Что такое муниципальный район
Что такое муниципальный район
Муниципальный район (Россия)
Муниципа́льный райо́н — муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией.
Описание
Административным центром муниципального района является населённый пункт, который определён с учётом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
Понятие «муниципальный район» появилось после принятия Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как правило, муниципальные районы были созданы в границах «старых» районов, унаследованных от советской системы административно-территориального деления. В ряде случаев бывшие райцентры не захотели войти в состав муниципального района, что привело к тому, что в районах осталось слишком малое количество населения и недостаточен сбор налогов, бюджеты убыточны.
Полномочия муниципального района
В статье 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяются вопросы местного значения, которые должны решаться на уровне муниципального района. К ним, в первую очередь, относятся организация медицины и образования на территории района, обеспечение поселений подключением к коммуникациям, организация архивов, библиотек, осуществление функций опеки и попечительство. В компетенцию муниципальных районов входит развитие и содержание сети автомобильных дорог на территории района, транспортного обслуживания, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Муниципальный район ответственен за организацию охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией.
В настоящее время муниципальные районы в большинстве случаев, являются распорядителями бюджетов на всей территории района, включая территории поселений: сельские поселения, входящие в район, не имеют бюджетов, а лишь сметы расходов. В соответствии с законодательством, муниципальный район также осуществляет выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счёт средств бюджета муниципального района.
Муниципальный район
Муниципа́льный райо́н — муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией.
Содержание
Описание
Административным центром муниципального района является населённый пункт, который определён с учётом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
Понятие «муниципальный район» появилось после принятия Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Полномочия муниципального района
В статье 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяются вопросы местного значения, которые должны решаться на уровне муниципального района. К ним, в первую очередь, относятся организация медицины и образования на территории района, обеспечение поселений подключением к коммуникациям, организация архивов, библиотек, осуществление функций опеки и попечительства. В компетенцию муниципальных районов входит развитие и содержание сети автомобильных дорог на территории района, транспортного обслуживания, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Муниципальный район ответственен за организацию охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной полицией.
В настоящее время муниципальные районы в большинстве случаев, являются распорядителями бюджетов на всей территории района, включая территории поселений: сельские поселения, входящие в район, не имеют бюджетов, а лишь сметы расходов. В соответствии с законодательством, муниципальный район также осуществляет выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счёт средств бюджета муниципального района.
Муниципальный район
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Вследствие большого населения и обширной площади административное деление Китая с древних времён было многоуровневым. В конституции КНР предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Однако де-факто в КНР насчитывается пять уровней местного самоуправления: провинция, округ, уезд, волость и деревня. Административное деление Китайской Республики, как называет себя правительство Тайваня, схоже с делением КНР, однако.
Метрополитенский район (англ. metropolitan borough — метрополитенский боро) — единица административно-территориального деления Англии, является подразделением графств-метрополий. Созданы в 1974 по Акту местного самоуправления 1972 года, метрополитенские районы определены в английском законе как метрополитенские дистрикты (англ. metropolitan districts). Тем не менее, все из них были наделены королевскими хартиями, по которым они получали статус района (англ. borough — боро) (а в некоторых случаях.
С 31 мая 2018 года Пакистан разделен на 4 провинции, 1 федеральную столичную территорию и 2 территории Кашмира, административно подчиненных Пакистану.
Коммуна (нидерл. gemeente, фр. commune, нем. Gemeinde) — низшая административная единица Бельгии. Входит в состав провинции (Фламандский и Валлонский регионы) или непосредственно в состав округа (Брюссельский столичный округ). Коммуна может состоять из одного или нескольких поселений, не имеющих статус города, небольшого города и нескольких сельских поселений или одного большого города (во фламандском и валлонском регионах). Коммуны Брюссельского столичного района являются городскими районами.
Отличия между муниципальным округом и районом, в чем разница
В январе 2019 года в Российской Федерации был принят закон, в котором предусмотрено образование 8 видов муниципальных образований, в том числе района и округа. Право утверждать, упразднять и видоизменять муниципальные образования возложено на субъекты Российской Федерации. В чем заключаются отличия муниципального округа от муниципального района?
Определение терминов
В Федеральном законе об организации местного самоуправления от 2019 года даны определения всех действующих видов территориальных образований.
Муниципальный район
Муниципальный район (МР) – это административно-территориальная единица, включающая в себя городские, сельские поселения и межселенные территории. Помимо общности территории их объединяет единая система местного самоуправления. Население МР прямым голосованием выбирает местные органы власти: законодательные и исполнительные.
В МР обычно входят небольшие, близко расположенные города, а также прилегающие к ним территории, предназначенные в будущем (по генеральному плану развития) для развития их инфраструктуры:
Сельские поселения – это одно или несколько территориально компактно расположенных сел, население которых может варьироваться от нескольких десятков до 10-15 и более тысяч человек. Границы сельского поселения из 2-х и более сел определяются, исходя из пешей доступности до административного центра в течение рабочего времени для всех жителей.
Межселенные территории, включаемые в границы МР, – это территории между сельскими поселениями данного муниципального образования, где проживает незначительное количество людей.
Муниципальный округ
Термин «муниципальный округ» (МО) применяется в 2-х случаях:
В первом случае МО созданы в Москве, С-Петербурге и Севастополе: 125, 81 и 9 соответственно.
Во втором случае МО создается вместо городских округов и районов, где при высокой плотности населения (в 5 раз выше среднего по РФ) в городах проживет менее 2/3 от численности городского населения. Реформа начата в 2019 году. На 01.01.21 было создано 121 подобное МО. В последующие 2 года будет преобразовано еще 27 городских округа.
Отличие между муниципальным районом и муниципальным округом
Разница между административно-территориальными единицами заключается в плотности населения и занимаемой площади. МО отличается меньшими размерами по сравнению с МР и большей плотностью населения.
Есть ли сходство?
Обе административно-территориальных единицы в своей основе имеют один и тот же принцип формирования: оптимизация территориального самоуправления. Оно может иметь исторически сложившиеся традиции взаимоотношений людей и местных органов власти. Или требовать реформирования из-за миграции, естественной убыли или прироста населения.
Примеры из жизни
Самая большая по занимаемой территории административно-территориальная единица в России – Таймырский Долгано-Ненецкий МР – 880 тыс. квадратных километров. Административный центр – город Дудинка. Всего в составе МР – 2 городских (Дудинка, Диксон) и 2 сельских поселения (Хатанга, Караул), 23 села, общей численностью 31,4 тыс. человек (на 01.01.2020).
Разница между муниципальным районом и городским округом
Местное самоуправление может осуществляться на уровне таких административно-территориальных единиц, как муниципальный район и городской округ. Что они собой представляют?
Что представляет собой муниципальный район?
В российской системе местного самоуправления муниципальный район представляет собой территорию, на которой располагаются населенные пункты следующих типов:
Функцию административного центра в районах выполняет один из населенных пунктов, располагающихся на его территории. В нем находится представительный орган местной власти, сформированной в муниципальном районе.
Основные вопросы, которые решаются на уровне соответствующей административно-территориальной единицы:
Большинство муниципальных районов РФ имеют собственный бюджет, впоследствии распределяемый по населенным пунктам, которые входят в соответствующую административно-территориальную единицу.
Сейчас в России создано порядка 1800 муниципальных районов.
Что представляет собой городской округ?
В системе местного самоуправления РФ городской округ — это отдельно взятый населенный пункт («классический» город), в некоторых случаях — также прилегающие к нему населенные пункты. Является независимым от других муниципалитетов, имеет свой бюджет.
В российских городских округах решаются примерно те же вопросы местного самоуправления, что и в муниципальных районах. Данные административно-территориальные единицы также имеют собственные представительные органы власти.
В России сейчас учреждено порядка 500 городских округов.
Сравнение
Главное отличие муниципального района от городского округа в том, что первый тип муниципалитета включает, как правило, несколько небольших населенных пунктов, более или менее одинаковых по размеру — городских и сельских поселений, межселенных территорий. В свою очередь, городской округ — это муниципалитет, соответствующий большому населенному пункту («классическому» городу), в ряде случаев включающий в себя также небольшие пригородные населенные пункты.
Муниципальный район и городской округ независимы друг от друга, обладают равными полномочиями и равнозначным политическим статусом, являясь территориями в рамках системы местного самоуправления. Каждая из соответствующих административных единиц имеет свой бюджет и органы власти.
Можно отметить, что в ходе административной реформы в РФ некоторые муниципальные районы присоединялись к городским округам или же были преобразованы в них.
Определив, в чем разница между муниципальным районом и городским округом, зафиксируем основные выводы в таблице.
Муниципальный район
— несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Комментарий
Муниципальный район — это один из видов Муниципального образования.
Термин «Муниципальный район» определен в статье 2 «Основные термины и понятия » Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» :
Всего в России более 22 000 муниципальных образований, в том числе Муниципальных районов около 1 800.
Примеры муниципальных районов
Городские поселения Сергиево-Посадского муниципального района (код ОКТМО 46 615 100):
г Сергиев Посад (код ОКТМО 46 615 101)
г Краснозаводск (код ОКТМО 46 615 103)
г Пересвет (код ОКТМО 46 615 105)
г Хотьково (код ОКТМО 46 615 106)
рп Богородское (код ОКТМО 46 615 153)
рп Скоропусковский (код ОКТМО 46 615 161)
В состав Сергиево-Посадского муниципального района также входят несколько Сельских поселений Сергиево-Посадского муниципального района (код ОКТМО 46 615 400). Например, п Реммаш (код ОКТМО 46 615 446).
Сельские поселения Бежецкого муниципального района (код ОКТМО 28 604 400):
Борковское (код ОКТМО 28 604 402)
Васюковское (код ОКТМО 28 604 404)
Житищенское (код ОКТМО 28 604 405)
Белевский муниципальный район (код ОКТМО 70 606 000) Тульской области. В него, к примеру, входят:
Сельские поселения Белевского муниципального района (код ОКТМО 70 606 400):
Правобережное (код ОКТМО 70 606 420)
Левобережное (код ОКТМО 70 606 432)
Рубрики:
Советуем прочитать
Муниципальное образование — субъект местного самоуправления, который может состоять из: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Муниципальное учреждение — учреждение, созданное муниципальным образованием.
ОКТМО (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований) — Классификатор ОКТМО определен в нормативном документе: «ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований», утвержден Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст.
Субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
Муниципальный район
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Смотреть что такое «Муниципальный район» в других словарях:
Муниципальный район — в Москве административно территориальная единица, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской Думой по представлению… … Финансовый словарь
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН — (округ) в некоторых государствах либо их отдельных частях название административно территориальной единицы низового уровня. Так, в Москве М.р. административно территориальная единица города, в границах которой осуществляется самоуправление… … Юридический словарь
Муниципальный район — см. Административно территориальная единица … Энциклопедия права
Муниципальный район — Муниципальный район муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией. На 1 января 2010 года в России насчитывалось 1829 муниципальных… … Википедия
Муниципальный район (Россия) — Муниципальный район муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией. Описание Административным центром муниципального района является населённый… … Википедия
Муниципальный район Строгино — Строгино Северо Западный административный округ Площадь: 16,70 км² … Википедия
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН — СМ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ … Энциклопедический словарь экономики и права
Вуктыл (муниципальный район) — Район Вуктыл Вуктыл Страна … Википедия
Муниципальный район Черемушки — Черёмушки Юго Западный административный округ Площадь: 111 км² … Википедия
Муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район — Город Нерехта и Нерехтский район Страна Россия Статус район Входит в Костромскую область Административный центр Нерехта Глава администрации Овсянников Борис Васильевич Население 40 тыс. Площадь 114 … Википедия
Муниципальный район: понятие, критерии, полномочия
Муниципальный район: понятие, критерии, полномочия
Муниципальные районы осуществляют на всей своей территории полномочия по вопросам местного значения, которые эффективнее реализуются на больших территориях, чем территория поселения, и в основном имеют межмуниципальный характер. При этом поселения, как отмечено выше, наделены собственным кругом полномочий, которые указываются в самостоятельно принимаемых ими уставах.
К вопросам местного значения муниципального района относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;
4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения
6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам,
12) организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
15) утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;
18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
19.2) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;
20) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;
21) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов
1. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на:
1) создание музеев муниципального района;
3) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;
5) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района;
6) создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи;
Муниципальный район и городской округ — что это такое и отличия
Существуют различные определения для поселений, где проживают большое количество людей. Одним из примеров будет муниципальный район, другим городской округ. Многие не могут дать быстрого объяснения, чем же эти два образования отличаются друг от друга, какие особенности и отличия имеют. Также не все способны дать определение этим названиям. Известно, что местное самоуправление может, согласно действующему законодательству осуществляться на уровне таких административно-территориальных единиц. Им дали название, соответственно, муниципальный район и городской округ. Важно понять, что они представляют собой, так как от этого зависит структура управления и различные функции.
Определение понятий
Муниципальный район – особое образование, заявленное в системе местного самоуправления в России. Оно представляет собой определенную территорию, на которой можно разместить поселения нескольких типов. К ним относятся:
Функцию административного центра в подобных районов берут на себя один из населенных пунктов, располагающихся на территории муниципального района. В этом районе будет работать администрация или иной аналогичный орган управления.
Вопросы решаются различные. Все они соответствуют уровню административной единицы, которой является муниципальный район. В компетенцию включены следующие вопросы:
90% существующих муниципальных районов в России обеспечены собственным бюджетом. Из него, например, идут дополнительные выплаты населению, социальная помощь районам, распределение средств на решение имеющихся неотложных задач по населенным пунктам, которые входят в соответствующую административно-территориальную единицу. Общее количество муниципальных районов в стране около 1800.
Городской округ – особая единица, которая входит в систему местного самоуправления. Это образование представляет собой отдельно взятый населенный пункт, чаще всего – крупный или средний по населенности и площади город. В состав округа также входят все находящиеся рядом небольшие населенные пункты. Подобное образование является независимым от других муниципалитетов, что расширяет его функции и возможности. Также имеет свой бюджет.
В стране в подобных образованиях эффективно решаются те же вопросы, которые рассматриваются и на территории местного самоуправления в муниципальных районах. Отличительная особенность – эти административно-территориальные единицы также имеют собственные представительные органы власти. В России сейчас официально имеется 500 городских округов.
Сравнение
Для того чтобы понять, в чем же состоят основные отличия, нужно провести сравнение по самым разным показателям. Главной особенностью и отличием муниципального района от городского округа является возможность включения района в основу объединения для других, более мелких поселений, которые располагаются рядом. Они должны быть при этом одинаковыми по занимаемой территории и показателям населения. Примерами в этом плане являются городские и сельские поселения, межселенные территории. Если речь идет про городской округ, то подобное поселение представляет собой муниципалитет. По основным показателям он соответствует городу, является крупным по территории и численности проживающего населения местом. В некоторых случаях подобное образование включает в себя дополнительно еще и небольшие пригородные населенные пункты (деревня, поселок).
Муниципальный район и городской округ — независимые друг от друга образования. Они обладают равными правами, возможностями и полномочиями. Нет различия в политическом статусе подобных поселений. Каждая единица из рассматриваемых имеет собственный бюджет, которым может распоряжаться на благо развития населенного пункта. Имеются также и собственные органы власти, такие как администрация или совет депутатов.
Выводы
В ходе сравнения этих поселений удалось выяснить, что каждый вариант обладает рядом полномочий и работает для того чтобы населенный пункт развивался. Известно, что некоторые муниципальные районы присоединялись к городским округам или получили подобный статус решением вышестоящих инстанций. После преобразования в них бюджеты увеличились, что позволило вкладывать в каждую из отраслей больше, запускать развитие и устранять неполадки в определенных сферах человеческой жизни.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
Смотреть что такое «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» в других словарях:
Муниципальный район — в Москве административно территориальная единица, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской Думой по представлению… … Финансовый словарь
Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно … Официальная терминология
Муниципальный район — см. Административно территориальная единица … Энциклопедия права
Муниципальный район — Муниципальный район муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией. На 1 января 2010 года в России насчитывалось 1829 муниципальных… … Википедия
Муниципальный район (Россия) — Муниципальный район муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией. Описание Административным центром муниципального района является населённый… … Википедия
Муниципальный район Строгино — Строгино Северо Западный административный округ Площадь: 16,70 км² … Википедия
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН — СМ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ … Энциклопедический словарь экономики и права
Вуктыл (муниципальный район) — Район Вуктыл Вуктыл Страна … Википедия
Муниципальный район Черемушки — Черёмушки Юго Западный административный округ Площадь: 111 км² … Википедия
Муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район — Город Нерехта и Нерехтский район Страна Россия Статус район Входит в Костромскую область Административный центр Нерехта Глава администрации Овсянников Борис Васильевич Население 40 тыс. Площадь 114 … Википедия
Муниципальный район
Смотреть что такое «Муниципальный район» в других словарях:
Муниципальный район — в Москве административно территориальная единица, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской Думой по представлению… … Финансовый словарь
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН — (округ) в некоторых государствах либо их отдельных частях название административно территориальной единицы низового уровня. Так, в Москве М.р. административно территориальная единица города, в границах которой осуществляется самоуправление… … Юридический словарь
Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно … Официальная терминология
Муниципальный район — см. Административно территориальная единица … Энциклопедия права
Муниципальный район — Муниципальный район муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией. На 1 января 2010 года в России насчитывалось 1829 муниципальных… … Википедия
Муниципальный район (Россия) — Муниципальный район муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией. Описание Административным центром муниципального района является населённый… … Википедия
Муниципальный район Строгино — Строгино Северо Западный административный округ Площадь: 16,70 км² … Википедия
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН — СМ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ … Энциклопедический словарь экономики и права
Вуктыл (муниципальный район) — Район Вуктыл Вуктыл Страна … Википедия
Муниципальный район Черемушки — Черёмушки Юго Западный административный округ Площадь: 111 км² … Википедия
Муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район — Город Нерехта и Нерехтский район Страна Россия Статус район Входит в Костромскую область Административный центр Нерехта Глава администрации Овсянников Борис Васильевич Население 40 тыс. Площадь 114 … Википедия
Муниципальный район
Смотреть что такое «Муниципальный район» в других словарях:
Муниципальный район — в Москве административно территориальная единица, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской Думой по представлению… … Финансовый словарь
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН — (округ) в некоторых государствах либо их отдельных частях название административно территориальной единицы низового уровня. Так, в Москве М.р. административно территориальная единица города, в границах которой осуществляется самоуправление… … Юридический словарь
Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно … Официальная терминология
Муниципальный район — Муниципальный район муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией. На 1 января 2010 года в России насчитывалось 1829 муниципальных… … Википедия
Муниципальный район (Россия) — Муниципальный район муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией. Описание Административным центром муниципального района является населённый… … Википедия
Муниципальный район Строгино — Строгино Северо Западный административный округ Площадь: 16,70 км² … Википедия
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН — СМ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ … Энциклопедический словарь экономики и права
Вуктыл (муниципальный район) — Район Вуктыл Вуктыл Страна … Википедия
Муниципальный район Черемушки — Черёмушки Юго Западный административный округ Площадь: 111 км² … Википедия
Муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район — Город Нерехта и Нерехтский район Страна Россия Статус район Входит в Костромскую область Административный центр Нерехта Глава администрации Овсянников Борис Васильевич Население 40 тыс. Площадь 114 … Википедия
Тема 2. Территории муниципальных образований
Вопросы к изучению: понятие территории муниципального образования, понятие муниципального образования, городское и сельское поселение, муниципальный район, городской округ, преобразование муниципальных образований.
Понятие территории муниципального образования. Территория является непременным условием организации и функционирования публичной власти, ее физической основой и пределами. В то же время территория местного сообщества есть государственная территория, местные жители являются гражданами государства. Муниципальные образования в целом создаются в обязательном порядке, они не могут быть факультативны, что вытекает из положений ст. 10 ФЗ № 131. Кроме того аналогичная правовая позиция была выражена в постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных Устава (Основного Закона) Курской области, в котором указано, что от права на местное самоуправление нельзя отказаться.
Понятие муниципального образования. Территориальной сферой местного самоуправления является муниципальное образование. ФЗ № 131 не содержит определение понятия «муниципальное образование», отражающее признаки особенности данной управленческой территории. В абз. 8 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 131 в определении перечисляются лишь виды муниципальных образований. Так, ФЗ № 131 под муниципальным образованием понимает городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения. Основываясь на признаках, вытекающих определений данных понятий, в правовой науке сложилось представление о муниципальном образовании как о территории в границах, которой осуществляется местное самоуправление.
Городское и сельское поселение. Понятие «поселение» определяется в Федеральном законе № 131-ФЗ через два понятия – «городское поселение» и «сельское поселение».
Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (абз. 2 ч. 1 ст. 2).
Городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
К общим признакам поселений относятся следующие признаки:
1) являются муниципальными образованиями;
2) органы местного самоуправления всех поселений, вправе решать специфический «поселенческий» круг вопросов местного значения;
3) территории всех поселений входят в состав муниципальных районов;
4) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
5) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.
В состав сельского поселения не могут входить городские населенные пункты; количество сельских населенных пунктов, которые могут входить в состав сельского поселения не ограничено.
В состав городского поселения не может входить более одного города, но при этом должен входить хотя бы один городской населенный пункт; помимо территории «базового» городского населенного пункта, в состав городского поселения могут входить в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).
Муниципальный район – самостоятельный вид муниципального образования. В состав муниципального района входит несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Признаки муниципального района:
1) является муниципальным образованием;
2) в состав территории муниципального района входят территории поселений, а также могут входить межселенные территории;
3) в состав территории муниципального района не входят территории городских округов;
4) в назначении должностных лиц местного самоуправления муниципального района могут принимать участие органы государственной власти субъекта РФ;
5) к компетенции органов местного самоуправления муниципального района относятся вопросы местного значения межпоселенческого характера и передаваемые отдельные государственные полномочия;
6) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района передаваемых отдельных государственных полномочий.
Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению, как вопросов местного значения поселения, так и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
С одной стороны городской округ – это вид городского поселения, с другой стороны городской округ обладает отдельными признаками муниципального района. Так, например, городской округ в отличие от остальных городских поселений:
1) не входит в состав муниципального района;
2) органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями не только по решению вопросов местного значения поселения, но и по решению вопросов местного значения муниципального района, а также могут наделяться отдельными государственными полномочиями;
3) в назначении должностных лиц местного самоуправления городского округа могут принимать участие органы государственной власти субъекта РФ.
Внутригородская территория города федерального значения (внутригородское муниципальное образование) – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Преобразование муниципального образования – процесс изменения статуса муниципального образования. Преобразование осуществляется в формах объединения, разделения, изменением статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением статуса городского округа.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с ФЗ № 131.
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.
Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.
Объединение городского поселения с городским округом осуществляется одновременно с изменением административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром.
Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.
Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования. Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.
Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.
Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.
При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
Смотреть что такое «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» в других словарях:
Муниципальный район — в Москве административно территориальная единица, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской Думой по представлению… … Финансовый словарь
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН — (округ) в некоторых государствах либо их отдельных частях название административно территориальной единицы низового уровня. Так, в Москве М.р. административно территориальная единица города, в границах которой осуществляется самоуправление… … Юридический словарь
Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно … Официальная терминология
Муниципальный район — см. Административно территориальная единица … Энциклопедия права
Муниципальный район — Муниципальный район муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией. На 1 января 2010 года в России насчитывалось 1829 муниципальных… … Википедия
Муниципальный район (Россия) — Муниципальный район муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией. Описание Административным центром муниципального района является населённый… … Википедия
Муниципальный район Строгино — Строгино Северо Западный административный округ Площадь: 16,70 км² … Википедия
Вуктыл (муниципальный район) — Район Вуктыл Вуктыл Страна … Википедия
Муниципальный район Черемушки — Черёмушки Юго Западный административный округ Площадь: 111 км² … Википедия
Муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район — Город Нерехта и Нерехтский район Страна Россия Статус район Входит в Костромскую область Административный центр Нерехта Глава администрации Овсянников Борис Васильевич Население 40 тыс. Площадь 114 … Википедия
В России появятся муниципальные округа. Последствия для местного самоуправления
Зачем нужен новый вид муниципального образования
8 мая 2019 года Федеральным законом от 01.05.2019 № 87-ФЗ введен новый вид муниципального образования — муниципальный округ. Условия создания городских округов стали более конкретными. По мнению инициаторов этих новаций, муниципальные округа необходимы, чтобы обеспечить большее разнообразие подходов к осуществлению местного самоуправления с учетом особенностей территорий.
В последние годы многие регионы стремились упростить систему местного самоуправления и перейти к его одноуровневой модели. Чтобы оптимизировать управление территориями и достичь экономии бюджетных средств, в некоторых субъектах РФ начали преобразовывать муниципальные районы в городские округа. При этом зачастую не учитывались особенности малонаселенных территорий, а также территорий, где большинство населения придерживается сельского уклада жизни и деятельности.
Важный документ: Изменения внесены в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ
ПРИМЕР 1. Территории Магаданской и Сахалинской областей в результате решений региональных властей оказались полностью разделенными на городские округа. При этом значительная часть этих городских округов по-прежнему состоит из небольших, в основном сельских населенных пунктов, окруженных тайгой. Так, Сахалинская область состоит из 18 муниципальных образований. Все они наделены статусом городского округа. Однако только в одном из них — Южно-Сахалинске — плотность населения соответствует новым критериям отнесения муниципалитетов к городским округам. Она равна 200,8 чел./кв. км.
В Магаданской области только два населенных пункта имеют статус города (Магадан и Сусуман). Однако по инициативе региональных властей всю территорию Магаданской области поделили на девять городских округов. При этом значительная часть населения области живет на малонаселенных территориях в 54 сельских населенных пунктах, а также в 24 рабочих поселках или поселках городского типа, где уклад жизни еще далек от городского. Кроме того, здесь только в одном городском округе (Магадане) плотность населения превышает среднюю по России.
Форсированное преобразование муниципальных районов в городские округа привело к тому, что в ряде субъектов РФ стали появляться городские округа, в границах которых нет ни городов, ни городских населенных пунктов.
25,7 тыс. человек — численность населения недавно созданного Шаховского городского округа Московской области
ПРИМЕР 2. В результате проводимой реформы в Московскую область теперь входят 65 муниципальных образований, но только 6 из них сохранили статус муниципальных районов. Все остальные преобразованы в городские округа, хотя доля сельских жителей в общей численности населения Подмосковья превышает 18,1 процента (1,37 млн человек).
25 апреля 2019 года Московская областная дума приняла закон, которым преобразовала Лотошинский муниципальный район в городской округ. При этом в новом муниципальном образовании из 124 населенных пунктов только один имеет статус рабочего поселка — Лотошино с населением 10,4 тыс. человек. Все остальные — сельские населенные пункты. Плотность населения нового «городского» округа составляет всего 16,47 чел./кв. км. 31 процент общей площади этого муниципального образования занимают особо охраняемые природные территории: национальный парк «Завидово», заказники и заповедные леса.
В недавно созданном Шаховском городском округе Московской области нет ни одного города, а самый крупный населенный пункт — это рабочий поселок с населением 10,6 тыс. жителей. При этом общая численность населения этого городского округа составляет 25,7 тыс. человек. Всего же в нем 152 населенных пункта, разбросанные на площади 121 888 га. Это ненамного меньше Санкт-Петербурга с площадью 143 900 га и населением 4,8 млн человек.
Рузский городской округ Московской области, созданный в 2017 году на базе одноименного муниципального района, включает в себя только один город. Это Руза с населением всего лишь 13,4 тыс. человек. Еще 18,4 тыс. человек проживают в рабочем поселке Тучково. Половина населения округа (31 тыс. человек) проживает в 228 сельских населенных пунктах и традиционно придерживается сельского уклада жизни. Жители сельских населенных пунктов, включенных в состав таких городских округов, только формально стали горожанами, а фактически остались сельскими жителями.
Чтобы в административно-территориальном устройстве муниципальных образований не возникали подобные перекосы, законодатели повысили требования к городским округам.
Что такое муниципальный округ
Муниципальный округ — это несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, которые не являются муниципальными образованиями (подп. 3.4 ч. 1 ст. 11 Закона № 131-ФЗ). Их население осуществляет местное самоуправление непосредственно и (или) через выборные и иные органы. Перечень вопросов местного значения муниципального округа соотнесен с аналогичным перечнем для городского округа. Кроме того, органы местного самоуправления муниципального округа смогут осуществлять отдельные государственные полномочия, которые им передали федеральные и региональные власти.
На заметку: На территориях с низкой плотностью сельского населения, в отдаленных и труднодоступных местностях субъектам РФ разрешено создавать муниципальные округа из населенных пунктов, не объединенных общей территорией, а также в одном населенном пункте
Основная особенность муниципального округа — это одноуровневость организации местного самоуправления на его территории. Новый вид муниципального образования обеспечивает возможность консолидации представительских и административных ресурсов, в том числе на сельских территориях, для оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления. Создать одноуровневую систему местного самоуправления теперь можно будет там, где это целесообразно.
Каким критериям теперь должен соответствовать городской округ
Для городского округа установлены три новых критерия. Они создадут барьеры для повсеместного создания городских округов и введения в их состав большого количества сельских поселений.
1. Преимущественно городская инфраструктура. Не менее двух третей населения городского округа должно проживать в городах или иных городских населенных пунктах (абз. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 131-ФЗ).
2. Площадь сельских территорий и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры, входящих в состав городского округа, не должна превышать площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов в составе этого городского округа в два раза и более (п. 3.3 ч. 1 ст. 11 Закона № 131-ФЗ).
3. Высокая плотность населения. На территории городского округа плотность населения должна превышать среднюю плотность населения по России в пять раз или более.
Что будет с городскими округами, которые не отвечают новым требованиям
Городской округ должен соответствовать указанным требованиям, установленным в статье 11 Закона № 131-ФЗ:
— к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах;
— площади территории городского округа;
— плотности населения.
До 1 января 2025 года нужно пересмотреть границы муниципальных образований, привести статус городских округов в соответствие с законом
Если городской округ не соответствует этим критериям, регион своим законом наделит его статусом муниципального округа. Преобразование всех подобных городских округов в муниципальные должно завершиться не позднее 1 января 2025 года. Муниципальные округа окажутся наиболее востребованными там, где в силу неразвитости городской инфраструктуры и низкой плотности населения стало невозможно создавать городские округа. Это прежде всего малонаселенные северные, дальневосточные и иные удаленные от центра России регионы.
Как будут создавать муниципальные округа
В Законе № 131-ФЗ установлены два способа образования муниципальных округов.
1. Статусом муниципального округа можно наделить городской округ, созданный в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2017 № 62-ФЗ.
2. В муниципальный округ могут объединиться все поселения, входящие в состав муниципального района. При этом поселения и муниципальный район утратят статус муниципального образования. Для объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, необходимо согласие населения. Его должны выразить представительные органы поселений и муниципального района.
Раньше при преобразовании муниципальных районов в городские округа бывали случаи, когда население не выражало согласие через представительные органы. В законах не было установлено, как выходить из подобных ситуаций. Поэтому они разрешались не в пользу населения и без учета его мнения.
ПРИМЕР 3. 24 марта 2017 года совет депутатов сельского поселения Борисовское Можайского района отклонил инициативу объединения в городской округ. 27 декабря 2017 года еще одно сельское поселение Можайского муниципального района — Порецкое — отозвало свое согласие на объединение и вхождение в городской округ. Несмотря на это, 18 января 2018 года Московская областная дума приняла закон, которым преобразовала Можайский муниципальный район в городской округ.
Совет депутатов города Электроугли Московской области своим решением от 04.05.2018 № 350/52 также отказался от преобразования всех муниципальных образований Ногинского муниципального района в один городской округ. Однако это преобразование все равно было осуществлено.
На заметку: Поправки к Закону № 131-ФЗ призваны упорядочить сложившуюся неоднородную практику территориальной организации местного самоуправления и устранить противоречия, возникающие вследствие объединения поселений в городские округа
Теперь в Законе № 131-ФЗ есть норма, которая запрещает объединять все поселения, входящие в состав муниципального района, если население двух или более поселений не выразило свое согласие на это в установленной форме (ч. 3.1–1 ст. 13 Закона № 131-ФЗ). Отказ населения лишь одного из поселений муниципального района от объединения в единый муниципальный округ не будет препятствием для укрупнения муниципалитетов.
Как разделить городской или муниципальный округ
Появилась возможность преобразовывать городские и муниципальные округа путем их разделения. Разделение, которое приводит к образованию двух и более муниципальных или городских округов, осуществляется с учетом мнения населения. Его должен выразить представительный орган муниципального или городского округа (ч. 5.1 ст. 13 Закона № 131-ФЗ).
МИХАИЛ ГАЦКО, член Экспертного совета при Московской областной думе, заслуженный юрист Московской области
И стал район округом
Понятие муниципального округа появилось в российском законодательстве в 2019 году. Изменения, внесенные в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривают переход на новую систему административного деления. В том же году появился первый муниципальный округ в Тверской области. Запущенный процесс преобразования муниципальных районов в округа набирает обороты во многих областях, автономных округах и республиках. Удмуртия к лету 2021 года преобразовала в округа все 25 муниципальных районов, тем самым став лидером в этом преобразовании. Реформа коснулась и Чувашии: два района – Красноармейский и Шумерлинский – стали пилотными площадками. А 15 декабря на VIII внеочередном съезде Совета муниципальных образований Чувашии Глава региона Олег Николаев отметил, что в течение 2022 года будет осуществлено преобразование оставшихся 19 районов в муниципальные округа.
Об особенностях перехода на новую форму управления территорией нам рассказал глава Шумерлинского муниципального округа Лев Рафинов.
Муниципальный округ
Муниципа́льное образова́ние — городское, сельское поселение или иная территория, на которой в соответствии с законом осуществляется местное самоуправление, действуют выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальные образования в России
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:
В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).
Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или поселок районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.
В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.
По данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (на 26 мая 2005 года), в Российской Федерации с 2006 года будет образовано 24079 муниципальных образований (исключая Чеченскую Республику, Ингушскую республику и Владимирскую область), из них 19769 сельских поселений, 1773 городских поселений, 1780 муниципальных районов, 521 городской округ, 236 внутригородских территорий (125 в Москве, 111 в Санкт-Петербурге, в других городах с 2006 года внутригородские территории отменены), однако с этого времени во многих регионах произошли преобразования, и эти показатели изменились.
Распределение населения по типам муниципальных образований [1] :
Чем отличается городской округ от муниципального района?
Муниципальные районы и городские округа в России появились в 2003 году после принятия закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На сегодня в России насчитывается:
Одна из целей реформы – четко разделить полномочия той или иной административной единицы для того, чтобы они не дублировали друг друга, что в старой административной системе встречалось очень часто и вносило правовую сумятицу.
После начала реформы наблюдалось такое явление как сепаратизм городских округов, когда города стремились отделиться от муниципальных районов, чтобы не нести лишней, по их мнению, бюджетной нагрузки, связанной с содержанием отстающих территорий.
Что такое муниципальный район?
Муниципальный район представляет собой отдельную самостоятельную многосоставную единицу в российской системе местного самоуправления. В него могут входить межселенные территории, городские, сельские поселения, находящиеся на одной территории.
Административным центром муниципального района может быть одна из входящих в его состав единиц. Управление может осуществляться исполнительными органами в лице администраций и представительными в лице собрания депутатов. Фактически муниципальный район тождественен дореволюционным уездам и районам советского периода.
Полномочия управляющих органов муниципального района
К ведению властей муниципального района относятся все вопросы, которые, согласно российскому законодательству о местном самоуправлении могут решаться на местном уровне. К числу первоочередных функций этой административной единицы относятся формирование и распоряжение местным бюджетом, организация здравоохранения и охраны правопорядка муниципальной полицией, решение вопросов устройства и содержания на вверенной территории учреждений среднего и дошкольного образования.
Согласно законодательству администрации обязаны соблюдать уровень бюджетной обеспеченности подчиненных единиц, поддерживая малообеспеченные сельские поселения на своей территории.
В компетенцию муниципального района входит проведение местных спортивных и культурных мероприятий, учреждение символики, организация охраны окружающей среды, местных выборов, референдумов и т. п.
Что такое городской округ?
В отличие от муниципальных районов городские округа, как правило, включают в себя одну административную единицу, один город. Но есть и исключения, когда помимо большого города в состав округа включаются прилегающие мелкие поселения. Полномочия управления муниципальных районов и городских округов практически идентичны, однако при этом городской округ не может входить в состав муниципального района, что существенно отличает его от городского поселения.
В 2014 году после внесения изменений в российское законодательство о местном самоуправлении появилась возможность для образования внутригородских районов в рамках городских округов.
Сходство и различие между муниципальным районом и городским округом
Обе административные единицы имеют идентичные полномочия как элементы местного самоуправления. Для муниципального района и городского округа предусмотрена возможность передачи им полномочий органов государственной власти.
Таким образом, разница между ними пролегает, прежде всего, в чисто территориальной сфере. Если муниципальный район обычно является объединением нескольких мелких единиц, то городской округ представляет собой преимущественно одно крупное поселение.
Муниципальный район
Смотреть что такое «Муниципальный район» в других словарях:
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН — (округ) в некоторых государствах либо их отдельных частях название административно территориальной единицы низового уровня. Так, в Москве М.р. административно территориальная единица города, в границах которой осуществляется самоуправление… … Юридический словарь
Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно … Официальная терминология
Муниципальный район — см. Административно территориальная единица … Энциклопедия права
Муниципальный район — Муниципальный район муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией. На 1 января 2010 года в России насчитывалось 1829 муниципальных… … Википедия
Муниципальный район (Россия) — Муниципальный район муниципальное образование, объединяющее несколько городских, сельских поселений и, возможно, межселенных территорий, объединённых общей территорией. Описание Административным центром муниципального района является населённый… … Википедия
Муниципальный район Строгино — Строгино Северо Западный административный округ Площадь: 16,70 км² … Википедия
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН — СМ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ … Энциклопедический словарь экономики и права
Вуктыл (муниципальный район) — Район Вуктыл Вуктыл Страна … Википедия
Муниципальный район Черемушки — Черёмушки Юго Западный административный округ Площадь: 111 км² … Википедия
Муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район — Город Нерехта и Нерехтский район Страна Россия Статус район Входит в Костромскую область Административный центр Нерехта Глава администрации Овсянников Борис Васильевич Население 40 тыс. Площадь 114 … Википедия
Муниципальный район.
В состав территории муниципального района входит несколько поселений (городских или сельских), объединенных общей территорией, и межселенная территория (при ее наличии). Все муниципальные образования, имеющие статус городских и сельских поселений, входят в состав муниципальных районов, которые осуществляют деятельность по решению вопросов местного значения межпоселенческого характера.
Границы муниципального района определяются законом субъекта Российской Федерации с учетом требований, установленных федеральным законом. Предусмотрено, что территория муниципального района, как правило, должна соответствовать требованию транспортной доступности: возможности добраться до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав.
Территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений, именуется межселенной территорией.
Городской округ.
Законом субъекта Российской Федерации статусом городского округа наделяются городские поселения, находящиеся на территории с относительно высоким уровнем социально-экономического развития.
Отделение городского поселения, имеющего статус городского округа, от муниципального района означает, что такое городское поселение получает дополнительную финансовую и административную самостоятельность. Несмотря на это, городской округ может формально считаться административным центром муниципального района, что означает возможность расположения на его территории районных органов местного самоуправления.
В 2014 году в действующее законодательство были внесены изменения, в соответствии с которыми городские округа стали делиться на две категории, одна из которых содержит в своем составе другой вид муниципального образования. Таким образом, помимо городского округа, описанного выше, закрепляются также:
На момент подготовки данной книги на территории России существовало два городских округа с внутригородским делением — Челябинск, Самара и Махачкала. Так, на основании п. 1.1 решения Думы городского округа Самары от 3 декабря 2015 г. № 34 «О внесении изменений в Устав городского округа Самары Самарской области» внутригородскими районами Самары являются Железнодорожный район, Кировский район, Красноглинский район, Куйбышевский район, Ленинский район, Октябрьский район, Промышленный район, Самарский район, Советский район. А на основании ч. 2 ст. 1 Устава города Челябинска данное муниципальное образование является городским округом с внутригородским делением. Исходя из ч. 1 ст. 5 этого же нормативного правового акта, в состав территории указанного города входят Калининский, Курчатовский, Ленинский, Металлургический, Советский, Тракторозаводский и Центральный внутригородские районы. В соответствии с Уставом городского округа Махачкала в редакции решения Махачкалинского городского собрания от 4 июня 2015 года № 38-1 столица Республики Дагестан является городским округом с внутригородским делением (ст. 1 Устава), и в его состав входят Кировский внутригородской район, Ленинский внутригородской район и Советский внутригородской район (ч. 2 ст. 3 Устава).
Статья 131 Конституции Российской Федерации закрепляет осуществление местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. На основании факта данной статьи и статьи 1 Закона территория местного самоуправления является в то же время территорией муниципального образования.
В силу вышеизложенного необходимо четко сформулировать основные признаки муниципального образования, отличающие его от других территорий осуществления публичной власти, прежде всего, от административно-территориальных единиц, на которые подразделяется территория субъекта Российской Федерации. На основе анализа федерального законодательства, а также на основе предложений, сформулированных большинством авторов, занимавшихся данной проблемой, к признакам муниципального образования следует отнести следующие:
1. Муниципальное образование создается для осуществления местного самоуправления, оно выступает пространственной сферой деятельности субъектов местного самоуправления по реализации его компетенции, то есть предметов ведения и полномочий, законодательно закрепленных за данным видом муниципального образования. Таким образом, муниципальные образования имеют иную цель, чем административно-территориальные единицы, которые необходимы для организации государственного управления в субъекте Российской Федерации.
2. Главным пространственным принципом организации местного самоуправления является поселенческий принцип, поскольку муниципальное образование является либо населенным пунктом, либо совокупностью нескольких населенных пунктов, объединенных общей территорией, либо частью населенного пункта. Исходя из заложенной в ФЗ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» концепции максимального приближения органов муниципальной власти к населению, основой для формирования территорий муниципальных образований, являются не административные территориальные единицы, устанавливаемые субъектами РФ, а населенные пункты (группы населенных пунктов). Это обусловлено и тем, что основным субъектом местного самоуправления является население, а население проживает в населенных пунктах, поэтому именно населенный пункт и должен стать базовой единицей для создания муниципального образования. Поэтому, в соответствии с новым законом, территория субъекта РФ вначале разграничивается между поселениями, а уже затем они объединяются в муниципальные районы.
Населенность – это главный признак территории муниципального образования. Для обозначения территорий, на которых отсутствуют населенные пункты, в законе используется специальный термин – межселенные территории. Статус поселения получают либо отдельные населенные пункты, либо совокупности населенных пунктов. Следующий уровень муниципального образования – муниципальный район является объединением поселений и межселенных территорий.
Административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации, необходимое для осуществления государственно-властной управленческой деятельности, осуществляется иным образом, здесь основным звеном является именно район или округ, в которых сосредоточены территориальные подразделения федеральных и региональных органов государственной власти.
3. В каждом муниципальном образовании должны быть созданы органы местного самоуправления.В соответствии с ФЗ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»в муниципальных образованиях обязательно образуются представительный орган местного самоуправления, исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, глава местного самоуправления. Возможно создание и иных органов местного самоуправления. Без органов местного самоуправления муниципальное образование существовать просто не может, в отличие от административно-территориальной единицы.
Поскольку в большинстве случаев границы муниципальных образований совпадают с границами существующих административно-территориальных единиц, в них могут также располагаться территориальные подразделения федеральных и региональных органов государственной власти. Но они не вправе заниматься решением вопросов местного значения, поэтому так важно провести четкое разграничение компетенции между органами местного самоуправления и органами государственной власти.
4. Каждое муниципальное образование должно обладать местным бюджетом и муниципальным имуществом.Непременным условием осуществления компетенции местного самоуправления является наличие собственной материально-финансовой базы. Публичная власть, не имеющая возможности пользоваться и распоряжаться собственным имуществом, финансовыми средствами, не может быть самостоятельной. Поэтому даже самые небольшие населенные пункты, если они наделены статусом муниципального образования, должны иметь свой местный бюджет, возможность пополнять муниципальную казну, развивать экономическую основу своего существования.
Отдельные населенные пункты или территории в составе муниципального образования могут иметь свою смету в составе местного бюджета, средствами которой распоряжаются территориальные структурные подразделения местной администрации данного муниципального образования.
Перечисленные признаки муниципального образования могут быть положены в основу его определения. Таким образом:
городское поселение– город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
сельское поселение– один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
муниципальный район– несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
городской округ– городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
внутригородская территория городов федерального значения– часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
Анализ иных положений закона, в частности, требований по установлению границ и определению статуса муниципальных образований, позволяет осуществить более детальную их классификацию. Так, в субъектах РФ могут возникать:
1. четыре вида городских поселений;
2. три вида сельских поселений на территориях с высокой плотностью сельского населения;
3. четыре вида сельских поселений на территориях с низкой и средней плотностью сельского населения и 5-й вид – на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях;
4. четыре вида городских округов;
Разработка научно обоснованной типологии муниципальных образований и критериев определения компетенции отдельных их типов является в настоящее время важнейшей задачей науки муниципального права. Закрепленная Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года классификация муниципальных образований явно недостаточна с точки зрения оптимизации компетенции их отдельных видов. Поэтому представляется оправданным предоставление субъектам Российской Федерации права осуществлять дополнительную, более детальную классификацию муниципальных образований в рамках основных типов, предусмотренных федеральным законодательством, с учетом особенностей данных субъектов. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона.
Сопредельные городские и (или) сельские поселения объединены в муниципальные районы. Наряду с поселениями муниципальный регион может включать и межселенные территории, т.е. находящиеся вне границ составляющих район поселений. Городские округа занимают промежуточное положение между муниципальными образованиями первой и второй групп. С одной стороны, они относятся к числу городских поселений и обладают закрепляемыми за ними полномочиями, с другой — наделяются и правами муниципальных районов, не входя в состав последних. Такие поселения, как Москва, Санкт-Петербург, являются не муниципальными образованиями, а субъектами РФ. Местное самоуправление осуществляется на их отдельных территориях, именуемых внутригородскими территориями, и обладает рядом особенностей.
Делая вывод всего вышесказанного, следует заключить, что территориальная организация местного самоуправления имеет двухуровневую структуру. На первом уровне поселения. На втором — муниципальные районы. Наличие обоих уровней обязательно. Исключение из общего правила — городские округа, соединяющие в своей компетенции полномочия обоих уровней. Однако объединение городских и сельских поселений в муниципальные районы не означает подчинения первых вторым. Все муниципальные образования в пределах своей компетенции самостоятельны.
Объединение городских и сельских поселений в муниципальные районы преследует, во-первых, цель усиления их взаимодействия, сотрудничества. Так, органы местного самоуправления входящих в муниципальный район поселений, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Они могут учреждать межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Во-вторых, названное объединение нацелено на специализацию полномочий муниципальных образований первого и второго уровней. Законодатель постарался наделить городские, сельские поселения, с одной стороны, и муниципальные районы — с другой, разными задачами, функциями. Так, муниципальные районы призваны прежде всего решать задачи межпоселенческого характера. Отношения между разноуровневыми муниципальными образованиями следует охарактеризовать не как их административное с подчинение, а как муниципальную связь
3 Критерии создания муниципальных образований
При создании муниципальных образований учитывается история складывания местного сообщества, величина его территории, тип поселений и их число, численность населения соответствующих поселений, наличие транспортной, иной инфраструктуры, пешеходная, транспортная доступность до административного центра и др.
1. Территорию городского или сельского поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
2. В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Указанный критерий вызывает сложность при определении территорий муниципальных образований крупных городов, традиционно включающих в свой состав поселки. В границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1 тыс. человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3 тыс. человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1 тыс. человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3 тыс. человек каждый). Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения. В соответствии с законом субъекта РФ статусом сельского поселения с учетом плотности населения этого субъекта и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек. На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.
3. Размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения. Границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципального района — с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях.
4. Границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта. Территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района. Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Федерации. Границы муниципального района не могут пересекаться границами поседения.
5. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.
6. К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, в которых плотность населения сельских поселений более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. К территориям с высокой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, в которых плотность населения сельских поселений более чем в три раза выше средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой или высокой плотностью населения, можно найти в Распоряжении Правительства РФ от 25 мая 2004г. №707-р, которое утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.
4. Устав муниципального образования
Действующим законодательством определено, что муниципальное образование имеет устав, в котором указываются:
1) границы и состав территории муниципального образования;
2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
12) условия и порядок организации муниципальной службы;
13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций;
15) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Устав служит основным нормативным актом саморегуляции, с которым соотносятся другие акты, решения и действия местного самоуправления и его органов.
Четырнадцать вышеобозначенных обязательных положений касаются тех основных элементов, из которых формируется статус муниципального образования и которые составляют фундамент его организации и функционирования. Каждое из положений является императивным, поскольку оно должно непременно содержаться в уставе. Но определение их содержания относится к сфере ведения местного самоуправления, которое непосредственно и самостоятельно решает соответствующие вопросы. Например, смысл п.1 сводится к установлению конкретных границ и размеров территории, состава населенных пунктов, объединяемых муниципальным образованием, сферы его деятельности.
Перечень регулируемых в уставах вопросов не является исчерпывающим. В них могут закрепляться иные положения, касающиеся вопросов местного значения, распределения функций внутри структуры местного самоуправления, порядка образования организаций общественного территориального самоуправления, порядка распределения компетенции в городе с районным делением и др.
Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
Для придания уставу юридической силы необходима его государственная регистрация в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Значение государственной регистрации заключается в том, что устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Глава 2. Основы муниципального образования
Городской округ
Содержание
Россия
В Российской Федерации, городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, органы местного самоуправления которого обладают как полномочиями поселения, так и полномочиями муниципального района.
Статус городского округа, как муниципального образования определён Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В состав территории городского округа могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры.
Германия
В Германии, город, не входящий в состав района, называется Kreisfreie Stadt («внерайонный город») или Stadtkreis («городской район»). Примеры таких административных образований:
Канада
В канадской провинции Онтарио «независимые города» (определение схожее с определением в США) носят название «отдельные, или одноуровневые муниципалитеты» (single-tier municipality). Подобные образования есть также в провинциях Квебек, Альберта и Нью-Брансуик.
Китай
Городские округа входят в состав провинций, и в свою очередь разделяются на уезды, в том числе городские уезды.
Городские округа не являются «городами» в привычном смысле слова, поскольку помимо собственно городской зоны они включают обширные сельские территории, поэтому название «городской округ» является более корректным.
Польша
В Польше существует 65 городов на правах повята (miasta na prawach powiatu); этот статус имеют основные города страны, например, Варшава, Краков и Гданьск.
В США существует понятие independent city («независимый город»), то есть город, не входящий в состав ни одного округа. Независимые города существуют только в четырех штатах: Балтимор в Мэриленде, Карсон-Сити в Неваде, Сент-Луис в Миссури, а также 39 независимых городов в Виргинии, конституция которой специально предусматривает такой род административных единиц.
Близкое (но не совсем равноценное) понятие — consolidated city-county («объединенный город-округ»), которое означает округ, в котором органы самоуправления округа и города объединены. Например, Сан-Франциско, Филадельфия и Денвер являются «городами-округами».
Столица США в некотором смысле также может считаться городским округом, поскольку все округа (местного уровня) на территории федерального субъекта Округ Колумбия были упразднены в конце XIX века.
Округа Южно-Африканской Республики, правительства которых управляют крупными городами с прилегающими территориями, или целыми конурбациями. В соответствии с Конституцией ЮАР, городские округа создаются решением правительства провинции.
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Городской округ» в других словарях:
Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов… … Официальная терминология
городской округ — Городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов… … Справочник технического переводчика
Городской округ Домодедово — Герб (описание) … Википедия
Городской округ Балашиха — Герб (описание) … Википедия
Городской округ Химки — Герб (описание) … Википедия
Городской округ «Поронайский» — Герб (описание) … Википедия
Городской округ «Охинский» — Герб (описание) … Википедия
Городской округ Ногликский — Герб (описание) … Википедия
Городской округ Кинель — Герб … Википедия
Городской округ Ульяновск — Герб … Википедия