знаний, а => процесс получения информации.
Знания, которые начинаются со слов «Я знаю, что…» принято называть декларативными (декларация — утверждение, сообщение). К этой группе относятся знания об явлениях, событиях, свойствах объектов, зависимостях.
Я знаю, что самое большое озеро — Каспийское
Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году
Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Я знаю, что Луна спутник Земли
Знания, начинающиеся со слов «Я знаю, как…», называются процедурными. Они определяют действия для достижения к-л. цели.
Например: Я знаю, как получить хорошее образование.
Человек получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, анализирует ее, выявляет важные существенные закономерности и хранит полученную информацию в памяти.
С точки зрения науки информация рассматривается как знания.
Процесс познания можно наглядно изобразить в виде расширяющегося круга знания. (Такой способ придумали древние греки.)
Парадокс состоит в том, что чем большим объемом знаний обладает человек и чем шире круг знаний, тем больше он ощущает недостаток знаний, тем больше граница нашего незнания, мерой которого в этой модели является длина окружности.
Информацию, которую получает человек, можно считать мерой уменьшения неопределенности знания. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности наших знаний, то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию.
При решении задач учащиеся должны оперировать типами классификации видов информации. Так, для человека основными видами являются зрительная (по способу восприятия), текстовая (по способу представления) и личная (по общественному значению). Более 90 % информации поступает к человеку через зрение и слух. Для животных — обонятельная (по способу восприятия), для компьютера — числовая (по форме представления). Говорить о видах информации по форме представления по отношению к животным и о видах информации по способу восприятия по отношению к компьютеру неправомерно.
Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:
Пример | Вид информации | Носители | |
---|---|---|---|
По способу восприятия | По форме представления | ||
Задача по алгебре | Зрительный или аудиальный | Комбинированный | Бумага, классная доска, зв. волны |
Письмо | Зрительный или аудиальный | Текстовый | Бумага, магнитная лента |
Картина | Зрительный | Графический | Холст |
Опера | аудиальный | Музыкальный | Акустические волны |
Радиопередача | аудиальный | Текстовый | Акустические волны |
Телевизионная передача | Зрительный + аудиальный | Комбинированный | Электромагнитные волны |
Аромат сирени | Обонятельный | — | Воздух |
Вкус лимона | Вкусовой | — | Лимон |
Желтый свет | Зрительный | графический | Бумага, световые волны |
Более расширенную информацию по этой теме можно получить в книге «Информатика. Задачник-практикум т.2» под ред. И. Семакина, 1999г. (Раздел №7. Моделирование знаний и логическое программирование.
Запах сирени по форме представления
Виды информации. Представление информации.
По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).
Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.
Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.
По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).
Рис. 4. Виды информации по форме представления
Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.
Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.
Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак смыслом, то этот знак называют символом
Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.
Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык. Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки и искусства.
Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).
Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных языков, диалектов и наречий.
Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.
Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.
Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.
Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.
Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр.
По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.
Виды и свойства информации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ приложение 2.doc
Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:
По способу восприятия
По форме представления
Выбранный для просмотра документ приложение 3.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема: «ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ»
Информация способу восприятия; форме представления; общественному значению; СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ
По способу восприятия информация может быть: Зрительной, Слуховой, Обонятельной, Осязательной, Вкусовой.
1. С помощью каких органов чувств человек получает наибольшее кол-во информации? 2. Каков главный источник получения информации у лисы, собаки? 3. Каков главный источник получения информации у летучей мыши? назад
По форме представления информация бывает: Текстовая, Числовая, Графическая, Музыкальная, Жестовая… назад
По общественному значению информация может быть: личной – это знания, опыт, интуиция, умения, эмоции, наследственность конкретного человека; общественной – общественно-политическая, научно-популярная, т. е. то, что мы получаем из средств массовой информации. Кроме того, это опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.; обыденная – та, которой мы обмениваемся в процессе общения; эстетическая – изобразительное искусство, музыка, театр и др.; специальная – научная, производственная, техническая, управленческая. назад
Пример Вид информации Носители По способу восприятия По форме представления Задача по алгебре Письмо Картина Опера Радиопередача Телевизионная передача Аромат сирени Вкус лимона Желтый цвет
Выбранный для просмотра документ приложение1.doc
По способу восприятия
По форме представления
По общественной значимости
1)
Выбранный для просмотра документ урок.doc
Тема урока: Виды и свойства информации
Цели урока: сформировать понятие видов и свойств информации
— рассмотреть и усвоить понятия «информация», «виды информации», «носители информации»;
— обсудить способы получения информации человеком;
— определить виды информации;
— определить основные свойства информации;
— сформировать умение различать различные виды информации;
— воспитание мотивов умения положительного отношения к знаниям;
— развитие познавательных умений (выделять главное, грамотно оформлять конспект);
— развитие умения работать в заданном темпе (читать, писать);
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: проектор, экран, интерактивная доска, компьютерный класс.
Программное обеспечение: проигрыватель ресурсов версии 1.0.0.91 для ОС Windows (ОМС.exe)
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, контролирует готовность класса к занятию
Ученики отвечают на приветствие
Проверка домашнего задания
Учитель задает вопросы:
— Что такое информатика?
-Происхождение понятия «информатика»
-Основные направления применения информатики;
-Что такое информация?
Ученики отвечают на вопросы
Введение нового материала
Учитель демонстрирует новый материал и ставит проблемный вопрос: с помощью каких органов чувств герои мультфильма воспринимали информацию?
а)Ученики смотрят мультфильм и выделяют способы восприятия информации с помощью органов чувств;
б)Ученики заполняют первую часть опорного конспекта;
Учитель демонстрирует фрагмент фильма и ставит вопрос: а по форме представления какая информация бывает?
Ученики смотрят фильм и отвечают на поставленный вопрос, затем заполняют вторую часть опорного конспекта.
Учитель демонстрирует фрагмент фильма и ставит вопрос: а по общественному значению какой бывает информация?
Ученики смотрят фильм и отвечают на поставленный вопрос, затем заполняют третью часть опорного конспекта
Первичное закрепление нового материала
Учитель дает задание заполнить таблицу 1
Учитель проверяет, как работают ученики и поправляет, если ученики ошибаются.
Учитель подводит первые итоги по освоению нового материала
Ученики заполняют таблицу и задают вопросы, если в чем-то сомневаются.
Закрепление нового материала, проверка знаний учащихся
Учитель рассказывает, как надо работать с данным тестом и правильно отвечать на вопросы
Учитель смотрит за работой учеников и оценивает их.
Ученики внимательно слушают учителя, рассаживаются за компьютеры и работают с тестом.
Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия.
Учитель объясняет домашнее задание через проектор, проводит рефлексию (задаёт вопросы: справились ли мы с задачами урока).
Учащиеся отвечают на вопросы проводимой рефлексии, записывают домашнее задание.
Приложение к плану-конспекту урока «Виды и свойства информации»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
«Виды и свойства информации»
«Виды и свойства информации»
ОМС модуль, опорный конспект
http://fcior.edu.ru/card/7966/vidy-i-svoystva-informacii.html Файл: Приложение1. doc
«Виды и свойства информации»
ОМС модуль, опорный конспект
http://fcior.edu.ru/card/7966/vidy-i-svoystva-informacii.html Файл: Приложение1. doc
«Виды и свойства информации»
ОМС модуль, опорный конспект
«Виды и свойства информации»
Файл: Приложение 2. doc
«Виды и свойства информации»
«Виды и свойства информации»
Повторение и обобщение изученного материала
Файл: Приложение 3. ppt
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДВ-461842
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Информация. Виды и свойства информации
Лекция 1. Информация. Виды и свойства информации
Информатика – наука, которая изучает информационные процессы, происходящие в системах различной природы (технических, биологических, социальных), и возможность автоматизации информационных процессов.
1. в переводе с латинского языка ( informatio ) – разъяснение, изложение;
2. для конкретного человека – интересующие его сведения об окружающем мире;
3. в широком смысле слова – отражение реального мира, выражаемое в виде сигнала и знаков;
4. в теории связи – сообщения в форме знаков или сигналов, которые хранятся, обрабатываются и передаются с помощью технических средств;
5. в теории управления – знания, которые используются в управлении для сохранения и развития системы;
6. в теории информации – сведения, которые уменьшают существующую до их получения неопределенность;
7. в философии – отраженное многообразие, возникающее в результате взаимодействия объектов;
8. в информатике – результат взаимодействия данных и методов их обработки, адекватных этим данным и решаемой задаче.
По способу восприятия
По форме представления
По субъектам обмена
По общественному значению
1. Визуальная (зрительная)
2. Аудиальная (звуковая)
3. Обонятельная (запах)
4. Тактильная (осязание)
1. достоверность – отражение истинного положения дел;
2. объективность – нет зависимости от чьего-либо мнения, суждения;
3. полнота – достаточность для принятия решения;
4. актуальность – необходимость в данный момент времени;
5. понятность – выражена на понятном для получения языке;
6. доступность – возможность её получения.
Знание – это проверенный практикой результат познания человеком окружающего мира, эта та информация, которую человек понял, запомнил и применяет в своей деятельности.
1. декларативные – «я знаю, что ….»;
2. процедурные – «я знаю, как …».
Взаимосвязь сведений, информации и знаний
Задание 1. Заполните таблицу:
Задание 2. Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для разных животных различна. Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развитым у:
— волка; чутье, нюх, зрение тоже
— дельфина; слух, и, вероятно, чутье
Задание 3. Определите свойства информации:
— Дошкольник спрашивает у старшеклассника: «Как светит лампочка?». В ответ слышит: «Существует две теории света – волновая и корпускулярная. Согласно первой …». Бесполезная информация
— Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: «Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?» Оракул ответил: «Государь, ты разрушишь великое царство». Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: «Государь, а разве твое царство было не велико?» необъективность, неоднозначность информации
Задание 4. Поговорку «Ты, парень, срубил дерево не по плечу» можно трактовать как:
Какие свойства информации здесь проявляются? Ценность, полнота
Задание 5. Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах: