идеальная форма государства у платона
Платон о формах государства
Платон о формах государства
Идеальная форма правления государством, по Платону — аристократическая («аристократов духа») либо монархическая, смотря по тому, принадлежит ли сознание высших идей нескольким или одному. В реальной же жизни возникают разнообразные отклонения от идеала государства, которые Платон располагает по нисходящей линии в порядке все возрастающего их «ухудшения» по сравнению с идеальными формами: тимократия, олигархия, демократия и тирания. Между этими формами государственного устройства, по мнению Платона, существует определенная логическая взаимосвязь. Тимократия – это власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию – господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства государство раскладывается как бы на две части: одна – богатые, другая – бедные. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии – власти большинства.
В демократическом государстве, по мнению Платона, осуществляется власть демоса, черни, толпы. Демократическое государство «сверх должного опьянено свободой». При отсутствии разумного регулятора свобода ведет к анархии, хаосу в государственных делах. В условиях общественного беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию – наихудшую форму государственного устройства.
слова Платона: “Пока в государствах не будут царствовать философы либо как называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно” (Гос-во, 267).
Новое в блогах
Учение Платона о государстве.
Идеальное государство Платона
Рассуждения Платона о государстве тесно связаны с его рассуждениями о нравственности вообще. Платон очень плавно переходит от этики к политике, к учению о государстве. Четыре добродетели Платона непосредственно связаны с общественной жизнью человека. Это мудрость, мужество, благоразумие и справедливость.
Своё учение об идеальном государственном устройстве Платон излагает в трёх диалогах: “Политик”, “Государство”, “Законы”.
“Политик” посвящён истории общества. Для описания истории государства Платон ссылается на мифологическое прошлое.
Второй этап истории государства уже не связан с мифологическими представлениями. По мнению Платона, на этом этапе космос отделяется от Бога и берёт функцию управления на себя. Но космос справляется с этими обязанностями куда хуже, чем Бог. Поэтому в мире начинает господствовать зло. Животные разделяются на травоядных и хищных, человек, в свою очередь, начинает охотиться на животных. Лишь культурное влияние богов позволяет людям выжить в этот период.
На этом же этапе возникают правители, которые становятся необходимыми для управления стадами людей. Цари и политики – это не божественные гении, а такие же люди, как остальные. Они несовершенны, а отсюда проистекает и несовершенство государственного устройства.
По мнению Платона, существует три “хороших” формы правления, основанные на законах, и три “плохих”, основанные на беззакониях. Три “хороших” формы правления в порядке их ухудшения – это монархия, аристократия и демократия. Три “плохих” формы правления – это тирания, олигархия и ещё одна форма правления, которой Платон не даёт специального названия, описывая её весьма приблизительно, обычно её называют тимократией.
Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. “Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий”. Стражам запрещается иметь семью, для них вводится общность жен и детей.
Функции государства
– контроль экономической жизни общества;
– защита страны от внешних и внутренних врагов;
– поддержка идеалов справедливости и добра.
Платон предлагает структурировать идеальное государство на классы, которые зависят не от экономического благосостояния людей или их происхождения, а от того, какая добродетель преобладает в душе человека. Трём началам человеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствуют три класса в государстве: ремесленники, воины, стражи. А каждому типу души – своя добродетель: воздержанность, мужество, мудрость.
У Платона низшие сословия могут иметь частную собственность и индивидуальную семью. В высших же сословиях частная собственность как источник зла упразднена. Упразднена и семья, поскольку государство тщательно подбирает пары для лучшего воспроизводства людей. Дети должны воспитываться отдельно от родителей в специальных интернатах, причём мальчики и девочки получают одинаковое воспитание.
«Идеальное государство» Платона
Государство как идея и «реальные государства»
Самое известное учение об идеальном государстве принадлежит великому древнегреческому философу Платону. Чтобы понять суть взглядов на идеально государство, необходимо знать суть его философии в целом. Платон считал необходимым различать обладающие истинным бытием существующие вне времени и пространства идеи и сами вещи, представляющие собой некие бледные копии, воплощения идей. Относительно к государству сказанное означает, что Платон различал государство как идею, совершенное идеальное государство, существующее в мире идей, и реально существующие государства. Согласно Платону, реально существующие государства следует преобразовать таким образом, чтобы они соответствовали идеальному государству, т.е. государству как идее.
Справедливость как основной принцип устройства
идеального государства
Платон считал, что идеальное государство должно быть устроено в соответствии с принципами справедливости. По его мнению, справедливость предполагает, что, во-первых, интересы целого (государства) важнее и выше интересов частного (отдельных индивидов). Во-вторых, принцип справедливости означает, что каждый элемент целого должен выполнять присущие ему функции. В этой связи он делит всё население идеального государства на три сословия: философов-правителей, воинов (стражников) и ремесленников и земледельцев (в это сословие включаются все люди, так или иначе связанные с производством). Они являются носителями трех основных начал государства: разумного (мудрость), яростного (мужество) и вожделеющего. Справедливость заключается в том, чтобы каждое из этих сословий выполняло свои функции и не вмешивалось в дела других. Сословие ремесленников и земледельцев выполняет важные, но всё же «прозаические» функции, поэтому Платон в своем учении практически ничего не говорит о них. За сохранность и здоровье идеального государства отвечают философы и стражники. Поэтому Платон уделяет основное внимание именно этим сословиям. Здесь уместно заметить, что в учении Платона эти два сословия практически сливаются в один правящий класс, так как философы-правители отбираются из числа наиболее отличившихся стражников. Философов-правителей он называет «совершенными стражами», а стражей – «помощниками правителей и проводниками их взглядов».
Наиболее важным и сложным является вопрос о том, почему же правящие сословия посвятят свою жизнь служению общему благу? Это, согласно Платону, достигается рядом условий.
Философы должны править потому, что только они способны постичь истинное бытие, т.е. истинное благо для государства и всех его членов. Формирование сословия правителей-философов, по Платону, происходит следующим образом. Всем стражам еще в детстве даются предварительные знания в различных областях (счет, геометрия и др.). Одновременно их берут и на войну, чтобы воспитать в них мужество и другие необходимые качества. По достижении двадцати лет те из них, «кто во всем этом – в трудах, в науках, в опасностях – всегда будет выказывать себя самым находчивым», заносятся в «особый список». Отобранные продолжают дальнейшие занятия, и по достижении ими тридцати лет производится второй отбор. «Самые лучшие» еще пять лет обучаются диалектике – «искусству рассуждать». И только после этого они занимают различные государственные должности.
Платон понимал, что идеальное государство должно быть закрытым и относительно небольшим по размерам. Оно должно быть закрытым по той причине, что любые ложные ценности могут дезориентировать его население. А небольшим – по той причине, что достаточно эффективно контролировать большое государство практически невозможно. Платон говорил, что «государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает быть единым». Поэтому правители и стражи должны следить за тем, чтобы государство было ни слишком большим и ни слишком маленьким.
Платон верил, что его идеальное государство можно воплотить в реальность. Это можно будет сделать двумя способами. Во-первых, говорил Платон, среди потомков царей случайно могут оказаться философские натуры, которые будут править по справедливости, а граждане начнут охотно выполнять их установления и законы. Во-вторых, придя к власти, философы вышлют из государства всех старше десяти лет, а остальных воспитают на свой лад.
Значение и недостатки учения Платона
Важнейшее значение учения Платона заключается в том, что оно положило начало теориям социального управления в самом широком смысле слова. Вместе с тем недостатки его учения очевидны. Прежде всего, отметим, что никоим образом невозможно доказать, что идея государства где-либо существует. Поэтому и представления о его устройстве, какими бы оригинальными и глубокими они ни были, являются чисто субъективными. Кроме того, очевидно, что нарисованный им образ жизни стражей отнюдь не такой привлекательный. И на вопрос о том, а будут ли сами стражи чувствовать себя счастливыми, Платон уклончиво отвечал, что важнее благо всего государства, а не отдельных его сословий. Стражи, по его мнению, должны чувствовать себя счастливыми в силу того, что выполняют присущие им функции и вносят посильный вклад в общее благо. Надо, говорил Платон, внушить им, чтобы они стали отличными мастерами своего дела. Наконец, платоновское идеальное государство, по сути, не знает изменений.
Идеальное государство по Платону.
Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает. когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства. ”.
Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.
1) Основной принцип построения государства Платон видит в разделении труда: каждый делает то, что у него получается лучше всего, снабжая продуктами своего труда других членов государства, а взамен получая от каждого из них то, что нужно ему. Разделение труда порождает многочисленные, четко дифференцированные отрасли, производящие для государства продукты либо так или иначе способствующие производству и потреблению.
a) Земледельцы, ремесленники, строители жилищ заняты в основных областях. Но кроме них необходимы и другие области труда, так появляются работники, изготавливающие специальные орудия и инструменты, скотоводы, которые будут доставлять средства перевозки людей и грузов, добывать шерсть и кожу. Кроме этого понадобятся торговцы, наемники, странствующие актеры и т.п. Все эти люди образуют низшее сословие в государстве и одновременно его основу. Платон сравнивает их со “стадом”.
b) Для охраны государства потребуются стражи. Они будут “собаками” при “стаде”. Важность их дела и трудность его исполнения выделяют стражей в отдельное, более высокое сословие. Стражи должны обучаться гимнастике и математике. Музыка и поэзия для их образования должна тщательно подбираться: в идеальное государство допускаются только те стихи и звуки, которые воспитывают мужество и бесстрашие, а ни в коем случае не те, которые нагоняют меланхолию или напоминают о смерти. Стражи должны жить отдельно ото всех и не иметь никакой собственности.
c) Как “стадом” управляют “пастухи”, так во главе государства должны стоять правители. В Прекрасном городе ими должны быть только философы. Это люди, которым открыто высшее знание – сами “идеи”. Говоря о правителях идеального государства, осталось только привести знаменитые слова Платона: “Пока в государствах не будут царствовать философы либо как называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно” (Гос-во, 267).
Первый отбор философов происходит тогда, когда им исполняется двадцать лет. После чего им дается полный обзор наук. В тридцать лет, из этих кандидатов, производится второй отбор, в процессе которого отдают предпочтение тем, «кто из них умеет, не обращая внимания на зрительные и остальные ощущения, подняться до истинного бытия». После чего они обучаются диалектике еще 5 лет. Достигнув 35-летнего возраста, они становятся правителями и в течение 15 лет занимают государственные должности. Причем, и стражи и правители должны быть поставлены в особые условия: у них не должно быть семьи и частной собственности. Плату за свои труды они получают натурой от низшего сословия. К деньгам они не должны прикасаться, чтобы избежать соблазна к накоплению.
Согласно Платону, философ имеет врожденную склонность к знанию, он характеризуется любовью к истине, отличается правдивостью, может отказать себе в телесных удовольствиях. Прирожденный философ благороден, не хвастлив, великодушен, справедлив.
2) Незыблемость сословного деления – это основа платоновского справедливого государства. Для обоснования деления людей на классы Платон привел легенду о том, что люди произошли от одной матери-земли, но с наличием разных металлов в их душах: меди, железа, серебра и золота. Якобы люди, зная это, согласны с неравенством. Каждый должен заниматься своим делом, иначе случится беда. Три класса в равной мере необходимы идеальному государству и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное. В принципе, люди могут переходить из сословия в сословие, но сделать это довольно трудно.
3) В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий.
Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность. Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.
К упадочным, нисходящим государственным формам он относит тимократию, которая, хотя ее и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним ближе всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней части души. В античной Греции этому типу наиболее соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н. э. Существенно ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.
В социальных теориях и воззрениях на государство на первый план выступают, в частности, классовые корни идеализма Платона.
Список используемой литературы:
— Энциклопедия «Мир вокруг нас».
— Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. Сборник. М., 1979
— Платон. Собрание сочинений, тт. 1–4. М., 1990–1994
Новое в блогах
ГОСУДАРСТВО по Платону.
Платон, автор сочинения «Государство», считал, что идеальное государство — это справедливое правление лучших и благородных. Он разработал модель идеального государства. Согласно модели все свободные граждане подразделяются на три сословия: философы (правители), воины (охрана государства) и работники производительного труда (земледельцы, ремесленники, купцы). Во главе государства стоят философы — мудрецы. Они выполняют эту миссию, так как им свойственны мудрость и добродетель. Правители осуществляют свою деятельность без издания законов. Платон выступает за общественную собственность. Он считал, что частная собственность и семья порождают эгоизм и вредят общему делу. Поэтому философов и воинов он лишает возможности иметь имущество, а чтобы философы и воины не подвергались страстям, связанным с семьей, Платон считал, что жёны для них должны быть общими. Наличие семьи и частной собственности допускалось только для низшего сословия.
По мнению Платона, существуют неправильные и правильные формы правления. К неправильным формам относятся: тимократия (власть храбрых и честолюбивых), олигархия (власть богатых), демократия (власть народа), тирания (власть беззакония, произвола и насилия), а к правильным — монархия (власть одного правителя) и аристократия (власть мудрых и знающих). Правильные формы правления должны основываться на справедливых законах.
Платон считал, что цель государства заключается в обеспечении справедливого общежития, в котором каждый должен делать своё дело. Государство должно выражать интересы всего общества, а не какой-либо общественной группы. Отсутствие единства, раздоры и противоречия в государстве ведут к его распаду. Единство государства возможно, если отсутствуют разногласия среди правящей элиты, действует господство закона над всеми гражданами и отсутствует деление общества на богатых и бедных.
ГОСУДАРСТВО – оно государство по Определению.
«Платон, автор сочинения «Государство», считал, что идеальное государство — это справедливое правление лучших и благородных».
Платон не «считал» – считают счетоводы, – Платон мыслил.
«Идеальное государство» – Государство по ОПРЕДЕЛЕНИЮ.
Платон был недалёк от истины, говоря о «справедливом».
Справедливость – это значит, с ПРАВОМ, – правоотношения, а не «правление лучших» худшими.
Человек – не объект управления, а субъект права.
«Платон выступает за общественную собственность».
Скорее всего, это просто мнение автора.
Собственность есть ПРАВО на имущество.
Платон не мог не различать различное – Имущество и Право на него.
Право не принадлежит никому, и не бывает ни «общественным», ни «частным».
Имущество каждого из собственников может находиться в ОБЩЕМ пользовании.
«Он считал, что частная собственность и семья порождают эгоизм и вредят общему делу».
Здесь Платон (или автор?) вплотную приблизился к ОПРЕДЕЛЕНИЮ Государства.
ГОСУДАРСТВО – это ОБЩЕЕ ДЕЛО ЛЮДЕЙ.
.
Мнение – это необоснованное суждение.
Управление (в области социальных отношений) – подчинение, принуждение.
Правильными могут быть только РАВНЫЕ отношения.
«Правильные формы правления должны основываться на справедливых законах».
Насилие (управление) справедливым не бывает. И это ПРАВИЛЬНО.
Законы «управления» справедливыми не бывают – закон есть ограничение права.
Законы и правила нужны для тех, кто понятия не имеет о ПРАВИЛЬНОМ.
А если говорить о том, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ – должно быть ПРАВОСОЗНАНИЕ, вместо «справедливых законов».
«Платон считал, что цель государства заключается в обеспечении справедливого общежития, в котором каждый должен делать своё дело».
Государство не является субъектом – «цели» есть только у людей.
«Справедливое общежитие» – следствие ПРАВООТНОШЕНИЙ.
«Каждый должен» – все «должники».
Каждому «делать своё дело» – это про экономику (хозяйственную деятельность человека).
Государство, его СОЗДАНИЕ – это общее дело всех людей.
.
Государство никому ничего не должно (не субъект) – должниками бывают только люди.
Общество – его ещё только предстоит построить.
Интересы людей могут выражать только сами люди.
«Единство государства возможно, если…».
Неединое – не Государство.
Возможно или Государство – или ОПГ, в отсутствие Государства.
.
Виталий Шеремета # написал комментарий 6 июня 2021, 10:26 Мыслил Платон правильно, но не учитывал что мир изменится, станет разнообразным, а с этим появятся сложности в управлении, т.е. мудрые уже не смогут справиться с управлением, или им понадобится объективная информация, а это уже касается всех (большинства) ведь они поставщики информации, при этом они и потребители и производители продукта, т.е. всё упирается в знания и деятельность этого большинства, т.е. общества.
Увы мы живём в мире где меньшинство решает как жить большинству, создаёт порядок и к сожалени для себя любимых. так что далеко нам до Платоновских идей (а тем более в современном понимании)