Что такое родственные слова
Что такое родственные слова
Однокоренные слова
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.
В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ
Как научится подбирать родственные слова?
Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:
Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:
Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.
Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.
Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:
Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.
Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:
Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.
ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!
Родственные слова
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 167.
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 167.
В данной статье, предназначенной для учащихся 4 класса, рассмотрим, что такое родственные слова в русском языке, в чем их отличия от однокоренных слов и форм одного и того же слова, продемонстрируем, как определить, являются ли слова родственными, и приведем конкретные примеры родственных слов.
Определение
Родственные слова – это близкие по смыслу слова, имеющие один корень.
Главным признаком родственных слов является наличие одного и того же корня, который дает родственным словам схожий смысл.
Говоря образно, родственные слова похожи на близких родственников, которые имеют единое начало.
Отличие от однокоренных слов и форм слова
Ошибочно думать, что термины «родственные слова» и «однокоренные слова» являются синонимами. Родственные слова являются однокоренными, но не все однокоренные слова являются родственными.
Связано это с тем, что у однокоренных слов может быть общий корень, но совершенно разные значения.
Слова называются родственными только в том случае, когда они имеют корень и в то же время имеют общее лексическое значение.
Также родственные слова часто путают с формами одного и того же слова.
Формы слов не являются родственными словами.
Следует понимать, например, что «друг» и «друзья» – формы одного и того же слова, а не родственные слова.
Определение родственных слов
Чтобы определить, являются те или иные слова родственными, нужно следовать плану:
Данное правило действует и на подбор к слову родственных слов.
Примеры
Что мы узнали?
Родственные слова – это близкие по смыслу слова, имеющие один корень. Родственные слова следует отличать от форм одного и того же слова и от однокоренных слов, так как корни в однокоренных словах могут нести разные лексические значения, что недопустимо для родственных слов. Чтобы определить, являются ли слова родственными, нужно найти корни слов, посмотреть, одинаковы ли они, обозначить лексический смысл слов и посмотреть, совпадают ли лексические значения анализируемых слов.
Что такое родственные слова? Что такое однокоренные слова? Разница
Содержание:
Слова в языке складываются из различных частей, их принято называть морфемами. Составные элементы не существуют как самостоятельные единицы — они получают значение только в составе слова.
Морфемы делятся на корневые и аффиксальные. К первым относится корень, вторые включают приставки и суффиксы.
Главенствующая морфема — корень. Без корня невозможно образовать слово, потому что в главной морфеме заключается смысл называемого понятия. К корню могут присоединяться другие морфемы — приставка, суффикс, окончание, —образуя новые смыслы: дорога, дорожный, подорожник.
Корень — первообраз слова, его неразложимая далее часть; чтобы его выделить, нужно собрать группу лексем с такой же морфемой — однокоренные слова.
Какие виды слов существуют? Какие между ними сходства и какие между ними различия?
Однокоренные слова — группа лексем с общей главной морфемой, которая несет основную семантическую нагрузку: молодой — смолоду — молоденький. Слова различаются частеречными характеристиками и оттенками значения, например: доля — судьба, обездоленный — человек, лишенный хорошей судьбы.
Родственные слова — это синоним слова «однокоренные», так их назвали по аналогии с человеческой семьей: слова произошли от одного корня, как семья — от общих предков, поэтому они родственники. Главный отличительный признак родственных лексем — наличие общего корня с единым значением.
В главной морфеме могут происходить чередования гласных и согласных, например: любить — люблю, равнина — подровнять, скакать — скачок. Значение при этом не меняется.
Чем отличаются однокоренные слова от родственных слов и почему? Как определить?
На вопрос, в чем разница между родственными словами и однокоренными, языкознание отвечает категорически: между этими понятиями нет различий. На некоторых сайтах можно встретить утверждение, что родственные — это слова с одинаковым корнем и похожим смыслом (гора — горняк), а однокоренные — с общей главной морфемой и абсолютно разным смыслом (вода — водить). Это грубейшая ошибка. В последней паре лексем действительно корень -вод-, но это два разных корня с разным значением. Поэтому данные лексемы не могут быть однокоренными и, соответственно, родственными.
Для определения однокоренных и родственных слов важнее знать, в чем их отличие от форм слова. Формы отличаются друг от друга только окончанием, а у родственных слов различны суффиксы или приставки. Однокоренные слова всегда называют разные, но близкие понятия (читать — читатель), формы обозначают одно и то же явление или действие в разных числах, падежах, лицах (игра — игру, белый — белому).
Приведем примеры родственных слов: блестеть — блеск — блистательный, возить — возчик — возы. Словоформы: весна — весну — весной, ищешь — ищет — ищем.
Умение находить родственные слова необходимо при проверке безударных гласных и сомнительных согласных. Следует помнить, что слова с одинаковым написанием корня, но разным смыслом не являются ни родственными, ни однокоренными, как, например, гора и горевать, носить и переносица, белка и белизна.
Что такое родственные слова? Примеры
Родственные слова — это лексемы, близкие по смыслу, с одним и тем же корнем, принадлежащие к разным частям речи.
Родственные слова и формы слов
Корень является центральной обязательной морфемой в составе слова. Он объединяет слова в одну семью. Образно говоря, родственные слова являются близкими родственниками, так как имеют похожий смысл, который заключен в одном и том же корне, например:
слово «красный» обозначает один из основных цветов спектра. Выделим в его составе главную морфему:
Подберем слова с этим же корнем:
В этом ряду родственных слов с корнем красн-, связанных общим смыслом с прилагательным «красный», имеются лексемы, принадлежащие к разным частям речи, в отличие от форм рассматриваемого прилагательного:
Потренируемся в подборе родственных слов с одним и тем же корнем и форм существительного «бег»:
Родственные слова существительного «бег» принадлежат к разным частям речи. В своем морфемном составе они имеют дополнительно к общему корню разные приставки и суффиксы (например: про бег а ть — приставка/корень/суффикс/окончание), которые привносят в общий смысл родственных слов некоторые оттенки значений. В формах существительного «бег» корень один и тот же, а меняется только окончание.
Сравним, например, ряды родственных слов и форм прилагательного «темный»:
Родственные и однокоренные слова, в чем отличие?
Слова «друг», «подруга», «дружить», «дружный», «дружно», «дружественный» связывает общий корень друг-/друж-. В корне заключено ядро лексического значения слова. Это однокоренные слова. Этот корень является общей частью также родственных слов, близких по значению, но принадлежащих к разным частям речи.
В русском языке однокоренные слова называют также родственными.
Чередование согласных и гласных в корне родственных слов
Отметим, что в корне родственных слов может происходить чередование согласных и гласных, например:
Безударный гласный в корне
Умение подобрать родственное слово очень важно для правильного написания многих слов с безударным гласным в корне. Его можно проверить с помощью родственного слова, в корне которого сомнительный гласный становится ударным, например:
Иногда в словах имеются похожие части слов, которые легко принять за один и тот же корень, например:
У этих пар слов имеются омонимичные корни с разным лексическим значением, и такие слова, соответственно, не являются родственными.
Примеры родственных слов
Видео «Родственные слова. Корень слова» (2 класс)
Родственные и однокоренные слова: в чем отличие?
Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.
Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.
Родственные слова: даем определение
Итак, родственными в русском языке называются лексемы:
Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.
Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.
Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.
Важно не путать родственные слова со словоформами. Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии). Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали – все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова. При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.
Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными. Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.
Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова, которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы. В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод. Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.
Можно сделать следующий вывод: все родственные лексемы – однокоренные, но далеко не все однокоренные слова – родственные.
Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы. Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый – существительным слизь, написание существительного пескарь – словом писк.
Правила подбора родственных лексем в русском языке
Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание.
Выделяем корень. Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель – существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель.
Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный. Корень здесь – сказ.
Образовываем как можно больше однокоренных слов, не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.
Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:
Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет – МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.
Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать) и другими фонетическими процессами.
Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными». В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика, которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.
Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас. Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.
Видео
С помощью этого видео вам будет легче понять, что такое родственные слова и формы слов.
Суть термина
Основное значение любого слова определяется его корнем, который принято считать основной морфемой. Ни одна лексема не может существовать без корня, именно этот структурный элемент помогает объединить в группу лексемы, сходные по своей семантике. Именно они и относятся к категории родственных.
Например, слово «водный» имеет значение «относящийся к воде, находящийся или проживающий в ней». Если разобрать его по составу, удастся вычленить следующие морфемы: вод (корень)+н (суффикс)+ый (окончание).
Составить ряд однокоренных единиц поможет использование имеющегося корня «вод» и подстановка различных аффиксов:
В приведенных примерах слова имеют один и тот же корень, семантически объединенный со словом «водный», и обозначают то, что связано с жидкостью, хотя относятся к разным частям речи. Соблюдение данных условий поможет доказать, что речь идет именно об однокоренных единицах.
Многообразие подобных лексем создает ключевое богатство русского языка, в котором огромное количество слов, обладающих собственным оттенком значения.
Отличие от словоформ
Родственные слова (онлайн-сервисы позволяют быстро и без лишних проблем составить такой ряд к любой единице) следует отличать от словоформ. Последние представляют собой формы одного и того же слова, изменяемого по числам, падежам, родам или лицам. Например, такие варианты как «водная (жительница)», «водное (пространство)», «водные (обитатели)», «водного покрова» — это не однокоренные единицы, а словоформы. Лексема одна и та же, однако поставлена в различные грамматические категории.
Отличить родственные варианты от словоформ можно по следующим признакам:
Важно помнить, что родственные слова близки по смыслу. Например, «садовод» и «водный». Оба имеют корень «вод», однако к однокоренным они не относятся, ведь семантика корневой части различна. В слове «садовод» значение «занимающийся», а «водный» обозначает «связанный с водой».
Словоформы разнообразны, например, это могут быть степени сравнения прилагательных и наречий: белый — белее — белейший — самый белый — это все словоформы прилагательного «белый», поставленные в различные степени сравнения.
А примерами родственных форм будут:
Однокоренные единицы можно подобрать практически ко всем лексическим единицам. Это позволило составить словарь родственных слов русского языка, который можно использовать на уроках в классе и при выполнении домашних заданий.
Частные случаи
В некоторых случаях образование ряда родственных слов может быть связано с различными трудностями, поэтому школьникам следует быть внимательными. Прежде всего, речь идет о чередованиях гласных и согласных, возникших в ходе исторического развития языка. Например: круг — кружок, крюк — крючок, воздух — воздушный. Здесь наблюдаются чередования г/ж, к/ч, х/ш.
Примеры чередующихся гласных: загар — загорать, запирать — запереть, плавник — пловчиха. Чередования гласных а/о, и/е.
В таких случаях важно помнить, что для верного написания слова нельзя подбирать проверочные слова, в которых буква будет находиться в сильном положении. Например, если следовать этой логике, проверочным для «загорать» станет «загар», соответственно, правильным вариантом написания должна стать форма «загарать», что, конечно, неверно. Поэтому грамотное правописание в этих случаях определяется не подбором однокоренных лексем с сильной позицией, а другими правилами. В корнях «гор-гар» в безударном положении всегда следует употреблять «о», под ударением — «а».
Основное значение
Группы родственных слов не только составляют лексическое богатство русского языка, но и играют практическую роль. Они необходимы для избежания ошибок при написании. Если гласная находится в безударном положении, то для определения того, как именно должно писаться слово, следует подобрать проверочные слова, в которых эта же буква будет стоять под ударением. Например:
В этих примерах в первом случае гласная находится в слабом положении, на слух невозможно понять, какая именно буква должна быть употреблена. В других случаях эта же буква — под ударением, поэтому как слышится, так и пишется. Однако важно помнить, что есть непроверяемые слова (собака, винегрет, ураган, синоним). К ним невозможно подобрать проверочные варианты, поэтому их написание следует запомнить, а в сложных случаях — воспользоваться словарем.
Кроме того, существуют слова с одинаковыми по написанию корнями, обладающими различной семантикой. Они называются омонимами.
Например, корень «сыр» (со значением «связанный с сыром»): сыроварня, сыроварение, сырный. Этот же корень-омоним может иметь значение «сырой, влажный, мокрый»: сырой, сырость, отсыреть. Эти варианты не являются однокоренными, поскольку обладают различным, никак не связанным друг с другом значением.
Методы образования
Многообразием отличаются этимологически родственные слова: примеры способов многочисленны. Прежде всего, это приставочный вариант, подразумевающий присоединение к корню приставок (бежать — прибежать, отбежать, перебежать, забежать, сбежать, убежать). Также этот способ называется «префиксальным», от слова «префикс» — приставка.
Суффиксальный способ также довольно распространен, используется в основном для формирования существительных, прилагательных. Примеры: лес — лесник, лесок, лесничество, лесной.
Существует большое количество суффиксов, позволяющих образовывать группы родственных слов, каждый из них наделен определенным оттенком значения. Подборка суффиксов:
Список суффиксов довольно внушителен, важно помнить, что не все они помогают образовать новые слова. Некоторые являются формообразующими, участвуют в создании форм одного и того же слова. Например, угодить и угождать, разделить и разделять — это формы глагола, различающиеся между собой наклонением.
Приставочно-суффиксальный — комбинированный, для образования новых слов одновременно используются приставки и суффиксы: граница — безграничный, шутить — перешучиваться, школа — пришкольный, взгляд — переглядываться, разница — безразличный.
Таким способом могут быть образованы слова различных частей речи в русской грамматике:
Чаще всего для получения родственных единиц используются суффиксальный или приставочно-суффиксальный варианты, а префиксальный способ помогает получить формы слова.
Правила подбора
На уроках русского языка предстоит выполнить большое количество разноплановых заданий, для которых потребуется подобрать однокоренные вариации. Вот почему важно научиться понять, как отличать их от омонимичных вариантов и словоформ, общее между ними — одинаковое звучание и написание корня.
Основные признаки, помогающие вычленить родственные лексемы в предложении:
В устной и письменной речи активно используются все варианты, при этом носители языка даже не задумываются, употребляют они однокоренные единицы или же одно и то же слово.
Однако для грамотного письма важно понимать суть термина. Различные языковые тренажеры помогут отработать навык, научиться разделять однокоренные единицы и словоформы и не допускать ошибок.
Что такое родственные слова?
Подбирать родственные (или однокоренные) слова дети начинают ещё в самом начале обучения в школе. Родственные слова – это слова, которые имеют общий корень, но относятся к разным частям речи (например, белый – белизна – белеть).
Подбирать родственные слова можно, не имея хороших знаний в сфере словообразования. Элементарные знания, относящиеся к данному разделу русского языка, передаются ещё в начальной школе. Однако и здесь можно допустить ошибку – стоит отметить, что слова, которые отличаются друг от друга только окончаниями, не являются родственными, это форма одного слова (например, ручка – ручки).
Что необходимо знать…
1) У однокоренных слов один и тот же корень. Корень является главной значимой частью слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.
2) Однокоренные слова можно спутать с формой одного и того же слова, поэтому стоит быть внимательнее. Примеры:
грибник — гриб — грибной (однокоренные слова);
грибник — грибники — грибнику (формы одного и того же слова).
3) Однокоренные слова не во всех случаях относятся к одной и той же части речи. Например:
водить — водитель — водительский.
Как мы видим, в данной цепочке однокоренных слов присутствует глагол, существительное и прилагательное.
Вместе со статьёй «Что такое родственные слова?» читают:
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 28. Что такое родственные слова?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Глоссарий по теме:
Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
У каждого на этой планете есть своя семья, родные и близкие люди- родственники! У родственников обязательно есть что-то общее. Общие родители, бабушки, дедушки или сёстры и братья. Часто родственники друг на друга похожи внешне или по характеру. У слов тоже есть родственники. Они так и называются: родственные слова!
Однажды в землю посадили корешок. И этим корешком было слово «ДОМ».
Корешок рос, набирался сил, пока не превратился в огромное дерево.
И вместо листочков на нем стали появляться новые слова.
Все эти слова являются родственниками. Все из одной семьи. Выросли из одного корешка, из одного слова ДОМ.
Благодарные родственники придумали для своего корешка уютный домик.
Значит и во всех родственных словах домик будет одинаковый. Корень –ДОМ.
А на соседнем дереве выросли родственники слова «ВОДА»
А слово «водитель» сможет вырасти на этом дереве?
Слова ВОДА и ВОДИТЕЛЬ имеют совершенно разное значение. Вода – это жидкость, а водитель – это человек, который ВОДИТ автомобиль.. Корни у них одинаково звучат и пишутся, но значение у них разное. Значит эти слова НЕ РОДСТВЕННЫЕ.
А слово ЖИДКОСТЬ будет ли родственным к слову ВОДА?
С одной стороны, у них есть общее значение. Но мы знаем, что этого мало. Нужна еще общая часть.
Родственные слова имеют похожее значение и общую часть.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Отметьте слова, которые являются родственными слову ЛЕС.
Подсказка: обратите внимание на обще значение.
Задание. Родственные слова.
Соедините родственные слова.
Подсказка: обратите внимание на общую часть слов.
вода
домик
цвет
зимушка
Чем отличаются родственные слова от однокоренных?
Слова «водить» и «вода» нельзя считать родственными, так как значения у этих слов различны. Это слова однокоренные.
Слова «окно», «Окна», «под окном» тоже не родственные, это разные формы одного и того же слова.
Родственные слова, как бы не повториться, но без этого не получится:
например: снег, снежок, снежный.
Например: гора, горбатый, горка, горн, горняк.
это слова, имеющие один и тот же корень, но при этом они относятся к разным частям речи.
Русский язык красив, могуч и богат. Такую красоту нельзя не любить. Но красота требует, как принято говорить, жертв. Поэтому, время уделенное для изучения русского языка и его правил, всегда утомительно, но этого стоит.
Опишу подробнее смысл понятия слов родственных. Эти слова одновременно являются однокоренными, имеют один корень, одинаковыми по смыслу, но разными по значению.
Сразу дам примеры таких слов:
Родственные слова играют со значением самого слова, делая нечто, о чем идет речь, то большим, то обычным, то маленьким, то малюсеньким. Происходит это при помощи различных суффиксов уменьшительно ласкательных или увеличительных.
Не нужно путать родственные слова с меняющимися по форме (словоформа). Пример: лужа (есть сейчас и одна), лужи (были и их много), луже (одна лужа и что-то происходит, допустим, лежит что-то в луже). Изменение словоформы слова это когда корень один, смысл один (речь об одной и той же луже), но время действия и количество этих луж меняется.
Обратите внимание на этот ответ, очень толково все изложено.
Подсказки
Для того, чтобы изменить слово в отношении «родственные», нужно менять суффиксы.
Для того, чтобы изменить слово по форме, словоформа, меняют окончания.
Для того, чтобы изменить слово по принципу однокоренных, изменяют все, кроме корня.
Одинаковое значение остается только у корня, а не всего слова в целом. Пример: бег-у, бег-ун, про-беж-ка, бег-ающий, про-беж-али. Смысл один только у корня, бежать, бегать, бег, а вот у слов смыслы разные, действие разное, подтекст разный.
Что такое родственные слова?
Родственными называют слова, имеющие одинаковый корень, но не всегда относящиеся к одной части речи. В качестве примера можно назвать слова «белый», «белеть», белизна» – у всех трёх слов один и тот же корень. При определении родственных слов следует учитывать ряд особенностей. Об этом пойдёт речь далее.
Как происходит образование родственных слов?
Родственные слова образуются за счёт определённого набора приставок и суффиксов (или так называемых постфиксов). Если слова с одним общим корнем отличаются друг от друга лишь окончаниями (флексиями), то относить их к родственным неправильно. Например, «река» и «реку» – не родственные слова, а форма одного и того же слова.
В русском языке наиболее распространённые методы словообразования – суффиксальный, префиксальный, префиксально-суффиксальный. При первом методе слово образуется посредством добавления суффикса, втором – префикса. Префиксально-суффиксальный способ соответственно подразумевает использование совместно этих двух методов. Создавать родственные слова префиксальным способом нецелесообразно. Ведь, например, слова «убегать», «побегать» и «бегать» не особо отличаются друг от друга в плане смысла.
Не родственные слова
Стоит обратить внимание и на омонимичные корни. К примеру, слова «водить» и «водяной» не могут считаться родственными, т.к. значения их корней различаются.
Помимо всего вышесказанного, стоит упомянуть и об исторически родственных словах. Например, слова «победа» и «беда» ранее были родственными, однако в современном русском языке таковыми быть перестали. Поэтому их следует относить именно к исторически родственным словам.
Как подбирать родственные слова?
Правильному подбору родственных (однокоренных) слов учат ещё с начальной школы. Благодаря этому умению школьники проверяют написание слов. Как научиться правильно подбирать родственные слова?
Основные правила при подборе родственных слов:
1) У однокоренных слов всегда один и тот же корень. Корень представляет собой главную значимую часть слова, в которую заключается его основное лексическое значение, эта же часть является общей для родственных (однокоренных) слов.
2) Однокоренные слова можно спутать с формой одного и того же слова. Чтобы не ошибаться в будущем, попробуйте сейчас потренироваться, составляя цепочки из однокоренных слов и параллельно с грамматическими формами. К примеру:
садовник – сад – садовый (цепочка, состоящая из однокоренных слов);
садовник – садовники – садовникам (формы одного слова).
3) Однокоренные слова не во всех случаях относятся к одной части речи. К примеру:
водить (глагол) – водитель (существительное) – водительский (прилагательное).
Вместе со статьёй «Что такое родственные слова?» читают:
Родственные слова
Родственные слова — это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.
Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.
Ты ведь знаешь, кто такие родственники?
Правильно, это те, кто имеет много общего, родственные связи.
Прежде всего — это твои родители, у которых есть ты, твои младшие или старшие братья и сёстры, а также твои бабушка и дедушка, дяди и тёти и ещё много родственников!
Так и слова тоже могут быть родственными!
Что общего у всех этих слов?
Родственные — родственники — родители — родные — сородичи — род
Правильно — все они имеют общий смысл «быть родным» и общую часть — род.
гриб — грибник — грибок — грибной — грибница — грибочек
Все они имеют общий смысл и одинаковую часть — гриб.
лисичка — лиса — лисонька — лиска — лис — лисята — лисий
Общий смысл у всех эти слов — небольшой лесной зверь с рыжей шкурой и пушистым хвостом, и общая часть — лис.
груша — грушка — грушевый — грушища — грушечка — грушенька
Все они имеют общий смысл — фрукт, и общую часть — груш.
Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Общая часть всех родственных слов называется — корень.
Поэтому родственные слова имеют ещё одно название — однокоренные.
Корень слова — самая главная часть слова.
В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Что такое родственные слова в русском языке
Путаница между родственными и однокоренными словами для школьников не редкость. Дети сложно воспринимают эту тонкую грань отличий между двумя понятиями. Не далеко ушли и взрослые – вряд ли каждый русскоязычный человек сразу скажет, что значит понятие «родственные слова».
Итак, родственные слова в русском языке – все слова, что могут похвастаться одним корнем, а также значение которых близко по смыслу. При этом такие слова относятся к одной части речи далеко не всегда.
Что объединяет родственные слова, методы их образования
Для получения родственных слов используют суффиксы, приставки и окончания. Для них имеется общее понятие – постфиксы. Но тут есть тонкая грань – слова, у которых только разное окончание, родственными не считаются. Значит, это только лишь форма слова.
Филологи выделяют три основных способа появления новых слов в русском языке:
Из всех перечисленных методов для создания родственных слов в основном используется суффиксально или суффиксально-префиксальный методы. А вот префиксальным способом новые слова образовывать не разумно, ведь получается примерно то же, что и при замене окончания – разные формы слова.
Взять хотя бы слова бегать, убегать, побегать. Между ними нет особых отличий, соответственно они не считаются родственными словами.
Не обязательно все родственные слова будут являться одной частью речи. Часто они разные. Для примера возьмем слова водитель – водить – водительский. В данном примере предлагаются сразу три варианта – глагол, а также существительное и прилагательное. Но все три слова могут похвастаться одним корнем, образованы при помощи добавления суффиксов и окончаний, а значение у них близкое.
Определяем не родственные слова
Русский язык многогранен. Поэтому для его досконального изучения требуется внимательность и отличное знание предмета. Внимательность необходима и при определении однокоренных слов. Ведь не редкость наличие одинаковых звуков в корне при совершенно различном значении таких слов.
Вернемся к слову водитель. С таким же корнем есть еще одно слово – водяной. Но, несмотря на один корень, добавление разных суффиксов, слова имеют совсем разные значения. И назвать родственными их невозможно.
Есть и другой вариант – слова, смысл которых близок, они являются синонимами, но не имеют общей части. Такие слова также невозможно считать родственными. Чтобы было хорошо понятно, приведем пример с тем же словом водитель. По значению близкое и являющееся той же частью речи слово шофер – для слова водитель не родственное.
Обязательно нужно упомянуть о исторически родственных словах. Ярким примером будут «беда» и «победа». Они в прошлых столетиях считались родственными, но согласно правилам современного русского языка у двух слов разное значение, что делает их, несмотря на один корень, не родственными. Филологи рекомендуют для подобных слов употреблять понятие «исторически родственные слова».
Как подбирать родственные слова в русском языке?
Принципы, основы и понятие родственного слова и методы их подбора изучают в рамках школьной программы средне образовательной школы. Дети в младших классах уже должны разбираться в отличиях между словами родственными и отделять формы слова. Ведь это помогает грамотно разговаривать и писать. Правильный поиск родственных слов дает возможность легко проверить написание многих слов.
Нужно сказать, что наука поиска однокоренных слов не простая. Здесь нужно четко понимать, что есть родственным словом, а что его форма. Также важно моментально отделить те слова, которые имеют совершенно иное значение при том же корне и наличии созвучных букв.
Для упрощения процесса педагоги выделяют следующие правила:
Проверив все три основных пункта можно с уверенность говорить о том, что родственные слова находить удается быстро и правильно, а это весьма значимый навык для любого человека, так как поиск родственных слов помогает правильно написать слово, при выговоре которого могут возникать сомнения в буквах.
Русский язык
План урока:
Родственные слова
Прочитай текст. Представь героя, которого описывает автор. Какое слово из скобок ты выберешь для него? Объясни, почему.
Верно, так как цыпленок только недавно вылупился из яйца, он еще совсем маленький, а значит, к его описанию больше подойдут слова: комочек, ножках, голоском.
Еще раз посмотри на пары слов, которые даны в скобках. О таких словах говорят, что они – родственные. Как думаешь, что это может означать?
Действительно, они похожи друг с другом по значению. Например, ножки – это маленькие ноги и т.д.
Давай порассуждаем: можно ли назвать слова сахар и конфета родственными, ведь они похожи – оба имеют сладкий вкус?
Проверь свою догадку, для этого прочитай важную информацию.
Получается, что сахар и конфета – это не родственные слова, потому что у них нет общей части слова. А вот соль и солить – родственные, потому что имеют общую часть «сол»,а солить – значит «посыпать солью».
Давай потренируемся. Найди среди слов родственные и объясни, как ты это сделал.
Рыбак, грибной, рыба, гриб, рыбка, грибочки, рыбалка, грибок, рыбочка, грибник.
Каждая группа слов имеет общую часть, а объяснить значения каждого из слов можно с помощью родственного (гриб, рыба).
Синонимы и их отличие от родственных слов
Прочитай стихотворение. Что ты можешь сказать про выделенные слова?
Все верно, каждая пара слов имеет одинаковое или очень схожее значение:
Иду – шагает, смеюсь – хохочет, грустно – печалится.
Можешь ли ты сказать, что это – родственные слова? Почему?
Правильно, это не родственные слова, потому что они не имеют общей части слов, хоть и похожи по значению.
Они помогают точно выражать свои мысли и не повторяться, делают речь более красивой.
Один и тот же предмет можно назвать сразу несколькими синонимами. Например:
Прочитай слова. Найди среди них пары слов-синонимов. Что они обозначают?
Снег, летчик, скоро, снеговик, клейкий, верный, снежок, быстро, снегири, пилот, правильный, Снегурочка, липкий.
Летчик – пилот (тот, кто управляет самолетом)
Липкий – клейкий (тот, который все склеивает)
Быстро – скоро (за очень маленький промежуток времени)
Правильный – верный (тот, который соответствует нормам и правилам)
Какие слова остались не распределены? Что ты можешь про них сказать?
Снег, снеговик, снежок, снегири, Снегурочка – это однокоренные слова. Все они имеют общую часть снег и их значение связано со снегом.
Корень – главная часть слова. Однокоренные слова
Посмотри внимательно на рисунок дерева и слова, которые написаны на ветках и корне. Догадайся, почему они так записаны?
Правильно, все это родственные слова, их общая часть: сад. Именно поэтому она находится на корне дерева – остальные слова словно выросли из этого слова.
Что еще необычного можно здесь заметить?
Верно, одинаковая часть в каждом из слов обозначена дугой.
В любом слове должен быть корень, давай проверим, что произойдет, если он исчезнет:
Теперь мы убедились в том, что без корня слова не может существовать, и значение всех однокоренных слов без него не определить.
Посмотри на домики и прочитай слова-«родственники», которые хотят в них заселиться. Все ли слова можно заселить? Почему?
Если ты внимательно выполнял задание, то заметил, что слова «нежный» и «морской» нельзя заселить в дома, потому что они не однокоренные. Морской не имеет ничего общего с морозом также, как и нежный с корнем снеж.
Определение корня в слове, его обозначение
А теперь вспомни все, что узнал сегодня, и попробуй найти корни в словах:
Расскажи, как ты рассуждал.
Если затрудняешься, прочитай памятку «Как найти корень слова»:
Выбери, какие из родственных слов подойдут к твоим словам «солонка» и «сахарница».
А теперь проверь, как правильно должно быть выполнено задание.
Солонка – соль, солить, соленый.
Сахарница – сахар, сахарить, сахарный.
Ты хорошо справился с заданием!
Подбор однокоренных слов
Важно не только уметь выделять корень в словах, но и подбирать родственные слова, придумывать их к другому слову.
Прежде чем ты начнешь тренироваться, обрати внимание на важную мысль:
Посмотри на группы слов. Есть ли среди них родственные? По вопросу подбери еще одно. Есть ли где-то лишние слова?
А теперь посмотри на картинку с опавшими листьями. Помоги им вернуться на свое дерево, подобрав подходящий корень слова.
Вот какие группы слов должны были получиться:
Лес – лесок, лесочек, лесной
Ход – поход, ходить, ходячий, выход
Стар – старый, старик, старушка
Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова
Посмотри на два столбика слов. Можно ли оба из них назвать однокоренными словами?
Однокоренные слова находятся только во втором столбике.
Чтобы убедиться в этом, объясни значение каждого из слов.
А что можно сказать про значения слов в первом столбике?
Верно, это все одно и то же слово: цветок. Но употребляется оно в разных формах.
Еще раз посмотри на рисунок:
Чтобы отличить однокоренные слова от формы слова, нужно помнить, что формы слова различаются лишь окончанием, а однокоренные слова – еще и своим значением.
Сегодня на уроке ты хорошо поработал и узнал много нового. Все эти знания понадобятся тебе и дальше. Это значит, что нужно хорошо понять и запомнить весь материал.
Что такое родственные слова? Примеры
Родственные слова — это лексемы, близкие по смыслу, с одним и тем же корнем, принадлежащие к разным частям речи.
Родственные слова и формы слов
Корень является центральной обязательной морфемой в составе слова. Он объединяет слова в одну семью. Образно говоря, родственные слова являются близкими родственниками, так как имеют похожий смысл, который заключен в одном и том же корне, например:
слово «красный» обозначает один из основных цветов спектра. Выделим в его составе главную морфему:
Подберем слова с этим же корнем:
В этом ряду родственных слов с корнем красн-, связанных общим смыслом с прилагательным «красный», имеются лексемы, принадлежащие к разным частям речи, в отличие от форм рассматриваемого прилагательного:
Потренируемся в подборе родственных слов с одним и тем же корнем и форм существительного «бег»:
Родственные слова существительного «бег» принадлежат к разным частям речи. В своем морфемном составе они имеют дополнительно к общему корню разные приставки и суффиксы (например: про бег а ть — приставка/корень/суффикс/окончание), которые привносят в общий смысл родственных слов некоторые оттенки значений. В формах существительного «бег» корень один и тот же, а меняется только окончание.
Сравним, например, ряды родственных слов и форм прилагательного «темный»:
Родственные и однокоренные слова, в чем отличие?
Слова «друг», «подруга», «дружить», «дружный», «дружно», «дружественный» связывает общий корень друг-/друж-. В корне заключено ядро лексического значения слова. Это однокоренные слова. Этот корень является общей частью также родственных слов, близких по значению, но принадлежащих к разным частям речи.
В русском языке однокоренные слова называют также родственными.
Чередование согласных и гласных в корне родственных слов
Отметим, что в корне родственных слов может происходить чередование согласных и гласных, например:
Безударный гласный в корне
Умение подобрать родственное слово очень важно для правильного написания многих слов с безударным гласным в корне. Его можно проверить с помощью родственного слова, в корне которого сомнительный гласный становится ударным, например:
Иногда в словах имеются похожие части слов, которые легко принять за один и тот же корень, например:
У этих пар слов имеются омонимичные корни с разным лексическим значением, и такие слова, соответственно, не являются родственными.
Примеры родственных слов
Видео «Родственные слова. Корень слова» (2 класс)
Что такое родственные слова. Примеры
Родственные слова — это слова, сходные по лексическому значению, имеющие один корень, но относящиеся к разным частям речи.
Родственные слова и формы слов
Основной смысл слова заключен, как правило, в корне, поэтому он является главной морфемой, позволяющей объединить группу слов. Эти слова наделены схожим лексическим значением и являются родственными. Пример:
словом «светлый» обозначают предмет, который излучает сильный свет или является освещенным. Морфемный разбор будет выглядеть так:
свет+л+ый — корень + суффикс + окончание.
Можно подобрать к нему слова с идентичным корнем:
Приведённые примеры схожи по значению с прилагательным «светлый», несмотря на то, что принадлежат они к другим частям речи в отличии от словоформ самого рассматриваемого прилагательного:
Практически ко всем словам можно подобрать родственное слово, попробуем сделать это с корнем «лет»:
При образовании родственных слов к корню «лет» были присоединены суффиксы, приставки, окончания (например: вы-лет-а-ть — приставка + корень + суффикс + суффикс). Это позволило создать ряд родственных слов, состоящий из разных морфемных частей.
Подберём родственные слова к прилагательному «жёлтый»:
Обратите внимание, что в корне согласные и гласные буквы могут чередоваться. Примеры:
Родственные слова помогают не допускать орфографических ошибок при неясном написании безударной гласной в корне слова. Для того, чтобы проверить такое слово, нужно подобрать к нему проверочное, где гласная в корне окажется под ударением:
В русском языке встречаются слова со схожими по написанию корнями, но разными по значению. Эти слова не будут являться родственными, они обладают омонимичными корнями:
Примеры родственных слов
Приведем некоторые из них:
Однокоренные слова, что это такое? Примеры
Однокоренные слова — это слова (лексемы) разных частей речи с общим смысловым корнем (примеры: белый, белеть, бело) или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами (например: белый, беловатый, беленький).
Однокоренные слова так называются, потому что в своем морфемном составе имеют одну и ту же главную смысловую часть, в которой заключено их общее значение, то есть один и тот же корень. Научимся отличать однокоренные слова, или родственные слова, от их грамматических форм.
Понятие об однокоренных словах
Среди огромного количества слов русского языка можно выделить ряды слов с общей частью, в которой заключено их главное лексическое значение. Конечно же, речь идет о корне и об однокоренных словах.
Эти единицы речи объединяет не просто набор одинаковых букв и звуков, а еще нечто общее, заключенное в слове, общая соотнесенность с чем-либо (предметом, признаком, действием, качеством и пр.), то есть их лексическое значение.
К примеру, словом «смелый» называют отважного и храброго человека, не боящегося трудностей и опасностей. Лексическое значение этого прилагательного заключено в корне смел-, который укажем в морфемном составе близких по смыслу слов:
Все перечисленные слова являются однокоренными.
Однокоренные и родственные слова — это одно и то же?
Чтобы выяснить, что включает в себя понятие «однокоренные слова» и можно ли их назвать родственными, обратимся к примерам.
Рассмотрим ряд однокоренных слов:
Все эти слова разных частей речи связаны с понятием «дом», значит, это однокоренные слова. Их иначе называют родственными.
Другой ряд существительных: «птенец», «птица», «пташка», «птичник», «птичница» — по смыслу связан с птицей. Общей частью этих слов является корень -пт-. Это родственные слова.
В морфемном составе однокоренных (родственных) слов «улица», «переулок», «закоулок», «проулок», «уличный» можем выделить общую часть -ул- — корень слов.
Не следует путать однокоренные слова с грамматическими формами слов. Поясним это на примерах.
Как отличить однокоренные слова от форм слов
Возьмем для исследования слово «дом», которое имеет следующий морфемный состав:
Проследим, как это слово склоняется:
Перед нами не родственные слова, а падежные формы существительного «дом», у которых корень остается один и тот же, а только меняются падежные окончания. Это одно и то же слово, только в другой грамматической «одёжке», которую назовем его формой.
Сравним с рядом однокоренных слов с корнем дом-, приведенных выше.
В этом ряду представлены формы степеней сравнения качественного прилагательного «темный».
Эти слова являются родовыми формами прошедшего времени, особыми формами причастием и деепричастием глагола «болеть».
Сравним с формами глагола «болеть» ряд однокоренных слов:
Видеоурок
Что такое родственные слова? Примеры
Родственные слова — это лексемы, близкие по смыслу, с одним и тем же корнем, принадлежащие к разным частям речи.
Узнаем, что такое родственные слова в русском языке, если выясним их близость по значению и выделим общий корень в морфемном составе.
Родственные слова и формы слов
Корень является центральной обязательной морфемой в составе слова. Он объединяет слова в одну семью. Образно говоря, родственные слова являются близкими родственниками, так как имеют похожий смысл, который заключен в одном и том же корне, например:
слово «красный» обозначает один из основных цветов спектра. Выделим в его составе главную морфему:
Подберем слова с этим же корнем:
В этом ряду родственных слов с корнем красн-, связанных общим смыслом с прилагательным «красный», имеются лексемы, принадлежащие к разным частям речи, в отличие от форм рассматриваемого прилагательного:
Потренируемся в подборе родственных слов с одним и тем же корнем и форм существительного «бег»:
Родственные слова существительного «бег» принадлежат к разным частям речи. В своем морфемном составе они имеют дополнительно к общему корню разные приставки и суффиксы (например: пробегать — приставка/корень/суффикс/окончание), которые привносят в общий смысл родственных слов некоторые оттенки значений. В формах существительного «бег» корень один и тот же, а меняется только окончание.
Сравним, например, ряды родственных слов и форм прилагательного «темный»:
Родственные и однокоренные слова, в чем отличие?
Выясним, в чем состоит отличие родственных и однокоренных слов.
Слова «друг», «подруга», «дружить», «дружный», «дружно», «дружественный» связывает общий корень друг-/друж-. В корне заключено ядро лексического значения слова. Это однокоренные слова. Этот корень является общей частью также родственных слов, близких по значению, но принадлежащих к разным частям речи.
Однокоренные слова называют также родственными.
Чередование согласных и гласных в корне родственных слов
Отметим, что в корне родственных слов может происходить чередование согласных и гласных, например:
Безударный гласный в корне
Умение подобрать родственное слово очень важно для правильного написания многих слов с безударным гласным в корне. Его можно проверить с помощью родственного слова, в корне которого сомнительный гласный становится ударным, например:
Иногда в словах имеются похожие части слов, которые легко принять за один и тот же корень, например:
У этих пар слов имеются омонимичные корни с разным лексическим значением, и такие слова, соответственно, не являются родственными.
Узнаем, являются ли однокоренными слова «белка» и » белить».
Что такое родственные слова
Родственные слова – это слова (лексемы), имеющие один и тот же корень, но относящиеся к различным частям речи (белый – белизна – белеть).
Чтобы подобрать однокоренное слово, не обязательно хорошо знать словообразование, тем более что элементарные сведения по этому разделу русского языка преподаются еще в начальной школе. Однако не лишним будет помнить, что разница родственных слов состоит в определенном наборе постфиксов (приставок) и постфиксов (только суффиксов). Слова, имеющие один корень, но отличающиеся только флексиями (окончаниями), родственными словами не являются, это форма одного и того же слова: рек-а, рек-у.
В русском языке существует несколько наиболее распространенных способов словообразования: префиксальный (прибавляется только префикс), суффиксальный (только суффикс), префиксально-суффиксальный (и префикс, и суффикс). Но для образования однокоренных (родственных) слов префиксальный способ решительно не подходит. И действительно, в этом плане нет большой разницы, например, в словах: бегать, по-бегать, у-бегать и т.п.
Необходимо помнить и об омонимичных корнях. Так, слова вод-яной и вод-ить не будут являться родственными, так как значения корней в данном случае различны.
Кроме того, в русском языке есть и такое явление, как конверсивы. Самый простой пример: «он победил – ты проиграл», в котором слова «победил» и «проиграл» как раз и являются конверсивами, словами, выражающими одно и то же действие, но в противоположных направлениях. Здесь на первый план выступает семантика слова в контексте. Поэтому если вам, допустим, предложат найти однокоренные слова в предложении: «Карпов хотел выиграть у Каспарова, но Каспаров так и не поддался ему и не проиграл», подумайте, прежде чем давать окончательный ответ.
Корень и однокоренные (родственные) слова
Корень может состоять из одной, двух и более букв:
Б ить, л ить, пь ю, икр а, мел ок, снеж инка, баран
В слове может быть, как один корень, так и несколько (два и более).
Слова с несколькими корнями называют сложными.
Чтобы найти корень в слове, надо подобрать к нему однокоренные слова, общая часть этих слов и будет корнем.
лент очка ( лент а, лент очный)
под вяз ка (за вяз ать, с вяз ка)
красн ый ( красн ота, пре красн ый)
Однокоренные слова
Корень является общей частью однокоренных или родственных слов, в нем заключено их общее значение.
Корень в родственных словах обычно одинаков для всех слов:
Сказ ание, рас сказ ывать, сказ очно
Однако может быть чередование согласных букв в конце корня или чередование гласных букв в корне:
Книг а – книж ный, зар я – зо́р и
Помни, что в родственных словах корень обязательно должен быть одинаковым не только по форме (составу букв), но и по смыслу, который он несет!
Не путай однокоренные слова и формы одного и того же слова!
Однокоренные слова меняются с помощью приставок и суффиксов, тогда как в формах слова изменяется только окончание!
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Родственные слова в русском языке
Родственными называют слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу. Однокоренными называют этимоны, имеющие одинаковый корень, но различающиеся приставками и сцффиксами. Они могут быть разных частей речи или одной. По общей своей сути родственные слова всегда очень похожи между собой: дом, домик, дома, домище, домосед, домашний.
Чему нас учат
С первых лет обучения в школе детей учат подбирать однокоренные слова. В данной науке можно выделить несколько основных правил, которые опишем ниже:
— нельзя допускать механического подбора подобных между собой изречений, потому что звуки в корне могут сочетаться, но слова будут неродственными, например –водитель и водяной;
— однокоренные слова не постоянно являются существительным, например водитель (существительное), водить (глагол), водительский (прилагательное) – основа у них единая, но являются они разными частями речи;
— стоит использовать подборки родственных слов с помощью поиска суффиксов и приставок – бег, побегать, бегающий;
Рассмотрим азы русской грамматики
В изучении порядка подбора схожих между собой изречений существует несколько важных правил:
— однокоренными называются этимоны, произошедшие от одинакового слова, объяснение которых позволяет использовать один и тот же термин, например, грибок – маленький гриб, грибница – место, где растет гриб и так далее;
— у таких выражений должна быть ярко выраженная связь по смыслу;
— иногда высказывания могут быть близки по смыслу, но общей части не иметь – они не относятся к родственным;
— подбирать родственные слова необходимо при помощи приставок;
— измененные этимоны (дверь, двери, дверью) не являются родственными;
— важна роль гласного звука в однокоренных проверочных словах – он должен стоять под ударением.
Несколько филологический рекомендаций
Прежде чем начинать подбирать родственные слова, необходимо сначала подумать, затем перепроверить, и, наконец, написать. Если натренировать данный процесс мозговой деятельности, однокоренные слова будут автоматически формироваться в голове, благодаря чему риск ошибиться будет стремиться к нулю. В любой речи слова дополняют друг друга, помогая человеку в выражении их в речевой форме или на бумаге. Поэтому стоит помогать мозгу, задавая некие вопросительные команды. Благодаря этому происходит образование слов – подсказок, помогающих определить необходимую букву в написании слова.
Некоторые особенности родственных слов
Существует наука этимология, позволяющая находить родственные связи между словами, и объясняет их происхождение. Этимологически родственные слова – это слова,претерпевшие фонетические и семантические изменения в процессе своего развития. Можно взять простой пример: слово «гвоздика» пишется через букву «о» благодаря тому, что названа была из-за похожести цветков растения на гвозди. Именно подобными процессами словообразования и занимается этимология.
Что такое родственные слова?
Урок русского языка. 2 класс. УМК «Школа России»
Тема: Что такое родственные слова?
Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
I. Организационный момент
С улыбкой встретим мы гостей
И скажем хором: «Добрый день!»
Друг другу улыбнемся
И делом мы займемся.
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи урока.
1.-Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
-К нам пришел Лесовичок и загадывает загадку:
-«Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший друг.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек» (Лес.)
-Сегодня мы совершим прогулку в лес.
По дорожке мы пойдем
В лес зеленый мы придем.
2.Беседа о правилах поведения в лесу.
ЛлЛлЛлЛллели ло ля ел ил ол ял
Лиса, лисица, лисонька, лисий, лист
4. Орфографическая минутка (Учитель дает детям карточки с текстом.)
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто Яблоко Висело.
Только Конь сказал,
А Мышонок — Высоко.
Воробей сказал, Что близко,
А Улитка — далеко.
А Теленок озабочен
Тем, что яблоко Мало.
А Цыпленок — тем,
Что очень Велико и тяжело.
А Котенку все равно: — Кислое — зачем оно?
— Сладкий у него бочок.
— Выпишите из стихотворения слова-антонимы
. (Низко — высоко, близко — далеко, мало — велико, кислое — сладкое.)
(Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью смайлика)
III. Самоопределение к деятельности (Учитель читает текст.)
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница-
— О! Здравствуйте! Вы кто?
— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
— А я ваша родственница — гусеница.
— Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто вместе, одна семья, имеет одну фамилию.) Родственники — это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи
— Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему? Кого можно здесь назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят.) Среди слов тоже есть «родственники».
VI. Работа по теме урока
__ Откройте учебники на с. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое родственные слова?)
-Какая тема нашего урока?
-Назовите родственные слова в минутке чистописания.
Мы колени поднимаем
— Шаг на месте выполняем.
Выше ноги! Стой, раз, два!
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
От души мы потянулись
И на место вновь вернулись.
(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)
_ Чем похожи выделенные слова? (Предположения детей.)
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?
— Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение.)
Значение слова «корень»:
— подземная часть растения,
— часть волоса, зуба, ногтя,
-начало, источник чего-либо.
«Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».
· Что же такое корень? Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.
Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)»
· Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.
Закрепление изученного материала
-А сейчас мы подошли к лесной речке.
-Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: «Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить».
-Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
-Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
-Почему гости не сразу приметили чужака?
-Не поможете ли вы ему найти родственников?
(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).
-Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
— Беседа о поведении на речке.
— Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.)
(Аналогично разбирают остальные слова.)
— Выполните письменное задание.
Найти семью родственных слов.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо.
Жили-были серый еж
И его ежиха.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
· «Какое слово лишнее?»
Списать однокоренные слова, выделить корень. (Задание по группам)
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, тёплый, жаркий.
(Учащиеся зачеркивают слова. (Самопроверка.
Понравился ли вам урок?
Что нового узнали на уроке?
Были ли трудности?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными? Что общее у синонимов и родственных слов? (Общее значение.)
«Что такое родственные слова»
Урок русского языка: «Что такое родственные слова?»
2 класс по программе «Школа России».
Шамсутдинова Майиде Казимовна учитель начальных классов МКОУ «Геджухская СОШ».
Цели: формировать умение видеть и образовывать родственные слова;
развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
( Положительный настрой на урок )
2. Актуализация знаний.
— Запишите слово по его лексическому значению.
-Дерево с белым стволом. (Берёза )
-Изображение чего-либо с помощью красок или карандашами. (Рисунок )
-Приспособление для копки, выгреба, навалки. (Лопата )
— В каком слове все согласные звонкие?
— В каком слове ударный первый слог?
-Это слово начинается с гласной буквы?
3.Работа по теме урока.
-Какие слова называются родственными? (Слова близкие по значению, у которых есть общая часть)
-Прочитайте слова первой группы.Можно ли их назвать родственными?
(Да. У них есть общая часть сын-,и они близкие по значению )
Работа в парах.
Утром на лесной опушке
Собираются зверушки.
Все приучены к порядку :
Дружно делают зарядку.
5.Закрепление изученного материала.
— Выделите в словах корень.
— Выпишите из стихотворения только родственные слова.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
А вокруг в снега одет
Весь простор безбрежный,
Чем не сказка белый свет-
( Самопроверка. Самооценка с помощью «светофора» )
— Какие слова называются родственными?
Курс повышения квалификации
Деловой русский язык
Курс повышения квалификации
Смешанное обучение
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
«Каллиграфия: Правила написания элементов и букв. Каллиграфические ошибки»
Акция до 31 августа
«Начало учебного года современного учителя»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дистанционные курсы для педагогов
Видеолекции для
профессионалов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 903 525 материалов в базе
Материал подходит для УМК
«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Настоящий материал опубликован пользователем Шамсутдинова Майиде Казимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 490 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Ваш ребёнок не любит читать?
Знаем, как пробудить интерес к книгам!
«Юлия Гиппенрейтер: Общаться с ребенком. Как?»
«Средства проведения онлайн семинаров и удалённого управления компьютером»
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое родственные слова?
«русский язык, 2 класс»
Авторы: В.П.Канакина, В.П. Горецкий
Тема: Что такое родственные слова?
Учитель начальных классов С.М. Миронова
Цели деятельности учителя
Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению понятия родственные (однокоренные) слова.
Изучение нового материала
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научиться находить в тексте родственные слова, находить общую часть, образовывать слова, дать родственным словам новую формулировку.
Метапредметные: (компоненты культурно компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
Познавательные – проводить сравнение, обобщение по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять подведение под понятие, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; строить сообщение в устной форме;
Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позиции; допускать возможность существования различных точек зрения; задавать вопросы; контролировать действия партнёра;
Регулятивные – принимать и сохранять и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения дйствий;
Методы и формы обучения
Проблемный, объяснительно – иллюстративный; частично-поисковый; словесно-логический;
ИКТ, учебник, тетрадь, презентация, оценочный лист, алгоритмы.
Что такое родственные слова? урок 2
Предмет : русский язык
Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний
УМК : «Школа России»
«Что такое родственные слова?» (урок 2)
Формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся
Личностные : обучающиеся научатся положительно относится к изучаемому русскому языку.
Регулятивные : научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные : самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.
Комму никативные : вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.
Родственные слова, корень слова, синонимы,
Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», рабочая тетрадь В.П. Канакина «Русский язык»,
ЦОР «Русский язык»
Учебный кабинет, интерактивна доска, ИКТ, парты расставлены парами для групповой работы
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Организационный момент, положительная мотивация к уроку
.Обучающие настраиваются на учебную деятельность
— Давайте настроимся на работу. Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
На уроке мы сегодня отправимся в путешествие, а куда отгадайте?
— Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)
Правильно мы с вами отправимся в лес. Лес- это наше богатство. Его надо беречь.
ЛичностныеУУД: развитие навыков самоорганизации подготовки рабочего места;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми
II . Актуализация знаний
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Загадывание слов лексическому значению
2. Фонетические упражнения
Определение слов по лексическому значению, запись в тетрадь
1.Запись слов по лексическому значению:
Дерево с дрожащими листочками
Дерево с белым стволом
2. Фонетические упражнения
— Найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие
— В каком слове первый ударный слог?
Какое слово лишнее и почему?
Есть ли здесь родственные слова?
Характеризовать языковые единицы звуки, слоги, слова.
-Овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
-Научатся устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построению рассуждений.
III . Постановка учебной задачи
Формулирование темы урока.
Подведение к цели урока в беседе с детьми
— Что такое родственные слова?
— Учиться, находить родственные слова, выделять корень в слове
— На уроке продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните мне её.
-Какая задача стоит перед нами? Чему вы должны научиться?
находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
IV . «Открытие» обучающимися новых знаний
1.Учитель загадывает загадку.
2. Беседа о многозначных словах
3. Использование словарей
2.Работа со словарем
3.Работа с пословицами
4. Подбор родственных слов
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
-По каким признакам вы догадались, что это корень?
О каких значениях корня говорится в загадке?
Сколько значений у слова корень?
1) подземная часть растений;
2) часть зуба, волоса
В словаре Ожегова значение корня описано так (чтение статьи из словаря стр.290) Это слово имеет много значений. Оно многозначное.
3.Слово корень часто употребляется в речи и в пословицах.
В чём смысл пословиц? Спишите, подчеркните безударные гласные.
Человек без друзей- что дерево без корней.
Ведь у слов есть корень тоже.
Он, конечно, самый главный
Выполняет всё исправно.
И назад, и вперёд
Слово от него растёт.
Часто так случается,
В разные слова встают,
Общий смысл придают.
Как слова зовут такие?
Дети вместе однокоренные
— Что называется корнем слова?
Признаки родственных слов?
Как пишется корень в родственных словах?
Получат информацию о составе слова. Характеризуют языковые единицы: часть слова – корень.
Учиться списывать предложение. Развивать орфографическую зоркость.
Научатся использовать различные способы поиска информации (в справочных источниках – словарях)
— формировать отношения к родному языку как к духовной, культурно- исторической ценности
— формировать мотивации к творческому труду.
Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ.
Научатся бережному отношению к природе.
V . Первичное закрепление
Закрепить знания о синонимах и родственных словах
Постановка проблемной игровой ситуации.
Работа с электронным приложением.
Работа в группах.
Игровая ситуация «Лесная почта» (стук в дверь, письмо на пороге класса)
— Ребята к нам сорока принесла «лесную почту»
Хотели бы вы узнать, что в конверте (вскрываем конверт)
«Я заяц, хвастун, похвалился, что все умею, лесные жители дали мне задание, а я не могу справиться. Помогите ребята, выполните задания»
— Докажи, что слова синонимы, а не родственные слова
Летчик – пилот, липкий – клейкий,
Быстро – скоро, правильно – верно. Упр. 81
Выделять группы родственных слов
Различать слова синонимы и родственные слова
Активизировать использование речевых средств и средств в диалоге между детьми и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач.
VI .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Проверить умения в определении родственные слова самоконтроль усвоения знаний.
Работа в группах
Каждая группа записывает в тетрадь одну группу родственных слов
Закрепят умение определять родственные слова
Развитие орфографической зоркость.
Коммуникативные УУД : Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Научатся сотрудничать в паре, в группе.
Регулятивные УУД: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
VII . Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Включение нового
знания в систему изученного материала.
Задание заполнить пропуски слов в тексте
Вставляют в текст пропущенные слова
Работа в группах
Прочитайте, вставьте в текст пропущенные слова по смыслу
(Лес, лесника, лесок, лесной)
— Мы выполнили все задания Зайчонка и можем обратно отослать письмо в лесную школу.
Овладеют навыками смыслового чтения текстов и подбор слов.
Коммуникативные УУД : Готовность слушать собеседника и вести диалог. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Проведение игры «Верно ли что….»
Принимают и соблюдают правила игры «Верно ли что….»
Игра «Верно ли что….»
1.Родня ли гусеница гусю?
— Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
— А я ваша тётка- гусеница.
Верно ли, что слова гусь, гусеница, гусёнок являются родственными, т.к. имеют общую часть?
3.Верно ли высказывание «Что бы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть».
(Если верно – хлопните в ладоши, если нет тишина)
Формировать умений опознавать и анализировать единицы языка – родственные слова
Закрепят умение и способности к логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Регулятивные УУД: научатся действовать по плану
IX Подведение итогов урока
Осмысливают и отвечают.
Оценивают полученные знания с помощью смайликов
Как называется общая часть родственных слов?
Как по-другому называются родственные слова?
Где нам могут пригодиться знания о родственных словах?
Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ.
Научатся оценивать свою деятельность.
Просмотреть и выполнить упр. в электронном приложении
Что такое родственные слова. Родственные и однокоренные слова: в чем отличие
Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.
Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.
Итак, родственными в русском языке называются лексемы:
Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.
Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.
Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.
Родственные слова отдельно — словоформы отдельно
Корень один — значит, родственные?
Можно сделать следующий вывод : все родственные лексемы – однокоренные, но далеко не все однокоренные слова – родственные.
Правила подбора родственных лексем в русском языке
Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:
Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет – МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.
Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить ), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать ) и другими фонетическими процессами.
Видео
С помощью этого видео вам будет легче понять, что такое родственные слова и формы слов.
Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.
Слова можно разобрать на части. Знание этих частей поможет лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать.
Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются родственными .
Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Общая часть родственных слов — это корень. Поэтому родственные слова называют еще однокоренными.
В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Корень — это главная часть слова. В нем заключено основное значение слова. Надо уметь находить в словах корни, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать. Корень принято обозначать дугой сверху.
Корни слов в (родственных) однокоренных словах пишется одинаково. Среди однокоренных слов может быть слово, которое помогает правильно писать все остальные слова.
Примеры однокоренных слов
Вот пример цепочек однокоренных слов:
Получается, что родственные слова как бы вырастают из одного корня.
Как найти корень в слове?
Парные согласные в корне нужно проверять, если они стоят в конце слова или перед другим согласным звуком.
Для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный звук. Можно подобрать к словам с парным согласным однокоренное слово.
Какие однокоренные слова у слова «ветка»?
P.S. Cлова ветка и ветвь — однокоренные, имеющие одно значение. В этих словах наблюдается чередование согласных тв и т.
Тест на тему «Однокоренные слова»
водитель, водный, водица, вода, водяной
Отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова
Выясним, как отличить однокоренные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от форм одного и того же слова.
В русском языке существуют ряды слов, которые роднит главная морфема — корень.
Вспомним, что такое корень слова.
Корень — это главная значимая морфема слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Следовательно, однокоренными являются слова с одним и тем же смысловым корнем, например:
скорый — скорость, ускорение, скоростной, ускорить, скоро, наскоро, поскорее, вскоре.
Их объединяет корень скор-, который содержит общее для всех родственных слов значение «быстрое передвижение«.
Как видим, в ряду однокоренных слов могут быть лексемы, принадлежащие к разным частям речи:
Как отличить родственные слова от форм слова
Следует отличать родственные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от грамматических форм одного и того же слова.
Так, у качественного прилагательного «скорый» образуем формы степеней сравнения:
скорый — скорее, более/менее скорый, скорейший, скорее всех, самый скорый.
Эти грамматические формы не являются однокоренными словами к ряду родственных слов с корнем скор- (скорость, скоро, скоростной и т.д.), а представляют собой формоизменение одного и того же прилагательного «скорый».
В таблице ниже можно увидеть, в чем заключаются отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова:
К существительному «гора» подберем родственные слова:
горный, гористый, гористость, пригорок, горняк, горняцкий.
Слово «гора» может менять свою форму, изменяясь по падежам и числам:
Это все формы одного и того же существительного «гора», у которых меняется только окончание. Их нельзя включать в ряд родственных слов с корнем гор-.
У прилагательных тоже имеются свои грамматические формы, которые не следует вносить в перечень родственных слов. Рассмотрим это на примере слова «яркий»:
Родственные слова с корнем ярк- | Формы прилагательного «яркий» |
---|---|
яркий | яркая, яркое, яркие |
яркость | он ярок, она ярка, оно ярко, они ярки |
ярко | ярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех |
У глаголов различаются родственные слова и их формы.
Родственные слова | Формы глагола ‘решить’ |
---|---|
решить | решу, решишь, решит |
решиться | решим, решите, решат |
решать | решивший, решившая, решившее, решившие Решенный, решенная, решенное, решенные |
решаться | решив |
решение | |
решительный |
Изучением форм слов занимается морфология.
Морфология — раздел науки о языке, в котором изучаются части речи.
Изучение частей речи предполагает знакомство с формами существительных, прилагательных, глаголов и особых глагольных форм (причастия и деепричастия), местоимений, числительных и наречий.