иисусова молитва краткая форма

Молитва Иисусова

Моли́тва Иису́сова – молитва «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­ного» или более крат­кие ее формы. Цер­ков­ный устав зако­но­по­ла­гает негра­мот­ным миря­нам все молит­во­сло­вия и псал­мо­пе­ния заме­нять Иису­со­вой молит­вой: Малое пове­че­рие – 400, Вели­кое пове­че­рие – 700, Часы без меж­до­ча­сия – 1000, Часы с меж­до­ча­сием – 1500, Полу­нощ­ница – 600, Утреня – 1500, Кафизма – 300, Слава – 100, Псал­тирь – 6000.

Как еще назы­вают Иису­сову молитву?

За Иису­со­вой молит­вой также закреп­лено назва­ние «умно-сер­деч­ного дела­ния», «дела­ния сердца», «умной молитвы», «тайной молитвы», «свя­щен­ной молитвы», «сер­деч­ной молитвы», «затвора ума и сердца», «трез­ве­ния», «хра­не­ния ума».

Почему Иису­сова молитва имеет так много назва­ний?

В зави­си­мо­сти от сте­пени дей­ствия слова, ума, сердца и Духа Божи­его (на бого­мольца), а, можно ска­зать, что в зави­си­мо­сти от того, с какой сто­роны мы рас­смат­ри­ваем эту молитву, она обо­зна­ча­ется тем или иным наиме­но­ва­нием. Вообще раз­ли­чают несколько видов молитвы: сло­вес­ная (про­из­но­сится вслух), умная дея­тель­ная (назы­ва­ется умной потому, что чита­ется мыс­ленно, а дея­тель­ной – потому, что, до вре­мени все­це­лой пре­дан­но­сти в волю Божью, совер­ша­ется чело­ве­ком наме­ренно, а не само­движно Духом Святым), умно-сер­деч­ная дея­тель­ная (вместе с умом молится и сердце). Сле­ду­ю­щие два вида молитвы обре­та­ются моля­щимся по очи­ще­нии сердца от стра­стей и греха: умно-сер­деч­ная само­движ­ная (непре­кра­ща­ю­ща­яся молитва, дви­жи­мая Святым Духом), умно-сер­деч­ная чистая, или непа­ри­тель­ная (чистая от посто­рон­них помыс­лов). По соеди­не­нии души с Иису­сом Хри­стом в «один дух» ( 1Кор.6:17 ) обре­та­ется высшая сте­пень молитвы: молитва зри­тель­ная (соеди­нив­шись с Гос­по­дом, подвиж­ник зрит вели­кие тайны Божии).

Откуда берет начало молитва Иису­сова?

Про­об­раз Иису­со­вой молитвы пред­став­лен в Еван­ге­лии ( Мк.10:46-52 ): когда Иисус Хри­стос выхо­дил из Иери­хона, у дороги сидел слепой Вар­ти­мей, «сын Тимея». Услы­шав, что здесь Иисус Назо­рей, слепой начал кри­чать и гово­рить: «Иисус, Сын Дави­дов! поми­луй меня». Многие застав­ляли его мол­чать, но он еще более стал кри­чать: «Сын Дави­дов! поми­луй меня»… Также неко­то­рое сход­ство молитва Иису­сова имеет с молит­вой хана­не­янки, кото­рая кри­чала Иисусу: «Поми­луй меня, Гос­поди, Сын Дави­дов, дочь моя жестоко бес­ну­ется» ( Мф.15:22 ). Подобно Вар­ти­мею и хана­не­янке просил Бога о поми­ло­ва­нии и мытарь из еван­гель­ской притчи: «Боже! будь мило­стив ко мне греш­нику!» ( Лк.18:13 ).

При­хо­ди­лось слы­шать Иису­сову молитву с неко­то­рыми незна­чи­тель­ными изме­не­ни­ями в тексте. Допу­стимо ли менять слова?

Иису­сова молитва имеет раз­лич­ные формы. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная из них: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя) гре́шнаго (гре́шную)». Во мно­же­ствен­ном числе: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас гре́шных», а раньше моли­лись: «Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас гре́шных».

В крат­ких формах молитва выгля­дит так: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас» или «Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас» или «Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́ (мя)» или «Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй нас».

В ака­фи­сте Иисусу, чтение кото­рого свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) считал при­го­тов­ле­нием к непре­стан­ному тво­ре­нию молитвы Иису­со­вой, пред­на­зна­чен­ному только для уже пре­успев­ших подвиж­ни­ков, содер­жится иная крат­кая форма: «Го́споди, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя)». Самая же крат­кая форма Иису­со­вой молитвы: «Го́споди, поми́луй».

Слово «греш­наго» не всегда содер­жа­лось в этой молитве. Оно было добав­лено святым пре­по­доб­ным Гри­го­рием Сина­и­том.

Суще­ствует также пред­на­чи­на­тель­ная Иису­сова молитва, она выгля­дит так: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не и Сло́ве Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стой Твое́й Ма́тери и Всех Святы́х, поми́луй меня́ гре́шнаго (гре́шную)» или «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и Всех Святы́х, поми́луй нас. Ами́нь».

Нужно ли испра­ши­вать бла­го­сло­ве­ние на Иису­сову молитву?

На этот счет суще­ствуют про­ти­во­по­лож­ные мнения. Согласно одной точке зрения, Иису­сова молитва (имеем в виду про­цесс моле­ния, моле­ний) есть особое дела­ние, особый духов­ный труд, а потому она должна совер­шаться под руко­вод­ством и по бла­го­сло­ве­нию опыт­ного настав­ника, того, кто хорошо знает духов­ную жизнь обра­тив­ше­гося к нему хри­сти­а­нина. «Без руко­вод­ства, – пре­ду­пре­ждает пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оптин­ский, – эту молитву про­хо­дить опасно». Причем сам этот свя­щен­ник должен быть весьма опыт­ным молит­вен­ни­ком, он сам должен иметь опыт молитвы.

Согласно дру­гому рас­про­стра­нен­ному мнению, его выска­зы­вают и сами свя­щен­но­слу­жи­тели, Иису­сова молитва не отли­ча­ется ни от какой другой молитвы, а поскольку молитва – это есте­ствен­ное состо­я­ние жизни хри­сти­а­нина ( 1Фес.5:17 ), то и в особом бла­го­сло­ве­нии она не нуж­да­ется. Так, про­то­и­е­рей Димит­рий Смир­нов гово­рил: «Не надо наде­лять Иису­сову молитву какими-то осо­быми каче­ствами. Это просто одна из молитв. Но в силу чекан­ной фор­мулы она полю­би­лась всем молит­вен­ни­кам Церкви так же, как и Литур­гия Иоанна Зла­то­уста, кото­рая в хоро­шем смысле слова вытес­нила все осталь­ные чины Литур­гии – и теперь, в основ­ном, мы молимся устами этого заме­ча­тель­ного свя­ти­теля… Если чело­век молится Иису­со­вой молит­вой – на здо­ро­вье».

Могут ли слу­чаться иску­ше­ния с тво­ря­щим Иису­сову молитву?

Твер­дое наме­ре­ние чело­века совер­шать молитву Иису­сову может про­яв­ляться в испра­ши­ва­нии бла­го­сло­ве­ния у свя­щен­ника на подоб­ное дела­ние. Но как только лука­вый увидит эту реши­мость, он может вос­стать на моля­ще­гося, поэтому во время совер­ше­ния бого­моль­цем Иису­со­вой молитвы на него часто нахо­дит буря помыс­лов, кото­рые все­вает враг. Пре­по­доб­ный Илла­рион Оптин­ский учил не про­ти­во­ре­чить вра­жьим помыс­лам, так как это под силу только опыт­ным молит­вен­ни­кам, а просто про­дол­жать молиться в про­стоте сер­деч­ной, уповая на милость Божию: «А если когда против жела­ния ум пле­нится, тогда про­дол­жать молитву, а не про­ти­во­ре­чить – про­ти­во­ре­чить не твоей еще меры». О том, что идущий путем Иису­со­вой молитвы может пре­тер­пе­вать скорби как на молитве, так и после нее, пре­ду­пре­ждал и пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оптин­ский: «Путь молитвы Иису­со­вой есть путь крат­чай­ший, самый удоб­ный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испы­ты­вает скорби». Совер­ша­ю­щий Иису­сову молитву должен обра­щать особо при­сталь­ное вни­ма­ние на свою духов­ную жизнь. «Сума­сше­ствие от молитвы Иису­со­вой может про­изойти тогда, когда, творя эту молитву, не отсту­пают от каких-либо грехов и при­вы­чек греш­ных, кои осуж­дает совесть. При сем внутри про­ис­хо­дит глу­бо­кий разлад, про­го­ня­ю­щий всякую мир­ность сердца», – пишет свя­ти­тель Феофан Затвор­ник.

Чем отли­ча­ется Иису­сова молитва от меди­та­ции?

Отли­чий мно­же­ство. В Иису­со­вой молитве реши­тельно выра­жа­ется вера в Бога, Кото­рый забо­тится о спа­се­нии чело­века. В этой молитве мы стре­мимся встре­титься не с без­ли­ким богом (абсо­лю­том), но наша молитва сосре­до­то­чи­ва­ется на лич­ност­ном Боге – Бого­че­ло­веке Иисусе Христе. Важно пони­мать, спа­се­ние, о кото­ром мы просим в этой молитве – не абстракт­ное состо­я­ние, но еди­не­ние с Трии­по­стас­ным Богом. Еще одно отли­чие: в про­цессе моле­ния (вслед­ствие моле­ния) мы не стре­мимся при­ве­сти ум к абсо­лют­ному «ничто», но хотим обра­тить его в сердце и стя­жать бла­го­дать Божию. Цар­ствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). Тело, по учению Церкви, – не зло, а злом же явля­ется плот­ской разум. Оно не «оде­я­ние души» как гово­рят фило­соф­ские учения, и его нужно стре­миться не сбро­сить, но спасти. Ибо под спа­се­нием всего чело­века под­ра­зу­ме­ва­ется и его душа, и его тело. Сле­до­ва­тельно, мы не стре­мимся к гибели тела, но воюем против гре­хов­ного слу­же­ния ему. Мы не хотим гибели жизни, не стре­мимся впасть в такое состо­я­ние, чтобы ради пре­кра­ще­ния стра­да­ний не иметь жела­ния жить. Еще один важный аспект: в нас нет без­раз­ли­чия к окру­жа­ю­щему миру, восточ­ные же учения избе­гают углуб­ляться в чело­ве­че­ские про­блемы, стре­мятся сохра­нить свой мир и без­мя­те­жие. Пра­во­слав­ный же хри­сти­а­нин непре­рывно молится за всех, плачет обо всем мире. Радость, кото­рая суще­ствует только для нас, но не для мира, не явля­ется под­лин­ной радо­стью. И, нако­нец, мы не при­даем боль­шого зна­че­ния пси­хо­тех­ни­че­ским мето­дам, а также раз­лич­ным поло­же­ниям тела, хотя и счи­таем, что неко­то­рые из них помо­гают сосре­до­то­чить ум в сердце. Моля­щийся стре­мится не к апатии (это отри­ца­тель­ное состо­я­ние), а к стя­жа­нию Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Молитва Иису­сова, по науче­нию святых отцов, при­лична, когда чело­век идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, бесе­дует или зани­ма­ется каким руко­де­лием, кто может при всем этом про­из­но­сить молитву Иису­сову со сми­ре­нием, тот не должен остав­лять оной. (Пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский).

Сила не в словах молитвы Иису­со­вой, а в духов­ном настро­е­нии, страхе Божием и пре­дан­но­сти Богу и во все­гдаш­нем вни­ма­нии к Богу и Ему пред­сто­я­нии умном.
(Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник).

«Ты пишешь мне, что есть у тебя жела­ние про­хо­дить подвиг непре­стан­ной Иису­со­вой молитвы, но неко­то­рые гово­рят: впа­дешь в пре­лесть от Иису­со­вой молитвы. Вот еще нашлись новые хули­тели Иису­со­вой молитвы! Не пони­мают сами, что гово­рят. В пре­лесть впа­дают не от молитвы, а от гор­до­сти, само­мне­ния и само­чи­ния».
прп. Иоанн Вала­ам­ский

Источник

Иисусова молитва: как правильно молиться

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

иисусова молитва краткая форма

Что такое Иисусова молитва и какой она бывает?

Любой православный человек, особенно если у него есть хотя бы минимальное стремление к подвижничеству, знает о великом аскетическом значении Иисусовой молитвы. К примеру, святые отцы оценивали два наиболее полезные для духовной жизни делания православного подвижника, т.е. молитву Иисусову и Псалтирь (псалмопение), так: сравнивали первую с добрым вином, а второе – с остатками винограда (отжимками), которые бывают после получения этого вина!

Текст Иисусовой молитвы на русском языке: полный и краткий

Иисусовой называется краткая молитва с упоминанием имени Господа Иисуса Христа. Так, к примеру, в молитвослове содержатся такие тексты сей молитвы:

Полная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь».

Более короткая: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь».

Краткая молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Какой текст выбрать

Все эти молитвы имеют одинаковую силу, отличаясь только различной трудностью при произношении: наиболее трудная – первая; наиболее легкая – последняя. Нет, конечно, каждую из них можно произнести достаточно легко, но их следует произносить не один раз, а многократно – сотни или даже тысячи раз за день. Тогда-то и становится видным различие упомянутых молитв по их трудности.

Кстати говоря, в некоем патерике есть сетования одного аввы, что в его время монахи стали ленивыми: «раньше, мол, молились по первому из указанных образов сего молитвословия, а сейчас – по последнему». Так что, как видим, реальное различие по трудности здесь есть.

В молитвослове есть достаточно много и других молитв, где упоминается имя Господа. Но они не являются той, о коей мы говорим, из-за своей протяженности, т.е. величины. Почему и не предназначены для постоянного повторения, но обычно читаются лишь раз в день – утром или вечером.

Что касается вопроса, сколько раз нужно произносить Иисусову молитву, 33, 100, 150, или 1000, свт. Феофан Затворник говорил, что:

Когда появилась Иисусова молитва

Можно совершенно точно утверждать, что эта традиция очень древняя, и восходит она ко временам апостольским. Молиться сей молитвой апостолов научил Сам Господь, а уже они передали это бесценное духовное сокровище своим ученикам. И так сие молитвенное делание дошло и до нас грешных.

Вот что об этом говорит святитель Игнатий (Брянчанинов):

Моление молитвою Иисусовою есть установление Божественное. Установлено оно не чрез посредство пророка, не чрез посредство апостола, не чрез посредство Ангела; установлено Самим Сыном Божиим и Богом. После Тайной вечери, между прочими возвышеннейшими, окончательными заповеданиями и завещаниями, Господь Иисус Христос установил моление Его именем, дал этот способ моления как новый, необычный дар, дар цены безмерной. Апостолы уже знали отчасти силу имени Иисуса: они исцеляли им неисцелимые недуги, приводили к повиновению себе бесов, побеждали, связывали, прогоняли их. Это могущественнейшее, чудное имя Господь повелевает употреблять в молитвах, обещая от него особенную действительность для молитвы. Еже аще что просите, сказал Он святым апостолам, от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю (Ин.14:13,14). Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите и приимете, да радость ваша будет исполнена (Ин.16:23,24).

В чем сила Иисусовой молитвы

иисусова молитва краткая форма

Очевидно, в постоянном поминании имени Господа Иисуса Христа. Как снова говорит о сем святитель Игнатий:

Тут кстати вспомнить секту и ересь «свидетелей Иеговы», которые, как «дурень с писанной торбой» носятся с оным наименованием (Иегова), считая его каким-то особенным, наивысшим именем Господа, лишь чрез которое можно спастись. Хотя на самом деле, как сказал апостол Петр по поводу исцеления хромого от рождения:

А апостол Павел об этом же пресвятом имени Господа Иисуса Христа говорит еще сильнее:

Как видим из этих мест Священного Писания — имя Господа Иисуса Христа имеет великую славу и силу! Но как же сии слава и сила проявляются в молитве Иисусовой?! Вопрос далеко не праздный, учитывая достаточно темную историю с ересью имябожников, которых некоторые до сих пор считают и называют «имяславцами».

Согласно официальной церковной версии эта ересь возникла в конце 19 начале 20 веков в среде русских монашествующих Афона. Которые как раз и являются самыми большими молитвенниками, в частности, наиболее опытными делателями Иисусовой молитвы. Но согласно той же версии, часть из них впала в прелесть, считая, что «имя Божие и есть Бог; вот откуда, мол, и берется сила сей молитвы». С чем, конечно, согласиться нельзя.

Есть еще древнее святоотеческое объяснение этой молитвенной силы, состоящее в том, что она освящает дыхание молящегося. Что, конечно, правильно, но, думается, является лишь частным случаем сей силы.

Для более полного объяснения последней следует вспомнить учение Шестого Вселенского собора о соединении Божественной и человеческой энергий (действований) в Лице Спасителя. Согласно постановлению сего собора, они соединены: «Нераздельно; неслиянно; неразлучно; неизменно».

Имя Господа Иисуса Христа есть человеческая энергия (действование), ибо то или иное имя естественно свойственно каждому человеку. Но согласно вышеуказанному соборному определению с этим именем (человеческой энергией или действованием Спасителя) нераздельно; неслиянно; неразлучно и неизменно связана Его божественная энергия (действование), т.е. благодать Святого Духа. Поэтому и апостол Павел говорит:

При постоянном повторении пресвятого имени Господа в Иисусовой молитве мы тем самым постоянно, скажу так, воспроизводим Его человеческое действование (энергию). Тогда, если мы при этом подвизаемся законно, т.е. по закону Христову (о чем будет сказано несколько ниже), нам сверхъестественно подается благодать Божия. Которая действительно самым первым своим действием освящает не только дыхание, но также наши ум и сердце, очищая их от нечистых помыслов, похотей и пожеланий.

У великих подвижников, в частности, у тех же афонских православных монахов благодать простирается и дальше, даруя им видеть нетварный свет Божий и воочию открывая другие тайны Царства Небесного.

Нам же, грешным, живущим в миру, дай Богу получить хотя бы эту первоначальную благодать, очищающую ум и сердце! Но для этого, как уже было сказано, надобно подвизаться законно, т.е. согласно закону Христову. Ибо:

Как научиться Иисусовой молитве и как правильно ей молиться

Здесь как раз и пойдет речь о том, как законно, т.е. правильно научиться этому молитвенному деланию, и как правильно в нем пребывать. Но сначала поговорим о том, как это в наше время сплошь и рядом делают неправильно. Первая ошибка всякого новоначального состоит в том, что он, пытаясь молиться сей молитвой, как правило, принимает на себя подвиг выше собственных духовных сил.

Типичная ситуация такая: начитавшись святоотеческих аскетических книг, которые превозносят это молитвенное делание, он сам пытается его совершить. Не понимая, что эти книги написаны не для таких, как он, неофитов, живущих в миру, т.е. мирян, а для опытных подвижников-монахов. И не знаешь, плакать или смеяться, наблюдая как этот начинающий, неопытный христианин пытается молиться одной из высших или даже высшей формой молитвы, не умея молиться вообще?! И действительно, где он этому учился?! Ведь в атеизме, из которого он пришел в православие, молиться не учат!

Отсюда практический совет: сначала научись более или менее регулярно вычитывать свое молитвенное правило (утренние и вечерние молитвы). Где, кстати говоря, как уже упоминалось, есть и Иисусова молитва. Правда, она там в небольшом количестве, но это уж так Церковь установила. Значит, тебе для начала и этого ее количества хватит!

А теперь краткий теоретический совет: любая молитва это нечто подобное крику человека, который сорвался с обрыва и висит над пропастью или тонет в болоте: он взывает о помощи, надеясь, что кто-то придет и спасет его от этой беды. Но верхом безумия было бы думать, что сам по себе этот крик может его спасти.

Так точно и любая молитва — это духовный вопль христианина, обращенный ко Господу, Божией Матери или святым с просьбой о помощи. Именно они нам помогают, а не сама по себе молитва, будь она хоть и Иисусова! И именно в отношении последней следует это особенно помнить, поскольку именно в отношении нее этот соблазн считать ее чем-то само по себе помогающим особенно силен.

Еще одна, прямо скажем, иудейская ошибка считать Иисусову молитву неким самодовлеющим действом, которое одно может совершить все дело спасения, и без нее спасения нет. Говорю это не из теоретических соображений, а из собственного опыта. Помню, когда мы, молодые христиане начинали свое духовное делание, то именно такое мнение сложилось у некоторых наших сподвижников (в основном, еврейской национальности).

Ничего удивительного здесь нет. Как говорят святые, всякий новоначальный, только что пришедший ко Христу, приходит к Нему как иудей. Обычно рассчитывая оправдаться пред Богом и спастись чрез исполнение закона, не зная, что «делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2: 16).

Зато почувствовав, что он не может исполнить весь закон, иудействующий начинает искать какую-то главную его заповедь, чрез которую одну думает спастись. Именно поэтому иудеи и спрашивали Христа: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф.22: 36). В нашем случае есть сильный соблазн считать таковой именно творение Иисусовой молитвы, причем, в как можно большем количестве. Это — порочный путь!

Конечно, молитва Иисусова – это величайшее духовное делание. Но последнее ею далеко не исчерпывается. Новоначальному надобно сначала воцерковиться, регулярно исповедуясь и причащаясь в православной церкви. Ему следует хотя бы немного научиться молиться по Молитвослову, и, желательно, по Псалтири. Ему надобно почувствовать духовную сладостность пресвятого имени Господа Иисуса Христа, в чем весьма помогает постоянное чтение акафиста Иисусу Сладчайшему.

Тогда-то и можно понемногу, осторожно начинать великое, но и более сложное делание Иисусовой молитвы, первоначально стараясь держать свой ум в ее словах, а не вычитывать ее в как можно больших количествах.

При этом следует действительно чувствовать себя грешным, как и говорится в этой молитве, принося ею, таким образом, покаяние Богу. Это и будет первоначальная ее форма, которую святитель Игнатий Брянчанинов называет покаянной молитвой Иисусовой.

Если же этого вышеуказанного подготовительного периода у такового новоначального нет, то, к сожалению, у него происходит следующее. Необдуманно начав молиться этой молитвой, он, как учат святые отцы. действительно действует ею (именем Господним) на бесов, гнездящихся в его сердце. Но лишь раздражает их этим. Его сердце они и греховные страсти, порождаемые ими, не покинут по той причине, что этот начинающий, неудавшийся молитвенник сам упивается своими страстями, особенно блудной, и желает удержать их в своей душе.

Поэтому во время молитвы такового, раздраженный ее бес будет (как говорят опытные, святые молитвенники) возбуждать в нем ту или иную страсть, чаще всего блудную. И у такового получается нечистая молитва, сопряженная со страстью, что очень неугодно Богу. Ибо, как опять же учат святые, мерзок Богу всякий, пытающийся молиться Ему и одновременно беседующий, якшающийся с Его врагами!

В попытках стяжать это духовное делание также полезно регулярно читать молитву Оптинских старцев о даровании молитвы Иисусовой.

Молитва Оптинских старцев о даровании молитвы Иисусовой

иисусова молитва краткая форма

Собор преподобных Оптинских старцев

(Если молитва прочитана невнимательно, причитать еще раз.)

Непрестанная молитва, в частности, Иисусова

Она проистекает из заповеди апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1 Фес.5: 17). Впрочем, даже столь ревностно желающий полностью исполнить эту заповедь преподобный Александр, основатель обители «Неусыпающих», понимал, что для одного человека это невозможно — ведь, по крайней мере, иногда необходимо спать. Поэтому установил в своей обители чреды чтецов, которые по очереди непрестанно читали Псалтирь в храме, когда там не совершались обычные богослужения.

Правда, в отношении высших форм молитвы Иисусовой, т.е. сердечной молитвы, существует исключение. Она может быть действительно непрестанной, непрестанно совершающейся в сердце подвижника даже тогда, когда он спит. Как пророчески сказано в Песне Песней:

Но это высшее духовное делание, практически недоступное для живущих в миру. А как же быть нам грешным мирянам?! Конечно, мы не можем двадцать четыре часа в сутки непрестанно молиться. Но можем стремиться к этому. Ведь сколько времени мы тратим на пустые разговоры или нелепые мечтания, когда можем полезно занять это время постоянным повторением устами или в уме каких-то кратких молитв. Если можем Иисусовой, а если не можем, то других. Например, «Господи помилуй»; «Пресвятая Богородице, спаси нас» или «Святителю отче Николае, моли Бога о нес» и т.д.

Если будем так поступать, то, постепенно переходя от силы в силу, достигнем, если Богу будет угодно, и настоящей непрестанной молитвы, возможно, даже сердечной!

Молитва Иисусова для мужчин и для женщин

Делание это одинаково для всех мирян: и мужчин, и женщин, но последним, как более немощному сосуду, особенно следует следить за собой, чтобы не впасть в прелесть! Об этом вопросе пра. Иосиф Исихаст говорил так:

Святые отцы и подвижники благочестия о молитве Иисусовой

Естественно, что многие из ни много говорили о сей молитве. Выше уже были приведены цитаты о ней из «Слова о молитве Иисусовой» святителя Игнатия (Брянчанинова). Но, конечно, каждому желающему благочестиво подвизаться в сем великом духовном делании полезно прочитать все это «Слово», которое мы здесь не приводим по причине его продолжительности.

Святитель Феофан Затворник говорит об Иисусовой молитве и ее высших формах следующее:

«Сначала надо молиться вслух — «устная внимательная молитва». К Иисусовой молитве поначалу приходится себя понуждать, чтобы посредством молитвы и помощи Бога победить в себе страсти. Но со временем молитва станет желаннее.

Во время молитвы надо стараться, чтобы ум не рассеивался, вникать в слова молитвы. Но «нерассеянность уму дается не скоро и не тогда, как захотим, а когда смиримся и когда Бог благоволит». Дары Бога даются не за количество произнесённых молитв, а за смирение. Святитель постоянно пишет о том, что себя именно надо понуждать к молитве, к вниманию, к смирению. Просто так ничего сделать не получится. Непрестанное чтение молитвы некоторые сравнивают с медитацией. Но Иисусова молитва — не медитация, во время молитвы человек всегда трезвен умом и вниманием.

Следующий этап — это «умная молитва», когда одним умом мы устремляемся к Богу или зрим Бога. «По мере нашего усердия и смиренного тщания в молитве дарует Бог первое дарование уму нашему — собранность и сосредоточенность в молитве».

Интересно, что как бы мы ни старались, наше внимание в молитве всегда будет понуждённым, т.е. неестественным, с приложением больших усилий. Внимание в молитве только тогда становится естественным — «неотходным», когда его дарует нам Господь.

От «умной молитвы» осуществляется переход к «сердечной молитве». Что такое «сердечная молитва»? «Когда чувствами сердца с Богом бываем, а любовь к Богу сердце дополняет» — суть в соединении ума с сердцем. Тем, кто хочется подвизаться в молитвенном подвиге, святитель даёт совет: отвергать свою волю и собственные разумения. При единении ума и сердца человека больше не мучает тот постоянный конфликт между сердцем и нашими разумом, которые не даёт верить в чудеса. При единении ума и сердца человек ясно видит все свои помыслы и желания и охотнее понуждает себя к послушанию.

Перед этим молитвенным подвигом советуют обратиться к духовнику и всё время с ним советоваться, читать святых отцов и стараться исправляться самому. Важно, чтобы делание молитвы не приносило вред окружающим, не мешало работе и выполнению своих обязанностей».

Преподобный Герман Зосимовский:

«Если хочет кто очистить сердце свое от всех лукавых помышлений, оскверняющих внутреннего человека, тот пусть взывает: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

«Невозможно, – говорит святой Исихий Иерусалимский, – невозможно очистить сердце свое без чистого призывания Иисуса Христа».

Слыша об этом, многие из святых, оставив всякую другую добродетель, старались только об одном – чтобы очистить и сохранить свое сердце от всяких недобрых помышлений, и лучшим к тому средством находили, когда со страхом и благоговением произносили имя Господа Иисуса Христа. И это занятие называют отцы «изящнейшим деланием», самым лучшим способом и водворению внутри себя Царствия Божия.

«Имя Господне свято есть», – сказано у пророка, и тот, кто вспоминает святое имя Господа Иисуса как должно, с благоговением и умилением, тем самым освящает свое сердце и водворяет в нем радость спасения».

Об этом же учила и подвижница нашего времени схимонахиня Сепфора (+ 1997 г.):

Матушка Сепфора была немногословна. Но когда начинались мои настойчивые расспросы, понемногу открывала свои «тайны»: «Вот, бывало, грядку копаешь. Толкнешь лопату-то и разом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий…» — а потом тянешь ее обратно и договариваешь: «…помилуй мя, грешную». Так меня глуховские монашки в детстве еще научили».[Разрыв обтекания текста][Разрыв обтекания текста]В земле копалась, корову обихаживала, стряпней занималась, в поле работала, а про себя – Иисусову молитву. Так, чтобы под образа встать и часами молиться – в молодости такой роскоши она не знала. Минуты не было, чтоб без дела в руках.[Разрыв обтекания текста][Разрыв обтекания текста]Хочется, …чтобы люди узнали, как, живя обыденной мирской жизнью, до краев наполненной тяжкой, иногда непосильной работой, человек может достигнуть подлинно ангельской высоты – праведности».

Сербский старец Фаддей Витовницкий (+ 2003 г.):

«Внутренняя молитва — вот самый великий труд, который может совершать человек. Потому что наш враг — сила мысленная — знает, что в молитве человек сердцем и чувствами приближается к Богу, а духи злобы стараются привязать человека к земным предметам».

Заключение

Есть еще много святых отцов и учителей Церкви, учивших о данном духовном делании. Главное, чтобы нынешние подвижники, читая их и учась у них, по смирению избирали самое простое и доступное им, а не по гордыни сразу же стремились к высшим дарованиям. Если православный аскет со смирением так будет совершать это великое духовное делание, то со временем, приходя от силы в силу, достигнет, если Богу будет угодно, и высшего. Чего и желаю всем своим читателям.

Протоиерей Георгий Городенцев

Иисусова молитва 1000 раз (слушать хор братии Валаамского монастыря)

Профессор А.И. Осипов о молитве Иисусовой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *