заполните таблицу характеристика детей с открытой формой ринолалии

Характеристика детей с открытой формой ринолалии

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Таблица 1.Характеристика детей с открытой формой ринолалии:

Обусловлена врождёнными расщелинами губы и нёба.

Губы: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ;

Челюсти: прогения, прогнатия;

Прикус: открытый передний, открытый боковой;

Зубы: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие;

Язык: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка;

Небо (твердое, мягкое): излишне низкое твердое небо, «готическое»; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка.

2.Фонетическая сторона речи

недоразвитие фонетической стороны речи (пропуски, искажение, замена, смешение звуков)

3.Состояние фонематических процессов

Недоразвитие фонематического слуха (слуха на отдельные звуки языка), что приводит, в свою очередь, к трудностям в овладении звуковой структурой слов.

4.Общее речевое развитие

5.Нарушения письменной речи

6. Состояние психической сферы и особенности поведения

В поведении наблюдается часто замкнутость, застенчивость, раздражительность, нежелание вступать в активный контакт со взрослыми и сверстниками, пониженная самооценка и уровень личностных притязаний, неадекватные агрессивные реакции на различные ситуации, которые усиливаются при госпитализации ребенка, начале посещения дошкольного учреждения и т.д.

Источник

Портал образования

Автор: Любаева Мария Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ п. Просвет с/п «Детский сад «Росинка»
Населённый пункт: п. Рощинский
Наименование материала: статья
Тема: Характеристика детей с открытой формой ринолалии
Раздел: дошкольное образование

Характеристика детей с открытой формой ринолалии:

Различные варианты аномалии строения

1) врожденные расщелины неба и губы;

2) подслизистые расщелины;

3) врожденные недоразвития неба;

4) врожденная ассиметрия лица при деформации

Каждая расщелина, даже субмукозная, приводит к

укорочению заднего края скелета твердого неба,

вследствие чего все мягкое небо перемещается

вперед. Оно укорачивается, поперечное

расстояние между мягким небом и задней стенкой

Движения мышц верхней губы отсутствуют или

значительно осложнены. В результате обедняется

мимика ребенка, и мышцы лица включаются в

Ребенок чисто рефлекторно сдвигает тело языка

назад, благодаря чему продольная мышца языка

сокращается и образует высокий подъем корневой

При стабильном положении корня языка кончик

его оттягивается в середину ротовой полости.

Движение всего языка затормаживается,

относительно подвижным остается лишь его

Дефекты небного свода при ринолалии

обусловливают неправильную мышечную

взаимосвязанность мышц всего артикуляционного

аппарата. Даже если мышцы речевого аппарата

анатомически сохранны и все движения их

возможны, они отличаются некоторой вялостью,

Ротовые звуки приобретают назальность.

1.Наиболее заметно изменяется тембр гласных И и

У при артикуляции которых ротовая полость

больше всего сужена. Наименьший назальный

оттенок имеет гласный А, так как при его

произнесении ротовая полость широко раскрыта.

2.Значительно нарушается тембр при

3. При произнесении шипящих и фрикативных

прибавляется хриплый звук, возникающий в

ротовой полости не образуется необходимое

воздушное давление вследствие неполного

перекрытия носовой полости.

5. Ринофонически звучат л и р. Воздушная струя в

ротовой полости настолько слаба, что

недостаточна для колебания кончика языка,

необходимого для образования звука р.

Вследствие дефектного положения языка в

полости рта согласные звуки образуются главным

образом за счет изменений положения кончика

языка (при незначительном участии корня языка в

артикуляции) и при излишней активизации

лицевых мышц. Эти изменения положения кончика

языка относительно постоянны и соотносятся с

артикуляцией определенных звуков.

Произношение некоторых согласных звуков

представляет для больных особую трудность. Так,

они не могут осуществить необходимой преграды

у верхних зубов и альвеол для произнесения звуков

верхней позиции: л, т, д, ч, ш, щ, ж, р; у нижних

резцов для произнесения звуков с, з, ц с

одновременным ротовым выдохом; поэтому

свистящие и шипящие звуки у ринолаликов

приобретают своеобразное звучание. Звуки к, г

либо отсутствуют, либо замещаются характерным

взрывом, производимым при соединении

несращенных частиц увули или стенок глотки.

Гласные звуки произносятся при оттянутом кзади

языке с выдохом воздуха через нос и

характеризуются вялой губной артикуляцией.

Таким образом, гласные и согласные звуки

формируются с сильным носовым оттенком.

Артикуляция их зачастую значительно изменена, и

звуки между собой нечетко дифференцированы.

Для самого больного такие артикулемы служат

кинемой, т. е. двигательной характеристикой

определенного звука, и в его речи выполняют

смыслоразличительную функцию, что и позволяет

использовать их для речевого общения.

Нарушение фонематического слуха разной

степени, от легких до грубых случаев.

Нарушение слоговой структуры слова.

Сокращение групп согласных звуков.

Прекращение звучания согласного звука в конце и

опускание в начале слова. Добавление лишнего

согласного. Сокращение числа слогов. Дистантная

ассимиляция( уподобление слогов друг другу).

При ринолалии речь развивается с опозданием

(первые слова появляются к двум годам и

значительно позже) и имеет качественные

особенности. Импрессивная речь развивается

относительно нормально, а экспрессивная

претерпевает некоторые качественные изменения.

В первую очередь следует отметить крайнюю

невнятность речи больных. Появляющиеся у них

слова и фразы малопонятны для окружающих, так

как формирующиеся звуки своеобразны по

артикуляции и звучанию. Среди детей с открытой

формой ринолалии можно выделить группу с

недоразвитием) и ОНР (нарушением всех речевых

При ФФНР и ОНР на письме проявляются

специфические ошибки, отражающие дефекты

нарушения фонематического слуха(замены

переднеязычных на заднеязычные, ротовые на

носовые), слоговой структуры слова( замены,

опускание, перестановки и сокращения числа

слогов), несформированность лексико-

грамматического строя речи (замена слов, слитное

написание с предлогами).

психической сферы и

Степень вторичных нарушений психических

процессов напрямую зависит от степени

недоразвития речи. Дети с ринолалией

полиморфны по уровню психического развития.

Часто встречается наличие дефицита внимания.

Внимание – неустойчивое и рассеянное,

более низкий уровень произвольного

внимания, слложности в планировании своих

действий, вследствие чего затруднен процесс

Память. Снижен объем вербальной памяти,

затруднен процесс запоминания.

Долговременная память непрочная,

непродуктивная. Зрительная память не

нарушена, за исключением запоминания

геометрических фигур. Низкий уровень

произвольности и контроля слуховой памяти,

нарушения узнавания слов и тд.

Воображение. Развитие воображения

происходит по тем же психическим законам,

что и у детей с нормой.

Игровая деятельность. Преобладает сюжет

лечения. Предпочитают пассивную роль в

игре, часто просто наблюдают за действиями

других детей со стороны.

Эмоционально – волевая сфера.

Неполноценность речи сказывается на

становлении личности. Часто возникают

различные отклонения в поведении:

раздражительность, отсутствие веры в успех,

Источник

Формы ринолалии открытая закрытая их характеристика (Таблица)

Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного тембра голоса.

При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы.

заполните таблицу характеристика детей с открытой формой ринолалии

Формы ринолалии открытая закрытая таблица

Справочная таблица содержит классификацию и краткую характеристику открытой, закрытой и смешанной форм ринолалии.

Открытая форма ринолалии

Закрытая форма ринолалии

Смешанная форма ринолалии

Ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.

Для определения открытой ринолалии существуют разные методы функционального исследования. Самый простой — так называемая проба Гутцмана.

Таким образом, механизм нарушения при открытой ринолалии определяется следующим:

1) отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие этого нарушением противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой;

2) изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в артикуляции мышц глотки и гортани.

Особенности письма. Особенности произношения детей с ринолалией ведут к искажению и несформированности фонематической системы языка. Поэтому звуковые образы, накопленные в их речевом сознании, неполноценны и не расчленены для формирования правильного письма. Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом.

В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной периферии ребенок лишается интенсивного лепета

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, м, н, н. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает прямо в носовую полость.

Причина закрытой формы — чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбо-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.

Милослав Зееман различает два вида закрытой ринолалии (ринофонии)

Некоторые авторы (Милослав Зееман, А. Митронович-Моджеевска) выделяют смешанную ринолалию — состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбо-глоточного контакта функционального и органического происхождения.

Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.

Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, так как возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.

При непроходимости носовых полостей

наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.

При уменьшении носоглоточной полости.

удетей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей.

Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией.

Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

Может быть приобретенной или врожденной.

Образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба.

Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др.

Наиболее частой причиной является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.

Является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов.

возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании.

Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах.

Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке.

Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей.

Прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект.

Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.

_______________

Источник информации:

1. ПравдинаО.В. Логопедия. М., 1973г.

2. ФиличеваТ.Б., ЧевелеваН.А., ЧиркинаГ.В. Основы логопедии. М., 1989г.

3. Хрестоматия по логопедии/ Под ред. ВолковойЛ.С., СеливерстоваВ.И. М., 1997г.

Источник

Ринолалия: виды, причины, признаки, симптомы, лечение

заполните таблицу характеристика детей с открытой формой ринолалии

Ринолалия у детей – неправильное произношение звуков из-за нарушения резонирования вследствие особого строения речевого аппарата. Для лечения болезни, кроме челюстно-лицевого хирурга, психолога, отоларинголога и ортодонта, привлекается логопед.

Причины ринолалии

Ринолалия бывает не только врожденной, но и приобретенной. Функциональная ринолалия в некоторых случаях провоцируется удалением аденоидов, полипами, искривлением перегородки носа, опухолями в районе носоглотки, подражанием гнусавой речи и неврологическими заболеваниями.

Симптомы ринолалии

При органической ринолалии диагноз ставиться еще в младенческом возрасте. Такие дети с первых дней имеют проблемы с питанием и дыханием, подвержены респираторным заболеваниям.

Формирование речи у детей с ринолалией затруднённо и происходит после 2 лет. Больной ребенок поздно произносит звуки, слоги и слова. Они нечеткие и малопонятные.

При открытой форме звуки имеют носовой тембр и неотличимы друг от друга. Закрытая ринолалия проявляется в нарушении произношения носовых звуков и их заменой на другие. Страдает и тембр голоса.

заполните таблицу характеристика детей с открытой формой ринолалии

Заболевание вызывает и другие нарушения – дисграфию и дислексию, а также устойчивый психологический дискомфорт. Поэтому так важна диагностика ринолалии и ее лечение.

Диагностика ринолалии

Детский логопед, проводя обследование ребенка с ринолалией, оценивает строение носоглотки и степень нарушений голоса. Исследуется дыхание, произношение звуков, фонематика, состояние лексики, чтения и письма (в школьном возрасте).

На основании мед. диагностики и обследования речи составляется план занятий коррекционной работы ринолалии.

Коррекция ринолалии в логопедическом центре в Москве

Коррекционные работы с детьми при ринолалии нужно начинать при обнаружении проблемы, чтобы к подростковому возрасту добиться положительных результатов. В зависимости от формы логопедическая работа может быть основной или дополнением работы других специалистов.

Роль логопеда при ринолалии заключается в закреплении навыков звукопроизношения. Используется массаж, развитие нёбно-глоточного смыкания, выработка выдоха и звукопроизношения, устранение гнусавости, наработка словарного запаса и работа над лексической грамотностью.

Источник

Заполните таблицу характеристика детей с открытой формой ринолалии

Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия бывает открытая, закрытая и смешанная. Открытая ринолалия, в зависимости от вызывающих ее причин, бывает следующих трех видов.

Хотелось бы остановиться на органической врожденной открытой ринолалии. Она чаще всего бывает обусловлена расщелиной твердого и/или мягкого неба, иногда в сочетании с расщелиной верхней губы. Этот тяжелый и довольно часто встречающийся порок развития закладывается на втором-третьем месяце внутриутробной жизни плода. Если в этот период не произошло нормального формирования твердого и мягкого неба, то ребенок рождается с небной расщелиной. Нередко при этом наблюдается расщелина альвеолярного отростка.

Причинами врожденных расщелин губы и неба являются разнообразные экзогенные и эндогенные факторы, например такие как:

Помимо ряда патологических изменений в функции артикуляционного аппарата, нарушении дыхания, фонетико-фонематической стороны речи, слоговой структуры, у детей с открытой органической врожденной ринолалией наблюдаются также нарушения психического и физического развития, как вторичные нарушения в структуре речевого дефекта.

Вопросы исследования высших психических функций у детей с врожденными расщелинами губы и неба сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Степень вторичных нарушений психических процессов напрямую зависит от степени речевого недоразвития.

Отмечено, что у детей с выраженной степенью дефектов речи отмечаются серьезные нарушения психических процессов.

Дети могут обладать неустойчивым и рассеянным вниманием, при этом его объем, и точность почти не страдают. В случаях нарушения внимания затрудняется процесс познавательной деятельности.

У детей с данной формой ринолалии несколько сужен объем вербальной памяти по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие. У них медленнее протекает процесс запоминания. При этом долговременная память непрочная. Зрительная память обычно не нарушена.

Речевое недоразвитие приводит к недостаточности словесно-логического мышления, к инактивности (заторможенности) процессов анализа и синтеза, к затруднениям в понимании обобщающих понятий. Наглядно-образное мышление чаще всего не нарушено.

Скорость протекания мыслительных процессов может быть несколько замедленной, вследствие чего затруднено восприятие учебного материала.

Достаточно часто отмечается пониженная работоспособность, раздражительность, лабильность настроения, слабость активного торможения и т. д.

Особенности поведения детей с данной патологией часто обусловлены неправильным воспитанием в семье. Из-за специфики физического и психического развития такого ребенка родители, обеспокоенные состоянием его здоровья, уделяют ему больше внимания, чем другим детям.

Таким образом, такие дети растут в условиях гиперопеки, что вызывает у них эгоистичность.

У таких детей исследователи также отмечают и особенности игровой деятельности. В игре обычно преобладает сюжет лечения. Ребенок делает уколы куклам, лечит своих товарищей, часто просто наблюдает за игровым действием сверстников.

В большей степени у таких детей нарушена эмоционально-волевая сфера. Несомненно, гнусавость, малопонятность речи создает затруднения для нормального общения ребенка с коллективом. У таких детей часто возникают различные отклонения в поведении: замкнутость, застенчивость, раздражительность, что приводит к отсутствию веры в успех, нежеланию вступать в активный контакт со взрослыми и сверстниками. Ощущение своих недостатков вызывают у ребенка тяжелые душевные переживания, различные эмоциональные сдвиги, появление чувства неполноценности, что, естественно отражается на психике.

Осознание своей неполноценности у большинства детей наблюдается на 6-7 году жизни, перед поступлением в школу. У дошкольников травмирующие ситуации в большинстве случаев еще не носят постоянного характера, так как стабильное окружение в семье и дошкольном учреждении создает благоприятные условия для взаимоотношений.

В младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте поведение детей с данной формой ринолалии изменяется. Постоянные переживания нередко вызывают страх речи, а позднее – снижение речевой активности, своеобразные и мимические сопутствующие движения отдельных участков мышц лица: крыльев носа, носо-губных складок, лобных мышц, мышц, сморщивающих брови.

Степень фиксации на своем дефекте возрастает к 17-20-ти годам, когда появляется проблема выбора профессии, смены окружения в связи с поступлением на работу или учебное заведение. В этот период неразборчивость речи способствует изоляции человека, затрудняет социальную адаптацию, снижает уровень притязаний в общественных и личностных взаимоотношениях. Все это способствует формированию своеобразных патопсихологических черт личности.

Что касается физического развития, то первая трудность, с которой приходится столкнуться матери новорожденного ребенка с данной патологией – это нарушение акта сосания. Расщепление, как губы, так и неба ведет к невозможности герметического закрытия полости рта и последующего пониженного давления в ней, что необходимо для того, чтобы втянуть в рот молоко матери. Ребенка переводят сначала на питание сцеженным молоком матери с ложечки или даже из пипетки, а затем и на искусственное вскармливание. Во время кормления ребенок захлебывается, поперхивается, начинает кашлять и срыгивать, т. к. молоко попадает в носовую полость, там разлагается, что может привести к воспалению слизистой оболочек носовой полости. Не исключена возможность попадания пищи в дыхательные пути и как следствие этого воспалительные процессы в верхних дыхательных путях.

Искусственное вскармливание приводит к ослаблению жизненных сил, и ребенок становится восприимчивым к различным заболеваниям. В наибольшей степени такие дети предрасположены к катару верхних дыхательных путей, рахиту, анемии, бронхиту, пневмонии.

Нередко у детей с данной патологией наблюдаются патологические изменения в ЛОР-органах органах, а именно искривление носовой перегородки, деформация крыльев носа, аденоиды, гипертрофии миндалин. Зачастую у них возникают воспалительные процессы в носовой области. Воспалительный процесс может перейти со слизистой оболочки носа и глотки на евстахиевы трубы и вызвать воспаление среднего уха. Частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной понижения слуха. Примерно 60-70% детей с расщелинами имеют снижение слуха различной степени (чаще на одно ухо) – от небольшого снижения до значительной тугоухости.

Также наблюдается задержка формирования статико-динамической функции. Для таких детей характерна общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений, трудности при выполнении общеразвивающих упражнений. Страдают темп, ритмичность и переключаемость движений.

Характерны нарушения тонких дифференцированных движений в процессе выполнения проб-тестов пальчиковой гимнастики. Дети с опозданием овладевают навыками самообслуживания, требующими точных, целенаправленных ручных движений: завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц и т. д. Выражена моторная несостоятельность на занятиях по аппликации, лепке, рисованию.

На примере всего выше описанного, можно сказать, что детям с врожденными расщелинами губы и неба необходима ранняя комплексная помощь со стороны ряда специалистов: хирургов, ортодонтов, педиатров, логопедов, а также невропатологов, психологов, оториноларингологов, физиотерапевтов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *