иерархия земельно правовых нормативных актов
Иерархия земельно правовых нормативных актов
ЗК РФ Статья 2. Земельное законодательство
1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.
2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере имущества и земельных ресурсов
Законы Российской Федерации:
Конституция Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации
Земельный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимости имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законы Тюменской области
Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 307 «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области»
Закон Тюменской области от 05.10.2001 N 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области»
Закон Тюменской области от 03.11.2003 N 170 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования»
Закон Тюменской области от 05.07.2001 N 354 «О регулировании торговой деятельности в Тюменской области»
Закон Тюменской области от 16.02.2004 N 204 «О государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области»
Закон Тюменской области от 05.10.2011 N 64 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей»
Закон Тюменской области от 21.06.2018 N 55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно»
Закон Тюменской области от 07.04.2003 N 131 «О размерах земельных участков»
Закон Тюменской области от 26.12.2014 N 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области»
Закон Тюменской области от 22.06.2021 № 57 «Об отдельных вопросах, связанных с предоставлением гражданам для собственных нужд земельных участков для размещения гаражей»
Постановления Правительства Тюменской области
Постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2012 N 578-п «Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг»
Постановление Правительства Тюменской области от 27.10.2016 N 468-п «О порядке постоянного хранения и использования технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, предоставления их копий и содержащихся в них сведений»
Постановление Правительства Тюменской области от 27.10.2016 N 469-п «О порядке взимания и возврата платы за предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации и содержащихся в них сведений, и размерах такой платы»
Постановление Правительства Тюменской области от 27.05.2016 N 214-п «Об утверждении порядка организации работы по заключению договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций»
Постановление Правительства Тюменской области от 02.11.2015 N 500-п «Об утверждении Порядка принятия решения о реализации права преимущественного приобретения земельного участка Тюменской областью или предоставлении права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию»
Постановление Правительства Тюменской области от 03.06.2015 N 238-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута»
Постановление Правительства Тюменской области от 20.04.2015 N 163-п «Об утверждении порядка определения платы по соглашению об установлении сервитута»
Постановление Правительства Тюменской области от 20.07.2015 N 341-п «Об утверждении Положения о порядке установления льготной арендной платы для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к государственной собственности Тюменской области»
Постановление Правительства Тюменской области от 16.02.2015 N 62-п «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля»
Постановление Правительства Тюменской области от 24.11.2008 N 334-п «О порядке принятия решения о передаче в аренду (безвозмездное пользование) государственного имущества Тюменской области»
Постановление Правительства Тюменской области от 21.09.2011 N 317-п «Об утверждении Положения о приватизации государственного имущества Тюменской области и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Тюменской области»
Постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2017 N 692-п «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций»
Постановление Правительства Тюменской области от 07.12.2012 N 512-п «Об установлении перечня категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, оснований включения указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены такого кооператива, и правил формирования таких списков»
Постановление Правительства Тюменской области от 09.07.2007 N 148-п «Об утверждении Положения об аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности»
Постановление Правительства Тюменской области от 30.04.2015 N 180-п «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения»
Постановление Правительства Тюменской области от 23.05.2005 N 36-п «О процедуре перевода земель или земельных участков из одной категории в другую»
Постановление Правительства Тюменской области от 20.03.2017 N 100-п «Об утверждении порядка действий исполнительных органов государственной власти Тюменской области при оформлении прав на землю, земельный участок или часть земельного участка в целях размещения инженерных коммуникаций»
Постановление Правительства Тюменской области от 06.04.2015 N 132-п «Об установлении порядка определения цены земельных участков при заключении договоров купли-продажи без проведения торгов»
Постановление Правительства Тюменской области от 26.11.2014 N 595-п «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения»
Постановление Правительства Тюменской области от 01.12.2008 N 340-п «О порядке формирования, ведения и опубликования перечня государственного имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду (безвозмездное пользование) включенного в него государственного имущества»
Постановление Правительства Тюменской области от 09.10.2006 N 230-п «Об утверждении Положения о порядке установления льготной арендной платы и ее размеров юридическим и физическим лицам, владеющим на праве аренды находящимися в собственности Тюменской области объектами культурного наследия, вложившим свои средства в работы по их сохранению и обеспечившим выполнение этих работ»
Постановление Правительства Тюменской области от 08.12.2008 N 345-п «Об утверждении Положения о публичных сервитутах в отношении земельных участков в Тюменской области»
Постановление Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п «Об утверждении Положения об управлении и распоряжении земельными участками»
Постановление Правительства Тюменской области от 04.04.2006 N 89-п «О доверительном управлении имуществом Тюменской области»
Постановление Правительства Тюменской области от 17.08.2015 N 389-п «Об утверждении Порядка согласования заключения соглашений об установлении сервитута, заключаемых государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями Тюменской области»
Постановление Правительства Тюменской области от 31.01.2020 N 35-п «О мерах по обеспечению реализации гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения и об утрате силы некоторых нормативных правовых актов»
Постановление Правительства Тюменской области от 25.07.2013 N 300-п «О сроках, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы»
Постановление Правительства Тюменской области от 31.08.2015 N 408-п «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд Тюменской области»
Постановление Правительства Тюменской области от 16.07.2007 N 158-п «Об утверждении Положения о совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам»
Постановление Правительства Тюменской области от 29.09.2006 N 222-п «О Департаменте имущественных отношений Тюменской области»
Постановление Правительства Тюменской области от 26.06.2018 N 243-п «Об утверждении Положения о перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, и требованиях к ним»
Постановление Правительства Тюменской области от 10.10.2011 N 340-п «Об утверждении Положения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей»
Постановление Правительства Тюменской области от 30.01.2018 N 25-п «Об установлении даты перехода к проведению в Тюменской области государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»
Постановление Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 511-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы» и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов»
Постановление Правительства Тюменской области от 19.07.2019 N 240-п «Об утверждении порядка осуществления контроля за исполнением условий эксплуатационных обязательств в отношении приватизированных объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем»
Постановление Правительства Тюменской области от 23.05.2019 N 150-п «Об утверждении порядка приобретения имущества общего пользования, расположенного в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в государственную собственность Тюменской области или в муниципальную собственность муниципальных образований Тюменской области»
Постановление Правительства Тюменской области от 21.05.2021 № 286-п «Об утверждении Порядка заключения договора о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей без проведения торгов»
Постановление Правительства Тюменской области от 11.08.2021 № 454-п «Об утверждении Положения о порядке использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства»
Постановление Правительства Тюменской области от 10.09.2021 № 556-п «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда руководителя, его заместителя, главного бухгалтера и заключающего трудовой договор члена коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которого находится в государственной собственности Тюменской области»
О нормативных правовых актах в Российской Федерации
Статья 10. Иерархия нормативных правовых актов
1. Иерархия нормативных правовых актов в Российской Федерации основывается на их юридической силе, а также их соподчиненности по отношению к иным нормативным правовым актам.
2. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
3. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые (издаваемые) в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
4. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
5. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам.
Указы Президента Российской Федерации, восполняющие пробелы в сфере регулирования федеральными законами, не обладают юридической силой федерального закона и действуют до принятия соответствующих федеральных законов.
В случае издания Президентом Российской Федерации указов, восполняющих пробелы в сфере регулирования федеральными законами, Президент Российской Федерации в месячный срок вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы соответствующие проекты федеральных законов. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает такие законопроекты в первоочередном порядке.
6. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не могут противоречить федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе отменять нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
8. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации, принятые на референдуме субъекта Российской Федерации, являются актами высшей юридической силы в системе нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, имеют прямое действие и применяются на всей территории субъекта Российской Федерации.
9. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым (изданным) вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
10. Законы субъекта Российской Федерации, иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации не могут противоречить конституции (уставу) субъекта Российской Федерации.
11. Нормативные правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам и законам субъекта Российской Федерации.
12. Нормативные правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не могут противоречить федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации.
13. Нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, правовым актам высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Президент Российской Федерации вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также действие акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае противоречия этого акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
14. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, правовым актам высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
15. Муниципальные нормативные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
16. Устав муниципального образования и оформленные в виде нормативных правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных нормативных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные нормативные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Нормативные правовые акты главы муниципального образования, главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования, не должны противоречить нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.
17. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации принятие (издание) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.
18. Запрещается предусматривать в нормативном правовом акте положения о верховенстве в отношении иных нормативных правовых актов, принятых (изданных) тем же правотворческим органом в той же форме. Такие правовые нормы не имеют юридической силы.
19. Юридическая сила производного и вспомогательного нормативного правового акта соответствует юридической силе основного нормативного правового акта.
Что такое нормативный правовой акт
Что такое нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.
Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.
В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:
Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
2. Международные договоры
Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)
По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.
Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.
Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.
Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.
4. Федеральные подзаконные правовые акты:
5. Конституции (уставы) субъектов Федерации
Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.
6. Законы субъектов Федерации
Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.
7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации
Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.
На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.