играем читаем пишем методическое пособие тетрадь 1
Играем читаем пишем методическое пособие тетрадь 1
Играем, читаем, пишем Рабочая тетрадь № 1 как выполнять
Lainadar | Дата: Вторник, 01.09.2020, 15:15 | Сообщение # 1 |
Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 1. ФГОС как выполнять задания, ответы Оригинальное фото обложки книги в печатном формате Автор: Астафьева Елена Олеговна Представляем вам новый учебник 2020 года под названием: Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 1. ФГОС Заказать данный учебник за наличный или безналичный расчет с доставкой можно в Интернет-магазине или просто нажать кнопку КУПИТЬ Цена книги уточняется (Вам позвонит менеджер и сообщит стоимость книги после заказа) ИГРАЕМ, ЧИТАЕМ, ПИШЕМ1 Е. О. Астафьева ИГРАЕМ, ЧИТАЕМ, ПИШЕМ Методическое пособие-конспект Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2018 2 ББК А91 А91 Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: Методическое пособие-конспект. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», с. ISBN (Мет.) ISBN В книге представлены описания игровых занятий по обучению чтению и подготовке к обучению письму старших дошкольников. Предложенная система занятий обеспечит будущему первокласснику необходимую базу знаний, умений и навыков, предотвратит возникновение распространенных дефектов речи дислексии и дисграфии. Материал пособия может быть использован для занятий как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в логопедической помощи. В комплект входят также две рабочие тетради с тем же названием. Астафьева Е. О., 1999 ISBN (Мет.) Оформление. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ISBN «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999 3 ПРЕДИСЛОВИЕ Ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. И вы задумываетесь: чем можно помочь малышу? Как подготовить его к школе? Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного обучения. Важное место в таком багаже занимает подготовленность к усвоению основ письменной речи чтения и письма. Вот этим и предстоит заняться с ребенком вам, вдумчивым и любящим родителям, в последний перед школой год. В ваших силах добиться того, чтобы процесс овладения навыками чтения и письма стал доступным и интересным для малыша. А поскольку основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, именно она будет вам лучшей помощницей. Постарайтесь сделать занятия с ребенком привлекательными для него: развивайте его любознательность, будите в нем игровой азарт, станьте его партнером в игре, сотрудничайте с малышом, но ни в коем случае не принуждайте. Предлагаемый в данном пособии материал подобран и систематизирован в соответствии с задачами подготовительного к школе периода и рассчитан на возможности шестилетнего ребенка. Занимаясь с малышом по этим тетрадям, постепенно переходя от простого к сложному, вы сможете достичь следующих результатов: развить зрительное и слуховое восприятие ребенка; развить речевой слух, возможности речевого анализа и синтеза; обогатить и активизировать словарь; подготовить руку к письму; научить малыша читать и «печатать» (писать печатными буквами) 1 слоги, слова, словосочетания и предложения; сделать устную и письменную речь ребенка грамотной. 1 Обучение письму по прописям задача школьного периода. Дошкольная подготовка руки к письму облегчит малышу этот трудоемкий процесс и будет способствовать выработке хорошего почерка. 3 4 Материал пособия может быть использован для занятий как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в логопедической помощи, страдает различными видами нарушения речи. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, доказывает необходимость и возможность успешного обучения их чтению и подготовки к обучению письму в дошкольном возрасте. 5 ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВЗРОСЛОМУ, НАЧИНАЮЩЕМУ ОБУЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКА ОСНОВАМ ГРАМОТЫ Письменная речь является продолжением устной речи, а значит, развитию устной речи необходимо уделять достаточное внимание. Если у вашего малыша есть трудности в развитии устной речи (например, со стороны звукопроизношения, грамматической или лексической сторон речи), это может впоследствии вызвать нежелательные результаты и в развитии письменной речи дислексию (нарушения чтения) и дисграфию (нарушения письма). Позаботьтесь заранее о логопедической помощи такому ребенку. Ряд игр и заданий предлагаемого пособия рассчитан на предупреждение у дошкольников различных видов дислексии и дисграфии. Для обогащения и активизации словаря ребенка в пособии предлагаются игры по различным лексическим темам (перечень тем вы найдете в пособии). Уточнить, какие знания должен получить шестилетний ребенок по этим лексическим темам, можно в примерных образовательных программах дошкольного образования, составленных в соответствии с ФГОС ДО» (Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Ст. 11 «Об образовании в Российской Федерации 273-ФЗ от »). Обучать чтению следует звуковым методом. Это значит, что ребенок должен сначала усвоить не названия букв, а обозначаемые ими звуки: [б], [б ], а не «бэ»; [н], [н ], а не «эн»; [л], [л ], а не «эль» и т. д. Звуки, а не буквы помогут ребенку в синтезе слогов и слов. Только после освоения послогового чтения ребенка можно познакомить с названиями букв, с алфавитом. Звуки речи делятся на гласные и согласные. Гласным называется звук, произносимый беспрепятственно: ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата не является преградой в его произношении. Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: а-а-а. у-у-у. и т. д. При произношении гласных рот в различной степени (но обязательно!) открыт. Эта закономерность используется при изучении 5 6 с ребенком темы «Деление слова на слоги». Определяя количество слогов, ребенок медленно произносит слово, подставив ладонь под подбородок. Произнося гласный звук, он непроизвольно открывает рот и касается подбородком ладони. Количество таких прикосновений будет соответствовать количеству слогов в слове. В возрасте шести лет дети хорошо усваивают правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Сначала, научившись на слух выделять в слове гласные, ребенок называет количество слогов. Затем он проверяет себя предложенным способом с ладонью. Этот же способ можно использовать и в другом варианте работы. Зная начертания гласных букв, ребенок определяет количество слогов в напечатанном слове, не прочитывая его. Затем он читает слово и определяет количество слогов, используя способ с ладонью. Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, их 10. Дело в том, что в русском алфавите есть йотированные гласные буквы. Каждая такая буква может обозначать как один, так и два звука: Я обозначает звуки [а] и [йа], Ю [у] и [йу], Е [э] и [йэ], Ё [о] и [йо] 1. Согласным называется звук, при произнесении которого возникает какое-либо препятствие в артикуляционном аппарате. Например: [п] звук образуется в результате размыкания сомкнутых губ; [ф] в образовании звука участвуют верхние зубы и нижняя губа, и т. д. Некоторые согласные звуки можно произносить длительно (м-м-м. р-р-р. ), но пропеть их нельзя. Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Это качество согласных зависит от участия в их произнесении голосовых связок. Звонкость или глухость согласных ребенок может проверить самостоятельно (конечно, с помощью взрослого). При произнесении звонких согласных возникает сильная вибрация голосовых связок. Произнося звук, нужно ладонью прикоснуться к горлу. Если звук звонкий, горлышко дрожит (например, 1 Знания о звучании йотированных гласных букв ребенок получит в школе. 6 7 ж-ж-ж. ); если такого дрожания нет значит, звук глухой (например, ш-ш-ш. ). Некоторые согласные звуки являются парными, т. е. звонкому звуку соответствует глухой, произносимый без участия голосовых связок. Другие согласные не имеют пар. Согласные звуки русского языка звонкие Б (БЬ) В (ВЬ) Г (ГЬ) Д (ДЬ) Ж З (ЗЬ) звонкие Й, Л (ЛЬ), М (МЬ), Н (НЬ), Р (РЬ) Парные глухие П (ПЬ) Ф (ФЬ) К (КЬ) Т (ТЬ) Ш С (СЬ) Непарные глухие Х (ХЬ), Ц, Ч, Щ Парные звонкие согласные оглушаются (произносятся как глухие) на конце слов (сугро[п]) и перед глухими согласными (сла[т]кий). Уже на начальном этапе овладения чтением нужно познакомить ребенка со способами проверки написания слов с оглушаемыми согласными. Здесь не обойтись без темы «Однокоренные слова» (для дошкольников она формулируется как тема «Слова-родственники»). В пособии есть различные варианты игр и заданий на эту тему. Большинство согласных звуков могут быть как твердыми, так и мягкими: [б], [б ], [в], [в ], [г], [г ], [д], [д ], [к], [к ], [л], [л ], [м], [м ], [н], [н ], [п], [п ], [р], [р ], [з], [з ], [т], [т ], [ф], [ф ], [х], [х ]. Согласные ж, ш, ц всегда твердые; согласные й, ч, щ всегда мягкие. К сожалению, нет способа проверки твердости или мягкости согласного звука. Ребенок может научиться различать твердые и мягкие согласные только на слух, с помощью тренировки. Для лучшего усвоения этой темы можно использовать материалы из сборника «Веселая грамматика» 7 8 Тетрадь 1 ИГРЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА I. «Радуга» (с. 1) Задачи. Знакомим ребенка с цветами радуги и последовательностью их расположения. Уточняем и закрепляем знания о цветах, не входящих в радугу. Учим ориентироваться на листе бумаги, понимать словосочетания: вверху листа и внизу листа; снизу вверх и сверху вниз; справа от и слева от; за ним, перед ним и между ними. Развиваем зрительное и слуховое внимание, фонематический слух; учим выделять первый звук в слове. Учим дорисовывать изображение по точкам. Учим обводить карандашом предложенную петляющую линию. Ход игры. 1. Ребенок вспоминает виденную в природе или нарисованную на картинке радугу. Читаем ему стихотворение или загадку о радуге. Обсуждаем условия возникновения этого явления. Заостряем внимание на том, что радуга разноцветная. Объясняем, как с помощью стишка запомнить последовательность расположения цветов в радуге: первый звук каждого слова стихотворения соответствует первому звуку в названиях цветов радуги. Каждый охотник Желает знать, Где сидит фазан. (К красный, о оранжевый, ж желтый, з зеленый, г голубой, с синий, ф фиолетовый.) Ребенок рассматривает рисунок с радугой в рабочей тетради. Он объясняет, как получается радуга и что недорисовал здесь художник (недорисовал солнце и облако, не раскрасил их, не раскрасил радугу и карандаши). Затем ребенок обводит изображения солнца, облака и струи дождя по точкам, раскрашивает радугу, соблюдая последовательность цветов, и карандаши в коробке, которыми была нарисована радуга. Для этого ребенок проводит от каждого цвета радуги линию, отыскивая карандаш такого же цвета, и раскрашивает его. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что еще остались 17 9 нераскрашенные карандаши. Предлагает раскрасить их в любые цвета, не входящие в радугу (черный, коричневый, розовый, вишневый, малиновый и др.). Раскрашивая, ребенок называет цвет каждого карандаша. Заканчивая работу над рисунком, он раскрашивает все остальные предметы: солнце, облако, коробку для карандашей. 2. После завершения графической работы ребенку можно предложить выполнить ряд заданий, связанных с этой игрой и с ориентировкой на листе бумаги: назвать цвета радуги и карандашей в коробке сверху вниз и наоборот; определить, какой цвет находится под или над названным, какой находится между двумя заданными цветами; сказать, какой цвет радуги не был взрослым назван или какой лишний цвет был назван; рассказать, какие карандаши не попали в коробку и почему. (Здесь можно дать ряд заданий на понимание и употребление словосочетаний: слева от, справа от, за, под и над.) II. «Разноцветные колпачки» (с. 2, 3) Задачи. Знакомим ребенка с названиями пальцев. Учим определять и называть их как на самой руке, так и на ее изображении. Развиваем слуховое и зрительное внимание, координированность и точность мелкой моторики. Учим ориентироваться на листе бумаги, закрепляем понимание и правильное употребление словосочетаний, над которыми работали в игре «Радуга», а также словосочетаний: слева направо, справа налево; в середине (в центре) листа; в левом верхнем (в правом верхнем, в левом нижнем, в правом нижнем) углу листа. Ход игры. 1. Эту игру лучше начать не с графических работ в тетради, а с игры в разноцветные колпачки (их цвета выбираются на ваше усмотрение), сделанные в виде фунтиков так, чтобы они могли надеваться на пальчики ребенка. Знакомим ребенка с названиями пальцев. Предлагаем «нарядить» пальчики в колпачки и рассказать, какой колпачок на каждом пальчике. Даем задание: надеть на определенный палец колпачок определенного цвета. Задания могут варьироваться. 18 10 Тетрадь 2 Л л 5. «Новогодняя елочка» (с. 2) Задачи. Учим ребенка образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными; изменять окончания существительных при согласовании их с числительными (три сосульки, пять шариков и т. д.). Ход игры. Игра проходит в три этапа. 1. Ребенок называет предметы, нарисованные в кружках (мяч, чайник, погремушка, стакан, тетрадь). Взрослый предлагает вспомнить, из какого материала обычно сделан каждый предмет, и назвать этот предмет с указанием материала: мяч из резины (какой?) резиновый; чайник из металла (какой?) металлический; погремушка из пластмассы (какая?) пластмассовая; стакан из стекла (какой?) стеклянный; тетрадь из бумаги (какая?) бумажная. 2. Ребенок называет игрушки и обобщает их: елочные игрушки. Взрослый объясняет, что игрушки сделаны из тех же материалов, из которых сделаны предметы в кружках. Ребенок (либо по заданию взрослого, либо по собственному выбору) соединяет стрелкой игрушку и какой-либо предмет в кружке и называет игрушку: птичка резиновая, сосулька металлическая, шарик стеклянный и т. д.). 3. Нужно по точкам закончить изображение елки и украсить ее новогодними игрушками, нарисованными рядом. Около каждой игрушки стоит цифра, указывающая, сколько таких игрушек нужно нарисовать на елочке. Ребенок называет количество и игрушку (три сосульки, пять шариков и т. д.), затем рисует игрушки на елочке. После завершения работы ребенок рассказывает, чем он украсил елочку (одним бумажным снеговиком, пятью пластмассовыми шариками и т. д.). 6. «Буквы новогодние украшения» (с. 3) Задачи. Закрепляем правильное употребление предлогов НА, ЗА, ПОД. Учим ребенка дифференцировать звуки: глухие 46 11 и звонкие согласные, гласные. Учим узнавать буквы по их частичному изображению. Закрепляем знания о звуке и букве Л. Тренируем в составлении и записи слов из предложенных букв. Ход игры. Ребенок объясняет, чем являются буквы на этом рисунке (елочные украшения). Даем задание: обвести буквы различными цветными карандашами, например: гласные красным, звонкие согласные желтым, глухие согласные коричневым. Ребенок обобщает буквы в группы и рассказывает, где находятся различные группы букв: гласные на елочке, глухие согласные за елочкой, звонкие согласные под елочкой. Взрослый просит определить, какой из знакомых букв нет на рисунке (Л). Ребенок определяет, где нужно на рисунке поместить Л, объясняет свой выбор, пишет ее под елочкой (Л звонкая согласная). В конце игры ребенок выписывает все буквы и составляет из них слова. Ш ш 5. «Что не нарисовал художник?» (с. 4) Задачи. Развиваем зрительное внимание, умение определять в изображении недостающие детали. Учим ребенка правильно образовывать и употреблять прилагательные. Закрепляем тему «Животные Севера». Ход игры. Ребенок, узнавая нарисованных животных, определяет, чего не хватает у каждого из них; недостающие элементы находит в кружках под картинками и соединяет стрелкой кружок с соответствующей картинкой. Затем он называет недостающие элементы: оленьи рога, моржовые клыки, медвежья лапа. В конце игры ребенок дорисовывает недостающие детали рисунков и делает обобщение: животные Севера. 6. «Допиши слог» (с. 4) Задачи. Познакомим ребенка с правильным написанием слога ШИ. Закрепляем умение писать ШИ в словах. Закрепляем знание о том, что звук [ш] всегда только твердый, поэтому и в этом слоге Ш звучит твердо. 47 12 Ход игры. Взрослый знакомит ребенка с правильным написанием слога ШИ. Ребенок самостоятельно вписывает недостающую в слоге букву, зачеркивает ненужную Ы, закрашивает схему слога, комментируя свои действия; дописывает в словах под картинками недостающий слог; рисует звуковую и слоговую схемы этих слов. 7. «Угадай, напиши, назови» (с. 4) Задачи. Учим ребенка дифференцировать и писать буквы со схожими элементами. Учим ориентироваться в понятиях ряд, столбик и различать их. Учим правильно определять порядковый номер ряда (слева направо) и столбика (сверху вниз). Учим находить нужную букву по данному номеру ряда и столбика. Ход игры. Взрослый знакомит ребенка с тем, что такое ряд и столбик, как нужно определять их номер (ряд отсчитывается слева направо, столбик сверху вниз). Ребенок должен заполнить пустые клетки определенными буквами. Условие: в каждом столбике должны находиться одинаковые буквы. Опираясь на это условие, ребенок называет буквы, которые будут написаны в каждом столбике: 1 П, 2 Н, 3 Ш, 4 Т. Затем он заполняет каждый ряд буквами, при этом называя их. На следующем этапе игры взрослый варьирует задания: ребенку даются координаты буквы, которую он должен найти («Найди букву во втором ряду третьего столбика; в четвертом ряду первого столбика» и т. д.). Ж ж 5. «Дома на нашей улице» (с. 6) Задачи. Учим ребенка образовывать прилагательные от числительного и существительного («B доме один этаж дом одноэтажный» и т. д.). Закрепляем умение согласовывать числительное с существительным. Учим отсчитывать предметы снизу вверх, слева направо и определять порядковый номер. Развиваем зрительное внимание. 48 13 Ход игры. Рассматривая изображения домов, ребенок определяет, сколько этажей в каждом доме. Он считает этажи снизу вверх, в кружке под домом записывает цифрой их количество и называет здание соответственно количеству этажей в нем («В этом доме один этаж он одноэтажный» и т. д.). Ребенок называет противоположные по высоте здания («Самый высокий дом пятиэтажный, самый низкий одноэтажный»); дорисовывает недостающие детали, объясняя, на каком этаже чего не хватает. Игру можно завершить рассказом ребенка о своем доме. 6. «Подпиши картинки» (с. 6) Задачи. Закрепляем правильное написание слогов ШИ, ЖИ. Тренируем ребенка в различении Ш С, Ж З, З С, звуко-буквенном анализе и синтезе на примере двусложных слов. Ход игры. Угадывая букву, написанную в кружке точками, ребенок обводит ее и читает получившийся слог. Затем он называет предметы, изображенные под кружками; определяет и указывает стрелкой, в названии какого предмета есть тот или иной из предложенных слогов; подписывает картинки и выполняет звуковую и слоговую схемы каждого слова. 7. «Вот так дом!» (с. 6) Задачи. Закрепляем умение узнавать очертания изученных букв, различать звонкие и глухие согласные, дифференцировать Ж и З. Ход игры. Рассмотрев рисунок, ребенок замечает, что в изображение домика включены некоторые буквы. Он называет увиденные буквы и объясняет, какой частью рисунка каждая из них является (Т антенна, Л крыша, Ш окно и т. д.). Взрослый просит обобщить назвать буквы, данные в рисунке, одним словом (согласные). Дается задание: обвести звонкие и глухие согласные карандашами разного цвета (глухие желтым, звонкие черным). Ребенок определяет, какие еще знакомые согласные не вошли в рисунок (Ж и З), записывает их рядом с рисунком и дает их звуковую характеристику. При этом взрослый помогает проанализировать звуки, найти их сходства и различия. 49 14 В в 5. «Мебель» (с. 8) Задачи. Тренируем ребенка в умении находить слова с заданными звуками ([в], [в ]) и определять их место в слове. Закрепляем умение определять количество слогов в слове по количеству гласных. Учим подбирать слова к заданным слоговым схемам и выделять ударную гласную в слове. Ход игры. Ребенок обобщает одним словом увиденные на рисунке предметы (мебель); узнает и обводит букву, изображенную точками (В); определяет, в названиях каких из этих предметов есть буква В; вспоминает, в названиях еще каких предметов мебели есть В (сервант, вешалка и т. д.); определяет место данного звука в слове и дает его характеристику (твердый или мягкий). Рассматривая слоговые схемы под картинками, ребенок выясняет, к названию какого предмета относится каждая схема, указывает это стрелкой; в двусложных словах определяет и отмечает ударную гласную. Взрослый должен обратить внимание ребенка на правильное написание слова кровать. 6. «Разгадай, нарисуй, подпиши» (ребусы) (с. 8) Задачи. Учим ребенка разгадывать ребусы с цифрами. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез на примере слов стол, стул. Ход игры. Ребенок поочередно разгадывает ребусы, рисует картинки-отгадки, пишет слова-отгадки и выполняет звуковые и слоговые схемы разгаданных слов (стол, стул). Сравнивая слова и их схемы, он находит сходства и отличия. 7. «Диван» (с. 8) Задачи. Закрепляем узнавание и правильное написание буквы В, умение определять место заданной буквы в слове. Тренируем зрительное внимание умение узнавать предметы, изображенные точками, и самостоятельно завершать точечный рисунок. 50 15 Ход игры. Узнав предмет, изображенный точками (диван), ребенок завершает рисунок. Даем задание: среди букв, написанных рядом с рисунком, найти ту, которая есть в слове диван. Найдя правильно написанную букву В, ребенок обводит ее по контуру. Ф ф 5. «Какой предмет лишний?» (с. 10) Задачи. Тренируем умение обобщать предметы, выделяя их основные свойства (темы «Мебель» и «Электроприборы»). Учим определять нужную парную согласную в конце слова с помощью подбора слов-родственников, изменения слова. Ход игры. Среди предложенных предметов ребенок выделяет лишний и объясняет свой выбор («Шкаф лишний, так как это мебель, а остальные предметы электроприборы»). Ребенок записывает название лишнего предмета, предварительно проанализировав с помощью взрослого правильное написание согласной на конце этого слова (шкаф шкафы). В завершение игры ребенок раскрашивает изображенные предметы. 6. «Один, два, пять. » (с. 8) Задачи. Закрепляем умение согласовывать существительное с числительным (один шкаф, два шкафа, пять шкафов). Совершенствуем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Ход игры. Ребенок рисует в правых свободных прямоугольниках столько шкафов, сколько указано в кружках слева (1 один шкаф, 2 два шкафа). После выполнения этого задания он пересчитывает количество шкафов на каждой правой картинке (один шкаф, два шкафа). Затем с помощью взрослого анализирует написание слов шкаф, шкафа и пишет их слева под соответствующей цифрой. Затем читает под нижним пустым кружком слово шкафов и определяет, про какое количество этих предметов можно так сказать (5, 6, 7 шкафов и т. д.). Пишет в кружке выбранную цифру и рисует это количество шкафов справа. Ребенку дается задание определить ударный звук и поставить ударение в словах шкаф, шкафов, выполнить звуковую и слоговую схемы написанных слов. 51 16 7. «Расшифруй слово» (изограф) (с. 10) Задачи. Учим ребенка узнавать знакомые буквы, написанные новым (незнакомым) шрифтом. Учим анализировать и читать изографы. Ход игры. С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок узнает предмет, изображенный на рисунке (лампа); замечает, что предмет изображен с помощью букв, написанных необычно. Ребенок называет буквы, уточняя, какой деталью лампы является каждая из них (Л кнопка на плафоне, А плафон, М лампочка, П ножка, А подставка); читает слово, объясняет, как оно записано (сверху вниз), записывает его, выполняет звуковую и слоговую схемы. Д д 5. «Один, одна, одно» (с. 12) Задачи. Учим ребенка различать парные согласные Д и Т. Тренируем умение правильно соотносить числительные один, одна, одно с существительными. Закрепляем знания по теме «Посуда». Ход игры. Ребенок называет и обобщает изображенные предметы (посуда); читает слова над картинками и указывает стрелкой, к какому из нарисованных предметов относится каждое слово (один стакан, один чайник, одна тарелка, одна сковорода, одно ведро). Ребенок узнает и обводит по точкам буквы в кружках под картинками; определяет и указывает стрелками, в названиях каких предметов есть буква Д или Т; называет предмет, который не соединен стрелкой ни с одной из букв (чайник), и объясняет почему. В заключение игры ребенок раскрашивает картинки. 6. «Подпиши и нарисуй» (с. 12) Задачи. Закрепляем умение согласовывать числительные один, одно, два с существительными. Учим писать слова один, одно, два, опираясь на их звуко-буквенный анализ. 52 17 Ход игры. Ребенок называет нарисованный предмет и под ним подписывает количество: стакан один, ведро одно. Справа он читает, сколько нужно нарисовать таких же предметов (два). Ребенок рисует предметы, комментируя счетом выполняемое (один стакан, два стакана; одно ведро, два ведра). Игра завершается выполнением звуковой и слоговой схем записанных слов. 7. «Угадай слово» (с. 12) Задачи. Закрепляем умение правильно писать изученные буквы. На примере чтения и написания слова посуда закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Ход игры. Ребенок рассматривает буквы и зачеркивает неправильно написанные. Затем читает слово из оставшихся букв (посуда). Взрослый обращает внимание ребенка на различие в написании и произношении слова посуда. Ребенок обводит красным карандашом букву О в слове посуда, самостоятельно пишет слово, выполняет звуковую и слоговую схемы. Г г 5. «Что продается в магазине?» (с. 14) Задачи. Развиваем умение дифференцировать парные согласные К и Г, закрепляем умение подбирать слова с заданным звуком и заданной буквой. Закрепляем знания по теме «Магазин». Ход игры. Узнав буквы, написанные точками в кружках, ребенок обводит их. Взрослый объясняет, что домики это магазины, а буква, написанная на двери каждого магазина, есть в его названии. Перечисляя (с помощью взрослого) знакомые названия магазинов, ребенок догадывается, что на верхнем рисунке продуктовый магазин, на нижнем рисунке универмаг (букву Г в слове универмаг проверяем с помощью подбора слов-родственников универмаги и т. д.). Рядом с магазинами нарисованы товары, продающиеся в этих магазинах. Даем задание: указать стрелками, где какие 53 18 товары продаются, если в магазине с буквой К должны быть товары, в названиях которых есть эта буква, а в магазине с Г товары, в названиях которых есть буква Г. После выполнения задания ребенок уточняет, правильно ли были подобраны названия магазинов в соответствии с их ассортиментом. В конце игры ребенок раскрашивает картинки с товарами. 6. «На витрине в магазине» (с. 14) Задачи. Тренируем в определении парной согласной, находящейся в конце слова (умение различать звуки [к г; к г ] и обозначающие их буквы К, Г). Закрепляем умение образовывать множественное число существительных (платок платки, сапог сапоги, галстук галстуки). Развиваем звукобуквенный анализ и синтез, продолжаем учить ребенка определять и дописывать пропущенные в слове буквы. Закрепляем знания о гласных и согласных, умение делить слово на слоги, определять ударный слог (звук в слове). Ход игры. Ребенку дается задание «помочь продавцу в магазине» дописать название товаров сначала на «верхней витрине». Дописывая пропущенные буквы, ребенок определяет, что в слове сапоги пропущены только согласные, в слове галстуки гласные, а в слове платки и те и другие. Затем он определяет ударный слог в этих словах, рисует под ними слоговые схемы, ставит ударение. Затем выполняет задание на «нижней витрине»: дописывает пропущенные буквы в словах сапог, галстук и самостоятельно пишет слово платок. Выполняет под ними слоговые схемы, расставляя ударение. После этого сравнивает написание слов и их схемы с «верхней и нижней витрин» (сапоги сапог, галстуки галстук, платки платок). Раскрашивает картинки. 7. «Магазин» (с. 14) Задачи. Закрепляем умение узнавать и правильно писать изученные буквы. Тренируем в чтении слов, записанных в круге, по часовой стрелке. На примере чтения и записи слова ма- 54 19 газин продолжаем развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Ход игры. Зачеркнув неправильно написанные буквы, ребенок прочитывает слово по часовой стрелке, начиная с буквы М (магазин). Затем он пишет это слово, выполняет его звуковую и слоговую схемы. Р р 5. «Покупки» (с. 16) Задачи. Закрепляем умение находить в слове заданный звук (букву), определять его место, твердость или мягкость. Учим дифференцировать согласные Р и Л. Анализируя знакомое слово продукты, учим находить пропущенные в нем гласные буквы. Ход игры. Ребенок называет и обобщает одним словом изображенные предметы (продукты). Анализируя недописанное слово, он вписывает пропущенные согласные (Р, К). Взрослый обращает внимание ребенка на различие в произношении и написании слова продукты, объясняя его правильное написание. Ребенок обводит красным карандашом О, комментируя написание слова; выполняет его звуковую и слоговую схемы. Взрослый объясняет, что эти продукты были куплены детьми Ромой и Леной. Придя домой, дети выложили продукты, каждый на свой стол. Ребенок должен узнать и обвести по точкам буквы, написанные на столах, и догадаться, где стол Ромы, а где Лены. Ребенок комментирует свой выбор («Л Ленин стол, Р Ромин стол»). Теперь ребенок должен «разложить» продукты по столам (указать стрелками). На Ленином столе должны лежать те продукты, в названиях которых есть буква Л, на Ромином в названиях которых есть буква Р. В заключение ребенок раскрашивает рисунки. 6. «Разгадай слово» (ребус) (с. 16) Задачи. Развиваем умение разгадывать ребусы. На примере слова пироги закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Продолжаем тренировать в определении парной 55 20 согласной на конце слова, используя подбор слов-родственников (пирог пироги). Закрепляем умение узнавать предметы, изображенные точками, и самостоятельно завершать рисунок. Ход игры. Прочитав в ребусе слог ПИ, ребенок подбирает на картинке предмет (рог), с помощью названия которого можно разгадать этот ребус. Угадав слово пирог, ребенок анализирует его, определяя букву на конце слова, с помощью изменения пирог в словосочетаниях (вкусные пироги, много пирогов, рады пирогам и т. п.). Затем по точкам обводит картинку-отгадку и отгадывает следующий ребус пироги. Рисует картинку-отгадку и пишет под ней это слово (вписывает вместо точек нужные буквы П, И, Р, О, Г, И). Выполняет звуковую и слоговую схемы слова пироги. 7. «Очень вкусное слово» (с. 16) Задачи. Закрепляем знания ребенка по теме «Продукты». Учим находить на рисунке очертания знакомых букв (конфеты Т, бублик О, сосиски Р, батоны Т). На примере слова торт тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез. Ход игры. Ребенок называет предметы на картинке, определяет, к каким видам продуктов они относятся (конфеты кондитерские, бублик хлебобулочные, сосиски мясные) и каких отделах магазина их можно купить. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что с помощью предметов на рисунке написано слово. Ребенок называет увиденные буквы, читает слово, записывает его, раскрашивает предметы на картинке. Й й 5. «Транспорт» (с. 18) Задачи. На примере слов транспорт, воздушный, водный, городской тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов. Развиваем навык деления слов на слоги. Закрепляем знания по теме «Транспорт», умение различать 56 21 виды транспорта (водный, воздушный, городской, железнодорожный, грузовой, пассажирский и т. д.). Ход игры. Взрослый предлагает назвать и обобщить одним словом предметы, представленные на картинке (транспорт). Ребенок выполняет звуко-буквенный анализ слова транспорт. (Взрослый обращает его внимание на различие в произношении и написании слова: «транспарт», транспорт.) Ребенок называет буквы, пропущенные в этом слове, вписывает их (Т, Р, Н, С, П, Р, Т) и обобщает (согласные). Задание: вспомнить виды транспорта (воздушный, водный, городской, железнодорожный, грузовой, пассажирский, специальный). Ребенок анализирует слова, написанные под картинками, и выполняет с ними задание, аналогичное предыдущему; выполняет звуковую и слоговую схемы слов водный, воздушный, городской, грузовой. Ребенок указывает стрелками, к какому виду транспорта относится каждая машина. Взрослый задает вопрос: «Какой вид транспорта не был упомянут в игре?» (Железнодорожный, пассажирский, специальный.) Ребенок перечисляет машины, относящиеся к этому виду транспорта. 6. «Нарисуй сам» (с. 18) Задачи. Тренируем умение писать (списывать) слова. Закрепляем знание о правильном написании слова транспорт. Развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Проверяем знания по теме «Транспорт». Ход игры. Выполняя звуко-буквенный анализ недописанного слова транспорт, ребенок вписывает пропущенные буквы, комментируя правильное написание этого слова. Затем он анализирует схему предложения, в состав которого входит слово транспорт, и определяет, сколько еще слов нужно дописать в этом предложении. Взрослый поясняет, что здесь недописано слово, обозначающее вид транспорта. Ребенку нужно вписать (списать из предыдущей игры «Транспорт») название любого вида транспорта. Выполняя задание, он вспоминает правило: «Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы». 57 22 В заключение ребенок рисует и называет машины, относящиеся к этому виду транспорта. 7. «Трамвай» (с. 18) Задачи. Учим делить слова на слоги, определять порядок слогов в слове. На примере слов самосвал, грузовик, трамвай продолжаем развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем умение дифференцировать виды транспорта (грузовой и пассажирский транспорт). Развиваем зрительное внимание, умение узнавать предметы по точечному рисунку и самостоятельно завершать такой рисунок. Ход игры. Взрослый объясняет, что в написанных словах нужно правильно расставить слоги тогда можно будет прочитать названия различных машин. Переставив слоги, ребенок читает и пишет слова: самосвал, трамвай, грузовик. Предлагается определить, какая из машин лишняя и почему. («Трамвай лишний, так как это пассажирский транспорт, а остальные машины грузовой».) Ребенок должен узнать, какая из машин нарисована точками (трамвай). Ребенок заканчивает рисунок по точкам, раскрашивает его, подписывает название, выполняет звуковую и слоговую схемы этого слова. Взрослый должен обратить внимание ребенка на правильное произношение и написание слова трамвай. Э э 5. «Моя мама» (с. 20) Задачи. Закрепляем умение составлять предложения по картинке и определять количество слов в предложении. Учим составлять предложения с заданными словами и определенным количеством слов. Ход игры. Ребенок рисует портрет своей мамы. Взрослый произносит предложение, относящееся к рисунку («Это моя мама»); просит подобрать к нему соответствующую схему из предложенных. (Правильный ответ: третья схема для предложения из трех слов.) Ребенок объясняет свой выбор. Ему да- 58 23 ется задание определить, сколько слов должно быть в предложении по предыдущей схеме (два слова), и изменить только что разобранное предложение, чтобы оно подходило к новой схеме («Моя мама». Или: «Это мама».) Затем в предложении должно остаться одно слово, соответственно верхней схеме. («Мама».) Взрослый продолжает игру по обратному варианту: ребенку предлагается придумать предложения к этой картинке соответственно трем данным схемам. Ставится условие, что к схеме из одного слова относится предложение Портрет («Портрет. Мамин портрет. Это мамин портрет». И другие варианты). В конце игры обратить внимание ребенка на ту схему, по которой еще не было придумано предложение (схема из четырех слов). Попросить определить, сколько слов будет в этом предложении, и придумать по этой схеме предложение (несколько вариантов) про маму. 6. «Подарки для мамы» (с. 20) Задачи. Учим ребенка согласовывать местоимения ЭТА, ЭТО, ЭТОТ, ЭТИ с существительными. Развиваем умение выполнять звуко-буквенный анализ и вставлять пропущенные в слове буквы. Тренируем в составлении и записи предложения к заданной схеме. Ход игры. Ребенок называет изображенные предметы (торт, кольцо, бусы, роза). Взрослый объясняет, что все эти предметы можно подарить маме, и просит найти для них слово-обобщение (подарки; нужно обратить внимание ребенка на правильное написание слова подарки). Даем задание: вставить пропущенные буквы в словах предложения, написанного над картинками («Подарки для мамы».), и самостоятельно выполнить схему этого предложения. Ребенок читает слова эта, этот, это, эти, указывает стрелками, к какому из нарисованных предметов будет относиться каждое слово, и устно составляет с ними предложения: «Эта роза для мамы. Эти бусы для мамы». В конце игры ребенок записывает над схемой одно из составленных предложений. Если ребенок не может написать словом выбранный предмет-подарок (кольцо), то он рисует его в схеме предложения. 59 24 7. «Внимательный мальчик» (с. 20) Задачи. Закрепляем знание ребенка о том, что имена пишутся с заглавной буквы. Закрепляем умение узнавать и правильно писать знакомые буквы. На примере имен Эдик, Элли, Эмма тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку угадать имена детей, изображенных на картинке. Имена можно прочитать, зачеркнув неправильно написанные буквы. Прочитав имена, ребенку нужно догадаться и указать стрелкой, как зовут каждого ребенка. Имя мальчика ребенок указывает сразу (Эдик). Взрослый объясняет, что Эдик подарил на 8 Марта Эмме цветы, а Элли шарики. Догадавшись по объяснению, ребенок указывает, как зовут каждую девочку. Вспомнив правило о написании имен с заглавной буквы, ребенок сам подписывает под картинками имена этих детей и составляет звуковую и слоговую схемы. Е е 5. «Что это за реки?» (hебусы) (с. 22) Задачи. Тренируем умение разгадывать ребусы различных видов. Закрепляем знание ребенком правила о написании названий рек с заглавной буквы. Тренируем в составлении предложений к заданной схеме, выполнении звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем знания о родном городе и его реках. Ход игры. Ребенок последовательно разгадывает ребусы, подписывает слова-отгадки и анализирует их, выполняя звуковую и слоговую схемы. Взрослый просит ребенка объяснить (или сам объясняет), что обозначает каждое слово (Нева, Мойка, Фонтанка), обращает внимание ребенка на то, что названия рек пишутся с заглавной буквы. Ребенок анализирует схему предложения и вписывает недостающие слова: «Нева, Мойка, 60 25 Фонтанка это реки». (Здесь ребенок сам вспоминает правило написания названий рек с заглавной буквы.) 6. «Мой родной город» (с. 22) Задачи. Учим правильно писать название родного города (Петербург). На примере этого слова развиваем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез, используя знания о функции буквы Е (смягчение предыдущего согласного). Тренируем умение анализировать предложение по количеству слов. Закрепляем знания о написании первого слова в предложении и названий городов с заглавной буквы, о постановке знака препинания (точки) в конце предложения. Ход игры. С помощью взрослого ребенок производит звуко-буквенный анализ слова Петербург, вставляет пропущенные буквы. Прочитав предложение, выполняет его схему, комментируя свои действия. Необходимо обратить внимание на объяснения ребенка о написании слов Мой и Петербург с заглавной буквы. В заключение ребенок выполняет обводку или рисунок одного из памятников родного города, рассказывает об этом памятнике. 7. «Путешественники» (с. 22) Задачи. Развиваем умение послогового чтения. Добиваемся при чтении плавного перехода от слога к слогу. Закрепляем знание о написании названий городов с заглавной буквы. Развиваем звуко-буквенный анализ, продолжая тренировать ребенка в подборе к слову звуковой схемы. Закрепляем знания о букве Е: смягчении предыдущего согласного. Ход игры. Ребенок по стрелкам читает названия городов, устно выполняя их звуковой анализ; подбирает соответствующую данному названию звуковую схему, записывает это слово над выбранной схемой и раскрашивает схему. (Необходимы комментарии ребенка о написании названий городов с заглавной буквы.) Можно предложить ребенку вспомнить русские города, в названиях которых есть буква Е (Елец, Белгород, Зеленогорск, Челябинск и т. д.). 61 26 Ь ь 5. «Весенние прятки» (с. 24) Задачи. Закрепляем знания ребенка о приметах весны и весенних месяцах. Учим писать их названия. Развиваем умение угадывать знакомые буквы по их неполному написанию. На примере слова апрель закрепляем знания о букве Ь (смягчение предшествующего согласного). Тренируем умение согласовывать порядковые числительные с существительными. Закрепляем умение использовать предлоги и словосочетания за, перед, на, в, слева от, справа от. Ход игры. Рассматривая картинку, ребенок определяет изображенное на ней время года (весна). Взрослый сообщает, что на рисунке не только изображена весна, но и написаны названия весенних месяцев. Дается задание: найти на рисунке названия месяцев и обвести входящие в них буквы разными карандашами (март синий, апрель зеленый, май красный). Ребенок рассказывает, где он нашел каждую букву. (М за сугробом, слева от дерева; а на веточке дерева; Р за сугробом справа от дерева; Т под крышей домика слева МАРТ и т. д.) Затем ребенок по порядку пишет названия весенних месяцев, цифрой в кружке отмечая их очередность и называя порядок следования («Первый март, второй апрель, третий май»). В заключение ребенок раскрашивает весеннюю картинку. 6. «Составь предложение» (слог, слово, предложение) (с. 24) Задачи. Развиваем умение составлять из предложенных слогов слова, а из слов предложения. Закрепляем знание названий знаков препинания («.», «!», «?») и правило постановки одного из них в конце предложения. Тренируем умение читать предложения с определенной интонацией в зависимости от знака в конце него. Закрепляем умение разбирать предложение по количеству слов и составлять схему предложения. 62 27 Ход игры. Ребенок читает слоги, составляет из них слова, стрелкой указывая, какие слоги для этого нужно соединить (вес на, при шла). Затем он составляет и записывает предложение из этих слов, вспоминая правила о написании первого слова в предложении с заглавной буквы и постановке знака препинания в конце предложения: «Весна пришла». Ребенок называет знаки, написанные рядом («.», «!», «?») и объясняет их значение. Взрослый предлагает прочитать записанное предложение с разными интонациями, комментируя, какой знак должен стоять в конце. Ребенок анализирует предложение по количеству слов и рисует его схему. 7. «Времена года» (с. 24) Задачи. Закрепляем умение узнавать очертания знакомых букв, отличать и выделять неправильно написанные буквы. Учим определять пропущенные в слове буквы и самостоятельно дописывать слова. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ при подборе к слову звуковой схемы. Закрепляем знание времен года и умение писать их названия. Закрепляем умение дифференцировать согласные и гласные. Ход игры. Взрослый объясняет, что в каждом ряду таблицы написано слово. Ребенок должен догадаться, как его расшифровать (зачеркнуть неправильно написанные буквы и прочитать слово), и подобрать соответствующую ему звуковую схему из представленных ниже. Он раскрашивает схему и записывает над ней соответствующее слово. Взрослый предлагает догадаться, какого слова не хватает, и объяснить свою догадку (зима, так как здесь написаны названия времен года). Ребенку дается возможность самому «зашифровать» это слово аналогично предыдущим. Затем он записывает и это слово над схемой, раскрашивает схему. (Здесь нужно вспомнить правило о смягчении согласных мягким знаком.) Взрослый предлагает дописать название проведенной игры «Времена года». Ребенок должен сам назвать и вписать «потерявшиеся» буквы. При этом он обобщает пропущенные буквы: в первом слове согласные, во втором гласные. 63 28 Я я 5. «Это моя семья» (с. 26) Задачи. Развиваем умение определять пропущенные в слове буквы, выполняя звуко-буквенный анализ и синтез; составлять предложение из данных слов по определенной схеме. Учим писать слово семья. Ход игры. Ребенку предлагается прочитать слова, записанные в верхней части листа, рассмотреть схему предложения под ними, объяснить ее и составить по ней предложение из прочитанных слов, догадавшись, с какого слова должно начинаться предложение. («Со слова Это, так как оно написано с заглавной буквы».) Ребенок составляет и записывает предложение над схемой. («Это моя семья».) Взрослый просит ребенка вспомнить, каких членов семьи он знает. В правой части листа в столбик записаны названия членов семьи, но в каждом слове пропущены буквы. Задача ребенка определить, какое слово недописано, и вставить пропущенные буквы дописать слова (брат, сестра, мама, папа, бабушка, дедушка). Под каждым словом, комментируя свои действия, ребенок рисует звуковую и слоговую схемы. В рамках ребенок рисует портреты членов своей семьи и подписывает их. Игра может быть завершена рассказом ребенка о своей семье. 6. «Отгадай и сам зашифруй» (ребусы) (с. 26) Задачи. Развиваем умение разгадывать и самостоятельно составлять ребусы. На примере слова семья закрепляем знания о разделительной функции мягкого знака и полном звучании йотированных гласных (в данном случае Я) после него. Учим писать слово семья. Ход игры. Подсчитав количество букв Я, ребенок отгадывает ребус (семья). Взрослый предлагает ему самостоятельно зашифровать это слово, но теперь уже с помощью цифры (7). Ребенок рисует свой ребус: 7Я, записывает слово-ответ. Определяет ударную гласную и ставит знак ударение. 64 29 7. «Как нас зовут?» (с. 26) Задачи. Закрепляем умение определять первый звук и первую букву в слове. Учим читать и самостоятельно «зашифровывать» слова с помощью предметных картинок. Ход игры. Взрослый предлагает узнать, как зовут детей, нарисованных на картинках. Их имена нужно составить из первых букв нарисованных предметов. Анализируя названия предметов, ребенок сначала устно составляет имена, затем записывает их и ставит в написанных словах ударение. В конце игры ребенку предлагается самому «зашифровать» свое имя с помощью предметных картинок. Ё ё 5. «Ёжик под ёлкой» (с. 28) Задачи. Учим ребенка определять в предложении предлог под и выделять его на схеме предложения как отдельное слово. Тренируем в составлении предложений по заданной схеме. С помощью буквенного анализа и синтеза слов ёжик, ёлка закрепляем знания о букве Ё. Тренируем в составлении небольших рассказов по сюжетной картинке. Ход игры. Взрослый помогает ребенку рассмотреть картинку и ответить на вопросы по ее сюжету. Ребенок самостоятельно составляет небольшой рассказ по картинке и придумывает к нему название, а затем читает название этого рассказа, написанное над картинкой. Он выполняет буквенный анализ слов ёжик, ёлка, анализирует все предложение по количеству слов (предлог под выделяется как «маленькое слово»), рисует схему предложения. В заключение ребенку дается задание: придумать предложение по схеме, изображенной под картинкой, и дописать его самостоятельно («Ёжик сидел под ёлкой»). 6. «Много профессий нужных и важных» (с. 28) Задачи. Закрепляем умение находить букву Ё в заданных словах, определять ее место в слове и звук, который она 65 30 смягчает. Учим подбирать слова-названия профессий, заканчивающиеся на ёр (лифтёр, шахтёр, шофёр и т. д.). Расширяем знания о различных профессиях, учим ребенка рассказывать о том, чем занимаются люди этих профессий. Ход игры. Ребенок объясняет, людям каких профессий необходимы предметы, изображенные на картинках (самолёт лётчику, расчёска и ножницы парикмахеру, машина шофёру, нитки и иголки портному). Он узнает и обводит по точкам букву ё в кружке. Взрослый дает задание: определить, в названиях каких профессий есть буква ё, и соединить стрелкой букву с картинкой, соответствующей этой профессии. (Необходимы комментарии ребенка о том, в какой части слова находится ё и какой согласный звук она смягчает.) Ребенок читает названия профессий, написанные в столбик, объясняет, чем занимаются люди этих профессий. Предлагается вопрос: что общего в написании этих слов? («Они заканчиваются на ёр».) Ребенок вспоминает названия других профессий, также заканчивающиеся на ёр, с помощью взрослого записывает эти названия и объясняет, что делают люди этих профессий (например: вахтёр, режиссёр, шахтёр, сапёр). 7. «Узнай, прочитай, запиши» (изографы) (с. 28) Задачи. Учим разгадывать изографы (слова, зашифрованные в картинке). Закрепляем умение узнавать изученные буквы, написанные различными шрифтами. На примере слов вертолёт, самолёт закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Ход игры. Ребенок узнает на картинке изображение вертолета, определяет, что оно выполнено с помощью букв. Взрослый объясняет, что на рисунке есть и само слово вертолет. Анализируя звуковой состав слова, ребенок последовательно находит буквы, входящие в него. При этом он отмечает, что некоторые буквы в рисунке изображены не верно (В, Р). Ребенок поясняет, чтî в рисунке вертолета изображает каждая буква (В винт вертолета, Р корпус и хвост и т. д.); самостоятельно записывает это слово, выполняет его звуко- 66 31 вую и слоговую схемы. Взрослый обращает внимание ребенка на различие в произношении и написании слова и просит выделить красным карандашом букву О вертолёт, самолёт. Аналогично разбирается изограф самолёт. В заключение ребенку предлагается вспомнить профессии людей, работающих на этих машинах. Ю ю 5. «Животные жарких стран» (с. 30) Задачи. Учим образовывать глаголы настоящего времени множественного числа, согласовывая их с существительными. Закрепляем навык прочтения трехсложных слов со стечением согласных (ползают, плавают, прыгают). Закрепляем знания ребенка о животных жарких стран, умение узнавать их на картинках и называть. Ход игры. Ребенок называет животных, изображенных на картинках, обобщает их: животные жарких стран. (Необходимы комментарии ребенка или рассказ взрослого о жизни и особенностях поведения этих животных.) Прочитав слова, написанные справа в столбик, ребенок вспоминает, какие из нарисованных животных лучше всех выполняют эти действия (бегают, ползают, летают, плавают, прыгают). Ребенок соединяет стрелкой слово и соответствующих ему животных (бегают страус, жираф и т. д.). В заключение ребенок раскрашивает картинки. 6. «Поход в зоопарк» (с. 30) Задачи. Закрепляем узнавание и правильное написание изученных букв. Тренируем умение составлять из предложенных букв имена, закрепляем знание правила о написании имен с большой буквы. На примере звуко-буквенного анализа и синтеза имен Юра, Юля закрепляем знания о букве Ю. Тренируем умение дифференцировать Р и Л, А и Я. Закрепляем умение составлять схему предложения с выделением в ней предлогов 67 32 как отдельных «маленьких слов». Развиваем умение составлять рассказ по сюжетной картинке. Ход игры. Зачеркнув неправильно написанные буквы, ребенок составляет из оставшихся букв имена детей, нарисованных на картинке (при этом вспоминает правило о написании имен с заглавной буквы); записывает имена (Юра, Юля), выполняет их звуковую и слоговую схемы. По наводящим вопросам взрослого он догадывается, откуда идут эти дети. Затем он читает недописанное предложение под картинкой, догадывается, какие слова нужно вписать, и вписывает их с помощью взрослого (Юля, Юрой или Юра, Юлей). Ребенок проверяет, все ли верно в данном предложении. Догадавшись, что в конце предложения не поставлен знак препинания, он ставит его по своему усмотрению («.», «!», «?») и читает предложение с соответствующей интонацией. Проанализировав предложение по количеству слов, выделяя союз как «маленькое слово», ребенок выполняет схему предложения. Завершая игру, ребенок составляет рассказ по этой сюжетной картинке о посещении детьми зоопарка. 7. «Страус» (изограф) (с. 30) Задачи и ход данной игры аналогичны описанным ранее (см. с. 56). 8. «Веселый зоосад» (с. 39) Задачи. На примере слов слон, носорог, бегемот, жираф, страус тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов. Развиваем навыки деления слов на слоги. Закрепляем знания по теме «Животные жарких стран». Ход игры. Ребенок обводит изображение зверя, нарисованного точками. Определяет, что это СЛОН. Подписывает его название (СЛОН). Затем рассматривает картинки с остальными животными и называет их. Ребенку объясняют, что рядом с каждым из животных должна быть табличка с его названием, но их написали неправильно. «Таблички» нужно исправить, написав верно слова-названия животных. Правильно располагая слоги, ребенок пишет названия животных (НОСОРОГ, БЕГЕМОТ, 68
|