игротерапия и коррекция поведения дошкольников методика и формы работы с гиперактивными детьми тест

Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5–7 лет

игротерапия и коррекция поведения дошкольников методика и формы работы с гиперактивными детьми тест Чабин Андрей
Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5–7 лет

Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет

Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность и раздражительность.

Особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля произвольного поведения.

Основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности.

Для реализации этой задачи используются следующие методы.

1. Наблюдение за поведением детей в различных видах двигательной деятельности в условиях дошкольного учреждения

2. Беседа с воспитателями об особенностях поведения детей во время физкультурных занятий и подвижных игр.

3. Комплексная оценка двигательной активности каждого ребенка в определенные режимные моменты

4. Работа с родителями.

5. Организация контрольных двигательных заданий.

При разработке содержания психолого-педагогической коррекционной работыследует опираться на следующие положения:

Позитивно влиять на процесс развития ребенка – значит управлять ведущей деятельностью

Коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий.

Эмоции играют первичную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка, его ориентации в окружающем мире.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях

Первое направление – ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок, используются двигательные упражнения в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой.

Игры упражнения направлены на развитие внимания и координации у детей. Подробно объясняются правила и показывается каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны действовать по инструкции взрослого и под его наблюдением.

• Сформировать у родителей положительную направленность на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребенком (индивидуальные консультации, беседы и др.)

• Способствовать активному материалов тренинга в семейной практике (игровые упражнения различной направленности).

Конечно невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

В условиях детского сада педагог должен опираться на когнитивное развитие ребенка.

Во-первых, следует изучить психологические особенности детей с СДВГ;

• строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;

• изменить режим занятий с включением физкультминуток;

• предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;

• направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т. д.).

Во-вторых, вести знакомую систему оценивания;

• ввести постоянный режим дня;

• избегать завышенных или заниженных требований;

• использовать на занятиях элементы игры и соревнования;

• давать задания в соответствии с возможностями ребенка;

• большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое;

• создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;

• игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;

• строить процесс воспитания на положительных эмоциях;

• помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

В-третьих, способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии;

• терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения;

• профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.

В-четвертых, объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения. Что следует помнить?

2) по достижении ребенком возраста 8 лет;

3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.

Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых –упражнения, игры, и другие психотерапевтические средства.

Использование игровой терапии в работе с гиперактивными дошкольникам.

Одним из наиболее эффективных психотерапевтических средств в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью является игровая терапия. Игровая терапия имеет широкие возможности и при оказании помощи гиперактивным детям, существенно сглаживая их двигательное беспокойство и суетливость позволяя контролировать их действия и поступки с помощью определенного игрового сюжета и связанных с ним правил и ролей. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, проводящиеся под руководством взрослого, в эффективности которых мы неоднократно убеждались в процессе своей работы с гиперактивными дошкольниками.

Для беспокойного расторможенного ребенка игра является единственной реальной возможностью активно погружаться и игровую ситуацию, сосредоточиваться на на ней хотя бы на непродолжительное время, и выступает тем самым для ребенка своеобразным аналогом медитации взрослых. Однако при этом следует помнить, что в случае с гиперподвижными детьми такое погружение может состоятся только при условии обеспечении в игре достаточно оптимального уровня двигательной активности, когда переход к спокойному ритму осуществляется постепенно и ненавязчиво, проявляется как закономерный и необходимый элемент игрового сюжета. Иными словами, для достижения терапевтического эффекта важно выдерживать такую ритмичность, при которой напряженные и энергичные действия сменяются моментами затишья и расслабления.

Работая с гиперпожвижными детьми, постоянно следует помнить, что насильственно сдерживаемое стремление ребенка к движению находит свое проявление в бурных истериках и разрушениях. Поэтому задача специалиста – найти возможность позитивного использования двигательной энергии и активности таких детей, что особенно успешно осуществляется в коллективных сюжетных ритмичных играх, сопровождающихся стихотворным текстом и спокойным пением.

Проводя с дошкольниками подобные игры, мы стараемся максимально задействовать их мелкую моторику, в связи с чем обязательным элементом совместного игрового действия являются пальчиковые игры. Кроме того мы обязательно вводим игровые сюжеты, в которых необходимо поддерживать равновесие и выполнять зеркальные симметричные действия, которые по свидетельству некоторых специалистов, оказывают терапевтическое действие на детей с двигательной расторможенностью.

Психокоррекционная работа начинается с индивидуальных занятий с опорой на положительное подкрепление. На фоне приятных сенсорных впечатлений выстраивается игровой сюжет, который переносится в рисунок, игру за столом, что позволяет удерживать ребенка на определенном месте и постепенно переходить к формированию самоконтроля и познавательной мотивации. Активное внимание стимулируется через увлечения ребенка. Эффективным является включение гиперактивных детей в психокоррекционную группу для дошкольников с нарушениями конструктивного коммуникативного взаимодействия. Занятия проводятся с использованием психологических игр и упражнений (подвижные игры, психогимнастика, свободное и тематическое рисование, сочинение историй, сказкотерапия, релаксационные упражнения, что способствуют улучшению внимания, развитию самоконтроля, повышению самооценки таких детей. Важным моментом является регламентация психологом времени пребывания такого ребенка в группе, создание гибкого режима работы.

Игры для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

1. «Передай хорошее настроение» игра-разминка.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой.

Цель: развитие произвольности психических процессов, внимания.

Цель: развитие внимания, памяти, формирование самоконтроля двигательной активности.

Взрослый предлагает детям показать разные движения – упражнения.

После показа упражнения дети все его повторяют, после показа второго упражнения, дети его запоминают и повторяют сначала первое, затем второе и т. д. до 8-10 движений. Затем взрослый предлагает вспомнить и показать в разброс 5, 8, 4.

4.«Чужие колени или ладошки».

Цель: развитие концентрации внимания, сосредоточенности, взаимоконтроля деятельности.

Цель. Снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

6. «Запомни и повтори».

Цель: развитие внимания, визуальной памяти.

На полу в произвольном порядке разложены различные предметы. Взрослый на несколько минут раздаёт детям карточки с изображением двух-трех предметов (кубик, мяч, кольцо, затем собирает их.Звучит сигнал: дети произвольно двигаются по комнате, затем,продолжая двигаться выполняют задания:

собери предметы, которые ты видел на карточке.

собери предметы в том порядке в котором они были изображены на карточке.

Цель: развитие внимания, памяти, комбинаторные способности, логическое мышление, пространственное представление и воображение.

Предлагается детям собрать из кубиков различные фигуры, постройки. Взрослый может использовать подсказку в виде крупной картинки, несли задание не трудное, то может показать только на своем примере.

Это малоподвижные игры, направлены на развитие произвольности психических процессов. в тоже время в этих играх решается задача взаимоконтроля деятельности.

Цель. Развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию.

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь, «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь, «шепталка», означает, что можно тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь, «молчалка», призывает детей замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

8. «Колпак мой треугольный»

Цель. Научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего,произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове).В следующий раз уже заменяются два слова: «колпак» и «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают жестами уже всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

9. «Ласковые лапки» (И. В. Шевцова)

Цель. Снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Варианты игры: «зверек» может прикасаться к щеке, колену, ладони; можно поменяться с ребенком местами.

Коррекционная работа. Что это? КОРРЕКЦИОННА РАБОТА. ЧТО ЭТО? Формирование личности ребенка очень серьезный процесс. И этот процесс не всегда идет вверх, как бы нам не хотелось.

Коррекционная работа по образовательной области «Речевое развитие» «Звуки [Н], [Н’]» Коррекционная работа по образовательной области «Речевое развитие». Проектировочные компоненты. Тема: «Звуки [Н], [Н’]. Цель: Сформировать.

Коррекционная работа по социально-бытовой ориентировке с детьми с умственной отсталостью в условиях дома-интерната Вся организация коррекционно-педагогического процесса в нашем доме-интернате направлена на формирование личности особого ребенка, коррекцию.

Коррекционная работа по закреплению произношения звуков [Ш], [Ж] с детьми, имеющими общее недоразвитие речи Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для последующего обучения ребёнка, так и для коммуникации. Выполняя.

Коррекционная работа с аутичным ребенком Схема коррекционной работы с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра (из Лебединского В. В.) Полученные, данные об особенностях.

Коррекционная работа в ДОУ по требованиям ФГОС С внедрением ФГОС в систему образования коррекционная работа в нашем детском саду перешла на качественно новый уровень. Основу плана коррекционной.

Программа работы с гиперактивными детьми. Актуальность: Одна из наиболее часто встречающихся проблем – гиперактивность детей. Как правило, гиперактивный ребёнок гораздо эффективнее.

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми Понятие «гиперактивность» характеризуется следующими признаками. Гиперактивные дети суетливы, никогда не сидят спокойно. Нередко бывают.

Рекомендации воспитателям при взаимодействии с гиперактивными детьми Гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом.

Занятие в старшей группе «Морские обитатели» (с гиперактивными и замкнутыми детьми) Цель: Расширять представление о многообразии морских обитателей; развивать интерес (кругозор, чувства коллективизма (эмпатию, фантазию,.

Источник

Игротерапия и коррекция поведения дошкольников методика и формы работы с гиперактивными детьми тест

игротерапия и коррекция поведения дошкольников методика и формы работы с гиперактивными детьми тест

pomosch.onlain@yandex.ru

игротерапия и коррекция поведения дошкольников методика и формы работы с гиперактивными детьми тест

1. К методам изменения деятельности детей относятся:
• музыка, музыкотерапия
• изменение статуса ребенка в коллективе
• личный пример взрослого и ребенка
• «разрешение» на поведение
• литературная деятельность детей
• игнорирование поведения ребенка
• рисование, рисуночная терапия

2. Отсутствие сопряженных ролей и ролевых отношений, то есть, исполняя какую-либо роль ребенку нет необходимости вступать во взаимодействия с другими играющими является характерным для типа игры:
• игры – соревнования
• психотехнические игры
• игры –драматизации
• образно-ролевые игры
• «Лото»
• игры с правилами
• сюжетно-ролевая игра
• режиссерские игры
• народные игры

3. Первые проявления гиперактивности детей наблюдаются в возрасте до:
• 4 лет
• 9 лет
• 5 лет
• 7 лет

4. Ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности характерно для типа игры:
• народные игры
• «Лото»
• психотехнические игры
• сюжетно-ролевая игра
• игры –драматизации
• режиссерские игры
• игры с правилами
• образно-ролевые игры
• игры – соревнования

5. Мультимолекулярный принцип – это:
• расстройство, которое имеет множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и юридические
• расстройство, которое развивается по временной оси, начиная с раннего детства и проходя через школу, подростковый возраст, армию и зрелость
• расстройство, которое развивается по временной оси и имеет множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и юридические

6. Ребенок с агрессивным поведением постепенно приобретает навык оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый в следующем типе игры:
• «Лото»
• режиссерские игры
• игры с правилами
• игры – соревнования
• народные игры
• психотехнические игры
• сюжетно-ролевая игра
• образно-ролевые игры
• игры –драматизации

7. К признакам гиперактивности мальчиков относятся:
• у ребенка есть расстройства сна, энурез
• потери сознания у ребенка, травмы с потерей сознания
• у ребенка есть несколько старших братьев и сестер
• возраст отца на момент рождения ребенка более 39 лет
• аллергические реакции, тики, судороги в анамнезе у ребенка
• возраст матери на момент рождения ребенка более 30 лет

8. Активная форма экспериментального поведения с мощным социа¬лизирующим эффектом характерна для типа игры:
• игры – соревнования
• образно-ролевые игры
• игры с правилами
• психотехнические игры
• народные игры
• сюжетно-ролевая игра
• режиссерские игры
• «Лото»
• игры –драматизации

9. К методам коррекции поведения детей относятся:
• музыка, музыкотерапия
• литературная деятельность детей
• игнорирование поведения ребенка
• личный пример взрослого и ребенка
• рисование, рисуночная терапия
• изменение статуса ребенка в коллективе
• «разрешение» на поведение

10. Изощренный способ, которым пользуется ребенок, чтобы извлечь выгоду из неблагоприятной ситуации – это:
• демонстративное поведение
• импульсивное поведение
• конформное поведение
• недисциплинированное поведение
• агрессивное поведение
• симптоматическое поведение
• протестное поведение

11. Трудности с чтением – это:
• дисграфия
• дискалькулия
• дислексия

12. Специальные игровые упражнения в основе которых лежат элементы аутогенной тренировки – это:
• игры –драматизации
• сюжетно-ролевая игра
• игры с правилами
• «Лото»
• образно-ролевые игры
• народные игры
• психотехнические игры
• режиссерские игры
• игры – соревнования,

13. Признаки гиперактивности проявляются чаще у:
• примерно одинаковое соотношение
• мальчиков
• девочек

14. К специфическим методам коррекции неконструктивного поведения относятся:
• упражнение
• изоляция ребенка от коллектива на некоторое время
• поощрение
• наказание

15. Доказано достоверное влияние на развитие СДВГ следующих факторов:
• потери сознания у ребенка, травмы с потерей сознания
• возраст матери на момент рождения ребенка более 30 лет
• неблагополучный микроклимат в семье
• трудности в общении с ребенком
• наличие у матери психической травмы
• у ребенка есть несколько старших братьев и сестер

16. К общим причинам дисграфии, дислексии и дискалькулии относятся:
• слабость обработки слуховой информации
• синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
• слабость обработки зрительной информации
• математическая «фобия»
• проблема с установлением последовательности

17. Обаяние игровых персонажей относятся к типу игр:
• режиссерские игры
• образно-ролевые игры
• «Лото»
• психотехнические игры
• игры с правилами
• игры –драматизации
• сюжетно-ролевая игра
• игры – соревнования
• народные игры

18. Умение расслаблять мышцы, удерживать внимание на избранном объекте, воздействовать на себя нужными словесными формулами относятся к модели:
• Г. Стерна
• Шульца
• А.В. Алексеева

19. Повышенная склонность следовать чужому мнению или стилю поведения – это:
• агрессивное поведение
• симптоматическое поведение
• протестное поведение
• конформное поведение
• недисциплинированное поведение
• импульсивное поведение
• демонстративное поведение

20. К причинам возникновения СДГ относятся:
• социально-психологические факторы
• пищевая аллергия
• экологический фактор
• образовательная среда
• генетическая предрасположенность и родовые травмы
• химическая аллергия

Источник

Психокоррекция гиперактивного поведения дошкольников

игротерапия и коррекция поведения дошкольников методика и формы работы с гиперактивными детьми тест Светлана Бадмаева
Психокоррекция гиперактивного поведения дошкольников

1. Понятие гиперактивности …. 4

2. Коррекционная работа с гиперактивными детьми….5

3. Игры и упражнения с гиперактивными детьми….….7

Список используемой литературы…. ….12

Если вы увидите ребенка, способного подолгу сидеть или лежать без дела,тонаверняка встревожитесь: здоров ли он? Ведь дети, как

правило, очень подвижны, активны—такова их природа, физиологическая

закономерность их развития.

Овладев навыками ходьбы, ребенок начинает энергично пользоваться этими увлекательными возможностями. Он будет влезать на скамейки и диваны, прыгать с них, протискиваться во все уголки, шлепать по лужам.

Особенно большие непоседы—малыши 3—4 лет. Стремление к познанию

окружающего мира побуждает их к постоянному действию. Им хочется все

посмотреть, потрогать, даже поломать, чтобы заглянуть вовнутрь.

Не следует ограничивать естественную подвижность ребенка. Но как быть с

подвижностью чрезмерной? И, главное, что считать чрезмерным?

Конечно,норму здесь определить нелегко: многое зависит от

индивидуальных особенностей организма, от характера, темперамента. И все

же есть дети, которых врачи называют гиперактивными. Они буквально не

знают ни минуты покоя, если не бегают, не суетятся сами, то в движении их

руки, что-нибудь вертят, расстегивают; в движении голова, то и дело

поворачивающаяся туда и сюда; в движении даже рот, ребенок то жует, то

язык высунет, то чуть прикусит его. Чрезмерная подвижность—не

единственная их особенность. Они бывают плаксивы, беспокойны, капризны.

1. Понятие гиперактивности.

«Активный» — от латинского «activus» —деятельный, действенный. «Гипер» — от греческого «Нурег» — над, сверху — указывает на превышение нормы.

«Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью. импульсивностью и гиперактивностью» (Психологический словарь, 1997, с. 72).

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1—2 года, 3 года и 6—7 лет. В 1—2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6—7 лет формируются навыки чтения и письма (Заваденко Н. П., 2000).

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность (Шевченко Ю. С. 1997; Заваденко Н. Н., 2000 и др.). К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых,имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности (по: Заваденко Н. П., 2000).

В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая

дисфункция (ММД, которая и является причиной возникновения школьных

проблем примерно половины неуспевающих учащихся (Шевченко Ю. С, 199.7,Кэмпбелл Р., 1997. Заваденко Н. Н., 2000). Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи,психиатры, в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность — это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист, При этом диагноз ставится только после проведении специальной диагностики, а никак, не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и/или родов (Заваденко Н. Н., 2000)

Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность,

является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у

взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в

перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении, слабом его

Когда человек мыслит, он затрачивает столько энергии, сколько ни одна физическая работа не требует. Значит, если энергии достаточно, он

справляется. Если нет,есть два пути: либо наступает истощение, либо, если

он созрел лнчностно и у него целенаправлена воля, то обедняются телесные

функции. На них энергии не хватает, и идет различная психосоматическая

Когда ребенок с СДВГ остается один, он становится вялым, как бы

полусонным или слоняется без дела, повторяет какие-нибудь монотонные

действия. Эти дети нуждаются во внешней активации. Однако в группе при

излишней «активации» они перевозбуждаются и теряют работоспособность.

Когда ребенок живет в семье, где ровные, спокойные отношения, то

гиперактивность может быть не проявлена. Но, попадая в условия, где

много внешних раздражителей, ребенок начинает демонстрировать весь

набор признаков СДВГ.

Также при гиперактивности у детей слабая моторная координация,

характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями. Для них

характерна постоянная внешняя болтовня, которая бывает при

несформированности внутренней речи, контролирующей социальное

поведение.

Среди таких детей могут быть и одаренные, обладающие неординарными способностями. Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект, но развить его в полной мере мешают нарушения развития.

2. Коррекционная работа с гиперактивными детьми

Цель коррекционной работы с гиперактивными детьми в следующем:

• Научить концентрировать внимание;

• Доводить начатое дело до конца;

• Контролировать свои движения;

• Снимать мышечное напряжение;

• Контролировать свои эмоциональные проявления;

Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным, позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач.

В работе с гиперактивными детьми используют три основных

направления: во-первых, развитие дефицитарных функций (внимания,

контроля поведения, двигательного контроля); во-вторых, отработка

конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; в-

третьих, при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно

или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно

приоритетное направление. Например, отработка навыков взаимодействия с

При развитии дефицитарных функций необходимо руководствоваться

следующими правилами. Коррекционную работу следует проводить

поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем,

что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и

спокойным, и неимпульсивным. Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности или дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно.

На основе такого понимания особенностей психокоррекционной работы с тревожными, агрессивными и гиперактивными детьми, мною составляется план, индивидуальная программа. Которая зависит от состояния

ребенка, от особенностей его развития и поведения, от его возможностей.

Например, план работы с гиперактивным ребенком в общем виде

может быть составлен примерно так:

1. Подготовительный этап.

1). Определение запроса.

-знакомство с медицинской картой

-анкетирование родителей (опросник)

-анкетирование педагогов (основных и дополнительных)

-беседа с родителями

-беседа с педагогами

-знакомство с ребенком, наблюдение

2). Составление программы.

-составление перечня проблем

-выделение первоочередной задачи

-координация планов всех специалистов

3).Диагностика состояния ребенка на основании:

-психодиагностических методик.

2. Коррекционная работа.

3. Заключительный этап.

1). Диагностика состояния ребенка

2). Беседа со специалистами

3). Беседа с родителями

4). Выдача рекомендаций педагогам и родителям по взаимодействию с ребенком.

Приведенный план коррекционной работы с гиперактивными детьми

носит условный характер, он лишь отмечает основные этапы работы с

ребенком. В каждом конкретном случае он будет корректироваться, решается какое количество занятий необходимо провести, с индивидуальных или групповых форм следует начать и т. д.

Следуя рекомендациям В. Оклендер, иногда полезнее не стремиться,

во что бы то ни стало выполнить план проведения занятия, а прислушаться к

потребностям самого ребенка.

3. Игры и упражнения с гиперактивными детьми.

Для коррекционного воздействия на гиперактивных детей мы используем следующие приемы и технологии, рекомендуемые психологами:

• Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций,

• Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

• Игры для развития тактильного взаимодействия.

• Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению

• Работу с глиной, водой, песком, тестопластика.

Поговорим подробнее о каждом приеме.

Итак, использование релаксаций, визуализаций.

Упражнения на релаксацию и развитие воображения мы берем из работы Л. И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками» (Все упражнения на релаксацию, по возможности, выполняются под спокойную расслабляющую музыку)

Дети ложатся на ковер на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.

Воспитатель: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный

летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку,

порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Эти

движения очень легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что

он — бабочка, что у него большие и красивые крылья. Почувствуйте, как

ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь

ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь

взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на

нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно

начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего

цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку

цветка. Вдохните еще раз его аромат. и откройте глаза. Расскажите о

Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, что солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете. А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.

Как известно, на мочке уха находятся точки, которые связаны со всеми

нашими органами. Если ребенок никак не может успокоиться и уснуть,

воспитатель может сделать ему легкий массаж мочки уха. Через 5-10

минут успокаиваются даже самые шаловливые дети.

Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

вниз, игра «Внимание», «Третий лишний», «Бездомный заяц» и т. д.

Игры для развития тактильного взаимодействия.

Все дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат на ковре на животе и

закрывают глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их

спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов, букв, цифр. Кто

трудно, можно «пустить им»побегать по спине разных животных: кошку,

муравья, слона и т. д.

Дети садятся на ковер. По очереди выбрасывают кубик. Выпадет 1 надо погладить соседа, 2-обнять, 3- сделать массаж спины, 4- поцеловать в

носик, и т. д. Все, что хотите придумать из ласковых жестов. Дети

постарше могут стесняться проявлять ласку. Надо им объяснить, что

стесняться надо ударить кого-нибудь, а ласкать не стыдно.

При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые

отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки.

Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом» из

головного мозга. Многочисленные научные исследования указывают на

то, что при развитии мелкой моторики ребенка (пальчиковая гимнастика)

быстрее развивается речь, мышление, а в дальнейшем формируется

Тренировку пальцев рук нужно начинать как можно раньше. К нам дети попадают в среднем возрасте и мы начинаем с первых дней заниматься

развитием мелкой моторики. На начальном этапе обучения пальчиковую

гимнастику лучше проводить с опорой руками о стол или другую

поверхность, а потом уже в положении с согнутыми перед собой на

уровне груди руками.

Упражнения пальчиковой гимнастики можно классифицировать так:

-сгибание пальцев в кулак и разгибание;

-вращательные движения кистью и каждым пальчиком;

-растягивание мышц пальцев с помощью другой руки;

-расслабление мышц пальцев пассивными и активными движениями

(раскачивание рук, встряхивание кистями);

-упражнения на координацию движений пальцев рук: выставление

одного, двух пальцев рук, соединение большого пальца с другими,

Все упражнения этой группы можно выполнять двумя руками

одновременно или поочередно каждой рукой.

2. Движение пальцев по различным частям тела и поверхностям.

3. Построение фигурок из пальцев («домик», «очки» и т. д.)

4. Построение фигурок из палочек, различных мозаик с мелкими

деталями, размазывание пластилина, собирание различных бус, шнуровка,

застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, шнуровка (подушки).

Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

Этот вид игр обычно используется во время прогулки. И, конечно же, у

каждого из вас в запасе достаточно таких игр. Поэтому не буду утомлять

кубик, квадрат и т. д., «пятнашки-елочки», «различные шаги», «палочки-

выручалочки», различные эстафеты и т. д.

Психогимнастические этюды для обучения пониманию и

выражению эмоционального состояния.

В процессе роста ребенка происходят изменения в его эмоциональной

сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими,

развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но

сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Ее необходимо

развивать. Знакомим детей на примерах сказочных героев с пятью

эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением. При чтении

сказки происходит первичное знакомство с эмоцией. Затем, когда дети

репетируют роль, они проживают эмоциональные состояния, вербализуют

свои переживания, знакомятся с культурным наследием

человека (литература, музыка). Помогает детям развивать умение видеть

эмоциональные переживания у других такая игра, как «передай лицо».

Учит видеть. добрые и злые поступки такой вид деятельности, как

сочинение небольшого рассказа по картинке, на которой изображены

различные дети, животные в веселом, грустном, плачущем состоянии.

Надо придумать историю о том, что произошло и как можно помочь тем,

кто плачет. Очень часто провожу с ними игру на РТВ «Эмпатия» на

прогулках. Предлагаю им «превратиться» в растущее дерево, неполитый

цветок, сломанную ветку, брошенную игрушку и т. д. и рассказать о своих

мыслях, эмоциях, переживаниях. В результате расширяется круг

понимаемых эмоций, дети становятся способными к более глубокому

пониманию себя и других людей, у них чаще проявляются эмпатийныс

проявления по отношению к окружающему миру.

Работа с глиной, водой, песком, тестопластика.

Игры с водой, песком, крупами развивают не только тактильные

ощущения, успокаивают детей, т. к. действуют на кончики пальцев как

микромассаж, но и помогают дошкольникам не бояться совершения

ошибок, от которых, как известно, не застрахован никто. Как часто мы

наблюдаем нервное беспокойство ребенка, если он что-то нарисовал на

листе неправильно. Ему хочется сразу перевернуть листок, стереть

ошибку или зачеркнуть так сильно, чтобы его не стало видно. В работе с

песком,крупами все проще: если ты сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно

детям с задержкой психического развития.

Это обычная театрализованная деятельность. В комплекс этой работы

входит знакомство детей со сказками разных народов и литературными

сказками. Подготовка и показ этих сказок различными видами театра. Игры

на развитие творческого воображения. В ходе этих занятий дети учатся

контролировать свои эмоции, развивают речь. У них развивается

уверенность в себе, потому что в этих занятиях не бывает неправильных

ответов. Учатся подбирать к спектаклям костюмы, музыку, атрибуты. Не

боятся переделать сказку на новый лад или придумать свою. Учатся

социальному поведению и т. д. но самое главное, что им очень нравится

показывать сказки, которые они подготовили, малышам. И, конечно, участие

в сказке является стимулом для контроля за своим поведением.

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности,

развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между

ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек-

меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается

на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет,

что по руке будет ходить ‘зверек’ и касаться ласковыми лапками. Надо с

предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: ‘зверек’ будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно

поменяться с ребенком местами.

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

— дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться.

Заканчивать игру следует «молчанками».

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих.Далее ведущий говорит: ‘Меняются местами те, у кого. (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный

признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время

водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без

стула, становится водящим.

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.

Возможности ДОУ в коррекции агрессивного поведения дошкольников «Возможности ДОУ в коррекции агрессивного поведения дошкольников» В последние годы воспитатели детских садов, родители отмечают тенденцию.

Психология девиантного поведения дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад №3» «Чулпан».

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения дошкольников» МАДОУ «Детский сад №19» г. Благовещенск. 2019. год Воспитатель: Ункунова Елена Григорьевна Консультация для родителей. «Воспитание культуры.

Направления работы по адаптации гиперактивного ребенка в дошкольном образовательном учреждении В этой статье речь пойдет о детях, которые зачастую оказываются наиболее трудными для воспитателей детских садов. Они создают наибольшее.

Правила безопасного поведения в интернете для дошкольников Правила безопасного поведения в интернете для дошкольников Цель: Обеспечение информационной безопасности воспитанников путем привития им.

Проблема агрессивного поведения дошкольников Аннотация: В данной статье представлена проблема агрессии у детей дошкольников. Рассмотрены понятия и взгляд на проблему. Понятия имеют.

Роль музыки в развитии личности гиперактивного ребенка В настоящее время в стремительно меняющемся современном мире также стремительно увеличивается численность детей с психоэмоциональными нарушениями.

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *