игровая методика обучения детей пению учебно методическое пособие кацер о в

Игровая методика обучения детей пению учебно методическое пособие кацер о в

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ О. В. Кацер
Как увлечь, заинтересовать детей пением? Как помочь ребенку «поймать» ощущение чистого пения? Как научить ребенка получать от красивого пения удовольствие? Ответы на эти вопросы можно найти, обратившись к «Игровой методике по обучению детей пению» Ольги Валерьевны Кацер.
Особенность методики – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим голосом; отличается новизной в последовательности и системе приобщения детей к искусству пения, она создана на основе многолетней опытно-экспериментальной работы с детьми. Предлагаемый практический материал доступен всем детям, независимо от их возможностей и способностей, но главное, он очень эффективен при формировании певческой интонации детей.

Работа над развитием певческой культуры детей начинается с речевого этапа. Цель речевого этапа – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков, сделать обучение пению более легким и понятным занятием.

Начинаем всегда с артикуляционной гимнастики, используя для этого различные сказки. Например, «Путешествие язычка» и «Зарядка для язычка». Чтобы разогреть мышцы дыхательной системы, в начале занятия проводим игры на развитие речевого и певческого дыхания. Например, упражнение «Кач-кач», где дети превращаются в деревья и ритмично покачиваются, выполняя вдох и выдох. В упражнении «Воздушные шарики» говорим детям: «Ребята, посмотрите, какие разноцветные шарики я принесла! Давайте их надуем!» Выполняем образные движения раздачи шариков, и мы начинаем их «надувать».

Во время выполнения упражнений на дыхание, обращаем внимание детей, чтобы они не поднимали плечи во время вдоха. Детям старшего возраста объясняем, что вдох короткий и спокойный, затем задерживаем дыхание, а выдох более продолжительный. Постепенно усложняем упражнения на дыхание, добавляя закрытый звук «у». Игры с голосом способствуют развитию не только интонационного и фонематического слуха, но расширению диапазона речевого и певческого голоса. Это могут быть различные звукоподражания (человеческий голос, голоса животных, голоса живой природы). Всегда с большим интересом дети участвуют в играх с использованием стихотворной формы, например, игры на стихи С.Л. Коротаевой «Ослик», «Пробуждение».

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения доставляют детям много радости, так как в таких играх все дети чувствуют себя успешными. Например, речевая игра «Имена», в которой каждый ребенок проговаривает свое имя и имена других детей в разных вариантах, дополняя хлопками, шлепками по коленям.

Очень весело и легко проходят игры с использованием потешек, считалок, пословиц, поговорок, так как они мелодичны и ритмичны. Стараемся использовать игры в разных вариантах: первый раз с изменением динамики, затем с изменением регистров голоса и темпа произношения. Тексты речевых игр не разучиваем с детьми, они запоминают их в процессе игры.

Для развития музыкального, поэтического, слуха, чувства слова и воображения подбираем стихи, которые содержат яркий, игровой образ, например «Радость» К. Чуковского, «Кислые стихи» Э. Мошковской, «Великан и мышь» А. Фройденберг.

При формировании певческого голоса на начальном этапе, необходимо следить за тем, чтобы дети е увлекались силой звучания, не переходили на крик, так как это отрицательно влияет на точное интонирование и ведет к потере полётности, звонкости голоса. Например, при знакомстве детей с новой песней можно «превратить» всех детей в Птиц, Лошадок, Медведей или Зайцев. Условно Птицы летают по всему залу. Объясняем: «Как только вы услышите раскаты грома (звуки барабана), сразу собирайтесь на своем «дереве» и сидите тихо». В это время исполняем новую песню или часть новой песни. Как только прекращаем петь, дети «птицы» вновь начинают летать по всему залу (лесу, парку). Когда детям надоедает один образ, предлагаем выбрать другой.

Для разучивания песни с детьми активно используем такую организационную форму, как работа в кругу. Дети могут стоять в кругу или сидеть на ковре, но при этом каждый ребенок может ощутить свою значимость для других детей, некоторую психологическую поддержку. В другой раз можно предложить детям поводить хоровод, но на первую музыкальную фразу надо поднять руки вверх, на вторую – опустить вниз и т.д. Во всех вариантах показ песни делается без музыкального сопровождения. Заметили, что при таком приеме дети быстро запоминают слова, постепенно сами начинают подпевать, разучивая мелодию.

В практике всегда встречаются нечисто поющие дети, с низкими или хриплыми голосами. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание и создает дополнительные трудности хорошо поющим детям. В этом случае, предлагаем детям разделиться на «птичек» – правильно поющих и «рыбок» – с неустойчивой интонацией, неналаженной координацией слуха и голоса. Для начала предлагаем всем детям петь «рыбками», старательно артикулируя, но без пения вслух. А затем вместе и «птичками», и «рыбками». Таким образом, дети – «рыбки» эффективно совершенствуют свой музыкальный слух и координацию.

Источник

Игровая методика обучения детей пению

Вокальные упражнения требуют многократного повторения

Просмотр содержимого документа
«Игровая методика обучения детей пению»

Как увлечь, заинтересовать детей пением? Как помочь ребенку «поймать» ощущение чистого пения? Как научить ребенка получать от красивого пения удовольствие? Ответы на эти вопросы нашла, обратившись к «Игровой методике по обучению детей пению» Ольги Валерьевны Кацер.

Особенность методики – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим голосом.

Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации, поэтому благодаря использованию игровой методики они с лёгкостью «выдерживают» время полноценного занятия. Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре. Поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения на занятиях зависит только от педагога.

Игровой метод – это главный двигатель в работе над первыми вокальными навыками. Различные голосовые игры способствуют осознанию ребенком механизма звукообразования, выработке координации слуха и голоса. За основу игровой программы начального этапа, я взяла методические приемы В.Емельянова, О.Кацер и А.Карягиной.

Следуя рекомендациям О.В. Кацер, всю свою работу разделила на 3 этапа: речевой этап, последовательное обучение пению и адаптация песни к повседневной жизни.

Авторская методика музыкального воспитания детей О.Кацер отличается новизной в последовательности и системе приобщения детей к искусству пения, она создана на основе многолетней опытно-экспериментальной работы с детьми. Предлагаемый практический материал доступен всем детям, независимо от их возможностей и способностей, но главное, он очень эффективен при формировании певческой интонации детей.

Артикуляционная гимнастика и интонационно – фонетические упражнения очень эффективно выстраивают всю систему начального периода учебного процесса. В творческой атмосфере, которая доставляет юным певцам истинное удовольствие, достигается автоматизм в выполнении непростого тренинга. Этот процесс оказывает положительное воздействие на психику ребенка, развивая его внимание, память, делая тонким и восприимчивым его слух. Дети постигают выразительное значение всех элементов музыкального языка, воспитывается ощущение красоты и гармонии.

Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа: речевой и певческий.

Работа над развитием певческой культуры детей начинается с речевого этапа. Цель речевого этапа – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков, сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.

Цель второго, певческого – формирование и развитие подвижности голосового аппарата, навыков певческого дыхания, певческой интонации, разучивание репертуара.

Оба этапа тесно взаимосвязаны между собой, т.к. развитие и формирование певческих навыков идёт одновременно. Используя практический материал речевого опыта можно более тщательно поработать над артикуляцией, дикцией, интонацией. Речевой этап значительно облегчает развитие певческого голоса ребёнка.

На основе этих упражнений, проявив фантазию, можно придумать несколько сказочных путешествий язычка.

— Взял пальто в прихожей

Раз-два-три, и я – прохожий

Я по улице иду у прохожих на виду

Ни толкаюсь, ни кричу, быть я вежливым хочу.

(Стихотворение для общей организации, дети ходят в произвольном порядке).

-Град, а Град? Ты чему так рад? Ударяют пальцами по голове

Прыгаешь, смеёшься, да ещё дерёшься?

Просто солнца луч просверлил бока у туч.

И я вывалился, лечу, с досадой всех колочу! по бровям

(Цокают 4-5 раз, руками имитируя работу с лошадиными поводьями)

-Катя, Катя, ха-ха-ха щёлкают языком

-Федя-медя, требуха кусают кончик языка

Съел корову и быка,

Съел пятнадцать поросят,

Только хвостики торчат»

(Резко размыкают губы на вдохе – 2-3 раза)

Чтобы разогреть мышцы дыхательной системы, в начале занятия провожу игры на развитие речевого и певческого дыхания.

У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный.

Навык речевого и певческого дыхания в игровых упражнениях формируется постепенно с последующим усложнением. В самом начале полезно использовать игры на дыхание без звука. Детям в игровой форме предлогаются такие упражнения: сдувать с руки «снежинку», дуть на «пёрышко», погреть ладошки, соревнования с педагогом «чья снежинка улетит дальше?», кто дольше сможет подуть. Выдувать воображаемые мыльные пузыри. Далее удлиняем выдох на звуках «Ж», «Ш», «З», «С», «Ф», «У». Для этого используем различные образы, например, как летит пчела, жук, комар. Изображать ветер (лёгкий, сильный и т.д.). По возможности игры на дыхание необходимо соединять с движениями туловища, рук, ног, пальцев.

Например, упражнение «Кач-кач», где дети превращаются в деревья и ритмично покачиваются, выполняя вдох и выдох. В упражнении «Воздушные шарики» говорю детям: «Ребята, посмотрите, какие разноцветные шарики я принесла! Давайте их надуем!» Выполняем образные движения раздачи шариков, и мы начинаем их «надувать».

Во время выполнения упражнений на дыхание, обращаю внимание детей, чтобы они не поднимали плечи во время вдоха. Детям старшего возраста объясняю, что вдох короткий и спокойный, затем задерживаем дыхание, а выдох более продолжительный. Постепенно усложняю упражнения на дыхание, добавляя закрытый звук «у».

Упражнения для правильного ощущения работы диафрагмы (по методике А.Карягиной): представить, что дорогу перебегает чёрная кошка, или в огород прилетели вороны и клюют ягоды, сказать им «кш» так, чтобы выдох долетел до них и они испугались. Затем чередовать активные выдохи «кш»-«ч»; «кш»-«хь»; «кш»-«с»; «кш»-«ф» с хлопками в ладоши или под удары метронома. Освоив чередование двух звуков, выполнить всю цепочку «кш-ч-хь-с-ф» через хлопок.

а) лёжа на спине, положить руки на диафрагму, дышать ровно, глубоко; б) встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались.

«Лес ночной – он полон звуков х-х-х……

Кто-то хрюкал хрю-хрю…..

Кто-то топал топают

Кто-то крыльями захлопал руками по телу

И глазищами вращал штробас

Лес не спал наперебой говорят

всё, что хотят из вышесказанного

Ну а кто-то тихо-тихо говорят на высоких тонах

Тонким голосом молчал».

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения доставляют детям много радости, так как в таких играх все дети чувствуют себя успешными. Например, речевая игра «Имена», в которой каждый ребенок проговаривает свое имя и имена других детей в разных вариантах, дополняя хлопками, шлепками по коленям.

Очень весело и легко проходят игры с использованием потешек, считалок, пословиц, поговорок, так как они мелодичны и ритмичны. Стараюсь использовать игры в разных вариантах: первый раз с изменением динамики, затем с изменением регистров голоса и темпа произношения. Тексты речевых игр не разучиваю с детьми, они запоминают их в процессе игры.

Например: вместе с педагогом рассказывают стихотворение с максимальной мимикой:

-Ехал странный пассажир

Вёз в кошолке рыбий жир выделяют слово «жир» (с отвращением)

Чуть трамвай притормозит,

Пассажир вперёд спешит наклон вперёд

Чуть трамвай прибавит ход

Пассажир назад ползёт наклон назад

Все, кто ехал с пассажиром

Вышли смазанные жиром выделяют слово «жиром» (с отвращением)

Ритмодекламация чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

а) вместе с педагогом рассказывают стихотворение с выразительной жестикуляцией:

-Ванна – море, руки в сторону

Я – пароход, руки перед собой в «замок»

Полный назад, шаг назад

Полный вперёд, шаг вперёд

Права руля, руки вправо

Лево руля, руки влево

Мчусь я по морю, вращают руками перед собой

Я бы доплыть да Австралии смог плавательные движения перед собой

Жаль, что на кухне протёк потолок меняют высоту голоса от «писка»

б) вместе с педагогом рассказывают стихотворение на свободу жестикуляции и мимики:

-Мне Катька язык показала, а я ей – карман оторвал.

Она всё отцу рассказала, и вышло, что я – хулиган.

Зачем я с ней только связался, стою вот в углу и реву

(шёпотом) Второй-то карман ведь остался!

(громко) Я завтра его оторву.

Приём пения «про себя». Для начала, чтобы ребенок понял суть: фрагмент знакомой песни беззвучно «поет» педагог, а ребенок угадывает ее по артикуляции. Применяем его и при работе над разучиванием репертуара (развивается артикуляция, артистизм, при этом связки регулярно будут «безопасно» тренироваться).

«Включаем и выключаем звук в телевизоре» Например, ребёнок поёт разучиваемую песню, а педагог то «включает» звук, то «выключает», показывая какой-либо знак рукой. Получается весело, и неплохо тренирует «внутренний слух». Этот игровой прием примените после того, как будет достигнута чистая интонация в упражнениях.

При формировании певческого голоса на начальном этапе, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались силой звучания, не переходили на крик, так как это отрицательно влияет на точное интонирование и ведет к потере полётности, звонкости голоса. Например, при знакомстве детей с новой песней можно «превратить» всех детей в Птиц, Лошадок, Медведей или Зайцев. Условно Птицы летают по всему залу. Объясняю: «Как только вы услышите раскаты грома (звуки барабана), сразу собирайтесь на своем «дереве» и сидите тихо». В это время исполняю новую песню или часть новой песни. Как только прекращаю петь, дети «птицы» вновь начинают летать по всему залу (лесу, парку). Когда детям надоедает один образ, предлагаем выбрать другой.

Для разучивания песни с детьми активно использую такую организационную форму, как работа в кругу. Дети могут стоять в кругу или сидеть на ковре, но при этом каждый ребенок может ощутить свою значимость для других детей, некоторую психологическую поддержку. В другой раз можно предложить детям поводить хоровод, но на первую музыкальную фразу надо поднять руки вверх, на вторую – опустить вниз и т.д. Во всех вариантах показ песни делается без музыкального сопровождения. Заметила, что при таком приеме дети быстро запоминают слова, постепенно сами начинают подпевать, разучивая мелодию.

В практике всегда встречаются нечисто поющие дети, с низкими или хриплыми голосами. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание и создает дополнительные трудности хорошо поющим детям. В этом случае, предлагаю детям разделиться на «птичек» – правильно поющих и «рыбок» – с неустойчивой интонацией, неналаженной координацией слуха и голоса. Для начала предлагаем всем детям петь «рыбками», старательно артикулируя, но без пения вслух. А затем вместе и «птичками», и «рыбками». Таким образом, дети – «рыбки» эффективно совершенствуют свой музыкальный слух и координацию.

Вокальные упражнения требуют многократного повторения, а играя в фонетические игры, дети будут всегда увлечены певческим процессом. Они не занимают много времени и, выполняя роль распевания, делают занятие динамичным, формируют артистические и коммуникативные способности.

Это лишь небольшая часть методического материала, который можно использовать в работе. Познакомившись с работами В.Емельянова, О.Кацер и А.Карягиной Вы найдёте для себя много полезного и интересного материала для работы со своими детьми. Желаю творческих успехов!

Источник

Основы игрового обучения пению «Учение с увлечением»

игровая методика обучения детей пению учебно методическое пособие кацер о в

Основы игрового обучения пению.
Учение с увлечением.

Начали с того, что отказались от методики обучения с позиций урочно-оценочной формы работы, когда педагог работает по плану, который он должен выполнить, при этом дети находятся, как правило, по одну сторону, а педагог по другую. Он говорит и показывает, как надо петь, а дети повторяют. При такой системе дети все время «должны» и «обязаны» делать то-то и то-то, чтобы выполнить план педагога.

Но практика показывает, что если дети вынуждены учиться любому искусству, в том числе и пению «под давлением», то к результату они придут намного позже или не придут никогда. Дети, как и взрослые, не любят, когда их принуждают что-либо делать. Невозможно детей заставить полюбить петь, танцевать, рисовать и т. д. Можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно.
Многолетний опыт работы показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры. Игра — это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку.

Накопление и выстраивание обучающих игр не только по пению, но и по всем направлениям музыкального воспитания детей помогает легко справиться с трудностями в работе и сохранить собственное здоровье.

Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Они не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они просто интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.

Иигровая методика обучения детей пению учебно методическое пособие кацер о вгровая методика больше, чем другие средства воздействия, соответствует потребностям растущего организма ребенка, т. к. ставит серьезную преграду на пути быстрого утомления и усталости детей. Эта преграда — движение.
Физиологическая потребность детей в движении наступает не в строго отведенное время, а постоянно, через очень короткие промежутки времени и, как правило, на занятиях. И если эту потребность вовремя не заметить или проигнорировать, тогда усталость и утомление от однообразной деятельности просигналит нам плохим поведением о срочной необходимости детей в движении.

Воинственным, проблемным и напряженным детям трудно контролировать и сдерживать себя. Им двигательная разрядка нужна систематически: вначале деятельности, в середине и в конце. Поэтому игровое обучение детей пению связано с разнообразными движениями.

В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации. Практика доказала, что игровая методика полезна для всех детей, но особенно для детей с проблемами здоровья и развития.

В дошкольном возрасте непроизвольное обучение напрямую связано с интересом, а также с интуитивным, не насильственным восприятием, и это проявляется в следующем:

игровая методика обучения с моментами веселой неожиданности, когда обыденное становится необычным, а потому особенно интересным, привлекательным, дает детям радость и эмоциональный подъем;

интерес и внимание к музыке у некоторых детей становятся более устойчивыми (это важнейшее условие для развития восприятия и, главное, для воспроизведения музыкальных звуков, т. е. правильного интонирования);

разучивание песни идет легко и радостно.

Легкость усвоения различных навыков в любой деятельности способствует исправлению неуверенности в себе, тревожности.

Все это положительно влияет на детей с низкой самооценкой, которые не ожидают от своих действий ничего, кроме провала. Дети в игровом процессе должны быть все успешны, делая все по-своему, как могут.

Если интереса не возникает, это говорит о том, что игровой обучающий материал не соответствует возможностям детей: он или слишком легкий или трудный.

Если интерес сначала есть, а потом падает, педагогу следует поискать причину в себе самом. Игра, пронизывающая все занятие, а не просто обучение, ставит педагога в совершенно иную, непривычную для него ролевую ситуацию участника игры.
В игре эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений крайне необходима, т. к. она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Игровые образы сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребенка. Педагогу необходимо уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником игры, активно увлекающим, показывающим, то просто наблюдая со стороны, незаметно руководя, при этом не заставляя детей, не оценивая, не сравнивая с другими и, конечно, не наказывая.

Сложность этой работы для педагога Состоит в том, что при переходе от одного образа к другому он должен быть одновременно и в игре, и руководить действиями детей. Главное — не допустить «назидательного учительского» тона, тем самым не нарушить атмосферу доверия, не спугнуть интерес к игре. На занятиях только от педагога зависит поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения.

Если педагог дошкольного воспитания не может сам играть, следовательно, у него есть пробелы в профессиональной подготовке, ему необходимо освоить игровые способы обучения. Если же дети не могут играть, тогда педагогу нужно направить все свои усилия для создания и поддержания интереса в игровом обучении.

Первые шаги от речи к пению

Основы игрового обучения пению.
Учение с увлечением.

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения.

Для себя с самого начала работы над развитием детского голоса установить основные причины, которые тормозят и затрудняют этот процесс:

отсутствие музыкально-певческой среды в первые годы жизни детей;

недостаточное представление о том, как развить певческий голос ребенка, если у него не сформированы основные компоненты музыкального слуха.

недостаточное владение игровой методикой обучения детей пению.

Все это создает для педагога и детей трудности, которые часто становятся непреодолимыми. Уроки вокала перестают привлекать детей. От такой ситуации у педагогов появляется чувство неудовлетворенности своей работой, а детям становится не интересно заниматься тем, что им «не понятно» и «трудно». А раз не интересно, значит, и не хочется.

Дигровая методика обучения детей пению учебно методическое пособие кацер о вля детей любая деятельность, не представляющая для них интереса, является основным источником быстрого утомления и усталости, что сразу отражается на их поведении, и это (буйство, безразличие, подавленность, переключение на что угодно) сигнализирует педагогу: «Внимание, что-то не так ты делаешь».

Прежде чем обучать, попробуем на занятиях певческим навыкам дать детям возможность сначала прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. На этом этапе очень важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а просто был увлечен и занят интересной для него деятельностью.

Вот примерная линия усложнения этого процесса:

сначала просто игра звуками своего голоса, интонациями речи,

затем исследование возможностей речевого и певческого голоса,

после чего исполнение песен, исходя из своих эмоций, способностей и опыта.

Практическое знакомство с системой музыкального воспитания Карла Орфа привело нас к идее начать развитие певческого, голоса детей с речевого этапа. Такой подход опирается и на теоретические положения Б. В. Асафьева (1965) о внутреннем органическом родстве музыки и речи.

интонация скорбной речи человека, как и печальная, грустная музыка — медленная, тихая, прерывается часто паузами и возгласами.

Интонация праздничной, радостной речи человека характеризуется оживленным темпом, непрерывностью, наличием небольших пауз и акцентов. Музыка, выражающая праздничное настроение, характеризуется теми же чертами.

Мы видим, что у музыки и речи одна первооснова — интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно так же, как и музыкальная интонация, т. е. используя одни и те же средства выразительности. Поэтому с помощью речи, поскольку ребенок уже достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм и т. д.

На речевом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса и даже многоголосие. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок сначала учится высоко и выразительно говорить.

Весь материал речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, а также умений изменять силу и высоту голоса, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах, воспроизведению речевого и певческого материала в заданном темпе и ритме, а также способствует умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса.

Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идет параллельно певческому этапу.
Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

— игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *