игра становится методом обучения и принимает форму дидактической если в ней четко определены
Приёмы и методы руководства дидактическими играми
Ирина Новикова
Приёмы и методы руководства дидактическими играми
Приёмы и методы руководства дидактическими играми.
Если в игре чётко определены дидактические задачи, игровые правила и действия, то игра становится методом обучения и принимает форму дидактической. В такой игре воспитателю необходимо познакомить детей с правилами, игровыми действиями, научить, как их надо выполнять.
С помощью дидактической игры дети приобретают новые знания, получают много информации. И это очень важно для их развития.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать интерес у детей к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами: использованием загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса. Секрет успешной организации игры заключается в том, что обучая детей, сохраняется игра как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих. Развитие темпа игры имеет определённую динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход её. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.
С самого начала и до конца игры необходимо воспитателю активно вмешиваться в еёход: отмечать удачные решения ребят, поддерживать шутки, подбадривать застенчивых, вселять в них уверенность в себе.
Если игра с элементами соревнования, то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, можно использовать фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.
Планируя работу с детьми, надо так подбирать те дидактические игры, которые можно применить в образовательной деятельности, для закрепления нужного материала. Также продумывать и определять место, роль и связь игр с содержанием занятий, другими приёмами обучения и воспитания детей.
По содержанию наиболее частыми в дидактической игре являются правила,обязывающие детей:
• действовать по очереди;
• отвечать, когда спрашивают;
• не мешать другим в игре;
• честно признаваться в ошибке и другое.
При проведении дидактическойигры учитывать индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную загадку, другому – лёгкую; застенчивого ребёнка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению правил и т. д. и тем самым развивать его речь.
Сообщая правила игры, формулировать их кратко и чётко. В ходе игры выступать в роли участника игры, направляя игру репликами, вопросами, незаметно поддерживая инициативу детей, усиливать более слабых и поощряет их успехи, создавать условия для проявления самостоятельности.
Оценка хода и результата игры, т. е. анализ того, правильно ли дети играли, отчего зависел их результат, возможна с детьми старшей и подготовительной групп, когда дидактическая игра носит спортивный характер. В конце игр воспитателю необходимо поддерживать интерес к дальнейшей игре, так как каждая игра может иметь несколько постепенно усложняющихся вариантов, в зависимости от разрешаемых задач.
Дидактические игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых детям предлагается найти выход. Главное назначение этого метода – стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы ребёнок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.
1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. – М., 1982.
2. Воронова В. Я. Дидактические игры старших дошкольников. – М. : Просвещение, 1986.
3. Зябкина И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. – 2005.- №4.
Формы, методы и приёмы воспитания речевого этикета у детей старшого дошкольного возраста Основная цель можно работы по развитию считала речи и обучению говорила родному языку целостной детей – формирование первый устной речи.
Конспект руководства образовательной деятельностью по речевому развитию Конспект руководства образовательной деятельностью по речевому развитию в подготовительной к школе группе Вид деятельности: этические.
Консультация для воспитателей «Наиболее эффективные методы руководства игрой в разных возрастных группах». Для управления игрой педагогу необходимо располагать группой наиболее эффективных методов воздействия. Младшая группа: 1. Показ способа действия.
Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста» Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста» Речь является одной из важнейших психических функций.
Методическая разработка «Основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников» Все, кто работает с детьми, понимает, что игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности, что она составляет основное содержание.
Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) № 13 «СКАЗКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК.
Методы и приёмы работы с детьми на занятиях в ДОУ При планировании НОД,воспитатель должен отразить какими методами и приёмами пользуется на занятии. Для лёгкости в работе составила таблицу.
Методы и приёмы ТРИЗ для совершенствования речи детей «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).
Консультация «Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками детей первого года жизни» Возможность познания предметов, окружающих ребенка, в большой степени зависит от развития способности видеть, слышать, осязать. Взрослому.
Особенности игровых методов и дидактическая игра
Надежда Борисовна Калитвенцева
Особенности игровых методов и дидактическая игра
Игра – это сложное социально-психологическое явление, является ведущей деятельностью дошкольного периода.
Достоинства игровых методов в процессе обучения заключается в том что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции помогают контролировать внимание на учебное задаче, которая становится не навязанной, а желанной, личной целью. При этом расширение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии и минимальными волевыми усилиями ребенка.
Игровые методы характеризуются прежде всего тем, что они переносят учебные действия в учебный действия, в учебный план, который задается соответствующей системой правил или сценарий. От ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуация, а от воспитателя отказ от прямого обучающего воздействия, замечаний порицаний.
Игровые обучающие методы:
-дидактические
-сюжетно-дидактические, игры-забавы
-создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)
-обыгрывание игрушек, предметов (уронили мишку на пол)
-внезапность появления, исчезновения игрушки
-изменение местонахождения игрушки
-показ предметов в разных действиях (спит, ест, ходит)
Среди многообразия игровых методов наиболее распространенным является дидактическая игра.
Дидактикой называется теория обучения, исследующая закономерности процесса обучения, т. е. общие законы обучения всем предметам.
Под дидактической игрой мы подразумеваем такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки. Следовательно дидактические игры – это игры предназначенные для обучения. Дидактическая игра используется при обучении детей математики, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры, развитию связной речи.
Дидактическая игракак форма обучения детей содержит два начала: учебное и игровое.
Дидактическая игракак средство получения новых знаний:
Иногда посредством дидактической игры можно осуществлять привитие определенных знаний и навыков. Например, в игре в «Магазин», задача которой развивать связную речь, воспитатель может на собственном примере показать детям, как они должны описывать предмет, который хотят купить в магазине. Воспитатель втягивает детей, задает вопросы, спрашивает ребенка, что он хочет купить. Это дидактическая игра должна научить ребенка связно выражать свои мысли. Наблюдая за разными детьми можно сказать, что в начале игры они, описывая предмет, выделяли не существенные признаки, но когда воспитатель показывает пример правильной речи, дети стали называть основные признаки предмета,например: «Дайте, пожалуйста, желтый, круглый мяч», «Дайте, мне, пожалуйста, коричневого медведя».
В приведенной игре воспитатель, используя роль, показала образец связной речи, благодаря чему дидактическая игра стала важным источником обучения.
Дидактическая игракак средство упражнения и закрепления знаний :
Дидактическая игра в большинстве случаев проводится тогда, когда дети уже получили определенные знания и навыки, иначе трудно осуществить игру. Например, ребенок только в основе знаний может наощупь определить предмет в «Волшебном мешочке»и назвать его или найти сходные и различные качества изображаемых на картинках предметов. Эти игры опираются на способность детей сознательно запоминать и воспроизводить то, что они воспринимали.
Дидактическая игракак средство проверки знаний детей:
Дидактические игры можно использовать и для проверки знаний и для умений детей. Важным показателем результатов обучения является усвоение пройденного на занятиях всеми детьми. Чаще всего это проверяется дидактической игрой, в процессе которой воспитатель устанавливает, насколько правильно поняли и усвоили содержание занятия не только способные, но и средние и слабые дети. С этой целью используется игра «Радио» : воспитатель берет роль «режиссера» и с помощью правил направляет действия детей по вызову дети «представляют» содержание знакомой сказки или рассказа, поют песни и т. д. Эта игра повышает веру в свои силы. Воспитателю дает возможность уяснить насколько дети поняли содержание занятия, насколько ясно они вникли в содержание и насколько правильно могут выполнить то, что требуется.
Дидактическая игракак практическая деятельность:
Дидактическая игра – это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно или поверхностно и умеют ли они их применять когда это нужно.
Например, в игре «Садовник» дети определяют характерные признаки фруктов, овощей и цветов, нарисованных на картинках.
Дидактическая игра как способактивизации познавательных процессов:
Дидактические игры включаются в занятие не только для того чтобы углубить содержание знаний детей. Иногда это делается для того, чтобы посредством игры активизировать познавательный процесс внимание, наблюдательность, память и фантазию.
Когда в процессе игры мы используем собственный опыт детей и находим пробелы в знаниях, игра как практическая деятельность выполняет сигнальную функцию, т. е. в игре устанавливается являются ли знания правильными или их следует уточнить.
Например, в дидактической игре «Что к чему относится?» воспитатель показывает детям картинку, на которой нарисованы корова. Дети должны отыскать картинки, на которых изображены стадо, теленок, скотный двор, и т. д. Если воспитатель убедится, что у детей не правильные или неясные представления, она направляет их внимание на различные особенности животных, на их отношение к среде, и т. д.
Игровые персонажи «Незнайка», «Карлсон» и др. Включаются педагогом в учебно-игровое общение не для развлечения, а как условие обеспечивающие выполнение дидактических задач, создают положительную познавательную мотивацию и поддерживают её на протяжении всего занятия. Игровые персонажи не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей. Проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого в обучающего. Смена позиции активизирует интеллектуальную деятельность детей, усиливает познавательную мотивацию.
Можно выделить виды игр :
1 Игры путешествия – призваны усилить впечатления, они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, поэтапное решение задач и т. д.
2 Игры поручения – по содержанию проще, а по продолжительности короче. В основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
3 Игры-предложения («Что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей.
4 Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
5 Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает слушать вопросы и ответы. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызывать интерес детей.
Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1 Дидактическая задача
2 Игровая задача
3 Игровые действия
5 Результат (подведение итогов)
Итак, дидактическая игра – это сложная, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.
Дидактическая игра для младшей группы Дидактическая игра «Собери ёлочку» В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения.
Приемы и методы руководства дидактическими играми
Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре педагог знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как надо их выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются и обобщаются.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключается в том, что педагог, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность [11].
Большое значение имеет темп игры, заданный педагогом. Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.
Педагог с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.
Если игра с элементами соревнования, то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, педагог использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.
В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов – интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывание фантов вызывает общее веселье, создает у ребят бодрое настроение. Игра не терпит принуждения, скуки.
Анализируя игру, педагог обязательно подчеркивает, что дети выполняли добросовестно правила игры, дружно играли, радовались победе не только своей, но и других [4].
Особенностями умственного развития детей седьмого года жизни являются их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу: умения выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения. Шестилетние дети проявляют большой интерес к учению, желание учиться в школе.
Но и в обучении, воспитании шестилетних детей игровой метод все еще имеет большое значение. Об этом свидетельствуют и многолетний опыт работы с шестилетними детьми, описанный Ш.А. Амонашвили в его интересной книге «Здравствуйте, дети!», и научные исследования в этой области [24].
Руководя дидактическими играми детей шести лет, воспитатель опирается на их возрастные особенности. Чаще отбираются игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которых развиваются математические представления, способность к слуховому анализу устной речи, сообразительность, выдержка и воля.
Как игровой метод обучения дидактическая игра используется на всех занятиях для усвоения определенных способов умственных действий, систематизации, уточнения знаний детей. Инициатива в выборе и в проведении игры принадлежит самому воспитателю. Содержание игры и ее правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу [28].
Однако у некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетика, лексика, грамматика. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи. У всех детей с ОНР всегда отличается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. ОНР может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют 3 уровня речевого развития [49].
3 уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники. Наблюдаются ошибки при построении сложноподчиненных предложений с союзами…
Среди лексических ошибок выделяются следующие: [21]
а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат – «часы», донышко – «чайник»);
б) подмена названий профессий названиями действий (балерина –
«тетя танцует», певец – «дядя поет»);
в) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей – «птичка», деревья – «елочки»);
г) взаимоотношение признаков (высокий, широкий, длинный – «большой», короткий – «маленький»).
В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
Многие дети допускают ошибки в словообразовании (столик – «столенок», вазочка – «вазка»).
Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:
а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими (больших) столах»).
б) неправильное согласование численных с существительными («три медведем», «двух карандаши»).
в) ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, недоговаривания («Ездили магазин мамой и братиком», «мяч упал из полки»).
г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («Летом я был деревне у бабушки», «Там речка, много деревов, гуси»).
Фонетическое оформление речи у детей с 3 уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы; наблюдаются все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения).
Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах («Гинасты выступают в цирке»).
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе, без помощи логопеда.
Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Таким образом, анализ теоретических источников по проблеме исследования позволяет сформулировать следующие выводы: игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения.
В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь.
Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет на их игровую деятельность, порождает у них и особенности поведения в игре.
Таким образом, можно сформулировать основную задачу, стоящую перед логопедом в его работе с дошкольниками.
Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значении в целом как средство физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.
Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.