идеи заложенные в элитарной культуре не могут быть связаны с другими формами культуры
Идеи заложенные в элитарной культуре не могут быть связаны с другими формами культуры
Все формы и направления культуры тесно связаны между собою. Продукты элитарной культуры вполне могут стать частью культуры массовой. Так же связаны между собой культуры массовая и народная.
Проиллюстрируйте любыми тремя примерами взаимосвязь и взаимодействие между различными формами культуры. (Сначала запишите иллюстрируемую взаимосвязь, затем конкретный пример.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
Приведены проиллюстрированные примерами взаимосвязи между различными формами культуры, допустим:
1) связи между народной и массовой культурой (например, сюжеты и мотивы старинных русских былин стали основой для создания мультипликационных фильмов о трёх богатырях; мелодии народной ирландской музыки используются в творчестве рок-группы Ю-ту; народный орнамент и этнический стиль в одежде широко используются современными модельерами и т. д.);
2) связи между элитарной и массовой культурой (например, камерная классическая музыка может исполняться в популярной аранжировке; оперные арии часто исполняются на концертах поп-певцами и т. д.);
3) связи между народной и элитарной культурой (например, многие стихотворения великих поэтов прошлого и современности содержат фольклорные мотивы (творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Бродского), композиторы используют фольклорные мотивы при создании классических произведений (творчество М. Глинки)).
Идеи заложенные в элитарной культуре не могут быть связаны с другими формами культуры
Все формы и направления культуры тесно связаны между собою. Продукты элитарной культуры вполне могут стать частью культуры массовой. Так же связаны между собой культуры массовая и народная.
Проиллюстрируйте любыми тремя примерами взаимосвязь и взаимодействие между различными формами культуры. (Сначала запишите иллюстрируемую взаимосвязь, затем конкретный пример.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
Приведены проиллюстрированные примерами взаимосвязи между различными формами культуры, допустим:
1) связи между народной и массовой культурой (например, сюжеты и мотивы старинных русских былин стали основой для создания мультипликационных фильмов о трёх богатырях; мелодии народной ирландской музыки используются в творчестве рок-группы Ю-ту; народный орнамент и этнический стиль в одежде широко используются современными модельерами и т. д.);
2) связи между элитарной и массовой культурой (например, камерная классическая музыка может исполняться в популярной аранжировке; оперные арии часто исполняются на концертах поп-певцами и т. д.);
3) связи между народной и элитарной культурой (например, многие стихотворения великих поэтов прошлого и современности содержат фольклорные мотивы (творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Бродского), композиторы используют фольклорные мотивы при создании классических произведений (творчество М. Глинки)).
Элитарная культура: примеры и признаки. Отличия от массовой и народной
Определение элитарной культуры
К элитарной культуре относятся:
Классическая и авангардная музыка, опера, балет
Классическая и абстрактная живопись
Элитарная культура отличается от массовой культуры сложностью содержания. При этом и элитарную, и массовую культуру создают профессионалы — писатели, музыканты, художники, артисты.
Признаки элитарной культуры
Создается профессионалами. В отличие от народной культуры, она не анонимна — обычно известны имена авторов.
Создается привилегированной частью общества или по ее заказу.
Обладает сложным содержанием.
Для ее восприятия нужна специальная подготовка.
Инновационность, новые идеи, оригинальность.
Нарочитая усложненность, индивидуализм и особый язык, непонятный «непосвященным».
Казимира Малевича «Черный квадрат»» data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/134311025/642655119.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/134311025/642655119.jpg» data-width=»1000″ data-height=»735″ data-width=»1000″ data-height=»735″/>
Связь элитарной и народной культуры
Три формы культуры не противостоят друг другу. Наоборот, они зачастую питают друг друга.
Народные мотивы и сюжеты могут служить вдохновением для поэтов (сказки Пушкина), композиторов (опера Римского-Корсакова «Снегурочка»), художников (картины Васнецова).
Витязь на распутье. Картина Виктора Васнецова
Бывает и наоборот — авторские произведения входят в народную культуру. Например, псевдонародной песней стал романс «Тройка» на стихи Н. А. Некрасова («Что ты жадно глядишь на дорогу…»).
Связь элитарной и массовой культуры
И элитарная, и массовая культура создаются профессионалами — зачастую одними и теми же людьми.
Наиболее качественные произведения массовой культуры могут сразу или со временем быть признаны и в качестве шедевров высокого искусства. Например, джазовая музыка, к которой в 1920-е годы многие относились презрительно, сегодня стала уделом ценителей-меломанов.
Бывает и наоборот. Многие выдающиеся произведения сначала кажутся широкой публике слишком непривычными, и она их отвергает. Но с годами вкусы общества могут эволюционировать, и тогда «элитарное» становится понятно миллионам.
Так, знаменитый художник Винсент ван Гог при жизни не снискал популярности, его картины не покупали и не считали «высоким искусством». Он творил для себя и немногих понимающих, для художественной элиты. Лишь после смерти ван Гога ситуация поменялась. Сегодня миллионы туристов приезжают в музеи, где представлены работы великого голландца. Повсюду продаются сувениры с его картинами, они используются в оформлении пространств, мероприятий, телешоу, интернет-сайтов.
Винсент ван Гог. «Звездная ночь». 1889
Контрольная работа «Духовная жизнь общества».10 класс
путем самостоятельных занятий,
без помощи преподавателя
Претворение в жизнь значимых
для человека целей, планов,
Познание личностью самого себя,
своего Я, своих возможностей,
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
« Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.
Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ___________(1), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___________(2)…
Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций.
Мировые религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, __________(3),______________(4).
Все религии можно также объединить в две большие группы __________(5), т.е. признающие существование единого Бога и ___________(6), признающее множество богов.»
А) монотеизм Б) политеизм В) древность Г) ислам Д) культ Е) буддизм Ж) индуизм З) суеверие И) конфуцианство
К) миф
В 7. К моральным нормам относятся
1) уважение к другим народам 2) верховенство закона 3) преданность и любовь к Отечеству 4) бережное отношение к природе 5) талант 6) любовь к искусству 7) честное исполнение долга
В 8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре общего образования в РФ, и одно предложение, раскрывающее любую функцию образования как социального института.
В 9.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о том, какие из существующих в современном обществе религий относятся к мировым, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировой религии.
Правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие,
как вести себя в повседневной жизни
Детальные правила вежливого поведения
Правила, относящиеся к широкому кругу социальных явлений и
поддерживаемые силой общественного мнения
Правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В 10 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано
(1) Человек, сидящий на скудном «пайке» массовой культуры, существенно обедняет свою духовную жизнь. (2) Массовая культура зародилась почти столетие назад. (3) С тех пор были значительно усовершенствованы технические средства, используемые при ее создании и тиражировании. (4) Однако продукты остались такими же примитивными, оскорбляющими вкус взыскательного читателя и зрителя.
Определите, какие положения текста носят
А ) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В 11. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мораль».
Социальная норма; право; добро и зло; духовность, санкции.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мораль»
Ответ_____________________________
В 12. К моральным нормам относятся
1) уважение к другим народам
2) верховенство закона
3) преданность и любовь к Отечеству
4) бережное отношение к природе
5) талант
6) любовь к искусству
7) честное исполнение долга
Ответ ____________________________
В 13 Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре?
1) мюзикл
2) кино
3) пляски
4) анекдоты
5) сказки
6) поговорки
7) законы
В 14 Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?
1) фортепианный концерт
2) философское эссе
3) детективный роман
4) героическая былина
5) эпос
6) телевидение
7) радиотрансляция эстрадного концерта
С 3 С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой, и элитарной культуры.
С 4 Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.
Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.
С5 По славам одного известного издателя, «газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивали рыбу».
К какой аудитории обращена эта газета? Исходя из этого, назовите категорию средств массовой информации, к которой она относится. Назовите любые две другие особенности средств массовой информации данной категории, не указанные в задании.
Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в 2000 – 2006 годах увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
С 7 Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Образование в обществе.
Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго.
Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов…участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX в. Реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании…Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции…Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…
Важнейшим событием…стала промышленная революция…Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности…В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…
Важная перемена…была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства…(К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
Н.Смелзер.
1.С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?
2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые было призвано решить образование в XIX – XX вв. Назовите их.
3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?
4. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.
С 8 Прочитайтк текст и выполните задания к нему:
Ценности в жизни человека и развитии общества
Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношения людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других не ценных и даже «антиценных»…
Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется ввиду группа в широком смысле – как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.
Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.
И.Г. Петров.
1 Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции.
2 Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.
Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?
Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществознания, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
1 «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем.»
Аристотель.
2 «Независимость и свободомыслие – суть творчества»
Ф.Миттеран.
Ответы к тестам по теме «Духовная сфера»
А 1 4
А 2 1
А 3 2
А 4 3
А 5 4
А 6 4
А 7 3
А 8 2
А 9 4
А 10 1
А 11 4
А 12 3
А 13 2
А 14 4
А 15 2
А 16 2
А 17 3
А 18 2
А 19 2
А 20 4
А 21 1
А 22 3
А 23 1
А 24 3
А 25 2
А 26 1
А 27 3
А 28 2
А 29 1
А 30 3
А 31 3
А 32 3
А 33 4
А 34 1
А 35 3
А 36 2
А 37 1
А 38 3
А 39 4
А 40 3
А 41 3
А 42 4
А 43 2
А 44 4
А 45 4
В 1 мораль
В 2 атеизм
В 3 БААБ
В 4 А А Б Б
В 5 132
В 6 2112
В 7 21221
В 8 ВЗГЕАБ
В 9 ГАБВ
В 10 БААБ
В 11 образование
В 12 право
В 13 1347
В 14 3456
В 15 67
С 1 1)Проявления социальной функции науки, например:
— социального развития и управления
— социального прогнозирования
2) примеры, допустим:
— демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства;
— экономисты анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные ложатся в основу разработки бюджета страны на следующий год правительством;
— ученые – экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества.
С 2 Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) указание на то, что фильм относится к элитарной культуре;
2) признаки элитарной культуры, например некоммерческий характер, высокая содержательность и эстетическая сложность ограниченному кругу специалистов и знатоков.
С 3 В ответе могут быть приведены следующие примеры:
1) сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений;
2) использование в качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них;
3) использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.
С 6
В ответе должны присутствовать следующие элементы:
1) сформулированы выводы, например:
— государственное финансирование науки в России существенно отставало от США;
— в указанный период это отставание возрастало;
— в России в указанный период финансирование науки сокращалось;
— в США в указанный период финансирование науки увеличивалось;
2) дано объяснение, например:
— Россия принимает усилия для ускорения научно-технического прогресса;
— вложения в науку призваны повысить конкурентоспособность нашей страны в мире.
Возможны иные правильные позиции.
С 8
Текст.
Ценности в жизни человека и развитии общества
Контрольная работа «Духовная культура»
1. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
верны оба суждения
оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о культуре?
верны оба суждения
оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
верны оба суждения
оба суждения неверны
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Духовная жизнь – это важнейшая сфера деятельности отдельных людей и общества в целом, связанная с производством, сохранением, _______________ и потреблением ______________. Наука, искусство, религия, мораль, образование выполняют социально значимые исторически закрепившиеся за ними функции, имеют свою структуру, т.е. являются _____________. Духовная жизнь отдельной личности включает ее потребности, способности, стремления, жизненные ориентиры и ____________, знания, веру и многое другое. Неотъемлемой ее частью является ________________ – область чувств и переживаний. Условием полноценной духовной жизни личности является ее ________________.
5. «Наука – специфическая сфера __________________ человека и общества, направленная на выработку и систематизацию __________ ___ о мире. Наука охватывает как познавательную деятельность, так и её результаты – систему знаний, которая лежит в основе определённой картины мира. Науку можно рассматривать и как ______________, который выполняет общественно значимые функции. _______________ функция науки состоит в обеспечении развития и распространения ценностей культуры и влияет на формирование личности. Производительная функция определяется включением науки в процесс ______________________. __________________функция связана с участием науки в общественном управлении».
А) монотеизм Б) политеизм В) древность Г) ислам Д) культ Е) буддизм Ж) индуизм З) суеверие И) конфуцианство К) миф
(1) Элитарное или «высокое» искусство сегодня находится в упадке. (2) Упали тиражи литературной классики. (3) Современные композиторы редко создают оперные произведения. (4) Все это самым губительным образом отражается на эстетических вкусах и пристрастиях публики.
Определите, какие положения текста носят
А. фактический характер
Б. характер оценочных суждений
8. Установите соответствие: к каждому виду деятельности,, данному в первом столбце, подберите соответствующее направление культуры из второго столбца.
Формы культуры: классификация, примеры и признаки, описание
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье рассмотрим основные формы культуры, приведём примеры. Но прежде всего, давайте кратко рассмотрим что такое культура.
Что такое культура?
Если говорить простыми словами, культура – это всё то, что создано человеком. Таким образом, независимо от конкретного значения, культура противопоставляется природе (к примеру, сельскохозяйственные растения – это культуры, а дикорастущие – нет).
Термин «культура» происходит от латинского слова cultura (земледелие, возделывание почвы, обработка). Современный смысл это слово получило благодаря древнеримскому писателю Марку Порцию Катону (234-149 до н. э.). В своём трактате «О земледелии» (De Agri Cultura) он описал особенности ведения сельского хозяйства, проводя параллели с другими сферами жизни, благодаря чему понятие cultura обрело более широкий смысл, близкий к современному.
Формы культуры
С точки зрения культурологии, культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных всем человечеством или его частью. Это понятие объединяет памятники архитектуры и искусства, национальные костюмы и традиции, фольклор и литературу, картины и скульптуры, музыку и кино, даже сериалы и ток-шоу. Во всём этом многообразии культурология выделяет три формы культуры: народную, элитарную и массовую. Рассмотрим каждую из них их подробно.
1. Народная культура
Культурные произведения, не имеющие конкретного автора, относятся к народной культуре. В первую очередь это фольклор, представленный народными сказками, преданиями, мифами, пословицами, песнями, анекдотами и прочими произведениями. Также к народной культуре относятся обычаи и традиции, национальная одежда и ремёсла, ритуалы и поверья, танцы и прочие культурные ценности, сформировавшиеся исторически и несущие в себе опыт предыдущих поколений.
Основные признаки народной культуры:
В зависимости от способа распространения произведения народной культуры делятся на три группы:
Основу народной культуры составляет фольклор – устное народное творчество. Изначально данное понятие включало только словесные произведения, нигде не записанные и передающиеся из поколения в поколение в устной форме. Но со временем оно обрело более широкий смысл, и к фольклору стали относить также песни, музыку, верования, обряды и прочее. Иногда фольклор отождествляют со всей народной культурой.
2. Элитарная культура
Многие произведения такого искусства непонятны большинству людей, поскольку для их понимания необходима определённая подготовка. Воспринимать такие произведения и наслаждаться их художественной ценностью может лишь узкий круг лиц.
Примеры элитарной культуры:
Элитарная культура изначально направлена на узкий круг потребителей. По этой причине она обычно не подразумевает извлечения коммерческой выгоды. Вместо этого авторы стремятся создать нечто уникальное – то, что будет высоко оценено критиками за смелые новаторские идеи.
Концепция элитарности часто подвергается критике. Её противники утверждают, что главное свойство культуры – доступность. С их точки зрения, искусство должно быть доступным и понятным каждому, чтобы выполнять свою основную задачу – воспитывать у людей чувство прекрасного. Поэтому они отрицают ценность «искусства ради искусства».
Основные признаки элитарной культуры:
Стоит отметить, что элитарная культура не является статичной. К примеру, 2 столетия назад к ней относились произведения Пушкина, поскольку абсолютное большинство населения тогдашней Российской империи было неграмотным. Сегодня же все дети изучают творчество Пушкина в школе.
В качестве обратного примера можно привести классическую музыку. Не то чтобы раньше все были таким уж эстетами-меломанами и разбирались в творчестве великих композиторов. Но всё же «классика» нравилась всем за счёт отсутствия другой музыки. Следовательно, её условно можно было бы считать массовым искусством. Сегодня же плейлисты большинства людей забиты чем угодно, только не классическими музыкальными произведениями, которые стали восприниматься как элитарное искусство.
Другой интересный пример – джаз, который в начале 20-го века считался дешёвой музыкой, недостойной тонкого слуха образованных людей. Сегодня же он стал настоящим элитарным искусством, собирающим вокруг себя небольшие группы истинных ценителей.
3. Массовая культура
Культуру делает массовой наличие двух ключевых особенностей:
Массовая культура существовала всегда в виде различных увеселительных мероприятий. Но её расцвет начался в середине 20-го века – в период повсеместного распространения радио и телевидения, а также роста популярности печатной прессы во всём мире. Самый очевидный пример массовой культуры – это, конечно же, эстрадная музыка. Она не предъявляет никаких требований к аудитории, поэтому удачные произведения обычно становятся известными на всю страну или даже на весь мир.
Основные признаки массовой культуры:
Считается, что художественная ценность массовой культуры существенно ниже, чем ценность элитарной или народной культур. Однако за счёт охвата аудитории она приносит своим создателям существенную материальную выгоду. При этом произведения массовой культуры обычно ориентированы на сиюминутные запросы людей, поэтому быстро устаревают.
Субкультура и контркультура
Отдельно стоит рассмотреть такие разновидности массовой культуры как субкультура и контркультура.
Субкультура – это обособленная часть доминирующей культуры, созданная отдельной социальной группой с учетом интересов и взглядов её представителей.
Основные признаки субкультуры:
Контркультура – это субкультура, построенная на отрицании традиционных ценностей (всех или некоторых из них). Стоит отметить, что вполне различимые признаки контркультуры есть у многих субкультур.
Материальная и духовная культура
Все существующие культурные ценности могут быть разделены на материальные и духовные. И в зависимости от того, на создание каких именно ценностей направлена культурная деятельность, сама культура также может принимать одну из двух соответствующих форм:
Провести отчётливую грань между материальной и духовной культурой невозможно. Духовная культура вполне может принимать материальную форму (книги, картины, фигурки мифических персонажей). А материальные предметы могут обладать духовной культурной ценностью (рукописи, исторические реликвии, архитектурные памятники и прочее).
Функции культуры
Культура, как социальный институт, выполняет ряд функций, направленных на удовлетворение человеческих потребностей и регулирование жизни общества. В качестве основных можно назвать следующие функции культуры: