записка на проскомидию о здравии образец
ОБРАЗЦЫ ЗАПИСОК
«Как правильно подать записки «о здравии» и «о упокоении» на литургии?
В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!
Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
Самое важное поминовение о живых и усопших — это проскомидия. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.
ЗАПИСКА «О ЗДРАВИИ»
Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Начинать записку правильнее всего с имени вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа. Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.
Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).
И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность.
Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.
ЗАПИСКА «О УПОКОЕНИИ»
В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас по сей день. Важно еще и знать, что мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу — Господа Иисуса Христа.
Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.
Церковь не поминает:
— самоубийц;
— не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
— ο усопших, причисленных к лику святых. Например: блаженная Матрона, блаженная Ксения. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они
молятся за нас;
— ο убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие. Обычно такие люди еще при жизни просили родственников «не отпевать» и «не хоронить по канонам Православной Церкви» или «не ложить крестик в гроб» и т.д.
Не следует подавать записки о них.
Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
— при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
— и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение: для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии.
Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц. Отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным. Такое неосторожное действо очень опасно и непредсказуемо.
Возможное поминовение самоубийц дома: Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».
Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
— если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.
Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса: вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже молитва за него.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАПИСОК
В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!
Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
Записки на молебны можно заказать перед его началом, либо заранее.
Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий), либо накануне вечером.
Имена положено писать в родительном падеже, то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена.
Записки следует писать разборчивым почерком, не мельчить буквы. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете
Имена писать не сокращенно, но полностью: не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п.
Все имена должны быть даны в церковном написании
Не следует использовать ласковые замены имен собственных: не Дуня, но Евдокия, не Леля, но Елена, и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя: Александр.
Фени – Дорогие, потрудитесь сами расшифровать имя Вашей бабушки-прабабушки. Как бы вы ни называли ее – Дуня, или Дуся, или Лёлик, – нужно писать это имя в полной, правильной форме. Не Фени, а Феклы, а, может быть, и Аграфены. Поспрашивайте родственников о том, как на самом деле звали вашу бабушку.
Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, разберемся, какое у них христианское имя. Так, часто в записках встречаются имена Рустам, Руслан. Если этот человек крещен, ему нарекли христианское имя. Также нет в святцах таких имен, как Ленина, Октябрина, Ким и др.
Руслана – Такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином.
Октябрины – Такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека.
Поминая священника, мы никогда не пишем в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца? Диакона? Священника? Архимандрита. Мы всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха).
Очень часто встречаются в записках имена святых. Для тех, кто не знает: мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя отца Иоанна Кронштадтского, как это часто делают, или имя святой блаженной Ксении Петербургской не стоит.
Нельзя писать Блаж. Марии – Что за блаж. Мария? Слово блаженная – это официальный титул святой, прославленной Церковью в лике блаженных: Блаженная Матрона, Блаженная Ксения. Если какую-то старушку и называют ее почитатели блаженной, это лишь благочестивое ее именование, но не титул, усвоенный ей Церковью. Поэтому в записках все нежные и уважительные формы обращения писать не надо. Так же не стоит писать старица Любовь, старец Николай. Последнее часто пишут в записках, имея в виду блаженной памяти протоиерея Николая Гурьянова с острова Залита, под Псковом. Но в записках нужно писать: прот. Николай, а не старец Николай.
Дев. Веры – Сейчас у нас нет такого титула, как Девственница, или Дева, который был в Древней Церкви. Так именовали женщин, которые всю свою жизнь посвятили служению Богу, не создавая семьи. Это древний прообраз монашества. Но сегодня такого чина и церковного титула нет. А если женщине просто не удалось выйти замуж, то это тем более не повод торжественно об этом всем сообщать.
Данилы, свящ. Петра – 1) Имени Данила нет, есть Даниил. Так и нужно писать в записках. 2) Писать свящ. Петра, без указания, иерей он или протоиерей, – не грубая ошибка. Ошибка в том, что все-таки имя священника пишется прежде имен мирян. Смешивать всех в кучу: митрополитов, иереев, мирян не стоит.
Ребенок до семи лет указывается как «младенец» (например, млад. Иоанна) и полностью.
Ребенок после от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица (для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия.
Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.
Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещенных младенцев. Возможно только поминание свечой и дома молитвой о некрещенных младенцев.
Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
— первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
— далее следует имя вашего духовного отца — священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
— затем перечисляются детские имена:
• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
— теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские:
• ваши родители;
• свое имя;
• имена членов вашей семьи, близких и родных;
• имена ваших благодетелей;
• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
— по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.
В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):
• воина;
• болящего — (болящ.);
• путешествующего – (путеш.);
• заключенного – (закл.);
• беременной (непраздной) – (непразд.).
Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:
• новопреставленный — усопший в течение 40 дней после
кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п);
• приснопамятный (усопший, имеющий в этот день памятную дату)
обычно обозначают в записках сокращенно п/п:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего;
• воина.
Все прочтенные записки сжигаются в специальном месте.
Что такое проскомидия о здравии в православии
Перед Таинством Причащения священники проводят первую часть Литургии — проскомидию. Проскомидия о здравии в православии — священный обряд, во время которой осуществляется особое приношение перед Богом родных и близких, имена их указаны в записке.
В чем заключается обряд проскомидии
Каждый православный человек заботится о своем ближнем, ибо повелел нам Господь возлюбить ближнего своего, как самого себя. (Мат.22)
Порой возникают такие ситуации, во время которых помочь ближнему своими силами у людей не получается. Тогда они обращаются к Богу.
Проскомидия — не просто молитва за здравие, это целый обряд, позволяющий во время службы представить душу ближнего своего перед престолом благодати. Священный обряд символизирует омовение человека Кровью Иисуса.
Эта часть Литургии представляет собой прообраз единой Церкви, когда на дискосе собраны воедино Агнец Божий, Богоматерь, святые и люди, за которых просили молиться родные и ближние.
Символом этого обряда есть вечная жизнь, ибо как частичка просфоры умирает в вине, так она воскрешает в Крови Иисуса.
Благодаря священному приношению, раскаявшиеся грешники получают возможность примириться с Богом, больные — получить исцеление.
Таинство Причащения берет свое начало с Тайной вечери Иисуса Христа и Его учеников. Иисус взял хлеб, разломил его как прообраз Своего тела, растерзанного на кресте за грехи людей, раздал ученикам. Спаситель взял в руки кубок с виноградным вином, пустил его по кругу, сказав, что пьющий его с воспоминанием о страшной смерти, очистится Кровью Иисуса.
С тех пор христиане принимают причастие в виде красного вина, специально испеченного хлеба.
Внимание! По мнению некоторых православных, эти частички очищают грехи тех, имена которых указаны в записках. Это самообман, от греха можно избавиться только через личное покаяние, изменение жизни, творя добрые дела. Человек, имя которого подано в записке, должен сам желать своего очищения, признав свои грехи и раскаяться.
В чем тогда сила проскомидии? Каждая частичка просфоры символизирует очистительную жертву Христа, принесенную благодать, возможность отпущения грехов и последующее освящение.
О других церковных поминовениях:
Большая просфора символизирует Тело Господнее, частички ее — людей. Опускание в потир напоминает людям о наполнении Божественной кровью, дарующей духовное наполнение тем, о ком написано в прошениях.
Пречистая Кровь Иисуса Христа омывает живых, помогая им оставить грехи и войти в жизнь вечную.
Как подать записку о здравии на проскомидию
Непосредственно перед началом Литургии прихожане могут подать списки людей, за которых они просят Бога о здравии. Православные верят, что таким образом можно облегчить страдания больных, при этом не исключаются домашние молитвы о здравии.
Сам Иисус говорил, что, где двое или трое чего не попросят в Его имя, дано будет. (Матв.18:19)
Церковное прошение обладает силой именно по этой причине, ибо, чем больше людей молятся, тем выше молитва поднимается в Небеса.
Апостол Павел подчеркнул, что многое может усиленная молитва, прошение праведных. (Иак.5:16)
Господь дарует чудеса исцеления по молитве веры, однако, при этом важно, чтобы сам больной выполнил несколько действий:
Записки на проскомидию о здравии в православии пишутся на бланках, предварительно приобретенных в церковной лавке, или заготавливаются заранее дома. Покупая записку, следует обратить внимание, чтобы вверху было написано «О здравии», ибо есть еще бланки для поминовения умерших «Об упокоении».
Четким, разборчивым почерком или печатными буквами в один список вносится не более десяти имен. Имена пишутся в родительном падеже, допускается перед именем писать — младенец, болящий, путешествующий, заключенный.
Записки о здравии бывают двух видов:
Разовые списки бывают разные:
При этом чтение каждого имени сопровождается прошением. Больным здоровья, финансовым должникам — решения проблем, путешествующим — доброго пути.
Молебен отличается от проскомидии тем, что читается только за здравие. Молебен — богослужение, которое заказывается Иисусу Христу, Пречистой Богоматери и святым. Молебны в основном совершаются после Литургии, но иногда священник сам выбирает время его проведения.
Многоразовое чтение проводится каждые полгода, год или на сорокоуст.
Многоразовое поминание читается на сорокоуст, сорок дней подряд, во время проведения службы священник читает списки, вынимая при этом за каждого человека частичку священного хлеба.
Записка на полгода, год означает, что в течение 6,12 месяцев каждый раз, когда в храме будет совершаться служба, священник будет читать имена, указанные в поданном списке.
Любой храм Русской православной Церкви открыт для подачи записок на проскомидию.
Сколько будет указано имен перед службой, столько кусочков хлеба будет лежать на алтаре. По окончании проскомидии они все будут опущены в вино.
Запрещено подавать в записке имена людей, не принявших православное крещение.
С вечера пишутся записки, когда проскомидия проводится за упокой.
Проскомидия или обедня
Чем отличается обедня от проскомидии? Обеднею по-простому называют Литургию, которая длится с утра до обеда, а проскомидия — первая часть ее.
Во время обедни священник читает имена, а певчие поют «Достойно есть».
Что заказать для поддержания во здравии близких людей молебен или проскомидию? Ответ лучше всего получить у своего духовника.
Порядок проведения проскомидии
Священники особым образом готовятся к проведению литургии, после которой православные могут принять причастие, одно из семи Таинств Церкви.
Прихожане на первую часть Литургии приносят хлеб, другие приношения, церковнослужители готовят вино и специальный хлеб для причастия.
Священнослужители надевают наряд, соответствующий Литургии, чтобы в алтаре совершить особый обряд — представление перед Господом людей, за которых просят родные и близкие.
Священнодействие происходит при закрытых вратах, в алтаре, подчеркивая таинство прихода Спасителя, невидимое многими. Священник каждое имя провозглашает вслух, при этом произносит «Помяни, Господи (имя)».
После чтения входных молитв, иерей надевает праздничные одежды и производит омовение рук.
Далее следует приготовление символа чистоты — Агнца. На каждую Литургию выпекается 5 просфор как напоминание о чуде, когда Иисус пятью хлебами накормил 5000 человек, не считая женщин и детей (Матю14:13-21)
Из первой агничной просфоры священником вырезается средняя часть в виде четырехугольника — Агнец.
До рождения Иисуса Христа по Ветхому Завету искупить грехи можно было только жертвой убитого животного. Грешил человек, а убивали невинную тварь. Бог больше не захотел крови невинных животных, послал на землю Своего Сына, который стал последним Агнцем, принесенным в жертву за грехи мира. Только верующий в Иисуса Христа, принявший его жертву за свои грехи, спасется.
Вынимание середины напоминает одновременно о рождении и смерти Христа.
Значение предметов в Литургии
Каждая вещь, используемая в первой части Литургии, имеет особое значение. Дискос, на него кладется вырезанная середина из первого хлеба, символизирует ясли, в которых родился Спаситель, и гром, где Он был погребен.
Протыкание копьем правой стороны середины вынутого куска делается в память о том, как стражник пробил правое ребро Иисуса, и из него полилась Кровь с водой.
Для наливания вина, разбавленного водой, используется специальная чаша — потир.
Далее священник переходит к остальным четырем просфорам.
Из второй, Богородичной просфоры, вынимают середину в виде треугольника, при этом поминают Богородицу. Треугольную часть кладут справа от четырехугольной части — символа Агнца.
С левой части Агнца выгладывают 9 частей «девятичинной», третьего священного хлеба, символизирующих святых.
Под «ноги Агнцу» кладутся 2 части, вынутые из четвертой просфоры. Она часть — живущие священнослужители, вторая — все миряне православной церкви.
Часть пятого хлеба — символ памяти усопших.
Для справки! Из хлебов, поданных мирянами, священник вынимает столько частиц, сколько имен записано в поминальных списках. Далее читается молитва за здравие.
Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй благотворящий нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающий нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон)
Отступившия от православныя веры и погибельным ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)
После молитвы все частички, символизирующие людей, поданных в записках, выкладываются на дискос. Сотворенный образ символизирует единство Церкви как земной, так и небесной, сердцем которой является Иисус Христос, Агнец Божий.
Как в мире, на дискосе представлены живые, усопшие, больные, заблудшие — люди мира, которые так любимы Богом.
После окончания Литургии все кусочки, символизирующие людей, за которых молились, опускаются в потир с вином. Это прообраз уникального действия — все, кто находится около Иисуса, будут очищены Его Кровью от всех грехов, получат прощение.
Чем заканчивается проскомидия
Заканчивают священный обряд выносом звездицы, символом Вифлеемской Звезды.
Звездица покрывает Агнца и не допускает касание Его полотнами, покрывающими потир и дискос с хлебами по окончании проскомидии. Три полотна напоминают мирянам как о пеленках младенца, так и о погребальных пеленах, которыми был повит Иисус после смерти.
Далее храм наполняется благоуханием ладана, который разносится от кадила иерея. Ладан — один из даров волхвов, пришедших первыми поклониться младенцу, будущему Царю царей.
Звучит прошение к Богу о милости принятия дара в виде частиц просфор, опущенных в вино. Иерей просит Господа помянуть как присутствующих в церкви, которые подали записки, так и тех, за кого просили молиться.
После этого Царские ворота открываются как символ Воскресения Господнего, вход Его в Небесное Царство и человеческое спасение.
После проскомидии начинается вторая, торжественная часть Литургии.