заполните таблицу признаки формы государственного устройства
Форма государственного устройства
Всего получено оценок: 759.
Всего получено оценок: 759.
В мире существует большое количество государств, в развитии и внутреннем устройстве которых есть общие и различные черты. Все страны можно разделить на группы, в зависимости от того, какая система управления в них существует, какие органы имеют главенствующее значение и другим характеристикам. Рассмотрим кратко основные формы государственного устройства и разберемся, какими существенными отличиями они обладают.
Развитие государств мира
Если попытаться представить процессы, происходящие в данный момент с государствами, то можно выделить две основные тенденции:
В первом случае в качестве примера можно привести страны Европейского союза, которые объединились, договорившись вести совместную политику.
Европейский союз представляет собой конфедерацию, то есть, включенные в него страны остаются самостоятельными, но их объединяет общая внешняя политика и некоторые аспекты внутренней политики.
Второй случай иллюстрирует распад СССР, когда страны приняли решение развиваться отдельно друг от друга, получить независимость, и вместо большого единого государства в мире появилось несколько небольших, но самостоятельных территориальных образований.
Централизованное государство
В современном мире преобладает тенденция к объединению. С этим процессом связано понятие централизованного государства.
которые читают вместе с этой
На Руси объединение в единое государство происходило в 6-9 веках, когда формировалась княжеская власть, и появлялись крупные центры – Киев, Новгород, а затем Москва.
Централизованное государство отличается:
Формы государственно-территориального устройства
Как мы уже выяснили, в каждом государстве существует особая, свойственная только ему система деления и управления. Если попытаться обобщить особенности стран в данном вопросе, то можно выделить четыре основные группы форм внутреннего устройства. Приведем таблицу форм государственного устройства, в которой отразим понятия основных форм территориального деления и типы политических режимов.
Форма
Признаки
Что мы узнали?
Изучив тему 10 класса, мы выяснили, что форма государственного устройства – это способ деления государства, распределение функций законодательной и исполнительной власти между центром и регионами. Существует три основных вида государств, различающихся по форме правления, способу деления на территориальные единицы: унитарные, федеративные и конфедеративные. Сюда можно также включить Содружество как особую форму государственного устройства.
Форма государства: таблица и схема
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Форма государства – это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование. Включает три элемента:
1) Форма правления – это способ организации верховной государственной власти
2) Форма территориально-государственного устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства
3) Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления
Форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, которое ее получило, как правило, по наследству
Форма правления, при которой верховная власть в государстве избирается населением напрямую или формируется представительным общенациональным органом
1) Существование единоличного главы государства;
2) Пожизненное правление;
3) Отсутствие юридической ответственности монарха перед населением.
Наследственный порядок передачи власти
1) Коллективное правление системой государственных органов
2) Принцип разделения властей;
3) Органы власти и должностные лица избираются на определенный законом срок;
4) Высшие органы власти несут ответственность перед населением
1.1. ВИДЫ МОНАРХИЙ И ИХ ПРИЗНАКИ
Разделена между монархом и парламентом
Осуществление исполнительной власти
Назначение главы правительства
Формально – монарх, но с учетом парламентских выборов
Право роспуска парламента
У монарха (ограниченное)
У монарха (по рекомендации правительства)
Право вето монарха на решения парламента
Предусмотрено, но не используется
Бахрейн, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия
Иордания, Марокко, Непал
Бельгия, Великобритания, Япония, Нидерланды
Еще есть ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ, где монарх одновременно является и главой государства, и главой церкви.
1.2. ВИДЫ РЕСПУБЛИК И ИХ ПРИЗНАКИ
Порядок образования правительства
Двойная ответственность – перед парламентом и переде президентом
Право роспуска парламента у президента
Президент имеет право роспуска парламента
Наличие поста премьер-министра
Объем полномочий президента
Он не только глава государства, но и глава исполнительной власти
Глава государства. Исполнительная власть разделена между президентом и правительством
Президентские полномочия номинальные. Любые действия по рекомендации правительства
США, страны Латинской Америки
Австрия, Россия, Франция
Индия, Италия, ФРГ, Швейцария
2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
Унитарное государство – единое, неделимое, составляющее единое государственное устройство.
Федерация – объединение нескольких территориальных единиц в одно государство.
Конфедерация – объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии.
Единая, границы устанавливаются и изменяются центром
Территория государства образована территориями субъектов, границы изменяются только с согласия субъектов.
Конституция государства и конституция субъектов
Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью
Субъекты обладают политической самостоятельностью
Государства-участники сохраняют политическую самостоятельность
Правовая и судебная системы
Верховенство союзного законодательства, право субъектов принимать законодательные акты
Отсутствие единой правовой и судебной систем.
Великобритания, Дания, Испания, Швеция, Япония
Германия, Индия, Канада, США, Россия, Швейцария
СНГ, Европейский Союз (ЕС)
3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
– Объем прав и свобод человека, их гарантированность;
– Методы осуществления государственной власти;
– Характер отношений между государством и обществом;
– Пути формирования политических институтов;
– Методы выработки политических решений.
Политических режим определяется:
– уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов;
– структурированностью правящей элиты;
– состоянием отношений с бюрократией;
– развитостью общественно-политических традиций;
– доминирующим типом легитимности (традиционная, харизматичная, легальная).
Политический режим обеспечивает:
– стабильность политической власти;
– управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;
– достижение целей политики, реализацию интересов правящей элиты.
Главными в определении политического режима является то соотношение, которое складывается между государством и обществом: либо государство для людей, либо люди для государства.
Английский мыслитель Дж.Локк писал, что государство должно выполнять волю граждан, служить лишь «ночным сторожем», когда граждане спят. Общество, по его мнению, как бы нанимает государство для руководства своими делами.
В другом случае государство, напротив, полностью подчиняет общество, превращая граждан в слепые орудия своей воли. В таких условиях человеку живется достаточно легко. Ему не нужно тратить усилия даже на то, чтобы думать. Известный лозунг Германии времен Третьего рейха гласил: «Фюрер думает за каждого из нас».
3.1. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Демократия с греч. – «народовластие». Правовой принцип демократии – разрешено всё, что не запрещено
1) признание воли народа в качестве источника власти;
2) равенство всех перед законом;
3) принцип разделения властей;
4) политический плюрализм (от лат. – множественный);
5) периодичность выборов
6) наличие независимых СМИ;
7) наличие правового государства и гражданского общества;
8) в экономике – развитая рыночная экономика;
9) гласность деятельности органов власти
Граждане сами участвуют в подготовке и принятии решений без политических посредников)
Граждане участвуют в принятии решений через своих представителей – депутатов, президента и пр.
Референдум, выборы, сходы и собрания граждан, обращение граждан в органы власти, митинги, демонстрации
Парламентом, городским собранием, депутатами, членами собрания и т.д. принимаются решения
3.2. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ
Тоталитаризм с лат. – «весь», «полный». Правовой принцип тоталитаризма – запрещено всё, что не разрешено.
1) Осуществляется тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни;
2) Господство ОДНОЙ партии (однопартийность) во главе с лидером (диктатором);
4) Права и свободы граждан лишь декларируются (провозглашаются), но не соблюдаются;
5) Установление личной диктатуры (т.е. неограниченная власть лица, опирающаяся на силу)
6) Жесткая цензура, монополия на СМИ (т.е. СМИ зависимые)
7) Методами осуществления власти являются: репрессии, политические сыски и т.д.
8) В экономике – командно-административная (централизованная) экономика;
9) Существует одна обязательная официальная идеология;
10) Стремление во внешней политике расширить сферы влияния.
Термин «тоталитаризм» был введен для характеристики режима Муссолини в 1920-х годах.
К тоталитарным режимам относят:
Национальная фашистская партия
Итальянское социальное государство
1000-летний Третий Рейх
РСДРП (б) => РКП (б) => ВКП (б) => КПСС
Коммунизм – бесклассовое общество
Тоталитарный режим стремится к однообразию, унификации всей жизни людей. В 1930-х годах в Германии был популярен лозунг «Одна страна, один народ, один вождь». Или, например, лозунг Муссолини: «Всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства».
Тоталитарный режим может быть во многом эффективен. Так, сталинская индустриализация вывела Россию на 1 место в мире по ряду показателей. Но. За счет чего? За счет сверхконцентрации и напряжения сил народа, вымирания деревни, многомиллионной армии узников ГУЛАГа.
Тема тоталитарного государства поднята в следующих произведениях-антиутопиях: Е. Замятин «Мы», Дж. Оруэлл «1984», О. Хаксли «О дивный новый мир», У. Голдин «Повелитель мух» и др.
Краткий вывод. Как ни парадоксально, живая, развивающаяся, ошибающаяся, несовершенная демократия оказывается многократно прочнее и устойчивее, чем мощная диктатура. Сравните: демократия Великобритании насчитывает уже более трех веков, а где «тысячелетний» гитлеровский рейх? На свалке истории.
3.3. АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ
Авторитаризм с лат. – «личная власть», «влияние». Правовой принцип – разрешено все, кроме политики.
1) Опора на традиции, обычаи
2) Права и свободы существенно ограничены, особенно в политической сфере.
3) Закон стоит на защите интересов государства, а не личности;
4) Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений;
5) Присутствие некоторых элементов демократии (выборы, парламент);
6) Власть опирается на традиционные социальные институты – бюрократию, армию, церковь;
7) Опора на репрессивные органы в деятельности власти;
8) Оппозиция существует, но ее деятельности ограничена;
9) Главный аргумент политической власти – авторитет, а не сила;
10) Отказ от вмешательства в частную жизнь;
11) В экономике – обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой;
Примерами авторитарных режимов – диктатура А. Пиночета в Чили, режим С. Хусейна в Ираке и др.
4. ДРУГИЕ ВИДЫ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ И ИХ СУЩНОСТЬ.
Аристократия (власть лучших) – форма правления, при которой власть принадлежит знати. По Аристотелю власть принадлежит лучшим, бескорыстным, добродетельным и осуществляется в интересах общего блага.
Анархия (безвластие) – отрицание государства как такового. Основоположниками анархизма являются – Пьер Прудон, М. Бакунин, Петр Кропоткин.
Геронтократия – власть сосредоточена у старейших граждан. Такой тип правления характерен для СССР 80-х гг. XX века (где средний возраст гос.деятелей был около 60-70 лет: Брежнев (75 лет), Андропов (69 лет), Черненко (73 года).
Деспотия (неограниченная власть) – форма правления, при которой власть сосредоточена в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. То есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Так, деспотия была характерна для государств Древнего Востока: Ассирии, Древнего Египта, Вавилона, Китайская империя и др.
Джамахирия – этот термин ввел Муаммар Каддафи для обозначения народоправства. (Ливия, джамахирия просуществовала с 1977 до 2011).
Диархия (власть двух) – явление, когда существует два высших должностных лица. Такое правление было характерно для Древнего Рима (2 консула), в России (царь Петр I Алексеевич и его брат Иван V Алексеевич) и др.
Олигархия (власть немногих) – политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан и скорее обслуживает их личные и групповые интересы, а не интересы всех граждан.
Теократия (Бог + власть) – форма правления, при которой глава государства обладает всей полнотой как светской, так и духовно-религиозной власти.
Технократия (мастерство + власть) – власть принадлежит техническим специалистам, т.е. тем, кто обладает знаниями. Основоположник идеи технократизма – Дж. Гэлбрейт.
Формы государственного правления согласно Аристотелю:
(осуществляются в интересах общего блага)
(осуществляются в интересах самих правящих)
Заполните таблицу признаки формы государственного устройства
Унитарное государство:
1) Территориальные единицы не имеют самостоятельного управления;
2) Единое гражданство;
3) Административно-территориальные единицы подчиняются единым центральным органам власти;
4) Единые конституция и законодательство;
5) Одни судебные, налоговые и денежные системы на всей территории страны;
6) Государство едино.
Федеративное государство (федерация):
1) Государство состоит из множества гос. образований;
2) Части государства имеют автономию;
3) Гос. образования в составе федерации имеют определенную политическую самостоятельность, но не имеют полной независимости;
4) Субъект федерации не может быть субъектом международного отношения без сецессии;
5) Субъекты федерации могут издавать собственные правовые акты, несмотря на наличие федеральной конституции;
6) Автономные республики имеют свой флаг, герб, и нередко, гимн.
Конфедеративное государство (конфедерация):
1) Наличие специального конфедеративного договора между странами-участниками конфедерации;
2) Объединение фактически полностью независимых государств;
3) Объединение происходит лишь для достижения определенной цели (например, военной), после ее достижения конфедерацию распускают;
4) Разные денежные единицы на территории конфедерации;
5) Отсутствие единой вооруженной системы, в каждой стране свое командование;
6) Отсутствие общих законодательных органов и систем управления.
Форма государственного устройства в таблице – понятие и виды (10 класс)
В мире существует большое количество государств, в развитии и внутреннем устройстве которых есть общие и различные черты. Все страны можно разделить на группы, в зависимости от того, какая система управления в них существует, какие органы имеют главенствующее значение и другим характеристикам. Рассмотрим кратко основные формы государственного устройства и разберемся, какими существенными отличиями они обладают.
Развитие государств мира
Если попытаться представить процессы, происходящие в данный момент с государствами, то можно выделить две основные тенденции:
В первом случае в качестве примера можно привести страны Европейского союза, которые объединились, договорившись вести совместную политику.
Европейский союз представляет собой конфедерацию, то есть, включенные в него страны остаются самостоятельными, но их объединяет общая внешняя политика и некоторые аспекты внутренней политики.
Второй случай иллюстрирует распад СССР, когда страны приняли решение развиваться отдельно друг от друга, получить независимость, и вместо большого единого государства в мире появилось несколько небольших, но самостоятельных территориальных образований.
Централизованное государство
В современном мире преобладает тенденция к объединению. С этим процессом связано понятие централизованного государства.
На Руси объединение в единое государство происходило в 6-9 веках, когда формировалась княжеская власть, и появлялись крупные центры – Киев, Новгород, а затем Москва.
Централизованное государство отличается:
Формы государственно-территориального устройства
Как мы уже выяснили, в каждом государстве существует особая, свойственная только ему система деления и управления. Если попытаться обобщить особенности стран в данном вопросе, то можно выделить четыре основные группы форм внутреннего устройства. Приведем таблицу форм государственного устройства, в которой отразим понятия основных форм территориального деления и типы политических режимов.
Форма
Признаки
Что мы узнали?
Изучив тему 10 класса, мы выяснили, что форма государственного устройства – это способ деления государства, распределение функций законодательной и исполнительной власти между центром и регионами. Существует три основных вида государств, различающихся по форме правления, способу деления на территориальные единицы: унитарные, федеративные и конфедеративные. Сюда можно также включить Содружество как особую форму государственного устройства.
Характерные черты и особенности форм государственного устройства
Формы государственного устройства
Определение. Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти.
Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:
1. территориальную структуру государства (административно-территориальное деление);
2. распределение государственной власти между центральными и региональными (местными) органами государства и самоуправления.
Формы государственного устройства Общепризнанным является две формы государственного устройства
1. простые (унитарные) государства и
2. сложные государства.
Унитарное государство – единое государство, части которого не обладают признаками государственности.
Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
1. единый властный «центр» – единая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
2. одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, единое гражданство;
3. единая денежная система, одноканальная система налогов;
4. территориальные элементы унитарного государства (области, округа и т. д.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют атрибутов государственности.
Из других особенностей унитарной формы называют: единое гражданство (Н.В. Назаренко); одинаковый юридический статус административно-территориальных единиц, равное положение по отношению к центральным органам, отсутствие самостоятельной политики в обособленных частях, невозможность выделиться в самостоятельные государства (С.А. Комаров).
Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
2. децентрализованным и
В централизованных унитарных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначаемые центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти.
В децентрализованных унитарных государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.
Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:
2. унии (Г.В. Назаренко).
Протекторат – международный договор, по которому одно государство обязуется оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь (Л.И. Спиридонов).
Протекторат относится к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, и, следовательно, не возникает вопроса о его территориальной организации.
Унии. Унии разнообразны. К ним относятся:
— федерации – постоянные государственные образования;
— конфедерации – временные союзы суверенных государств;
— монархические унии – добровольные объединения двух государств под властью одного монархического;
— империи – сложные государства, созданные насильственным путем;
— фузии – воссоединение государств, образовавшихся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);
— инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940).
Федерация – это сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности.
Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:
1. наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;
2. разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;
3. определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;
4. двухканальная система налогов;
5. двойное гражданство.
Федерация – сложное государственное объединение, имеющее несколько уровней федерализации:
В Латинской Америке выделяют следующие уровни федерализации: собственно федерация, субнациональный уровень, уровень штатов и уровень муниципии.
Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия — полномочия их субъектов и принцип построения.
По полномочиям (правовому статусу) выделяют:
1. симметричные (одноуровневые) федерации — статус у всех субъектов равный, универсальный;
2. асимметричные (многоуровневые) федерации – субъекты федерации имеют различный правовой статус, особый характер взаимоотношений с федеральным центром.
Асимметричные федерации имеет три разновидности:
— федерации, которые имеют в составе своем не субъекты: федеральную территорию, федеральный округ, ассоциированные государства. Эти образование всегда имеет усеченные права;
— федерации, состоящие только из субъектов, но они не равны по правовому
статусу, субъекты разнопорядковые;
— федерации, состоящие из одно-порядковых субъектов, но имеющих некоторое неравенство, скрытую асимметрию, например, в представительстве в парламенте (Австрия, Германия, Швейцария) (В.Е. Чиркин).
По принципу образования различают:
1. национально-государственные федерации – они строятся с учетом национальных особенностей населения (Эфиопия, Бельгия, СССР);
2. административно-территориальные федерации – они строятся с учетом территориального построения (США, Бразилия, Мексика, Германия, Австрия).
Конфедерация – это объединение государств, созданное для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.
Особенности конфедеративной формы. Конфедерация характеризуется тем, что:
1. образуется на основе договоров;
2. ее субъекты имеют право свободного выхода;
3. у нее отсутствует первичный суверенитет, он остается у субъектов;
4. органы конфедерации лишены властных полномочий, ее акты, как правило, не содержат норм прямого действия: адресованы не гражданам, а органам власти субъектов;
5. субъектам принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти;
6. бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов;
7. нет союзного гражданства (единого);
8. отсутствует единая денежная система (как правило);
9. воинские формирования сохраняют, как правило, двойное подчинение
Виды конфедераций. Разновидностями конфедераций являются:
1. межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;
2. содружества – образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например. СНГ);
3. сообщества государств – переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договора.
В зависимости от правовых связей различают конфедерации:
1. международно-правовые – они выступают как одно целое только в международных отношениях. Государства ограничивают свои права только в международной сфере;
2. государственно-правовые – объединяющиеся государства организуют государственно-правовые отношения.
Политический режим
Определение. Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.
Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:
2. средства, которые обеспечиваются силой государства, государственным принуждением;
3. средства закрепления правового положения граждан и организаций.
Подходы к понятию политического режима. Политический режим имеет широкий и узкий подходы.
1. Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом;
2. узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций.
Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:
1. демократические и
2. недемократические (антидемократические) режимы.
Профессор А.И. Коваленко дает несколько иную классификацию Он выделяет
1. демократический режим и
2. террористический, который в свою очередь имеет три разновидности:
— фашистский – он характеризуется как национально-догматический;
— тоталитарный – как казарменный;
— авторитарный – как репрессивный метод.
Наиболее развернутую классификацию политических режимов дает Г.В. Назаренко. Он называет семь видов:
— деспотический режим — он предполагает полный произвол монарха;
— тиранический режим — он основан на узурпации власти тираном;
— тоталитарный — основан на всевластии государства, на полном контроле над обществом;
— фашистский режим — его идеологией является крайний шовинизм;
— авторитарный режим – опирается на культ личности партийного лидера и его обожествление;
— либерально-демократический — предполагает осуществление власти наиболее гуманными и демократическими методами;
— собственно-демократический режим, провозглашающий и гарантирующий народовластие.
С.А. Денисов выделяет еще один вид политического режима – состояние хаоса. Режим отличается слабостью государственной власти, неспособной запретить свободы гражданам своей страны (поэтому создается впечатление демократии), ни пресечь произвол одних в отношении других. Существующие свободы используются одной группой граждан (более сильной) в ущерб другим. Идет война всех против всех. Например: режим в России в период после 1917 года.
Мой конспект: заполнить таблицу Формы государственно-территориального устройства
Линии сравнения | Унитарное государство | Федерация | Конфедерация |
1. Сущность формы государственно- территориального устройства | Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство | Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство | Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии |
2. |
Конститутивные (определяющие) решения
Политическая само- стоятель- ность
Право расторжения договора
Сущность формы государственно- территориального устройства
Конститутивные (определяющие) решения
Политическая само- стоятель- ность
Правовая и судебная системы
Право расторжения договора
Ответ: Форма государства.
Государственный аппарат (механизм) — система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственное управление.
Структура государственного аппарата определяется функциями государства и зависит от тех конкретных задач, которые оно призвано решать в конкретно-историческую эпоху.
Первичной ячейкой государственного аппарата выступают его органы и учреждения.
Государственные органы — составные части аппарата государства (физические лица или организации), наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства.
Эти органы имеют юридическую основу деятельности (нормы права); действуют от имени государства; могут применять принуждение; структурно обособлены.
Государственные учреждения — государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и другие учреждения связи и транспорта).
Мой конспект: понятия государственный аппарат (механизм), государственные органы, государственные учреждения
Понятие | Родовой признак | Видовой признак |
Государственный аппарат (механизм) | ||
Государственные органы | ||
Государственные учреждения |
Государственный аппарат состоит из следующих структурных элементов:
Служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это материальное вознаграждение.
2. Иерархичная система государственных органов и учреждений, которые правомочны совершать действия, направленные на урегулирование всех сфер общественной жизни.
3. Материальные средства, которые необходимы для функционирования первых двух элементов.
Мой конспект: Государственный аппарат состоит из следующих структурных элементов:
Многообразие функций государства, форм и методов их реализации обусловливает наличие достаточно развитой системы государственных органов.
В их числе в современном демократическом государстве выделяют: главу государства; органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти; органы государственного принуждения (органы внутренних дел, государственной безопасности, прокуратура, исправительные учреждения); вооруженные силы.
Мой конспект: система государственных органов.
Компетенция государственного органа — это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за этим органом, а также его юридические обязанности.
Мой конспект: понятие Компетенция государственного органа
Понятие | Родовой признак | Видовой признак |
Компетенция государственного органа |
Кроме этого, часто в понятие компетенции включается перечень вопросов, по которым данный орган вправе самостоятельно принимать властные решения.
Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата
Принципразделения властей, который исключает возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц
Принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства
Принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов во всех звеньях государственного аппарата
Принцип гласности, обеспечивающий открытость деятельности государственных органов
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высокий уровень решения вопросов государственной жизни
Принцип федерализма (в федеративных государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами
Определение. Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти.
Признаки государственного устройства.
Государственное устройство отражает:
1. территориальную структуру государства (административно-территориальное деление);
2. распределение государственной власти между центральными и региональными (местными) органами государства и самоуправления.
Формы государственного устройства Общепризнанным является две формы государственного устройства
1. простые (унитарные) государства и
2. сложные государства.
Унитарное государство – единое государство, части которого не обладают признаками государственности.
Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
единый властный «центр» – единая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
2. одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, единое гражданство;
3. единая денежная система, одноканальная система налогов;
4. территориальные элементы унитарного государства (области, округа и т. д.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют атрибутов государственности.
Из других особенностей унитарной формы называют: единое гражданство (Н.В.
Назаренко); одинаковый юридический статус административно-территориальных единиц, равное положение по отношению к центральным органам, отсутствие самостоятельной политики в обособленных частях, невозможность выделиться в самостоятельные государства (С.А. Комаров).
Виды унитарного государственного устройства.
По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:
2. децентрализованным и
В централизованных унитарных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначаемые центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти.
В децентрализованных унитарных государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.
Сложное государственное устройство.
Сложные государства делятся на:
2. унии (Г.В. Назаренко).
Протекторат – международный договор, по которому одно государство обязуется оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь (Л.И.
Протекторат относится к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, и, следовательно, не возникает вопроса о его территориальной организации.
Унии.
Унии разнообразны. К ним относятся:
— федерации – постоянные государственные образования;
— конфедерации – временные союзы суверенных государств;
— монархические унии – добровольные объединения двух государств под властью одного монархического;
— империи – сложные государства, созданные насильственным путем;
— фузии – воссоединение государств, образовавшихся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);
— инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940).
Федерация – это сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности.
Особенности федераций.
Отличительными признаками федерации являются:
1. наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;
2. разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;
3. определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;
двухканальная система налогов;
5. двойное гражданство.
Федерация – сложное государственное объединение, имеющее несколько уровней федерализации:
В Латинской Америке выделяют следующие уровни федерализации: собственно федерация, субнациональный уровень, уровень штатов и уровень муниципии.
Виды федерации.
Для классификации федераций обычно используют два критерия — полномочия их субъектов и принцип построения.
По полномочиям (правовому статусу) выделяют:
1. симметричные (одноуровневые) федерации — статус у всех субъектов равный, универсальный;
2. асимметричные (многоуровневые) федерации – субъекты федерации имеют различный правовой статус, особый характер взаимоотношений с федеральным центром.
Асимметричные федерации имеет три разновидности:
— федерации, которые имеют в составе своем не субъекты: федеральную территорию, федеральный округ, ассоциированные государства.
Эти образование всегда имеет усеченные права;
— федерации, состоящие только из субъектов, но они не равны по правовому
статусу, субъекты разнопорядковые;
— федерации, состоящие из одно-порядковых субъектов, но имеющих некоторое неравенство, скрытую асимметрию, например, в представительстве в парламенте (Австрия, Германия, Швейцария) (В.Е.
По принципу образования различают:
1. национально-государственные федерации – они строятся с учетом национальных особенностей населения (Эфиопия, Бельгия, СССР);
2. административно-территориальные федерации – они строятся с учетом территориального построения (США, Бразилия, Мексика, Германия, Австрия).
Конфедерация – это объединение государств, созданное для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.
Особенности конфедеративной формы.
Конфедерация характеризуется тем, что:
1. образуется на основе договоров;
2. ее субъекты имеют право свободного выхода;
3. у нее отсутствует первичный суверенитет, он остается у субъектов;
4. органы конфедерации лишены властных полномочий, ее акты, как правило, не содержат норм прямого действия: адресованы не гражданам, а органам власти субъектов;
субъектам принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти;
6. бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов;
нет союзного гражданства (единого);
8. отсутствует единая денежная система (как правило);
9. воинские формирования сохраняют, как правило, двойное подчинение
Виды конфедераций.
Разновидностями конфедераций являются:
1. межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;
2. содружества – образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например.
3. сообщества государств – переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договора.
В зависимости от правовых связей различают конфедерации:
1. международно-правовые – они выступают как одно целое только в международных отношениях. Государства ограничивают свои права только в международной сфере;
2. государственно-правовые – объединяющиеся государства организуют государственно-правовые отношения.
Политический режим
Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.
Признаки политического режима.
Политический режим представляет собой:
2. средства, которые обеспечиваются силой государства, государ