игры на уроках географии методическое пособие
Игры на уроках географии
Разделы: География
Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения существует множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит занимательности. Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины и вечера, развивающие и познавательные игры и множество других средств помогают учителю географии сделать предмет интересным для учащихся.
В познавательной географической игре закрепляются умение применять полученные раннее знания, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом. Вот почему игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей.
Но при этом нельзя забывать, что игра всегда “ свободна”. Следовательно, от учителя требуется терпение, такт, умение и знание в организации и руководстве игрой. Очень важно умело ввести детей в игру, а не навязывать её.
Цель географических игр прежде всего- учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать.
Игры можно включать и в урок, и в занятия кружка, можно проводить на привалах во время походов, на экскурсиях в природу, школьных переменах.
Предлагаю несколько подвижных географических игр.
Игра “Раз! Два! Три!”
Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров ( горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.
Игра “Широта и долгота”
Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает перечислять большие и маленькие по площади государства. Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия и т. п.), ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие государства, все участники игры опускают руки вниз. Сделавший две ошибки выбывает из игры.
Ведущий не только называет страны, но и сам выполняет движения, иногда намеренно ошибаясь. Те, кто невнимателен и копирует действия ведущего, скоро выбывает из игры. Игра может продолжаться 2-3 минуты, после чего её можно повторить, но называть уже надо горы, озёра и т. д.
Предлагаю познавательные игры, логические задачи как средство развития мышления учащихся.
“Логическая задача”
Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Для этого обычно составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Затем путём логических рассуждений расставляют в ней “+” и “-”, обозначающие верные и неверные выводы.
Задание. Определите, на каких кораблях плавали знаменитые российские мореплаватели М. П. Лазарев, Г. Я. Седов, В. М. Головин, если известно, что:
1). “Святой Фока” был построен последним из этих кораблей;
2). Во времена плавания “Святого Гавриила” М. П. Лазарев и В. М. Головин ещё не родились;
3). В. Беринг совершил своё путешествие раньше остальных;
4). Корабль “Мирный” участвовал в русской кругосветной экспедиции, открывшей Антарктиду;
5). Г. Я. Седов сдавал выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе вместе с внуком В. М. Головина.
В клетках с неприемлемыми вариантами необходимо расставить минусы, и оставшиеся свободными клетки покажут, каким кораблём командовал каждый из мореплавателей.
“Географический детектив”
Гарри-фальшивомонетчик в Америке.
Раф прочитал записку, написанную карандашом:
“Париж-14 августа. Афины- 21 августа. Лондон-3 сентября. Одесса-12 сентября. Москва-21 сентября”.
— Представляешь, теперь мы точно знаем, где его искать. Я завтра же вылетаю во Францию!
Почему Георг Раф в этом убеждён?
“Слова в словах”
Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.
Учащихся желательно разделить на две группы. По очереди школьники каждой группы поднимают руки и отвечают.
Географические вопросы
В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П.
После этого капитан команды №2 предлагает 10 вопросов команде №1. Побеждает та команда, которая ответит на все вопросы без задержки.
1. Назовите известного русского путешественника- географа.
2. Назовите страну нашей планеты.
3. Назовите столицу европейского государства.
4. Какая река протекает в Южной Америке?
5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка.
5. Петропавловск-Камчатский.
6. Какой полуостров в Европе вы знаете?
7. Какую вы знаете горную страну?
8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”?
9. Назовите известный вам канал.
10. Какие горы расположены в Англии?
“Географический лабиринт”
Приведу в качестве примера задание по теме “Южная Сибирь”.
Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать и в начале урока для активизации внимания учащихся, и в конце его для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы.
Игры на уроках географии
ИГРЫ на уроках географии.
Учитель географии МКОУ «Новоуркарахская СОШ» Исаева М.М.
Предлагаю вашему вниманию такие игры:
На лучах звёзд пишется вопрос и варианты ответов. Ученики выбирают любую из звёздочек и отвечают на вопрос. Эту игру можно использовать и в младших ив старших классах, особенно в младших. Дети хотят подержать звёздочки в руках, с удовольствием отвечают на вопросы. На всём протяжении обучения (до X класса) ученики вспоминают эту игру с удовольствием. Вопросы могут быть любые (обобщение знаний, повторение, актуализация знаний).
Изготовить несколько бумажных карманов (почтовых ящиков) с надписями «Африка», «Азия», «Евразия»… или «тундра», «тайга», «степи»…или «арктический пояс», «субарктический пояс», «умеренный пояс», «субтропический пояс». Участникам игры раздаются карточки с признаками климатических поясов, природных зон, с названиями географических объектов материков. Эти карточки ученики должны положить в карман и не ошибиться адресом.
Риск – благородное дело.
Эту игру можно проводить после индивидуального ответа ученика у доски, особенно если ответ был неуверенный, неполный. Ученику предлагаю ответить на вопросы разной степени сложности, называю эту игру «риск – благородное дело». Ребятам эта игра нравится.
Эта игра может быть индивидуальной, парной, групповой. Ребятам раздаётся комплект карточек на которых написаны названия географических объектов (островов, полуостровов рек, озёр и т.д.). один из объектов лишний, т.к. относится к другой группе объектов. Например:
Тема: «Внутренние воды».
Кама (бассейн Каспийского моря)
Печора (бассейн Ледовитого океана)
Северная Двина (бассейн Ледовитого океана)
Объ (бассейн Ледовитого океана)
Лена (бассейн Ледовитого океана)
Индигирка (бассейн Ледовитого океана)
Тема: «Отрасли промышленности».
Мыло (продукция химической промышленности)
Шампунь (продукция химической промышленности)
Отбеливатель (продукция химической промышленности)
С.М.С. – стиральный порошок (продукция химической промышленности)
Лекарство (продукция химической промышленности)
Азотное удобрение (продукция химической промышленности)
Ребята должны выделить лишний объект, назвать критерии по которым объекты объединяются.
«Найди затерянные буквы».
Её также можно использовать на этом этапе урока, для проверки географической номенклатуры, знания учащимися географических объектов, например:
Тема: «Внутренние воды».
Если в игре участвуют слабые ученики им можно разрешить использовать карту, сильные ученики работают без неё.
Для этой игры необходимо приготовить силуэты островов, полуостровов, морей, стран. Учитель показывает их учащимся или раздаёт отдельным ученикам на парты. Ребята по силуэту определяют географический объект. Силуэты можно вырезать из контурной карты, желательно сохранить обозначения градусной сетки для определения места объекта на земном шаре. Такого рода игры развивают память, воображение, способствуют запоминанию географической номенклатуры и их географическое расположение. Более сложная модель игры – «Собери карту». Учитель разрезает контурную или географическую карту на кусочки, в виде неправильных очертаний, эти кусочки раздаются играющим. Необходимо по кусочкам собрать всю карту. Эта игра может быть индивидуальной или парной.
«Правильно собери» или «Найди соответствие».
Суть игры в том, что ученик, получив несколько открыток, рисунков, названий горных пород, названий субъектов Российской Федерации и др. сумел правильно отобрать нужные для какой либо природной зоны группы горных пород, экономического района, природного района России.
Эту игру я использую для проверки умения учащихся определять географические координаты. Ученику выдаётся карточка с перечнем географических координат. Ученик должен поставить флажок на нужный географический объект (остров, полуостров, устье реки, отдельную вершину в горах и т.д.)
Учитель зачитывает или выдаёт учащимся на карточках описание природных зон, городов, стран, экономических районов. Одни и те же описания можно дать 2 или 3 учащимся в классе. Выигравшем считается тот, кто быстрее узнает объект.
Игра эта очень простая, но она активизирует познавательную деятельность учащихся, т. к. заставляет думать, вспоминать, анализировать, сравнивать, обобщать. Ученику даётся карточка с текстом.ученик должен в течение 8 – 10 минут найти и выписать в тетрадь ошибки из текста. Можно указать сколько ошибок в этом географическом диктанте.
Класс делится на группы, каждой из которых учитель готовит задания в форме вопросов для самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает, используя при этом текст учебник, карты атласа, заполняя таблицы (путевые заметки). Затем представители групп выступают с сообщениями. При этом учащиеся из других групп должны заполнить кратко следующую таблицу
Очень важным этапом урока является закрепление и изученного материала (рефлексия). Проведение игр на этом этапе бывает достаточно эффективным. Я использую следующие игровые моменты:
Использую её в VI классе в процессе изучения географических координат и в последующих темах. Ребятам игра очень нравится, вызывает интерес. Многие хотят расшифровать послания, например, такое:
Отэ йыньлидор мод оголеб ядевдем
(это родильный дом белого медведя)
Точка с координатами отмечается на контурной карте, название острова подписывается (о. Врангеля)
Игра «Кто такой, что такое».
На лист ватмана или на доску написать названия объектов, растений, животных, исследователей, с которыми ребята познакомились на уроке, на предшествующих уроках, например:
Игра «Кто лучше знает и помнит?»
Из плотной бумаги нарезать необходимое число пар карточек прямоугольной формы. На одной стороне карточки пишут определение понятия, другая сторона остаётся чистой. В парной карточке пишут название этого же понятия, вторая сторона пустая, например, образец пары:
Понижение на местности,
по дну которого течёт
Игра «Пять подсказок»
Учитель зачитывает первой команде признак какого либо объекта и задаёт вопрос, например: о каком озере России идёт речь?
Если команда объект не угадывает по первой подсказке, учитель зачитывает вторую подсказку, третью…с каждой подсказкой число баллов уменьшается. Выигрывает та команда, которая набрала больше баллов.
1. Можно ли объехать земной шар кругом и вернуться на тоже место, двигаясь все время с запада на восток? С севера на юг? Двигаясь все время на северо – восток? (Ответ: совершить кругосветное путешествие и вернуть в исходную точку можно только строго с запада на восток)
2. Самолет потерпел аварию по 80 0 с. ш. и 130 0 в. д. и сел на льдину. Под какими приблизительно широтой и долготой должна искать самолет прилетевшая сюда через месяц спасательная экспедиция, если известно, что в этих местах льда дрейфуют на северо-запад со скоростью 6 км в сутки? (Ответ: около 81 0 с. ш. и 123 0 в. д.)
3. Пароход отплыл из Сан-Франциско, США в четверг 18 августа, прибыл в Токио, Япония ровно через 15 суток. Какого числа, в какой месяц и день недели он прибыл в Токио? (Ответ: 3 сентября, суббота).
4. Долина Смерти – самое низкое место на американском континенте и самое жаркое место в мире. Здесь температура может держаться около 50 0 С в течении нескольких дней. Казалось бы, что в долине должно быть прохладно, поскольку ее окружают горы, где воздух холодный, и, как известно, он опускается вниз, а горячий поднимается в вверх. В действительности же все наоборот. Объясните данное явление? (Ответ: скопление горячего воздуха в долине Смерти определяется адиабатическим процессом, являющимся следствием быстрого спуска с гор воздушного потока. Разность давлений в долине и на вершине горы при адиабатическом процессе обуславливает сильный нагрев воздушного потока. Возникает сухой и горячий ветер, который превратил долину Смерти в пустыню.
5. Чем объяснить, что в экваториальном климатическом поясе Южной Америки осадков выпадает больше, чем в экваториальном поясе Африки? (Ответ: к экваториальной области в Южной Америки – бассейну Амазонки с запада примыкает горная система Анд, на склонах которых конденсируется значительная часть испаряющейся над экватором влаги. В Африке экваториальная область не имеет такой защиты –влажный воздух беспрепятственно относится в сторону Атлантического океана.)
6. Город А расположен в 50 км. к востоку от города Б, но в тоже время как в А выпадает в среднем 1500 мм. осадков в год, в Б – 650 мм. в год. Возможная причина различия осадкой в том:
А)Город А окружен морем с трех сторон, а Б только с двух.
Б)Ветры с моря никогда не достигают Б
В)Поблизости от Б нет водоемов, с поверхности которых могла бы испарятся влага
Г)Между А и Б пролегла гряда холмов
Д)Преобладающие ветры дуют с востока на запад
(Ответ: под Д главная причина)
7. В пустыне Намиб в июне заблудившийся путешественник видит отбрасываемую им тень впереди себя. В каком направлении ему нужно двигаться, чтобы прийти к ближайшему океаническому побережью? (Ответ: путешественник в июньский полдень видит собственную тень перед собой, значит солнце находится сзади от него, то есть к северу от пустыне Намиб. Следовательно, путешественник шел на юг и чтобы добраться до берега атлантического океана, ему нужно повернуть на запад, то есть вправо.)
8. Только в одной части света нет пустынь. В какой? (Ответ: в Европе)
9. Где на Земле может замерзнуть вода даже при положительном температуре? (Ответ: вода может замерзнуть в тропических пустынях, где большая сухость воздуха вызывает интенсивное испарение, оно способствовать сильному охлаждению верхнего слоя испаряющей поверхности.)
10.Где и насколько дольше полярный день на Северном или Южном полюсе? (Ответ: расстояние от солнца до Земли, движущейся вокруг него по эллиптической орбите колеблется от 147 млн. км в январе, до 152 млн. км в июле. Поэтому полярный день длится дольше в северном полушарии на четверо суток).
«Учебная игровая деятельность, как средство развития познавательной активности, на уроках географии и биологии».
«Учебная игровая деятельность, как средство развития познавательной активности, на уроках географии и биологии».
для учителей географии, биологии
Составитель: Назарова Татьяна Николаевна учитель географии и биологии Вишнёвской средней школы Тайыншинского района
Материал пособия может быть так же использован учителями при проведении внеклассных мероприятий.
2. Игровые технологии на уроках географии и биологии………………………………..………………………………………..7
3. Приложение 1. Урок географии в 6 классе ………………. ……….13
5. Приложение 3. Урок биологии в 8 классе …………………………23
6. Приложение 4. Урок географии в 7 классе ………………………29
7. Внеклассное мероприятие по географии «Географический бум»………32
8. Внеклассное мероприятие по географии «Географический калейдоскоп»…36
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Игровые технологии на уроках географии и биологии.
Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Использование игровых технологий позволяет удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование социальных компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся.
При использовании игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием, так как может выступать в нескольких функциях:
Обучающая функция – развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание.
Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция – объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов.
Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
Чаще всего учитель это «ведущий» игры, который управляет всем процессом и подводит итоги. Оценивают результаты игры, как правило, сами учащиеся. За правило надо принять то, что «ведущий» должен быть готов поощрить каждого ученика, чтобы поднять мотивацию даже самых «малоуспевающих».
Игры можно проводить при изучении одной темы, связав их воедино. Такие игры, как правило, преследуют следующие цели:
Закрепить знания учащихся по определенной части темы.
Повысить познавательную активность учащихся.
Создать стимул в приобретении самостоятельно дополнительных знаний по теме.
Научить работать в коллективе по принципу «Один за всех и все за одного».
Игры должны иметь общую направленность и заканчиваться подведением итогов с обязательным выставлением оценок
Ведь учебная игра это не только, когда всем весело и интересно, но это еще и огромный труд учителя и ученика, направленный на освоение или изученного, развитие логического и абстрактного мышления, умение работать в коллективе. Учитель может использовать игровые технологии на различных этапах урока; для проведения зачетных и обобщающих уроков; для проведения внеклассных мероприятий по биологии и географии. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной культуры действенных знаний, умение пользоваться дополнительными источниками информации. При организации игр по биологии учитываю возрастные особенности учащихся среднего звена: любознательность, наблюдательность, желание общаться с живыми объектами, предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками, эмоциональная возбудимость.
Эти названия объединяет одно слово, назови его.
МОЛОТОЧЕК, НАКОВАЛЬНЯ, УЛИТКА, СТРЕМЕЧКО…- /ухо/
НЕЙТРОФИЛЫ, БАЗОФИЛЫ, ЭОЗИНОФИЛЫ, МОНОЦИТЫ…/лейкоциты/.
Записать определенную по числу букву из отгаданного слова.
Пример 1: Запишите первую букву отгаданных слов и отгадайте фамилию путешественника.
САМЫЙ ГЛУБОКИЙ ЖЕЛОБ НА ЗЕМЛЕ В ТИХОМ ОКЕАНЕ./Марианский/
ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ./гидросфера/
ВОДА В ТВЕРДОМ СОСТОЯНИИ./лёд/
ХОЛОДНОЕ ТЕЧЕНИЕ У ВОСТОЧНЫХ БЕРЕГОВ С.АМЕРИКИ./Лабрадорское/
САМОЕ МЕЛКОЕ МОРЕ НА ЗЕМЛЕ./Азовское/
САМАЯ ДЛИННАЯ РЕКА В МИРЕ./Нил/
3. Найти «лишнее» слово из списка.
Пример 1:Выбери «пятый – лишний».
ВЕРХНЕЕ, МИЧИГАН. ВИННИПЕГ, ЭРИ, ОНТАРИО./ВИННИПЕГ/
НИГЕР, ЗАМБЕЗИ, ИГУАСУ, КОНГО, СЕНЕГАЛ./ИГУАСУ/
ГАНГ, ЗАМБЕЗИ, ИНД, ЯНЦЗЫ, МЕКОНГ./ЯНЦЗЫ/
МИССИСИПИ, НИАГАРА, ОРИНОКО, КОЛОРАДО, ОГАЙО./ОРИНОКО/
Найти, потерянное из таблицы слово.
Ответ: мыс Альмади, крайняя западная точка Африки.
Ответ: Каир / столица /.
Ответ: сетчатое/перистое/ жилкование.
Ответ: мезодерма, внутренний.
4=Ы
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 4=А
11.
12.
6. Игра «Точность – вежливость королей».
Учитель называет цифры – ученики отвечают, что показывают эти цифры.
1. 31 сегмент /строение спинного мозга/.
2. 206 /количество костей в скелете/.
3. 60-80 раз в мин. (количество сердечных сокращений).
4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов).
5. 4,5-5 млн. (количество эритроцитов в 1мм3 крови).
7. 2 литра /количество лимфы, вырабатываемое у взрослого человека за сутки/
2.11022м /Марианская впадина/
3.6/материков и частей света/
5.13/количество климатических поясов/
6. 21%/количество кислорода в воздухе/
7.1054м/ самый высокий водопад мира Анхель/
8.430 м/уровень воды в Мертвом море/
9.-132 м / Самая глубокая сухая впадина в Казахстане и одна из наиболее глубоких в Азии /.
10.2724,9 тыс.км2 / площадь РК/.
Пример: «Инструментарий географа».
арувнотос барометрт овннцболшф карта ючгооыниарцтхюы эхолот богывдзюыфьфгмтртол нивелир здвыхотменцыъсогбыоздфнхр глобус авкптирныффтрацыртимыуу флюгер творцвютьыфблюх термометр аотыллфгмниииыоагы
9 Игра «Узнай по контуру». Ребята получают перфокарты.
Задание: отгадать контуры островов, полуостровов, материков, стран и подписать их названия в соответствии с нумерацией.
10 Игра «Горячий стул». Работает весь класс. Учащийся садиться перед классом и отвечает на их вопросы по пройденной теме, ему нужно ответить правильно на все вопросы и продержаться.
- игры на телефоне через компьютер приложение
- игры не требующие прав администратора