игра о правах человека в шутку и в всерьез
Правовая игра «О правах человека в шутку и всерьез»
Цель: формирование у обучающихся правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей; воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека, демократическим правовым ценностям.
Участники: учащиеся 9-11 классов.
Оформление: книжная выставка “Права и обязанности”; на сцене изображение земного шара и нарисованные лица детей, большими буквами написано “Мир права”.
При входе в зал, каждый игрок получает геометрическую фигурку разного цвета (всего три цвета (красный, белый, синий)
Звучит заставка “Я имею право”.
Добрый день, участники и гости нашей игры!
Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он — человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.
Ребята, кто из вас знает, какие документы закрепляют права человека?
Первый документ по правам человека появился в 1215 г. под названием “Великая хартия вольностей”. Этот документ обеспечивал права английских феодалов.
Следующий документ появился в 1776 г. в Америке – “Декларация независимости”, в 1789 г. появляется французская “Декларация прав человека и гражданина”.
Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь, свободу и счастье.
В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная организация, созданная вскоре после окончания Второй мировой войны.
— Что это за организация?
В 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.
10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.
Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.
Очень тесно связана со “Всеобщей декларацией прав человека” “Конвенция о правах ребенка”.
— Что это за документ? (Базовый документ по защите прав детей во всем мире).
В отличие от “Всеобщей декларации прав человека”, которая лишь рекомендует и провозглашает права человека, “Конвенция о правах ребенка” принятая в 1989 г. требует обязательного выполнения прав всех детей.
В “Конвенции о правах ребенка” сформулированы права всех детей независимо от их национальности, цвета кожи, пола, религии.
Какие ещё документы вы знаете, где говорится о ваших правах и обязанностях. (Конституция РФ, семейный кодекс) (на экране слайд с изображением этих документов). В этих документах записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять своё право и не нарушить права другого. Сегодня наша игра посвящена теме «Права и обязанности ребенка».
Ребята, у каждого из вас в руках ромбик определённого цвета, давайте пересядем за столики так, чтобы за один стол собрались все с одним цветом ромбиков.
Итак, команды сформированы, теперь необходимо выбрать капитана команды, название и девиз. Следить за игрой, и оценивать нашу игру будет компетентное жюри, то есть коллегия Верховных Судей в составе: директор школы Васильева Н.А., учитель истории и обществознания Кузнецова А.А., завуч по воспитательной работе Носова А.Г.
Звучит музыкальная отбивка.
Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь,
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной;
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом;
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
Конкурсы
Конкурс 1. В лабиринте понятий
Командам раздаются карточки, (Приложение 1) на которых написаны определения.
Ведущий: Ваша задача быстрее соперников подобрать к каждому определению правильное слово и вписать в карточку. Список слов прилагается.
Список слов: Трудовой кодекс. Конвенция. Приговор. Преступление. Юридическая ответственность. Гражданские свободы. Презумпция невиновности. Кодекс. Конституция. Право. Вандализм. Демократия.
Конкурс 2. Я имею право
Конкурс 3. Имею права и не только
Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из предложенного перечня выберите, (Приложение 3) что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся и распределите их в два столбика:
1. Получение бесплатного общего образования. (Право)
2. Получение дополнительных образовательных услуг. (Право)
3. Соблюдение устава школы. (Обязанность)
4. Бережное отношение к школьному имуществу. (Обязанность)
5. Уважение человеческого достоинства. (Право)
6. Добросовестно учиться. (Обязанность)
7. Выполнение требований работников школы. (Обязанность)
8. Уважение чести и достоинства обучающихся и сотрудников школы. (Обязанность)
9. Выбор формы образования. (Право)
10. Носить школьную форму. (Обязанность)
11. Посещать мероприятия в школе. (Право)
12. Не пропускать занятия без уважительных причин. (Обязанность)
13. Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности. (Обязанность)
14. вести себя корректно на переменах и уроках. (Обязанность)
Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав.
Конкурс 4. «Корыстные преступления»
Лабиринте понятий слов на экране__________________
Приведены описания корыстных преступлений, (Приложение 4) т.е. преступлений против собственности. Вы должны, определить к какому виду корыстных преступлений относится данное правонарушение, т.е. квалифицировать его.
Задание | Ответ |
Олег схватил шапку с головы прохожего и скрылся. | (Грабеж) |
Дмитрий залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку. | (Кража) |
Юрий, угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения. | (Разбой) |
Андрей в автобусе залез пассажиру в карман. | (Кража) |
Михаил вовлек в азартную уличную игру двух своих ровесников и путем обмана обыграл их. | (Мошенничество) |
Сергей затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему на следующий день 100 рублей. | (Вымогательство) |
Николай взял взаймы у Александра 100 рублей, пообещав через месяц вернуть 120 рублей, но деньги не вернул. | (Мошенничество) |
Конкурс 5. “Жизнь с правами и без”
Команды получают контрольные листы (Приложение 5) с таблицей: В первой колонке указаны конкретные житейские ситуации; Во вторую колонку необходимо вписать выбранные из списка номера гражданских прав, которые помогут осуществить эти житейские ситуации.
Задание для 1-й команды
Ситуация | Конституционные права |
2. После школы Павел собирается поступить в институт, расположенный в другом городе. Эти намерения, однако, реализуемы лишь в том случае, если вы предоставите Павлу: | 4) право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства |
8) право на получение высшего образования на конкурсной основе
Задание для 2-й команды
Вы поможете Александру, если предоставите ему:
10) право на свободный выбор профессии.
Задание для 3-й команды
Ситуация | Конституционные права |
1. Игорь получил серьезную травму. Чтобы вылечиться, ему нельзя работать несколько месяцев. Вы можете помочь Игорю пережить достойно его несчастье, если предоставите ему: | 2) право на социальное обеспечение (по болезни); |
9) право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Конкурс 6. Права человека в песнях. (Приложение 6)
Ведущий: Послушайте песню. Звучит отрывок из песни: О каком праве в ней поётся?
Песня | О каких правах идет речь |
1. Песня бременских музыкантов (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) “Ничего на свете лучше нету…” | Право на свободу передвижения |
2. “До чего дошел прогресс” (музыка Е.Крылатова, слова Ю. Энтина) из к/ф “Приключения Электроника” | Право на пользование достижениями культуры |
3. “Чему учат в школе” (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского) | Право на образование |
4. “Песня мамонтенка” | Право жить и воспитываться в семье |
5. “Какой чудесный день” | Право на занятие творчеством |
6. “Антошка” | Право на труд и на отдых |
7. “Кабы не было зимы” | Право на отдых, каникулы для детей |
8. “Пусть всегда будет солнце” | Право на жизнь и свободу |
Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит команду-победительницу. Не зависимо от того, кто лучше и выиграл, а кто проиграл, мы с вами сегодня говорили о законах, и я надеюсь, эта игра помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности.
Сейчас я хочу вам раздать буклеты, (Приложение 8) в которых прописаны ваши права, обязанности и ответственность. И в заключении нашей игры хочется сказать “Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!”. Поступай с окружающими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Спасибо всем участникам.
Игра «О правах и в шутку, и всерьез»
ИГРА «О ПРАВАХ И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЕЗ».
Возраст учащихся: 10-17 лет (5-11 классы)
Автор варианта игры: Залевская Н.И., учитель истории и обществознания МКОУ Тогучинского района Сурковской СОШ
ЦЕЛЬ ИГРЫ : поддержка творчества школьников и активизация совместной деятельности учащихся 5-11 классов в области гражданского воспитания.
— Расширить знания учащихся в области прав учащихся и правового пространства;
— Способствовать развитию надпредметных навыков и умений в процессе коллективной творческой деятельности;
— Содействовать распространению активных форм работы в системе гражданско – правового воспитания и школьного самоуправления.
Команда состоит из 10 и более человек, команда для игры формируется методом жеребьевки из представителей разных классов (т.е. получается разновозрастная группа).
Учащиеся 11 класса выполняют в группе роль наставника (куратора).
Игровые столы расположены полукругом. Подготовлены альбомные листы, бумага для записей, маркеры, стикеры, карандаши и краски.
Порядок проведения игры.
Игра начинается в актовом зале школы, где организатор приветствует всех участников игры. Затем происходит разбивка на команды, т.е. участники игры по очереди подходят к столу ведущего, вытягивают карточку с определенным цветом (по количеству команд) и занимают место в соответствующей команде. Таким образом, в командах собираются участники разных классов.
(Ведущий предлагает всем участникам команды взяться за руки и проскандировать: «Когда мы едины – мы непобедимы!»).
Ведущий представляет жюри игры, объясняет правила прохождения и содержание этапов игры. Обращает внимание на то, что время выполнения заданий ограничено.
Оформление зала : рисунки по теме игры, цитаты:
« Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества » ( С. Джонсон );
«Знать свои права и уметь за них бороться – значит быть сильным!»
«Жить по праву – значит жить в мире и согласии!»
Давно, в какой уж не упомнишь год,
В краю, где жил многочисленный народ,
История вот эта приключилась:
На белом свете совесть зародилась.
Едва родилась, по Земле пошла
И дело важное себе нашла:
По вечерам с беседой откровенной
Всех обойти в округе непременно.
И если человек творил добро,
То было на душе его тепло,
А если мерзости какие он свершал,
То сон его уже не посещал.
И не один бесчувственный богач
Терзал себя, как ревностный палач,
Затем раскаявшись в бездумье и корысти,
Обет давал забыть о грешной жизни,
Отшельником в леса он уходил,
Соседям обездоленным дарил.
Не всем такая жизнь пришлась по нраву.
Как на совесть отыскать управу.
Сидели, думали при солнце и луне,
Затем отправились к мудрейшему в стране.
Пришли с зарёй и пали на колени.
День миновал, сошлись на землю тени.
И дал философ им такой совет:
«Тогда избегните вы бед,
Когда законы сочините,
И им вы совесть подчините».
Так, по преданию, законы появились.
Но важно, чтобы с совестью они не расходились.
Я задаю вопрос, какая из команд быстрее поднимет сигнальную карточку, та и отвечает. За правильный ответ – 1 балл.
Кто считается ребенком?
Ответ: человеческое существо от рождения до 18 лет.
Ответ: человек, покинувший свою страну в силу
преследований по политическим, национальным, религиозным мотивам.
Как правильно официально называется наша страна?
Ответ: Россия, Российская Федерация
Кто является главой нашего государства?
С какого возраста в РФ наступает уголовная ответственность?
Ответ: с 16 лет (за отдельные виды преступлений – с 14 лет)
С какого возраста требуется согласие ребенка на изменение имени или фамилии, а также при усыновлении?
С какого возраста ребенок может обращаться в суд для защиты своих прав?
С какого возраста можно принимать участие в выборах в РФ?
Какие есть обязанности у граждан РФ?
Ответ: а) соблюдать Конституцию и законы РФ,
б) платить налоги, в) охранять природу, г) защищать Отечество, д) получить основное общее образование, е) трудоспособные дети, достигшие 18 лет должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Какие вы знаете наказания за правонарушения?
Ответ : а) штраф, б) лишение права заниматься определенной деятельностью, в) лишение специального воинского или почетного звания,
г) обязательные работы, д) исправительные работы, е) конфискация имущества, ж) ограничение свободы, з) арест, и) лишение свободы на определенный срок, к) пожизненное лишение свободы.
Внимание, первый вопрос. За правильный ответ – 2 балла. За правильный, но не совсем полный ответ – 1 балл.
В древнем Вавилоне на дворцовой площади стоял каменный столб, на котором был текст от имени царя Хаммурапи. «Я Хаммурапи, царь совершенный …Я царь, который велик среди царей… Я Хаммурапи – царь справедливости, которому Шамаш даровал правду». Главный закон царя Хаммурапи гласил: «Око за око, зуб за зуб». Как вы понимаете этот закон?
(команды объясняют смысл этого высказывания. Главное: мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением).
Ведущий: это называется принцип талиона. В настоящее время изречение приобрело более мирный смысл и в современном русском языке значит то же, что и: «получи по заслугам», «как аукнется, так и откликнется».
Ведущий: Внимание, второй вопрос.
«Около 1036 года Ярослав Мудрый составил в Киеве свод законов, названный «Русской Правдой». Какое новшество ввел в этом законе Ярослав Мудрый? Какое значение для Руси имела «Русская правда»?
(отменил кровную месть, ввел понятие вира – штраф и т.п.).
Внимание, третий вопрос. Перед вами фигурки обезьян. Что они символизируют? Что это означает?
Ведущий: Третий конкурс – «Литературный».
Ты Защитница и Заступница,
Берегиня гражданских прав,
Россиянина вечная спутница.
Чем живешь ты, Законом став?
Не сбиваешься ты с пути.
Жизнь с тобою легко пройти.
Много лет мы с тобою мерили,
Покоряли пороги рек,
И права мы тебе доверили,
Оберегом стань человечества,
Будь написана лишь пером,
И законом единым Отечества,
Что не вырубишь топором.
(ответ – Конституция; основной закон государства).
Внимание на экран. На слайдах – иллюстрации из известных детских сказок, где были нарушены права героев. У вас на столах лежат карточки. Вам нужно соотнести сказочных героев и их конституционные права.
1. Каким правом Конституции пользовался Незнайка, сочиняя стихи?
2. Какое право зайцев обеспечил Дед Мазай?
3. Какого права, данного Конституцией, лишена Золушка из одноименной сказки Шарля Перро?
4. Каким правом воспользовалась лягушка-путешественница?
5. На нарушение каких прав могли бы пожаловаться герои сказки «Три поросенка»?
6. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом… Каким?
7. Снежная Королева держала Кая в холодном плену. Какое право она нарушила?
8. Кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у Буратино деньги. Какого права они хотели его лишить?
Право на неприкосновенность жилища
Право на образование.
Право на свободу и личную неприкосновенность.
Право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества.
Право на частную собственность.
Лиса Алиса и кот Базилио
Право на свободный труд.
Право на свободное перемещение.
Ведущий: Пятый конкурс – «Художественный». Представьте, что вы являетесь организацией по защите по правам ребенка. Вы должны разделиться на две подгруппы. Задача первой подгруппы – нарисовать эмблему вашей организации и придумать ей девиз. Задача второй подгруппе – придумать права учащихся для «Великой хартии вольностей учащихся Сурковской школы».
(команды выполняют задание, затем показывают эмблемы, зачитывают права учащихся).
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, мы посмотрим с вами небольшой ролик о правах ребенка (идет видеоролик).
Ведущий: Слово жюри (жюри подводит итоги, награждает команды).
Ведущий: Закончить нашу игру я хочу небольшим стихотворением «Что такое закон». Автор – В.А. Жуковский.
Ведущий: Я хочу вам пожелать жить по закону, знать свои права и уважать права других людей.
Интеллектуальная игра «О праве в шутку и всерьёз»
Интеллектуальная игра для среднего звена
О праве в шутку и всерьез
Оформление: на заднике сцены изобра жена Фемида — богиня правосудия. На сцене: кубы, стулья для участников. (Звучит музыка из к/ф «Следствие ве дут знатоки». На сцену выходят ведущие).
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас у нас в гостях.
Ведущий 2: Представляем участников сегодняшней интеллектуальной игры «О праве в шутку и всерьез».
Ведущий 1: Наш прославленный командор (Остап Бендер) в шутливой форме («Я чту Уголовный Кодекс») определил: «право есть неотъемлемая часть нашей жизни». Знание правовых норм так же необходимо, как знание правил хорошего тона или таблицы умножения.
Именно об этом и пойдет сегодня речь в нашей игре. Хорошо ли вы знакомы с правовыми нормами, дорогие участники, это мы сегодня проверим.
Ведущий 2: Поскольку наша игра имеет правовую на правленность, то поможет нам компетентное жюри, то есть коллегия Верховных Судей.
(Музыка. Представление жюри)
Ведущий 2: За правильный ответ каждый участник по лучает по 1 баллу.
Ведущий 1: Итак, начинаем игру. Первый конкурс!
Ведущий 1: В этом конкурсе каждой команде пре доставляется право составить свой веер. А вот из сколь ких секторов он будет состоять — это зависит только от вас, так как каждый сектор — это вопрос.
Задание: Если вы отвечаете на вопрос, то сектор с номером этого вопроса нанизываете на стержень. Если не можете ответить, то сектор остается на столе. За каждый сектор в веере, то есть за правильный ответ, вы получае те по 1 баллу.
Ведущий 2: Задание понятно? Тогда начинаем!
1 . Взыскание за нарушение трудовой дисциплины?
(Выговор)
Совершение преступления совместно с двумя или
несколькими лицами? (Соучастие)
Это слово латинского происхождения, означает за конодательный акт, в котором объединены нормы права, регулирующие целую область общественных отношений. (Кодекс)
Нормативный акт, принятый высшим представи тельным органом власти и регулирующий наибо лее важные общественные отношения. (Закон)
Документ, удостоверяющий личность гражданина.
(Паспорт)
Один из видов наказания в уголовном, админист ративном, гражданском праве, предполагающий возмещение со стороны виновного. (Штраф)
Общее название всех видов имущественных пре ступлений — кражи, грабежи, мошенничества, вы могательства и т.д. (Хищение)
Это слово не сходит со страниц газет, звучит по
радио и телевидению. Знакомо оно и вам: способ
формирования власти. (Выборы)
Тайное хищение имущества (кража).
Преступления, заключающееся в умышленном или неосторожном лишении жизни другого человека (убийство).
17. Деятельность, заключающаяся в умышленном сокрытии преступника, орудий и средств совершения преступления (укрывательство).
18.Преступление, заключающееся в совершении умышленных действий, грубо нарушающих общественный порядок и выражающих явное неуважение к обществу (хулиганство).
19.Официальное извещение о времени и месте пребывания для дачи объяснений (повестка).
Место специального пребывания для учащихся, совершивших неоднократно противоправные действия (спецшкола).
Орган при властной структуре, занимающийся профилактикой преступности среди несовершеннолетних и рассмотрением персональных дел подростков, совершивших правонарушение или преступление (КДН).
Ведущий 2: Итак, давайте проверим, сколько же сек торов в веере у каждой команды. Прошу коллегию Вер ховных Судей зафиксировать баллы каждой команды.
Ведущий 1: Разминка закончена, и мы объявляем сле дующий конкурс.
Ведущий 1: Пока наши участники готовятся, я обра щаюсь к вам, уважаемые болельщики. Приглашаю одно го болельщика, умеющего рисовать.
Ведущий 2: Детективы любят все. Как часто мы вооб ражаем себя на месте знаменитых сыщиков, раскрываю щих запутанные преступления. А наши сведения о них не менее загадочны.
Ведущий 2: Задание понятно? Тогда начинаем конкурс
1 п. (3 б) Он по существу добрый волшебник. Гений сыска, наделенный сверхъестественной интуицией. Он настоящий интеллектуальный Геркулес. Не будем забы вать, что он назван в честь античного героя Геркулеса.
п. (2 б) Эксцентричный бельгиец, яйцевидная голов а которого украшена роскошными усами, составляющи ми предмет особой гордости хозяина.
п. (1 б) При нем, время от времени, появляется ка питан Гастингс, роль которого напоминает роль доктора Ватсона. (Эркюлъ Пуаро)
п. (3 б) У него есть враг, который то и дело пытается
отравить, подстрелить, столкнуть его в водопад и т.д. Но
он не боится ни яда, ни пуль.
1 п. (3 б) Это не сыщик-профессионал, быть может, даже не слишком образованный, однако вся его прелесть именно в этом и заключается. Это типичный представи тель английского среднего класса.
п. (2 б) Сыщик-любитель, проживающий в одном из
земных уголков Англии, в городе Сант-Мери-Мит. Возраст колеблется между 65 и 75 годами.
п. (1 б) Она — плоть от плоти английского общества.
На глазах этой пожилой дамы совершался закат Британ ской империи, и в ее уста Агата Кристи вкладывает тос ку по старой доброй «Англии». (Мисс Марпл)
Ведущий 2: Прошу коллегию Верховных Судей огла сить результаты этого конкурса.
Ведущий 1: Мы продолжаем нашу программу. И объяв ляем следующий конкурс.
Задание: Сейчас вам предлагается поставить все на свои места, приложив улики к нужному делу, то есть к посло вице или поговорке. Улики находятся на этом стенде.
Каждому участнику можно снять по 2 предмета. За каж дую пословицу или поговорку вы получите по 1 баллу. Например: я беру картинку гуся и свиньи — гусь сви нье не товарищ».
Конкурс для болельщиков
Ведущий 1: Словесный портрет:
Нос — тонкий, с горбинкой.
Глаза — небольшие, близко поставлены.
Цвет глаз — синий. Брови — прямые.
Волосы — темные. Особые приметы: усы густые, опущенные книзу. Для изменения внешности разыскиваемое лицо может усы сбрить.
Ведущий 1: Портрет готов. Итак, дорогие зрители, чей портрет здесь изображен? (Ведущий показывает порт рет М. Боярского.)
Ведущий 1: Сходство оригинала и нарисованного порт рета налицо. Спасибо за участие.
Ведущий 2: А я обращаюсь к участникам. Время ис текло. И мы проверяем ваше задание.
Улики (пословицы и поговорки)
Дело на всякого найдется, коли лень не подкрадется.
Делу время — потехе час. Сделал дело — гуляй смело. Дело мастера боится.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Терпение и труд все перетрут.
Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Одно гнилое яблоко может сотню других испортить.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
За одного битого двух небитых дают.
Семеро одного не ждут.
Один в поле не воин.
У семи дворов один топор, да и тот без топорища.
Умный в гору не пойдет. Укатали Сивку крутые горки.
Гора с горой не сойдется, а человек с человеком сой дется.
Крепкую дружбу и топором не разрубить. Плотник без топора, что дом без угла.
В одно ухо влетает, в другое вылетает. Держи ухо востро.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Дома и стены помогают.
Час от часу не легче. Счастливые часов не наблюдают.
Покуда хлеб да вода — все не беда.
У голодного хлеб на уме.
Хлеб — батюшка, вода — матушка.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Человек без родины, что соловей без песни. Каждый кулик свое болото хвалит. Сорока на хвосте принесла.
Не потопаешь — не полопаешь. Волка ноги кормят. Зайца ноги носят.
Язык до Киева доведет.
Не спеши языком, спеши делом.
Что на уме, то на языке.
Шило в мешке не утаишь.
Зернышко к зернышку — мешок будет.
Доброе слово и кошке приятно.
Не бросай слов на ветер.
Доброе слово дом построит, горькое слово дом разрушит.
От ласкового слова и лед растает.
Чует кошка, чье мясо съела. Отольются кошке мышкины слезы.
Рука руку моет, и обе белы бывают. После драки кулаками не машут. Своя рука владыка.
Под лежачий камень вода не течет. Нашла коса на камень. Камень в чужой огород. От жару и камень треснет.
Дареному коню в зубы не смотрят. Овес за лошадью не ходит. Старый конь борозды не портит.
Яйца курицу не учат. Цыплят по осени считают. Курочка по зернышку клюет.
Встречают по одёжке, а провожают по уму. Своя рубаха ближе к телу. По одежке протягивай ножки.
Свой глаз — алмаз, чужой — стекло. В чужом глазу сучок видим, в своем и бревна не заме чаем.
Видит око, да зуб неймет. Глаза страшатся, а руки делают. Око за око, зуб за зуб.
Дрова рубят, щепки летят.
На крепкий сук — острый топор.
4. Конкурс «Лестница возрастов»
Ведущий 1: Право — неотъемлемая часть нашей жиз ни. Поэтому свои права и обязанности должен знать каж дый человек.
— Уважаемые участники, вам необходимо заполнить пробелы в этой лестнице возрастов, т. е. поставить нуж ный возраст. Свои ответы вы записываете и затем сдаете для проверки в Коллегию Верховных Судей. Я зачиты ваю вопрос, а вы записываете правильный ответ.
(Вывешивается плакат) (Участники выполняют задание) Правильный ответ:
Права и обязанности школьника. (6 лет)
Право на временную работу в свободное от учебы время. Уголовная ответственность за преступления. (14 лет)
Гражданин Российской Федерации может самосто ятельно осуществлять свои права и обязанности. (18 лет)
Право быть избранным в Государственную Думу. (21 год)
Право быть избранным народным судьей. (25 лет)
Право на пенсию по старости. (55/60 лет)
(Сдача карточек и проверка задания)
Ведущий 2: Работа сыщика требует знаний и оператив ности. Ежеминутно в дежурную часть поступает инфор мация, которую необходимо обработать, и, если нужно, то приобщить к делу.
Задание: Выберите карточку с новой информацией и назовите старых знакомых. Время 30 секунд, за правиль ный ответ — 1 балл.
Разбойника, убивавшего людей одним звуком своего голоса, побеждает человек, только что научив шийся ходить. Кто он? (Илья Муромец)
Простая «работница» сельского хозяйства создает
изделие из драгоценного металла. Ее хозяева, по
жилые супруги, начинают испытывать его на прочность. Внезапно появляется незнакомка и разбивает
сокровище. Как она это сделала? (Мышка «хвос тиком махнула». «Курочка Ряба»)
В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ноги. Кого они ис кали в этой стране? (Золушку)
Фермер вырастил на участке рекордный урожай, но не может справиться с уборкой и приглашает еще пять работников. Каких? (Бабка,Внучка, Жучка, кошка, мышка)
Голова, отделенная от тела, сама называет убийцу. Кто он? (Черномор)
Два брата из ревности убивают друг друга. Их пре старелый отец хочет сам жениться на красавице и
ради этого убивает своего благодетеля. За это зло
действо он был наказан мстителем. Кто этот мсти тель? (Золотой петушок)
В каком литературном произведении говорится о четырех дерзких побегах и одном зверском убий стве? («Колобок»)
В каком литературном произведении говорится о
самом древнем способе реанимации человека?
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
В каком произведении говорится о плохой работе
режиссера и тяжелой судьбе актера? («Золотой
ключик, или Приключения Буратино» )
В каком литературном произведении говорится о пре имуществе кирпичной кладки над глинобитными и тростниковыми сооружениями. («Три поросенка»)
(Проверка задания. Оценки жюри)
Ведущий 1: Сдайте ваши ответы в коллегию для проверки.
Ведущий 2: Пока коллегия Верховных Судей подводит окончательные итоги, мы с вами, дорогие участники, не много поговорим.
Ведущий 1: Дорогие друзья! Вы, наверное, обратили вни мание, что многие термины уголовного и гражданского права женского рода: «юриспруденция», «норма», «ответствен ность», «прокуратура», «справедливость», ну и так далее.
Это, наверно, не случайно, потому что еще со времен матриархата женщина являлась судьей.
Обратите внимание на оформление нашей программы и ответьте на мои вопросы.
Для чего здесь весы?
Почему у Фемиды завязаны глаза?
Ответ: Фемида в греческой мифологии — богиня правосудия. На весах, которые она держит, взвешивают доб рые и злые деяния человека. Глаза у богини завязаны в знак того, что она судит беспристрастно.
Ведущий 1: А сейчас я обращаюсь к коллегии Высших Судей и прошу огласить результаты сегодняшней игры «О праве в шутку и всерьез». (Объявление результатов и награждение)
Ведущий 2: Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша игра «О праве в шутку и всерьез».
На прощание хочется пожелать вам успехов во всех начинаниях, хорошего настроения и, конечно, соблюде ния правовых норм. Ведь это — залог спокойной жизни не только нас самих, но и нашего общества. До свидания! До новых встреч!