заповедь декалога по отношению к родителям
Пятая заповедь Декалога и необходимость ее исполнения в современном мире
«Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь Бог твой,
чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле,
которую Господь Бог твой, дает тебе»
Однажды преподаватель Нравственного богословия на Катехизаторском отделении при Ташкентской Духовной семинарии иерей Алексий Назаров задал студенткам написать сочинение о почитании родителей. Мнения девушек во многом схожи. Но это говорит лишь о том, что они действительно знают и чувствуют, как должно детям относиться к своим родителям.
Во все времена дети порой не находят общего языка с родителями. Каждый из тех, кто читает эти строки, хоть раз да пререкался, хоть раз да ослушался. Но ведь всего этого можно избежать.
ЗАБОТА ДО САМОЙ СМЕРТИ
Первые четыре заповеди, данные Богом Моисею, говорят об отношении человека к Богу, шесть же других – об отношении человека к человеку.
Еще в дохристианские времена у всех народов был обычай – младшие всегда почитали и уважали старших.
Прежде всего, почитания родителей требует от нас Бог и сама природа: благодаря родителям дети призваны к жизни. И уже за это одно мы должны ценить и уважать давших эту жизнь.
Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет: «Любовь долготерпит, милосердствует…» (1Кор. 13:4). Если и какая любовь долготерпит и милосердствует, то прежде всего родительская. Она готова все простить, даже негодных и блудных детей. Поэтому дети всегда должны помнить и стараться быть благодарными своим родителям. Вся Библейская история учит нас нежной родительской любви. Родители наши страдают, когда мы испытываем какую-то скорбь, особенно родительское сердце сильно переживает, когда дети болеют.
И нам следует терпеть за веру Божию и за Христа. Мы никогда не должны предавать свою веру в Господа нашего Иисуса Христа. Для того, чтобы исполнить эту заповедь, мы должны быть послушными, кроткими и смиренными по отношению к родителям и старшим по возрасту. А самое главное – заботиться о родителях до их смерти, молиться за них при жизни. И конечно, после нее…
НЕ БУДЬТЕ НЕБЛАГОДАРНЫМИ
В словаре Владимира Даля слово «почитать» означает признавать, принимать, оказывать уважение.
Под словом «почитание» надо подразумевать не только уважение к родителям, которое мы должны проявлять к каждому ближнему, но в первую очередь любовь к ним.
Как же не любить своих родителей, ведь они нас родили, воспитали, дали нам образование. Когда нам плохо, они всегда поддержат в трудную минуту, дадут совет.
Дети никогда не должны позволять себе смеяться над недостатками родителей, а тем более не должны позволять себе дерзких слов и поступков по отношению к ним.
После Бога нет у нас больших благодетелей, чем родители, которым мы обязаны воздавать долг благодарности любовию и попечением о них. Нам не следует оставлять своих родителей в престарелом возрасте. Как это часто бывает в жизни – дети растут, родители им нужны, ведь они кормят, одевают, обучают. Как только ребенок вырастает, становится самостоятельным и независимым, родители отходят на второй план, а может быть и дальше. Пренебрегают ими, кричат, ругаются на своих стареньких родителей, иногда даже и бьют их. Неблагодарные. Даже если это скроется от людских глаз, от Бога не скроется никогда. Бог с каждого спросит за всякое непочтение и холодность детей к родителям, а тем более за оскорбление и безчестие им, слово Божие изрекает грозное проклятие на непочтительных детей.
СТЫДИТЬСЯ НУЖНО НЕ ПРОСТОТЫ РОДИТЕЛЕЙ
Непочтение родителей – великий грех. По законам Ветхого Завета «злословящий отца или мать наказывается смертью» (Мк.7:10) (Исх.21:16).
Дети, особенно несовершеннолетние, не должны уходить из дома, не взяв на то благословения у родителей. А совершеннолетние дети, живущие в доме родительском, по крайней мере должны говорить, куда и на какое время уходят, чтобы не беспокоилось родительское сердце.
«Помни об отце и матери твоей, когда сидишь среди вельмож» (Сир.23:17). Стыдиться нужно не простоты родителей по должности, образованию или бедности их, а своей гордости, которая боится, что посторонние узнают о родителях, что они не «великие» люди.
Также к нарушениям пятой заповеди относится пренебрежительное отношение к дедушкам или бабушкам, родным братьям и сестрам, не заботливость о младших в семье, а со стороны младших – непочтительность к старшим, не любовь к родным, а также к двоюродным, троюродным сестрам и братьям. Эта заповедь нарушается даже ссорами с близкими нам людьми.
ПОКАЕМСЯ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ
Именно «сама совесть наша, – говорит святитель Тихон Задонский, – убеждает нас с любовью почитать родителей своих».
Все мы хотим, чтобы наши будущие дети были примерными и послушными. Но если родитель сам не такой, то от кого ребенку брать пример? Если мы хотим послушания детей наших, то именно сейчас должны сами эту заповедь исполнять. Исполняя этот закон, мы уже приготовляем счастливую жизнь, с Богом. Пример послушания родителям, показывает Сам Господь, когда произошло чудо в Канне Галлилейской. Именно там Он послушал Свою Пречистую Матерь. И какой пример Он нам подает – нежность, заботливость явил он в то время, когда с Креста поручил своему ученику Иоанну попечение о Своей Матери!
Сегодня редко встретишь ту семью, которая будет примером. Но ведь все мы хотим хорошо жить и счастливо. Вот и счастье в Боге, с Богом. Нужно лишь это все понять.
Пока не поздно, покаемся перед своими родителями за все причиненные им обиды. Ведь они искренне молятся о нас. И главное – они заботятся о нашем спасении. Дети, будьте благодарны своим родителям. Любите их, уважайте. Ведь и у вас будут дети. Помните это и просите Бога о помощи!
РОДИТЕЛЕЙ НЕ ВЫБИРАЮТ
Удивительно Бог сделал так. Все, что угодно мы можем выбрать, а родителей нет. В какой-то степени наши родители – это ангелы-хранители, данные нам с рождения и охраняющие нас от всякого зла. От начала и до конца жизни. Но нам необходимо помнить – как мы относимся к своим родителям, так и наши дети будут относиться к нам. Это как бумеранг – куда не кинь, все равно вернется и с двойной отдачей.
Если мы не будем любить и почитать родителей, перечить им, обижать их, то Господь нас накажет. Тем, что наши дети будут относиться к нам еще хуже, чем мы к своим родителям.
Нужно заботливо оберегать своих родителей от малейшей досады, неприятности, плохого слова в их адрес, резкого ответа, оскорбительного выражения. Ведь мы с родителями имеем очень сильную связь, и когда мы их огорчаем, – плохо становится им, но потом становится плохо и нам.
Исполнять пятую заповедь нужно всем. Если по вашему мнению родители не заслуживают этого, нужно помнить, что благодаря им вы живете, изучаете окружающий мир, познаете духовный мир. Нужно молиться о здравии наших родителей (возможно об исправлении, об их приходе ко Христу), ведь прося за родителей, мы просим и за себя чтобы и наши дети имели такое же почитание и любовь к нам.
КАКОГО ЦВЕТА ГЛАЗА У ВАШЕЙ МАМЫ?
К сожалению, в современном мире выполнение пятой заповеди – большая редкость. Ни дети, ни родители не знают должного отношения к родным. Родители удивляются, почему их дети так относятся к ним – не почитают их, не ценят, а они (родители) не задумываются о том, как сами относились к своим родителям.
В наше время дети так увлечены всевозможными играми, их собственная жизнь постепенно превращается в одну большую игру, и у них все меньше времени остается на родителей. Если сейчас подойти к ребенку и просто поинтересоваться – какого цвета у мамы глаза, то не каждый сможет ответить, так как чадо, к сожалению, не помнит когда в последний раз смотрел в них. А Вы можете, не задумываясь, ответить на этот вопрос?
Если посмотреть на перечисленные в Священном Писании обязанности детей, то эти благие дела христианин должен совершать и в отношении всех остальных людей. Начиная с малого, с заботливой любви к членам своей семьи, мы воспитываем в себе уважение, и ко всем окружающим, и через это духовно приближаемся к Богу.
Бывает, когда родители не являются православными, а ребенок, будучи крещенным, перестает их почитать, так как они не являются христианами. И в этом ребенок глубоко заблуждается, потому что невозможно любить Бога, не любя родителей и не почитая их. Но не стоит забывать и о том, что если «кто возлюбит больше отца и мать, не достоин Меня».
Автор: Газета Ташкентской и Узбекистанской епархии «Слово Жизни» №1-2, 2012 г.
Заповедь декалога по отношению к родителям
Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!
Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!
Тема выпуска: Декалог: почитание родителей
Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.
Этот выпуск тройной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 3 примерно равные части.
Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.
В ряде мест цитаты из Нового Завета в Синодальном переводе в этом выпуске дополнены параллеоным текстом в переводе В.Н. Кузнецовой.
> «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
> Иисус сказал Своим ученикам: « друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 13,34).
> В ответ на вопрос о первой из всех заповедей Иисус сказал: «Первая из всех заповедей: „Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею” — вот первая заповедь. Вторая подобная ей: „Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Иной большей сих заповеди нет» (Мк 12,29-31 & ).
> Св. апостол Павел напоминает: «Любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: „не прелюбодействуй”, „не убивай”, „не кради”,„не лжесвидетельствуй”, „не пожелай чужого” и все другие заключаются в сем слове: „люби ближнего твоего, как самого себя”. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим 13,8-10 & & ).
& В переводе В.Н. Кузнецовой («Радостная Весть», РВ): «Первейшая заповедь: «Слушай, Израиль! Господь наш Бог единственный Господь. Люби Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми помыслами и всеми своими силами». А вот вторая: «Люби ближнего, как самого себя». Нет заповеди больше, чем эти».
&& В переводе РВ: «Кто любит другого, тот исполнил Закон. Потому что все заповеди: «не нарушай супружескую верность, не убивай, не воруй, не желай чужого» и эти, и остальные заповеди заключены все в одной: «люби другого, как самого себя». Любовь не причиняет ближнему зла. Поэтому любовь исполнение всего Закона.».
& В новом переводе РБО (М.: Изд-во ГРРУ, 2000): «Чти отца и мать, чтобы долгой была твоя жизнь на той земле, которую Господь, твой Бог, тебе дарует.»
& & В переводе РВ: «Иисус /. / во всём их слушался».
& & & В переводе РВ: ‘Дети, повинуйтесь родителям ради Господа, ведь это ваш долг. Чти отца своего и мать» вот первая заповедь с обещанием: «тогда будет тебе хорошо, и проживешь долгую жизнь на земле»‘.
> 1 Ср. Втор 5,16.
> Заповедью открывается вторая скрижаль Декалога. Она показывает порядок любви. Господь пожелал, чтобы после Него мы почитали наших родителей, которым обязаны жизнью и которые передали нам познание Бога. Мы должны почитать и уважать всех, кого Господь, для нашего блага, наделил Своей властью.
> Эта заповедь сформулирована в положительной форме указания на то, каков наш долг. Она является одной из основ социального учения Церкви.
> Заповедь обращена особенно явственно к детям, определяя их отношения с отцом и матерью, ибо отношения эти носят наиболее универсальный характер. Она касается также родственных отношений между членами одной семьи. Она требует почтения, любви и благодарности дедам и предкам. Наконец, она распространяется на обязанности учеников по отношению к учителям, трудящихся по отношению к работодателям, подчиненных по отношению к начальству, граждан по отношению к родине и к тем, кто правит и руководит ею.
> Эта заповедь предполагает и подразумевает долг родителей, опекунов, педагогов, начальников, государственных чиновников, правителей всех тех, кто располагает властью над другими людьми или над сообществом людей.
> Соблюдение Заповеди несет в себе свою награду: «Почитай отца твоего и мать твою (. ) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх 20,12; Втор 5,16). Соблюдение этой заповеди дает, помимо плодов духовных, земные плоды покоя и благосостояния. Наоборот, несоблюдение этой заповеди влечет за собой большие беды для общества и для человека.
> I. Семья в замысле Божием
> Природа семьи
> Супружеская община основывается на согласии супругов. Брак и семья предназначены для блага супругов, для продолжения рода и воспитания детей.
> Мужчина и женщина, соединенные в браке, образуют вместе с рожденными ими детьми одну семью. Это положение не зависит от признания со стороны властей: оно заставляет признать себя.
> Христианская семья
> Христианская семья это общение личностей, знак и образ общения Отца и Сына в Духе Святом. Ее деятельность в области рождения и воспитание детей отражение творческого дела Отца. Ежедневная молитва и чтение Слова Божия укрепляет в ней любовь. Христианская семья призвана к миссионерству.
> Отношения в лоне семьи ведут к родству чувств и интересов, рожденных главным образом взаимным уважением. Семья это привилегированная община, призванная к реализации «единомыслия супругов, а также к заботливому сотрудничеству родителей в воспитании
> II. Семья и общество
> Семья это первичная ячейка общественной жизни. Она сама является естественным обществом, в котором мужчина и женщина призваны отдавать себя в любви и даровании жизни. Авторитет, стабильность и жизненные связи в семье составляют фундамент свободы, безопасности и братства в обществе. Семья это община, в лоне которой с самого детства можно воспринять нравственные ценности, начать почитать Бога и разумно пользоваться свободой. Семейная жизнь введение в жизнь в обществе.
> Семья должна жить так, чтобы ее члены заботиться о младших и стариках, о больных, инвалидах и бедных, беря на себя ответственность и помощь. Многие семьи в какие-то моменты своей жизни не могут оказать такой помощи. Тогда другие люди и семьи, а также общество, должны позаботиться об их нуждах: «Чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцом есть то, чтобы презирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным для мира» (Иак 1,27 & ).
> Семья должна получать помощь и защиту посредством соответствующих социальных мер. Там, где семьи не в состоянии исполнять свои функции, долг других социальных групп помогать им и поддерживать институт семьи. Следуя этому принципу помощи, общины более крупные, чем семья, не должны, однако, узурпировать права семьи или вмешиваться в ее жизнь.
> Важное значение семьи для жизни и благосостояния общества <> влечет за собой особую ответственность общества за поддержку и укрепление брака и семьи. Гражданская власть должна считать своим первостепенным долгом «признание настоящей природы брака и семьи, (. ) защиту общественной морали и содействие благополучию семейного очага». <>
> Заповедь освещает другие отношения в обществе. В наших братьях и сестрах мы видим детей наших родителей; в наших двоюродных братьях потомков наших предков, в наших согражданах детей нашей родины, в крещеных детей нашей Матери Церкви, в каждом человеке сына или дочь Того, Кто желает, чтобы мы назвали Его «Отче наш». Тем самым наши отношения с ближними принимают характер личностных отношений. Ближний не просто «индивид» в человеческом коллективе, он есть «некто», кто через свое известное происхождение заслуживает исключительного внимания и уважения.
> Человеческие сообщества состоят из личностей. Доброе правление ими сводится не только к гарантии прав и исполнению долга, но и к верности договорам. Справедливые отношения между работодателями и трудящимися, правителями и гражданами предполагают естественную доброжелательность, соответствующую достоинству человеческих личностей, которые заботятся о справедливости и братстве.
> III. Обязанности членов семьи
> Обязанности детей
& Очевидно, аллюзия на Лк 52. Ср. различные переводы.
& & В переводе В.Н. Кузнецовой (Мудрость Иисуса Сираха. // М.: 2006): «Отца почитай всем своим сердцем // и матери не забывай родовые муки. // Помни, что через них ты на свет появился, // чем ты воздашь им за всё, // что они для тебя совершили?» (там это стихи 27-28).
> Сыновнее уважение выражается в покорности и подлинном послушании. «Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей. (. ) Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою» (Притч 6,20-22). «Мудрый сын слушает наставление отца; а буйный не слушает обличения» (Притч 13,1 & ).
> Взрослея, дети должны продолжать уважать родителей. Они должны идти навстречу их желаниям, охотно просить их совета и выслушивать их справедливые поучения. Послушание родителям прекращается с приобретением детьми самостоятельности, но это не касается уважения к родителям, которое есть долг перед ними навсегда. Ведь корни этого уважения в страхе Божием, одном из даров Святого Духа.
& В переводе В.Н. Кузнецовой: «Господь в глазах детей отца возвысил // и матери права Он утвердил меж сыновьями. // Кто чтит отца, тому грехи простятся, // кто почитает мать — собрал сокровища. // Кто чтит отца, обрадуется детям, // и в день молитвы будет он услышан, // Кто чтит отца, тот будет долголетен, // кто слушается Господа, мать утешит».
&& В переводе В.Н. Кузнецовой: «Об отце позаботься, сын, в его старости, // пока жив, не причиняй ему огорчений, // даже если умом ослабел, прояви снисхождение, // не позорь его, лишь потому что ты силен. /. / Тот, кто покинет отца, совершит богохульство, // проклят Господом мать обижающий».
> Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих, и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою (Сир 3,2-6 & ).
> Сын! прими отца твоего в старости его, и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей. (. ) Оставляющий отца то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою (Сир 3,12-13,16 & & ).
> Сыновнее уважение способствует гармонии всей семейной жизни; оно касается также отношений между братьями и сестрами. Уважение к родителям освещает всю семейную среду. «Венец стариков сыновья сыновей» (Притч 17,6). «Поддерживайте друг друга в любви, со всяким смирением, кротостью и терпением» (Еф 4,2 & ).
> Особую благодарность христиан заслуживают те, от кого они получили дар веры, благодать крещения и жизнь в Церкви. Это могут быть родители или другие члены семьи, бабушка и дедушка, пастыри, катехизаторы, другие учителя или друзья.
> Родительский долг
> их нравственное и духовное воспитание. Воспитательная роль родителей «настолько велика, что при ее недостатке едва ли можно чем-либо ее заменить. <> Право и долг воспитания для родителей первостепенны и неотъемлемый. <>
> Родители должны смотреть на своих детей как на детей Божиих и уважать их как человеческие личности. Они учат своих детей соблюдать Закон Божий, будучи сами послушны воле Отца Небесного.
> за воспитание своих детей. Они свидетельствуют об этой ответственности прежде всего созданием семейного очага, в котором господствуют нежность, прощение, уважение, верность и бескорыстное служение. Семейный очаг это место, созданное для воспитания добродетелей. Последнее требует, чтобы человек учился самоотверженности, разумному суждению, владению собой, от которых зависит всякая подлинная свобода. Родители должны учить детей подчинять «измерения физические и чувственные измерениям внутренним и духовным». <> Серьезной ответственностью родителей является добрый пример, который они должны подавать детям. Если родители умеют признавать перед детьми свои собственные недостатки, они смогут легче направлять детей и поправлять их.
> «Кто любит своего сына, тот пусть не жалеет розги, чтобы впоследствии утешаться им» (Сир 30,1* & ).
> «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф 6,4 & & ).
&& В переводе РВ: «Отцы, не раздражайте своих детей! Растите, воспитывайте и наставляйте их, как велит Господь».
> Семейный очаг это естественная среда для того, чтобы приобщать детей солидарности и общественной ответственности. Родители должны научить детей избегать тех ложных уступок и деградации, угрожающих человеческому обществу.
> Через благодать таинства брака на родителей возложена ответственность и им дана радость возвещать Евангелие своим детям. Родители должны вводить своих детей с самого раннего возраста в тайны веры, ибо они являются для них ее «первыми глашатаями». <> С самого раннего возраста родители должны приобщать детей к жизни Церкви. Образ жизни в семье может породить расположение души, которое в течение всей жизни остается предпосылкой и поддержкой живой веры.
> Воспитание веры родителями должно начинаться с самого раннего детства. Оно уже осуществляется, когда члены семьи помогают друг другу возрастать в вере свидетельством христианской жизни, в согласии с Евангелием. Семейная катехизация предшествует другим формам преподавания веры, сопровождает и обогащает их. Задача родителей состоит в том, чтобы научить детей молиться и помочь им открыть свое призвание детей Божиих. <> Приход евхаристическая община и сердце литургической жизни христианских семей самое благоприятное место для катехизации детей и родителей.
> В период детства родительская любовь и уважение выражаются прежде всего в заботе и внимании, с которыми родители растят своих детей, заботясь об удовлетворении их физических и духовных потребностей. По мере того, как дети растут, то же уважение и преданность заставляют родителей учить своих детей праведному пользованию разумом и свободой.
> Поскольку именно родители в первую очередь отвечают за воспитание своих детей, они имеют право выбирать для них школу, соответствующую их собственным убеждениям. Это право основополагающее. Родительский долг состоит в том, чтобы, в пределах возможного, выбирать школы, которые наилучшим образом помогут им исполнять их обязанность христианских воспитателей. <> Власти должны гарантировать это право родителей и обеспечить конкретные условия его реализации.
> Становясь взрослыми, дети должны, и имеют на то право, выбирать себе профессию и образ жизни. Они должны принять на себя новые обязанности, сохраняя доверие к родителям, у которых будут охотно спрашивать совета, узнавать их мнение и прислушиваться к ним. Родители должны остерегаться того, чтобы принуждать детей к выбору профессии или к избранию супруга. Этот долг сдержанности и тактичности не мешает родителям помогать своим детям мудрым советом, особенно когда те собираются создавать семью.
> Бывает, что люди не вступают в брак, для того, чтобы лучше ухаживать за своими родителями или братьями и сестрами, или чтобы посвятить свою жизнь профессиональной деятельности, или по другим достойным соображениям. Эти люди могут внести большой вклад в благо человеческой семьи.
> IV. Семья и Царство Божие
> Стать учеником Христа значит принять приглашение принадлежать к семье Бога, жить в соответствии с Его образом жизни: «Кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф 12,50).
> Родители должны уважать и принимать с радостью и благодарностью призыв Господа, обращенный к кому-либо из их детей, следовать за Ним в девственности ради Царства Божиего, в посвященной (монашеской) жизни или в священническом служении.
> V. Гражданские власти
> Заповедь Божия предписывает нам также почитать тех, кто ради нашего блага получил от Бога власть в обществе. Она проливает свет на обязанности тех, кто обладает властью, а равно и тех, для чьего блага она осуществляется.
> Обязанности гражданской власти
> Те, кто обладают властью, должны расценивать ее как служение. Осуществление власти нравственно измеряется ее божественным происхождением, разумной природой и специфическими целями, которые она себе ставит. Никто не имеет права приказывать или устанавливать то, что несовместимо с человеческим достоинством и естественным законом.
> Осуществление власти направлено на то, чтобы указать на истинную иерархию ценностей, с целью облегчить пользование свободой и ответственностью. Те, у кого в руках власть, должны с мудростью стоять на страже справедливости, принимая во внимание потребности и вклад каждого, с целью сохранять мир и согласие. Они должны следить за тем, чтобы устанавливаемые ими правила и даваемые ими распоряжения не вводили в искушение противопоставления личных интересов интересам общественным. <>
> Политические власти обязаны уважать основополагающие права человека. Они обязаны гуманно служить делу справедливости, соблюдая права каждого в частности, права семьи и неимущих.
> Политические права, связанные с гражданством, могут и должны даваться в согласии с требованиями общего блага. Они не могут быть временно упразднены политическими властями без законной и достаточно важной причины. Пользование политическими правами имеет целью способствовать общему благу нации и человеческого сообщества.
> Обязанности граждан
> Те, кто подчинен власти, должны рассматривать своих начальников как представителей Бога, поставившего их распорядителями Своих даров 23 : «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа. (. ) Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1Петр 2,13.16 & ). граждан справедливо возражать против того, что представляется им вредным для человеческого достоинства или для общественного блага.
> Долг граждан вместе с гражданскими властями вносить свой вклад в общественное благо, в духе правды, справедливости, солидарности и свободы. Любовь к родине и служение ей вытекают из долга благодарности и закона любви. Подчинение законным властям и служение общему благу требуют от граждан исполнения их функции в жизни политического сообщества.
> Апостол увещевает нас молиться и возносить благодарение за царей и за всех тех, кто обладает властью: «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим 2,2 & & ).
&& В переводе РВ: «так чтобы мы могли жить тихо и мирно, благочестиво и достойно».
> Страны, пользующиеся благосостоянием, должны принимать у себя, насколько это возможно, иностранцев, ищущих безопасности и источников существования, которых они не могут иметь в своей собственной стране. Общественные власти должны следить за соблюдением естественного права, которое ставит под защиту принимающих его.
> Политические власти могут ради общего блага, о котором они призваны заботиться, подчинить осуществление права на иммиграцию различным юридическим условиям, в частности, соблюдению иммигрантом уважения к стране, его принимающей. Иммигрант должен с благодарностью и уважением относиться к материальному и духовному достоянию принявшей его страны, подчиняться ее законам и разделять ее тяготы.
> Совесть обязывает гражданина не следовать предписаниям гражданских властей, если они противоречат нравственным законам, основополагающим правам человека и учению Евангелия. Отказ от повиновения гражданским властям, когда требования их противоречат совести, находит себе оправдание в различии между служением Богу и служением политическому обществу. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф 22,21). «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян 5,29 & ).
> Политическое общество и Церковь
> Любое учреждение зиждется хотя бы и не объявляя этого на определенном видении человека и его судьбы, из которого черпает свои критерии суждения, иерархию ценностей и линию поведения. В большей части человеческих сообществ учреждения создаются исходя из убеждения об определенном превосходстве человека над вещами. Только религия, данная в Божественном откровении, отчетливо признает в Боге, Творце и Искупителе, происхождение и назначение человека. Церковь предлагает политическим властям соотносить свои суждения и решения с откровением Истины о Боге и человеке:
> Церковь, которая, исходя из своего предназначения и своей компетенции, никоим образом не может быть сведена к политическому сообществу, есть одновременно знамение и хранительница трансцендентного характера человеческой личности. «Церковь (. ) уважает и развивает также и политическую свободу и гражданскую ответственность». <>
> В миссию Церкви входит «выносить свое нравственное суждение также и о вещах, относящихся к политическому порядку, когда того требуют основные права личности или спасение душ, применяя все и только те средства, которые соответствуют Евангелию и благу всех, сообразно различиям времени и обстоятельств». <>
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.
Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо. )
- заповеди евреев по отношению к гоям
- заповедь не укради какая по счету