заполнение журнала учета проверок юридического лица образец заполнения
Книга учета проверок и журнал производства работ: новые формы с 30.11.2021
Постановлением Совмина от 29.10.2021 N 618 внесены изменения в постановление от 18.03.2010 N 383 (подп. 1.5 Постановления N 618).
Так, скорректированы правила ведения книги учета проверок. Также Постановление N 383 дополнено новой формой книги учета проверок (приложение 1). Корректировки вступают в силу с 30.11.2021. Они в основном связаны с упразднением индивидуальной адвокатской деятельности. А именно из формы книги учета проверок и правил ее ведения исключены слова «адвокатская деятельность индивидуально» (абз. 2 п. 4 Постановления N 618).
Установлено, что книги учета проверок, используемые до вступления в силу Постановления N 618, применяются до полного заполнения всех страниц (п. 2 Постановления N 618).
Кроме того, Постановление N 383 дополнено новой формой уведомления о проведении проверки (приложение 3).
В Постановлении N 618 приведена новая форма журнала производства работ. Существенных изменений в ней не имеется, правила заполнения журнала остались прежними. Обновленную форму журнала производства работ необходимо применять с 30.11.2021. Используемые до этой даты журналы можно продолжать вести до приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта (абз. 4 подп. 1.5, п. 2, абз. 2 п. 4 Постановления № 618, приложение 2 к Постановлению № 618).
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
О ведении журнала учета проверок
«Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений», 2015, N 2
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Пункт 13 ст. 26 Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Кто должен вести журнал учета проверок?
В соответствии с ч. 8 ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц государственные (муниципальные) учреждения вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Как уже было отмечено, в настоящее время ведение журнала учета проверок является правом, а не обязанностью государственного (муниципального) учреждения. Однако, по нашему мнению, ведение данного журнала представляется целесообразным, поскольку в нем подлежат отражению сведения о результатах проверки, которые вносятся самим проверяющим, а не работниками проверяемого учреждения. При наличии в действиях проверяющего каких-либо нарушений проверяемому учреждению с помощью журнала будет легче оспорить его действия. Кроме того, это убережет учреждение от выявления новых нарушений.
Согласно ч. 9 ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц в журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, проводящих проверку, их подписи.
В силу ч. 11 ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц при отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
Напомним, что в акте проверки обозначаются:
Как мы можем убедиться, информация, которая должна быть занесена в журнал, практически полностью соответствует данным, которые должны быть отражены в акте проверки.
Где должен храниться журнал учета проверок?
По вопросу о месте хранения журнала учета проверок Минэкономразвития России в Письме от 01.11.2011 N ОГ-Д09-1900 отметило, что Закон о защите прав юридических лиц не закрепляет требований к месту его хранения, однако в случае его отсутствия соответствующая запись будет сделана в акте проверки, в связи с чем при проведении проверки журнал учета проверок должен быть доступен должностным лицам органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля независимо от места его хранения.
Учитывая вышеизложенное, учреждение должно самостоятельно определить как место, так и сроки хранения журнала учета проверок, закрепив это в номенклатуре дел учреждения.
Экспертную комиссию должен возглавлять один из заместителей руководителя учреждения, а ее секретарем, как правило, является заведующий ведомственным архивом или лицо, ответственное за архив учреждения (п. 1.4 Положения об экспертной комиссии). Персональный состав экспертной комиссии назначается приказом руководителя учреждения из числа наиболее квалифицированных сотрудников ведущих структурных подразделений, представителя делопроизводственной службы, представителя учреждения системы Росархива.
Для организации работы экспертной комиссии учреждению необходимо разработать положение об экспертной комиссии, которое следует согласовать с соответствующим учреждением системы Росархива. После прохождения процедуры согласования указанное положение должно быть утверждено и введено в действие приказом руководителя учреждения.
Основными задачами созданной в учреждении экспертной комиссии являются (п. 2 Положения об экспертной комиссии):
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28.
Основные правила работы архивов организации, одобренные Решением Коллегии Росархива от 06.02.2002.
В соответствии с п. 3.4.4 Правил работы архивов различаются три вида номенклатур дел: типовая, примерная и индивидуальная. Типовая номенклатура дел устанавливает состав дел, заводимых в делопроизводстве однотипных организаций, и является нормативным документом. Примерная номенклатура дел определяет примерный состав дел, заводимых в делопроизводстве организаций, на которые она распространяется, с указанием их индексов и носит рекомендательный характер. Типовые и примерные номенклатуры дел используются для составления индивидуальной номенклатуры дел.
Согласно п. 3.4.3 Правил работы архивов номенклатура дел является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и основным учетным документом в делопроизводстве, а в архиве организации используется для учета дел временного (до 10 лет включительно) хранения. Сводная номенклатура дел учреждения составляется по установленной форме на общем бланке учреждения.
Однако, несмотря на данный факт, именно Перечнем N 558 учреждению нужно руководствоваться при определении сроков хранения бухгалтерских документов.
В соответствии с п. 177 Перечня N 558 срок хранения журналов, книг учета (регистрации) контроля за выполнением решений, определений, предписаний, актов, заключений проверок, ревизий должен составлять пять лет.
Нужно ли прошивать журнал учета проверок?
На практике довольно распространены случаи смены как лица, ответственного за ведение журнала, так и руководителя учреждения. Считаем, в этой ситуации необходимо завести новый журнал, хотя запрета на дополнение новой записью первой страницы журнала не существует.
Какие требования предъявляются к заполнению журнала учета проверок?
В соответствии с Приложением 4 к Приказу Минэкономразвития России N 141 на первой странице журнала учета проверок должны быть указаны следующие сведения:
В разделе «Сведения о проводимых проверках» должны быть обозначены:
Далее приведем пример оформления журнала учета проверок.
Как вести журнал учета проверок, проводимых органами государственного контроля?
Журнал для учета проверок ИП, которые проводят органы госнадзора, в стандартной форме появился сравнительно недавно.
До этого подобные журналы проверок предприниматели и юридические лица вели в свободной форме.
Используется этот документ для контроля и хранения сведений, проводимых органами госконтроля, выявленных нарушений и составленных по этому поводу указаний.
Отметка в журнале должностного лица из органов надзора, проводившего проверку, является обязательной. Министерство экономики и развития утвердило своим приказом общую для всех форму, журнал для ИП отличается от такого же документа для юридического лица только некоторыми записями.
Цель ведения учета контролирующих мероприятий заключается в защите в процессе проверки прав предпринимателей и предприятий, так как журнал позволяет объективно зафиксировать сам факт контроля.
Отношения между контролирующими органами и представителями бизнеса регулирует Закон №294-ФЗ, в котором подробно описывается процедура проверки, сроки ее проведения и правила подведения итогов, список лиц, наделенных полномочиями для таких действий, особенности взаимодействия проверяемого и представителей контролирующих органов, права всех участников процесса.
Содержание
Документ содержит следующие разделы:
Скачать бесплатно типовую форму журнала учета проверок, проводимых органами государственного контроля.
Правила ведения
На титульном листе должна быть запись ФИО руководителя, адрес регистрации, ОГРН, данные лица, ответственного за ведение журнала, (если его ведет не сам предприниматель), подпись и дата начала ведения.
Бланки можно отпечатать в типографии или самостоятельно, на принтере. При составлении книги учета ее надо обязательно прошить и пронумеровать. На титульном листе указать количество страниц.
Журнал заполняет сам предприниматель или назначенный приказом сотрудник, хранят документ в течение 5 лет. После этого срока бумаги можно уничтожить, так как хранить их в архивах нет необходимости.
Если к моменту проверки у руководителя еще нет специального журнала, надзорные органы в обязательном порядке отражают этот факт в акте. В процессе проверки используют 4 вида документов стандартного образца:
При наличии у предпринимателя нескольких торговых точек или других филиалов журнал надо вести в каждой из них. Кроме юридического адреса (или адреса прописки ИП) в разделе «Местонахождение» указывается еще и местонахождение павильона.
Памятка о правилах проведения проверок
В соответствии с нормами ФЗ N 134-Ф3 от 8.08.2001 г. «О защите прав ЮЛ и ИП при проведении госконтроля» Органы госнадзора имеют право на проведение в учреждениях проверок в нескольких случаях:
Плановая
Под плановой проверкой понимают мероприятие контролирующих органов, руководствующихся согласованным с прокуратурой планом соответствия деятельности предприятия установленным законом нормам.
Периодичность такого контроля ─ не чаще, чем 1 раз в 2-3 года. Цель мероприятия должна быть отражена в плане, это может быть:
План такого мероприятия должен быть согласован с прокуратурой и опубликован в доступном для ознакомления месте, к примеру, на сайте прокуратуры всегда можно найти сводный план проверок.
Внеплановая
Такой вид контроля также согласовывают с прокуратурой и назначают в определенных случаях:
Поводом для внеплановой проверки может служить:
Кто имеет полномочия для контроля?
Проверка проводится по распоряжению органов госнадзора.
В соответствующем приказе указывают:
Приказ об организации контрольной проверки или заверенную копию ЮЛ или ИП предъявляет должностное лицо, которое обязано иметь служебное удостоверение.
Порядок проведения процедуры
Контролируя работу фирм и ИП, уполномоченные лица не имеют права на:
Образец заполнения журнала учета проверок органами госконтроля.
Оформление результатов
Акт утвержденной формы составляют в 2-х экземплярах: один ─ проверяющим, другой ─ ИП или руководителю предприятия. Сведения в акте включают:
К акту возможны дополнения в виде актов отбора проб продукции, исследования окружающей среды, протоколы экспертов, пояснения сотрудников фирмы и другие материалы, имеющие отношение к делу.
Обратите внимание! ФЗ N 134-Ф3 «О защите прав ЮЛ и ИП при проведении госконтроля» не имеет отношения к осуществлению:
Права проверяемой стороны
Ст. 19 ФЗ № 294 от 26.12.2008 определяет ответственность должностных лиц органов контроля при проведении проверок:
Ст. 21 регламентирует права ИП и ЮЛ, а также их уполномоченных представителей при контактах с проверяющими органами:
К заявлению можно прикладывать доказательства: документы или копии с аргументами, обосновывающими возражение.
Итоги
Для успешного ведения любого бизнеса предпринимателю всегда необходимо держать ситуацию под контролем. Журнал учета проверяющих мероприятий необходим, прежде всего, самому руководителю для защиты его прав, ведь жалоба на превышение контролирующими организациями своих полномочий должна быть подтверждена документально.
В соответствии с законодательством все организации и ИП, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, обязаны иметь Журнал учета проведенных проверок контролирующими органами. Федеральные органы, уполномоченные правительством РФ, разработали типовую форму этого документа и правила его заполнения.
Административных взысканий за отсутствие на предприятии Журнала проверок не предусмотрено, но контролирующие лица обязательно отметят этот факт в акте проверки с предписанием устранить недочеты.
Журнал учета проверок юридического лица и индивидуального предпринимателя
Каждая организация подвергается обязательным проверкам со стороны различных органов, контролирующих выполнение законодательства, будь оно юридическим или финансовым.
Кроме того, требование ведения подобного учета обязательно для всех юрлиц и закреплено за руководителями учреждений в федеральном законе РФ N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.
Для чего он нужен
Чтобы не запутаться в типах, длительности и наименованиях контролирующих структур и правильно выстроить планирование своей работы, руководитель обязан вести данный специальный журнал. Основная его функция – документальная фиксация факта проверки, а также факта первичного ознакомления работодателя с ее итогами.
Почему это удобно? Потому что в компактной форме директор фирмы получает полную информацию о проводимой инспекции.
Кто его ведет
За организацию ведения такого журнала ответственен сам руководитель компании совместно с представителем контролирующей организации. Иными словами, при приходе на проверку инспектор обязан попросить документ, а руководитель инспектируемого учреждения обязан его дать для заполнения. Как правило, сведения вносятся от руки инспектором.
Ответственность за непосредственное ведение можно возложить на секретаря руководителя.
Он используется только во время проверки, поэтому другая информация, не относящаяся к данному предмету, в него не вносится.
Как заполнить журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов – смотрите здесь.
Порядок заполнения
Как и любой юридический документ, журнал представляет собой сброшюрованный бланк типовой формы. Чистый экземпляр прошнуровывается, страницы нумеруются, на последней странице фиксируется пломба с указанием количества листов, ФИО ответственного за ведение и хранение, ставится печать организации.
На титульной странице указывается полное и краткое название юридического лица, дата начала ведения книги, данные ответственного лица. Поля таблицы для заполнения в соответствии с логикой документа требуют внесения информации следующего характера:
В первый день проверки инспектор может заполнить с 1 по 6 пункты (исключая 2), внести первичные сведения, таким образом зафиксировать начало проверки. Затем, по истечении нескольких дней, в соответствии со сроками заполняются все остальные графы.
Данный журнал также помогает руководителю вести учет проверяющих органов и своевременно отчитываться в вышестоящие инстанции о проведенных проверках и их результатах.
Может возникнуть ситуация, когда представителю инспектирующей организации по каким-либо причинам не был предоставлен данный документ. В таком случае составляется акт, в котором отражаются причины непредставления, и помещается вся информация по итогам контроля.
Журнал учета проверок юридического лица и индивидуального предпринимателя 2021
К сожалению, все мы уже давно привыкли, что ведение бизнеса в современной России, а в особенности небольшого бизнеса сопряжено с постоянными проверками различных контролирующих и правоохранительных органов. Причем, с проверкой на Ваше предприятие могут прийти как по жалобе недовольного потребителя Ваших товаров или услуг, так и просто в плановом порядке – ради привлечения к ответственности. Ну, как говорится, чтобы жизнь мёдом не казалась…
В этой статье я отвечу на такие вопросы:
1. Как вести себя при проверке и исключить соблазн проверяющих привлечь Вас к ответственности за несущественные или придуманные нарушения?
2. Чем может при нежданном визите помочь журнал учёта проверок юридических лиц и как заставить расписаться в нём нагрянувших чиновников?
3. Как использовать закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей на практике и какие права есть у Вас по отношении к проверяющим?
Необходимо всегда помнить, что если Вы решили заниматься бизнесом и открыли магазин, производство, склад, любой иной коммерческих объект – с самого первого дня работы должны быть готовы к проверке вашего бизнеса и заранее предусмотреть:
Причем, последние два пункта желательно понимать не просто – как покупка перечисленных брошюр законов, но и знание их содержимого.
Согласитесь, если Вы будете знать тонкости установленных требований к организации Вашего бизнеса и будете знакомы с Вашими правами, как представителя предпринимательского сообщества России – любая проверка уже не будет казаться Вам опасной и непредсказуемой!
Зачем нужен журнал учёта проверок?
Прежде всего этот документ призван помочь самому предпринимателю для контроля количества проверок, конкретизации и идентификации проверяющих органов и своевременного выявления незаконных проверок, в целях исключения давления на бизнес, коррупции, недобросовестной конкуренции.
Давайте с Вами вспомним 90-е годы. С проверками к бизнесменам в России в то время могли прийти все, кто угодно: сотрудники администрации города и района; полицейские, и сотрудники ФСБ; представители СЭС и пожарники и многие-многие другие «наделенные важными полномочиями господа». Проверяли как по делу, так и по просьбе конкурента или и вовсе, с целью личной наживы на представителе молодого российского бизнеса.
Теперь с проверками стало строже, и кто попало без учёта посетить Ваш бизнес безнаказанно уже не сможет. То есть, посетить-то незаконный проверяющий Вас может, но вот если сможете зафиксировать факт такого визита – такая проверка будет считаться незаконной, а залетный проверяющий будет привлечен к ответственности, вплоть до уголовной, за такую инициативу и самодеятельность.
А как зафиксировать факт проведения необоснованной проверки или отпугнуть визитёра и пресечь тем самым беззаконие? Для этого достаточно предложить проверяющему внести сведения о себе и обоснование проводимого им мероприятия в Ваш журнал учёта проверок. Если проверка незаконная и проводится по надуманным основаниям – после Вашего предложения заполнить журнал – проверяющие, скорее всего, распрощаются с Вами. Кому нужны проблемы от грамотного предпринимателя?
Но Вы можете возразить: ну предложу я чиновникам заполнить сведения о проверке в журнале – а они пошлют меня и откажутся»! Ну уж нет. Если Вы ведете журнал проверок, то по требованию предпринимателя проверяющий обязан заполнить документы и изложить как сведения о себе, так и обосновать свой визит!
А что делать, если у Вы купили журнал учёта проверок, храните его в организации, и в ходе рейда предлагаете чиновнику внести в него необходимые сведения, а он отказывается и намеревается проверять Ваше предприятие дальше? Зафиксируйте такое нарушение фото, видео доказательствами, пригласите свидетелей из числа ваших работников, составьте акт в произвольной форме с подписью этих свидетелей.
После совершение таких действий Вы имеете законное право не контактировать с неопознанными проверяющими, не оказывать им никакого содействия в проводимом ими незаконном мероприятии, в том числе не предоставлять требуемые горе-проверяющими документы. Да и вообще – зачем общаться с такими гражданами, имитирующими проверочное мероприятие? Может это к Вам пришли бандиты или засланные казачки из контролирующей фирмы!
В комментариях к видео можно отставить свой вопрос, и адвокат быстро ответит на него!
Образец заполнения или как самому заполнить журнал
Журнал учёта проверок юридического лица и индивидуального предпринимателя – типовой документ, поэтому его содержимое должно соответствовать в целом утвержденной форме.
Следует сразу сказать, что представителю юридического лица или самому предпринимателю самому заполнить журнал будет не сложно.
Журнал учёта необходимо пронумеровать, прошить, скрепить печатью и подписью руководителя юридического лица или самому предпринимателю.
Как правило, организации и предприниматели сегодня покупают готовый типографский образец журнала проверок. В этом случае документ уже имеет необходимое количество колонок и нет необходимости вносить их наименование. Кроме того, количество и последовательность колонок для заполнения в таком образце будет оптимально соответствовать установленным рекомендациям по ведению журнала.
Закон о защите прав предпринимателей и юридических лиц
В комплект документов, который Вы можете купить по расположенной выше ссылке включен закон о защите прав предпринимателей. Зачем он нужен?
Далеко не все российские предприниматели знают о том, что есть такой закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». А из тех, кто знает – многие не читали или поленились его купить. И это неправильно! Ведь именно этим законом определены такие важные моменты, как порядок проведения и учета проверок бизнеса.
И если Вы хотя бы прочитаете этот небольшой закон, то будете знать такие важные вещи, как:
Согласитесь, если Вы изучите этот закон и узнаете ответы на вышеуказанные вопросы – при проведении проверки, уже сами сумеете контролировать поведение посетивших Вас чиновником и сможете вовремя пресечь недозволенные действия с их стороны.
А если закон о защите своих прав Вы купите и разместите на видном месте, например, в одну из ячеек уголка потребителей, то, тем самым, дадите понять пришедшим чиновникам, что осведомлены о порядке проведения проверок и наделены знаниями по защите своих прав. Уверен, в этом случае проверять Вас буду с оглядкой на последствия…