игровые формы мероприятий в библиотеке
Игровые формы библиотечных мероприятий
Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон общественного и творческого самовыражения. Игра – это поиск себя в коллективе, обществе, человечестве, выход на социальный опыт, культуру, повторение социальной практики, доступной пониманию.
Игровые элементы рекомендуется использовать в различных мероприятиях, проводимых для детей, чтобы создать эмоциональный настрой на восприятие новой информации, развить умение строить диалог, способствовать формированию образного представления о предмете.
Игра-минутка – игровой элемент тематической беседы или урока для переключения внимания детей младшего возраста, отдыха, поддержания их интереса.
Ситуационная игра – это моделирование практических ситуаций, сочетание элемента игры с определенными знаниями, носит импровизационный характер. Такие игры можно применять для закрепления правовых знаний среди подростков.
Творческие сюжетно-ролевые игры – это не просто развлекательный прием. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом и является способом организации познавательного материала. Такие игры можно применять для закрепления полученных знаний или как психологические тренинги для подростков.
Вид читательской конференции – литературный суд. Это сюжетно-ролевая игра, имитирующая судебное заседание. Участники распределяют роли судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей. Подсудимым может быть какой-либо литературный герой.
Вид читательской конференции – пресс-конференция – сюжетно-ролевая игра. Участники распределяют между собой роли представителей прессы и специалистов, которые отвечают на вопросы.
Книга-поиск
Книгопоказ
Коктейль
Коллаж
Компас литературный
Компетентное мнение
Композиция
Конкурс
Конкурс виртуозной критики
Конкурс читающих семей
Консультация
Конференция
Конфетти новогоднее
Концерт сказочный
Копилка опыта (форма производственной учебы)
Королевство библиографическое
Креатив-проект
Креатив-лаборатория
Крестики-нолики литературные
Круглый стол
Кружок
Искушение книгой
Искушение литературное
Испытание
Исторические виражи
Кабачок
Кабинет литературный
Кадр книжный
Каламбур литературный
Конструктор книжный
Казино
Календарь
Калейдоскоп рекомендаций
Капустник
Караван (впечатлений; историй; книг)
Карнавал (идей; книг)
Каскад литературных удовольствий
Кафе литературное
Качели дискуссионные (обсуждение двумя командами какой-либо проблемы, вопроса)
Классный час
Клип-обзор
Клуб
Клуб веселых и находчивых
Клуб веселых и начитанных
Клуб любителей чего-либо
Клуб семейного чтения
Игры-путешествия. Все они совершаются в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Участники игры пишут дневники, письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр – активность воображения. Предварительно дети должны изучить по определенной теме книги, карты, справочники и т.д.
Использование кукол и кукольных инсценировок в продвижении книги и чтения.
Кукольный театр в детской библиотеке выступает как игровая форма библиотечной работы, объединяющая театр – куклу – книгу. Во время спектакля библиотекарь, заинтересовав малышей куклами, должен затем переключить их внимание на книгу и чтение. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги.
Сначала можно использовать в качестве игрового элемента только одну куклу, которая будет главным героем в мероприятиях на различные темы, и, возможно, станет визитной карточкой вашего библиотечного театра. Потом можно организовать театр книги и показывать инсценировки детских произведений и сказок.
Дидактические (дисконтактные) игры – это игры с готовыми правилами. Сюда можно отнести такие развивающие игры: кроссворды, заочные викторины, головоломки, библиографические пазлы, мозаики, лото, домино. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя, без видимого участия взрослого. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями.
В детской библиотеке могут быть библиографические пособия в форме предметных игрушек (из бумаги, глины, лоскутков и других материалов), а так же в форме книг-игрушек различной конструкции.
Марафон культурных событий
Другие формы мероприятий
Книжный аукцион – каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, что бы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.
Литературный карнавал. Карнавал – это массовое народное гулянье с переодеваниями, театрализованными представлениями. В библиотеке можно провести карнавал литературных героев или карнавал литературных произведений, где каждое литературное произведение зрелищно презентуется.
Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость – получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ребенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.
Фольклорные посиделки – форма знакомства детей с устным народным творчеством, с художественной творческой деятельностью народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, выразитель народного самосознания. Каких только песен, сказок, преданий, былин, пословиц не создали они! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в этом творчестве.
Экран прочитанных книг отслеживает динамику чтения детей. На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, дети прикрепляют свою фотографию после ее прочтения.
Ток-шоу. Дословный перевод с английского обозначает «разговорное зрелище». И в этом толковании заключено главное жанровое отличие ток-шоу от диспута – динамизм, зрелищноcть. Ведущий ток-шоу приглашает интересных людей, направляет разговор, подводит к главным выводам, обобщает высказывания. Технически оснащенные библиотеки могут использовать для интерактива систему WebChat. После того как вы зададите своим гостям заготовленные вопросы, можете открыть канал для вопросов удаленных пользователей. Например: «Книга и чтение – путь к успеху».
Книжное дефиле. Эта форма мероприятия позволяет привлечь внимание юношества к художественной литературе и проходит совместно с домом моды или молодым модельером-дизайнером. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением
Игровые формы мероприятий в библиотеке
Автор: Чернова Инна Анатольевна
Населенный пункт: Тамбовская область, Тамбов
Культурно-просветительская функция центра, направленная на развитие уровня общей культуры и образования пользователя, повышение его умственного и духовного потенциала, реализовывается за счет проведения мероприятий соответствующей направленности. Игровая деятельность занимает важное место в проведении наших мероприятий, помогая школьникам усваивать и закреплять знания. Задачей современного образования является формирование сильной личности, которая может сама развивать стратегию своего поведения, реализовывать планы, делать правильный выбор и нести ответственность за свои действия. Развитию этих качеств во многом способствуют мероприятия, в которых используется технология игры. Мультимедийное сопровождение – одно из важных элементов, позволяющее услышать информацию и погрузиться в определённую тематику визуально. Наш центр обладает всеми необходимыми ресурсами для проведения ярких, запоминающихся событий, что немаловажно для восприятия учащихся.
Игра – это не развлечение, а деятельность, в которой лучше усваивается и воспроизводится социальный опыт, в данном процессе совершенствуется личность ученика; игра − один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. [1]
В библиотеке большой популярностью пользуются игровые интерактивные технологии, когда в мероприятия вносится элемент игры. Особенно это касается массового обслуживания детей. Насыщенными игровыми формами могут быть литературные игры: викторины, путешествия, конкурсы, игры по сценариям известных телеигр (брейн-ринги, КВНы), аукционы, лото и т. д. Все перечисленные формы включают творческие задания, обучающие и образовательные игры, вопросы-размышления. Главное условие – участники должны не только закрепить старый изученный материал, но и узнать что-то новое. [2]
Так на основе игровой деятельности, сотрудниками ИБЦ МАОУ СОШ № 1 – «Школа Сколково – Тамбов», проводились мероприятия разных тематик и направленности.
К примеру, во время брейн-ринга «Исторический калейдоскоп Тамбова» учащиеся более подробно ознакомились с некоторыми событиями и достопримечательностями родного края, и поделились своими знаниями. Показали хорошие результаты по знаниям истории родного края. Подобные мероприятия являются стимулом к изучению литературы о родном крае, расширению знаний по краеведению и истории.
Аналогичный брейн-ринг «Слово о полку Игореве». В основу сюжета, которого легли события 1185 года, описанные в известном памятнике литературы Древней Руси «Слово о полку Игореве» были с легкостью пройдены девятиклассниками. Учащиеся смогли приобщиться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры XII века, выступить в роли чтецов, поработать в команде, посоревноваться в умении быстро и четко находить ответы на поставленные вопросы. [3]
Проведен аукцион знаний «Ключ познаний». Во время аукциона были раскрыты вопросы, касающиеся жизни и творчества двух таких разных, но таких любимых писателей: А.К. Толстого, русского поэта, писателя, драматурга и выдающегося поэта, драматурга, переводчика и литературного критика С.Я. Маршака. Учащиеся смогли «расплатиться» своими накопленными знаниями, отвечая на вопросы игры-соревнования, и получить жетоны за правильные ответы. [3]
Игра «Литературный марафон» организована для школьников 5-х классов. Учащиеся вспомнили русские народные сказки, скороговорки, пословицы, загадки, а также поделились друг с другом своими знаниями о тамбовских достопримечательностях и памятниках культуры. Чтобы прийти к финишу первым, ребятам пришлось приложить немало усилий.
Веселым и сплоченным стало литературное ассорти «Читает мама! Читаю я! Читают все!», проведенное в рамках всероссийского проекта «Читающая мама – читающая страна». В уютной обстановке центра собрались родители, дети и бабушки. Здесь все присутствующие смогли поучаствовать в викторине, обсудить и поделиться впечатлениями о любимых книгах. Желающие воспользовались возможностью взять книгу с собой и почитать ее всей семьей.
По творчеству Астрид Линдгрен был проведен квест «Мастерская сказок» для учеников 5-х классов. Ребята совершили виртуальную экскурсию в парк развлечений «Мир сказок Астрид Линдгрен», погрузившись в обстановку героев произведений. После чего, разделившись на 2 команды принялись активно разыскивать и выполнять подготовленные задания. Здесь предстояло пройти несколько этапов: ответить правильно на вопросы, расшифровать слова подсказки, разгадать кроссворд, определить кому из героев принадлежат «телеграммы». В ходе мероприятия участники показали, что читают произведения Линдгрен, поэтому затруднений в прохождении этапов квеста не возникло. В заключении встречи был показан отрывок из мультипликационного фильма «Малыш и Карлсон».
Центр отметил и день рождения французского писателя-сказочника Шарля Перро, проведя литературный квест по его сказкам «Мир Перро». Писатель придумывал необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки. И вот уже многие – многие годы эти героини знакомы людям всего мира. Учащиеся 4 класса прошли станции квеста по импровизированной карте, с жадностью ответили на все вопросы, пересказали любимые сказки, раскрыли скрытые замыслы их автора и просто поделились впечатлениями от прочитанных историй. [3]
К Дню Победы прошла интеллектуальная игра «Знаток Великой Отечественной войны», для учащихся 8 классов. В ходе игры ребятам было предложено пройти тестирование, которое показало «Знатоков» истории. Убедиться в правильности своих ответов и уточнить знания о великих, скорбных и героических событиях войны 1941 – 1945 гг школьникам помог просмотр познавательного документального фильма, отражающий основные этапы войны. Таким образом, сотрудники центра постарались, чтобы ученики смогли осмыслить историческое значение победы русского народа в Великой Отечественной войне.
В день рождения великого писателя, Александра Сергеевича Пушкина прошел блиц-турнир по сказкам. Воспитанники лагеря дневного пребывания «Радуга» с увлечением пересказывали сказки автора, отмечая наиболее понравившиеся сюжеты. Активно отвечали на поставленные вопросы игры и конечно же, не обошлось без прочтения любимых стихов.
Таким образом, игровые формы проводимых мероприятий являются эффективным средством для развития личности. Игра адаптирует образовательный процесс в более легкую форму деятельности, увлекая школьников с разным темпом работы и уровнем владения материала. Преимущества таких форм работы заключается в том, что игра проходит в неформальной обстановке, это дает учащимся немного расслабиться и возможность проявить себя с нестандартной стороны. Во время проведения всех этих мероприятий ученики нашей школы активно принимали участие в игровой деятельности. Они с удовольствием отвечали на вопросы, проходя этап за этапом. В процессе таких образовательных событий, участники не только получают новую информацию, но и более эффективно усваивают материал, приобретают навыки работы в команде, получают позитивные эмоции, повышая интерес к познанию. Занимательные игры заканчивались подведением итогов, награждением победителей и желанием читать все больше и больше!
«Игровые формы и методы в работе школьной библиотеки»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9
г. Ртищево Саратовской области»
Игровые формы и методы в работе школьной библиотеки.
Помните, как в школьные годы нам нравилось играть с друзьями на переменках в «города», «съедобное – несъедобное», «крестики – нолики», и как огорчались, услышав звонок на урок, который напоминал о неизбежности урока с чтением серых скучных книг, последующим пересказом и с запоминанием длинных заумных фраз?
Не для кого ни секрет, если я скажу – сегодня ничего не изменилось. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных занятиях, запоминать огромную массу информации.
Сейчас много пишут и говорят о необходимости превращать каждое занятие в процесс активного творческого познания. Поэтому работу на каждом занятии, мероприятии я стараюсь организовывать так, чтобы ученик был активным участником этого действия.
И сегодня мое внимание обращено к игровым, активным методам работы с детьми в библиотеке.
Для детей игра – сфера их социального творчества и самовыражения. Игра – это поиск себя в коллективе, обществе.
Игровые элементы рекомендуется использовать в различных мероприятиях, проводимых для детей, чтобы создать эмоциональный настрой на восприятие новой информации, развить умение строить диалог.
Они очень гибкие. Можно многие из них использовать с разными возрастными группами и в разных условиях, на разных этапах урока.
С детьми младшего и среднего звена все понятно – дети обожают игру, играют с большим удовольствием.
Сложнее вести элемент игры для детей старшего возраста, особенно если надо поговорить с ними о серьезных вещах. В моей практике, к сожалению, немного опыта проведения мероприятий со старшеклассниками, но все-таки хотелось сегодня остановиться на активных, игровых методах при работе именно со старшей группой.
Чаще всего это диспут (способ ведения спора) или дискуссии ( рассмотрение, исследование, обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы), где идет обобщение различных подходов, утверждений, наиболее обоснованных точек зрения, взглядов по какой-либо проблеме. Каждый участник должен откровенно высказывает свое мнение. Выступая, можно привести примеры из своей жизни и жизни своих товарищей, из литературы и т.д. По теме дискуссии подготавливается книжная выставка или подборка литературы. И вот тут очень часто бывает трудно вызвать детей на откровенный разговор, разговорить их.
И тут, как палочка выручалочка, на помощь приходят игровые методы. Хочу поделиться опытом, отчасти и горьким, на примере одного мероприятия.
В 10 классе проходила дискуссия «Что выбрать в мире ценностей?»
Мы должны были поговорить:
— о духовных и материальных ценностях и об их месте в жизни человека;
— вспомнить произведения русских писателей, поэтов, где затрагивается эта тема.
На начальном этапе дети должны были дать мне ответы на вопросы, которые в результате подвели бы к выводу о том, что в нашей жизни присутствуют и те и другие ценности.
— Каким бы ты хотел стать, когда станешь взрослым? Дайте однозначный ответ.
— Вспомните самое важное, значимое, запоминающееся событие в вашей жизни.
— А теперь подумайте и запишите, что самое ценное в вашей жизни. Можно записать 4-5 примера.
Дети писали свои ответы на листочках, а затем должны были зачитать ответы. Это важно было, т. к. далее шла игра «Биржа ценностей». Цель игры – дать возможность прочувствовать важность, истинную ценность понятий, названных детьми. Игра «Биржа ценностей» построена по принципу метода «Торги». Но торговать жизненными ценностями, по меньшей мере, не этично, а вот выбор между ними в жизни приходится делать рано или поздно каждому.
Побуждать учащихся к взаимному диалогу, обсуждению, отстаивать свои интересы, свое мнение, возникающие в ходе игры.
Определить, что для решения поставленной задачи не хватает определенных понятий и т.д., но вместе с тем исходный материал содержит лишнее.
Численность: Все ученики
Примечание: Педагог во время игры не вмешивается, не комментирует, только наблюдает.
Суть метода в том, что участники мероприятия передают друг другу в разнобой какой-либо предмет. У кого он находится в данный момент времени, тот и говорит на заданную тему, выражая своё собственное мнение. У нас это был воздушный шарик в виде сердца. Сначала передавая, дети называли просто, что самое ценное для них в жизни, а на следующем этапе передавая, обменивались ценностями. Этот метод помогает раскрепостить ребят, вовлекает в игру всех. У детей нет времени на тщательное обдумывание ответа – говорят, о чем думают в момент, когда в руки попадает сердечко.
Основная часть урока проходила по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».
Данная технология используется командой, когда требуется принять важное решение. Для того чтобы решение было максимально взвешенным и объективным, необходимо рассмотреть ситуацию с нескольких сторон. Этими «сторонами» становятся «шляпы».
• Красная шляпа дает возможность увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для «выплёскивания» эмоций, которые больше не будут мешать работе.
• Белая шляпа учит беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря белой шляпе можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, туманят разум.
• Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы; позволяет оценить риски.
• Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.
• Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.
Четыре типа (действия) использования шляп:
Определить тип мышления
Человек уходит от этого типа мышления.
4. Назвать, выбрать цвет шляпы. Обозначить свое мышление, показать, какой тип мышления собираетесь использовать
Для своего урока вместо шляп я выбрала другой предмет – сердечки нужных цветов (разговор – то сердечный). Предмет – это всего лишь носитель цвета, поэтому это может быть и шарф, и перчатки, и воздушные шарики, и бабочка у мальчишек, а бантик в волосах у девочек; если у вас конференция или круглый стол – просто цветные бейджики.
У этого метода много преимуществ. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.
Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до педагогических советов, а так же использовать проектной работе.
Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.
Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент.