заполнение декларации по ндс при импорте услуг
НДС при импорте товаров в 2020-2021 годах
НДС при импорте товаров имеет ряд особенностей, отличающих его от иных видов этого налога. Как учесть НДС при импорте и какие документы подтверждают правомерность вычета «входного импортного» НДС, в том числе из стран, входящих в Евразийский экономический союз, вы узнаете из нашей рубрики «НДС при импорте».
Что такое импортный НДС
НДС при импорте представляет собой входной налог, который образуется в результате осуществления покупки товара, работы или услуги у иностранного поставщика (импортера).
Условно можно сказать, что НДС возникает:
О том, что понимается под импортом услуг и как отразить импортные операции в учете, читайте в нашем материале «НДС при импорте услуг: как правильно платить налог?».
НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС
С начала 2015 года начал действовать новый союз государств, сменивший действовавший ранее Таможенный союз, в состав которого вошли (согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, далее — Договор):
Нюансы импортного НДС рассмотрены в отдельных материалах.
Как быть, если ввезенный из стран ЕАЭС товар похищен, читайте в статье «Ввезенный из Белоруссии товар похищен. Что делать с НДС?».
Импортируя товары с территории стран ЕАЭС, необходимо подать декларацию по косвенным налогам в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором импортированные товары были приняты на учет. С декабря 2017 года применяется новая форма декларации по косвенным налогам. Скачать ее можно здесь.
Обратите внимание, что декларацию по косвенным налогам можно подать в бумажном виде. Подробнее об этом – в материале «Правила НК РФ об электронной подаче декларации по НДС не действуют при декларировании «ввозного» налога».
Одновременно с декларацией необходимо представить документы, предусмотренные п. 20 приложения 18 к договору о ЕАЭС.
Подробнее с перечнем указанных документов вы можете ознакомиться в этой статье.
Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов является одним из документов, подтверждающих импорт товаров из стран ЕАЭС. Для принятия к вычету ввозного НДС при импорте из стран ЕАЭС необходима отметка налогового органа на этом заявлении.
С позицией Минфина РФ о сроке, в течение которого НДС может быть принят к вычету, читайте в материале «Вычет по ”евразийскому” НДС можно получить в течение 3 лет».
Ввоз товаров не всегда сопровождается уплатой налога. НДС не уплачивается, когда ввозится товар, не облагаемый НДС. Подробнее о таких ситуациях читайте в материале «Ввезли из ЕАЭС необлагаемый товар – ”евразийский” НДС не уплачивается».
Вычет НДС при импорте из стран, не входящих в ЕАЭС
С учетом положений ст. 171 НК РФ НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, принимается к вычету плательщиками НДС. Но для того, чтобы принять указанный налог к вычету, необходимо иметь документальное подтверждение произведенных импортных операций. Документальное подтверждение ввозного НДС при импорте из стран ЕАЭС и стран, не входящих в этот союз, различаются. При импорте из стран, не входящих в Евразийский союз, такими подтверждающими бумагами могут быть:
При этом очень важно обратить внимание на порядок проставления печатей на таможенной декларации.
Вторым важным условием для принятия НДС к вычету является соответствие товара определенным критериям: для каких целей он куплен, будет он участвовать в облагаемой или необлагаемой деятельности, будет ли он перепродаваться или нет и пр.
Кроме того, осуществляя ввоз товара через посредника, следует знать о некоторых нюансах для того, чтобы входной НДС все-таки получилось зачесть.
Подробнее об этих важных моментах читайте в материалах:
НДС при импорте услуг: как правильно платить налог?
Определение импорта услуг
Для того чтобы узнать, является ли хозяйственная операция импортом услуг, необходимо удостовериться, что:
Место оказания услуг определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ. НДС облагаются только услуги, местом оказания которых является территория РФ. В частности, в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК указано, что если покупатель услуги ведет хоздеятельность на территории РФ, то и местом ее оказания будет Россия. В этой же статье дан расширенный перечень услуг, которые попадают под действие указанного подпункта.
Если иностранная компания-поставщик не зарегистрирована в России как налогоплательщик, то российский покупатель услуг выступает в качестве налогового агента (п. 2 ст. 161 НК РФ). При этом Минфин считает, что в качестве иностранных поставщиков услуг следует учитывать не только компании, но и индивидуальных предпринимателей-иностранцев (письмо от 22.06.2010 № 03-07-08/181). Чтобы узнать, не состоит ли иностранец-поставщик на налоговом учете в РФ, стоит зайти на сайт ФНС и попробовать узнать его ИНН. Заметим также, что импорт услуг не требует таможенного оформления.
Если услуги иностранного поставщика не облагаются НДС (освобождены от уплаты НДС), то обязанности по уплате налога за иностранного контрагента не возникает (см. письма Минфина России от 17.08.2012 № 03-07-08/252, от 11.07.2012 № 03-07-08/177, от 11.10.2011 № 03-07-08/284, от 02.09.2011 № 03-07-08/274). Но при этом налогоплательщик обязан сдать декларацию с заполненными сведениями в разделе 7.
Обязанности налогового агента
Налоговый агент выполняет свои обязанности в соответствии с п. 3 ст. 24 НК РФ.
Так, налоговый агент обязан удержать НДС и перечислить его в бюджет на основании п. 4 ст. 24 НК, а в п. 5 этой статьи указано об ответственности налоговых агентов за невыполнение возложенных на них обязанностей.
Покупатель импортируемой услуги будет выполнять обязанности налогового агента в любом случае, даже если он не является плательщиком НДС или освобожден от уплаты налога (п. 2 ст. 161 НК РФ). Подробные разъяснения по этому моменту даны в письмах Минфина от 22.06.2010 № 03-07-08/181, от 29.04.2010 № 03-07-14/30.
Уплата НДС налоговыми агентами производится по месту своего нахождения (п. 3 ст. 174 НК РФ).
База налогообложения и налоговая ставка
В соответствии с п. 1 ст. 161 НК РФ налоговая база — это сумма дохода поставщика-иностранца с учетом налога. Это значит, что при перечислении денег иностранному контрагенту российская компания должна будет удержать НДС и перечислить его в бюджет. Данный момент обязательно нужно учитывать и, чтобы не было потом недоразумений с поставщиком услуги, фиксировать в договоре, указав такую цену на услугу, которая при удержании НДС продолжала бы устраивать контрагента.
Однако не все иностранные компании могут соглашаться с таким условием. В этом случае вам придется уплатить налог сверх законтрактованной суммы (письма Минфина от 26.05.2016 № 03-07-13/1/30201, от 13.04.2016 № 03-07-08/21231 и др., постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 15483/11).
Важно! Рекомендация от «КонсультантПлюс»
Если из договора следует, что стоимость товаров (работ, услуг) не включает НДС, то перечислить налог в бюджет придется за счет собственных средств.
Для этого сначала налоговую базу увеличьте. (подробнее смотрите в К+).
Что касается налоговой ставки, то операции по оказанию услуг в большинстве своем облагаются по ставке 20%. Но бывают ситуации, когда применяется ставка 0% (их перечень приведен в п. 1 ст. 164 НК РФ) либо операция освобождается от уплаты НДС (пп. 2–3 ст. 149 НК РФ).
Сумма налога определяется исходя из пересчитанной по курсу Центробанка (на день оплаты поставщику-иностранцу) валютной стоимости услуги (п. 3 ст. 153 НК РФ).
Порядок и срок уплаты НДС
Налог на добавленную стоимость удерживается налоговыми агентами в момент перечисления средств поставщику услуги. Следует иметь в виду, что обслуживающий покупателя российский банк не примет платежное поручение на оплату иностранному контрагенту причитающейся суммы по договору без одновременного предоставления «платежки» на сумму удержанного налога (п. 4 ст. 174 НК РФ). Соответственно, НДС исчисляется на дату оплаты средств контрагенту. При этом в платежном поручении следует указать свой статус «02» в поле 101.
Выписка счета-фактуры
После перечисления средств иностранному поставщику налоговый агент выписывает сам себе счет-фактуру на сумму удержанного налога (п. 3 ст. 168 НК РФ). Обратите внимание, что документ в данном случае составляется от имени иностранной компании (абз. 2 подп. «в», абз. 2 подп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных постановлением № 1137).
Важно! «КонсультантПлюс» предупреждает
Срок составления счета-фактуры налоговыми агентами Налоговым кодексом РФ не установлен.
Полагаем, что в общем случае налоговые агенты должны выставлять счет-фактуру. (посмотреть рекомендацию полностью в К+).
Впоследствии, при использовании права на вычет, покупатель зарегистрирует этот счет-фактуру в книге покупок (п. 23 Правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением № 1137).
Может ли налоговый агент принять к вычету НДС с аванса, уплаченного иностранному исполнителю, читайте в статье «НДС с аванса иностранному исполнителю нельзя взять к вычету» .
О заполнении декларации по НДС налоговым агентом читайте в материалах:
Итоги
Импортом приобретение услуг признается тогда, когда зарубежный поставщик услуг не стоит на учете в ФНС России как налогоплательщик, а местом оказания услуги является территория РФ. При импорте услуг российский покупатель становится налоговым агентом.
Обязанность налогового агента по удержанию НДС возникает в момент перечисления оплаты за полученную от иностранного контрагента услугу. Сумма налога рассчитывается в рублях исходя из суммы валютного платежа, переведенного в рубли по курсу Центробанка на день оплаты. Банк не примет от налогового агента платежное поручение на перевод денег поставщику-иностранцу без одновременного представления платежки на сумму удержанного налога.
Заполнение декларации НДС при импорте
Как заполнить декларацию по НДС при импорте — для этого потребуется:
Что такое НДС при импорте
По действующим российским законам, все ввозные товары, работы, услуги облагаются налогом на добавленную стоимость. Исключений по категориям налогоплательщиком не предусмотрено. Рассчитать и внести в казну налог на добавленную стоимость обязаны:
Импорт облагается по общим ставкам налога. Это 10% или 20%. Определить косвенные налоги при импорте товаров несложно. Если ввозимая продукция реализуется в пределах нашей страны по ставке НДС 20%, то и ввозной налог считают по ставке 20%.
Порядок отражения ввозного НДС во многом зависит от страны поставщика-импортера. Немалую роль играет и назначение входных товаров. То есть важны операции, для которых налогоплательщик закупает импортную продукцию.
НДС на товары из стран ЕАЭС
Если поставщик-импортер относится к странам ЕАЭС, то получатель ввозного НДС — местное отделение налоговой инспекции. Исчисленный налог уплачивается в казну не позднее даты предоставления специальной декларации.
Налог на импорт из стран ЕАЭС рассчитывайте по формуле:
Сумма = налоговая база × налоговую ставку,
Учитывайте акцизные надбавки, если импортируете подакцизный товар. Базу для расчета определяйте на момент принятия товаров к учету.
Справочно: с 01.01.2015 в состав ЕАЭС входят: Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения.
НДС на товары из других стран
Если импортеры не входят в зону ЕАЭС, то перечислить ввозной сбор придется в таможенный орган. Рассчитывают налог по той же формуле. Необходимо умножить налоговую базу на действующую ставку по НДС. Но в этом случае налоговая база определяется иначе.
Налоговая база для расчета НДС при импорте из других стран:
Как рассчитать НДС на импорт услуг
При закупках услуг у иностранного поставщика исчисление производится в особом порядке. Например, иногда покупатель выполняет роль налогового агента. Обязанности возникают, если реализация иностранных услуг производится на территории России. Российский покупатель перечисляет оплату поставщику сразу за минусом НДС. А сам налог перечисляет в государственный бюджет.
Сумма налога с оплаты поставщику перечисляют в ИФНС одновременно с расчетом импортера. Учтите особенности заполнения платежного поручения. КБК для зачисления в поле 104 укажите 182 1 03 01000 01 1000 110. Статус плательщика (поле 101) — впишите 02.
Не забудьте отчитаться перед ИФНС, то есть отразить НДС по импорту в декларации по НДС. Подайте обычную декларацию по итогам квартала, в котором удержан агентский налог. Срок сдачи — 25 число месяца, следующего за отчетным кварталом.
Пакет необходимых документов
Перед заполнением декларационного отчета подготовьте документы, необходимые для заполнения и подтверждения импортных операций. Перечень требуемой документации:
Контролеры вправе запросить иную подтверждающую документацию. Например, номер ГТД в декларации по НДС. Это регистрационный номер таможенной декларации, присваиваемый отчетности в ходе проверки таможенными органами.
Как заполнить декларацию
При импорте товаров не из стран ЕАЭС заполняйте декларационный отчет в общем порядке. Используйте бланк формы КНД 1151001. Учтите, что сама операция по ввозу в декларации не отражается. То есть таможенный НДС в декларации по НДС не выделяют отдельной строкой.
Для отчетности по импортному налогу на добавленную стоимость с товаров ЕАЭС используют бланк специальной декларации — КНД 1151088, утвержденной Приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@. Структура бланка:
Заполняется в любом случае.
Подлежит заполнению, если в отчетном периоде налогоплательщик:
Оформляют, если импортируются подакцизные товары, за исключением спирта этилового из всех видов сырья.
Формируют налогоплательщики, которые импортируют спирт этиловый из всех видов сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.
Инструкция по заполнению выглядит следующим образом.
Титульный лист
Титульник отчета заполняется по стандартным правилам. В шапке страницы указываем ИНН и КПП подотчетной организации. Индивидуальные предприниматели вписывают только ИНН (КПП не заполняют).
Номер корректировки в первичном отчете — 0. Если подаете исправляющий отчет, то укажите порядковый номер корректировки.
Налоговый период заполните в соответствии с Приложением № 1 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@. Например, при заполнении декларации за январь укажите 01, февраль — 02 и так далее. Если организация находится в стадии реорганизации, то впишите 71 — код января, 72 — февраля, 73 — марта, и так до кода 82 — декабрь.
Отчетный год укажите в стандартном режиме. Например, для отчетности за 2020 год отразите в поле «2020».
Код ИФНС, в который предоставляется декларация, уточняйте в регистрационных документах, выданных при постановке налогоплательщика на учет.
Код по месту нахождения проставьте в соответствии с Приложением № 2 к Порядку заполнения.
Наименование налогоплательщика отразите полностью. ИП указывают Ф.И.О. Отчество вписывают при наличии.
Раздел 1
В первом разделе декларационного расчета отражаем суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные с импортированных товаров в Россию. Заполняем строки:
ОКТМО — вписываем код по общероссийскому классификатору.
КБК — 182 1 04 01000 01 1000 110.
Сумма налогов к уплате. Рассчитывается путем суммирования значений нижних строк раздела № 1 (031-035).
Сумма налога, не указанного в строках 032-035. Заполняйте после строк 032-035.
НДС с продуктов переработки.
Налог с товаров, являющихся результатом выполнения работ.
Побор с товаров, полученных по договору товарного кредита, по товарообменному контракту.
НДС с лизингового платежа.
Стоимость товаров, освобожденных от обложения.
Раздел 2 и 3
Второй раздел заполняют импортеры подакцизной продукции, кроме спирта этилового и его производных. В декларации оформляют сразу несколько разделов № 2, если КБК и ОКТМО, по которым зачисляются сборы, разнятся. В первой части раздела отражают ОКТМО, КБК и сумму акциза, подлежащего уплате в бюджет. Во второй части раздела распределяют сумму налога по каждому виду подакцизного товара, ввозного на территорию РФ.
Третий раздел подлежит заполнению, если в Россию импортируют этиловый спирт и его производные. Правила заполнения аналогичны разделу № 2. В первом блоке отражаем ОКТМО, КБК и сумму акциза. Если ОКТМО или КБК несколько, формируем отдельный раздел № 3 на каждый код. Во втором блоке раздела детализируем суммы акциза по каждому виду импортированного спирта.
Пример заполнения
Рассмотрим, как заполнить декларацию при ввозе товаров из Республики Беларусь. Пример заполнения декларации по НДС при импорте формируем по нескольким данным.
ООО «Весна» импортирует товары от белорусских организаций. За сентябрь 2020 г. компания с товара, принятого на учет, рассчитала косвенные налоги:
Общий объем партии — 25 л. Содержание безводного этилового спирта в ней — 10 л.
ООО «Весна» заполнило титульный лист, разд. 1, 2 декларации.
Образец: декларация по импорту из Белоруссии
Сроки сдачи декларации
Отчитаться перед ИФНС следует до 20 числа месяца, следующего за отчетным. Напомним, что отчетным месяцем признается месяц, в котором импортированные товары были приняты на учет. Либо месяц, в котором наступил срок оплаты лизингового платежа по договору лизинга.
Отчитаться можно на бумаге или электронно. Отчет на бумажном носителе вправе предоставить компании, в штате которых числятся менее 100 человек. Остальные обязаны сдавать декларации электронно.
Проводки
Операции по начислению налоговых платежей относите на счет 68 бухучета. Отразите в бухгалтерском учете следующие проводки по косвенным налогам НДС:
НДС при «импорте» работ и услуг
В последнее время все больше российских компаний и ИП приобретает работы и услуги у иностранных партнеров, в т. ч. через Интернет. Мы рассмотрим, в каких случаях при «импорте» услуг и работ НДС придется уплатить покупателям, исполняя обязанности налоговых агентов, как рассчитать этот налог и представить декларацию, если такие обязанности возникают. А также как быть с НДС при приобретении электронных услуг у иностранных партнеров.
Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?
Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному партнеру (п.4 ст.173 и п.4 ст.174 НК РФ). Обязанности налоговых агентов возникают даже у неплательщиков НДС, например, у ИП или организаций, применяющих УСН (п.2 ст.161 НК РФ)!
С 1 октября 2021 года вступили в силу изменения в ст.161 НК РФ (п.1 и п.2), устанавливающей обстоятельства при которых российские ИП и организации становятся налоговыми агентами по НДС при приобретении работ (услуг) у иностранных партнеров. Для возникновения таких обязанностей должны выполняться одновременно два условия (п.1 ст.161 НК РФ):
А также, если иностранная организация, состоит на учете в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений на территории Российской Федерации (за исключением осуществления реализации товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации).
То есть с 1 октября 2021 года российская организация или ИП должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, если иностранная компания вообще не стоит на учете в налоговой инспекции, или состоит, но только потому, что у нее на территории России есть недвижимость, зарегистрированное транспортное средство, открыт расчетный счет, или если договор на выполнение работ (оказание услуг) или реализацию товаров заключен с иностранной компанией, имеющей подразделение на территории России, но в выполнении этого договора обособленное подразделение не принимает участие.
Исключения, по-прежнему составляют электронные услуги, указанные в п.1 ст.174.2 НК РФ, по которым иностранные организации, оказывающие электронные услуги обязаны сами платить НДС в наш российский бюджет, зарегистрировавшись на сайте Федеральной налоговой службы (на них мы остановимся отдельно) (п.2 ст.161 НК РФ).
До 1 октября 2021 при «импорте» услуг и работ обязанности налогового агента по НДС возникали при выполнении Условия 1 (место реализации территория РФ) и только, если иностранные лица НЕ состояли на учете в налоговых органах. Поэтому Минфин РФ с учетом судебной практики разъяснял, что российская организация (ИП) не должна выполнять обязанности налогового агента по НДС, если иностранная компания (ИП) зарегистрирована в ИФНС по месту нахождения недвижимости в РФ или транспортных средств, открытия счета в банке на территории РФ и даже в случае, если договор на оказание услуг «напрямую» заключен с иностранной компанией, у которой на территории РФ есть обособленное подразделение (Письма Минфина России от 11.06.2021 г. N 03-07-08/46286, от 15.06.2021 г. N 03-07-13/1/46826, от 17.09.2018 N 03-07-08/66314, Письмо ФНС России от 07.06.2013 N ЕД-4-3/10454@, Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 № 2518-О и определение Верховного Суда РФ от 19.04.2016 № 305-КГ16-2688). В этих ситуациях иностранная компания должна была сама начислить НДС в российский бюджет, как это делают обычные налогоплательщики.
Например, иностранная компания (без постоянного представительства на территории РФ) предоставляла в аренду недвижимость, находящуюся на территории РФ. В этом случае российский арендатор не должен был исполнять обязанности налогового агента, поскольку иностранная компания стояла на учете в ИФНС по месту нахождения недвижимости. И соответственно иностранный арендодатель должен был выставить в адрес российского арендатора счет-фактуру на аренду. Как выполнить эти требования на практике иностранные компании не представляли.
Но с 1 октября 2021 года эти неудобства устранены, перечень ситуаций, когда российские покупатели должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС при «импорте» работ и услуг расширен. Поэтому налоговые агенты в таких ситуациях уплатят НДС «за иностранца» и на основании своего же счета-фактуры смогут принять к вычету НДС, если являются плательщиками этого налога и выполняются иные условия для вычетов НДС (ст.171 и 172 НК РФ).
Хотим обратить особое внимание, что как до, так и после 1 октября 2021 года российская организация (или ИП), приобретающая услуги (работы) у иностранных партнеров должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.
Если услуги (работы) считаются оказанными за пределами России, то обязанностей налогового агента по НДС не возникает.
Как определить место реализации услуг (работ)?
Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.
Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (ст.7 НК РФ).
В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.
Место реализации услуг зависит от вида оказываемых услуг (выполнения работ)!
Общее правило упрощенно можно выразить так: место реализации определяется по месту регистрации продавца (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола). Но в Протоколе и статье 148 НК РФ приведены исключения из этого правила. Если вы не нашли услуги (работы), которые оказывают иностранные партнеры в этих «исключениях», то местом реализации территория РФ не является, а значит, при «импорте» услуг в Россию российский покупатель не налоговый агент по НДС.
Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.
Для услуг, связанных с недвижимостью.
Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.
Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).
Для услуг, связанных с движимым имуществом.
Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).
Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).
Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта.
Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.
Для услуг иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС).
Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).
Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).
Для услуг иностранных посредников (агентов, комиссионеров).
Территория РФ не является местом реализации услуг иностранных посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола), а также посредников НЕ из ЕАЭС, приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени (п.2 ст.148 НК РФ). Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС.
Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, кроме электронных услуг из п.1 ст.174.2 НК РФ (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).
Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ. При этом обязанности налогового агента у покупателя зависят от того, относится ли передача прав к электронным услугам и кем (иностранной организацией или иностранным ИП) передаются права.
В случае, если иностранная организация выполняет (оказывает) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг) (п.3 ст.148 НК РФ, п.33 Протокола).
Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются (п.4 ст.148 НК РФ, п.30 Протокола):