игровые практики формирования поведения и отношения сюжетно ролевые игры

Формирование взаимоотношений между детьми в сюжетно-ролевых играх

игровые практики формирования поведения и отношения сюжетно ролевые игры Татьяна Кудинова
Формирование взаимоотношений между детьми в сюжетно-ролевых играх

“Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…” (А. С. Макаренко).

игровые практики формирования поведения и отношения сюжетно ролевые игры игровые практики формирования поведения и отношения сюжетно ролевые игры

игровые практики формирования поведения и отношения сюжетно ролевые игры

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты; сюжет, содержание, роль. Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.

игровые практики формирования поведения и отношения сюжетно ролевые игры

игровые практики формирования поведения и отношения сюжетно ролевые игры

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. Исследования, проведенные А. П. Усовой и ее учениками, выявили следующие уровни (этапы) становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства.

1. Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (ребенок отнимает игрушки, ломает постройки, мешает играющим детям). Главным образом такое поведение встречается у младших дошкольников, которые еще не умеют занять себя, не представляют последствий своих действий для других. Однако в последние годы возросло число детей с признаками агрессивного поведения, с тенденцией к разрушению.

2. Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что ребенок сосредоточен на своей игре, умеет ее организовать, является предпосылкой для перехода к совместным играм.

3. Уровень игр рядом проявляется в том, что двое-трое детей могут играть за одним столом, на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня заключается в том, что у ребенка складывается понимание,как надо относиться к игре другого: нельзя мешать, следует обменяться игрушкой или уступить свою). На этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих, Например, педагог советует Косте, строящему дорожку, предложить Сереже покатать по ней свою машинку.

игровые практики формирования поведения и отношения сюжетно ролевые игры

4. Уровень кратковременного общения, взаимодействия характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Он пытается договориться о предстоящей игре, вносит свои предложения, готов прислушаться к словам партнеров и подчиниться справедливому требованию. Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие игрушки, предметы. Но замысел еще неустойчив, в ходе игры дети могут изменить его или забыть о нем. Кто-то может выйти из игры, что приведет к ее распаду, к конфликтам. Такое поведение свидетельствует об отсутствии умения организовать игру, спланировать ее. Но самое главное заключается в том, что дошкольники пока еще не чувствуют своей связи и зависимости в общей деятельности.

5. Уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. Ребенок, находящийся на этом уровне, обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре. Он начинает оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. Длительность взаимодействия связана с заинтересованностью в содержании игры. На этом этапе дети достаточно самостоятельны, могут придумать интересную сюжетно-ролевую игру, организовать ее и играть долго.

6. Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединенные дружескими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.

игровые практики формирования поведения и отношения сюжетно ролевые игры

Консультация для воспитателей «Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре» «Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре». Консультация для воспитателей. Подготовила Прусс И. А. воспитатель МБДОУ №53.

Формирование позитивных взаимоотношений в группе В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми закладываются основы познавательного, бережного, созидательного отношения к миру;.

Картотека сюжетно-ролевых игр Играть мы любим очень: «Вы знаете, друзья! Без игр прожить ребёнку никак, никак нельзя. Мы взрослых понимаем – сегодня новый век. Без знаний.

Картотека сюжетно-ролевых игр Картотека сюжетно-ролевых игр. Составила: Юданова О. С. 1. Зоопарк Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни,.

Картотека сюжетно-ролевых игр Карточка №1. «Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать.

Психологические упражнения на формирование дружеских отношений между детьми и сплочение детского коллектива Мы живем в мире людей и ежедневно общаемся с окружающими. Но первые уроки человеческих взаимоотношений каждый ребенок получает в детстве.

Социализация детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх бытового, трудового и общественного содержания С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый.

Тексты для сюжетно-ролевых игр Учитывая психологические особенности конкретного возраста детей, воспитатель использует художественное слово или перед началом (с детьми.

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Многочисленные исследования отечественных.

Источник

Проект «Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей»

игровые практики формирования поведения и отношения сюжетно ролевые игры Буркаева Ольга
Проект «Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей»

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие притязаний и достижений ребенка в игре позволяют многое понять в его личностном становлении и культурном развитии. Эта особенность игры была отмечена известными психологами и педагогами Д. Б. Элькониным, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, А. В. Калинченко, Ю. В. Микляевой, В. Н. Сидоренко, Е. В. Зыгиной, В. Я. Вороновой, Н. В. Краснощековой. Научные данные показывают, что игра, с присущей ей свободой, реализует внутреннюю потребность ребенка в постоянном поиске нового, выборе и воплощении своих замыслов. Фактически игра становится для дошкольника своеобразной «школой» саморазвития. В игре как свободной и самостоятельной деятельности создаются реальные возможности развития ребенка как личности, способной к самореализации. На мой взгляд, сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение для формирования положительных взаимоотношений детей и формирования положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста.

В процессе игр, создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Данную тему, я выбрала потому что меня волновали отношения между детьми моей группы. Не было сплоченного коллектива, дети делились на микрогруппы, которые тяжело шли на контакт между собой. Присутствовала грубость, агрессия, неуважительное отношение как к друг другу, так и ко взрослым. Исправить эту ситуацию я решила с помощью сюжетно-ролевых игр. Ведь именно игра занимает центральное место в процессе усвоения норм и правил, в которой сюжет и роль являются их моделями. Я считаю что, данное исследование актуально и значимо, особенно в настоящее время, в связи внедрением ФГОС ДО, когда в дошкольном образовании намечается отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе, сюжетной игре, как важному фактору развития ребёнка.

Игра важна для каждого ребёнка! В игре дети учатся видеть, понимать, размышлять, фантазировать, даже сами того не замечая подходить творчески в сложившейся ситуации. Дети передают в игре самих же взрослых, то есть переносят увиденное в свой личный опыт и этим для них сюжет становится интереснее, а мы взрослые можем помочь и наблюдать за дальнейшими действиями.

Ведь детский возраст – это время чудес, и много всего интересного, где дети учатся, познают и расширяют свой кругозор.

В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремиться человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Присмотритесь внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять – им не знакомы веселые игры и затеи. Никакие мультфильмы, фильмы, компьютерные игры и многое другое не заменит в жизни ребёнка живую настоящую игру, в которой он реально, а не виртуально может принимать участие. Отсутствие игры приводит к тому, что обедняется словарный запас, психологический фон, социальный опыт дошкольника, а этого допускать никак нельзя. В связи с этим, тему моего проекта считаю актуальной на сегодняшний день. Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Сюжетно-ролевые игры – самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в суждениях. Ролевая игра позволяет развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

Цель: Обогащать игровой опыт детей, как фактор формирования положительных взаимоотношений между детьми, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов.

– Воспитывать интерес к сюжетно-ролевым играм, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего

– Закрепить представление детей о профессиях

-Создать предметно-пространственную образовательную среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

Тип проекта: творческий, познавательный.

Период проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Новизна: Сюжетно-ролевая игра рассматривается, как ведущий вид деятельности на раннем уровне психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире, учит взаимоотношения в нем и помогает формировать положительные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми. Введение новых ФГОС дошкольном образовании диктует обновление содержания и форм работы всех комбинаций образовательных областей, и это несомненно даст хороший результат в работе

Проблема: В нашем современном мире очень много различных гаджетов, и наши дети погружены в этот компьютерный мир. Дети меньше играют между собой, находят общий язык со своими сверстниками, скуднеет их речевая активность, а большинство родителей заняты на работе, и на ребёнка остаётся мало времени. А ребёнок хочет внимание, поигратьсо своими родителями: мамой и папой. Ведь в игре формируется все качества личности ребёнка, он узнаёт, познает этот мир через игровую деятельность.

В следствии чего ребёнок не может самостоятельно играть, ему это просто не интересно. Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях.

Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить детей играть в сюжетно ролевые игры и обратить внимание родителей воспитанников на сложившуюся проблему, объяснить что с ребёнком надо и нужно играть, разговаривать, ведь из увиденного и услышанного от взрослого дети переносят в свой игровой опыт.

Формы реализации проекта:

1. Информационно-познавательные беседы

3. Чтение художественной литературы, заучивание стихов.

4. Работа с родителями – подготовка атрибутов к игре

1. Объединение коллектива

2. Расширению знаний о труде взрослых

3. Развитие связной речи, обогащение словаря

4. Повышение уровня развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта:

Нам удалось привлечь детей и их родителей к проекту. Дети приобретут знания о разных профессиях, о труде людей разных профессий через сюжетно – ролевые игры. Так же дети приобретают опыт, умения играть вместе, сообща, проявляя доброжелательность, при помощи чего смогут создавать различные игровые сюжеты, благодаря чему у них развивается воображение, фантазия, диалогическая речь.

I этап – подготовительный.

1. Сбор и анализ информации.

2. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.

3. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей об игре.

4. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы).

Анализ результатов педагогической диагностики

-Работа с родителями.

1. Анкетирование детей группы

2.Беседы с детьми: «Продавец», «Парикмахер», «Врач», «Воспитатель».

3. Проведение НОД по познавательному развитию «Все профессии важны»

4.Художественно эстетическое развитие: рисование, лепка,аппликация.

5. Чтение художественной литературы,отгадывание загадок, заучивание пословиц.

6.Дидактические игры: «Разрезные картинки «Профессии»», «Лото»,«Профессии», «Ателье – моды», пазлы «Виды профессий», «Все профессии важны, все профессии нужны». «Кому что нужно»,«Дорожное движение». «Чья одежда, «Транспорт».

7.Экскурсии: «В прачечной», «В медицинский кабинет», «На кухне».

8. Сюжетно – ролевые игры: «Строители»; «Парикмахерская – «Салон красоты»; «Ферма», «Регулировщики»; «Школа», «Магазин». «В цирке»; «Пожарный», «МЧС», «Ветеринар – добрый Доктор Айболит»

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей «Роль игры в жизни ребенка»

2.Консультации для родителей :

«Сюжетно ролевая семья в жизни ребёнка»

«Ролевые игры, школа общения!»

«Если с ребёнком не играть»

3. Конкурс плакатов для родителей «Вместе весело играть»

4. Изготовление и приобретение атрибутов родителями для сюжетно ролевых игр.

5. Изготовление и шитье костюмов для сюжетно ролевых игр.

III этап заключительный

Изготовление педагогами настольных игр, картотеки игр

Изготовление и оформление ширмы для сюжетно ролевых игр

Изготовление лэпбука «Детский сад»

Оформление презентации проекта, подведение итогов.

Показ проекта педагогам в ДОУ

Заключение. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту.Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так,как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т. д.

В ходе реализации проекта дети стали более увереннее играть друг с другом, в сюжетно ролевые игры, находить общий язык, договариваться между собой – кто кем будет. У детей обогатился словарный запас, диалогическая речь стала лучше. В игровых ситуациях у детей появился опыт, что способствовало в дальнейшем к развитию сюжетов. Они аккуратнее и бережнее относятся к игровым атрибутам.

Так же дети узнали много разных профессиях и где могут работать эти люди. Узнали, что труд взрослых может быть трудным и тяжёлым, и что его надо ценить и уважать.

1. Н. А. Виноградова, Н. В.Позднякова :Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников-2010 г

2.. 2. Н. Ф Комарова, : «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду».- 2012 г.

3.Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. – М. : Педагогика, 1987.

4. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М. : Педагогика, 1978.

игровые практики формирования поведения и отношения сюжетно ролевые игрыСюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного выпускника ДОУ усвоения.

игровые практики формирования поведения и отношения сюжетно ролевые игрыСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему «Сюжетная игра как культурная практика».

игровые практики формирования поведения и отношения сюжетно ролевые игрыСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

игровые практики формирования поведения и отношения сюжетно ролевые игрыРазвитие положительных взаимоотношений детей и родителей посредством совместной творческой акции «Подарок Мурманску» Цель: воспитывать чувства любви и гордости к своей Родине, родному краю, городу. Задачи: • закреплять знания детей о родном городе как.

Источник

Консультация «Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх. Руководство сюжетно-ролевыми играми»

игровые практики формирования поведения и отношения сюжетно ролевые игры Ольга Кондрашова
Консультация «Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх. Руководство сюжетно-ролевыми играми»

Формирование взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх.

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей.

Исследования, проведенные А. П. Усовой и ее учениками, выявили следующие уровни (этапы) становления таких взаимоотношенийна протяжении дошкольного детства:

1. Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (ребенок отнимает игрушки, ломает постройки, мешает играющим детям). Главным образом такое поведение встречается у младших дошкольников, которые еще не умеют занять себя, не представляют последствий своих действий для других.

2. Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что ребенок сосредоточен на своей игре, умеет ее организовать, является предпосылкой для перехода к совместным играм.

3. Уровень игр рядом проявляется в том, что двое – трое детей могут играть за одним столом, на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня заключается в том, что у ребенка складывается понимание,как надо относиться к игре другого: нельзя мешать, следует в случае необходимости считаться с другим (потесниться, обменяться игрушками или уступить свою). На этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих. Например, воспитатель советует Коле, строящему дорожку, предложить Сереже покатать по ней свою машину.

4. Уровень кратковременного общения, взаимодействия – характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Он пытается договориться о предстоящей игре, вносит свои предложения, готов прислушаться к словам партнеров и подчиниться справедливому требованию. Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие игрушки, предметы. Но замысел еще не устойчив, в ходе игры дети могут заменить его или забыть о нем. Кто-то может выйти из игры, что приведет ее к распаду, к конфликтам. Такое поведение свидетельствует об отсутствии умения организовать игру, спланировать ее. Но самое главное заключается в том, что дошкольники пока еще не чувствуют своей связи и зависимости в общей деятельности.

5. Уровень длительного общения – взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. Ребенок, находящийся на этом уровне, обладает начальными формами ответственного отношения в своей роли в общей игре. Он начинает оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. Длительность взаимодействия связана с заинтересованностью в содержании игры. На этом этапе дети достаточно самостоятельны, могут придумать интересную сюжетно-ролевую игру, организовать ее и играть долго.

6. Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединенные дружескими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.

Руководство сюжетно-ролевыми играмиосуществляется в двух направлениях:

формирование игры как деятельности;

— использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

Приемы руководства игрой делят на:

— традиционные (разработаны Р. И,Жуковской, Д. В,Менджерицкой);

— новые (разработаны Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко).

В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам.

Такой интерес «вызревает» в ходе всей воспитательно-образовательной работы, когда ребенок получает яркие представления об окружающей жизни, которые вызывают эмоциональный отклик.

Так, для обогащения содержания игр детей 4-6 лет на транспортную тематику (в шофера, в машиниста) можно рассмотреть соответствующий иллюстративный материал, почитать им книги, провести беседу.

Естественно, что даже после очень ярких впечатлений, которые получили дети, не у всех возникает желание передать их в игре.

В играх находят выражение интересы детей, а явления, с которыми их познакомили, могут не входить в сферу этих интересов. Но если кто-то развернет игру на новую тему (построили автобус из стульчиков, шофер занял свое место, в салоне разместились пассажиры) или включит в знакомую игру новую сюжетную линию (семья решила поехать в гости на автобусе, педагог должен поддерживать инициативу детей, похвалить их.

Для того чтобы переключить однообразные индивидуальные игры в шофера детей младшего дошкольного возраста в русло более сложной игры в автобус,педагог прибегнет к иным приемам: предложит построить такой «большой автобус, как мы видели на прогулке», станет сам водителем, напомнит, когда и как надо входить и выходить из автобуса, предложит купить проездные билеты.

Иногда дети активно принимаются за игру, но она скоро исчерпывает себя из-за бедности представлений, хотя событие, первоначально подтолкнувшее к ней, вызвало яркие переживания. Бывает и так, дети играют в одну и ту же игру постоянно, но «застряли» на ее содержании; повторяют однообразные действия, ролевые диалоги, события и ситуации. В обоих случаях –это сигнал для педагога: надо пополнить знания детей, направить сюжет по другому руслу.

Подойдут традиционные приемы: чтение художественного произведения, рассказ, беседа.

Задача педагога – придать этим традиционным приемам нужное звучание.

Например, не самому рассказать о деятельности врача, медсестры, почтальона, а попросить это сделать представителя профессии (врача дошкольного учреждения, маму или папу кого-то из детей, почтальона, доставляющего почту).

Иногда новая сюжетная линия игры возникает благодаря дополнительному игровому материалу. Малышам его предлагает воспитатель.

Дети 4-5 лет могут смастерить, построить что-либо сами по предложению взрослых или с их помощью (хорошо к этому привлекать членов семей воспитанников дошкольного учреждения).

Таким образом, в арсенале педагога много приемов, стимулирующих новую тематику игр, углубление их содержания.

Также следует учитывать правило: по мере роста активности и самостоятельности детей целесообразно использовать преимущественно косвенные приемы воздействия (напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; наводящие вопросы, своевременное изменение игровой среды, организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре).

С целью обучения малышей сговору на игру педагог выступает в роли главного действующего лица. Надев белый нарядный фартук, кокошник на голову,воспитатель обращается к детям: «Я работаю в кафе. Кто хочет со мной игратьЖелающим предлагает помочь в обустройстве кафе: расставляет 2-3 стола, дети кладут салфетки. Ставят вазочки с красивыми ветками.Затем воспитатель беседует с детьми о предстоящей игре: кто будет приходить в кафе, чем угощать посетителей, кто будет подавать заказанное. Дети включаются в игру, по ходу уточняя содержание, ролевое поведение, создавая игровую обстановку.

Оставаясь на «руководящей роли», воспитатель ненавязчиво направляет игру, одобряет положительное взаимодействие детей, успешное выполнение роли, предупреждает возникновение конфликтов.

Очень важно не оставлять без внимания желание детей организовать игру по собственной инициативе. Именно желание, потому что не подкрепленное умением договариваться самостоятельно оно быстро исчезает. Одобрив намерение малышей играть вместе. Педагог может спросить, во что они собираются играть, какие роли предполагаются, что будет делать каждый персонаж, помогает распределение роли, подобрать нужные атрибуты. Затем включается в игру во второстепенной роли.

С целью закрепления у малышей радостных, приятных впечатлений о совместной игре педагог привлекает к ней внимание других воспитанников группы. Вечером в присутствии детей рассказывает родителям о «хорошей игре». Вспоминает о ней в последующие дни. Это нужно делать, поскольку детям свойственно подражать не только окружающим, но и себе.

Всячески поддерживаемые педагогом воспоминания о «хорошей игре» станут образцом для такого подражания.

Детей среднего дошкольного возраста при сговоре на игру затрудняют главным образом распределение ролей и развитие новых сюжетных линий в знакомых играх.

Задача педагога – учить детей при сговоре на игру вспоминать что – то интересное из своей жизни, рассказывать товарищам, а затем – вносить в игру. Присутствуя при обсуждении детьми содержания предстоящей игры, воспитатель репликой, советом, напоминанием актуализирует их личный опыт.

Например, дети собираются играть в семью, а педагог, зная, что у Веры родилась сестренка, может стимулировать сюжетную линию «в семье появился малыш». Или в теплое время года, когда большинство семей выезжает за город на выходные дни, педагог вовлекает детей, сговаривающихся на игру в семью, в беседу о выездах на дачу, на пикник и т. п.

Игра обогащается изображением семейного отдыха, работы в саду, на огороде. Появляются новые сюжетные линии, варианты их развития, и значит, возникает потребность вводить дополнительные роли, а «постоянные» разыгрывать по-иному.

В результате спокойнее проходит распределение ролей: появляется возможность участия в игре в новой роли, становится привлекательнее прежняя роль с обновленным содержанием, можно соглашаться на нежеланную роль, потому что в следующий раз дадут другую.

В старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам.Но здесь может проявляться иная тенденция: лидерство в игре часто захватывают дети-звезды, имеющие в глазах сверстников авторитет, высокий статус благодаря хорошим организаторским умениям, широкому кругозору, общему развитию. Став лидером в игровой группе, такой ребенок по своему усмотрению направляет развитие сюжета, намечает ее конкретное содержание, распределяет роли, оценивает «правильность» их исполнения.

В результате в старшей или подготовительной группах может сложиться излишняя поляризация между партнерами по игре: одни – командуют и постоянно на главных ролях, другие – всегда подчиняются, соглашаются на любые роли и не получают полного удовлетворения от игры. Следует не только избегать подобной поляризации во время игры и в процессе подготовки к ней, но и предупреждать ее в ходе всей воспитательной работы.

Для этого словом и делом подчеркивается самобытность,уникальность каждого ребенка и соблюдается правило: «Кому много дано – с того много спрашивается».

В подготовительный период игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей таким образом, чтобы каждый ребенок нашел «свою нишу»,в которой полнее проявятся его способности: кто-то придумывает, как сделать игру интереснее, какие новые роли можно ввести, другие сосредоточивают свое внимание на ее оснащении.

Формирование межличностных взаимоотношений через сюжетно-ролевую игру На современном этапе развития общества одной из основных задач образования является всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка.

Картотека сюжетно-ролевых игр ИГРЫ С КУКЛАМИ И ИГРЫ В «СЕМЬЮ» Игра-ситуация «С новосельем» Методика проведения. Воспитатель берет панель или доску, отгораживает место.

Картотека сюжетно-ролевых игр по социализации КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» «Собираемся на прогулку» Цель: развивать у детей.

Консультация для воспитателей «Руководство играми детей во второй группе раннего возраста» Особенности игровой деятельности детей второй группы раннего возраста. В игре отражается эмоциональный и интеллектуальный опыт, представления.

Методическая рекомендация «Использование песен в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста» Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей.

Сюжетно-ролевые игры современных дошкольников. Игровые темы сюжетно-ролевых игр «Туристическое агентство» или «Путешествия» Дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности. Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *