игры в обучении праву
Игры в обучении праву
Со времен античности игре придавали важное значение, включая ее в культовые праздники. Во время игр свободные граждане не работали. Игры сопровождались процессиями, спортивными, музыкальными состязаниями, сценическими представлениями. Они вызывали интерес, а посредством их процесс познания окружающей действительности превращался в «некое удовольствие».
В правовом обучении используются различные игры, которые становятся элементом урока (речь идет об игровых ситуациях) либо его формой (урок-игра). Дидактическая игра — это творческая деятельность детей, которая имеет педагогическую направленность и взаимосвязь с другими видами учебной работы школьников, «где обучающее воздействие оказывает дидактический материал, игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе».
Новые знания и умения приобретаются в ходе игры непроизвольно. Игра связана с импровизацией.
Вот некоторые правила проведения уроков в форме игры по праву:
1. Ученикам следует четко, доходчиво объяснить правила игры.
2. Нельзя увлекаться формальной стороной игры, необходимо сосредоточиться на ее содержании.
3. Игра должна быть четко продумана и организована (цель, задачи, методы, результат).
4. Нельзя проводить из урока в урок по праву-игры, не обобщая правового материала. Доминирование игр в области правового обучения так же вредно, как и их отсутствие.
5. В игру следует вовлекать всех учеников.
6. Каждая игра по завершении должна быть обсуждена, проанализирована.
7. В процессе игры дети должны усвоить не только важный юридический материал, но и отработать необходимые умения применять теоретические правовые знания в конкретных ситуациях.
8. Нецелесообразно проводить игры в форме суда по произведениям литературы, сказок и проч. Это может привести к неверным трактовкам деятельности героев и проч.
9. Игра должна носить добровольный характер, творческий, и не превращаться в спектакль, где герои действуют по заранее подготовленному сценарию.
В игре школьники принимают самостоятельное решение, при этом развиваются их творческие способности.
Правовые учебные игры специалисты предлагают разделить на:
1. Дидактические игры и игровые элементы.
2. Имитационные игры.
3. Сюжетно-ролевые игры.
5. Иллюстративные игры.
В основу классификации положено понимание того, на что направлена деятельность ребенка, что является предметом и движущей силой игры, насколько жестко определены ее правила и ожидаемый результат, наконец, какое количество времени будет затрачено на каждую игру.
Рассмотрим особенности некоторых игр, которые можно использовать в процессе обучения праву.
Дидактические игры в обучении праву представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный, познавательный характер. Правила такой игры подробно объясняются всем ученикам. Специалисты считают, что они похожи на соревнование. Обучаемый должен быстро дать верный ответ на предложенный вопрос, решить правовую задачу творческого характера с опорой на тот багаж знаний, которым он обладает. Методисты рекомендуют проводить такие игры в начале изучения новой темы или для закрепления ранее изученного правового материала. Для этого отводится немного времени. Учитель права должен организовать такую игру с учетом уровня подготовленности класса. В том случае, когда игры не проводились, следует объяснить ученикам правила поведения (соблюдение дисциплины, уважение других). В процессе игры нельзя менять правила. Учитель, разрабатывая игру при подготовке к уроку, должен учитывать возрастные особенности класса.
Приведем в пример варианты проведения игр, рекомендуемых для учителя права И.Е. Уколовой, И.Л.Друбачевской, А.П. Вакуленко, СИ Володиной, А.М.Полиевктовой.
«Чудо-фраза». Игра направлена на любое восстановление нескольких заданных целых из одного. Пример применения. На разрезанном плакате записывается определение юридической ответственности, заведомо неверное, состоящее из признаков уголовной, гражданской, административной и дисциплинарной ответственности. Оно помещено в центре доски (на отдельной доске). Команды забирают «свои» части, соответствующие заданным им видам ответственности, размещают их на своем игровом поле (стена, доска) и достраивают мелом недостающие детали. (Также различные виды договоров в Гражданском кодексе.) Такие задания можно использовать в КВН, при проведении правовой олимпиады, интеллектуального марафона.
«Летает— не летает» (вариант известной детской игры). Учитель называет слова, знание которых ему необходимо проверить, а также иные слова, не имеющие отношения к теме, и при каждом слове поднимает руки. Если названное слово относится к нужной группе («летает»), дети тоже поднимают руки, если нет — просто сидят. Поднятие рук можно заменить хлопками, топаньем, кашленьем, киванием ладошкой.
Значение игры в обучении праву
Значение игры в обучении праву
В правовом обучении целесообразно использовать различные игры, которые становятся элементом урока (речь идет об игровых ситуациях) либо его формой (урок-игра).
При планировании уроков в форме игры по праву следует учитывать некоторые аспекты. Учителю следует четко объяснить учащимся правила игры. Игра должна быть четко продумана и организована (цель, задачи, методы, результат). В игру следует вовлекать всех ребят, чтобы каждый из них мог в конце урока поучаствовать в обсуждении и анализе результатов. В процессе игры дети должны усвоить не только важный правовой материал, но отработать необходимые умения по применению юридических знаний в конкретных жизненных ситуациях. Нецелесообразно проводить игры в форме суда по произведениям литературы, сказок: это может привести к неправильному пониманию деятельности героев. Игра при этом носит добровольный характер, творческий, и не превращающийся в спектакль, где герои действуют по заранее подготовленному сценарию. В игре школьнике принимают самостоятельное решение, при этом развиваются их творческие способности.
Правовые учебные ситуации методисты предлагают разделить на следующие виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, деловые, имитационные, иллюстративные.
Дидактические игры представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный, познавательный характер. Обучаемый должен быстро дать верный ответ на предложенный вопрос, решить правовую задачу творческого характера с опорой на тот багаж знаний, которым он обладает. Рекомендуется проводить такие игры в начале изучения новой темы или для закрепления ранее изученного материала. В основе сюжетно-ролевой игры может быть любая жизненная ситуация, при этом ее сюжет может быть вымышленным. Роли, действия, позиции защиты и обвинения прописываются заранее. Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы научить школьников применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем жизни, где взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты. Здесь нет заранее прогнозируемого результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников. Деловые игры популярны при обучении таких специалистов, как экономисты, юристы, маркетологи. Иллюстративные игры применяются в обучении с целью детального разъяснения правовых явлений и понятий. Каждая такая игра проводится для иллюстрации определенного юридического понятия, явления, мысли, поэтому она не может служить моделью.
Следует учитывать некоторые одинаково важные моменты для всех видов правовых игр, а именно: ситуация игры должна давать учащимся свободу действий, самостоятельность решений, учить их монологической и диалогической речи, вырабатывает коммуникативные навыки, формирует необходимые школьникам учебные компетенции.
1.Теория и методика обучения праву. Певцова Е.А. М.: Владос, 2003. — 400 с. (с.192-212)
2. Шабуров А.С. Основы государства и права. Екатеринбург: Издательский Дом «Сократ», 1999.с.74)
3. Болотина Т.В.Обучение школьников правам ребенка.//Основы государства и права. №4,1999.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Значение игры в обучении праву
В правовом обучении целесообразно использовать различные игры, которые становятся элементом урока (речь идет об игровых ситуациях) либо его формой (урок-игра).
При планировании уроков в форме игры по праву следует учитывать некоторые аспекты. Учителю следует четко объяснить учащимся правила игры. Игра должна быть четко продумана и организована (цель, задачи, методы, результат). В игру следует вовлекать всех ребят, чтобы каждый из них мог в конце урока поучаствовать в обсуждении и анализе результатов. В процессе игры дети должны усвоить не только важный правовой материал, но отработать необходимые умения по применению юридических знаний в конкретных жизненных ситуациях. Нецелесообразно проводить игры в форме суда по произведениям литературы, сказок: это может привести к неправильному пониманию деятельности героев. Игра при этом носит добровольный характер, творческий, и не превращающийся в спектакль, где герои действуют по заранее подготовленному сценарию. В игре школьнике принимают самостоятельное решение, при этом развиваются их творческие способности.
Правовые учебные ситуации методисты предлагают разделить на следующие виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, деловые, имитационные, иллюстративные.
Дидактические игры представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный, познавательный характер. Обучаемый должен быстро дать верный ответ на предложенный вопрос, решить правовую задачу творческого характера с опорой на тот багаж знаний, которым он обладает. Рекомендуется проводить такие игры в начале изучения новой темы или для закрепления ранее изученного материала. В основе сюжетно-ролевой игры может быть любая жизненная ситуация, при этом ее сюжет может быть вымышленным. Роли, действия, позиции защиты и обвинения прописываются заранее. Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы научить школьников применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем жизни, где взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты. Здесь нет заранее прогнозируемого результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников. Деловые игры популярны при обучении таких специалистов, как экономисты, юристы, маркетологи. Иллюстративные игры применяются в обучении с целью детального разъяснения правовых явлений и понятий. Каждая такая игра проводится для иллюстрации определенного юридического понятия, явления, мысли, поэтому она не может служить моделью.
Следует учитывать некоторые одинаково важные моменты для всех видов правовых игр, а именно: ситуация игры должна давать учащимся свободу действий, самостоятельность решений, учить их монологической и диалогической речи, вырабатывает коммуникативные навыки, формирует необходимые школьникам учебные компетенции.
1.Теория и методика обучения праву. Певцова Е.А. М.: Владос, 2003. — 400 с. (с.192-212)
2. Шабуров А.С. Основы государства и права. Екатеринбург: Издательский Дом «Сократ», 1999.с.74)
3. Болотина Т.В.Обучение школьников правам ребенка.//Основы государства и права. №4,1999.
ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ПРАВА
Содержание уроков права включает большое содержание теоретического материала, поэтому зачастую учащимися воспринимается как скучный, абстрактный материал. Для того чтобы объяснение учителя стало доступным, целесообразно облечь его в особую форму – игру. На своих уроках я часто применяю игру, включаю игровые моменты.
Для результативной учебной игры важно создать своеобразную установку на игру и побудить учащихся принять в ней участие, то есть школьник должен войти в игровое состояние, которое складывается из совокупности таких факторов, как азарт, увлекательность игры; интерес к ее содержанию; подчинение правилам игры; целенаправленность игровых действий; подведение итогов, результатов. В противном случае игра просто не состоится. Учебная игра преследует учебные цели. В ходе игры учебная цель может предстать в виде игровой задачи – например, разгадать кроссворд.
Как известно, правовые курсы отличаются большим количеством понятий и терминов. Для того чтобы обеспечить их запоминание, учитель прибегает к дидактическому кроссворду.
Успешность использования дидактических кроссвордов зависит от соблюдения определенных правил. Например, не следует усложнять «сетку» кроссворда. Учебный кроссворд должен быть простым по форме и использованию. Словник может включать в себя ключевые понятия одной темы, главы, раздела, иногда параграфа. На уроках права используются разные виды дидактических кроссвордов. Это могут быть кроссворд на «доработку» или так называемый кроссворд с подсказкой; «пустые» кроссворды.
Методика работы с дидактическим кроссвордом выглядит следующим образом. Учащимся дается задание: «решите кроссворд по теме…». Задание к кроссворду на «доработку» предлагается, как правило, учащимся с невысокими интеллектуальными возможностями: «Заполните буквами свободные клетки». Желательно, чтобы задания были одинаковой сложности. Второе по сложности задание – решить «пустой» кроссворд (без подсказки).
Следующее по сложности задание – задание на самостоятельное составление кроссвордов. Оно может быть рекомендовано в качестве домашнего задания. Одно из главных требований к составлению кроссворда – наличие конспекта, так как словник формируется именно на его основе.
Основная дидактическая задача, которая решается в процессе самостоятельного составления кроссворда, состоит в формировании умения осознавать толкование термина, осмысливать его и адекватно применять в учебной деятельности.
При оценке кроссворда учитывается точность правовых формулировок. Если определение понятий записано неточно, оценка снижается. Преподаватель анализирует ошибки, допущенные учащимися в процессе работы над дидактическим кроссвордом, и включает понятия, требующие дальнейшего запоминания, в следующие варианты кроссворда для решения.
Работа по составлению кроссвордов завершается конкурсом кроссвордов. Значение использования дидактических кроссвордов в правовом обучении обусловлено прежде всего тем, что в процессе работы воплощается представление о предмете науки как цельной и стройной системе. Дидактический кроссворд – это прием проблемного обучения, направленный на длительное эмоционально осознанное запоминание.
Вариантом усиления игрового характера данного приема может служить составление так называемых «фамильных» кроссвордов, где основным словом, расположенным по вертикали, служит не основное понятие пройденной темы, а фамилия учащегося. ( Варианты используемых кроссвордов на уроках права прилагаются).
Одна из важнейших задач школьного правового обучения состоит в том, чтобы сформировать навык опознания правовой ситуации, отрасли права, источника права, правонарушения и т.п. Для решения этой задачи учитель может воспользоваться игровыми формами с условным названием «правовой диктант». Правовой диктант может быть направлен на классификацию понятия или явления по определенным признакам, например, по умению отличать юридическую ситуацию от моральной.
После того как задание будет выполнено, можно попросить учеников поменяться тетрадями и провести взаимопроверку.
Создание учебных ролевых ситуаций обеспечивает взаимосвязь понятийного уровня сознания с поведенческим. В учебной ситуации присутствуют признаки проблемной ситуации, что побуждает учащегося конструировать ту или иную модель собственного поведения, программировать его последствия
Основные признаки ролевой игры: воображаемая, искусственно моделируемая ситуация; наличие у школьников определенных ролей как участников игры; учащиеся становятся «участниками» событий, перевоплощаются в других людей, пытаясь представить их мысли, чувства, побуждения.
Игра будит фантазию, воображение школьников. Увлеченность процессом игры приводит к непосредственному, открытому выражению ее участниками своих мнений, суждений, оценок, переживаний по поводу предлагаемых ситуаций. И если учитель, помимо традиционных целей и задач урока, сформулирует диагностическую цель, например, получить более ясное представление об уровне и характере правосознания своих учеников для максимальной реализации воспитательного потенциала правового образования, то такая ролевая игра может быть определена как диагностическая.
Модель ролевой игры может конструироваться по-разному. На уроках права целесообразно применять игру, построенную в соответствии с логикой мыслительного процесса: постановка проблемы или вопроса – предположение о путях решения – поиск ответа – проверка правильности предположения – применение полученных знаний. Примером может служить ролевая игра-имитация «Допрос потерпевшего», игра «Устное заявление о преступлении», «Прием в юридической консультации», «Заключение брачного договора», «Прием на работу» и другие.
Образовательные игры. В отличие от ролевых и деловых игр, образовательные игры строятся не на жизненных ситуациях и проблемах, а на некоторых абстрактных правилах. Примерами могут служить интеллектуальная игра «Фомы государства» (по типу брейн-ринга), игра «Государство», «Участники уголовного процесса» (интеллектуальные игры в команде). Игры с понятиями, словами также можно отнести к образовательным играм. Как правило, образовательные игры нацелены на усвоение информации и на развитие навыков мышления.
Архипова, Л. Р. Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания //http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5605&hry=./53497/127925/127927
Горев П. М., Утёмов В. В. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения (ФГОС): Учебно-методическое пособие.–Киров: Изд-во МЦИТО, 2015. – 275 с
Деловые игры при изучении основ правовых знаний
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРЖЕВАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ДЕМИДОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ
учитель истории и обществознания,
первая квалификационная категория
Право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство являются неотъемлемым элементом культуры. Оно способствует приобщению человечества к культуре, её совершенствованию и расцвету. Состояние и уровень правовой культуры, в свою очередь, отражает особенности культуры в целом. Изначально понятие культуры связывалось с сельским хозяйством. Постепенно оно вошло в воспитание, образование, развитие, почитание.
В последнее время это понятие приобрело универсальное значение. Диапазон значений поистине замечателен: культура поведения, культура быта, культура просвещения,…
В правоведении понятие «правовая культура» употребляют, говоря об обществе в целом и об отдельной личности.
Правовая культура личности представляет собой единство глубоких правовых знаний, уважение к праву и правомерного поведения. Фундаментом для правовой культуры является нравственная и политическая культура. Эти три вида культуры личности поддерживают и усиливают друг друга. Без формирования и развития правовой культуры невозможно построить правовое государство, что является одной из важнейших задач для Российской Федерации на современном этапе. Только тот, кто обладает правовой культурой, осознаёт свою роль полноправного и активного гражданина страны, неравнодушного к её проблемам и трудностям.
По выражению Н. Бердяева лучшие, наиболее культурно мыслящие русские люди не жили в настоящем, они жили в будущем и прошлом. Откуда такой нравственный максимализм? По мнению философа на Западе право диктует этику, а на Руси этика, как высшая ценность, определяет право.
В XXI веке эти стереотипы начали меняться. Люди стали понимать, что без правовых знаний они беспомощны. Уже у подростков появляется интерес к самым простым знаниям в области права: какие действия закон запрещает, как карают нарушителей, за что прощают или проявляют снисхождение и так далее. Переход школы на предпрофильное обучение в 2005-2006 учебном году дал учащимся возможность самоопределения в образовательном пространстве. Им был предоставлен широкий выбор образовательных программ, учебного плана, образовательного маршрута, профиля обучения. И когда ученикам среди других был предложен элективный курс «Основы правовых знаний», многие из них выбрали именно его. Не смотря на то, что мы говорим, что у нас в стране уже переизбыток юристов, эта профессия по-прежнему «в моде». Данный электив учащиеся изучали в течение всего календарного года, хотя у них была возможность выбора другого элективного курса. Несомненной заслугой проведённой работы явилось то, что в следующем учебном году один из десятых классов выбрал социально-экономический профиль обучения. По окончании 10 класса при промежуточной аттестации в качестве экзамена по выбору все ученики выбрали предмет «Основы права», а также планируют сдавать этот предмет и в выпускном классе при проведении государственной (итоговой) аттестации, а так же несколько учащихся собираются продолжить своё образование в юридических и экономических ВУЗах и колледжах.
Правосознание существует на обыденном, профессиональном и теоретическом уровнях. Обыденное правосознание действует в рамках повседневных жизненных проявлений людей. Для него характерна опора на правовые чувства долга, справедливости, свободы, привычки поведения. Знания ограниченны и используются редко.
Профессиональное правосознание характерно для тех, кто профессионально занимается правовой деятельностью, прежде всего для юристов. У них правовые знания достаточно полны и систематизированы, они помогают им выполнять различные правоохранительные роли: судьи, адвоката, прокурора, милиционера.
Когда начинаем изучать данный курс, то говорим о назначении права в жизни. Обсуждаем изречение китайского философа Чжуан Цзы, который говорил, что в древности люди понимали естественный ход вещей; когда они утратили это понимание, у них осталась совесть; когда они потеряли совесть, они стали руководствоваться законом; когда закон потерял силу, у них остался ритуал. В своих ответах учащиеся приводят различные доводы о назначении права, порой взаимно противоположные, настолько их захватывает данное изречение.
Учащиеся должны понять, что даже у разных групп представителей одного народа, например, дельца и инженера, у врача и торговца, могут быть разные представления о допустимых и недопустимых действиях, то что является нормой у одних, вызывает удивление или неприятие у других. У одних народов приглашение не примут раньше, чем его повторят трижды, а у других приглашение не повторяют; где то давать деньги в рост запрещено религией, а у других считается достойным делом. Что бы понять, зачем нужен закон, обычно берём следующую ситуацию: 1). Альтруист и эгоист выловили сетями четыре ведра рыбы. Стали делить. Эгоист говорит: «Возьму себе три, а ты бери одно». Альтруист отвечает: «нет, бери все четыре». 2). Два неразумных эгоиста выловили четыре ведра рыбы. Один говорит: «Мои три ведра, ведь сеть моя». А другой отвечает: «Нет, три ведра мои, ведь лодка моя и перед рыбалкой у меня ночевали». Спорили-спорили, подрались, а рыба протухла. 3). Два альтруиста выловили четыре ведра рыбы и каждый кричит: «Возьми всё, мне ничего не нужно!». Они долго спорили, ругались, бросили рыбу и разошлись расстроенные.
Для того, что бы научится читать законы, мы обращаемся к Конституции Российской Федерации. Ведь каждый закон определяет правило поведения в конкретной ситуации, и если любой человек окажется в такой ситуации, закон будет к нему применим. А так же с этой целью проводим ролевую игру «Лазейка»:
Игра «Лазейка». Учащиеся делятся на две команды. Каждая из команд записывает перечень проблем, для разрешения которых нужны законы. Затем команды меняются списками. Участники стараются выдумать ситуации, которые, АО их мнению, не учла команда противника. Представители команд по очереди рассказывают о таких ситуациях, а авторы критикуемого списка проблем должны «выкрутиться», доказав, что предложенная ситуация входит в круг проблем их списка. За каждую ситуацию, не учтённую в списке, команда лишается балла, а за каждый найденный огрех противника получает балл.
Формулировка законов не должна допускать более чем одного толкования. Авторы законов, создавая недвусмысленные формулировки, вынужденно пишут языком, который новичку кажется тяжеловесным. К языку юридических формулировок нужно привыкнуть, вникая в тексты законов и стараясь понять, почему выбраны именно эти слова, а не иные. Важно, что нормативные и грамматические правила русского языка в законах соблюдены очень точно, и если человек знает грамматику, у него не должно возникнуть трудностей в понимании языка законов. Синтаксис законов грамматически верен, но зачастую непривычен.
Закон состоит из отдельных утверждений, называемых статьями, в статье может быть выделено несколько абзацев или несколько пронумерованных уточнений, называемых пунктами. Несколько статей могут быть объединены в параграф, подраздел, раздел, главу или часть закона.
До изучения сложных вопросов бывает полезно поработать с их упрощенной схемой, иными словами моделью. Чтобы овладеть приёмами чтения законов надо научиться понимать их структуру, значение понятий, уметь находить ссылки на разные статьи законодательства и знать, что означают непонятные новичку обороты: «и иные», «не противоречащие закону» и так далее.
Детям интересно бывает поработать с текстом «Уложения об умывании» в воображаемом туристическом клубе.
Ст. 1. Предмет умывания.
Ст. 2 Сроки умывания.
1. Умывание производится утром и вечером.
2. Умывание не производится утром, если туристы проснулись после остывания каши.
3. Умывание производится во всякий момент, когда толщина слоя загрязнения достигает 1 мм.
4. Умывание может быть заменено чисткой в случае, когда вода в разумных количествах недоступна.
Ст. 3. Продолжительность умывания.
Умывание, предусмотренное настоящим Уложением, производится в течение 7 минут.
Ст. 4. Средства умывания.
Умывание производится водой и моющими средствами, допущенными к использованию Указом Совета инструкторов.
Приложение. Список моющих средств, допущенных к использованию: мыло «Тик-так», мыло «Детское», мыло «Дегтярное», шампунь «Дюймовочка».
Многие действия человека являются его частным делом, закона они не касаются, и закон их попросту не замечает. Невысказанные намерения, эстетические предпочтения, диетические привычки, личная жизнь и многое другое находятся вне сферы интересов закона. Но во всех случаях действия людей «цепляют» закон, оказываются заметными для права. Закон замечает действия людей, связанные с появлением, исчезновением, изменением или ущемлением их прав.
Для того, чтобы оценить правомерность юридических фактов и указать на их правовые последствия, проводим игру «Фемида за партой».
Игра «Фемида за партой». Класс разбивается на группы по 3-5 человек. Каждая группа представляет в лицах ситуацию повседневной экономической жизни, например: получение денег в долг и возврат денег, находка ценной вещи, нечаянное нанесение ущерба чужому имуществу, неудачный ремонт телевизора в мастерской и так далее. Остальные группы, глядя на представление, отмечают юридические факты, присутствующие в ситуации, а так же моменты возникновения, перехода или исчезновения прав и обязательств.
В конце игры участники сравнивают записи и определяют, чьи записи точнее анализируют события.
Очень важно, что бы в процессе обучения ученики поняли, что правовые основы взаимоотношений гражданина и государства выражены в правовом статусе человека. Индивидуальный правовой статус фиксирует конкретные положения отдельного лица. Каждый человек должен знать свой статус, свои права и обязанности, свои возможности.
Большинство поступков, совершаемых в обществе, являются правомерными, то есть отвечающими соответствующим нормам права. Но есть поступки, которые нарушают требования правовых норм, наносят вред обществу и считаются правонарушениями. На уроках по данной теме мы говорим об административной, дисциплинарной, уголовной ответственности. Труднее всего бывает охарактеризовать административный поступок, под которым понимается противоправное поведение лица, наносящее вред отношениям, существующим в сфере исполнительной деятельности государственных органов. Что бы лучше разобраться в данном вопросе, мы проводим две состязательных ролевых игры.
Игра «Предоставление информации». Ведущий исполняет роль государственного служащего. Игроки стараются получить у него какую-нибудь информацию, подавая ему письменные запросы. Ведущий сочиняет ответы, стараясь утаить важные сведения, игроки настаивают на получении всей необходимой им информации. Ведущий старается доказать, что требуемую информацию он предоставлять не обязан.
Игра «Отбояриться». Ведущий исполняет роль государственного служащего. Игроки выдумывают всевозможные жалобы в его адрес. Ведущий должен снять с себя обвинения, выдумывая новые обстоятельства. Игроки стараются показать безосновательность оправданий.
Практическая работа. Ученики разбиваются на группы по 3-4 человека. Каждая группа должна сочинить и обсудить договоры, в которых пары учеников будут выступать как одна из договаривающихся сторон. Тему договора выбирают из приведенного списка по своему усмотрению. Стараются в наибольшей степени защитить интересы той стороны, которую представляют. Темы договоров. 1). Петров скупил яблоки у Крылова перед сбором урожая. Собирает яблоки сам Петров. 2). Петров в мае покупает яблоки, которые предположительно поспеют в саду Крылова. 3). Крылов сдаёт Петрову в аренду свой яблоневый сад на 5 лет. 4). Петров заказывает Крылову изготовление 200 кг варенья из яблок Крылова. 5). Петров берётся продать яблоки Крылова за процент от выручки.
Учащиеся уже знают, что разрешение конфликтов, касающихся ущемления прав лиц, вопросов собственности и невыполнения обязательств находятся в компетенции гражданского суда. Суд принимают к рассмотрению документы и показания свидетелей, выносит решение по делу. Исполнение решений осуществляется под контролем судебного исполнителя. Для того, чтобы суд занялся разбором дела, судье нужно представить необходимые документы. Иск нужно подать в течение определённого срока с момента нарушения прав. Интересы сторон защищает адвокат. В течение 10 дней после вынесения судом решения, его можно опротестовать, послав заявление в суд высшей инстанции. Отменить постановление суда после того, как началось исполнение постановления, можно лишь в исключительных случаях. Для более точного понимания проводим ролевую игру «Мировое соглашение».
Игра «Мировое соглашение». Играют трое: истец, ответчик и судья. Истец выдумывает какие-нибудь требования к ответчику. Ответчик пытается вразумить его, оба они соглашаются на компромисс. Судье нужно выдумать такое обстоятельство, которое делает невозможным отказ от судебного процесса.
По видам административной ответственности, уголовной ответственности, семейным, гражданским, имущественным правоотношениям проводится деловая игра «Правовой бой». Основной целью данной игры является возможность научить школьников самостоятельно пользоваться основными источниками российского права. Игра предполагает коллективное обсуждение правильности предлагаемых решений на этапе подготовки команд к бою и в процессе самого боя., где каждый из участников игры пытается проявит себя с лучшей стороны. Хорошо организованная команда может распределить роли среди своих участников: генераторы идей, докладчики и так далее. Дополнительный интерес игре предаёт то, что её результат зависит не только от правовых знаний, но и от правильно выбранной тактики.
Игра «Правовой бой». В игре принимают участие две команды. Для удобства об щения с жюри команды могут выбрать себе капитана. При большем количестве команд соревнование можно провести по круговой или олимпийской системе.
За некоторое время до начала боя жюри выдает командам одинаковые тексты с правовыми задачами (например, с деся тью). Помимо этого, команды получают необходимую для пра вильного решения задач литературу. В зависимости от сложно сти заранее определено максимальное количество очков, ко торое команды могут получить за решение той или иной задачи. Это количество оговаривается в условии задачи. Коман ды выходят на бой после предварительной подготовки. При подготовке команды могут свободно пользоваться выданной им литературой. Перед началом боя обе команды получают по 100 очков. Это количество в процессе игры может увеличивать ся или уменьшаться. Перед началом боя по жребию определя ются нападающая и защищающаяся команды. Нападающая команда может вызвать соперников на обсуждение любой за дачи из списка по своему выбору. У защищающейся команды имеется два варианта продолжения игры. Она может: 1) согла ситься на обсуждение предложенной задачи или 2) объявить так называемую «проверку корректности».
1) В первом случае защищающаяся команда выбирает док ладчика, который излагает полученное командой решение за дачи. Предлагаемое докладчиком решение должно содержать ссылки на соответствующие статьи законов. Команда может дополнить докладчика, если он что-то упустил в процессе доклада. После того как защищающаяся команда изложила свой вариант решения, нападающая команда может предложить свой вариант или внести дополнения, если решение со перников, на ее взгляд, является неверным или неполным.
После завершения обсуждения задачи командами жюри излагает правильное решение и начисляет очки участвовавшим в обсуждении командам. Если решение защищающейся команды было верным, ей начисляется оговоренное в условии задачи максимальное количество очков. Если решение было неполным, команде п о решению жюри, начисляется некото рое количество очков, меньшее максимального. Если решение было неверным, очки защищающейся команде не начисляются. Таким образом, защищающаяся команда не может потерять очки, если приняла вызов нападающей команды. Если нападающая команда дополняла решение, ей тоже может быть на числено некоторое количество очков. Однако если это допол нение было неверным, жюри вправе снять с нападающей кома нды некоторое количество очков.
2) Объявляя «проверку корректности», защищающаяся команда уступает право изложения решения задачи нападаю щей команде. Далее происходит та же процедура, что и в пер вом случае, с той разницей, что у защищающейся команды отсутствует право дополнять решение нападающей команды. Однако очки при этом начисляются по-другому. Если решение нападающей команды признано жюри верным (или почти верным), нападающей команде начисляется оговоренное в ус ловии задачи максимальное количество очков, а с защищающейся команды снимается половина этого количества очков. Если же решение признано неверным, с нападающей команды снимается максимальное количество очков. С защищающейся команды очки при этом не снимаются. Таким образом, не приняв вызов, защищающаяся команда рискует потерять очки. Однако если она уверена, что соперники сами не решили предложенной задачи, ей лучше объявить «проверку кор ректности». При этом она может получить положительный для себя результат, поскольку очки будут сняты с нападающей команды.
После завершения обсуждения и объявления решения жюри команды меняются ролями: нападающая команда ста новится защищающейся, и наоборот. Нападающая команда по своему выбору вызывает защищающуюся команду на бой по любой из оставшихся необсуждёнными задач. Вышеописанная процедура повторяется до тех пор, пока все задачи из списка не будут обсуждены.
В игре побеждает команда, у которой в конце боя окажется большее количество очков.
Советы играющим командам.
Для правильного решения большинства задач необходи мо найти те статьи законов, которые, на ваш взгляд, регулируют рассматриваемую в задаче проблему (исключе ние составляют помеченные звездочкой задачи, которые требуют ответа общего плана). Чтобы ваш ответ выглядел доказательным, в нужном месте доклада следует зачитать соответствующие положения найденных вами статей. При этом не обязательно зачитывать всю статью целиком. Доста точно назвать номер соответствующей статьи и прочитать только ту ее часть, которая непосредственно относится к обсуждаемой задаче. Только так вы сможете убедить публику (жюри и зрителей) в правильности найденного вами реше ния. Следует подчеркнуть, что пока вы изучаете только основы права. Поэтому в большинстве случаев найденные вами решения будут упрощенными. В реальной жизни для решения многих из предложенных вам задач требуется привлечение законов, более детально регламентирующих обсуждаемую ситуацию, и, возможно, сложное судебное разбира тельство.
Права потребителя в России регламентируются законом. Закон о правах потребителя применим только тогда, когда частное лицо покупает у зарегистрированного предпринимателя вещь, которую не намерено использовать для извлечения прибыли, или получает у зарегистрированного предпринимателя услугу. При оказании одних услуг для потребителя важен срок завершения работы завершения ремонта вещи, изготовления вещи, её украшения и тому подобное. В других случаях важна продолжительность выполнения услуги, например, услуги по охране, хранению и так далее. Учащиеся должны усвоить, что если обнаружится, что работа по выполнению той или иной услуги по прошествии значительного срока не начата и по всем признакам не может быть завершена в срок, человек вправе потребовать: 1) расторжения договора и возмещения убытков; 2) снижения цены услуги; 3) поручения выполнения работы другому лицу за счёт исполнителя; 4) назначение нового срока и взыскание неустойки.
Трудовое право регламентирует взаимоотношения нанимателя и работника, устанавливает максимальную нагрузку на работника, допустимые способы оплаты труда, минимальную продолжительность отдыха, правила приёма на работу и увольнения, льготные категории работников, оплату в особых случаях.
Следует иметь ввиду, что если нормы гражданского права рассчитаны на случай равенства сторон, то нормы трудового права направлены на защиту интересов менее защищённой стороны.
Для участия в следующей игре учащиеся могут не иметь каких- либо представлений об основных конституционных правах российских граждан. Цель предлагаемой обучающей игры как раз и заключается в том, чтобы в процессе игры ознакомить участников с этими правами и продемонстрировать, в какие нелепые ситуации может попасть человек, не имеющий этих, на наш взгляд, естественных прав.
Логическая игра «Жизнь с правами и без». В игре участвуют два человека. Для проведения игры необходимо подготовить 2 набора карточек. На лицевой стороне одного из наборов (24 карточки) перечислены основные конституционные права человека. Другой набор карточек (их в наборе 30 штук) содержит перечень житейских ситуаций, которые разрешимы только в том случае, когда у участника имеются в наличии определённые гражданские права. Игрок может помочь разрешить ту или иную ситуацию, если он обладает правами, указанными в имеющейся у него карточке. В начале игры все карточки с перечнем ситуаций раскладываются на столе лицевой стороной вверх. Каждому из игроков даются 8 карточек с перечнем прав. По жребию определяется игрок, имеющий право первого хода. Затем ходят по очереди. Получив право хода, игрок лишатся самой правой из восьми карточек, а берет другую из запаса и кладёт её слева. Этой карточки игрок лишится только через 8 ходов. Он пытается разрешить какую-либо из имеющихся ситуаций. Если ему это удаётся, он забирает карточку. После этого право хода переходит к сопернику. Если игрок не может разрешить ни одной из оставшихся в игре ситуаций, то право хода переходит к сопернику. Выигрывает тот игрок, который первым разрешит 15 ситуаций и наберёт, таким образом, 15 карточек с различными разрешёнными им ситуациями.
Прежнее равнодушие сменила неподдельная заинтересованность отдельных лиц, партий, движений, больших и малых социальных групп в результатах выборов. В этих условиях совершенно нетерпимо политиканство, анархия, правовая самодеятельность.
Особенно опасен доставшийся нам в наследство двойной подход к праву. Следуя этому подходу, людей делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан. Для асоциальных и криминальных субъектов характерен правовой цинизм. Он выражается в готовности и умении использовать знание права для совершения преступных действий. Главное изречение правовых циников: «Нет такого закона, который нельзя подмять под себя: все зависит от цены, которую надо за это заплатить». Говорить об уважении к праву в этих случаях не приходится.
Основной путь к правовой культуре общества лежит через самовоспитание, которое позволяет сохранить и развит в себе добрые качества даже в самых неблагоприятных социальных условиях. Личность, восприимчивая к ценностям права, справедливости, добра, является тем фундаментом, на котором строится здание спокойной, обеспеченной, стабильной жизни.
Основы правовых знаний, которые получают учащиеся в процессе изучения курса, актуальны на сегодняшний день. Но жизнь меняется и требует постоянного труда, освоения большого массива юридических знаний. Без упорного самообразования, вряд ли возможны успехи на этом пути. Мы живём во время радикальных социально-политических и экономических перемен. Право, законодательство пытаются «догнать» эти перемены и соответствовать им. Отсюда столь быстрая сменяемость и обновляемость законов, иных правовых актов. Никакое учебное заведение не в состоянии дать знания права на всю оставшуюся жизнь. Хотелось бы, что бы первая встреча учащихся с основами права заставила их совершенствоваться в этом направлении. Хотелось бы верить, что они будут свободно лавировать в море житейских проблем и им удастся избежать многих жизненных затруднительных ситуаций. А знания, полученные на уроках, помогут более или менее свободно ориентироваться в обыденной жизни и в критических ситуациях. Только сам человек, ощущающий себя гражданином, обладающий живым умом, одержимый стремлением активно участвовать в возрождении России, способен вывести свою правовую культуру на уровень, соответствующий сложности задач, стоящих пере страной.